Ремонт и настройкаБолты, болты, вперёд болты!

«Болты, болты, вперёд болты.…ты и я, и я и ты», как пелось в одной чудной песне группы «Ноль».

Но сегодня я хочу вам рассказать совсем о других болтах, а именно о стальных и алюминиевых, а ещё точнее — о бонках, боночных гайках и болтах для них.
На первый взгляд тема абсолютно простая и ничего интересного в ней нет. В общем это почти так, но некоторые тонкости там всё-же присутствуют, и знать о них будет полезно.
И чтобы знание этих тонкостей помогло сделать процесс соединение бонками максимально приятным — я и написал этот пост.

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

Итак, начнём с целевого назначения этой нашей бонки, зачем она нужна? Варианты бывают разные:
1 — Крепить одну звезду к пауку шатунов
2 — Крепить одну звезду + рок-ринг (алюминиевый или пластиковый)
3 — Крепить две звезды
4 — Крепить всякие нижние части успоков.
5 — Крепить мелкую звезду к системе, только там это делает болт, а не вся бонка.


Если внимательно посмотреть на эти варианты, то можно увидеть общее слово «крепить». И как же нам делать это наиболее правильно?

Давайте сначала определимся с терминами. Бонкой я буду называть комплект из пустотелой гайки и болта, который вкручивается в эту гайку. А для любителей цветного фэн-шуя и лайта есть алюминиевые цветные бонки (всяческих различных цветов, но у меня этих цветов в наличии не оказалось, кроме красного и чёрного)

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

1 — Начнём с гайки. Основную нагрузку, передаваемую от шатунов к звезде и далее на цепь несёт именно она. Внешний диаметр циллиндрической части гайки стандартный, он составляет 10 мм.
Длина гайки — наиболее важная часть нашей системы, её нужно подобрать максимально точно.
Что к чему подбираем? Длину основной (то есть только циллиндрической, без учёта «бортика») части гайки подбираем к суммарной толщине звезды, паука и рок-ринга (либо паука и двух звезд), короче к одному из вышеупомянутых вариантов 1-4, обозначим эту толщину буквой S Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!.
В зависимости от количества звёзд и наличия/толщины рок-ринга эта самая толщина может находится в диапазоне от 3,5 до 14 мм, а может даже и больше.
Чем точнее мы подберём эти размеры — тем меньше будет люфта и перекоса бонки при нагрузках.

В идеале надо стремиться к длине бонки чуть меньшей, чем толщина нашей стопки (S), меньшей,
например на 0,5 мм. Тогда при затяжке нашей конструкции из гайки и болта всё прижмётся плотно, без люфта, и будет приличный запас на разброс размеров этих деталей (т.н. поле допуска).

Если нам попадётся более длинная, чем нужно, гайка, то ничего не мешает нам её чуть укоротить, но только делать это весьма желательно прямыми руками, и вероятно без применения механизированных средств, так как адекватно закрепить её в домашних условиях непросто. Только потом обязательно снять заусеницы и фаски снаружи и внутри, очистив начало резьбы.

При этом нас может поджидать одна засада, связаная с неполной резьбой на болтике:

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

— под такие болты нужны соответствующие гайки, с проточкой:

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!
Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!


Если при закручивании болта в гайку она не дойдёт до конца, а упрётся в место без резьбы, то будет ай-ай-ай. Смотрим фото:

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

Эпизодически попадаются и несовместимые резьбы болта и гайки, то есть или очень большой люфт (такой, что при закручивании резьбы готовы легко сорваться) или наоборот — их не закрутить. Номинально резьба везде М8 мелкий шаг, но по факту эти 8 мм могут быть как 7,9, так и изредка аж до 8,4 мм. Шаг совпадает, к счастью.
Если есть штангенциркуль и умение им пользоваться, то такие моменты можно выявить заранее, сравнивая разные варианты.


Но в общем настоятельно рекомендую предварительно свинтить бонку отдельно от системы, и проверить всё ли хорошо, иногда это поможет сэкономить прилично нервов и времени.

2 — Тут самое время перейти к шлицам на нашей гайке — за что (и чем) её
удерживать при затягивании?

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

Есть два варианта. Первый — это привычный пропил, шириной около 1 мм, и подходящий для этого дела инструмент:

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

Второй — заметно более удобный крепёж под стандартный 5 или 6 мм шестигранник или звёздочку типа Торкс (нет фото).

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!
Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!
Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

И тут нас поджидает засада номер два. А именно то, что прилив под второй (более удобный) вариант съедает некоторое количество от длины закрученного в гайку болта. Это в общем не так страшно, но только если этой длины с хорошим запасом, то есть если наша гайка крепит не одинокую звезду без рока, а что-то более солидное по толщине.

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

А вот если гайка у нас коротышка, то на ещё более коротком болте останется совсем немного витков, то это будет никак не полезно.

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!
Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

В этом случае однозначная рекомендация — применять только гайки с пропилом под плоский ключик.

3- Теперь немного о болте: Шляпка этого болта бывает стандартная (диаметром 12 мм) и «шиманоидная» (диаметром 14 мм):

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

Зачем у уважаемой японской фирмы появился второй вариант?
— Нужен он только для крепления пластикового рок-ринга, чтобы при затяжке этих болтов чрезмерная нагрузка не передавалась на рок, и он не треснул в местах крепления при затягивании болтов и при ударах, они сделали металлические вставки в местах крепления, принимающие на себя нагрузку. Причём внешний диаметр этих вставок практически равен диаметру шляпки стандарных 12 мм болтов, и прикрученный на такие болты шимановский рок-ринг имеет хороший шанс отвалиться от шатуна даже без какого-либо удара, а просто так, оставив весь крепёж на шатуне. С родным болтом 14 мм шляпкой подобных проблем естественно нет.

4 — Важный момент относительно длины болта — он вполне может быть как короче гайки (особенно если этой длины хватает с запасом), так и чуть длинее — в случае если на системе нет мелкой звезды или кончики болтов не цепляют за успок или его крепёжные уши.

Минутка приятного. О цветных болтиках.
Зачем они нужны, это и так понятно — для фен-шуя, красоты и прочих прелестей. Да почему бы и нет?
По материалу цветные болтики как правило алюминиевые, анодированые. Если нам попались чёрные — то они могут быть и стальные, но по весу легко понять кто из чего сделан.
Как таковую нагрузку они не несут, так что пользовать их вполне можно, но только закручивая с разумным усилием.

5 — Далее к вопросу о типе шлицов на болте — какой вариант лучше, под шестигранник 5 мм или под звёздочку Т30?

Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

В общем оба варианта вполне допустимы и практически равнозначны. Звёздочка чуть более правильна с инженерной точки зрения, но и шестигранное крепление при прямых руках не подводит.

6 — Ещё болтами от бонок прикручивается самая малая звезда на системе, с типичным BCD 64 мм для 4х болтового МТБ-крепления. Тут в общем всё тоже несложно, кроме рекомендации не использовать алюминиевые болты. Несколько грамм экономии погоды не сделают, а вот срезать их нафиг вполне реально — сильный гонщик вполне может создать усилие при стартовом рывке до 200-250 кг на каждый болт.
Так что тут только сталь, ну если только вы не 50 кг девочка на прогулочном карбоновом байке Ремонт и настройка: Болты, болты, вперёд болты!

7 — Ну и в заключении совет пользоваться фиксатором резьбы, минимальным или средним, без него у бонок бывает тенденция к самооткручиванию.


Итак, краткие выводы:
1 — Гайка должна быть стальная, цвет роли не играет. Длину гайки максимально точно подбираем к толщине соединяемых деталей минус 0,5 мм.
2 — Предварительно надо свинтить гайку с болтом и удостоверится, что сильные люфты отсутствуют, и что болт можно вкрутить в гайку полностью.
3 — Короткие гайки выбираем только с пропилом, длинные — непринципиально, но удобнее вариант под шестигранник/торкс
4 — Шимановский рок-ринг крепим только оригинальными болтами, обращая внимание и на конструктив гайки.
5 — Болтики могут быть из любого материала, длина может быть как короче, так и чуть длинее гайки (не во всех случаях).
6 — Вид крепления болтиков непринципиален.
7 — Малую звезду системы крепить стальными болтами.
8 — Соединение лучше законтрить слабым фиксатором резьбы.

Всем спасибо за внимание и терпение.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    6
  • +40
  • Мнения
?
Кувалдаубивает

Комментарии (32)

0
А у меня еще и шайбы есть, вырезанные лазером из того же листа что и звезда.
Почему про шайбы ни слова?
avatar

ink_ru

0
Напиши, что за шайбы и для чего — я дополню.
avatar

Chute

0
У меня тоже стоковая система собрана с шайбами, т.е. бонки под вариант звезда-паук-звезда, но т.к. у меня двойник, эти же бонки сипользуются в наборе звезда-паук-шайба_котора_заменяет_звезду.
Не раз на это натыкался, есть подозрение, что наиболее распространены именно бонки под тройник, т.е. 2 звезды и паук, и их же, ради унификации, используют на двойниках добирая толщину большой звезды шайбой.
Просто у меня кроме стоковых, ещё такой же комплект бонок, того же размера и с такими же шайбами в комплекте. Можно использовать как с тройником, так и с двойником.
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
У меня бонки sram под шестигранник тоже с шайбами шли. Зачем там шайбы не знаю, думал вы в процессе написания статьи что-то узнали. Но у меня если поставить без шайбы, то шестигранник не войдет, не хватит места т.к. у меня одна звезда.
avatar

ink_ru

0
шайбы на двойниках, возможно, для варианта установки рокринга.
avatar

pashevich

0
Рок пластиковый не влезает. Шайба меньше 2х мм толщиной. Тупо не хватит длины бонки. Если только алю рок или рок из звезды со срезанными зубами.
avatar

pustota

0
О, как же вы вовремя. Я потерял одну бонку (ужас-паника), вторая начала раскручиваться — звёзды пальцами отгибались. Спасибо, теперь я знаю, на что ориентироваться при покупке.
avatar

sumnix

+16
Капец… это только про бонки… а что если автор распишет про весь велосипед?)))
avatar

_va

-1
ну да… я тож чёто не вкурил — совсем какаято лучковая тема…
avatar

Aveega

+4
Ну если ты не вкурил даже лучковую тему, то тебе ещё предстоит очень долгий путь.
avatar

Dobrii780

+4
Я вначале хотел подробненько так, со взвешиванием каждой, но потом стало лень и написал совсем коротенько, конспективно так сказать. Шютка.
На самом деле пост писался зимой в личном блоге на уютненьком ДХФР, но тут на 26 в соседней теме началось всякое «да-да-нет-да», «любит-нелюбит», и прочие фуллHD и 4К, так что я решил чуть разбавить эту битву возвратом к привычному копанию в железках.
avatar

Chute

0
ну вцелом — молодец. Надож и новичков просвещать. Но ябы какой ещё неизвесный факт выкопал — для опытной публики, или сразу назвал тему: «Про бонки — для новичков спешиал.»
avatar

Aveega

0
Ну если ты знал все те нюансы, про котрые я написал — то молодец. А то я и сам про них забываю, вот и пришлось написать пост, чтобы в голове не держать.
avatar

Chute

0
Ты напиши какой резьбовой клей бывает, что значит синий и красный, что его можно заменить на лак для ногтей, но осторожно:) и т.д и т.п…
avatar

Aveega

+3
Если коротенько — то анаэробный фиксатор резьбы предотвращает самопроизвольное её откручивание, продаётся в небольших тюбиках в жидком виде, застывает без доступа воздуха. Различается по степени фиксации — слабый (пурпурного — читай розового цвета), синий (средней фиксации), и красный (жёсткой фиксации, откручивается только при нагреве феном до 150-200 градусов). Продаётся в магазинах автотоваров — масел, смазок и тд.
Наносить на сухие поверхности резьбы, остатки смазки предварительно очистить и смыть спиртом.
Лак для ногтей не рекомендую — он недостаточно эластичен и непредсказуем по прочности. 
avatar

Chute

0
Ну вот! Только фиксатор резьбы можно купить и веломагазах, и открутить его можно без нагрева феном. А лак для ногтей да — не предсказуем, может «схватить» сильнее красного фиксатора, а может и вообче несхватить... 
avatar

Aveega

+2
я флюс канифольный использовал, чтобы фиксануть болтик на складном ноже. Очистил, накапал, закрутил… больше болтик не раскручивался.
avatar

pustota

0
А один чувак жвачкой залепил. Не раскручивается.
Голь на выдумки хитра. :) 
avatar

Dobrii780

0
Ну можно ещё пластелин использовать или изоленту синюю. Канифоль уже сотни лет используется для увеличения трения, ей мажут смычки скрипичных инструментов, например, и не только. Спиртовой раствор канифоли (флюс паяльный) вполне не плохо справляется с фиксацией резьбовых, хотя совсем лайтовый фиксатор получается.
avatar

pustota

0
Уверен, что резьбовой клей можно заменить на лак?
Или это из разряда вместо шимановской минералки можно залить пива? :) 
avatar

Dobrii780

0
Разбери совковый телик и посмотри чем там болтики зафиксированы. Цепон-лак, вроде. Не совсем лак для ногтей, но смысл схожий.
avatar

pustota

0
Норм тема. Чувак выше, возможно в мастерской работает и ему подобные вещи кажутся обыденными.
99% велолюбителей в мастерской не работают и часть из них не знает этих тонкостей. :) 
avatar

Dobrii780

0
Я в том числе. :)
avatar

Dobrii780

+14
Бонки, да?

Хотя я бы ножовкой укоротил болт.

avatar

velikain

+3
Машина по производству фарша? :)
avatar

Dobrii780

+2
В Субботу являлся свидителем интересного случая. Товарищ наделся рокрингом то ли на камень то ли на кусок поребрика (СпБ). На рокринге небольшая вмятинка а все четыре алюминиевые болки срезало будто ножом. Хорошо что был двойник))
Последний раз редактировалось
avatar

bambr

0
Почуствуй себя Гвином на спуске ))) Бонки были явно уставшие за 4хлетнюю историю велика, да и я вешу 100+
avatar

Chunia

0
Дополню:
1. Есть бонки для крепления петуха. Болт и шайба короче стандартных. Внешний диаметр гайки такой же, а вот резьба может быть меньше.
2. Болты под большую звезду двойника. В системе ХХ под gxp у большой звезды  нарезана резьба. Прикручивать такую звезду только болтиками. Параметров болтов не знаю, помню лиш, что они были не стандартные.
У кого имеется хх чистема, прошу выкрутить болтик и описать его.
avatar

Artemiy

0
так и дропауты бывают на бонки крепятся
avatar

Aveega

0
У гамблера 2008-12 и вольтажа FR, насколько помню, так и есть
avatar

Dobby

0
есть еще ооочень длинные бонки для крепления пластиковых рокрингов на двойник, попались такие с роком e13 supercharger:

 
avatar

pashevich

+1
И не только, это единственные бонки которыми можно адекватно стянуть дропауты на моей on-one scand-al
avatar

marchenkovdmitry

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.