Новое железо — Электронная система управления подвеской
Всем привет, просматривая новости в ВК заметил ссылку на данную статью у Дениса Кабанена и не смог не поделится с общественностью.
Оригинальный текст, все права за автором статьи:
Уважаемое сообщество, представляю вашему вниманию отчет о проделанной работе по скрещиванию моих двух хобби: горный велосипед и микроэлектроника.
Итак, в этой статье речь пойдет об отечественной разработке электронной системы управления подвеской горного велосипеда. Не буду мучить длинным вступлением, сразу к фото и видео:
Теперь подробности.
При активном педалировании на двухподвесном байке затрачивается большая доля энергии ездока на раскачку подвески байка, это справедливо как для задней так и передней подвески. Задняя подвеска подвержена раскачки почти всегда, передняя подвеска в основном подвержена при педалировании «стоя». Чтобы было понятнее представьте что вы стоите рядом с горным велосипедом у которого есть амортизационная вилка и руками циклично вдавливаете/прижимаете вилку к земле. Для этого вы тратите свою энергию, таким же способом ваша энергия тратится совершенно бесполезно когда вы интенсивно педалируете (например в гору). То есть если бы не «раскачка» амортизаторов, то вся энергия уходила бы на полезное дело — кручение педалей.
Для решения данной проблемы были разработаны и внедрены различными производителями подвесок многочисленные механические системы для гашения колебаний раскачки. Такие как Motion Control от RockShox и Terralogic c ProPedal от FOX и др.
Нельзя не согласиться что такие механические системы конечно же улучшают эффективность педалирования, но всё же не устраняют полностью рассеивание энергии, поскольку все эти решения являются «пассивными».
Другими словами, механические системы не учитывают различные внешние условия, такие как:
Поэтому, в последнее время крупными производителями велосипедов были разработаны «активные» системы управления подвеской, которые учитывают перечисленные выше внешние условия, благодаря различным датчикам:
Как обычно это было принято на нашей родине, задача была поставлена следующая: «Превзойти зарубежные аналоги по тактико-техническим характеристикам в несколько раз!». А именно, вот эти зарубежные поделия необходимо было технологически догнать и обогнать по следующим показателям:
Во-первых, в отличие от зарубежных аналогов, управление происходит одновременно передней и задней подвеской.
Во-вторых, аппаратная часть (микроконтроллер) позволяет реализовывать любые алгоритмы по управлению подвеской, используя общедоступные средства, а именно язык программирования C++.
Специально подобранные компоненты настолько малы, что позволяют разместить их в штоке вилки. То есть «мозг» и аккумулятор размещаются непосредственно в свободном пространстве штока вилки.
Таким образом размеры управляющего элемента не превышают 200мм по длине, и 22мм по ширине. Реальные размеры примерно такие: 150х19.
В итоге получается элегантное решение, которого даже не видно, и самое главное, ничего не торчит и не занимает нужного места как это сделано тут (громоздкий блок аккумуляторов прикрепленный вместо жизненно важной фляжки с водой):
Для тех кто мало знаком с велоспортом поясню, что вес является одним из основных критичных показателей для оборудования велосипеда использующегося в соревнованиях. По этой причине, данному критерию было выделено особое внимание. В итоге, вес получился около 120 грамм. В это входит:
Серво привода (2 по 19 грамм)
38
Плата микроконтроллера
10
Аккумулятор
30
Датчик ускорения (подрессоренный)
5
Датчик ускорения (неподрессоренный, вместе с герметичным корпусом)
15
Герконы и магниты (2 по ~10)
20
Модуль управления (кнопоки)
5
Проводка
5
Итого:
128 грамм
Для справки: аналогичные системы от зарубежных производителей весят больше 300гр.
Датчики и возможность программирования микроконтроллера позволяют реализовать любой алгоритм на высокоуровневом языке c++. В итоге следующие особенности реализованы на данный момент:
В этом режиме пользователю доступно управление блокировками переднего и заднего амортизаторов (совместно или в отдельности) через кнопки размещенные под неопреновой грипсой (резиновой ручкой на руле). Работу этого режима можно увидеть на видео выше. Несмотря на простоту, этот режим является очень удобной и полезной возможностью, поскольку рычажки блокировок амортизаторов очень сложно крутить руками при движении на байке, особенно на высоких скоростях.
Главным образом, этот режим разрабатывался для новых амортизаторов от компании FOX, которые имеют рычажки CTD. Основной идеей для этого режима было задействование по-максимуму механических особенностей амортизаторов. То есть система в зависимости от датчиков должна выбирать один из трех режимов CTD (Climb-Trail-Descent), отдавая на откуп всю логику по оптимизации работы амортизаторов на сами амортизаторы. Режим выбирается путем поворота сервопривода на определенный угол, соответствующий конкретному режиму работы амортизатора.
На данный момент, режимы CTD выбираются на основании угла наклона байка. Другими словами работает это так:
Пределы перехода с режима на режим настраиваются (значение улов наклона в градусах). Также таймаут перехода с режима на режим тоже настраивается.
Этот режим был разработан специально для одного весьма уважаемого гонщика (не буду называть его имени, ибо договорились так), но он в последний момент сменил спонсора, и установка системы на его новый байк стала невозможной.
Вот как это работает:
Это самый интересный и сложный режим, поскольку призван максимальным образом увеличить эффективность педалирования, путем интеллектуального включения/выключения блокировок амортизаторов именно в те моменты когда это необходимо.
Для реализации этого режима были выделены несколько возможных состояний системы и правила перехода между ними, вкратце это выглядит так:
Система используя датчики:
Вычисляет следующие показатели:
И на основании этих показателей выбирает необходимое состояние, переходя с одного на другое:
Состояние системы (режим езды) Состояние блокировок амортизаторов
режим покоя
полная блокировка
педалирование с раскачкой вилки
полная блокировка
педалирование
амортизатор вилки разблокирован, задний амортизатор заблокирован
режим свободного качения
все разблокировано
режим абсорбированния кочек
все разблокировано
К сожалению, пока ещё не снял ролик как этот режим работает в действии. Если найду видео регистратор то попробую снять.
А пока вот видео работы этого режима в статике:
5. Сопряжение системы с bluetooth устройствами
Благодаря встроенному bluetooth модулю к системе можно подключать bluetooth устройства для отображения телеметрии системы и для редактирования настроек.
На данный момент написано android приложение выполняющее роль велокомпьютера и редактора настроек системы. Вот несколько скринов:
Красная кривая — нефильтрованные данные угла наклона
Синяя кривая — угл наклона, полученный путем применения математического фильтра
Climb/Descend gradient threshold — предельные углы срабатывания режимов Climb/Trail/Descend (настраиваются ползунком или с кнопок на руле). Так же показываются на графике пунктирными линиями
Красная кривая — показания датчика акселерометра подвешенного на штанах вилки (неподрессоренный датчик)
Синяя кривая — показания датчика акселерометра внутри штока вилки (подрессоренный датчик)
Sprung/Unsprung severity threshold — предельные значения датчиков для блокировки вилки и аморта (чувствительность), при пересечении unsprung значения — блокируется аморт, при пересечении sprung значения — блокируется вилка при условии что sprung значение не превышено, то есть нет кочек (настраиваются ползунком или с кнопок на руле). Так же показываются на графике пунктирными линиями
Первые два скрина — калибровка серв/режимов. При перетаскивании ползунков сервопривода в реальном времени поворачиваются. Это всего лишь малая часть доступных настроек, всего около 50сти различных параметров.
И вот несколько видео:
Конечно же в будущем можно будет портировать android приложение для iPhone и др. устройств с bluetooth.
Вскоре, получу вот такой девайс с андроидом, и портирую приложение на него. Я думаю, будет очень удобно:
Все подобранные компоненты можно приобрести на ebay или dx.com по мизерным ценам. Но для создания этой системы приходилось покупать эти же компоненты по высоким ценам, ибо не хотелось ждать доставку. В итоге получилось примерно так:
ebay или dx локальные магазины
Микроконтроллер
300р
1500р
Датчик ускорения (x2)
~300р
2000р
Аккумулятор (хороший 18650)
200р
500р
Модуль кнопок
~30р
50р
Герконы
неизвестно
неизвестно, использовал от старых велокомпьютеров
Провода
~100р
400р
Серво привод (хороший, с металлическим редуктором, самый быстрый, x2)
600р
1300р
Шарниры (авиамоделирование)
50р
250р
Bluetooth модуль
200р
~500р
Твердотельные реле, микроконтроллер заряда Li-Ion аккумуляторов, мелочевка
~300р
~700р
Итого:
~2180р
~7200р
Не знаю сколько будет стоить такая же система от производителей, могу представить что когда появится в продаже стоить будет на порядок а то и на два дороже (при, предположительно, меньших возможностях).
Все компоненты можно найти в локальных магазинах, но по высоким ценам. Если время есть, то можно купить на ebay и dx.com. Кроме того, сомневаюсь что аналогичные зарубежные системы будут у нас доступны даже через год.
Просверлено всего по одной дырки в пластиковой крышке управления блокировки вики и на рычажке блокировки заднего амортизатора. В эти дырки вкручены подшипниковые шарниры (стандартные шарниры для авиамоделирования).
Сервопривода крепятся на пластиковых стяжках через пластиковые и резиновые кронштейны которые я нашел у себя дома (в основном от старых велокомпьютеров).
В итоге, скорее всего, данную систему можно поставить на любой байк.
Как видно, система состоит из множества компонент/модулей каждый из которых легко доступен и заменяем. Можно представить что будет если сломается заводской амортизатор, скорее всего починить будет невозможно, спасет только замена полностью амортизатора. А если полетит каретка (куда производители аналогичной системы поместили датчик каденса)? Похоже что каретка пойдет на выброс.
Даже если села батарейка или порвался провод или случился пожар у вас на велосипеде, все-равно остается возможность переключения блокировки руками. Когда как инстранные системы в таких случаях (насколько мне известно) просто будут заклинены.
Серво привода обработаны специальной резиновой смесью для обеспечения водонепроницаемости.
Система была построена используя модульный подход. На данный момент остается возможность для подключения (свободные разъемы) дополнительных датчиков (например пульсометра) и других устройств (например LCD экранчик в качестве отображения функций велокомпьютера).
Микроконтроллер в любое время можно перепрошить новой микропрограммой написанной на c++ через USB шнурок. Можно представить насколько это здорово когда можно реализовать любые капризы.
В планах реализовать следующее:
Во время простоя система потребляет 1mA, благодаря вживленным трем твердотельным реле, которые отключают сервопривода, bluetooth и порт i2c (для LCD экранчика, сейчас не используется) в sleep режиме. Поэтому можно сказать что в неактивном состоянии система может простаивать месяцами (все зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора, т.е. насколько аккум может находится в заряженном состоянии без нагрузки).
В sleep режим переходит автоматически по таймауту. Время таймаута можно изменять, либо вовсе выключить использование sleep режима. Из sleep режима система выходит по событию датчика каденса либо по кнопке на руле.
Опять же, благодаря твердотельным реле все сервопривода отключаются сразу после того как были задействованы. Таким образом, ~80% времени сервопривода вообще не подключены в цепь (не используется режим удержания что очень сильно позволяет экономить заряд).
Кроме того, bluetooth модуль отключается независимым реле, соответственно время работы увеличивается без использования bluetooth. Bluetooth отключается с кнопок на руле или по таймауту. Время таймаута настраивается.
Потребляемый ток Срок службы от отдного заряда (расчетный)
Sleep режим
1mA
4 месяца (без учета внутреннего сопротивления аккумулятора)
Активный режим
20mA
6 дней непрерывно
Активный режим + bluetooth
40mA
2.5 дня непрерывно
Активный режим + сервопривода
150mA
20 часов непрерывно, то есть если сервопривода работали непрерывно туда-сюда
Благодаря встроенному микрочипу зарядки Li-Ion аккумуляторов, система может заряжаться от обычного USB шнурка. Время до полного заряда ~10 часов. Зарядка автоматически отключается если аккумулятор заряжен полностью, таким образом исключается «перезаряд» аккумулятора, тем самым срок службы аккумулятора увеличивается.
Вот так примерно выглядит плата микроконтроллера:
Да, как многие наверное поняли, это обычный ардуино микроконтроллер.
Система разрабатывалась и тестировалась несколько месяцев. На данный момент работы ещё не закончены, жаль что велосипедный сезон завершился и теперь скорее всего тестирование придется отложить до следующего сезона. Но уже сейчас отчетливо чувствуется что система реально позволяет оптимизировать работу амортизаторов тем самым помогая велосипедисту показывать лучшие результаты.
PS. Пожалуйста учтите что данная статья носит характер ознакомительный, ибо размер статьи уже не позволяет в детальном виде описать все особенности системы. Если эта статья вызовет интерес у общественности, то обещаю написать более подробные обзор каждой из частей системы, например интересные на мой взгляд:
Источник с habrahabr'a
PS статья не мой, я только разместил) все почести отдавать пользователю vkolotov @ habrahabr
Оригинальный текст, все права за автором статьи:
Уважаемое сообщество, представляю вашему вниманию отчет о проделанной работе по скрещиванию моих двух хобби: горный велосипед и микроэлектроника.
Итак, в этой статье речь пойдет об отечественной разработке электронной системы управления подвеской горного велосипеда. Не буду мучить длинным вступлением, сразу к фото и видео:
Теперь подробности.
Проблема:
При активном педалировании на двухподвесном байке затрачивается большая доля энергии ездока на раскачку подвески байка, это справедливо как для задней так и передней подвески. Задняя подвеска подвержена раскачки почти всегда, передняя подвеска в основном подвержена при педалировании «стоя». Чтобы было понятнее представьте что вы стоите рядом с горным велосипедом у которого есть амортизационная вилка и руками циклично вдавливаете/прижимаете вилку к земле. Для этого вы тратите свою энергию, таким же способом ваша энергия тратится совершенно бесполезно когда вы интенсивно педалируете (например в гору). То есть если бы не «раскачка» амортизаторов, то вся энергия уходила бы на полезное дело — кручение педалей.
Для решения данной проблемы были разработаны и внедрены различными производителями подвесок многочисленные механические системы для гашения колебаний раскачки. Такие как Motion Control от RockShox и Terralogic c ProPedal от FOX и др.
Нельзя не согласиться что такие механические системы конечно же улучшают эффективность педалирования, но всё же не устраняют полностью рассеивание энергии, поскольку все эти решения являются «пассивными».
Другими словами, механические системы не учитывают различные внешние условия, такие как:
- Скорость движения
- Каденс (частота педалирования)
- Характер поверхности дороги
Поэтому, в последнее время крупными производителями велосипедов были разработаны «активные» системы управления подвеской, которые учитывают перечисленные выше внешние условия, благодаря различным датчикам:
- Герконы скорости и каденса
- Датчики ускорения
Идея:
Как обычно это было принято на нашей родине, задача была поставлена следующая: «Превзойти зарубежные аналоги по тактико-техническим характеристикам в несколько раз!». А именно, вот эти зарубежные поделия необходимо было технологически догнать и обогнать по следующим показателям:
- Эффективность
- Габариты
- Вес
- Возможность сопряжение системы с bluetooth устройствами
- Интеллектуальность
- Дешевизна
- Доступность
- Легкость установки на имеющиеся оборудование (вилку и аморт) с минимальной модификацией
- Ремонтопригодность
- Отказоустойчивость
- Возможность модификаций аппаратной части (апгрейд)
- Возможность модификации программной части (апгрейд)
- Время работы от одного заряда
Чего удалось достичь:
1. Эффективность
Во-первых, в отличие от зарубежных аналогов, управление происходит одновременно передней и задней подвеской.
Во-вторых, аппаратная часть (микроконтроллер) позволяет реализовывать любые алгоритмы по управлению подвеской, используя общедоступные средства, а именно язык программирования C++.
2. Габариты
Специально подобранные компоненты настолько малы, что позволяют разместить их в штоке вилки. То есть «мозг» и аккумулятор размещаются непосредственно в свободном пространстве штока вилки.
Таким образом размеры управляющего элемента не превышают 200мм по длине, и 22мм по ширине. Реальные размеры примерно такие: 150х19.
В итоге получается элегантное решение, которого даже не видно, и самое главное, ничего не торчит и не занимает нужного места как это сделано тут (громоздкий блок аккумуляторов прикрепленный вместо жизненно важной фляжки с водой):
3. Вес
Для тех кто мало знаком с велоспортом поясню, что вес является одним из основных критичных показателей для оборудования велосипеда использующегося в соревнованиях. По этой причине, данному критерию было выделено особое внимание. В итоге, вес получился около 120 грамм. В это входит:
Серво привода (2 по 19 грамм)
38
Плата микроконтроллера
10
Аккумулятор
30
Датчик ускорения (подрессоренный)
5
Датчик ускорения (неподрессоренный, вместе с герметичным корпусом)
15
Герконы и магниты (2 по ~10)
20
Модуль управления (кнопоки)
5
Проводка
5
Итого:
128 грамм
Для справки: аналогичные системы от зарубежных производителей весят больше 300гр.
4. Интеллектуальность
Датчики и возможность программирования микроконтроллера позволяют реализовать любой алгоритм на высокоуровневом языке c++. В итоге следующие особенности реализованы на данный момент:
Ручной режим
В этом режиме пользователю доступно управление блокировками переднего и заднего амортизаторов (совместно или в отдельности) через кнопки размещенные под неопреновой грипсой (резиновой ручкой на руле). Работу этого режима можно увидеть на видео выше. Несмотря на простоту, этот режим является очень удобной и полезной возможностью, поскольку рычажки блокировок амортизаторов очень сложно крутить руками при движении на байке, особенно на высоких скоростях.
Полуавтоматический режим
Главным образом, этот режим разрабатывался для новых амортизаторов от компании FOX, которые имеют рычажки CTD. Основной идеей для этого режима было задействование по-максимуму механических особенностей амортизаторов. То есть система в зависимости от датчиков должна выбирать один из трех режимов CTD (Climb-Trail-Descent), отдавая на откуп всю логику по оптимизации работы амортизаторов на сами амортизаторы. Режим выбирается путем поворота сервопривода на определенный угол, соответствующий конкретному режиму работы амортизатора.
На данный момент, режимы CTD выбираются на основании угла наклона байка. Другими словами работает это так:
- Байк едет в гору — включается Climb режим.
- Байк едет по прямой — Trail режим.
- Байк едет с горы — Descent режим.
Пределы перехода с режима на режим настраиваются (значение улов наклона в градусах). Также таймаут перехода с режима на режим тоже настраивается.
Этот режим был разработан специально для одного весьма уважаемого гонщика (не буду называть его имени, ибо договорились так), но он в последний момент сменил спонсора, и установка системы на его новый байк стала невозможной.
Вот как это работает:
Автоматический режим
Это самый интересный и сложный режим, поскольку призван максимальным образом увеличить эффективность педалирования, путем интеллектуального включения/выключения блокировок амортизаторов именно в те моменты когда это необходимо.
Для реализации этого режима были выделены несколько возможных состояний системы и правила перехода между ними, вкратце это выглядит так:
Система используя датчики:
- датчик ускорения подрессоренный (в штоке вилки)
- датчик ускорения неподрессоренный (на штанах вилки)
- датчик скорости
- датчик каденса
Вычисляет следующие показатели:
- серьезность кочки
- раскачку вилки в вертикальной плоскости и в плоскости перпендикулярной к движению
- угол наклона байка
- скорость
- каденс
И на основании этих показателей выбирает необходимое состояние, переходя с одного на другое:
Состояние системы (режим езды) Состояние блокировок амортизаторов
режим покоя
полная блокировка
педалирование с раскачкой вилки
полная блокировка
педалирование
амортизатор вилки разблокирован, задний амортизатор заблокирован
режим свободного качения
все разблокировано
режим абсорбированния кочек
все разблокировано
К сожалению, пока ещё не снял ролик как этот режим работает в действии. Если найду видео регистратор то попробую снять.
А пока вот видео работы этого режима в статике:
5. Сопряжение системы с bluetooth устройствами
Благодаря встроенному bluetooth модулю к системе можно подключать bluetooth устройства для отображения телеметрии системы и для редактирования настроек.
На данный момент написано android приложение выполняющее роль велокомпьютера и редактора настроек системы. Вот несколько скринов:
Ручной режим:
CTD режим:
Красная кривая — нефильтрованные данные угла наклона
Синяя кривая — угл наклона, полученный путем применения математического фильтра
Climb/Descend gradient threshold — предельные углы срабатывания режимов Climb/Trail/Descend (настраиваются ползунком или с кнопок на руле). Так же показываются на графике пунктирными линиями
Автоматический режим:
Красная кривая — показания датчика акселерометра подвешенного на штанах вилки (неподрессоренный датчик)
Синяя кривая — показания датчика акселерометра внутри штока вилки (подрессоренный датчик)
Sprung/Unsprung severity threshold — предельные значения датчиков для блокировки вилки и аморта (чувствительность), при пересечении unsprung значения — блокируется аморт, при пересечении sprung значения — блокируется вилка при условии что sprung значение не превышено, то есть нет кочек (настраиваются ползунком или с кнопок на руле). Так же показываются на графике пунктирными линиями
Редактирование настроек:
Первые два скрина — калибровка серв/режимов. При перетаскивании ползунков сервопривода в реальном времени поворачиваются. Это всего лишь малая часть доступных настроек, всего около 50сти различных параметров.
И вот несколько видео:
Ручной режим:
CTD режим:
Клибровка сервоприводов:
Конечно же в будущем можно будет портировать android приложение для iPhone и др. устройств с bluetooth.
Вскоре, получу вот такой девайс с андроидом, и портирую приложение на него. Я думаю, будет очень удобно:
5. Дешевизна
Все подобранные компоненты можно приобрести на ebay или dx.com по мизерным ценам. Но для создания этой системы приходилось покупать эти же компоненты по высоким ценам, ибо не хотелось ждать доставку. В итоге получилось примерно так:
ebay или dx локальные магазины
Микроконтроллер
300р
1500р
Датчик ускорения (x2)
~300р
2000р
Аккумулятор (хороший 18650)
200р
500р
Модуль кнопок
~30р
50р
Герконы
неизвестно
неизвестно, использовал от старых велокомпьютеров
Провода
~100р
400р
Серво привод (хороший, с металлическим редуктором, самый быстрый, x2)
600р
1300р
Шарниры (авиамоделирование)
50р
250р
Bluetooth модуль
200р
~500р
Твердотельные реле, микроконтроллер заряда Li-Ion аккумуляторов, мелочевка
~300р
~700р
Итого:
~2180р
~7200р
Не знаю сколько будет стоить такая же система от производителей, могу представить что когда появится в продаже стоить будет на порядок а то и на два дороже (при, предположительно, меньших возможностях).
6. Доступность
Все компоненты можно найти в локальных магазинах, но по высоким ценам. Если время есть, то можно купить на ebay и dx.com. Кроме того, сомневаюсь что аналогичные зарубежные системы будут у нас доступны даже через год.
7. Легкость установки на имеющиеся оборудование (вилку и аморт) с минимальной модификацией
Просверлено всего по одной дырки в пластиковой крышке управления блокировки вики и на рычажке блокировки заднего амортизатора. В эти дырки вкручены подшипниковые шарниры (стандартные шарниры для авиамоделирования).
Сервопривода крепятся на пластиковых стяжках через пластиковые и резиновые кронштейны которые я нашел у себя дома (в основном от старых велокомпьютеров).
В итоге, скорее всего, данную систему можно поставить на любой байк.
8. Ремонтопригодность
Как видно, система состоит из множества компонент/модулей каждый из которых легко доступен и заменяем. Можно представить что будет если сломается заводской амортизатор, скорее всего починить будет невозможно, спасет только замена полностью амортизатора. А если полетит каретка (куда производители аналогичной системы поместили датчик каденса)? Похоже что каретка пойдет на выброс.
9. Отказоустойчивость
Даже если села батарейка или порвался провод или случился пожар у вас на велосипеде, все-равно остается возможность переключения блокировки руками. Когда как инстранные системы в таких случаях (насколько мне известно) просто будут заклинены.
Серво привода обработаны специальной резиновой смесью для обеспечения водонепроницаемости.
10. Возможность модификаций аппаратной части (апргрейд)
Система была построена используя модульный подход. На данный момент остается возможность для подключения (свободные разъемы) дополнительных датчиков (например пульсометра) и других устройств (например LCD экранчик в качестве отображения функций велокомпьютера).
11. Возможность модификации программной части (апгрейд)
Микроконтроллер в любое время можно перепрошить новой микропрограммой написанной на c++ через USB шнурок. Можно представить насколько это здорово когда можно реализовать любые капризы.
В планах реализовать следующее:
- Все возможные функции велокомпьютера (любые какие вздумается и в том числе те что доступны в топовых моделях велокомпьютерах).
- Более глубокий анализ характера поверхности дороги (асфальт, грейдер, корни) чтобы более точно калибровать/высчитывать характеристики блокировки.
- Много другое (хоть сигнализацию)...
12. Время работы от одного заряда
Sleep режим
Во время простоя система потребляет 1mA, благодаря вживленным трем твердотельным реле, которые отключают сервопривода, bluetooth и порт i2c (для LCD экранчика, сейчас не используется) в sleep режиме. Поэтому можно сказать что в неактивном состоянии система может простаивать месяцами (все зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора, т.е. насколько аккум может находится в заряженном состоянии без нагрузки).
В sleep режим переходит автоматически по таймауту. Время таймаута можно изменять, либо вовсе выключить использование sleep режима. Из sleep режима система выходит по событию датчика каденса либо по кнопке на руле.
Активный режим
Опять же, благодаря твердотельным реле все сервопривода отключаются сразу после того как были задействованы. Таким образом, ~80% времени сервопривода вообще не подключены в цепь (не используется режим удержания что очень сильно позволяет экономить заряд).
Кроме того, bluetooth модуль отключается независимым реле, соответственно время работы увеличивается без использования bluetooth. Bluetooth отключается с кнопок на руле или по таймауту. Время таймаута настраивается.
Потребляемый ток Срок службы от отдного заряда (расчетный)
Sleep режим
1mA
4 месяца (без учета внутреннего сопротивления аккумулятора)
Активный режим
20mA
6 дней непрерывно
Активный режим + bluetooth
40mA
2.5 дня непрерывно
Активный режим + сервопривода
150mA
20 часов непрерывно, то есть если сервопривода работали непрерывно туда-сюда
13. Заряд аккумулятора от обычного USB порта
Благодаря встроенному микрочипу зарядки Li-Ion аккумуляторов, система может заряжаться от обычного USB шнурка. Время до полного заряда ~10 часов. Зарядка автоматически отключается если аккумулятор заряжен полностью, таким образом исключается «перезаряд» аккумулятора, тем самым срок службы аккумулятора увеличивается.
Вот так примерно выглядит плата микроконтроллера:
Да, как многие наверное поняли, это обычный ардуино микроконтроллер.
Вместо заключения:
Система разрабатывалась и тестировалась несколько месяцев. На данный момент работы ещё не закончены, жаль что велосипедный сезон завершился и теперь скорее всего тестирование придется отложить до следующего сезона. Но уже сейчас отчетливо чувствуется что система реально позволяет оптимизировать работу амортизаторов тем самым помогая велосипедисту показывать лучшие результаты.
PS. Пожалуйста учтите что данная статья носит характер ознакомительный, ибо размер статьи уже не позволяет в детальном виде описать все особенности системы. Если эта статья вызовет интерес у общественности, то обещаю написать более подробные обзор каждой из частей системы, например интересные на мой взгляд:
- работа с акселерометрами
- алгоритмы фильтрации сигналов
- модель состояний системы
- максимально эффективный способ взаимодействия с bluetooth устройством
- электрические схемы
- и многое другое
Источник с habrahabr'a
PS статья не мой, я только разместил) все почести отдавать пользователю vkolotov @ habrahabr
-
добавить в избранное
- +150
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (118)
kuzlich
ctepx
я думаю это оооочень интересная сфера для развития.
KonstantinMaksimov
KonstantinMaksimov
kuzlich
conrad
DenSmarty
PashtetOd
Vlomoboy
PashtetOd
AlexeyIvanov
Надеюсь, умельцев заметят правильные люди и помогут им в раскрутке этого всего, чтобы в конечном счёте мы могли любоваться результатом и гордиться, что сделано не где-то там, а у нас. :) Попутного ветра изобретателям!
JustUnicorn
kominet
Парень безусловно технарь хороший, круто сделал.
Вижу ряд недостатков (ИМХО) по сравнению с оригиналом, но сама идея установки на любой аморт интересна.
Vados
ну и вообще, молодцы ребята.
з.ы. на самом деле то устройство не то чтоб такое революционное — все технологии уже давно известны и комплектующие, как видите, в открытом доступе. просто тут необходима некоторая решимость и готовность учесть множество параметров, чтобы это сделать, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
AlexeyIvanov
Feanor
Vados
— ниже ценник
— совместимость с любыми амортизаторами и вилками, у которых изначально предусмотрена блокировка, либо регулировка степени блокировки
— открытый алгоритм, позволяющий реализовать именно ту схему включения блокировок/степени блокировки, которая необходима конкретному человеку (да, на данном этапе для этого необходимы навыки программирования, но, в принципе, ничего не мешает уже сейчас реализовать кастомный алгоритм под ключ силами разработчика — это будет стоить отдельных денег, но пока такого никто больше не предлагает в принципе).
— необходимые запчасти для ремонта системы легкодоступны и дешевы
kubas
SergeySavin
kubas
система же будет их закрывать/открывать по стопиццот раз на дню :/
mitcos
AleksandrSimonov
mitcos
Vlomoboy
mitcos
ждем разработок для ДХ :)
ArseniyIsmagilov
Тут-то заточено под имеющееся в амотризаторах.
Для ДХ, похоже, крутить настройки уже придется, а это уже очень индивидуально.
P.S. Жду видео с ходовыми испытаниями.
vvllive
Gourry
DenSmarty
meccup
Vados
habrahabr.ru/post/158449/#comment_5436387
meccup
AleksandrSimonov
meccup
AleksandrSimonov
PashtetOd
AleksandrSimonov
Sergewar
AleksandrSimonov
Думаю мне(как и большинству) хватило бы просто кнопки на руле, которая блочила аморт/вилку по твоему желанию без автоматики, вместо миллиона тросиков, которые непонятно как подводить и куда помещать массивные переключатели на руле.
zloy6666
AleksandrSimonov
AlexeyIvanov
AleksandrSimonov
Но при этом ты получаешь еще компьютер на руль, уже установленное и рабочее оборудование, которое проходило всевозможные тесты в течении нескольких лет.
Быстродействие в одну десятую секунды, сервис, гарантию.
velomirshop.ru/public_info/novosti/document155252/
Vados
DenSmarty
AlexeyIvanov
evolvent
MikSer
romka-T
TApoK
AleksandrSimonov
TApoK
AlexeyIvanov
fastfreerider
kuzlich
reat
TApoK
ИМХО умная подвеска должна начинаться внутри амортизаторов и вилок а не пристегиваться снаружи путем программно-управляемого электрического переключения имеющихся ручных настроек, которые к слову, не сказать чтобы были предназначены для непрерывного туда-сюда мотания. Ну и для себя точно предпочел бы ручное управление с руля. Конечно электро вариант такого ручного управления интересен с точки зрения того что не палец силой двигает рычаг, а сервопривод по команде, но заряжать велик точно не интересно.
conrad
Vados
DenSmarty
conrad
Vados
Moby
conrad
AleksandrSimonov
Кстати мне вот лично больше интересна была-бы гидро система переключения чего-либо, т.к. она лишена минусов тросового привода и заряжать ее не требуется, но это в целом не по теме, поэтому СЗОТ.
conrad
SergeySavin
AleksandrSimonov
conrad
хотя, имхо, аккумулятор было бы неплохо сделать в сменном форм-факторе.
AleksandrSimonov
Сменить батарею, зарядить — не просто будет.
Vados
AleksandrSimonov
meccup
DenSmarty
Но проще отстегнуть батарею и поставить ее на зарядку, чем снимать руль и доставать из трубы.
Vados
Vlomoboy
conrad
DenSmarty
Так можно будет получать важную инфу для настройки подвески под конкретную трассу и конкретного тебя плюс различные статистико-тренировочные данные.
Думаю, что это достаточно правильный путь для «спортивных» байков, ибо позволит избавиться от большего числа тросиков, рычажков блокировки вилки, аморта, подъёма подсидела и передней манетки.
Будет ли регулировка этих устройств автоматической или ручной — это выбор гонщика, его личных предпочтений. Если автомат — то это позволит ему не забивать голову мыслями типа «включил или нет» и «перед этими камнями не забыть выключить блокировку аморта, разогнать вилку обратно и опустить подсидел», а просто нажать кнопку «следующая сцена» или «вниз по камням» и рулить дальше…
Chute
Интересно услышать подробнее об этом, если не секрет конечно.
exploit
PashtetOd
Молодец автор. Желаю удачи, что бы рокшоксы завидовали :)
Интересно, а хабра эффект был? :) Просто в статье на хабре ссылка на 26.ру была, может поэтому такие хорошие показатели в top mail :)
Moby
Val
TApoK
Ну поставит автор себе и паре своих друзей, на этом все и закончится.
Продвигать в промышленных масштабах никто не будет — некому и не для кого.
Vados
Я про функцию регистратора.
Чтобы, например, потом сравнивать с записанным видео/комментариями и своими ощущениями.
В схеме ничего подобного не вижу, может не понял чего…
P.S. Встроенной функции.
Я понимаю, что ответ — Сопряжение системы с bluetooth устройствами
vvllive
Начинаю собирать такую систему.
У себя еще регулировку хода и фонарь задействую))
ZbignevVocalevskiy
allan44
Я просто как единственный человек в России (наверное) кто катался на разных велосипедах с E:I Shock, могу сравнить французское избретение и это. Вижу ряд недостатков, таких как батарея, отсутствие монитора на самом велосипеде, собственно автоматическая блокировка вилки не нужна ИМХО, блютут и прочее тоже лишнее, как по мне… ну еще ряд моментов. Но в целом всеравно крутое изделие, особенно для меня, человека знакомого с микросхемеми только на уровне УПК в школе ))
А то что в России это невозможно производить в промышленных масштабах — это факт, где уж тут неприязнь?
Про конкуренцию не надо, а? Что за ерунда, откуда столько неприязни? ))
Vados
Такая маленькая и незначительная для России велоиндустрия еще долго не будет обслуживаться в промышленных масштабах, но нельзя же все на это списывать и опускать руки.
allan44
А серая масса (не мозг, а потребители) хотят сразу «не обладает нерешЕННЫМИ недостатками».
vvllive
Потребители, ну да, а типа электронщики микросхемы свои едят и на себя одевают ))
Vados
Я себя к таким бы отнес, как бы не была обидна «серая масса» :)
vvllive
OdivmNostrvm
www.cyclenews.ru/news/fox-2013-icd-podveska-s-elektronnyim-upravleniem
mitcos
AleksandrSimonov
mitcos
AleksandrSimonov
www.bikerumor.com/2012/11/26/hacktastic-diy-automatic-electronic-suspension-lockout-w-stealth-remote-buttons/#more-52192
Val
eL_Janah
Недавно прислали email с официальным письмом (с ЭЦП) в котором говорится что я нарушаю их патенты (кстати патенты были получены через день как я выложил видяхи на ютуб, т.е. в это время моя система уже работала и я её вовсю использовал). Так же в этом письме они требуют чтобы я незамедлительно прекратил продавать систему (хотя я никому не продавал её), удалить все видео с ютуба (у самого популярного видео 35+ тысяч просмотров), и (ВНИМАНИЕ) прекратил использовать её! В противном случае они намерены «proceed with further legal action».
Похоже что популярность моей системы несколько мешает им продавать свои поделия. Кстати, о системе была опубликована статья на bikerumor.
Эта статья на месяц стала самой популярной, и набрала 17тыc просмотров (не то что хабр но все же :) ). И если погуглить «bike automatic suspension system» то статья о системе появляется на первом месте. Так что я похоже подпортил немного их грандиозные планы :)
meccup
давай на кикстартер выходи. поддержим как можем
Sergewar
Troy
AleksandrSimonov
DirtJumper
Moby
AleksandrSimonov
неплохо бы поговрить с юристами в области патентного права на эту тему.
pashevich
а ссылочки на патент они не показали, очень интересно было бы внимательно изучить.
pashevich
Moby
pashevich
AnatolVasin
жандармамимушкетерамибюджетниками-бездельникаминеграми(короче, нет слов), доказывают свою правоту. Или их патент рапространяется не только на ЕС, а и на всю планету? Сомнительно.Зря удалил, в общем. Капитализм на современном этапе того и добивается — бездумное стадо пасти и доить.
zyfix
ну или можно резюму послать им, может они таким странным способом тебя на работу приглашают :D
AnatolVasin
Moby
eL_Janah
allan44
Sergewar