Журнал Райдер — Cам тормоз! Испытания одиннадцати гидравлических дисковых тормозных систем
Тормоз придумали, чтобы удовольствие не завершалось слишком рано. Не лаптей единой, как говорится. «Райдер» испытал одиннадцать тормозов двух ценовых категорий на практике и в лаборатории.
Конечно, «тормоз» — обидное прозвище и звучит совсем не гордо. Однако каждому хоть мало-мальски опытному райдеру хорошо известно, что лихачество без контроля скорости на спуске оборачивается вылетом на повороте. Именно так – основная функция тормозов состоит в управлении скоростью, а не в абстрактном обеспечении безопасности. Поэтому выигрывает тот, кто (правильно) тормозит. И лучше бы, конечно, это делать при помощи современной дисковой тормозной системы с мощным тормозным усилием, высокой надежностью, плавным ходом и достойной эргономикой.
Вот, как раз, исходя из этих четырех параметров, «Райдер» и решил оценить актуальные на сегодня тормоза, подвергнув одиннадцать моделей испытаниям на практике и в лаборатории. Удовольствие не из дешевых, надо сказать.
Обзор дисковых тормозов от 84 евро
К эконом-классу можно условно отнести тормоза с ценниками между 84 и 176 евро за штуку (цены даны на момент подготовки материала). И тут, конечно, сложно переплюнуть Shimano по степени демократичности цены. Официально японцы не назначают розничные цены, однако в документации для немецких дилеров значится «рекомендуемая цена от 84 евро» за комплект, включая ротор. За комплект Hayes Radar уже придется выложить порядка 119 евро. Еще дороже (140 евро), но с лейблом Made in Italy обойдется новая модель CR3 от Formula. Замыкает нижнюю ценовую категорию Sram с четырехпоршневыми тормозами Guide R стоимостью 176 евро.
Со Sram же начинается и верхний тормозной ценовой сегмент, в котором предлагается потратить 221 евро за комплект Guide RSC. Поднимают планку новый четырехпоршневой тормоз Magura MT 7 (256 евро) и Hope Race Evo E4 (281евро). FSA впервые заявился на рынке с тормозной системой и предлагает легкую модель K-Force по цене от 284 евро. За XTR Trail Shimano попросит у Вас около 338 евро. А если Вы не согласны ни на что, кроме чисто немецкого качества, то копите 390 евро на тормоз от Brake Force One или даже 399 евро на Cleg 4 от Trickstuff.
Для целей настоящих испытаний мы ставили тормоза с 180-мм роторами как на задние, так и на передние колеса. Ровно потому, что это наиболее универсальный вариант, подходящий большинству райдеров и для большинства стилей MTB-катания. Но если Ваш вес зашкаливает за 85 кило, то Вам настоятельно рекомендуется поставить хотя бы на переднее колесо ротор диаметром 200 мм. И, наоборот, для КК/марафона и легких райдеров больше, конечно, подойдут 160-мм диски.
Подробнее о плюсах и минусах разных размеров роторов читайте ниже. В то же время, поскольку именно на передний тормоз приходится основная нагрузка при торможении, нередко имеет смысл ставить диски разного размера: на переднее колесо побольше, а на заднее – поменьше. Отметим также, что роторы 140 мм для маунтин байка сегодня уже перешли в разряд нонсенса, став уделом райдеров, маниакально заботящихся о снижении веса.
Для «научной» проверки тормозов на качество работы в сухих и влажных условиях все 11 комплектов были отправлены «куда следует». В данном случае лабораторные испытания проводились в Венском университете прикладных наук. Результаты представлены в таблице «Торможение в цифрах», а о методике испытаний читайте в соответствующем разделе.
На труднопроходимых спусках надежность тормозов – едва ли не самое главное. В любое мгновение вся доступная тормозная мощность может оказаться жизненно необходимой.
«Полевые» испытания проводились в горах Лачеса (Южный Тироль) с его жесткими трейлами. Здесь четыре райдера-испытателя ранжировали тормоза по мощности усилия, равномерности торможения, а также – и, прежде всего, на крутых виражах – по плавности хода. Что особенно порадовало, так это то, что недорогие модели показали себя очень неплохо. А, если взять Formula CR3, то по мощности этот тормоз обошел дорогостоящих конкурентов от FSA, Hope и Sram. Впрочем, дорогие модели от Brake Force One, Shimano, Trickstuff и, в особенности, Magura также отметились впечатляюще высокой мощностью торможения.
На труднопроходимых спусках надежность тормозов – едва ли не самое главное. В любое мгновение вся доступная тормозная мощность может оказаться жизненно необходимой.
«Полевые» испытания проводились в горах Лачеса (Южный Тироль) с его жесткими трейлами. Здесь четыре райдера-испытателя ранжировали тормоза по мощности усилия, равномерности торможения, а также – и, прежде всего, на крутых виражах – по плавности хода. Что особенно порадовало, так это то, что недорогие модели показали себя очень неплохо. А, если взять Formula CR3, то по мощности этот тормоз обошел дорогостоящих конкурентов от FSA, Hope и Sram. Впрочем, дорогие модели от Brake Force One, Shimano, Trickstuff и, в особенности, Magura также отметились впечатляюще высокой мощностью торможения.
Самими удобными из числа испытанных тормозов признаны модели от Sram, Shimano и Hope с тонкими ручками для одного пальца. По плавности хода вперед вырвались Shimano и Sram, а также Magura.
В плане надежности тормозов на практике практически никаких замечаний не было, однако в лабораторных условиях алюминиевые ребра ротора Shimano Ice-Tech деформировались настолько, что начали тереться о калипер.
Все подробности о результатах испытаний каждой тормозной системе читайте в мини-отчетах далее. Кроме того, мы составили рейтинг тормозов по мощности тормозного усилия, надежности, плавности хода и соотношению цена-качество.
Победителем в верхней ценовой категории стала тормозная система Magura. Победу ей обеспечило мощное, но при этом равномерное и плавное торможение, а также высокая надежность. Среди тормозов эконом-класса лучшей признана новая модель CR3 от Formula, при том, что и Shimano-Deore с учетом рекордно низкой цены показала себя весьма достойно.
ВОПРОС РАЗМЕРА
Для чего нужны тормозные роторы разных диаметров? «Райдер» разложил все по полочкам
Ротор Ø 160 мм
По сравнению с 180-мм ротором, диск диаметром 160 мм весит на 50 г меньше, но и мощность тормозного усилия ниже на 10%. Однако главный минус – меньшая надежность.
Ротор Ø 180 мм
Ротор Ø 160 мм
По сравнению с 180-мм ротором, диск диаметром 160 мм весит на 50 г меньше, но и мощность тормозного усилия ниже на 10%. Однако главный минус – меньшая надежность.
Ротор Ø 180 мм
Для MTB подходят как минимум 180 мм роторы. Их надежность и тормозное усилие оптимальны при весе райдера до 85 кг, а торможение обычно плавнее, чем у 200 мм.
Ротор Ø 200 мм
200 мм роторы гораздо тяжелее прочих – плата за мощность торможения (прим. на 20% выше, чем у 180 мм). Повышенная надежность и безопасность на длинных спусках.
ЛАБОРАТОРНОЕ ДИСКО
Объективные лабораторные данные, непролазные трейлы, опытные райдеры-испытатели – вот слагаемые самого скрупулезного сравнительного испытания тормозных систем за всю историю человечества.
Лаборатория технологии спортивного инвентаря Венского университета прикладных наук. Инженер-технолог Маркус Экельт (справа) и магистрант Александр Динст испытывают все одиннадцать комплектов тормозов на мощность тормозного усилия и надежность в сухих и влажных условиях.
Если хочешь дать по-настоящему обоснованную оценку тормозной системы сэкономить на выездных и лабораторных испытаниях не удастся. За практическую часть задачи отвечала команда из четырех опытных испытателей, полигоном для которой послужили непролазные тропы Лачеса в Южном Тироле. Вот тут-то, прыгая с камня на камень, несясь по скоростным спускам и вкручивая километры по узким серпантинам хочешь не хочешь, а тормоза со 180 мм роторами всяко проверишь. Причем, если главную роль, безусловно, играют эффективность и надежность тормозов, то это не повод забывать об эргономике и плавности хода.
Между тем, одновременно с выездными испытаниями фургончик «Райдера» с тормозными комплектами отправился в учебную лабораторию технологии спортивного инвентаря Венского университета прикладных наук, где испытуемые тормоза подверглись многочисленным научным экспериментам. Их результаты позволили сделать максимально объективные выводы о мощности и надежности тормозов с роторами диаметром 180 мм.
Между тем, одновременно с выездными испытаниями фургончик «Райдера» с тормозными комплектами отправился в учебную лабораторию технологии спортивного инвентаря Венского университета прикладных наук, где испытуемые тормоза подверглись многочисленным научным экспериментам. Их результаты позволили сделать максимально объективные выводы о мощности и надежности тормозов с роторами диаметром 180 мм.
Испытания на развиваемое тормозное усилие проходили следующим образом. Ротор закреплялся на валу мощного электродвигателя и вращался с постоянной скоростью. Далее ручку тормоза сжимали с помощью пневмоцилиндра с усилием 80 Ньютонов. В свою очередь величину момента тормозного сопротивления замеряли при помощи высокоточного динамометра. Все измерения проводились с притертыми колодками и по нескольку раз при одинаковой начальной температуре. Таким образом наши ученые получили сводную диаграмму, на которой значились максимальные тормозные усилия каждого тормоза.
Аналогичным образом, но при постоянном смачивании диска определялась эффективность торможения во влажных условиях.
Аналогичным образом, но при постоянном смачивании диска определялась эффективность торможения во влажных условиях.
Испытания на надежность предполагали серию торможений – то есть циклическое высвобождение и сжатие ручки тормоза с одной и той же силой. За постоянством прикладывавшейся к ручке тяги и, следовательно, передаваемого колодкам усилия следил микропроцессор, потому что только в этом случае можно было получить сопоставимые результаты. Соответственно, именно число циклов эффективного торможения и служило критерием надежности модели. Одновременно с этим при помощи линейного датчика фиксировали положение тормозной ручки и определяли момент, когда длина ее хода начинала меняться с началом снижения эффективности торможения.
Ну и, конечно же, мы традиционно измерили вес каждой тормозной системы, а потом свели все результаты в наши фирменные мини-отчеты.
Торможение в цифрах
Для каждой тормозной системы лаборатория определила величину тормозного усилия при диаметре диска 180 мм в сухих и влажных условиях. Лучшие результаты – выше 300 ньютонов, худшие – ближе к 200.
ЧЕТЫРЕ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗА СТОИМОСТЬЮ ДО 176 ЕВРО
Оценивались полнокоплектные тормозные системы с диаметром передних и задних дисков 180 мм *тормозная жидкость ** доступные размеры, красным обозначен диаметр испытанных тормозов
СЕМЬ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ СТОИМОСТЬЮ ОТ 221 ЕВРО
В ДВУХ СЛОВАХ: Хорошая это вещь дисковые тормоза. Отлично выполняют свою функцию. При этом их преимущества особенно заметны в условиях сырости и год от года только совершенствуются. Среди моделей 2015 года лучшими качествами обладает тормозная система Magura MT 7. А с точки зрения выгодной цены имеет смысл обратить внимание на Shimano Deore и Formula CR3.
____________________
О Журнале «Райдер»:
Вебсайт — mountain-rider.ru
Скачать журнал из Google Play
Скачать журнал из iTunes (iPad)
Скачать приложение «Мастерская райдера» из Google Play
Скачать приложение «Мастерская райдера» из iTunes (iPhone)
ЧЕТЫРЕ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗА СТОИМОСТЬЮ ДО 176 ЕВРО
Оценивались полнокоплектные тормозные системы с диаметром передних и задних дисков 180 мм *тормозная жидкость ** доступные размеры, красным обозначен диаметр испытанных тормозов
СЕМЬ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ СТОИМОСТЬЮ ОТ 221 ЕВРО
В ДВУХ СЛОВАХ: Хорошая это вещь дисковые тормоза. Отлично выполняют свою функцию. При этом их преимущества особенно заметны в условиях сырости и год от года только совершенствуются. Среди моделей 2015 года лучшими качествами обладает тормозная система Magura MT 7. А с точки зрения выгодной цены имеет смысл обратить внимание на Shimano Deore и Formula CR3.
____________________
О Журнале «Райдер»:
Вебсайт — mountain-rider.ru
Скачать журнал из Google Play
Скачать журнал из iTunes (iPad)
Скачать приложение «Мастерская райдера» из Google Play
Скачать приложение «Мастерская райдера» из iTunes (iPhone)
-
добавить в избранное
4
- +41
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (70)
Sirota
RiderMag
Возможно что-то плохо притёрлось изначально, и мощность хаесов и формул по сухому выше. Вообще, хотелось бы иметь результаты каждого замера)
Sirota
RiderMag
Data_Link
А в данном случае результаты не обективны т.к в одних тормозах стоит органические колодки, а в других спеченные и как мы знаем это координально меняет силу торможения...
FoLLin
RiderMag
ilyamaksimov
а тут тест на то как работают тормоза из коробки.
можно взять дешевые деоры и поставить туда какие-нибудь дорогие колодки и результат станет значительно лучше, но в реальности покупатель бюджетных нормозов не будет покупать топовые колодки.
damenoid
ilyamaksimov
Для однотипных — да, согласен. С другой стороны, производители однотипных автомобилей вольны выбирать, что именно дают в комплектации. И я, например, менял штатную резину не часто. Только после серьезных повреждений или уже вместе с авто :)
RiderMag
Тогда и будет понятно, насколько корректен тест именно «с потребительской точки зрения».
RiderMag
На Магуре Густав большие колодки стоят ещё заводские.
Chute
Естественно, любители тюнинга и имеющие желание/возможность колдовать над байком по-максимуму, будут в совершенно другой ситуации. А раздел «Тюнинг» в журнале тоже есть, кстати )) Скоро выложу.
RiderMag
james
Авидовские металл — в мск не менял сезон, думаю доживут и этот.
Кулстопы на прайме, органика — сезон в мск, с напрягом.
Стоковые на сэйнтах — живут третий год, кончатся ориентировочно, нууу, даже не знаю) Там какой-то хардкорный металл стоит. Я реально даже не смотрю туда.
Колодки на кодах, родные авид, сдохли за две недели в горах. Но катание тоже суперактивное.
Шимано деор 596/615 — стоковые колодки на кантрийно-прогулочном веле, торможений толком нет. Стерлись за 3000 км на половину. Опять же, за состав не скажу.
racerx
ilyamaksimov
Ну да мы тут уже глубоко в лирику и уже как-то злобно слегка. Думаю, вопрос понятен и нюансы тоже. Я переслал его и главреду MountainBIKE — может быть, что-то новое скажет.
RiderMag
а тут тормаза из коробок, тут сложно провести аналогию, есть рекомендации производителя или комплект поставки. для бюджетных тормозов такой тест более интересен потребителю. а вот для топовых наверное уже можно тормоза ставить в одинаковые условия, менять колодки, возможно даже ручки тестировать отдельно от машинок, там уже потребитель будет сам выбирать, что ставить, для чего, где какой вес можно сыкономить.
damenoid
ilyamaksimov
к реальности это не будет иметь отношения, на дороге пыль, трава, какая-нить жижа может быть, а не просто вода.
damenoid
ilyamaksimov
damenoid
RiderMag
В данном тесте органика в основном провалила «мокрый» замер, особенно у BFO. А «металл» у FSA видимо поддельный ;)
Chute
kes007kes
Chute
P.S. Опять хотел услышать восхваления святош :D
Hunter73
RiderMag
nilstisebe
RiderMag
Для полноты картины, очень не хватает в тесте, тормозов с разными типами колодок. Ну хотя бы двух-трёх производителей. Те же Шиманы, доступны к покупке с разными типами оригинальных колодок. Это уже дало бы какое-то общее представление.
Но в любом случае, спасибо за статью.
Damn
RiderMag
касетельно измерений мощности: гораздо информативнее были цифры мощности, нормированные на ход ручки. т.к. можно сделать тормоз и с 500 Н тормозным усилием, но вот ход ручки будет очень большим.
pashevich
По поводу того, что влияет на мощность — вопрос очень объемный. Ход ручки… в данном случае, это скорее плавность торможения, которая также оценивалась. Тут, ведь, много моментов — и холостой ход, и модуляция. Цифры по мощности — это же максимальная мощность при полностью выжатой ручке, как я понимаю. Тут, наверное, другие моменты больше играют. И их много. Поправьте, если ошибаюсь. То есть, конечно, сопоставление тут никогда не будет на 100% корректным. Выбраны общие «равные» условия для комплектов без изменений.
RiderMag
pashevich
И второй момент: разница в тормозном усилии при равных ремпературных условиях между роторами размеров 160/180/203 составляет ровно 12,5%, а не «ниже на 10% » или не на «примерно на 20% выше». То есть будут примерно одинаково ощущаться при весе райдер+байк 80, 90 и 101 кг
Chute
Оценивались полнокоплектные тормозные системы с диаметром передних и задних дисков 180 мм, красным обозначен диаметр испытанных тормозов
RiderMag
Что все оценивались при 180 мм — это вполне понятно.
Chute
RiderMag
Chute
RiderMag
Если брать смену ротора с 180 на 203 для одного и того же райдера — то в зависимости от условий катания ротор может как не успеть разогреться до оптимальной температуры или наоборот выйдет на неё — и приращение усилия может быть как нулеым, так и 20%. Плюс разные колодки имеют разный оптимум температур, плюс кто-то вместо короткого и сильного торможения постоянно притормаживает, разогревая тормоза. И тд. и тп.
Chute
ровно 12,5%, а не «ниже на 10% » или не на «примерно на 20% выше»
В статье, как раз, дана сугубо ориентировочная оценка. Наверное, субъективная. Ссылки на соотв. испытания там нет.
RiderMag
Думаю нет смысла дальше углубляться, вопрос понятен вполне…
Chute
Прошу прощения, смайлы — не в Ваш адрес. Просто образы забавные. Думаю, да, вопрос разобрали по косточкам. Спасибо!!!
RiderMag
tazhate
IlyaBabay
AnzorShuhov
Магуровские ручки внешне похожи на М810, уже не комильфо.
СРАМ. Рассыпающая ручка, но при этом все равно получили оценку «отлично».
Свой потребительский голос я отдаю за Шимано, ибо, во истину тормоза!
Burnmann
Раньше в журнале Байк (немецком) были графики зависимости тормозного момента от усилия на ручке — так по ним было видно и начальное усилие, и линейность/нелинейность и модуляция (по ширине зоны обратного хода). Графиков было два — сухой и мокрый.
Ещё было бы полезно увидеть график перемещения тормозной ручки в зависимости от усилия на ней — тогда будет виден и тупняк от Сервовейва и мягкость/жёсткость ручек в рабочем режиме и усилие при свободном ходе — эти вещи немало влияют на субъективные ощущения от тормозов.
Даже недавно опубликованый тут тест тормозов по лабораторным испытаниям, кмк, был заметно ближе к жизни, чем этот.
Chute
Момент, естественно, замерялся не в одной точке (я даже не очень представляю, как его можно было замерить тут в одной точке), а как я это себе представляю динамометром на валу. Это не расписано подробно, но я просто даже других вариантов не могу на вскидку представить. А Вы? :)
Графики для хода тормозных ручек можно было бы, конечно, построить. Есть еще с десяток (а ученые нашли бы и больше) параметров, по которым для тормоза можно было бы построить графики. В данной статье авторы решили оставить часть характеристик на субъективное восприятие несколькими райдерами-испытателями. Вы же сами пишете что «эти вещи влияют на субъективные ощущения» — в данном случае выдали результат.
Материал и так достаточно объемный. Вот есть в номере материал по вилкам — там диаграммы, естественно. А совершенствовать каждый материал до объема диссертации, конечно, можно… Но в журнале, где еще много других материалов, наверное, не правильно.
RiderMag
Насчёт остального не очень согласен, так как графики — довольно показательная штука, и при этом компактная. А польза от одного замера (как тут) практически нулевая. Ну получили у всех тормозов усилие 300 ± 50 Н — да эту разницу чуть додавил пальцем и незаметно будет. А на практике одни тормозят с модуляцией и запасом мощности, другие «стопкранят» и норовят перекинуть через руль, третьи тупят в начале хода и ватные, четвёртые перегреваются с провалом ручки и тд.
Chute
По поводу «пользы от одного замера» и техники торможения. Обратно, согласен. Именно поэтому мощность торможения в общей оценке — это всего 30%. Остальное испытывалось достаточно опытными райдерами-испытателями с поставленной техникой катания. Можно, конечно, наглухо не доверять их субъективным ощущениям… но тогда — только научные журналы :) Да и то...
RiderMag
С учём того, что подобные тесты обычно делаются раз или два в год — то можно было бы и чуть углубиться. Но тут дело ещё и в лаборатории, что смогли — то и измерили, и на том в общем спасибо. Это если не сравнивать с другими лабораторными замерами.
В остальном — вполне неплохо, особенно что написали про возникшие технически траблы с отваливавшимися ручками, выпадавшими осями и поведённой «гармошкой», молодцы, не промолчали.
Chute
RiderMag
Burnmann
Про Шиману — были у меня один год Шимано СЛХ которые с радиаторами -нового образца. С родными синтетическими колодками было невозможно кататься в дождливую или сырую погоду. Зимой например… они теряли можность даже с большими дисками. Ну и на морозе минералочка делает свое дело -ручка у них заметно дубела. В общем, купил металлизированные колодки на них ( золотые ибо с этими вашими радиаторами) — стало получше, но в итоге все равно их продал так как не понравилось как они тормозят и поведение минералки на морозе.
Взял Праймы про — совсем другое дело, прекрасная модуляция, которую я так любил на МАГах 203 в далеком 2003 ем, удобная ручка, которая отлично мне подошла и много мощи. Люблю их.
У меня до этого было 2 комплекта кодов (первого поколения), которые ссали из-под поршня и у которых ссало из под коннектора гидры в ручке, и у которых отваливались поршни после Крыма… у меня была формула RX у которой адски звинели диски и на спусках в Морзине их мощности не хватало даже на простых красных трейлах Авориаза, приходилось жать на рычаг как в последний раз… у меня были и Хопы М4 и Х2 нового образца 2012 года — с ними проблем не было, но у них очень неудобный тормозной рычаг. Все остальное было норм… в общем… чего у меня только не было и на удивление — порадовали эти Хаесы Прайм… с подачи статьи Миши Василенко я их кстати и купил.
И норм.
Но это так… лирика.
В статье немного не хватает объективности. Понятно, что не хотели никого из производителей сильно обижать, но помню подобные тесты в зарубежном MBUK — там эти долбанные англичане рвали производителей просто как тузик грелку.
А немцы чего то ужо толерантны… хочу скрытие покровов и интригу!
Traktor23
GarryNeuroFob
Lexapskov
Праймы MountainBIKE тестировал в 2011 году — www.mountainbike-magazin.de/bremsen/test-hayes-prime-pro.607357.2.htm
Действительно, очень даже гут )) Просто в одну статью нельзя впихнуть невпих… ну, в общем. )) То есть задача выявить лидера рынка не ставилась — победители исключительно среди моделей, попавших в тест. Просто номер пилотный, истории публикации нет, вне контекста. Дайте немного времени и спасибо за поддержку! )) На самом деле большое число материалов у MountainBIKE идет прямиком на сайт, не попадая на страницы издания — чуть-чуть разгонимся, и будем выдавать и их тоже.
Насчет толерантности немцев — оно так. Правда, иногда она сводится просто (по моему личному мнению) к завышенной итоговой оценке, тогда как в комментариях раскрывается вся правда. Зачем обижать людей-производителей. Старались же. Заплачут и убегут...
RiderMag
Deon
Lexapskov
А график «ход и усилие на ручке/нагрузка на крепления калипера» — вещь в лабо тестах просто незаменимая, т.к. пальчики у всех разные да и силенки тоже. Но в целом если фильтровать инфо как и влюбой подобном материале, статья принесла пользу — пойду проверю болтики на гайдах.
Lexapskov
RiderMag
ArtemNikolenko
RiderMag
подводка колодок
непосрественно торможение
cka3o4nuk
ronin336
alf266