Ремонт и настройка — Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь
На сайте периодически проскакивают мысли как сделать велосипед тихим, будь то установка бескамерки или перетяжка рубашек и гидролиний хомутами. Но хотелось бы поговорить о проблемах появившихся с новыми стандартами и нестандартными новыми решениями. Статья больше ориентирована на мимокрокодилов, но может кто-то вынесет что-то полезное и для себя.
Большинство посторонних звуков на велосипеде лечатся лаской и смазкой. Затягивайте болты по инструкции, карбоновые рули и подседельные штыри ставьте на специальную карбоновую пасту. Если у вас грипсы на зажимах — проверяйте целостность самой пластиковой рамки. Проще говоря — своевременный уход решает многие проблемы. Но с чем можно столкнуться даже на полностью обслуженном велосипеде?
Клацающие каретки
Ни для кого не секрет, что даже идеально посаженые PF каретки могут издавать неприятные поклацивания. Да, с ними лучше q-factor, зачастую они легче, а карбоновые рамы с таким стандартом проще изготавливать, так как не нужно делать металлическую резьбовую вклейку в кареточный стакан. Но оставим целесообразность ввода в широкий обиход таких кареток и сразу перейдём к причинам сего отвратнийшего шума.
1. Нейлоновые чашки
Нейлон хорош, он лёгкий и дешевый, и за это его любят производители велосипедов. Очень часто именно на этой детали экономят в комплитах. Хотя бывает так, что кроме нейлона и поставить нечего. Показательный случай с Specialized Demo 8 2011 года: раму под PF сделали, а самих кареток ещё нет, в комплекте с рамой шел нейлоновый переходник.
Но чем он плох? Нейлон может деформироваться под нагрузкой и посадка в каретке уже не будет такой плотной. Чашка начинает слегка гулять при педалировании, а грязь и вода дополняют картину. На выходе получаем клацающую каретку, а переборка узла решает проблему не на долго.
2. Маленькие допуски
Чтобы запрессованные детали работали правильно используют очень малые допуски. Например допуск посадочного места в раме всего 0.05 мм (примерная толщина волоса у человека). Но любой механик подтвердит, что у карбоновых рам точность изготовления таких узлов без металлической вклейки слегка гуляет. Если посадочное место будет чуть уже, на подшипник будет идти избыточная нагрузка и он достаточно быстро прейдет в негодность, а за этим последуют неприятные звуки. В обратной ситуации с чуть большим посадочным местом чашка будет слегка гулять под нагрузкой и это явно не пройдёт бесследно.
3. Плохое качество вклейки
Даже если вы нацелились на карбоновую раму с резьбовой вклейкой под BSA стандарт, стоит убедиться что рама как минимум свежая и нормального бренда. На первых парах даже у достаточно именитых производителей не всегда получалось хорошенько вклеить металл в карбон, но за пару лет внесли поправки и сейчас редко встретишь относительно свежую раму с плохой вклейкой. Другое дело братья наши восточные, здесь абсолютная воля рандома. Не лишним будет посмотреть отзывы в англоязычных интернетах. В противном случае самостоятельно исправить такую каретку будет максимально проблематично.
Вместе или по отдельности такие особенности конструкции дают закономерный результат — каретка либо издаёт посторонние звуки, либо вообще нормально не держится в посадочном месте. Терминальная стадия на видео ниже.
Это всё понятно, но как бороться?
1. Резьбовая каретка
Производители ушли от закручивающейся каретки и теперь нам приходится к ней возвращаться. Стандартную нейлоновую каретку лучше заменить на алюминиевую. Помимо плюса в жесткости мы получаем ещё один плюс в виде возможности стянуть чашки такой каретки между собой и предотвратить их перекос. Вдобавок в таких каретках могут быть установлены радиально-упорные подшипники, которые лучше держат нагрузки в осевом направлении (что очень актуально для шатунов). Вот сравнение обычного (слева) и радиального подшипника (справа).
Минусом такого решения является цена и необходимость покупки специального ключа к такой каретке. Но не стоит расстраиваться смотря на цену TorqTite от Enduro Bearings. Например за треть можно взять каретку от Wheels Manufacturing с точно такими же подшипниками, главное правильно подобрать размеры.
2. Переходник
Не особо предпочтительный способ, но всё же стоит про него упомянуть. Идея примерно такая же, как у нейлонового переходника на Demo 2011. Только вместо нейлона используется цельный алюминиевый стакан. Его вы вставляете в раму, а уже в него вкручивается обычная BSA каретка. Если у вас комплит — это точно не ваше решение, т.к. снова же придётся менять шатуны, увеличится q-фактор и вы добавляете лишний узел из которого могут начать доноситься шумы. Такие адаптеры легко найти у Китайцев, но фирменные есть и у SRAM/FSA.
3. Радикальное решение с локтайтом
Если даже с заменой каретки звуки не ушли, чашки каретки вставляются в раму слишком легко, а на них самих видны следы трения о раму — настало время радикальных мер с посадкой такой каретки на синий локтайт. Дополнительные сложности обычно возникают у владельцев карбоновых рам. Дело в том что локтайт очень плохо клеится к карбону (как и к любой другой трудно склеиваемой поверхности). Но здесь поможет «Праймер», например Loctite 770. Обезжириваете внутреннюю поверхность кареточного стакана, наносите праймер и даёте ему подсохнуть примерно минуту. Затем запрессовываете каретку с нанесённым на неё синим локтайтом, ставите шатуны и даёте этому добру подсохнуть (например на ночь).
Барабанящая цепь
Следующая проблема посторонних звуков — это барабанящая о раму цепь. Раньше было в норме намотать на перо велосипеда старую камеру для приглушения звука и сохранности самого пера. Сейчас же производители зачастую комплектуют свои велосипеды довольно неплохой стандартной защитой. Но нет предела совершенству, верно?
Многие уже знакомы с самовулканизирующейся лентой. Механики топовых гонщиков делают из неё причудливые конструкции, налепливая ленту в множество слоёв. Повторить на всех местах, где возможны удары цепи и велосипед станет заметно тише. Лайт-лайтом, но пожертвовать лишними 50-100г веса ради тишины велосипеда вообще не грех.
Однако сейчас появилась альтернатива. Небезызвестный ветеран скоростного спуска Крис Коварик переосмыслил направляющие для цепи и дал своему продукту говорящее название STFU Chain, что в переводе с бусурманского — Закрой трахнуть верх цепь. Идея достаточно простая, направляющие не дают цепи болтаться из стороны в сторону и вверх/вниз и биться о раму, при этом повторяют форму линии движения цепи (какое ужасное выражение). То есть когда вы переключаете на звезду побольше — цепь уходит вверх и влево если смотреть на велосипед сзади. Крепится каждая направляющая стяжками, а правильно выставить высоту можно благодаря многоуровневой структуре основания (лишнее просто отрезается). Но проще один раз увидеть.
И видео от Коварика, сравнивающее м29 без STFU и с ней. Цена — в районе 35$ в США. Существуют версии для эндуро и дх велосипедов
К сожалению вездесущие Китайцы пока не скопировали данное решение, но наверняка у вас есть знакомый с 3D принтером, как у Полтавских ребят. Конструкция достаточно нехитрая, но придётся повозиться с измерением той самой линии движения цепи.
Если и знакомых с 3D принтером нет, то вы можете использовать старые отбойники с двухкоронки. Это актуально для дх-повозок с не слишком большим разбегом по размеру звёзд. Та же пара стяжек и вуаля — готовое решение и сэкономленные деньги.
В целом это все актуальные проблемы и их решения, о которых я хотел поговорить сегодня. Отдельное спасибо ребятам за фотографии. А какие ухищрения знаете вы? Поролон в трубы, чтобы те не звенели? Виброизоляция пеной как у Spank Vibrocore?
-
добавить в избранное
4
- +73
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (64)
Даже если у вас есть знакомый с принтером, который подарит вам рабочий день на создание модели, её печать и сырьё для принтера совершенно бесплатно как донат на строительство, у вас всё равно не получится должной копии изделия. Потому что, оригинал композитный. Кроме того, его стоимость без доставки 2100 рублей, что существенно дешевле всей самостоятельной движухи :)
Jahtaka
skadi
Jahtaka
Сэкономленные 2000 рублей пр
опьюемRomanAkentev
agressor
Было бы желание)
Feanor
Jahtaka
Feanor
Jahtaka
Feanor
_va
Jahtaka
_va
nepunk
Iscander
Jahtaka
Iscander
«Ебащиеся» рубашки тоже прилично лишних звуков на колбасне добавляют ) Несмотря на 2020 год, по прежнему многие не могут нормально проложить это все дело, даже в стоке на собранных байках творится зачастую черти что.
DenisPonomariov
Например, на дешёвых Giant задний переключатель может не работать из-за невозможности настроить b-tension — болт просто ни во что не упирается, внутри переключателя чего-то не хватает.
Байки поставляются даже с неправильно подобранной длиной цепи, и не каждый магазинный механик знает, как длина цепи вообще подбирается.
А две эти проблемы в паре дают невероятный опыт общения с людьми, когда они хотят купить этот велосипед.
Matrelizarg
вечно вожусь с этим, но вот в последнее время картину портит рубашка подседела, а тут, гляжу, прям идеальненько
YakuT
zloy6666
А ведь многие, и я в их числе, продолжают пользоваться этим устаревшим, примитивным способом…
Logoffski
Примерно также часто требует замены из-за износа от ударов цепью, но легче, проще крепится, ей можно скреплять рубашки, обматывать сложные формы перьев и делать это только там, где надо, даже если это полоска в 2см. Чем камера лучше? Наверное тем, что она просто уже есть? Так себе долгосрочный аргумент.
Val
Logoffski
Если серьёзнее — то обрезок покрышки с грунтозацепами мне нравится гораздо больше камеры, её «пеньки» заметно лучше амортизируют удары и закрывают крепёжные хомуты от повреждения цепью. Ну и выглядит брутальнее.
Chute
peacedeath
thresh
Iscander
Jahtaka
Vlomoboy
_va
agressor
kuzlich
vvllive
kuzlich
agressor
amstafff
_va
_va
Iscander
_va
fpden
_va
fpden
Chute
Jahtaka
Chute
2990 руб. Экодоска в подарок.
https://chillengrillen.ru/market/privod/uspokoiteli/uspokoitel-cepi-tok-shock-enduro
RomanAkentev
_va
nepunk
fpden
«У нас особый путь» в мире резиновых изделий.
RomanAkentev
fpden
маленькая — это DH-версия
каждая по 3500р.
RomanAkentev
_va
https://chaintameruk.co.uk/collections/all
RomanAkentev
fpden
Купить новый негде, катать без успока невозможно — на корнях цепь слетала постоянно. Решение оказалось элементарным: цепь пропускается через срезанное горлышко от пластиковой бытылки, которое крепилось парой стяжек к перу. Работало отлично, но иногда протиралось и надо было менять. Подсмотрели тут же в старых постах
mor
satruarc
agressor
Iscander
Alkach92
anarhist
ronin336