Новое железо — Norland Cycles project, или "сделай сам".

Максимиллиан-Питер Вон Шпейер (можно просто Макс) живет в Чили. Больше года назад он решил воплотить в жизнь идею, которая долго не давала ему покоя. Макс хотел спроектировать и создать лучшую даунхильную раму из всех, когда-либо сделанных в Чили.
Чили не то чтобы славится даунхильными рамами, поэтому, на первый взгляд, задача Макса может показаться не такой уж и сложной. Однако все не так просто. Макс изучает индустриальный дизайн, и рама должна была стать его дипломным проектом, поэтому к работе нужно было подойти крайне ответственно. Макс понимал, что изобрести что-то кардинально новое, а, тем более, воплотить это своими силами, мягко говоря не очень просто. Но что, если попробовать улучшить уже известные конструкции? Рама, пока существовавшая только в мечтах Макса, должна была быть простой, но, в то же время, крепкой, легкой, и отлично работающей. Так появился бренд Norland Cycles — дипломный проект подразумевал не только разработку рамы, но и создание бренда, с его последующим продвижением. К тому же, Макс серьезно задумался над тем, чтобы попробовать создать вполне реальную компанию, пусть и гаражного формата, в которой он смог бы реализовать себя как инженер и дизайнер. Общая концепция рамы была такой: использование двух цепей, чтобы изолировать работу подвески от педалирования, максимально легкая, но прочная конструкция, а также эксперименты с материалами — Макс решил попробовать использовать в конструкции стеклопластик/фибергласс, аналогичный применяемому в аэрокосмической отрасли, которая является его вторым, после велосипедов, хобби.
Первые проекты рамы уже существовали на уровне 3D-чертежей, но Максу, не имеющему опыта проектирования именно велосипедных рам, нужна была помощь. Ее оказал Ян Уоткинс (Yann Watkins) — инженер-проектировщик с большим опытом работы над велосипедными рамами. Он в подробностях рассказал Максу о кинематике подвески, плечах, рычагах и т.д. Также поддержку оказала венгерская компания Racooz Software, разработавшая широко известную программу Linkage. Благодаря поддержке Racooz Software, Макс получил возможность протестировать все свои идеи, чтобы получить представление о том, насколько они эффективны.

Благодаря Яну и экспериментам в Linkage, Макс быстро понял, что задний амортизатор в его первых проектах рамы расположен чересчур высоко, и повышает центр тяжести. К этому времени уже было выбрано место для основного шарнира (это стало самой трудной задачей, позже Макс самокритично признал, что был уверен в том, что это будет намного проще), и стало понятно, что расположить амортизатор вертикально, не изменяя расположение оси шарнира, можно только с использованием мотолинка.
Первые идеи с мотолинком были интересными, но Максу не понравился дизайн задней части рамы. Да и передней тоже:

Последующие вариации были уже больше похожи на то, что Макс хотел увидеть в конечном итоге:

Занимаясь проектированием рамы, Макс, одновременно с этим, общался с потенциальными спонсорами — его бюджет был крайне ограничен. В Чили никто особо не рвался спонсировать проект — поддержку Максу оказала только компания Motorex, снабдившая его смазочными материалами и маслами, а также Пернос Сото — небольшой дистрибьютор болтов и подшипников. Местный интернет-магазин — Kaoz Bikes — помог с несколькими небольшими запчастями. Основная же помощь пришла из за границы. Канадские компании Elka suspension и Race Face снабдили Макса задним амортизатором, шатунами, рулем, подседельным штырем и т.д. Американцы из Diverse Suspension прислали титановую пружину для заднего амортизатора. Японцы из Kowa — даунхильную вилку Kowa 200GF. Покрышками Макса обеспечили Continental, польский Dartmoor предоставил втулки, спицы, и различную мелочевку, а Mozartt Components изготовили кастомный успокоитель и детали двухцепного привода. Spank прислал обода, звезды и цепь, а грузовая компания TNT-Lit помогла с доставкой, договорилась с таможней, а также импортировала для Макса необходимые для изготовления рамы материалы, которые нельзя было найти в Чили.

Друг Макса — Майкл Лечке, подарил ему еще одну пару колес — старые желтые Deemax, которые было решено использовать при первом показе прототипа.
Тем временем Макс окончательно утвердил дизайн рамы, и пришло время приступать к ее изготовлению. Первоначально идея Макса состояла в том, чтобы изготовить «скелет» рамы из алюминия, а затем добавить стеклопластиковое «оперение», которое должно было увеличить жесткость и прочность рамы. Впрочем, с алюминиевыми сплавами, и их обработкой, по словам Макса, в Чили все достаточно печально, так что для первой рамы был использован «скелет» из хромомолибдена. Его, впрочем, только предстояло сварить. В изготовлении рамы Максу помогло несколько компаний — Jetstream Chilie изготовило мотолинк и часть алюминиевых деталей. Кстати, вы видели, как металл режут водой (гидроабразивная резка)? Можете посмотреть:
Компании Tormex, Bettoli, Bacigalupo, изготовили эксцентриковую каретку, дропауты, шарниры, и недостающие детали для системы с двумя цепями. А друг Макса — Густаво, занимающийся сваркой стальных рам под брендом «Majin», занялся сваркой каркаса из стальных труб, приехавших из США. Дедлайном проекта стала середина февраля — 20го февраля должен был состояться городской даунхилл Valparaiso Cerro Abajo, и байк планировалось представить именно на нем.
Сварка рамы:


После завершения сварочных работ, на раму был установлен мотолинк и задний амортизатор:

А затем все остальные компоненты, за исключением цепей и переключателя:

Теперь предстояло подружить сталь со стеклопластиком. Поскольку поставщик хромомолибденовых труб ошибся, и прислал трубы с вдвое большей толщиной стенок, а времени на ожидание новых труб уже не оставалось, в стеклопластик было решено одеть только переднюю часть рамы — задней прочности хватало уже в любом случае.
Передний треугольник обретает завершенный вид:

Прототип собирался в ночь перед гонкой. К счастью, все мелкие проблемы были решены, и утром следующего дня абсолютно счастливый Макс, до сих пор не верящий, что все получилось, отправился на даунхилл со своим новым байком:


Сам Грасия, подробно рассмотрев байк, сказал «Cool». Байк произвел фурор — никто, включая местных райдеров, не мог даже предположить, что рама изготовлена в Чили. Макс был счастлив.


Сейчас Макс занят адаптацией к своей раме плавающего тормоза, а также изготовлением нового мотолинка — предыдущий, сделанный из довольно мягкого сплава, получился, по мнению Макса чересчур тяжелым. Теперь же в его распоряжении оказались болванки сплава 7075, которые ему прислали друзья из Mozartt Components, поэтому новый линк, который будет прочнее, жестче, и легче старого, можно будет увидеть уже очень скоро. Также в ближайшем будущем Макс обещает подробную презентацию своей рамы, где, в частности, будет ее полная геометрия, ответы на вопросы «почему стеклопластик?» и т.д. С другой стороны — так ли уж это важно по большому счету? Человек захотел воплотить в жизнь свою идею — и сделал это. На мой взгляд, это и есть самое главное во всей этой истории.
по материалам pinkbike.com
-
добавить в избранное
- +39
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (21)
Главное захотеть. Достойно для первой попытки=)
MbIKOJIA
Werewolf
MbIKOJIA
lifegiver
maxxis
Только кажется Макс прогадал с длиной верхней цепи. На маленькой звёздочке сзади переклюк уже почти в максимум натянут…
TWR_DUUALL
lokki
TWR_DUUALL
lokki
thresh
Так переклюк выглядит на самой большой звезде сзади…
TWR_DUUALL
Хотя по прикидкам да, на 2-3 звезду может и не хватить, но вплоть до 20-22Т 100% хватит. Длинная лапка обманчиво выглядит, вроде всё, а на самом деле длинны ещё незнамо сколько.
lokki
thresh
schmel
asx
Договариваться он явно умеет.
Gregory777
Aux
timur
ждем пояснений автора рамы
kubas
BlackApple
asx