Новое железо — Знакомимся с Cannondale 2013
Ошибаются, к сожалению, все. Можно прекрасно разбираться в том, чем ты занимаешься, и все равно некоторые вещи пройдут мимо тебя. Особенно в том, что касается велосипедов – подчас очень непросто бывает разобраться в том, где действительно работающие решения, а где просто реклама. Тем более что все производители что-то разрабатывают, усовершенствуют, и говорят, что именно они придумали, как создать идеальный велосипед. И, в какой-то степени, это действительно правда – откровенно неудачных конструкций у серьезных производителей действительно уже не бывает. Однако периодически кто-то решает пойти своим особенным путем – и иногда именно он и оказывается очень интересным.
Приглашение отправиться на презентацию Cannondale 2013 стало неожиданным – и за него нужно поблагодарить компанию Slopestyle, руководство которой решило, что на таких мероприятиях все-таки не хватает журналистов. Не буду спорить) Нашей делегации в составе четырех человек (Андрей и Егор из Cлоупстайла, Дима из «Про-Вело» и я) предстояло провести 3 дня в австрийском городке Ischgl в компании велосипедов Cannondale 2013, а также представителей Cannondale и европейских дистрибьюторов этого бренда. В общем поездка обещала быть интересной и разумеется я тут же согласился.
Путешествие началось вполне традиционно – я появился на Павелецком вокзале ровно за пять минут до отправления «Аэроэкспресса», причем до последней минуты я вовсе не был уверен, что успеваю на него. Зато, видимо для разнообразия, в этот раз я вообще ничего не забыл – в моем рюкзаке была вся необходимая экипировка, фотоаппарат и планшет. Удивительно. Более того – Егор посмотрел какой-то не такой прогноз погоды и накануне вылета сообщил, что в Ишгле холодно, так что добрую половину рюкзака занимала теплая одежда. По факту оказалось, что в самом городе днем далеко за тридцать тепла, но я бы уж точно не назвал это неприятным сюрпризом – кататься в шортах и майке намного приятнее, чем в штанах и куртке.
Арендовав машину в аэропорту Мюнхена, мы направились к границе с Австрией по ставшим мне практически родными немецким автобанам – благодаря Евробайку, в Германии я был уже больше раз, чем во всех остальных странах вместе взятых. Начиналось всё как обычно – кругом равнины и поля. Впрочем, примерно через час на горизонте появились горы.
А еще через час они уже недвусмысленно намекали на то, что тут есть, где прокатиться
Сам Ишгль расположен в одном из альпийских ущелий и представляет собой классический маленький горный городок – полтора жилых дома, два ресторана, штук десять гостиниц и, конечно же, подъемник. Подъемников в Австрии вообще очень много – только пока мы ехали по ущелью, я насчитал их штук пять, по числу городков, через которые мы проезжали. Неудивительно что тут очень развит активный отдых – даже летом в горах полно людей, которые гуляют пешком, ездят на велосипедах, ловят рыбу из озер, и даже катаются на лыжах, благо на самом верху есть ледник, который позволяет делать это круглый год. И всё это на фоне знаменитых альпийских лугов, не менее знаменитых альпийских коров и ручьев со вкуснейшей водой. В общем настоящий рай, для тех, кто неравнодушен к горам.
До гостиницы мы добрались поздно вечером, пообщались с общими знакомыми, которых нашлось на удивление много, и двинулись ближе к кроватям. Проснувшись утром, я вышел на балкон, и на моем лице появилась улыбка, которая не сходила с него до конца поездки. Ну кто бы отказался от такого вида из окна?
Впрочем, о катании речь пока не шла – для начала нам предстояло послушать о особенностях и новинках линейки Cannondale 2013. И, как оказалось, специалистам компании было о чём рассказать.
Что касается мтб-линейки, ради которой я и приехал, поскольку именно она наиболее интересна читателям сайта, прежде всего нужно сказать о том, на какие типы катания она делится.
Вот они:
Начнем с семейства “Over Mountain”. По мнению Cannondale это те велосипеды, которые находятся между байками для кросс-кантри и даунхильными велосипедами. Т.е., фактически, сюда относится трейловое катание, АМ, всевозможные SuperD, катание в байк-парках. Такие велосипеды наиболее универсальны, а их идеал – байк, который при езде вниз становится даунхильным, а на подъемах – кросс-кантрийным. Впрочем, как признают в Cannondale, таких байков не существует, и в обозримом будущем они вряд ли появятся.
Таким образом, любой байк этой категории – компромисс, который выигрывая в одном виде катания, проигрывает в другом.
Сердце всех байков Over Mountain – однорычажная подвеска с амортизатором FOX Dyad RT2, работающим на расжатие. Зачем? Вот тут-то и кроется самое интересное! Dyad RT2 был разработан специалистами FOX совместно с Cannondale. Посмотрите на него – огромный корпус и сразу два бачка. Почему два? Потому что фактически в корпусе Dyad RT2 независимо друг от друга трудятся сразу два амортизатора!
Используемая в этих велосипедах идея очень красива и изящна. В чем проблема всех современных АМ-байков? В том, что при достаточно большом ходе подвески (150-160мм) велосипед должен хорошо педалироваться, поскольку крутить на таких байках приходится много, зачастую еще и в горку. Блокировки не всегда спасают – во многих случаях даже плоские участки трассы бывают ну очень неровными. Простейший выход из ситуации – высокая прогрессия в подвеске, достигаемая во многом благодаря использованию современных воздушных амортизаторов типа Fox Float, Rock Shox Monarch и т.д., которые сами по себе работают намного менее плюшево, чем пружинные амортизаторы, либо воздушные амортизаторы с дополнительными бачками. Это позволяет «зажать» подвеску – она не сильно раскачивается при вкручивании, а при езде вниз спасает ее большой ход, на который она срабатывает при сильных ударах. Фактически сейчас это общий рецепт построения АМ-байка. Ничего плохого в этом нет – как мы знаем, современные велосипеды такого типа способны очень быстро ехать вниз даже с такой зажатой подвеской, что нам наглядно демонстрируют быстрые райдеры, в том числе и российские. Но не секрет, что подвеска у даунхильных байков все равно работает лучше, мягче и плюшевее. И не только у них – мой Empire 5 имея всего 127мм хода, обеспечиваемых воздушным Marzocchi Rocco с большим внешним бачком и не менее большой основной камерой, работает намного мягче чем Commencal Meta AM, на котором я езжу сейчас, Norco Range, Kona Cadabra и другие АМ-байки с ходом подвески в 150-160мм, на которых я ездил за последние пару лет. Конечно обратная сторона этого – раскачка и прочие плюшки, и я прекрасно понимаю, что если такая же мягкая подвеска будет у АМ-байка, то поедет он только вниз. Но как же все-таки иногда хочется той самой даунхильной плюшевости!
И в Cannondale решили не зажимать подвеску, а пойти другим путём. Посмотрим на Cannondale Jekyll.
Установленный на нем Dyad RT2 имеет два режима работы – Elevate и Flow. В режиме Elevate ход подвески всего 90мм, а сам амортизатор работает жестко и прогрессивно – как Float. В режиме Flow ход увеличивается до 150мм, а амортизатор начинает работать более линейно, обеспечивая подвеске работу, сравнимую с плюшевой и мягкой работой подвески при использовании пружинного DHX.
Переключение между режимами осуществляется нажатием на рычаг вынесенной на руль манетки. Достигается такая разница в работе за счет того, что Dyad RT2 имеет аж три воздушных камеры – одну негативную и две позитивных, а также два независимых друг от друга контура циркуляции масла. Во время срабатывания амортизатора, масло, в зависимости от режима работы, циркулирует либо по контуру Elevate, давя на одну из позитивных камер, либо по контуру Flow, в котором задействованы сразу две камеры.
На словах всё достаточно сложно, но, на самом деле, все эти тонкости не должны особо волновать среднестатистического райдера. Особенно учитывая то, что работает это именно так, как и задумывалось конструкторами! Разумеется, в режиме Elevate Jekyll кантрийным не становится – ведь никуда не деваются его толстые покрышки, короткий вынос, широкий руль и лишние килограммы веса. Но в горку карабкается он очень даже неплохо. При этом стоит упомянуть, что Dyad RT2 и настраивается раздельно для двух режимов – можно, например, сделать более мягким Elevate, или зажать Flow. Отскок также регулируется раздельно. В общем, простора для творчества очень много.
И вот тут опытные райдеры должны непременно вспомнить Scott – ведь у них в линейке тоже есть двухподвесы с похожими амортизаторами и принципом работы. Как это произошло? На самом деле за концепцией всех этих велосипедов стоит один человек – Peter Denk. На протяжении двенадцати лет Питер был ведущим дизайнером и инженером Scott, и именно он придумал и воплотил в жизнь концепцию Scott Ransom. За время своего существования эти двухподвесы нашли множество приверженцев по всему миру – но в России, к сожалению, широкой изветности они не получили. Однако в конце 2009го года Питер перешел на работу в Cannondale – и нынешнее поколение over-mountain велосипедов этого бренда является реализацией дальнейшего развития системы подвески, впервые примененной на Scott.
Впрочем, не амортизатором единым. Рамы Over Mountain могут быть карбоновыми, либо алюминиевыми. В случае с карбоном Cannondale изготавливает рамы из композита BallisTec, используемого при производстве вооружения (правда не уточняется, какого). В любом случае, учитывая опыт инженеров Cannondale, понятно, что с карбоном всё в высшей степени в порядке. На самом деле алю-рамы показались мне даже более интересными. Почему? В них Cannondale использует технологию Smart Formed. Фактически это означает, что в раме используются практически все современные технологии – гидроформинг, баттинг, ковка, фрезеровка и т.д. Благодаря этому рама получается максимально легкой, жесткой, и отлично выглядит. При этом всё используется максимально широко – например нижняя труба у байков Over Mountain содержит аж семь сегментов с разной толщиной стенок! В итоге, по словам Cannondale, рамы этой серии – наиболее продвинутые алюминиевые рамы в мире. И, в принципе, я им верю.
Следующая используемая в рамах технология получила название ECS-TS (Enhanced Center Stifness, Torsion Control). В Cannondale совершенно справедливо указывают на то, что передний и задний треугольники рамы могут быть сколь угодно жесткими, но если в их соединениях есть флекс, то нормального велосипеда в любом случае не получится. ECS-TS направлена на то, чтобы максимально увеличить жесткость конструкции. Идея в том, что в основных шарнирах рамы используются жесткие 15мм оси. Более того – если в традиционных конструкциях подвески подшипники, как правило, располагаются в линках, то в ECS-TS подшипники располагаются непосредственно в раме.
Подшипники, расположенные в линке, позволяют линку скручиваться вокруг оси, уменьшая торсионную жесткость конструкции. В случае же, когда подшипники расположены в раме, ось и линк получаются жесткой конструкцией (линк зажимается вокруг оси болтом), увеличивая торсионную жесткость. В итоге байк становится отзывчивее и послушнее в управлении.
Еще одна не менее интересная штука, получившая название «Dual Geometry», вновь обязана заднему амортизатору. Вместе с переключением между режимами амортизатора меняется и геометрия байка. В режиме Flow сэг увеличивается аж на 40%, каретка опускается, а углы, соответственно, становятся более заваленными. В режиме Elevate все наоборот – благодаря этому байк становится лучше приспособленным для езды вверх.
Как я уже писал выше, все эти технологии используются на трех велосипедах “Over Mountain” – Claymore, Jekyll, Trigger.
Claymore – классический фрирайдный байк с ходом подвески 180/110мм и длинноходной 180мм однокоронкой.
Линейка состоит из двух байков – Claymore 1 и Claymore 2. Оба байка весят менее 15кг, но если Claymore 1, на котором установлена навеска Deore XT и две звезды спереди более универсален, то на младшем Claymore 2 уже изначально спереди одна звезда и успокоитель цепи. Проблема в том, что эти велосипеды все-таки в любом случае подразумевают использование подъемника, не являясь при этом классическими дх-байками, так что этот класс великов у нас не очень популярен – райдеры либо выбирают что-то более легкое и с меньшим ходом, либо покупают полноценный дх-байк.
А вот Jekyll для нас намного более интересен. 90/150мм хода, вилки с ходом 150 и 160мм, довольно легкая навеска.
На выбор – четыре байка (два верхних – с карбоновыми рамами), плюс Jekyll MX, стоящий особняком. Геометрия у всех рам одинаковая, но в навеске есть определенные нюансы. Например Jekyll MX предназначен для участия в SuperD и эндуро-гонках, в связи с чем на нем установлена более серьезная вилка (Fox 36 вместо Fox 34 и Fox 32), прочный вилсет WTB Stryker AM, подседельный штырь Rock Shox Reverb, руль шириной 760мм с коротким выносом и т.д.
Именно его и удалось протестировать — на тесты нам выделили два раза по примерно три часа, что, конечно очень мало. Я сразу решил ездить только на одном велосипеде, чтобы максимально почувствовать его — можно было, конечно, прокатиться и на Trigger, и на Scalpel, и на обычном Jekyll, но времени для того, чтобы почувствовать все нюансы, не хватило бы. Так что принцип «лучше меньше, да лучше» это наше всё.
Позади десять километров превосходного альпийского трейла – быстрые спуски, техничные съезжалки, подъемы. Впереди – еще столько же. Ярко светит солнце, откуда-то справа доносится мелодичный перезвон колокольчиков альпийских коров, а под ногами журчит чистейший горный ручей, водой из которого я только что наполнил флягу. День просто чудесный, но его главный герой – Cannondale Jekyll MX, а точнее его потрясающая подвеска. Я рассматриваю толстые трубы рамы и огромный амортизатор Fox Dyad RT2 с двумя внешними бачками, и в очередной раз удивляюсь тому, какое обманчивое впечатление создает этот велосипед. Внешне он кажется тяжелым и неуклюжим, но стоит прокатиться на нём, и впечатление меняется на прямо противоположное. Черт с ним с весом (а он, меж тем, меньше 14ти килограммов), главное – это подвеска. Джекилл действительно двулик, так же, как и персонаж, в честь которого он получил своё имя – но в истории Каннондэйла обе стороны велосипеда в высшей степени положительные. Jekyll превосходно едет вниз, а его подвеска сравнима по мягкости и плюшевости работы с подвеской полноценного даунхильного байка, но стоит нажать на рычажок, вынесенный на руль, и ее характер меняется на прямо противоположный! Такое впечатление, что кто-то быстро меняет задний амортизатор велосипеда – хода в подвеске становится почти вдвое меньше, и теперь я чувствую жесткость и упругость, характерную для кросс-кантрийных двухподвесов. Конечно, классический кросс-кантрийный байк карабкается в гору лучше – у него меньше вес и более подходящая для этого посадка. Но Jekyll вполне способен ехать вверх и наглядно демонстрирует это. Идеи Питера действительно работают, несмотря на то, что выглядит байк очень непривычно. Разумеется, Джекилл не идеален – достаточно представить, какие проблемы ожидают его владельца в случае поломки амортизатора вдали от велосервиса, умеющего заниматься этими фоксами. Особенно в российских реалиях. Опять таки далеко не все захотят иметь дело с однорычажной подвеской. И так далее. Но, в любом случае, ходовые качества байка производят отличное впечатление.
Отдельно хотелось бы отметить несколько моментов. Прежде всего это тормоза. XT Trail с 180мм дисками — это нечто. Настраивая байк перед катанием я чуть не убрался через руль во время первого нажатия — просто не ожидал, что в них может быть столько мощности!
Даже после нескольких длительных и жестких торможений на даунхильных участках трассы тормоза ни на каплю не потеряли в эффективности. По ощущениям их смело можно ставить на дх-байк. Icetech от Shimano действительно работает!
Рядом с амортизатором заботливо приклеен мануал по накачке — как выяснилось это очень важно, поскольку правильное давление в камерах крайне критично для правильной работы Dyad RT2:
Подседельная труба неплохо защищает амортизатор от грязи — даже после форсирования ручьев, текущих поперек трейла, Dyad остается достаточно чистым:
Большому байку — большую рулевую! Jekyll обладает всеми признаками новейшего поколения ам-байков — рулевая 1.5", ось Syntace X-12, ушки успокоителя (правда вот тут Cannondale остался верен ISCG Old), подседельная труба, совместимая с регулируемыми подседельными штырями, большие подшипники в подвеске, и т.д.:
Кстати во время теста я заметил интересный эффект. На моем Commencal стоит вилка Fox Float 32 с ходом 150мм, а на Jekyll — Fox Float 36 с ходом 160мм. Казалось бы 10мм хода — это ничто. В принципе так оно и есть. Но. Когда смотришь вниз и видишь массивную вилку и широкую покрышку, быстро ехать вниз становится проще. Понимаю, что это исключительно эффект плацебо, но по возвращении в Москву я поменял 32й Float на Lyrik — в конце концов, если мозг с большой вилкой чувствует себя увереннее, то почему бы и нет? Хотя по работе Float 32 выше всяких похвал.
Завершает Over Mountain линейку Trigger – короткоходный трейловый байк, актуальный для трасс, где нужно много крутить. В линейке три байка с колесами 26”, и три – с колесами 29”.
Доступны версии как с карбоновой, так и с алюминиевой рамой. Ход подвески – 120/70мм. На всех 26 дюймовых байках семейства установлены вилки Lefty. Да и вообще все Триггеры очень похожи, различаясь лишь уровнем навески – две звезды спереди (38/24), бескамерные вилсеты и вес менее 11кг для всех байков линейки.
Стоит, впрочем, отметить одну немаловажную особенность – на самом простом байке Jekyll, а также самом простом Trigger (дешевыми назвать их язык в любом случае не поворачивается) установлен задний амортизатор X-Fusion. Он тоже работает на расжатие, но в остальном это обычный однокамерный амортизатор, так что изменения хода и прочих плюшек с ним можно не ждать.
Понятно, что эти байки добавлены в линейку для того, чтобы Cannondale было что предложить в сегменте ам и трейловых байков начального уровня, но покупать их, как мне кажется, смысла нет – сэкономив, вы лишитесь одного из главных преимуществ этих велосипедов. Так что эти модели я бы не рассматривал вообще.
Продолжение следует!
-
добавить в избранное
2
- +70
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (44)
Ajax
BEAR
james
Simak
kominet
Yue
kominet
BTR
Pinokio
evolvent
кадеил — одна из немногих вообще компаний, которая постоянно придумывает что-то новое, что в дальнейшем становится стандартом в индустрии… и любителей от этого уж точно меньше не становится
Rain
conrad
Daniil_Liakhovskiy
dimon_ra
SergeyMikus
kominet
AcidRider
schmel
schmel
BorisGolyakov
особенно, если приспускать без насоса.
raskladnoy
Ajax
Да вы олигарх батенька)))
AcidRider
Ajax
Pafos
thresh
беру своё предположение обратно.
Pafos
Ajax
Pafos
Ajax
singletrack.competitor.com/2010/06/news/details-fox-dyad-rt2-shock_8794
CT_
raskladnoy
Ajax
evolvent
conrad
А что касается сходства идей со Скоттом — так и нот всего семь ;)
MikhailKovnatski
aacho
garelkin
но сам дизайн рам как-то не по мне
Pafos
zsrsnee spasibo
Yue
evolvent
AlekseyKurbatov
здесь же зад присоеденён в двух местах к передку, нагрузка распределяется значительно.
raskladnoy
или тащить из-за бугра?
написал всем, кому только можно, молчание.
0xDEADBEEF