Новое железо — Eurobike: Sram 2013
Новинки от Shimano мы обсудили в предыдущем посте, а теперь пришло время визита на стенд главного конкурента японцев — компании SRAM.
Когда-то давно с велосипедной трансмиссией всё было просто и понятно. Я имею в виду в мире — что касается нашей страны, многоскоростные трансмиссии тогда в основном были представлены творениями Харьковского велозавода, установленными на велосипеды «Турист» и «Старт-Шоссе». В других странах велосипедисты использовали трансмиссию Shimano и были вполне себе счастливы. Счастливы были и в Shimano — к концу 80x компания стала фактически монополистом, намного опередив всех остальных производителей велосипедных трансмиссий. Разумеется, сложившаяся ситуация была чересчур безоблачной, чтобы продлиться долго, и в 1988м году на рынок выходит компания SRAM со своим GripShift, появление которой было сравнимо с появлением моськи, решившей погавкать на слона. Таким образом, пока я пытался настроить переключение передач на старом дядином «Туристе», американские велосипедисты привыкали к тому, что переключаться можно не только триггерами, но и грипшифтом. И это им нравилось.
В конце 90х, когда маунтинбайк в России перестал быть чем-то сверхэкзотическим, SRAM уже был крупной компанией, железки от которой пользовались заслуженным уважением. Впрочем, российский маунтинбайк всегда шел каким-то своим, альтернативным путём, поэтому у нас SRAM стал выбором для тех, кто хронически не переносил лайкру. Переключатели 9.0SL и всевозможные грипшифт-манетки заняли свое почетное место в ряду таких уважаемых компонентов как Marzocchi Monster, Sun Ringle Double Wide, и, конечно, трешки Gazzaloddi. Мотивация использования SRAM была, как водится, «он же по перу не бьет», но мы-то понимаем, что настоящая причина была в классовом неприятии «кросс-кантрийного» Shimano. Да и стоили железки от SRAM заметно дешевле. Ну а чуть позже японцы, будучи уверенными в своем превосходстве, решили поразвлекаться с трансмиссией Rapid Rise. Идея с ней была обречена на провал с самого начала — убедить маунтинбайкеров в том, что Rapid Rise это будущее, по сложности было сравнимо с попыткой убедить фанатов «Симпсонов» и «Футурамы» смотреть вместо них «Наруто». В некой альтернативной реальности у Shimano, возможно, были бы еще какие-то шансы, но примерно тогда же SRAM вышел на рынок со своими революционными триггерными манетками, переключать передачи на которых можно было одним пальцем. А поскольку пальцев у велосипедистов ровно столько же, сколько и у обычных людей, и этими пальцами надо не только переключаться, но и тормозить, да еще и руль держать, идея SRAM сразу же приобрела целую толпу горячих поклонников — и в их числе оказались и многие производители велосипедов.
Одновременно с этим SRAM получил очень хорошие инвестиции, позволившие вплотную заняться свежеприобретенным Rock Shox, и, попутно, купить еще и Avid с Truvativ, после чего мтб-линейка компании радикально обновилась и с тех пор Shimano оказались в роли догоняющих. Например манетки под один палец появились у них года на три позже, а аналог Matchmaker так и вовсе лишь в прошлом году. Плюс постоянные задержки ОЕМ-поставок на сборочные заводы и Saint первого поколения, напоминающий пришельца из каменного века с соответствующей технологичностью и весом. И это как раз тогда, когда в моду прочно вошел «лайт». К чему это я? Очень просто — в последние пару лет все силы в SRAM брошены на развитие шоссейной линейки — с мтб было всё настолько хорошо, что в компании явно немного расслабились, решив, что они уже в раю с райскими кущами, единорогами, бесплатным пивом и далее по списку.
А в этом сезоне неожиданно стало понятно, что все это время японцы спокойно и деловито апгрейдили мтб-железки, и, в итоге, некоторые компоненты, предлагаемые Shimano, стали интереснее, чем аналоги от SRAM! В том числе и для экстремально катающихся — достаточно вспомнить великолепный Saint второго поколения — а ведь уже появилось третье. Разумеется SRAM должен будет чем-то ответить — но это случится не раньше 2014го года, а вот в 2013м на мтб-фронте нас, к сожалению, ожидает не так уж и много новинок. И главная из них — XX1.
Как мы помним, ХХ1 — это 11 передач в мтб. Но не стоит расстраиваться — в данном случае добавление одной звезды сзади связано с вполне разумной идеей оставить лишь одну звезду спереди. Технически это можно было реализовать в сетапе 1х10 с кассетой 11-36, но получившегося диапазона хватало все-таки не всем. А теперь появилось решение, которое, как уверяют инженеры компании, будет отлично работать даже в кросс-кантри, причем вне зависимости от трассы.
Сердце XX1 — огромная кассета, неуловимо напоминающая MegaRange на Shimano Tourney. Впрочем здесь все серьезно — кассета с невероятным диапазоном 11-42 изготовлена по технологии X-Dome, применяющейся для обычных кассет XX, и, несмотря на размеры, весит всего лишь 260 грамм. Мы покрутили ее в руках и убедились в том, что она действительно очень легкая для своих размеров — никакого обмана. На байке, впрочем, девайс выглядит очень непривычно:
Группа ХХ1 имеет и свою систему — с карбоновыми шатунами и, конечно же, одной звездой. Звезда при этом очень необычной формы — для того, чтобы цепь с нее не слетала даже без использования успокоителя. Впрочем насчет этого остаются вопросы — для олл-маунтина, на мой взгляд, успокоитель все же не повредит.
Поскольку условия катания все же могут быть разными, на выбор предлагаются различные звезды — от 28й до 38й. 28 это, наверно, для фанатов жесткого апхилла. Вес системы (с кареткой) удалось удержать в пределах 650 грамм. Что касается стоимости — она пока неизвестна, но дешево не будет точно, название группы обязывает. Ну и конечно для плавности и четкости переключения был разработан специальный задний переключатель:
Разумеется пришлось позаботиться и о 11-скоростной цепи, а также триггерной и грипшифт манетках, но там ничего особо революционного замечено не было. На рынок XX1 выходит в октябре, а нам пока остается постепенно привыкать к мысли о том, что 10-скоростные кассеты это уже устаревающая технология. Кто бы мог подумать :)
ХХ1 пока скорее экзотика, но на стенде SRAM присутствовали и более жизненные вещи. Например тормоза Avid. Когда-то, давным-давно, Avid выпустил свои знаменитые Juicy. К тому моменту выбор тормозов в российской мтб-тусовке сводился, в принципе, к выбору между Hayes Mag и Hayes HFX-9. Кто-то использовал Hope — именно тогда в тусовке появился слоган «тормоза Hope — надежда на то, что они все-таки будут тормозить», у нескольких счастливчиков была дисковая Magura, на которую нельзя было купить вообще никаких расходников и запчастей, а самые оригинальные экспериментировали с Grimeca. У Shimano были неплохие тормоза XT, но, в силу своей редкости, они так и оставались экзотикой, которую большинство видело только на фотографиях.
И тут появляются Juicy 7 — мощные, недорогие, и, как выяснилось, на редкость надежные. У меня до сих пор сохранился комплект Juicy 7 2005го года — и они в прекрасной форме. Появление Avid очень удачно (для SRAMа конечно) совпало с серьезными проблемами у Hayes, которые, фактически, почти покинули тогда рынок, и, в итоге, Avid очень органично заняли их место, быстро став самыми популярными в России тормозами. Через несколько лет Juicy сменила серия Elixir — и вот тут начались проблемы. Конструкция новой линейки тормозов была заметно оптимизирована, во внутренностях прописалось многовато пластиковых деталей, и, если на бумаге конструкция выглядела вполне жизнеспособной, то в жизни всё было не так уж и безоблачно — не сказать, чтобы проблема носила массовый характер, но она определенно существовала, особенно если учесть, что Avid продолжал оставаться мегапопулярным и продаваться в огромных количествах, как в ретэйле, так и производителям велосипедов. К чести инженеров компании нужно сказать, что они не стали закрывать глаза на происходящее, и в этом году внутренности Elixir заметно обновились. Но это настоящее. А будущее — тормоза X.0 Trail!
При весе в 340 грамм четырехпоршневые X.0 Trail внушают уверенность в завтрашнем дне — даже рычаг у них установлен на закрытом подшипнике, по аналогии с даунхильными Code. Avid позиционирует X.0 Trail как АМ-тормоза, но не имеет ничего против их использования в даунхилле, что подразумевает, что с мощностью у них всё в порядке. В общем очень интересная и ожидаемая новинка!
Одним из плюсов SRAM в последние годы было разнообразие цветов — компоненты можно было идеально подобрать в цвет байка, чем пользовались как производители велосипедов, так и конечные пользователи. Но нужно отметить, что одного цвета компании традиционно не хватало. И вот наконец у почитателей традиционного модного зеленого появился повод зайти в веломагазин — X.0 теперь бывает и с зелеными акцентами. Владельцы Demo и поклонники дорогих Merida довольно потирают руки:
Различными цветовыми решениями обзавелись также рули Noir. Да и вообще вся коллекция выглядит симпатично, осталось дождаться новой графики для boobar:
Отлично выглядит и топовый Argyle RCT — яркий цвет отлично дополнил покрытие алюминиевых ног:
Totem в темном цвете выглядит строго и симпатично, а вот новая графика Boxxer меня ну совсем не впечатлила. Особенно если речь идет о Keronite Gray версии. Да, экономия веса, да технологичность, да строго. Но как-то невыразительно — а ведь речь идет о самой продвинутой дх-вилке в коллекции:
Продолжение следует!
фото: Виктория Маркова
-
добавить в избранное
- +101
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (63)
Val
Да и вобще, за один только стиль уже можно плюсовать.
VelosiFed
zorin
thresh
ArtemNikolenko
Но вся печаль в том, что она не совместима с 10ск трансмиссией, а хх1 стоит 1000 евросов, а вот это уже «нет, спасибо».
Я бы вот с удовольствием поставил бы себе эту звезду 34т и кассету 11-36 и для меня это было бы отличное соотношение.
В общем когда это появится в группе х9 и если звезда будет совместима с другими системами, то обязательно попробую.
Daniil_Liakhovskiy
Предполагаю что новая звезда и старые цепи совместимы. Кто бы проверил? :)
mor
FireWork
RyhorSpivak
Но вот 347 евро за кассету… Вот это уже разрыв. Даже карбоновая (!1!) система дешевле, я уж боюсь предположить, из какого такого волшебного космического металла сделаны эти звезды.
AleksandrSimonov
MikhailKovnatski
ctepx
Ajax
Начиная с х.9 старых годов (9-ки), кончая последними ХХ-ами =)
ctepx
racerx
Другое дело когда это навязывают — эт да, я бы тоже возмутился. Но железка попалась на байке, попробовал — понравилось, почему бы и нет.
lokki
Gourry
lokki
Аргаил неоновый приятель купил. Неоднозначный цвет. Велосипед на нём тяжело будет собрать так, что бы по цветам всё подходило.
romka-T
saaresto
romka-T
racerx
Chute
mor
zloy6666
Ajax
maxxis
Ну и любое цветное лого я думаю тоже патентуется вместе с цветом.
Цветов, которые мы можем различить великое множество, так что врядли они закончатся или кому-то не хватит. Да и не так просто получить запатентованный цвет, его же специально выводят, а не наугад пальцем выбирают.
zloy6666
Ajax
zloy6666
romka-T
Daniil_Liakhovskiy
saaresto
Ricar
Daniil_Liakhovskiy
racerx
Daniil_Liakhovskiy
Ricar
VelosiFed
nikolay
Ajax
Chute
nikolay
А если сделать маленькую площадь колодки (и соотв. — объёма материала) — то в спусковых дисциплинах колодки будут кончаться слишком быстро.
В авто и мото 4 и 6 поршней — рядовое явление, да и в МТБ были 6-поршневые.
Chute
kerasin
Chute
--------«Особенно если речь идет о Keronite Gray версии. Да, экономия веса, да технологичность, да строго.»
Часто вижу такого рода высказывания, особенно в корпоративных постах.
Технологичность — НЕ синоним слов типа «крутость», «замороченность», а скорее синоним слов «цена/качество».
Применение при изготовлении современных или т.н. «высоких» технологий совсем не означает, что деталь получится технологичной.
Достаточно точно определить технологичность изделия могут только, как это ни странно, технологи данного предприятия.
Этот параметр достаточно сложен, и его лучше не упоминать, во избежание недоразумений.
de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=38&index=7&layer=1
Ilya
надеюсь хопо и саинтофобы в сильные минуса не загонят… а только так… чутка :D
beleriand
AleksandrSimonov
saaresto
AleksandrSimonov
Странно, что в этом то году не было.
Daniil_Liakhovskiy
beleriand
ArtemNikolenko
Ajax
После того, как имел проблемы с тормозами из первых серий как-то не особо следил, а если поправили — то круто.
Fyodorov
Ajax
grigri
racerx
MaksymKikhtenko
grigri
grigri
Опечатка. На самом деле там «еще более невероятный» 10-42
VoidWanderer