Новое железо — Specialized Demo, эпизод VI
Они опять все испортили. После нескольких спусков на новом алюминиевом Demo 8 650b по трассе Кубка Мира в Леоганге я подошел к знакомым из спеша и спросил «А что там с карбоновой версией? Никак вы по примеру некоторых других производителей решили сначала сделать только алю-версию, чтобы все купили новый байк, а через год выкатить карбон, чтобы все, кому нужно самое-самое, купили дему еще раз?». «Нет» — ответили мне — «новая карбоновая рама уже готова и мы ее вот-вот покажем, так что в 2015м году в линейке будут обе версии, не волнуйся. Но никому пока ни слова». «Эх, а какой был бы пост в ХВВЖ» — расстроился я.
На самом деле новый карбоновый Demo 8 S-Works 650b даже привезли на презентацию Specialized 2015, которая в этом году проходила в Леоганге. После чего поставили байк в темной комнате и показали только особо отличившимся, строго-настрого запретив фотографировать. И телефоны отбирали. Не помогло — фото нового Demo все же просочилось в интернет, благодаря чему презентация байка состоялась на две недели раньше запланированного срока. И я не думаю, что кто-то расстроился, не считая самого спеша конечно.
«Мара, а тебе не кажется, что он похож на Devinci?» — поинтересовался я еще у одного знакомого из Specialized. «Devinci? Вообще нет, хотя, если посмотреть с правой стороны, то да, ты, пожалуй, прав. Но ты же понимаешь, что самое интересное видно при взгляде слева, а там он не похож вообще ни на что?». Так и есть. Темная сторона нового Demo (а самое интересное место конструкции и впрямь черного цвета) действительно отличается от любого другого байка. Интересно, будут ли угощать печеньками при покупке?
Но обо всем по порядку. Новый Demo — уже шестой байк с тем же названием. И за десять лет он прошел чертовски долгий путь.
Первый Demo 8, дебютировавший в 2005м году, был скорее фрирайдным — собственно для тех, кто переживал по Биг Хиту, специально было указано, что рама позволяет установку 24" колеса. В 2007м году появилось второе поколение рамы — дизайн стал менее угловатым, угол рулевой завалили, а базу растянули, удлиннив переднюю часть рамы. Это было уже что-то похожее на даунхильные рамы тех лет, и Demo 8 стали мелькать на гонках. Однако действительно даунхильным байком стал Demo 8 третьего поколения, поступивший в продажу в 2010м. Внешне рама изменилась не очень сильно, став несколько более изящной, но именно тогда Specialized вернулся в даунхилл, причем помогли ему в этом Хилл и Фэйрклоу. Рама стала ниже, каретку опустили, излишки веса убрали, уменьшили ход (с 8.4 до 8 дюймов), еще больше удлинили верхнюю трубу, чуть завалили угол подседельной и сделали работу подвески более прогрессивной. Впрочем, несмотря на то, что Хилл и Фэйрклоу даже успели поездить на этом байке Кубок Мира, в это время уже вовсю шла работа над Demo 8 четвертого поколения, изначально создававшемся как 100% велосипед для даунхилла. И в 2011м году мы все увидели, что из этого получилось.
В 2013м топовые версии Demo получили карбоновый передний треугольник — и возможности платформы явно были еще не исчерпаны, не зря Demo 8 теперь уже предыдущего поколения даже на закате своей карьеры выиграл тест карбоновых байков, проведенный Dirt Mag, опередив такие заслуживающие уважения байки как Santa Cruz V10c, Trek Session и Devinci Wilson. Причем по мнению некоторых тестеров Demo 8 был даже слишком даунхильным — а это определенно не самые плохие слова в адрес гоночного байка. И даже короткие перья никого не смутили.
Как бы то ни было, в далеком 2012м году, Джейсон Чемберлен, старший инженер R&D отдела и отец всех предыдущих Demo приступил к разработке абсолютно новой рамы. Сделать «слишком даунхильный» байк еще более даунхильным? Естественно идея была именно в этом. Однако нельзя просто так взять и улучшить изначально удачный байк. В итоге для реализации идей Джейсона потребовалось полностью изменить раму. И началась эта история с кареточного узла, объединенного с шарниром
«Пытаясь еще больше понизить центр тяжести, я решил попробовать посмотреть, что будет, если перенести основной шарнир на три дюйма ниже. После этого он оказался прямо в кареточном узле и логичным было объединить их, что я и сделал.» — рассказывает Джейсон — «А после этого я просто пересчитал места расположения других шарниров рамы на основе смещения основного из них. Не беспокойтесь, это все та же FSR, несмотря на то, что внешне конструкция выглядит непривычно.»
А что происходит с траекторией движения заднего колеса? А это уже другая история, и от расположения основного шарнира при неизменной схеме общего расположения шарниров она не зависит. Впрочем Джейсон не отрицает того, что без этой самой траектории никуда. В самом начале работы над новым Demo Specialized приобрел огромное количество даунхильных байков различных производителей, включая самые экзотичные конструкции. «Мы купили практически все даунхильные байки, имеющиеся на рынке, со всеми мыслимыми траекториями движения заднего колеса и системами подвески. После этого мы сняли траектории движения их задних колес на скоростную камеру, чтобы посмотреть и досконально разобраться в том, как в действительности работают их подвески. Проанализировав все данные, мы пришли к выводу, что с правильно подобранной кинематикой подвески FSR и амортизатором Ohlins мы сможем добиться такого же уровня производительности подвески, как у самых радикальных конструкций с абсолютно сумасшедшими траекториями движения заднего колеса. И, при этом, избежим их проблем с изменением геометрии во время срабатывания подвески, удлиннением цепи и т.д.» Подход вполне себе в духе Specialized — Linkage никто не отменял, но если есть возможность провести натурные испытания, то почему бы и нет. Интересен общий бюджет разработки Demo, но такими подробностями, к сожалению, со мной точно никто не поделится. По крайней мере для их публикации.
Совмещение шарнира с кареточным узлом позволило установить в него большие подшипники. Очень большие подшипники. Достаточно сказать, что внутри оси, на которой вращается нижнее перо, вполне поместилась каретка BB30 — собственно ось и является местом, куда она устанавливается. Таким образом радикально повышается жесткость и надежность конструкции.
Но главное, что бросается в глаза, при взгляде на новый Demo, это асимметричная рама. Она даже заставляет забыть о колесах 650B, которые являются не менее заметной инновацией (мы все помним о мантре Bigger is better, 29х колесах и относительно недавних заявлениях о том, что 650В не нужны). Но все же идея асимметричности не в этом. Ну или не только в этом.
Новый Demo изначально разрабатывался именно с карбоновым передним треугольником (алю-версия в 2015м году будет использовать схожую геометрию, однако дизайн рамы останется от предыдущего поколения). Это позволило максимально использовать свойства карбона. «Когда мы разработали новый задний треугольник то поняли, что теперь подседельая труба выполняет только одну функцию — удерживает подседельный штырь. Можно не делать ее такой же массивной как в прошлом, когда на ней был расположен один из шарниров — в новой раме нагрузка на нее намного ниже» — объясняет Джейсон свою идею. И все же в чем профит? «асимметричный мостик позволяет легко получить доступ к амортизатору и его настройкам, что важно для гонщиков, а сама рама получается более узкой и компактной.» Что, в переводе на русский, означает «потому что можем!». Впрочем нельзя не отметить того, что в новый Demo без проблем можно поставить любой амортизатор — места теперь выше крыши. И проблемного заднего крепления амортизатора теперь больше нет — оно самое обычное. Еще и вес экономится. Кстати заявленный вес новой рамы S-Works — 3.44кг без амортизатора. Что почти на полкило легче, чем предыдущая рама, но все равно до рекорда рамы Trek Session 9.9, заявленный вес которой на килограмм меньше, еще далеко.
Заслуживает внимания и верхний линк подвески. Он выпускается в двух версиях — S-Works получит полностью карбоновый линк, а вот у младшего Demo линк будет алюминиевым.
Карбоновый линк весит на 240 грамм меньше. При этом, несмотря на то, что карбоверсия выглядит довольно просто, работа над ней была проведена очень серьезная — ведь теперь именно линк давит на амортизатор.
Линк полый внутри, с ребрами жесткости, а главное — при его создании попутно была разработана новая технология размещения подшипников.Традиционно алюминиевые вставки (если они вообще есть — иногда подшипники запрессовываются прямо в карбон) сначала обрабатываются, а уже потом вставляются в карбоновую деталь при ее изготовлении. Проблема заключается в том, что в этом случае могут образовываться незаметные глазу, но все равно критичные перекосы и несоосности. В случае с новым Demo Джейсон нашел простое, но изящное решение для борьбы с ними — во время изготовления линка внутрь вставляются еще необработанные посадочные места для подшипников. Затем они обматываются карбоном, линк отправляется в печку, а финальная прецизионная обработка алюминиевых деталей проводится уже после того, как линк готов, непосредственно по месту. Таким образом легко исправляются даже самые малейшие перекосы и обеспечивается высокая точность взаиморасположения всех частей.
Борьба за максимальную жесткость не обошлась и без оси. Это по-прежнему 135х12мм ось, однако на концах она имеет квадратное сечение с конусом, благодаря чему обеспечивается большая жесткость. Небольшая алюминиевая вставка на нижнем пере (фото слева) призвана защитить карбоновую раму от удара ротором при снятии и установке колеса.
И тут пора перейти к геометрии нового Demo. Кстати, скетчи ниже показывают процесс поиска нового дизайна — синий вариант наиболее близок к финальной версии
Как мы все прекрасно знаем, очень критичной частью Demo являются короткие 420мм перья. В прошлом году мы в прямом эфире наблюдали разброд и шатание среди спешовских райдеров — в то время как Броснана длина перьев вполне устраивала, Гвин, привыкший к более традиционным конструкциям, вовсю экспериментировал с их длиной, попутно пробуя все более длинные передение треугольники в поисках решения, которое бы позволило ему ехать быстрее. Не помогло, как мы помним.
В межсезонье судя по всему выяснилось, что проблема была не в том, что рама не подходила Гвину — ну или, во всяком случае, далеко не только в этом, и Ааарон вернулся в форму. Впрочем, эксперименты без сомнения повлияли на новую раму. «Когда в прошлом году мы договорились с Гвином, нам пришлось очень серьезно заняться геометрией его байка, поскольку Аарон хотел раму с привычной ему геометрией для того, чтобы чувствовать себя комфортно и быстро ехать, так что мы сделали для него много различных вариантов.» — рассказывает Джейсон о происходящем в прошлом сезоне — «В итоге мы остановились на том варианте, который показался Гвину наиболее быстрым. При этом нельзя было забывать и о Трое, который был быстрее на Demo с традиционной геометрией. А новый Demo, устраивающий обоих наших гонщиков, получил удлиненные на 10мм 430мм перья, которые, впрочем, по прежнему являются одними из самых коротких для байков с колесами 650В. И, конечно, мы сохранили очень низкую каретку, являющуюся фирменной чертой наших даунхильных велосипедов».
S3 — Style Specific Sizing — еще одно нововведение от Specialized. Сама идея далеко не нова, но в случае с дх-байками до этого практически не использовалась. На что мы смотрим, выбирая дх-байк? Уж точно не на высоту подседельной трубы — ключевыми параметрами являются длина верхней трубы и рич. Собственно эта идея уже давно применяется в рамах для дерта и стрита, ростовки большинства которых отличаются длиной верхней трубы при неизменной высоте подседельной, благодаря чему например низкие райдеры, которые любят длинные рамы, не испытывают никаких проблем. Specialized поступил аналогично и с новым Demo — четыре ростовки рамы имеют всего два варианта высоты подседельной трубы (394 и 419мм), причем даже более высокая труба, применяющаяся на ростовках L и XL расположена очень низко — она соответствует М-ке этого года. Так что основное отличие теперь исключительно в длине переднего треугольника.
Теперь райдер может подобрать себе ростовку рамы ориентируясь исключительно на свои предпочтения в стиле катания и места, где он ездит. Например Митч Ропелато при росте 177см предпочитает раму размера М, из-за ее лучшей маневренности и ощущения более живого велосипеда. А Гвин, при том же росте, ездит на L-ке из-за ее большей стабильности за счет длинной базы. Брэд Бенедикт с его 186см использует L для байкпарка и XL для гонок. И так далее.
В 2015м году в линейке Demo будут доступны четыре велосипеда — карбоновые S-works и Demo 8.1 Carbon, а также алюминиевые Demo 8.1 и 8.2. S-Works целиком карбоновый из самого продвинутого на сегодняшний день спешовского карбона FACT11M, 8.1 Carbon получил карбон попроще — FACT10M, а также алюминиевый линк и перья.
Алюминиевые версии отличаются отсутствием ростовки S, немного другой геометрией и дизайном, аналогичным Demo предыдущего поколения. И на алюминиевых Demo 650b мы уже покатались, но это совсем другая история.
Фото: Specialized, pinkbike.com, bikeradar.com
-
добавить в избранное
4
- +191
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (91)
Val
если кто то приедет на таком байке на отечественные соревнования, очередь на «а можно по сидеть?» растянется до вечера и под запись)
CIX
kubas
CIX
kubas
N01Z3
— Капитан Джек Воробей!!! )))))
madtapki
Aux
JeffHanneman
Смотрели на гамблер, а получилась опять демка...
madvox
На 2015 год многие компании уже анонсировалисвои велосипеды. Чаще всего это переход на 27,5" без радикальных изменений. Наверняка они знали, что выкатит Спеш и логично решили не конкурировать с ним в 2015 году. Но в 2016 многие могут выкатить что-то радикально новое. Будет больше опыта с 27,5" в ДХ.
Тот же Commencal показал новую Мету, можно предположить, что новый дизайн перейдет и на Суприм.
Интересно, какие технические решения Спеша пойдут в народ? Мне больше всего нравится линк в каретке.
velikain
Yue
velikain
raskladnoy
Yue
raskladnoy
а вот тормозные усилия на подвеску уже на глаз не прикинешь — там перпендикуляры строить надо, да и линейность подвески на глаз можно определить только у однорычажек, у четырёхрычажек без чертёжа не обойтись.
ну это к вопросу о том, что можно надиванить, а что нужно высчитывать.
raskladnoy
вот я выпендривался, а потом внимательно на картинку взглянул, а там за счёт расположения верхнего линка как раз получается, что в начале хода всё впорядке у рамы с раскачкой, точнее не будет её.
вот блин я лошара. =)
спеш красавцы, чо!
raskladnoy
Aux
Manul
Кстати, траектория задней оси такова, что колесо аж на 3 см вперёд при полном прожатии уходит. Хотя, на мой взгляд это вообще маловажный фактор, тк вживую никак мне это не удалось почувствовать. На графике в сравнении с Кувалдой.
Wermachtocheck
Manul
А может, наоборот нужно, чтоб колесо шло вперёд? Оно так как бы убегает от удара тогда))
Кстати, ни разу в езде не замечал, чтобы из-за такой траектории подвеска плохо работала — брал Дему покататься довольно много раз. Заметно, что перья ещё более короткими при срабатывании подвеки становятся, но это как бы особенность, а не неудобство какое-то.
Wermachtocheck
Подвеска-то и при заваленной вперёд траектории работать будет, никуда она не денется, а вот потери скорости будут больше из-за неотработанной горизонтальной составляющей импульса удара, особенно на препятствиях прямоугольного профиля которые колесо не вверх отфутболивают а назад, ну и покрыха пробиваться будет чаще.
Manul
Manul
Yue
А что касается демки — то вот эти рассуждения про «потери скорости будут больше из-за неотработанной горизонтальной составляющей импульса удара бла-бла-бла...» ничего кроме смеха не вызывают. Может в фундаментальной теории оно отчасти и верно, но на практике демка работает. И охуенно работает))
Wild_Cat
а насчёт встретить удар в более ранней точке, «если противник ударил пяткой в нос, нужно ударить его носом в пятку»
Manul
А в демке 15 года мне не нравится дизайн, но с технической стороны думаю всё идеально будет — всё-таки спеш может себе позволить не один десяток испытаний прототипов, чтоб будущая версия была как минимум не хуже нынешней)
Wild_Cat
Manul
racerx
Manul
У меня были одновременно джаит рейн 09 и спеш эндуро 08. Понятийно подвеска джаинта должна работать «правильнее», но спеш оказался куда приятнее по работе и джаинт вскоре был продан, а спеш используется до сих пор, в том числе и в больших горах.
Lyoho
На практике это выглядит как аморт в режиме «плюш» и аморт в режиме «жестко.» На «жестком» вроде ехать «жестко,» но ты едешь гораздо быстрее, чем на соплях режима «плюш.»
kuzlich
когда колесо уходит назад то байк не задерживается над препятствием, он как раз движется вперёд, несмотря на то что колесо слегка приотстало т.е. не утыкается. А если колесо уходит вперёд то весь байк тормозится пока колесо не преодолеет препятствие, именно это и называется утыкается. Вилки-то никто не стесняется наклонять всё сильнее, а вот с траекторией заднего колеса почему-то сразу возникают сомнения.
Manul
Пока колесо уходит назад — оно за препядствием, и не норовит его перескочить, а передает все препядствие в твой аморт.
Вилки мы для другого наклоняем, не нужно мелкое с мягким путать.
kuzlich
Wermachtocheck
Yue
racerx
racerx
Val
Никит, спасибо за статью. Очень познавательно.
mariko
Если раньше спеши славились ассиметричными перьями (задние колёса были без зонта), то теперь ещё прибавится и ассиметричные линки.)
Очень непривычно выглядит эта «скособоченность» амморта.
amstafff
CIX
«Эй парень — у тебя перья повело!»
rip
amstafff
о мой мозг, за что?
bkg
mitcos
Data_Link
просто хочется пойти и купить
Letchik
ценник на с-врокс огласили? 12к$?
kuzlich
mor
aacho
байк S-Works 396910
байк Demo I Carbon 256120
Chunia
mx2
Chute
veles
racerx
Vlomoboy
Val
N01Z3
B-race
Вообще рамца очень конечно интересная. Прям очень радуют новый Лапьер и Демо.
Burnmann
Chunia
Burnmann
Раз там все жесть как жостко) Ну и виль нужно лефтиподобную на стиль.
Хотя может это будет в 16 или 18 году)
И будет новый слоган: симметрично — не значит оптимально)
GAAff
BEAR
OlegShturman
grigri
leher
racerx
Еще в желтом цвете живенько смотрится:
mor
Burnmann
amstafff
NyanVan
velikain
CIX
hindu
Rain
Burnmann
grigri
Snumsmumrik
на вкус и цвет…
kuzlich
james
Letchik
james
Rain
james
mitcos
james
Manul