Новое железо — Specialized Enduro 29 - пытаемся понять, есть ли будущее у найнеров в эндуро
Найнеры. Я не люблю найнеры. Более того — возможно, я не люблю найнеры намного больше, чем обычный велосипедист. В конце концов, просто посмотрите на название сайта, на котором вы читаете этот текст. Почему я не люблю их? Честно говоря — они уродливы. Положа руку на сердце — вы видели много красивых найнеров, особенно в небольших ростовках? Да, сейчас, спустя несколько лет, глаза немного замылились и привыкли, но сравните спокойную элегантность байков с 26" колесами с диспропорциональностью их 29" версий. Большие колеса — ужасны, если речь не идет о XXXXXL ростовке рамы, на которой они установлены.
При этом я понимаю найнеры. Да, они прочно застолбили себе место под солнцем — полтора года назад я сравнивал на кросс-кантрийной трассе два Specialized Epic — 26" и 29" и был удивлен тому, насколько проще на 29" версии крутить вверх. После того теста я понял, что эпоха 26" в кросс-кантри закончилась навсегда. Что, собственно, мы сейчас и видим.
Оукей, с кросс-кантри всё понятно. Но была у того эпика одна интересная особенность — вниз он ехал крайне неохотно. Точнее ехать-то он ехал, а вот на техничных секциях с поворотами были проблемы. Еще бы — длинная база, огромные колеса, бесконечные перья. Не поймите меня неправильно — я даже съехал на нем по даунхильной трассе в Игоре и, в общем-то, все получилось (разумеется трамплины я не прыгал) — но постоянно было ощущение, что на колесах меньшего диаметра я был бы быстрее.
С тех пор я попробовал еще несколько найнеров — подвесов и хардтейлов, с различной геометрией и ходом. Но основной вывод оставался неизменным — накат отличный, крутить прекрасно, но на техничных спусках большим колесам делать нечего. Что и требовалось доказать.
И вот передо мной Specialized S-Works Enduro 29" — байк, который многие западные журналисты уже окрестили главной новинкой нынешнего года. Ну новинка и новинка, тоже мне. Я был настроен невероятно скептически — частично это объяснялось моим негативным отношением к найнерам вообще, но больше всего моя уверенность в том, что характерами мы не сойдемся, объяснялась тем, что в Москве я положил глаз на карбоновый Enduro в версии 26", считая его идеальным выбором для эндуро-гонок. Таким образом, сложившийся в моей голове план был прост — я беру Enduro 29", не размениваясь на всякие плоскости и апхиллы тащу его на даунхильную трассу, разок съезжаю, убеждаюсь, что вниз найнер, как обычно, не едет, после чего беру Enduro 26" и наконец-то еду нормально кататься. Идеальный план, начисто лишенный недостатков. Впрочем, как выяснилось чуть позже, недостатки у плана все-таки присутствовали. Съехав по уже прикатанной утром на Demo трассе, я остановился у развилки в ее конце, почесал в затылке и поехал не направо, к хранилищу тестовых байков, а налево — к подъемнику. Потому что неожиданно стало понятно, что этот найнер научили ездить вниз, и мне стало очень интересно, как же у него это получается.
Итак, что же такое сделали с найнером инженеры Specialized? Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Первое, что бросается в глаза — ход подвески. Мы уже привыкли к тому, что у найнеров он меньше, чем у аналогичных байков с колесами 26". И, если говорить о трейле/эндуро, обычно это что-то вроде 120-140мм хода. У Enduro 29" ход тоже уменьшили по сравнению с классической версией — но тем не менее он составляет внушительные 155мм — это больше, чем у многих 26" эндуро-байков! За переднюю часть байка отвечает Fox 34 с 150мм хода. Это интригует уже само по себе — как известно, за счет больших колес найнеры отлично гасят мелкие неровности, перед которыми пасуют 26" колеса, а уж с таким ходом подвески Enduro, надо полагать, способен проглотить и не поперхнуться вообще всё, что угодно. Когда подвеске есть, куда сжиматься, это уже приятно, но как насчет поворотов? Сюрприз номер два — колесная база Enduro 29 M-ростовки всего лишь на 6мм (!) больше, чем колесная база М-ки Enduro 26! Но как? И вот тут глаза цепляются за цифру, являющуюся для Specialized предметом гордости. 430мм. Это длина задних перьев Enduro 29. Именно в этих миллиметрах и кроется один из секретов отличной управляемости байка.
Понимаете? Нельзя просто взять и сделать длинноходный найнер c короткими перьями. Во-первых между рамой и колесом должен оставаться вменяемый грязевой просвет. Во-вторых этому самому колесу нужно еще куда-то двигаться при срабатывании подвески. И, конечно, нельзя забывать о кинематике подвески — ей же еще и надо правильно срабатывать. В случае с Enduro 29 борьба шла за каждый миллиметр. Подседельная труба смещена вперед и изогнута заметно сильнее, чем на 26й версии. Арка между верхними перьями находится не сверху, а снизу. Крепление переднего переключателя у версий с двойником спереди выполнено в роли отдельного элемента, очень тонкое, чтобы не задевать за покрышку и сделано съемным. А нижние перья в районе каретки сплющены в высоту — благодаря этому в Enduro 29 можно использовать покрышку шириной 2.5", что важно, если речь идет о техничных трассах с большими уклонами и серьезными препятствиями. Итог — найнер с очень компактным задним треугольником.
Завершает картину низкая каретка. Очень низкая. От земли ее отделяют всего лишь 335мм. И это — один из тех компромиссов, на которые пошли ради улучшения управляемости. Скорее всего особых проблем не будет даже с двойником, но, конечно же, Enduro 29 в первую очередь рассчитан на использование с ХХ1 с ее маленькой передней звездой и отсутствием успокоителя.
Все эти бесконечные цифры конечно хороши, но как ведет себя большой найнер в реальной жизни? Для тестов у меня были условия, о которых можно только мечтать — два байка моей ростовки, Enduro 26 и Enduro 29 с практически идентичной навеской, пустая трасса (все уехали на кросс-кантри) и отличная погода. При этом трасса была довольно короткой, что означало, что можно сделать много спусков без боязни устать. А на случай проблем с навеской в тестовом парке был запас велосипедов :) Я делал очень просто — менял байки после каждого спуска и искал мельчайшие нюансы в их поведении. А раз в несколько спусков брал референсный Demo 8 и съезжал на нём. Трасса, при этом, отлично подходила для того, чтобы вылезли все проблемы найнера — не очень быстрая, с огромным количеством коротких поворотов и очень хорошим уклоном в паре мест. Прекрасно.
Комплит тестовых великов был роскошным. Трансмиссия SRAM XX1, воздушные амортизаторы Cane Creek DB Air, родной спешовский вилсет Roval Traverse с карбоновыми ободами, тормоза Avid X.0 и прочие привилегии топ-версии S-Works. Разница была только в вилках — Fox 34 на Enduro 29 и RS Pike на Enduro 26.
Первое впечатление — «непривычно». Но «непривычно» не значит «неудобно» — верхом на заборе я себя не чувствовал. Смотришь на переднее колесо — а оно какое-то большое. Но посадка абсолютно нормальная — этот найнер не ощущается найнером. Выдергивается 29й эндуро определенно хуже, чем 26й — но тот же 29й эпик вообще был категорически против банни-хопов. Один из спусков мы ехали со знакомым — он на 26м, я на 29м. К началу трассы ведет пологая грунтовка и это было то еще шоу — я ехал вторым и вообще не отпускал тормоза, поскольку преимущество в катимости 29х колес было просто подавляющим. Но в этом-то я как раз не сомневался. А дальше началось веселье.
Да, рулить на найнере надо активнее — из-за больших колес реакции Enduro 29 чуть более ленивые. Зато местами я ехал по более прямым траекториям — те же самые большие колеса определенно добавляют стабильности, главное в них поверить и выясняется, что во многих местах можно и не поворачивать :) То, что ход подвески у Enduro 29 меньше, все-таки чувствуется — я настраивал оба велика откровенно по даунхильному, и если на 26м задний амортизатор пробивался два раза за трассу, то на 29м — три. Но в целом всё сводится к простому правилу — «поверить в байк». И тогда он раскрывается. На спуске Enduro 29 мгновенно набирает скорость, делая это заметно быстрее 26го. Главное не бояться этого — секцию с корнями на найнере я проезжал чуть ли не быстрее, чем на Demo — для этого достаточно было крепче держаться за руль и даже не думать о тормозах. После нескольких спусков окончательно стало ясно, что байк невероятно стабилен — прямые участки с торчащими камнями, корнями и приличным уклоном — это его дом родной, Enduro 29 отлично себя на них чувствует и просит еще больше неровностей. А вот короткие повороты заставляют напрягаться больше, чем на 26й версии. Не то, чтобы заметно больше — но разница чувствуется. Впрочем, даже несмотря на вилку, которая была откровенно при смерти (до нас эти байки укатывали на протяжении месяца, что ощущалось), Enduro 29 был очень быстр. И, пожалуй, это действительно первый найнер, из тех, на которых я ездил, который можно назвать настоящим велосипедом для эндуро. Без всяких оговорок.
Резюмируя. Я был неправ в своей предвзятости к Enduro 29. На этом найнере можно ехать вниз практически так же, как на 26" велосипеде, и, при этом, быть намного быстрее него на плоскости и подъемах. В Specialized действительно сделали найнер, который, похоже, действительно может переиграть своих 26х собратьев даже на сложных эндуро-трассах с даунхильными участками. Вернувшись в номер после тестов, я написал, что деваться некуда — пришла пора изменить 26м колесам. А первые впечатления, как правило, самые верные. Куплю ли я Enduro 29 себе? Вопрос интересный. Скажем так — если речь идет о байке для эндуро-гонок, Enduro 29 будет лучшим выбором. А если говорить о мини-даунхиллах и катании в свое удовольствие, то, наверно, 26" версия все же интереснее — подъемов-то в мини-дх, даже российском, как известно нет. В общем я пока в раздумьях. Но одно понятно уже сейчас — Enduro 29 наверняка первая ласточка, и сейчас по проторенной инженерами большого «S» дорожке последуют остальные игроки рынка. А значит через год-два у нас наверняка будет выбор из минимум нескольких отлично едущих вниз и управляющихся найнеров. И если по этим параметрам найнеры будут максимально приближены к 26", а все к тому идет, зачем тогда вообще нужны 650b байки? В общем вопрос о стандартах колес пока остается открытым...
Текст: Никита Маков
Фото: автора и компании Specialized
-
добавить в избранное
1
- +64
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (58)
I was wrong about this bike. It was nothing like I feared it would be and, no matter how much I look at the numbers, I still don't really understand how Specialized have managed it. This bike, without question, pushes the boundaries of what is possible with a 29-inch wheeled bike. It also throws light back onto the question of whether or not we need 650B bikes when 29ers can handle like this. This bike blew away any preconceptions of what I thought a 29er could or should be, and for that reason alone I love it. Would I trade my 26-inch Enduro for the newer, bigger-wheeled version? Probably not, as personally I still prefer the immediacy of the smaller wheels, but it's a far closer call than I would have ever imagined it could be. -Matt Wragg
FishKAA
kubas
эта, а на свежем 29м sj evo довелось проехать?
FishKAA
kubas
allan44
kubas
allan44
racerx
Chunia
racerx
Chunia
А не попробовать ли поставить 29 колеса на эндуро 26" вперед?..
GAAff
l_schleicher
Но вот рулиться будет не так уже...
Вот почему все вилки под 650В с конусными штоками!?
GAAff
VoidWanderer
l_schleicher
Chute
velikain
Вымерял уже т.к. есть хард с дико низкой кареткой, но вот резины меньше 2,1" кроссмарка нет нигде...
А вот 27,5 вполне можно было бы поставить с тем же ходом вилки, вот только стакан обычный. Но менять эндурку 08 года только из-за этого небуду)
GAAff
Chute
l_schleicher
Далеко не все подвески, и, главное, инженеры, способны приблизить параметры найнера к 26" байку. Да и подавляющее большинство производителей сделали ставку на 650б, и что-то мне подсказывает что у эндуры 29 аналогов может и не быть.
VoidWanderer
l_schleicher
VoidWanderer
l_schleicher
VoidWanderer
l_schleicher
FishKAA
B-race
к тому же x01 вряд ли можно назвать бюджетным вариантом (хотя конечно дешевле xx1)
в общем суть — молодцы что смогли сделать сравнительно доступную версию enduro 29
FishKAA
Willy
kubas
Chunia
FishKAA
Chunia
kubas
Мне SJ понравился больше как раз потому, что Эндуру мне было не разогнать до нужных ходов, скилла не хватало.
Chunia
TheDima
GoshaN
Надо просто смотреть куда и как ты едешь, а еще не забывать про низкую каретку.
Я на спеше сх(100мм) цеплял пару раз землю ботинком на плоских поворотах. После такого очень быстро пришло осознание, что каретка низкая и ехать надо немного иначе.
B-race
GoshaN
B-race
можно несколько дырок насверлить под педали, причём не только в укороченных шатунах
mitcos
N01Z3
madvox
GoshaN
kubas
GoshaN
AcidRider
amstafff
3250
VicX
mitcos
N01Z3
Feanor
А статья интересная.
indeetz
есть возможность заказать Y-link с SX 2009 года?
Yue
kubas