Новое железо — Большой найнер в больших горах - Specialized Enduro 29
План был идеальным — поехать в Алушту, поменяв холодную Москву на теплый Крым, походить пешочком в гору, сделать пару фотографий для профилей в соцсетях и, в довершение всего, закрыть сезон, приняв участие в традиционной осенней гонке SuperD. Благо даже велосипеды в кои-то веки были подходящими — мой Enduro 26, правда, экспроприировала Саша Ж. под предлогом того, что уже успела к нему привыкнуть и не видит смысла менять байк перед поездкой, зато от щедрот российского дистрибьютора Specialized на эту поездку нам достался еще и Enduro 29. Ну и отлично — в процессе катания попробуем разобраться в отличиях больших и маленьких колес. Идеальный, повторюсь, план. В среду, 5го ноября, самолет с теплой компанией из парочки эндур приземлился в Симферополе. Жить плану оставалось примерно два часа.
Итак. Enduro 29, он же мистер Большие Колеса ибн Короткие Перья. Одна из самых ожидаемых новинок Specialized 2013го года, которая, появившись, собрала огромное количество восторженных отзывов от журналистов, райдеров и первых счастливых обладателей. После чего выяснилось, что спрос на найнер в Specialized катастрофически недооценили — практически все первые выпущенные Enduro 29 достались Штатам, на остальных просто не хватило. И это несмотря на то, что сама концепция длинноходного найнера у многих вызывала скептицизм. Так в чем же секрет восторгов по поводу Enduro 29?
фото: bikemag.com
Что мы знали о найнерах раньше? Первое, что приходит на ум — они большие, длинные и не любят короткие повороты. Утверждение о том, что на извилистых трейлах найнерам ловить нечего быстро приобрело ранг истины и немудрено — длинные перья, растянутая колесная база, сами по себе большие колеса, — все это определенно не способствовало удачным попыткам запихивания найнеров в повороты. А какой же хороший трейл и, тем более, эндуро-трасса, без связок поворотов? В итоге найнеры довольно быстро застолбили себе место в различных кросс-кантрийных дисциплинах, но на этом их распространение и закончилось — несмотря на отдельные попытки сделать найнеры аж для даунхилла, быстро ехать вниз на больших колесах было сложно, что только подтверждалось различными тестами. Однако в Specialized думали по-другому.
фото: bikemag.com
Ключ к Enduro 29 — область кареточного узла. Именно там и была сосредоточена львиная доля работы конструкторов, пусть подчас и невидимой. У Enduro 29 очень короткие для найнера (и не только!) перья — 430мм. При ходе подвески в 155мм и больших колесах это очень серьезная заявка. Особенно учитывая, что обычная длина перьев у найнеров на тот момент была от 440мм и это при ходе подвески в 120-130мм. Для того, чтобы колесу было куда ходить при срабатывании подвески, конструкторы очень сильно изогнули подседельную трубу, а также, совместно с Sram, разработали специальное съемное крепление переднего переключателя, поскольку для стандартных креплений просто не было места. И, конечно, Enduro 29 был разработан с прицелом на 11-скоростные трансмиссии, в которых передний переключатель просто не нужен. К тому же, широкий просвет позволяет Enduro 29 использовать покрышки шириной до 2.5", что тоже очень непривычно для найнеров. Да, длинноходные найнеры пытались делать и раньше, но до появления Enduro 29 никому не удавалось предложить настолько короткие перья в сочетании с таким ходом подвески для массового рынка. Как итог — колесная база байка в ростовке М составляет всего 1159мм. И это с фирменным вытянутым передним треугольником Specialized — рич у байка этой же ростовки 425мм, что всего на 5мм меньше чем у даунхильного Demo 8. Таким образом, Enduro 29 стал первым найнером, который можно было использовать в соревнованиях по эндуро самого высокого уровня. По крайней мере на бумаге.
Мне достался Enduro Expert Carbon 29.
Плюсом была моя ростовка — М, а минусом то, что все лето велосипед провел в тестовом парке Specialized, объездив всю Россию. На практике это означало, что на велосипеде каталась куча людей, а ТО ограничивалось в лучшем случае мойкой и смазкой, так что первым делом найнер отправился в сервис «Велопробега» для того, чтобы посмотреть, в каком он состоянии. И выяснилось, что в неплохом — внешний вид немного пострадал из-за приобретенного ассортимента царапин, вилке и амортизатору было бы неплохо сделать ТО, трансмиссия требовала подстройки, а подседельный штырь — подкачки. То есть никакого криминала. Фактически на боевое прошлое байка указывали разве что потрепанные боковины покрышек, поставившие крест на моей идее сделать колеса бескамерными, благо обода и покрышки это позволяют. Ну и ладно. Байк был полностью стоковым, что означало следующую навеску:
Вилка Rock Shox Pike RC c ходом 160мм
Задний амортизатор Fox Float RCT c функцией автосэга
Трансмиссия Sram X01, передняя звезда 32Т
Колеса — Specialized Roval Traverse 32H, собранные с покрышками Specialized Butcher и Specialized Purgatory шириной 2.3".
Подседельный штырь Specialized Command Post Stealth, 125мм
Тормоза Avid Elixir Trail 7, роторы 200мм и 180мм
Руль и вынос Specialized
Приехав в Алушту и заселившись, я занялся распаковкой велосипедов. И если с Enduro 26 проблем не возникло, то, достав из чехла Enduro 29, я сначала не поверил своим глазам, а потом сел на лавочку рядом с чехлом и непроизвольно начал искать что-нибудь алкоголесодержащее. Бутылок в зоне видимости не наблюдалось. Но, что намного хуже, не наблюдалось также и переднего колеса от Enduro, которое так и осталось стоять прислоненным к дивану в «Велопробеге». В свое оправдание могу сказать только что лег я в три, а вставать надо было в шесть. Но все равно — такого со мной не случалось еще никогда. В минуту слабости я даже решил уехать обратно в Москву, но меня остановили во-первых невменяемые цены на билеты, а во-вторых Саша, сказавшая что нефиг ныть, надо думать. В любом случае все указывало на то, что шансов на тест Enduro 29 осталось чуть менее чем нисколько — найти колесо подходящего размера в Алуште было примерно столь же реально, как встретить там флаг Украины.
Меня спасли Валя Попов, КБ, которого при этом в Алуште не было, и, в итоге, Таня Шуняева и ее друг Женя. Валя согласился при необходимости дать мне на гонку свой дх-байк. КБ одолжил одному из строгинских падаванов свой кантрийный Specialized XC, который можно было взять покататься, поскольку падаван в качестве дебюта в горах сломал палец на Лаванде, после чего прошел курс гипсования и отбыл в Москву, оставив байк на попечение друзей. И, наконец, при встрече вечером Таня сказала, что Женя прилетит в пятницу утром, а в четверг может захватить в «Велопробеге» колесо.
Решено — сегодня у нас среда, так что на завтра я беру байк КБ, а в пятницу Enduro 29 воссоединяется со своим передним колесом, после чего у меня остается суббота на покататься и воскресенье на погоняться. На том и порешили.
Идея была в том, чтобы максимально пропитаться духом эндуро, поэтому в гору предполагалось ехать своим ходом (иногда) и ходить пешком (по большей части). Никаких уазиков, луазиков и прочих л200 — только свои ноги, только хардкор. Единственным исключением был подъем до перевала — поскольку крутить в гору по асфальту было сочтено перебором, из Алушты до Перевального мы ездили на троллейбусе. Но дальше никаких поблажек — гуляем, слушаем как птички поют и максимально пропитываемся осознанием того, что спуск еще надо заслужить. В общем в четверг мы отправились в подъем на Демерджи.
Саша демонстрирует дух эндуро как он есть — модный эндуро байк, капучино, модная одежда, страва подразумевается:
Идти было долго, птички иногда пели, а мимо нас проезжали моторизованные эндурщики, набившиеся в те самые УАЗы с ЛУАЗами и спешащие на разведку трассы SuperD. «Вот нищеброды» — думали они. «Пффф, да это разве эндуро» — ответствовали мы, изо всех сил изображая радость от процесса. По мере приближения к вершине, впрочем, радость становилось изображать все сложнее, но мы держали марку. При встречах вопросов обычно задавалось два — «Где трасса суперД?» и «Чего у Никиты байк такой странный?». На первый вопрос мы пожимали плечами, на второй я усиленно делал вид, что так и задумано. В итоге один из верхних участков трассы был обнаружен благодаря компании во главе с Полковником, размышлявшей о том, как лучше съехать, так что всех остальных встреченных мы смело отправляли «вооон туда», продолжая подъем к заветным ретрансляторам.
Мечта эндурщика, или «нафига я сюда залез»
Спуск по Южной тропе Демерджи, до которой мы все-таки добрались, ознаменовался для меня двумя событиями. Во-первых, я очень быстро понял, что на 120 миллиметровом байке с практически кантрийными углами вниз ехать все же тяжело. Во-вторых, практически сразу после осознания этого факта, я дал отличного червя, сделав красивый кувырок через руль и до кучи получив великом по голове, благо был в фуллфэйсе. Это наложило некий отпечаток на дальнейший спуск, поскольку впредь я старался ехать очень аккуратно, размышляя о том, что, возможно, в ситуации со сломанным пальцем дело было не в навыках падавана. Ну или не только в них. Тем интереснее было попробовать съехать по Южке на найнере.
Пятничное утро я встретил на нижнем троллейбусном кругу Алушты с некомплектным найнером в руках — переднее колесо должны были привезти на перевал. Саша уехала кататься еще куда-то, а остальная часть Rockabilly Racing отправилась в Долину Привидений на поиски приключений, которые в итоге вылились в основном в хождение пешком. Я же воссоединился с передним колесом и отправился в уже знакомый путь к ретрансляторам. Ходить с найнером, кстати, оказалось проще — у него руль выше. Попутно я ответил сам себе на вопрос, почему там стоит несколько смущавший меня плоский руль — был бы он с подъемом, оказался бы вообще в небесах. Надо отметить, что, несмотря на плоский руль, байк отлично выдергивается, что было доказано коротким тестом на троллейбусной остановке и вообще производит впечатление очень цельного и собранного. Проще говоря он не воспринимается найнером — непривычны только большие колеса, но это скорее субьективное ощущение. Это мнение подтвердили и все остальные, катавшиеся на нем — первоначально все, включая Валю Попова, приехавшего с точно таким же Enduro Expert Carbon, но на 26" колесах, относились к найнеру скептически, но, покатавшись, меняли свое мнение, говоря, что он совсем не похож на другие найнеры. Вот и посмотрим.
На этот раз спуск по Южной Тропе оказался заметно проще. Во-первых, я быстро привык к байку — настройка свелась к нескольким качкам насосом, плюс небольшому закручиванию отскоков на вилке и амортизаторе. При этом я в очередной раз впечатлился автосэгу — элементарное, в общем-то, решение, но как облегчает процесс! Накачал, сел, нажал на клапан и вуаля — сэг выставлен в рекомендуемые для байка параметры. Во-вторых, плюсы найнера при езде по неровностям очевидны — большие колеса намного легче перекатываются через препятствия, а сама езда становится увереннее, поскольку тыкаться в камни и неровности велосипед начинает заметно меньше. И, конечно, разгоняется вниз он очень быстро. А вот декларируемое увеличение держака в поворотах я ощутил всего пару раз — да, в длинных поворотах байк едет несколько увереннее. Но принципиальной разницы пожалуй нет. А минусы у больших колес все те же — байк не очень охотно заезжает в короткие повороты, плюс большие колеса, конечно, позволяют легче поддерживать скорость, но при езде по плоскости их сначала надо раскрутить. Впрочем, с первым минусом ощутимых проблем я не испытал — спасибо довольно короткой базе, а вот после остановок (или почти остановок) на плоскости сил на энергичный разгон тратится по ощущениям все же побольше. Но все же первые впечатления остались сугубо положительными — байк превосходно едет вниз и хорошо ведет себя в подъемах, спасибо 11-скоростной трансмиссии. Каменную секцию, на которой днем раньше я матерился вслух и изо всех сил старался не убраться, на найнере я проехал намного быстрее и без всяких проблем. В сочетании с большими колесами и так немаленький ход подвески становится бездонным — нет, я не готов отправиться на Enduro 29 на даунхильную трассу, по крайней мере если речь идет о езде на время, но если говорить о трейлах, то способности байка впечатляют. Когда мы добрались до Ракетчиков, я поймал себя на мысли, что готов повторить спуск с огромным удовольствием, но, к сожалению, уже темнело. Ужин абсолютно спонтанно вылился в отмечание отличного дня, а на субботу мы все-таки договорились поехать наверх на машине — хотелось посмотреть трассу гонки и, по возможности, сделать по ней хотя бы пару спусков. Байк мне определенно нравился.
Суббота. Рядом с троллейбусным кругом запарковано наверное все, что в состоянии заехать вверх, райдеры грузятся по машинам и делают ставки на то, собьют ли ветки байк Ромы Балаева с крыши ЛУАЗа.
ЛДПР выбирает ЛУАЗ
Моджахеды на марше (фото @Zhirnova):
Я же накачиваю подседельный штырь. Он у Specialized полностью воздушный и конструктивно достаточно простой, однако сезон тестов видимо таки приговорил какую-то из резиночек, что вылилось в периодическую потерю давления — раз в день подседельник надо было подкачивать, благо клапан расположен в его верхней части. Главное не забывать об этом — иначе в самый ответственный момент можно остаться без крайне нужной во время гонки опции.
Заезжаем вверх на комфортном L200, выгружаемся, видим, что трасса вполне размечена и начинаем спуск. Который для меня прерывается сразу после первого участка по дороге с камнями, где я благополучно пробиваюсь. Все-таки для таких развлечений нужна либо бескамерка, либо даунхильные покрышки — несмотря на все эти «антипробойные» усиления кевларовой резины, всегда можно найти тот камень, который одержит победу над очередной технической новинкой. Что в данном случае и произошло — размеры дырок были таковы, что я всерьез засомневался хватит ли длины самой большой заплатки из набора. Хватило. Тюбик с клеем, изготовленный руками бесзвестных китайских детей, сделал свое дело и, накачав колесо, мы отправились в дальнейший путь. Траверс, съезжалка по полям, выезд на дорогу, закручивание вверх, дроп на каменной съезжалке перед Лысым Иваном, сам Лысый Иван — байк ехал, а я, в основном, игрался с подседельником. Первые вопросы появились только на траверсах Лысого Ивана во время подъема к хребту — была там пара сверхузких поворотов на небольшой скорости, в которых, все же, было неудобно, особенно учитывая поднятое седло. Чудес не бывает — несмотря на общее ощущение верткого байка, уши больших колес периодически выглядывают. Зато потом начался спуск, где я просто ехал, забыв о том, какие там колеса — байк ощущался удобным и это было главное. В тот день мы съехали трассу два раза, впечатлились скорости Вали Попова, забыли наверху рюкзак Джибраила, воссоединились с рюкзаком Джибраила, попробовали «хересовой настойки» и, в заключение, проехались через съезжалки в виноградниках, где я вновь оценил способность больших колес переезжать через камни — сил рулить честно говоря особо уже не было. В общем к байку я привык окончательно, так что главной целью на завтра было не пробиться во время гонки. День омрачила разве что уборка Саши, в результате которой пострадал бок, который только-только восстановился после Чемпионата Мира. В качестве компенсации она, впрочем, стала единственной девушкой, прикатавшей каменную съезжалку по правильной траектории. А поскольку никто из присутствующих не относился к предстоящей гонке слишком серьезно, вечерние посиделки, начавшиеся с пары бокалов пива, в итоге продолжились с не поддающимся подсчетам количеством вина и определенно удались. Настолько, что нам даже стало лениво искать машину на завтра и где-то в процессе мы решили, что Сашу все-таки отправим автотранспортом, а сами, как тру-эндурщики, во имя духа гонки и максимально правильного теста велика поднимемся на старт пешком. В честь чего и распили очередную бутылку.
Утро. Воскресенье. Нормальные люди еще спят, их примеру следует наиболее хорошо отметивший вчерашнее катание Хипстер, ну а мы в составе Вани Кутузова, Ромы Шиманюка, Вали Попова и меня стоим в «Столовой по домашнему». Вчерашняя гениальная идея идти пешком, помноженная на тяжелое утреннее пробуждение, уже не кажется столь гениальной, но выбора у нас все равно уже нет. Три стакана сока и большая чашка капучино заставляют поверить в то, что утро все-таки доброе. Дозваниваемся до Хипстера, объясняем, что троллейбус уже на подходе и идем грузиться. Во время поездки Валя окончательно переходит на темную сторону, вступив в наше творческое объединение и получив комплект наклеек, которые тут же находят себе место на его велосипеде и шлеме, а Рома говорит, что взял с собой наш флаг. После этого
Наверх решаем подниматься максимально медленно (а быстро у нас сейчас и не получится) — везде идем пешком, на нижней смотровой площадке останавливаемся минут на пятнадцать, а на верхней так и вообще устраиваем полноценный привал минут на сорок с освежающей дремотой.
Здесь же идут в дело пакетики с гелем, которыми нас вчера снабдил кто-то из отбывающих в Москву, а также остатки минералки, заблаговременно купленной в столовой. В расслабленном темпе поднимаемся на старт и нам остается еще около часа. Ну и отлично. Лежим, сидим, бродим, согреваемся, укрывшись флагом — в общем отлично проводим время.
«Пять, четыре, три, два, один, старт» — это судья на старте сообщает мне, что хватит рассиживаться, пора бы уже и вниз ехать. Стратегия на гонку очень простая — нужно постараться не пробиться на верхних камнях («мяягко, как кошечка» — повторяю себе как мантру), заехать в подъем на Лысом Иване и последующие торчки на траверсах, не убраться после хребта и сохранить хоть какие-то силы на заключительную, лесную часть. Первые метров двести мантра даже работает, зато потом, ошибившись с траекторией, я слышу и ощущаю целую серию «бум-бум-бум», после чего понимаю, что с кошечкой сегодня не складывается и отпускаюсь. После выезда в пологий подъем к полям убеждаюсь, что все же не пробился, и с этой приятной мыслью начинаю спуск. В одном из поворотов догоняю кого-то из участников, на вопрос «что случилось» он отвечает, что у него проблемы с переключателем, искренне желаю ему удачи и еду дальше вниз. А вот и прямая перед выездом на дорогу. А на этой прямой стоит маршал и усиленно машет мне, предлагая остановиться. Эммм, я тут вообще гонку еду, так на минуточку. Думаю, что может быть что-то не сложилось с замером времени старта и все же останавливаюсь — маршалов надо слушаться. После чего узнаю о том, что я срезал последний поворот, так что стоять мне тут двадцать секунд. Мысленно пытаюсь вспомнить, была ли там ленточка и прихожу к выводу, что если и была, то я ее не видел — там целое шоссе было раскатано, по нему я и ехал. Ну оукей. Расстегиваю шлем, снимаю маску, наслаждаюсь окружающими видами и трясу руками, снимая напряжение. Не поедем, так хоть отдохнем. Наконец мне разрешают ехать дальше, я понимаю, что торопиться наверное уже особо некуда и решаю ехать в свое удовольствие. На подъеме к Лысому Ивану догоняю гонщика на «аваланче» (и как он ехал наверху по камням?), предусмотрительно опускаю седло перед теми самыми короткими поворотами, стоя закручиваю в последние торчки, пересекаю хребет и, наконец, вот они траверсы и долгий спуск.
Фото: @Mor (https://www.flickr.com/photos/49620285@N07/sets/72157646910254403)
Велик едет, силы пока есть, я немного туплю, но, в целом, доволен. Выезжаю на дорогу с подъемом (днем ранее я предрекал что вот в этом подъеме все и сдохнут), вижу впереди еще одного гонщика, что-то в организме говорит «ну эта, надо», так что в подъем я опять закручиваю стоя, обогнав его и благополучно сдыхаю сразу после этого — в прогнозах я если и ошибся, то совсем чуть-чуть. Ну и ладно — можно наконец-то воспользоваться преимуществами Х01, переключившись на 42ю звезду сзади, благо до «только вниз» осталось метров сто. Которые я и кручу на первой передаче, сидя в седле и отдыхая. Ну а куда торопиться-то? На финиш, там пиво купить можно? С этой заманчивой мыслью я наконец доезжаю до спуска, от радости, что теперь крутить не особо много, тут же не попадаю в пару поворотов, после чего начинаю наконец наслаждаться жизнью. Где-то уже ближе к концу меня догоняет Мультик, пропускаю, помахав ему рукой — мне не жалко и, в итоге, поскольку мы догоняем еще гонщиков, на финишную поляну с поворотами выезжает целая компания — там и Ваня и еще кто-то и мы с Мультиком — в общем, финишируем мы все вместе в крайне позитивной атмосфере под кучу воплей «давай крути». После чего уже проехавшая Саша говорит мне, что пива в этот раз нет. Провал. Иду смотреть результаты и с удивлением вижу, что пока я четвертый в элите. Ну это дело сейчас поправят — самые сильные гонщики еще едут и их там человек восемь осталось. Смотрю как проехали другие категории и маленький медалхантер внутри меня начинает зудеть «а вот ехал бы ты не в элите, а в своей 30-35, был бы вторым, на подиуме бы постоял». Впрочем медалхантеру ничего не светит — медали для Спеша у нас, как мы знаем, Саша зарабатывает, а я так, мимо проходил. У нее и шампанского призового глотнуть можно будет. С этими приятными мыслями иду к толпе обсуждающих как кто проехал. Все. Гонка и тест закончены. Итоговое место в элите, кстати, оказалось десятым — как по мне, это отличный комплимент для найнера. Теперь я точно знаю, что Enduro 29 действительно подходит для эндуро, в полной мере унаследовав от 26" брата способность быстро ехать вниз и добавив к ней плюсы больших колес. С другой стороны, на таком же черном Enduro Expert Carbon с 26" колесами Валя Попов вообще выиграл — этому смело могут радоваться те, кто еще не перешел на новые модные стандарты. В общем есть о чем поразмыслить.
Фото: @Mor (https://www.flickr.com/photos/49620285@N07/sets/72157646910254403)
P.S. Отдельное спасибо российскому дистрибьютору Specialized, компании «Велоцентр» за предоставленный велосипед, Тане и Жене за помощь с доставкой забытого колеса и, конечно, всем-всем-всем кто был в Алуште за теплую компанию. Увидимся!
-
добавить в избранное
- +130
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (43)
А вообще зря ты не ехал в мастерах. И Юра Шкуренко.
P.s.: на спешовском кантрийнике (найнере) поменял плоский руль на руль с подъемом, убрав кольца из-под выноса. Валек вроде тоже руль поменял.
Val
racerx
Val
racerx
В этом рейтинге ось для боксера, конечно, лидирует, так как я прибыл в место назначения, совершил перелет, заселился в Болгарии, собрал весь байк и...)
Удалось, конечно, разрулить проблему, но это произвело впечатление.
Val
misterdx
nepunk
idimych
Эндурник от Спеша крутой, это многие подтверждают. Единственный вопрос — а вот не привезли бы колесо?
racerx
kubas
racerx
Antoshko
SergeiPikulin
yurtsa
А вообще этот байк стал моей мечтой через минут 20 катания на нём.
Offout
sp-p3
Veles66
Приятно читать. Все на одном дыхании и без лишнего пафоса.
monster_pro
SergeiPikulin
Val
И, кстати, я придумал еще одну причину почему найнер хуже сикстера, но боюсь озвучивать, а то опять тонны мегафлейма появятся))
SERG
im66
indeetz
Val
AlexanderFrolov
racerx
indeetz
im66
fatsoul
Val
indeetz
fatsoul
indeetz
racerx
indeetz
yossarian
Val
badass
Yue
kubas
Yue
kubas
racerx