Новое железоEurobike: Sram 2013


Новинки от Shimano мы обсудили в предыдущем посте, а теперь пришло время визита на стенд главного конкурента японцев — компании SRAM.

 Когда-то давно с велосипедной трансмиссией всё было просто и понятно. Я имею в виду в мире — что касается нашей страны, многоскоростные трансмиссии тогда в основном были представлены творениями Харьковского велозавода, установленными на велосипеды «Турист» и «Старт-Шоссе». В других странах велосипедисты использовали трансмиссию Shimano и были вполне себе счастливы. Счастливы были и в Shimano — к концу 80x компания стала фактически монополистом, намного опередив всех остальных производителей велосипедных трансмиссий. Разумеется, сложившаяся ситуация была чересчур безоблачной, чтобы продлиться долго, и в 1988м году на рынок выходит компания SRAM со своим GripShift, появление которой было сравнимо с появлением моськи, решившей погавкать на слона. Таким образом, пока я пытался настроить переключение передач на старом дядином «Туристе», американские велосипедисты привыкали к тому, что переключаться можно не только триггерами, но и грипшифтом. И это им нравилось.

В конце 90х, когда маунтинбайк в России перестал быть чем-то сверхэкзотическим, SRAM уже был крупной компанией, железки от которой пользовались заслуженным уважением. Впрочем, российский маунтинбайк всегда шел каким-то своим, альтернативным путём, поэтому у нас SRAM стал выбором для тех, кто хронически не переносил лайкру. Переключатели 9.0SL и всевозможные грипшифт-манетки заняли свое почетное место в ряду таких уважаемых компонентов как Marzocchi Monster, Sun Ringle Double Wide, и, конечно, трешки Gazzaloddi. Мотивация использования SRAM была, как водится, «он же по перу не бьет», но мы-то понимаем, что настоящая причина была в классовом неприятии «кросс-кантрийного» Shimano. Да и стоили железки от SRAM заметно дешевле. Ну а чуть позже японцы, будучи уверенными в своем превосходстве, решили поразвлекаться с трансмиссией Rapid Rise. Идея с ней была обречена на провал с самого начала — убедить маунтинбайкеров в том, что Rapid Rise это будущее, по сложности было сравнимо с попыткой убедить фанатов «Симпсонов» и «Футурамы» смотреть вместо них «Наруто». В некой альтернативной реальности у Shimano, возможно, были бы еще какие-то шансы, но примерно тогда же SRAM вышел на рынок со своими революционными триггерными манетками, переключать передачи на которых можно было одним пальцем. А поскольку пальцев у велосипедистов ровно столько же, сколько и у обычных людей, и этими пальцами надо не только переключаться, но и тормозить, да еще и руль держать, идея SRAM сразу же приобрела целую толпу горячих поклонников — и в их числе оказались и многие производители велосипедов.

Одновременно с этим SRAM получил очень хорошие инвестиции, позволившие вплотную заняться свежеприобретенным Rock Shox, и, попутно, купить еще и Avid с Truvativ, после чего мтб-линейка компании радикально обновилась и с тех пор Shimano оказались в роли догоняющих. Например манетки под один палец появились у них года на три позже, а аналог Matchmaker так и вовсе лишь в прошлом году. Плюс постоянные задержки ОЕМ-поставок на сборочные заводы и Saint первого поколения, напоминающий пришельца из каменного века с соответствующей технологичностью и весом. И это как раз тогда, когда в моду прочно вошел «лайт». К чему это я? Очень просто — в последние пару лет все силы в SRAM брошены на развитие шоссейной линейки — с мтб было всё настолько хорошо, что в компании явно немного расслабились, решив, что они уже в раю с райскими кущами, единорогами, бесплатным пивом и далее по списку.

А в этом сезоне неожиданно стало понятно, что все это время японцы спокойно и деловито апгрейдили мтб-железки, и, в итоге, некоторые компоненты, предлагаемые Shimano, стали интереснее, чем аналоги от SRAM! В том числе и для экстремально катающихся — достаточно вспомнить великолепный Saint второго поколения — а ведь уже появилось третье. Разумеется SRAM должен будет чем-то ответить — но это случится не раньше 2014го года, а вот в 2013м на мтб-фронте нас, к сожалению, ожидает не так уж и много новинок. И главная из них — XX1.

Как мы помним, ХХ1 — это 11 передач в мтб. Но не стоит расстраиваться — в данном случае добавление одной звезды сзади связано с вполне разумной идеей оставить лишь одну звезду спереди. Технически это можно было реализовать в сетапе 1х10 с кассетой 11-36, но получившегося диапазона хватало все-таки не всем. А теперь появилось решение, которое, как уверяют инженеры компании, будет отлично работать даже в кросс-кантри, причем вне зависимости от трассы.

Сердце XX1 — огромная кассета, неуловимо напоминающая MegaRange на Shimano Tourney. Впрочем здесь все серьезно — кассета с невероятным диапазоном 11-42 изготовлена по технологии X-Dome, применяющейся для обычных кассет XX, и, несмотря на размеры, весит всего лишь 260 грамм. Мы покрутили ее в руках и убедились в том, что она действительно очень легкая для своих размеров — никакого обмана. На байке, впрочем, девайс выглядит очень непривычно:
 
Группа ХХ1 имеет и свою систему — с карбоновыми шатунами и, конечно же, одной звездой. Звезда при этом очень необычной формы — для того, чтобы цепь с нее не слетала даже без использования успокоителя. Впрочем насчет этого остаются вопросы — для олл-маунтина, на мой взгляд, успокоитель все же не повредит.

Поскольку условия катания все же могут быть разными, на выбор предлагаются различные звезды — от 28й до 38й. 28 это, наверно, для фанатов жесткого апхилла. Вес системы (с кареткой) удалось удержать в пределах 650 грамм. Что касается стоимости — она пока неизвестна, но дешево не будет точно, название группы обязывает. Ну и конечно для плавности и четкости переключения был разработан специальный задний переключатель:

Разумеется пришлось позаботиться и о 11-скоростной цепи, а также триггерной и грипшифт манетках, но там ничего особо революционного замечено не было. На рынок XX1 выходит в октябре, а нам пока остается постепенно привыкать к мысли о том, что 10-скоростные кассеты это уже устаревающая технология. Кто бы мог подумать :)

ХХ1 пока скорее экзотика, но на стенде SRAM присутствовали и более жизненные вещи. Например тормоза Avid. Когда-то, давным-давно, Avid выпустил свои знаменитые Juicy. К тому моменту выбор тормозов в российской мтб-тусовке сводился, в принципе, к выбору между Hayes Mag и Hayes HFX-9. Кто-то использовал Hope — именно тогда в тусовке появился слоган «тормоза Hope — надежда на то, что они все-таки будут тормозить», у нескольких счастливчиков была дисковая Magura, на которую нельзя было купить вообще никаких расходников и запчастей, а самые оригинальные экспериментировали с Grimeca. У Shimano были неплохие тормоза XT, но, в силу своей редкости, они так и оставались экзотикой, которую большинство видело только на фотографиях.

И тут появляются Juicy 7 — мощные, недорогие, и, как выяснилось, на редкость надежные. У меня до сих пор сохранился комплект Juicy 7 2005го года — и они в прекрасной форме. Появление Avid очень удачно (для SRAMа конечно) совпало с серьезными проблемами у Hayes, которые, фактически, почти покинули тогда рынок, и, в итоге, Avid очень органично заняли их место, быстро став самыми популярными в России тормозами. Через несколько лет Juicy сменила серия Elixir — и вот тут начались проблемы. Конструкция новой линейки тормозов была заметно оптимизирована, во внутренностях прописалось многовато пластиковых деталей, и, если на бумаге конструкция выглядела вполне жизнеспособной, то в жизни всё было не так уж и безоблачно — не сказать, чтобы проблема носила массовый характер, но она определенно существовала, особенно если учесть, что Avid продолжал оставаться мегапопулярным и продаваться в огромных количествах, как в ретэйле, так и производителям велосипедов. К чести инженеров компании нужно сказать, что они не стали закрывать глаза на происходящее, и в этом году внутренности Elixir заметно обновились. Но это настоящее. А будущее — тормоза X.0 Trail!


При весе в 340 грамм четырехпоршневые X.0 Trail внушают уверенность в завтрашнем дне — даже рычаг у них установлен на закрытом подшипнике, по аналогии с даунхильными Code. Avid позиционирует X.0 Trail как АМ-тормоза, но не имеет ничего против их использования в даунхилле, что подразумевает, что с мощностью у них всё в порядке. В общем очень интересная и ожидаемая новинка!

 Одним из плюсов SRAM в последние годы было разнообразие цветов — компоненты можно было идеально подобрать в цвет байка, чем пользовались как производители велосипедов, так и конечные пользователи. Но нужно отметить, что одного цвета компании традиционно не хватало. И вот наконец у почитателей традиционного модного зеленого появился повод зайти в веломагазин — X.0 теперь бывает и с зелеными акцентами. Владельцы Demo и поклонники дорогих Merida довольно потирают руки:


Различными цветовыми решениями обзавелись также рули Noir. Да и вообще вся коллекция выглядит симпатично, осталось дождаться новой графики для boobar:


Отлично выглядит и топовый Argyle RCT — яркий цвет отлично дополнил покрытие алюминиевых ног:

Totem в темном цвете выглядит строго и симпатично, а вот новая графика Boxxer меня ну совсем не впечатлила. Особенно если речь идет о Keronite Gray версии. Да, экономия веса, да технологичность, да строго. Но как-то невыразительно — а ведь речь идет о самой продвинутой дх-вилке в коллекции:


Продолжение следует! 

фото: Виктория Маркова
?
Tits are better than Strava

Комментарии (63)

+17
Экскурсы в прошлое шикарны
avatar

Val

+3
Они как бальзам на душу ;-)
Да и вобще, за один только стиль уже можно плюсовать.
avatar

VelosiFed

+1
«Переключатели 9.0SL и всевозможные грипшифт-манетки заняли свое почетное место в ряду таких уважаемых компонентов как Marzocchi Monster, Sun Ringle Double Wide, и, конечно, трешки Gazzaloddi» — я плакал! Именно потому что так все и было..))
avatar

zorin

+13
XX1 стоит как космолет, см. r2-bike.com/MTB-XX1_1
avatar

thresh

+2
почти 4к за звёздочку? нет, спасибо…
avatar

ArtemNikolenko

+5
100 евро за звезду, которая совмещает в себе еще и успок — это нормально и даже дешево.
Но вся печаль в том, что она не совместима с 10ск трансмиссией, а хх1 стоит 1000 евросов, а вот это уже «нет, спасибо».
Я бы вот с удовольствием поставил бы себе эту звезду 34т и кассету 11-36 и для меня это было бы отличное соотношение.
В общем когда это появится в группе х9 и если звезда будет совместима с другими системами, то обязательно попробую.
avatar

Daniil_Liakhovskiy

0
а в чем несовместимость хх1 и 10-ск. трансмиссий? немного более широкая цепь должна нормально ложиться на новую звезду, практически полностью сохраняя эффект стабилизации, полученный от зубьев оригинальной формы. А кассеты с расширенным диапазоном уже давно продаются.
Предполагаю что новая звезда и старые цепи совместимы. Кто бы проверил? :)
avatar

mor

0
у шатунов паук другой.
avatar

FireWork

+3
Тысяча евро — это если без учета замены барабана задней втулки, которые, как я понимаю, сейчас есть только для DT Swiss. Так что для очень многих придется добавить к тысяче еще и новое заднее колесо.
avatar

RyhorSpivak

0
Чуть больше 800 — цены то с VAT ))
Но вот 347 евро за кассету… Вот это уже разрыв. Даже карбоновая (!1!) система дешевле, я уж боюсь предположить, из какого такого волшебного космического металла сделаны эти звезды.
avatar

AleksandrSimonov

+15
Как давнего поклонника СРАМ, огорчает лишь одно — уход от 1:1
avatar

MikhailKovnatski

0
что в нем такого было? =)
avatar

ctepx

+1
Гораздо более простая настройка и меньшая подверженность ошибкам при растяжении троса.
avatar

Ajax

0
Странно, я не замечал разницы =) У меня SRAM уже много лет, всегда настраивался просто и работал как часы с традиционно четким и жестким переключением =)
Начиная с х.9 старых годов (9-ки), кончая последними ХХ-ами =)
avatar

ctepx

+4
Тормоза очень не отказался бы попробовать
avatar

racerx

+1
На самом деле Rapid Rise весьма и весьма удобная штука, точнее натягивать туда куда легче и сбрасывать пружиной туда, куда идёт тяжелее при наличии жесткой пружины очень и очень удобно. В том числе потому, что нормально можно переключаться на спуске.

Другое дело когда это навязывают — эт да, я бы тоже возмутился. Но железка попалась на байке, попробовал — понравилось, почему бы и нет.
avatar

lokki

0
Как проездивший 9К на таком Деоре, в том числе в говнах — в грязи реально дури маловато.
avatar

Gourry

0
Ну мб, у меня всё-таки хт, там помощней пружина.
avatar

lokki

0
Торомза Trail X0 у дилера уже поразглядывал. прикольные, но стоят уж слишком дорого :)

Аргаил неоновый приятель купил. Неоднозначный цвет. Велосипед на нём тяжело будет собрать так, что бы по цветам всё подходило.
avatar

romka-T

0
Ну кстати, у Рейнолдса и Граньери вполне себе хорошо байки смотрятся, хоть и собирались не под цвет вилки. Если она — единственный яркий акцент, то никаких проблем не будет, байк будет с претензией на красоту
avatar

saaresto

0
У граниера на красной раме вообще имхо ахтунгово смотрится :)
avatar

romka-T

+4
Ну вот, ксттаи, у меня черный вел с оранжевой вилкой. Смотрится более-менее)
avatar

racerx

0
Цвет вилки почти классический Магура-грин, в котором они раньше выпускали свою ободную гидравлику HS-33 и старый Gustav. Интересно, он у них запатентован? ;)
avatar

Chute

0
А разве цвета патентуются? 0_0
avatar

mor

0
Есть такое дело.
avatar

zloy6666

0
А пример? Название цвета — да, но сам цвет…
avatar

Ajax

0
У Субару их фирменный 555 запатентован и у Ферарри их красный тоже, Лексус помоему даже покупал у Ферарри этот цвет.
avatar

maxxis

0
У Coca-Cola фирменный цвет красный(кстати так можно отличить настоящую от поддельной).
Ну и любое цветное лого я думаю тоже патентуется вместе с цветом.

Цветов, которые мы можем различить великое множество, так что врядли они закончатся или кому-то не хватит. Да и не так просто получить запатентованный цвет, его же специально выводят, а не наугад пальцем выбирают.
avatar

zloy6666

+2
Ну вот как раз в составе лого или конкретного применения могут и запатентовать но обязательно с особым названием, типа Coca-Cola Red или подобного. Но вот просто цвет типа #3423E8 никто не зарегистрирует.
avatar

Ajax

0
А вот, что ты имел ввиду. Буду внимательней читать.
avatar

zloy6666

0
Жалко на этот аргаил ободные густавы не поставить))))
avatar

romka-T

+4
Из всех новинок интересна только новая звезда, и то довольно сферически, поскольку не уверен, что будет адекватно работать на АМ и трейлах без успока, а экспериментировать за такие деньги стремно. Плюс на нее я так понимаю не реально поставить рок, то есть в горах уже довольно весомый минус. В общем подождем, когда сие чудо опуститься до хотя бы х9 а там уже можно будет и попробовать.
avatar

Daniil_Liakhovskiy

0
Так там еще и BCD иной. Придется покупать и шатуны, чтоб звезду попробовать :)
avatar

saaresto

0
А что мешает поставить успок? С учетом цены всей этой группы, с ним выйдет процентов на 10-15% дороже
avatar

Ricar

+8
Собственно в таком случае вообще смысл в этой звезде и группе, потому что в противном случае ставим 2*9-10+успокоитель и радуемся жизни. Конкретно 11 передач сзади лично мне просто не уперлись.
avatar

Daniil_Liakhovskiy

0
Я смотрю тебе вообще ничего не приперлось, как ты попишешь…
avatar

racerx

+7
Может быть что то и приперлось, но среди новинок последних пары лет такого замечено не было.
avatar

Daniil_Liakhovskiy

+2
Смысл то не в кол-ве передач, а в том что весь нужный диапазон обеспечен всего с одной звездой спереди, что гораздо надежнее двух даже с успоком. Я пошел немного по другому пути, поставил Хемершмид. Наличие двух передач спереди не всегда удобно, часто хотелось бы что бы весь диапазон был на кассете. Хотя, бывают моменты когда очень удобно на месте сбросить спереди на первую передачу.
avatar

Ricar

0
Я вот тоже сознательно перешёл на ХШ (даже к раме крепления варил). И как раз быстрый сброс и подъём меня особо радуют.
avatar

VelosiFed

+6
двухпоршневые тормоза в АМ -очень странное решение, помня как неравномерно стирались колодки у кодов из-за не одинаковой работы поршней и замечая тоже самое за элексирами, правда в гораздо в меньшей степени — не стал бы ими вообще пользоваться, особенно с учетом того, что элексиры отлично себя показали в горах.
avatar

nikolay

0
На картинке ротор 160… может это для «гурманов» предпочитающих 160 ротор но два поршня, чтобы таки останавливало? )))
avatar

Ajax

0
Так почти все обычные тормоза двухпоршневые, неужели у всех так неравномерно? А эти Х0 Трейл сделаны четрырёхпоршневыми, причём вполне правильно — ближняя пара поршней имеет меньший диаметр, дальняя — больший.
avatar

Chute

+4
лично у меня — с задним все ок, передний немного кривовато на элексирах ест колодки, но это не напрягает совсем. А вообще мне не понятен смысл усложнять 2х поршневую конструкцию — если она итак справляется со своей задачей даже на дх байке. То что ее можно поставить на более маленький ротор — тоже спорный вопрос — он явно будет греться сильнее чем больший… смысла в таких тормозах, кроме маркетингового хода, я не вижу)
avatar

nikolay

-1
Смысл в том, что колодка не круглая и не квадратная, а прямоугольная — так как ширина тормозной поверхности ротора обычно 14-16 мм, а длина 25-40 мм — то для равномерного прижима одной парой поршней обойтись сложно.
А если сделать маленькую площадь колодки (и соотв. — объёма материала) — то в спусковых дисциплинах колодки будут кончаться слишком быстро.
В авто и мото 4 и 6 поршней — рядовое явление, да и в МТБ были 6-поршневые.
avatar

Chute

0
разнодиаметральные поршни ещё и модуляцию улучшают
avatar

kerasin

0
Возможно одно есть следствие другого, равномерное давление и износ колодки способствует правильной работы тормоза.
avatar

Chute

+13
--------«Saint первого поколения, напоминающий пришельца из каменного века с соответствующей технологичностью и весом.»
--------«Особенно если речь идет о Keronite Gray версии. Да, экономия веса, да технологичность, да строго.»

Часто вижу такого рода высказывания, особенно в корпоративных постах.
Технологичность — НЕ синоним слов типа «крутость», «замороченность», а скорее синоним слов «цена/качество».
Применение при изготовлении современных или т.н. «высоких» технологий совсем не означает, что деталь получится технологичной.
Достаточно точно определить технологичность изделия могут только, как это ни странно, технологи данного предприятия.
Этот параметр достаточно сложен, и его лучше не упоминать, во избежание недоразумений.
de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=38&index=7&layer=1
avatar

Ilya

+4
а я пожалуй останусь на своих саинтах и хопах.
надеюсь хопо и саинтофобы в сильные минуса не загонят… а только так… чутка :D
avatar

beleriand

0
Интересно, а системы под 1х11 производства НЕ SRAM будут? Не потому что срам плох и не функционален, а потому что дизинг все же не особо как то располагает. Или хотя бы звезда чтобы продавалась отдельно.
avatar

AleksandrSimonov

0
Да всё уже стопудово запатентовано
avatar

saaresto

+3
Ну так кто мешает продать лицензию то…
avatar

AleksandrSimonov

+1
Думаю на следующий год, шимано ответят чем-нить подобным))
Странно, что в этом то году не было.
avatar

Daniil_Liakhovskiy

+1
Тем временем на марзочи.ком появилась информация наконец-то о вилках 2013г
avatar

beleriand

0
пугает сложность настройки заднего переклюка на 11. и цепь будет ну оочень тонкая…
avatar

ArtemNikolenko

0
С чего вдруг? Не тоньше чем 10-ск. а то и 9-ск. Дело в том что весь этот XX1 требует сзади не менее 142 OLD потому что звезда шире а значит и шестерни наверняка такой же толщины что в XX/X.0
avatar

Ajax

0
А как изменили начинку на Эликсирах в этом году?
После того, как имел проблемы с тормозами из первых серий как-то не особо следил, а если поправили — то круто.
avatar

Fyodorov

0
Начинку Elixir'ов поменяли еще в 2012-м, по крайней мере этим они хвастались.
avatar

Ajax

+2
В этом году мне по случаю достался переключатель 2012 года срам с короткой лапкой но без роликов и той части лапки что съёмная. Выпрямив лапку на переключателе я порылся в хламе и нашёл переключатель шимано 92 года выпуска, тоесть в этом году ему исполнилось 20. Так вот недостающая часть лапки от шимано 92 года встала на срам 2012 как родная без переделок и подгонки… Из этого получается что срам стырил форму лапки с 20 летнего шимано!
avatar

grigri

0
Может, это просто совпадение?
avatar

racerx

0
скорей всего совпадает длина лапы по осям роликов и диаметр осей. я так ставил ролики от Шимано ХТЯ М960 (дурацкий рэпид-райз) на 10-скоростной Срам Х5 2012.
avatar

MaksymKikhtenko

0
У него не только дырки совпали но и все остальные места по длинне и ширине.
avatar

grigri

+2
Совпадение это когда два изобретателя в разных концах света изобрели радиоприёмник в котором один принцип но разные детали. А это просто грабёж среди бело дня немного изменили дизайн и вуаля новый непривзайдённый переключатель 2012.
avatar

grigri

+1
>кассета с невероятным диапазоном 11-42
Опечатка. На самом деле там «еще более невероятный» 10-42
avatar

VoidWanderer

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.