Журнал Райдер — Предел совершенства ....
… или нет? «Райдер» подверг стандарт 27,5+ испытаниям с пристрастием, современной аппаратурой и специальными стендами. И да, «плюсовкам» предстояло побороться не только с классикой 27,5“/29“.
ЧТО ПРИНЕС С СОБОЙ НОВЫЙ «ПЛЮС»?
«29” классно катят!» «Но 27,5 резвее» «У фэтбайков лучшее сцепление!» «Мне плевать, я не расстанусь с 26”!» Неудивительно, что многих райдеров уже достали все эти пляски вокруг размера колес: вот буквально несколько лет назад падкая на инновации МТБ-индустрия провозгласила новыми путеводными звездами сначала 29“, потом 27,5“, потом фэтбайки. И вот, на тебе, райдер, новый «хит сезона» – Plus, он же B+, он же 27,5+. И, что? Мы старый мир разрушим до основанья? Посмотрим. Но для «Райдера» это повод вывести всех на чистую воду – с объективными данными в руках, с беспрецедентным усердием и, конечно, с обязательной «попометрией». И результаты того стоят!
Так что же нового в 27,5+? В принципе, это «всего лишь» более широкий вариант 27,5”: покрышки шириной до 3,0“ на ободах шириной до 40 мм. По идее это должно повысить сцепление, а также комфорт и безопасность катания. Невольно задумываешься: «А разве не ровно под этим же соусом нам в свое время продавали 29“ и фэтбайки?» Так и есть. Но именно первые успехи фэтбайков, по сути, и открыли тему ширины покрышек в полный рост. Ведь, многим пришлась по душе возможность катать всего на 0,5 атм. с невообразимым прежде сцеплением. «А вот бы такое-то сцепление да обычному байку», – подумали байкостроители, «только с неподъемным весом этих монстров на пятидюймовых шинах нужно что-то делать!» Вот так и родился «Плюс» – цепкость фэтбайка со «вкусом» классического МТБ.
И первый же тест «полужирных» подтвердил невероятно улучшенное сцепление и окрыляющее ощущение уверенности, столь важное, прежде всего для новичков МТБ и не слишком опытных райдеров. Значит ли это, что с колесами 27,5+ сказка стала былью? Или такие очевидные минусы, как больший вес и приторможенная отзывчивость перевешивают? Вот это-то «Райдер» и решил выяснить. И не только на уровне ощущений. А заодно помочь Вам с определением наиболее подходящего именно для Вас типа покрышек.
С этой целью «Райдер» напичкал байк высокоточным оборудованием фирмы Debus & Diebold Meßsysteme GmbH. И не просто байк, а такой, на который можно было установить колеса всех тестируемых стандартов (подробности на следующей странице). Кроме того, «Райдер» включил в подопытную группу дорогущую (195 евро за комплект) двухкамерную систему Procore от Schwalbe и Syntace. Мы измеряли и «обкатывали» вес, размеры, сцепление с грунтом на поворотах, комфорт, преодоление трения, защиту от проколов и управляемость на трейле.
Колеса стандарта 26” в тесте не участвовали. Во-первых, мало кто из производителей МТБ еще выпускает такие модели. А, во-вторых, разница между 26” и 27,5“ примерно соответствует разнице между 27,5“ и 29“, так что полученные данные можно в определенном смысле экстраполировать на первую пару.
Тестовый байк
Новый Scott Genius Plus стал оптимальной базой для датчиков 2D-Datarecording. «Райдер» испытал пять колес трех форматов (27,5“, 27,5+, 29“)
На тестовом Scott-Plus стоят оси стандарта Boost под широкие втулки: 110x15 мм (спереди) и 148x12 мм (сзади). Ход вилки 140 мм, задней подвески – 130 мм.
Итак, мы установили аппаратуру фирмы 2D-Datarecording на Scott Genius 700 Tuned Plus и после каждого тестового заезда скачивали в компьютер данные из памяти датчика ускорения (g, м/с2) и GPS-датчика (км/ч). Затем эти данные анализировались в программе Win a Race той же фирмы. Программа известна, прежде всего, по ее применению в гоночной серии MotoGP – главном ежегодном событии в мире мотоспорта. Вот этот-то инструментарий и позволил нам объективно оценить данные выездных испытаний колес и подтвердить или опровергнуть оценки тест-райдеров.
Scott Genius Plus был выбран в качестве «тест-байка» ровно потому, что на него можно установить как 27,5+, так и 29“ колеса. «Обычные» 27,5“, само собой, к нему тоже подходят, хотя они для байка и «не родные». Мы поочередно ставили на Genius пять комплектов колес (по два ст. 27,5“ и 27,5+ и один ст. 29“) с соответствующей шириной покрышек/ободов и весом (см. «Размеры» и «Вес»). Давление в покрышках 27,5“ и 29“ довели до 1,7 атм. (бар); во внутренней камере Procore – до 6,0 атм., во внешней – до 1,3 атм. Тест-райдер, участник U23 Зимон Гесслер весил 69 кг.
Размеры
Против математики не попрешь: резина «Плюс» шире. Трехдюймовки почти на два сантиметра (около 35%!) шире версии 27,5“/2,25“. Чем шире покрышка, тем больше площадь контакта и, теоретически лучше сцепление. По отпечаткам профилей в верхней таблице это хорошо видно. Однако: у покрышки шириной 2,8“ сравнительно низкий профиль, что повышает риск смятия боковин на поворотах. Покрышки ст. 29“ ощутимо узкие и низкопрофильные, зато с самым большим внешним диаметром. Это значит, что угол столкновения с препятствиями у колес ст. 29“ самый пологий, а это уже заявка на лучшую накатистость.
Вес
Взвешивание совершенно четко показывает различия между пятью конкурентами. Даже с учетом герметика классика 27,5“ x 2,25“ весит куда меньше колес того же стандарта, но с двухкамерной системой Procore. А все потому, что Procore – это, по сути, дополнительная тонкостенная камера внутри шины с отдельным ниппелем, добавляющая колесу 450 г. В итоге шины с системой Procore даже тяжелее «плюсовых» 27,5“ x 2,8“. Но настоящим тяжеловесом оказалась комбинация 27,5“ x 3,0“ на 40-мм ободе. Это почти на 800 г (~20%) тяжелее 27,5“ x 2,25“. Поэтому с разгоном у «Плюса» беда.
Повороты
Для этого сравнительного теста «Райдер» использовал свой стандартный метод
«Райдер» проверил каждый из пяти комплектов колес на сцепление с грунтом на поворотах в одинаковых условиях. Для этого тест-райдер Зимон Гесслер по 6-10 раз проходил размеченный поворот под уклоном. Нащупывая субъективно воспринимаемые пределы возможностей каждого комплекта, Зимон с каждым разом стартовал все выше и входил в поворот на большей скорости. При этом оценивались только чисто и полностью пройденные заезды. В свою очередь анализ записанных датчиками данных дал возможность проверить впечатления райдера на объективность.
Прохождение поворота на пределе возможностей сказывалось не только и не столько на скорости, сколько на воздействии центробежной силы (до 5,5 g, в среднем – 1,0 g). Различия в скорости между колесами были минимальными, хотя оба «плюсовых» варианта катили Гесслера в среднем чуть быстрее прочих. При этом как субъективные ощущения райдера, так и данные замеров однозначно говорят о более высокой устойчивости и безопасности колес 27,5+. Так, если на комбинации 27,5“ x 2,25“ Зимон из-за заноса переднего или заднего колеса с трудом вписывался уже в шестой поворот, то на «полужирных» повороты проходились играючи. А вот разницы между 2,8“ и 3,0“ не было никакой – ни по ощущениям, ни по результатам замеров.
Трение
Замеры на динамометрическом стенде Schwalbe показали, что потери скорости на преодоление трения у колеса 27,5“ x 2,8“ всего лишь на один процент выше, чем у колеса 27,5“ x 2,35“. Но в лаборатории колеса прокатывались по металлической поверхности. Поэтому для приближения к реальным условиям «Райдер» выбрал гравийный участок дороги с чередованием спуска и подъема. Заезд на каждом из пяти комплектов колес начинался от одной стартовой точки, после чего датчики определяли максимальные значения ускорения и скорости.
Результаты оказались лаконичными, но показательными. Быстрее всех крутились колеса 29“x 2,35“, а медленнее всех – «полужирные» 27,5“ x 3,0“.
Но интереснее другое: разгон с нуля до 10 км/ч у найнеров не задался. То есть на старте им требуется больше энергии для разгона. Зато «на ходу» преимущество в центробежной силе выводит их в лидеры. Сюрпризом также стало и то, что «плюсовки» 2,8“ и комплект на Procore разгоняются почти так же быстро, как и конкуренты размером 27,5“ x 2,25“, и даже слегка превосходят узкопрофильные 27,5-дюймовки по максимальной скорости за счет большего радиуса (центробежной силы). Низкое давление в покрышках также проявило свои преимущества на гравии, хотя высокий вес трехдюймовых покрышек нивелирует этот «плюс».
Препятствия
Для объективного сопоставления мягкости и скорости преодоления препятствий, «Райдер» соорудил деревянную «стиральную доску». Вот по ней-то и раздавал тест-райдер на всех комплектах колес с одной и той же скоростью, чтобы проверить отработку колесами серии ударов (ритм-секции). В ходе этого теста замерялась скорость байка до и после прохождения полосы препятствий. Худший результат – самое большое замедление – показали колеса 27,5“ x 2,25“ и 29“ x 2,35, уменьшив начальную скорость 10 км/ч в среднем на 3,5 км/ч. Неожиданно слабо выступил также и найнерский комплект, а безусловная победа на этом этапе досталась все тем же «плюсовкам», которые благодаря пониженному давлению в 1,0 атм. гораздо лучше проглатывали удары и поглощали энергию, обеспечив байку на 10% лучшую скорость в сравнении с 29“ и на 12% – в сопоставлении с комплектом 27,5“ x 2,25“.
В свою очередь акселерометр (см. примеры ниже) показал, что вибрация на колесах 27,5“ x 2,25“ достигала 10,0 g, а на 29-дюймовых – 9,0 g, что на треть интенсивнее вибрации на «плюсах» (6,0 g). Показатель Procore – 7,6 g. Чем меньше вибрация, тем легче катится райдеру. Отсюда и вывод: «полужирные» колеса преодолевают препятствия не только быстрее, но и приятнее прочих.
При помощи еще одной «Moto-GP-шной» программы Win a race «Райдер» анализировал вибрацию по пиковым ускорениям. На снимке экрана справа показана запись вибрации байка на колесах 27,5“ x 2,25“ при прохождении гребенки. На графике отчетливо видны высокие пики вертикального ускорения при ударах (оранжевая кривая). В максимуме вибрация в данном случае достигает 10 g, а в среднем – 2,6 g.
«Плюсовки» 27,5“ x 3,0“ катят гораздо плавнее. Максимальное значение вибрации составило 6,0 g, что на 30% комфортнее показателя узкопрофильных 2,25“/2,35“ (без Procore). Соответственно и средние значения вибрации у «полужирных» самые низкие – 1,8 g. Это значит, что такие покрышки меньше тормозят на препятствиях, а райдера заметно меньше трясет.
Проколы
Завлаб «Райдера» Хайдер Кналь осматривает обод на предмет повреждения после гильотинного теста
Пожалуй, проще всего было оценить покрышки по критерию защиты от проколов. С этой целью «Райдер» смонтировал «стенд-гильотину» с падающим лезвием. Перед тестированием покрышки накачивались без камер, но с герметиком. В ходе теста высоту падения лезвия поэтапно увеличивали, отмечая ее значения, когда 1) покрышку пробивало до бортов обода; и 2) обнаруживалось первое легкое повреждение покрышки.
В итоге высота касания лезвием бортов обода у «плюсовок» оказалась примерно такой же, как и у классических покрышек. Однако «узкопрофильная» резина 2,25“/2,35“ дольше продержалась до первого повреждения. Ну и, конечно, благодаря накаченной внутренней камере, покрышки с системой Procore лидировали в этом тесте с большим отрывом. Вывод: стандартные покрышки надежнее, Procore вне конкуренции.
Управляемость на трейле
Покрышки ст. 27,5+ невероятно устойчивы на склонах холмов (фото слева), но на каменистых уступах подпрыгивают (верхнее пр. фото), а при быстром вхождении в повороты подминаются (нижнее пр. фото).
Пожалуй, самый важный вопрос: подтверждаются ли результаты теста «реальным катанием»? – Еще как! Во-первых, конечно, чувство уверенности при катании на «плюсовых» колесах зашкаливает. И, конечно, найнерам далеко до их цепкости. При этом скоростные характеристики покрышек 27,5+ на спусках настолько высоки, что требуют осмотрительности. Однако при катании по каменистым уступам у них обнаружился эффект легкой раскачки – байк слегка «подбрасывало». На удивление резвую динамику показали «плюсовки» шириной 2,8”, тогда как трехдюймовки катились ощутимо заторможеннее них, не компенсируя это заметно лучшим сцеплением.
Важно учитывать еще и стиль катания – при агрессивном прохождении поворотов «плюсовки» с низким давлением легко сминаются, и лучше от них отказаться. На первых длительных испытаниях также проявила себя слабая «проколостойкость» 27,5+.
В то же время шины с системой Procore за счет низкого давления обеспечивают почти такое же сцепление, как «плюсовки», но при этом не так предрасположены к смятию. Расстраивает только дополнительный вес.
Выводы
«Плюсу» «плюс»? – Да, но не по всем пунктам. Рекомендуется тем, кто желает отличного сцепления, устойчивости и уверенности на трейле. С «плюсовками» шириной 2,8“ и на виражах, и на склонах байк будет гораздо устойчивее, и жертвовать накатистостью и разгонными характеристиками практически не придется. Только соизмеряйте свой профессионализм со сложностью спусков. Но, если Вы любите на скорости спускаться по твердым уступам, стандарт 27,5+ Вам не подойдет – большие шины будут скакать с камня на камень, что небезопасно. И защита от проколов у «плюсовок» слабовата. Отметим также, что у 3,0“ покрышек внятных преимуществ по сравнению с 2,8“ не обнаружено! Они тяжелее, катятся намного хуже при более слабом сцеплении и меньшей «проколостойкости». В целом же стандарт 27,5+ еще очень молод, и поэтому технически привлекательные «плюсовые» байки пока попадаются лишь в верхней ценовой категории.
А, между тем, «тихой сапой» в лидеры выбилась дорогущая система Procore с ее почти «плюсовой» цепкостью и мощной защитой от проколов. Для обрывистых горных трейлов – то, что нужно. Правда, любителям налегке и стремительно прохватить по трейлу или откатать марафон «Райдер» все же советует консервативные 29“ и 27,5“ (или Twentysix“).
«С шинами 27,5+ кататься безопаснее, проще и комфортнее, что важно для новичков!»
«По сравнению с 2,8“, у толстенных 3,0” покрышек больше минусов, чем плюсов».
«Procore – дорогие, но идеальные покрышки для агрессивного катания».
«Классические шины шириной 2,25“–2,4“ легче и шустрее, и они не собираются уходить в небытие».
ТЕКСТ: КРИС ПАУЛЬС (CHRIS PAULS) ФОТО: DRAKE IMAGES
********************************************************************************************
За возможность бесплатной публикации материалов номера благодарим:
Normark (Эксклюзивный оптовый дистрибьютор Shimano в России, Белоруссии и Казахстане)
http://normark.ru/
Fischer (Дистрибьютор Scott в России)
http://www.scott-sports.com/
А также, конечно, администрацию Twentysix.ru и наших постоянных читателей (особенно тех, кто ставит нам «лайк»)!
********************************************************************************************
Печатную версию выпуска журнала «Райдер» №3 можно заказать тут:
http://www.mountain-rider.ru/about.html
Версия для планшетов/смартшетов на Android:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.motorpresse.mtb.russia
Версия для iPad: https://itunes.apple.com/ru/app/zurnal-rajder/id1005487793?mt=8
Самые актуальные новости журнала — у нас в группе: https://vk.com/riderru
-
добавить в избранное
2
- +81
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (43)
Val
ЗЫ
В качестве напоминалки: geektimes.ru/post/257598/
tene
Val
Нормальный GPS за такую цену не бывает.
Если просто ускорения + встроенная небольшая флеш — то 10 евро как-то дороговато.
tene
Val
10 евро это как-то дороговато, или это от фитбит и прочих аналогов что продают то же говно в двадцать раз дороже чем китайцы?
thresh
И еще оно, говорят, умеет распознавать отдельные сложные движения, что позволяет показывать, какой был выполнен трюк человеком без необходимости тараторить это дело комментатору.
Val
velikain
Надеюсь попробовать ) Если всё пойдёт как планировалось.
pustota
velikain
racerx
damenoid
pustota
pavlov0032
RiderMag
VladimirDolgin
чот кто-то попёр всё-таки против математики ;)
mitcos
RiderMag
mitcos
ilyamaksimov
Конечно, этот стандарт не модный, но исследования были бы интересными.
Vados
velikain
ilyamaksimov
RiderMag
ilyamaksimov
Есть уже тут обладатели колёс 27.5+? Ни как не получается найти реально измеренный диаметр такого колеса, может ищу хреново. Рассчётный — это, конечно хорошо, но он вызывает некоторые сомнения.
Может кто-то имеет возможность измерить?
pustota
RiderMag
pustota
И спасибо за интересную статью! Правда, до фразы «любителям налегке и стремительно прохватить по трейлу или откатать марафон «Райдер» все же советует консервативные 29“ и 27,5“ (или Twentysix“).» я был уже готов разочароваться в покупке найнера. :)
Techno
Интересный вопрос. Ну т.е. в статье, конечно, имелась в виду скорость байка, а не собственно угловая скорость колес. Но чисто теоретически… Интересная задачка.
RiderMag
Techno
RiderMag
_va
))
RiderMag
mr_tank
Тут нужно понимать, что немецкий журнал, первоисточник статьи, ориентирован на новые разработки, новые модели и новые тренды — иначе в Европе нельзя. В статье, ссылку на которую я привел выше, подробно разъясняется, что 26" на дынный момент выпадают из тренда, и новые модели байков рассматриваемого журналом сегмента МТБ под этот стандарт уже фактически не выпускаются и не будут выпускаться в обозримой перспективе. Поэтому, да, 26-е колеса не включили намеренно, о чем автор пишет в самом начале статьи. Из эвристического и даже производственного интереса, да, было бы интересно, но журнал «потребительский» :)
RiderMag
Кроме того, действительно, использовать 26 теперь для АМ, трейла или эндуро — как минимум странно. Выбор покрышек всё меньше… спрос и рынок всё уже.
Было бы, конечно, любопытно, но смысл и положение 26 колёс в этом тесте, я думаю и так понятен.
pustota
mitcos
pustota
YaroslavLukashevich
Те у кого ещё остались 26 велосипеды будут либо их докатывать, либо переходить на 27.5/29, в зависимости от предпочтений в катании.
pustota
Возможностей купить сейчас 26 -уйма. Вся барахолка ими завалена, а комменсать, транзишн, банша, ещё кто-то более эксклюзивный, кого я сразу не вспомнил, делают и сейчас под 26 рамы. Пожалуйста.
Но нет, тут же начинается вой, что дорого, надо за три копейки, и ещё десять отягощяющих факторов- типа хочу в Мухосранске купить в рознице обязательно.
SergeiPikulin
Macho