Ремонт и настройка — Рассказ и опрос о том, как решить проблему с переключением на X01/XX1
Сегодня уже не в первый и даже не во второй раз произошло обсуждение (местами довольно упрямое)) о том, существует ли у этих переключателей фирменная болезнь или это кривые руки владельца. Так как у меня проблема возникала на двух одинаковых переключателях и ее не смог вылечить штатный механик компании SRAM, то лично я был уверен, что проблема в железке.
О том, что за проблема там есть, с чем связана и как ее лечить — под катом.
Итак, собственно в чем беда.
Проблема в том, что переключатель иногда перестает включать самую мелкую (11ю) звезду. Это в лайтовом варианте. В худшем случае могут отказать 2-3 нижние звезды, при ослаблении тросика с помощью манетки цепь просто не скинется вниз (но переключатель туда можно переключить рукой, он туда сдвинется, останется на 11й звезде, а не вернется на 10ю).
Эта проблема встречается далеко не у всех, о чем регулярно напоминают защитники этой весьма дорогой железки. И рад бы я был оставить их в покое, но у меня самого на двух байках стоит такой переключатель и менять всё на XTR мягко говоря дорого.
Немного о том, часто ли встречается эта проблема.
Лично меня она достает регулярно, также она случалась у Жени Шипилова на этапе кубка мира (после чего он решил, что дело было в руках и все исправил). Однако недавно, в Алуште, проблема у Жени снова повторилась и мы оба чинили свои одинаковые переключатели прямо между стартами спец-участков.
Быстрый поиск по сети сразу выдал темы на англоязычных форумах (я читал singletrackworld.com и rotorburn.com), где нашлись до боли знакомые фразы:
«Anyone had/having similar problems to me with the xx1/x01 rear mech, it basically really doesn't want to shift into 11th gear»
или
"My X01 drivetrain has gone from perfect shifting across all gears to not wanting to drop onto the smallest cog. I had the cable replaced by a bike mechanic who checked over everything (including seeing if the hanger was bent) and got it working perfectly. 2 rides later and the problem has occurred again."
И такого много.
Итак, общественность голосует за ту же версию, которая есть у меня: у переключателя X01 (как минимум у него) слишком слабая пружина, которая возвращает переключатель в «сложенное» состояние, то есть переключает на меньшую звезду.
Вот здесь видно эту пружину (хотя переключатель на фото — даунхильная версия под 7 звезд):
Не очень понятно, почему проблема возникает не у всех обладателей (может быть в XX1 стоит другая пружина, либо в компании в какой-то момент исправили баг для части партий как было раньше с клинившими лапками у аналогичных переключателей).
Прямо при написании поста я ослабил трос переключения, x01 не включил 11ю звезду и я стал изучать проблему, крутя в руках второй аналогичный переключатель, но снятый с байка. Когда держишь его в руках, кажется, что пружина очешь мощная, переключатель складывается с хорошим усилием. Но как же так, если рядом я смотрю на неработающий. Пришлось немного поэкспериментировать и стало очевидно следующее:
Дело не в качестве пружины, дело в ее длине. Она слишком длинная для этого посадочного места. На фотографии выше у сложенного переключателя под 7 звезд (даунхильная версия) в сложенном состоянии видны зазоры между витками пружины. Именно эти зазоры на моих переключателях под 11 звезд в сложенном положении намного меньше. Таким образом, стоит пружине совсем немного растянуться и она становится уже слишком длинной, чтобы давать необходимое усилие для складывания переключателя до конца. На верхних звездах она работает шикарно, но чем ниже — тем хуже. В моем случае эта пружина без усилия прожимается пальцем сбоку даже на 10й звезде.
Итак, раз у нас такая проблема, то как можно профилактически улучшить работу, чтобы уменьшить требовательность к пружине:
1. Очевидно чистый и смазанный переключатель
2. Не должно быть грязи внутри рубашки
3. Проверьте работу манетки и работу пружины в ней.
4. (!) SRAM выпускает собственные тросики переключения, которые тоньше стандартных. Ставьте их, это существенно уменьшит потери на трении.
5. (!) Храните байк с включенной 11й (мелкой) звездой, чтобы полностью убрать нагрузку с пружины и меньше ее растягивать.
6. Механик срама сказал о том, что внутренний диаметр некоторых рубашек не подходит и слишком мал для этих тросов. Честно говоря, тогда впервые услышал о том, что внутренний диаметр рубашек отличается.
7. Проверьте стыки рубашки с местами посадки в манетку, раму (если есть), переклюк. Все они должны быть жесткими (ровно отрезанная рубашка, нормально вставленная в подходящие наконечники). Проще всего, конечно, купить штатный комплект рубашки/тросиков/наконечников.
Про ограничительные болтики и пр. не говорим, так как все обладатели этой проблемы эти шаги, вероятно, прошли в первую очередь.
Хочу спросить читателей, возможно кто-то видел другие решения этой проблемы, знает о возможности замены этой пружины/покупки ее отдельно? Например, на некоторых форумах предлагают вручную докрутить пружину на 1 виток и установить ее заново, но выглядит это, честно говоря, довольно радикально.
Any ideas?
-
добавить в избранное
5
- +44
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (67)
millenium15061985
По теме, а зазор между роликом и кассетой правильно выставлен?
я про 16 этап настройки
Vastak
Val
gxp — это просто чудо, конечно. так беспонтово выделиться надо еще умудриться было.
saaresto
Ну и на пыльник она кстати слабо тянет. Скорее уж проставка для устранения люфта оси в подшипнике.
schmel
все строго конфеденциально.
twice
wibird
Х01, купленный в феврале 2014 года (т.е. ранняя партия должна быть). Стоит стоковый тросик. Байк всегда стоит на 6ой передаче, так чсто пружина довольно натянута. С переключением никаких проблем никогда не было. Катал и в лютые каки. И подолгу не чистил, всё работает как часы. Вообще после многих лет Х.9/Х.0/ХТЯ, Х01 — самый чёткий переключатель. Переключения быстрые и чёткие. Передачи сбрасываются со звоном и задором. Никакого тупежа не было никогда.
По теме:
Мне всё-таки кажется всё дело в настройке. Когда его настраивал, помню, что очень долго мучался, ибо там были какие-то тонкости, свойственные Х-Horizon и не свойственные обычным переключателем.
TWR_DUUALL
millenium15061985
Проблема есть, это факт. Она видна даже на снятом чистом и смазанном переключателе, о какой настройке тут идет речь? В сжатом переключателе пружина практически ослаблена. У меня это в двух x01.
Val
Если не заниматься её укорачиванием, то можно попробовать надеть на обе оси (которые сжимает пружина) небольшие металлические трубочки подходящего диаметра и собрать всё заново — так натяжение будет сильнее.
Chute
Было бы идеально, если бы кто-то сказал: «более короткие пружины есть, продаются вот тут». Еще как вариант можно заморочиться и посчитать число витков на разных переключателях, либо, возможно, в разных партиях различались составы металла этих пружин и одни проще растягивались. Фиг его знает.
Val
Я как-то развлекался заменой двух пружин в недорогом шоссейном переклюке на жёсткие от мёртвых ХТ, но эту пружину не трогал, разок просто ставил на место слетевшую.
Chute
P.S. Трубочки нужны из хорошей стали или жёсткой бронзы, иначе пружина может их протереть через какое-то время.
Chute
VladimirDolgin
kuzlich
NixonElite
Попробуй подложить под основной болт крепления переклюка шайбу толщиной 2-3 мм, переклюк отодвинется в сторону самой мелкой звезды на кассете, и после корректировки тросиком новое положение будет с более натянутой пружиной. Это если я не перепутал, куда его надо двигать.
P.S. Если поможет, то с тебя ещё один лагман ;)
Chute
ведь положение кассеты относительно петуха у спешиализайдов сдвинуто на 2мм ближе к петуху!
там же чёртов 142+!!!
спеши должны бы и петух отодвинуть на 2мм дальше, но если предположить, что они этого не сделали, то это очень хорошо объясняло бы страдания Михаила.
raskladnoy
И есть нестыковки: у Жени Шипилова совсем не спеш, а проблемы были. На втором спеше у меня тоже 142+, но переклюк XTR и всё прекрасно. Ну и просто я верю, что этот момент учли. Завтра приедет новый велик, посмотрю еще там.
Но самое главное — упор переклюка в петух уйдет и там станет еще меньше точка опоры. А при ударах цепи на тряске, как выясняется, сопротивляющийся цепи инновационный переклюк все усилие передает туда, от чего может ломать этот упор. Это дело у меня уже случалось, так что со сдвигом точно сломает.
Val
Идея в том, чтобы попробовать и понять — помогает ли.
По поводу упора — для стендовой проверки без рывков его вполне хватит, а если моё предположение подтвердится — то можно будет сделать кастомный петух, это не так дорого.
Chute
ilyamaksimov
raskladnoy
Val
racerx
Data_Link
racerx
Data_Link
Ну или остаться на системе 9-10-9 (Шимано-Срам), там тоже всё норм.
Chute
eovein
А система с Срамовской манеткой на 9, перекидкой Шимано на 10 и кассетой на 9 (то есть 9-10-9) мне понравилась — по части чёткости всё более чем хорошо.
Chute
kubas
RomanAkentev
creepshow
Я это дело уже решил родным новым комплектом рубашки-троса-наконечников.
Просто переклюк все равно нежнее нежного и если покататься в грязь перед какой-то гонкой, проблема легко может вернуться в самый ответственный момент. Да и сейчас не идеально переключает.
Val
А вот тонкий Срамовский тросик в чёрном тефлоне мне не очень понравился — там и зазоров для грязи остаётся больше, и жилки вроде потоньше — как-то он у меня неожиданно порвался у переклюка, видимо надламывался по одной жилке.
Chute
zhirnova
Вообще ты в курсе, что я только что получил новый велик с переклюком X01. Новый) И сразу виден прикол. Печаль, что. Мне надо, чтобы мелкая звезда не через три секунды включалась. Я привереда?
Попробую что-то настройкой сделать, а потом видимо укорочу пружину.
Val
raskladnoy
Неужели дремеля ни у кого не нашлось? У него весьма клёвые отрезные круги.
tene
Val
Yue
Data_Link
wibird
mihalych
Dustman
Не в курсе, какие именно переключатели и манетки ок?
Val
Dustman
vidok
Dustman
wibird
Data_Link
schmel
Data_Link
Жаль что нет ничего неразрушимого..
mor
Оно мне надо? Просто глупо полагать, что при серийном производстве не может быть брака/дефекта как производственного, так и не продуманности каких-то моментов
wibird
WatcheIF
raskladnoy
Val
«куплю на запчасти»
RomanAkentev
Этим пассажем хотел призвать в топик #белорусскихинженеров с попыткой свести не личные, но счеты со Срамом.
mihalych
DarkWit
meistaken
Были знатные проблемы с переключением на шимано ZEE и Sram XX, XX1.
Поставил себе зишку на обычнейших рубашках с нейлоновыми концевиками. Shadow+ не выключал в процессе эксплуатации и через пару недель четкости как не бывало. Снял рубашки — концевики заметно продавились, рубашки растянулись.
Поставил кевларовые рубашки Sheng-An с металичискими штамповаными концевиками и история повторилась через месяц, но кевларовая рубашка вытянулась заметно меньше, да и в целом держалась лучше. Та что рубашки я оставил те же, но втулил фрезерованные алюминиевые концевики и о чудо, с тех пор прошло около 10 месяцев и все подстройки свелись к четверти оборота регулятора на манетке.
В общем и целом — концевики решают.
После экспериментов на своем байке перенс практику в мастерскую на ХХ и ХХ1, только в последний втулил еще и тросик с тефлоновым покрытием от того же шенгена. Работает отлично, хотя изначально были подобные проблемы: пропадала четкость, не сбрасывалась цепь на крайние звезды.
PavelGluck
AirVetra
Проблема известна, просто с этим переклюком из-за этой пружины нельзя допускать никаких косяков. Распушился один конец рубашки, появился в этом месте дополнительный изгиб под нагрузкой, прощай работа одной звезды. То, что большинство других переключателей прощает, этот — нет. Я в посте перечислил, за чем стоит следить. В частности, теперь после катания всегда переключаюсь на мелкие звезды, чтобы не растягивать пружину при хранении байка. 14 лет не знал, что так надо делать, теперь знаю) Такой переклюк. Учит)
Val
А просто подтянув цепь или укоротив или этим теншн винтом не дает ничего к переключению?
ПС. На другом байке с внутренней проводкой тоже был глюк — слишком сильный угол поворота тонкой рубашки приводил к ухудшению движения троса, но там вообще нижние 3 не переключались:-(
ППС. Вот на Х.0 еще 9 скоростном — аж титановая жетская пружина — были времена!
AirVetra