Новое железо — Выбираем систему с одной звездой
В этот раз предлагаем вам вникнуть в вопрос выбора системы с одной звездой. И мы не ограничимся системами представленными в Веломире — вместе с MBUK мы рассмотрим все популярные модели.
Итак, какую систему с одной звездой выбрать?
Одна передняя звезда – это здорово. Причём неважно, купили вы комплит со стоковой 11-скоростной трансмиссией или просто сняли с велосипеда передний переключатель и манетку. Так или иначе, велосипед стал легче, на руле теперь больше свободного места, и меньше компонентов могут внезапно выйти из строя. Разумеется, можно просто снять с системы лишние звёзды и оставить одну, и всё-таки специализированная система с одной звездой будет легче. Да и выглядеть она будет, прямо скажем, получше.
В первую очередь нужно выяснить, какая система подойдёт для вашего велосипеда. Так, если у вас каретка стандарта Press-Fit или BB30, то стоит задуматься о шатунах с осью увеличенного диаметра. Впрочем, некоторые каретки (такие, как Race Face Cinch, FSA BB392, Hope, E13, Rotor) позволяют установить такую систему на раму с обычным кареточным узлом. И помните, что чем с большим количеством стандартов совместимы ваши шатуны, тем больше шансов, что они пригодятся вам в дальнейшем, при замене рамы или велосипеда. Ну, а когда вы определитесь со стандартами, придёт время решать извечный вопрос о прочности и весе.
Сегодня самая бюджетная система со звездой типа Narrow-Wide – это, пожалуй, Shimano XT. И, естественно, мы считаем, что более дорогие шатуны должны быть либо легче, либо прочнее. Ну, или немного легче и чуть прочнее – такой компромисс тоже приемлем. Вообще, разные шатуны довольно сильно отличаются по весу, но, поскольку система располагается в нижней части рамы, вес здесь не играет такой роли, как в случае с некоторыми другими компонентами. А вот любой флекс или недостаток прочности как раз будет заметен сильно, ведь система – одна из главных точек приложения усилия во время катания, и именно через педали можно сильно ощутить изменения в рельефе или поведении велосипеда. Да и вообще, мы всегда предпочитали высокую надёжность малому весу.
Заметим, что не у всех брендов рост цен на разные модели шатунов пропорционален росту их качества. Так, у некоторых производителей вы увидите отличные бюджетные системы, но при том не жёсткие или далеко не лёгкие дорогие. У других всё наоборот: шатуны премиум-класса великолепны, а более доступные модели представляют собой ничем не примечательные каталожные изделия. А ещё не забывайте о надёжности и долговечности звёзд и кареток – в долгосрочной перспективе это может сыграть немалую роль.
Конечно, во многих случаях звезду и каретку можно купить отдельно, и зачастую это оказывается выгоднее. Но здесь нужно убедиться в том, что компоненты точно подходят друг к другу – в противном случае, если вам и удастся собрать всё вместе, то это будет не система, а чудовище Франкенштейна. Ну, и чисто из практических соображений мы бы не советовали покупать модели, для обслуживания которых нужны специальные инструменты. Вряд ли вы будете рады прервать интересное путешествие лишь потому, что в местной мастерской не найдётся оборудования для ремонта вашего велосипеда.
Как проходили тесты MBUK?
Нашей целью было узнать, насколько долго и хорошо служат те или иные шатуны, и проверяли мы это самым сложным и, пожалуй, нарочито глупым способом. Сперва мы открывали коробку и смотрели на систему – здесь нужно было понять, легко ли разобраться с её установкой, и требуются ли для этого какие-то специальные инструменты. Ну, а затем мы ставили шатуны на велосипед и катались так жёстко, как только могли. Разумеется, не обошлось без жёстких приземлений и каменных секций, без многих километров зимней грязи и слякоти. Мы тестировали шатуны настолько долго, насколько возможно, а также опрашивали опытных райдеров, которые использовали эти же системы в самых разных условиях. И, наконец, мы поочерёдно катались с разными системами, дабы объективно сравнить их жёсткость, качество звёзд и прочее. После этого оставалось сравнить износ шатунов и звёзд, и ещё раз взвесить все модели. Вот и всё.
Оценки MBUK:
5 звёзд – Великолепно. Безусловный лидер в своём классе.
4 звезды – Очень хорошо. Один из лучших товаров на рынке.
3 звезды – Хорошо. Изделие выполняет свои функции, и выполняет их хорошо.
2 звезды – Ниже среднего. Имеются определённые недостатки.
1 звезда – Плохо. Действительно плохо.
SRAM X01
К сожалению, карбоновые шатуны SRAM во многом уступают лучшим моделям в этой категории. Версия с 30-миллиметровой осью, конечно, жёстче стандартной, но при активном педалировании флекс всё же заметен. И это при том, что данные шатуны существенно тяжелее аналогов от Race Face и FSA. Отметим, однако, что X01 всё-таки несколько дешевле этих аналогов, а звёзды SRAM X-SYNC – одни из самых надёжных и бесшумных. Покрытие шатунов X01 весьма долговечно, а, кроме того, теперь в комплекте с ними идут защитные резиновые наконечники.
Вес: 614 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 2.5 звезды
FSA K-Force Light ABS BB392EVO
Верхняя модель в линейке FSA – отличный выбор для серьёзных гонщиков, желающих дополнительно облегчить велосипед. Полые карбоновые шатуны прямоугольного профиля с интегрированным «пауком» и осью увеличенного диаметра действительно жёсткие, и в данном случае неважно, как сильно вы упираетесь в руль и давите на педали. Ось стандарта BB392 совместима с каретками BB30 и PF30, а также с каретками Press-Fit меньшего диаметра. Кроме того, такую систему можно поставить на раму со стандартной резьбовой кареткой при использовании соответствующих адаптеров. Шатуны весят всего 450 граммов, что действительно очень мало. Но и стоят они весьма дорого.
Вес: 450 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
Aerozine XONE-A1
Шатуны Aerozine – хороший выбор для не слишком агрессивных райдеров, желающих сэкономить немного веса и денег. Широкие, но тонкие шатуны, звезда без «паука» — эта система легче любой алюминиевой модели в данном обзоре, кроме, разве что, Shimano XTR. Оригинальные вставки с резьбой под педали можно поворачивать, меняя тем самым длину шатунов (170 или 175мм). Из недостатков можно выделить отсутствие версии с осью увеличенного диаметра и малую жёсткость – шатуны ощутимо прогибаются во время активного педалирования и при прохождении поворотов.
Вес: 584 грамма
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 3 звезды
Shimano XTR Trail M9020
Верхняя модель трейловой линейки Shimano. Эта система очень надёжна и универсальна, но в плане веса она всё-таки проигрывает карбоновым аналогам. Полые алюминиевые шатуны с интегрированным «пауком» действительно жёсткие, и да, они прочнее версии XTR M9000 XC, предназначенной для кросс-кантри. Звезда с карбоновой основой и титановыми зубьями невероятно надёжна – после целого года использования никаких признаков износа мы не обнаружили.
Вес: 565 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 3.5 звезды
Hope Cranks
Шатуны Hope производятся в Англии. Они действительно долговечные, но не очень жёсткие, а, кроме того, для их установки нужны специальные инструменты. Шатуны изготовлены из анодированного алюминия и выпускаются в различных расцветках, а лазерная гравировка покрывает как раз те места, где шатун контактирует с обувью – таким образом, система способна долго сохранять первозданный вид. Ещё здесь есть дополнительная заглушка, которая надёжно фиксирует шатуны, не давая им люфтить или хрустеть даже после того, как вы много раз сняли и поставили их на место. Каретки Hope позволяют поставить систему с 30-миллиметровой осью на любую раму. Но, как бы то ни было, шатуны всё-таки слегка прогибаются под нагрузкой, да и необходимость в трёх различных инструментах для снятия шатунов и «паука» тоже не очень-то радует.
Вес: 654 грамма
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 3 звезды
Race Face Atlas Cinch
Эти надёжные канадские шатуны теперь стали ещё универсальнее благодаря замечательной системе фиксации звезды под названием Cinch. Сами шатуны изготовлены методом холодной ковки; они довольно тяжёлые, но при этом и очень жёсткие – это, разумеется, ощутимое преимущество в плане передачи усилия и контроля велосипеда. Жёсткая 30-миллиметровая ось совместима с каретками нескольких стандартов, что позволяет установить систему на раму с любым кареточным узлом, будь то PF30 или классическое резьбовое соединение. Шатуны и звёзды продаются отдельно – это не самый бюджетный вариант, но зато у вас есть возможность сразу выбрать нужное сочетание цветов, звезду необходимого размера или шатуны длиной 180 мм, если стандартные для вас коротки. Кстати, ось здесь запрессована в левый шатун, так что снять правый для замены звезды теперь совсем просто. Отметим также, что гайку системы Cinch можно открутить при помощи довольно распространённого съёмника для каретки BSA30.
Вес: 707 граммов
Длина шатунов: 170/175/180мм
Оценка: 3,5 звезды
Gravity GRID MegaExo Megatooth
Новые шатуны от Gravity – полые, кованые, прямоугольного профиля, с интегрированным «пауком». Эта система действительно жёсткая, несмотря на то, что здесь используется ось стандартного диаметра MegaExo. Gravity не выпускает систем стандарта BB30 или BB392, так что для установки таких шатунов на раму с кареточным узлом большого диаметра потребуются переходники. Звезда Megatooth из-за высоких зубьев кажется не слишком надёжной по сравнению с другими моделями типа Narrow Wide, но, как бы то ни было, крепление звезды здесь стандартное, и ничто не мешает поменять её в случае поломки. Однако, и цена, и вес этих шатунов довольно велики.
Вес: 737 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
Race Face Turbine Cinch
В некотором смысле эта система похожа на Race Face Atlas – здесь мы видим всё те же выемки на обратной стороне шатунов, призванные, конечно, снизить их вес. Впрочем, в случае с Turbine лишний металл убран и с лицевой стороны – ведь это всё-таки трейловые шатуны, и они должны быть лёгкими. При этом нельзя сказать, что у Turbine есть какие-то проблемы с жёсткостью, но металла вокруг оси здесь, конечно, поменьше, чем у модели Atlas, способной выдерживать самые суровые приземления. Что ещё сказать? Ось увеличенного диаметра действительно добавляет жёсткости, систему можно поставить практически на любой велосипед, даже на фэтбайк. Ось запрессована в левый шатун, что упрощает замену звёзд – тем более, что производится она при помощи стандартного съёмника для каретки.
Вес: 643 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3,5 звезды
Rotor REX 2.1 QX1
REX 2.1 от Rotor – очень жёсткая и лёгкая система, совместимая со многими рамами. Эти шатуны изготовлены из алюминиевого сплава марки 7075, вследствие чего они на 42 грамма тяжелее более дешёвой модели под названием REX 1.1, где используется сплав 7055. Но, как бы то ни было, они остаются достаточно лёгкими, а ось увеличенного диаметра позволяет поставить систему на раму с любым кареточным узлом. Перед покупкой такой системы стоит проверить, не будут ли шатуны задевать перья рамы – всё-таки у прямых шатунов могут быть с этим проблемы.
Вес: 600 граммов
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 4 звезды
Turn Girder M30
Компания Praxis славится надёжными компонентами, и теперь, помимо звёзд и кареток, она выпускает вот такие системы. Если вы ставите ноги на педали пятками вовнутрь, то, возможно, вы будете постоянно задевать ботинками эти массивные шатуны прямоугольного профиля. Но их жёсткость действительно достойна похвалы – даже самые агрессивные из наших тест-райдеров не заметили в системе никакого флекса, при том, что весит она не так уж и много. Кроме того, существует короткая (165мм) версия этих шатунов, которая, определённо, порадует любителей низких кареток.
Вес: 691 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4 звезды
SRAM GX-1400
Отличная система по вполне доступной цене. Полые кованые шатуны достаточно жёсткие и без проблем выдерживают самые серьёзные нагрузки. Систему можно легко снять для замены паука или звезды, а звёзды X-SYNC действительно надёжны и бесшумны. Кроме того, сейчас в продаже можно найти стальные версии этих звёзд, идеальные для дальних поездок и катания в плохую погоду. Покрытие шатунов намного более устойчиво к истиранию, чем, например, у Shimano XT, а, немного доплатив, можно приобрести такую же систему с осью увеличенного диаметра.
Вес: 685 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4 звезды
Shimano Deore XT M8000
Новая система Shimano XT ещё более надёжна и долговечна, чем модели прошлых лет, только вот покрытие шатунов стирается очень быстро. Полые кованые шатуны с интегрированным пауком обеспечивают системе хорошую жёсткость, а стальные звёзды с карбоновой основой поражают своей износоустойчивостью даже в грязных и дождливых условиях Англии. Система проста в установке, левый шатун надёжно фиксируется на оси, но версию с осью увеличенного диаметра Shimano всё ещё не выпускает. И опять же – чёрное покрытие стирается моментально. Если не хотите, чтобы через пару часов катания шатуны выглядели купленными полгода назад, пользуйтесь защитной плёнкой.
Вес: 669 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 4 звезды
И победители:
Абсолютный победитель: DMR Axe
Принимая во внимание то, каким опытом в производстве шатунов может похвастать большинство представленных здесь брендов, признаем, что ребята из DMR действительно постарались и сделали систему, которая понравилась нам больше всех. Отметим, что шатуны DMR во многом похожи на Turn – здесь тот же широкий прямоугольный профиль, та же ось переменного диаметра (28-30мм). Впрочем, шатуны Axe немного тоньше, а значит, на каменных секциях вы не будете так отбивать ноги, как это бывает в случае с Turn. Однако, Axe всё же достаточно жёсткие и весят на 30 граммов меньше, чем Girder – в этом плане DMR может соперничать уже с Shimano и SRAM. Ось здесь запрессована в левый шатун, что, конечно же, упрощает замену звёзд. Трёхболтовое крепление звезды совместимо со всеми звёздами типа SRAM, а также с «пауками» — таким образом, система от DMR получилась очень универсальной. А ещё её можно установить фактически на любую раму – это, согласитесь, тоже несомненное преимущество.
Вес: 661 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
Лучшая цена: Race Face Ride
По сути, победитель в данной категории был известен с самого начала – эта система в полтора раза дешевле самых бюджетных аналогов. Конечно, система Ride немного тяжелее более дорогих моделей, и в версии с 30-миллиметровой осью она пока не выпускается, но, как бы то ни было, от недостатка жёсткости эти шатуны не страдают. В комплекте с шатунами идёт надёжная фрезерованная звезда на 32 или 34 зуба – красивая и лёгкая, с лазерной гравировкой. И если вдруг окажется, что одной передней звезды вам мало, вы легко сможете поставить сюда две или даже три звезды – «паук» это позволяет. Кроме того, в комплекте с системой идёт вполне приличная резьбовая каретка.
Вес: 693 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
Лучшее из возможного: Race Face Next SL
Признаться, поначалу мы думали, что такая лёгкая система, вероятно, сломается при съезде с бордюра. Но мы целый год использовали её в самых суровых условиях на семи разных велосипедах, сломали при этом несколько колёс, падали на большой скорости – и знаете, с ней ничего не случилось. Шатуны Next SL очень жёсткие, их можно поставить на любую раму, а звезду при желании можно заменить на «паук». Более того, такая система встанет даже на фэтбайк. Благодаря толстым защитным наклейкам шатуны отлично выглядят даже после многих месяцев использования, и, учитывая выдающиеся характеристики этой системы, вряд ли можно назвать её слишком дорогой.
Вес: 441 грамм
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
Итак, какую систему с одной звездой выбрать?
Одна передняя звезда – это здорово. Причём неважно, купили вы комплит со стоковой 11-скоростной трансмиссией или просто сняли с велосипеда передний переключатель и манетку. Так или иначе, велосипед стал легче, на руле теперь больше свободного места, и меньше компонентов могут внезапно выйти из строя. Разумеется, можно просто снять с системы лишние звёзды и оставить одну, и всё-таки специализированная система с одной звездой будет легче. Да и выглядеть она будет, прямо скажем, получше.
В первую очередь нужно выяснить, какая система подойдёт для вашего велосипеда. Так, если у вас каретка стандарта Press-Fit или BB30, то стоит задуматься о шатунах с осью увеличенного диаметра. Впрочем, некоторые каретки (такие, как Race Face Cinch, FSA BB392, Hope, E13, Rotor) позволяют установить такую систему на раму с обычным кареточным узлом. И помните, что чем с большим количеством стандартов совместимы ваши шатуны, тем больше шансов, что они пригодятся вам в дальнейшем, при замене рамы или велосипеда. Ну, а когда вы определитесь со стандартами, придёт время решать извечный вопрос о прочности и весе.
Сегодня самая бюджетная система со звездой типа Narrow-Wide – это, пожалуй, Shimano XT. И, естественно, мы считаем, что более дорогие шатуны должны быть либо легче, либо прочнее. Ну, или немного легче и чуть прочнее – такой компромисс тоже приемлем. Вообще, разные шатуны довольно сильно отличаются по весу, но, поскольку система располагается в нижней части рамы, вес здесь не играет такой роли, как в случае с некоторыми другими компонентами. А вот любой флекс или недостаток прочности как раз будет заметен сильно, ведь система – одна из главных точек приложения усилия во время катания, и именно через педали можно сильно ощутить изменения в рельефе или поведении велосипеда. Да и вообще, мы всегда предпочитали высокую надёжность малому весу.
Заметим, что не у всех брендов рост цен на разные модели шатунов пропорционален росту их качества. Так, у некоторых производителей вы увидите отличные бюджетные системы, но при том не жёсткие или далеко не лёгкие дорогие. У других всё наоборот: шатуны премиум-класса великолепны, а более доступные модели представляют собой ничем не примечательные каталожные изделия. А ещё не забывайте о надёжности и долговечности звёзд и кареток – в долгосрочной перспективе это может сыграть немалую роль.
Конечно, во многих случаях звезду и каретку можно купить отдельно, и зачастую это оказывается выгоднее. Но здесь нужно убедиться в том, что компоненты точно подходят друг к другу – в противном случае, если вам и удастся собрать всё вместе, то это будет не система, а чудовище Франкенштейна. Ну, и чисто из практических соображений мы бы не советовали покупать модели, для обслуживания которых нужны специальные инструменты. Вряд ли вы будете рады прервать интересное путешествие лишь потому, что в местной мастерской не найдётся оборудования для ремонта вашего велосипеда.
Как проходили тесты MBUK?
Нашей целью было узнать, насколько долго и хорошо служат те или иные шатуны, и проверяли мы это самым сложным и, пожалуй, нарочито глупым способом. Сперва мы открывали коробку и смотрели на систему – здесь нужно было понять, легко ли разобраться с её установкой, и требуются ли для этого какие-то специальные инструменты. Ну, а затем мы ставили шатуны на велосипед и катались так жёстко, как только могли. Разумеется, не обошлось без жёстких приземлений и каменных секций, без многих километров зимней грязи и слякоти. Мы тестировали шатуны настолько долго, насколько возможно, а также опрашивали опытных райдеров, которые использовали эти же системы в самых разных условиях. И, наконец, мы поочерёдно катались с разными системами, дабы объективно сравнить их жёсткость, качество звёзд и прочее. После этого оставалось сравнить износ шатунов и звёзд, и ещё раз взвесить все модели. Вот и всё.
Оценки MBUK:
5 звёзд – Великолепно. Безусловный лидер в своём классе.
4 звезды – Очень хорошо. Один из лучших товаров на рынке.
3 звезды – Хорошо. Изделие выполняет свои функции, и выполняет их хорошо.
2 звезды – Ниже среднего. Имеются определённые недостатки.
1 звезда – Плохо. Действительно плохо.
SRAM X01
К сожалению, карбоновые шатуны SRAM во многом уступают лучшим моделям в этой категории. Версия с 30-миллиметровой осью, конечно, жёстче стандартной, но при активном педалировании флекс всё же заметен. И это при том, что данные шатуны существенно тяжелее аналогов от Race Face и FSA. Отметим, однако, что X01 всё-таки несколько дешевле этих аналогов, а звёзды SRAM X-SYNC – одни из самых надёжных и бесшумных. Покрытие шатунов X01 весьма долговечно, а, кроме того, теперь в комплекте с ними идут защитные резиновые наконечники.
Вес: 614 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 2.5 звезды
FSA K-Force Light ABS BB392EVO
Верхняя модель в линейке FSA – отличный выбор для серьёзных гонщиков, желающих дополнительно облегчить велосипед. Полые карбоновые шатуны прямоугольного профиля с интегрированным «пауком» и осью увеличенного диаметра действительно жёсткие, и в данном случае неважно, как сильно вы упираетесь в руль и давите на педали. Ось стандарта BB392 совместима с каретками BB30 и PF30, а также с каретками Press-Fit меньшего диаметра. Кроме того, такую систему можно поставить на раму со стандартной резьбовой кареткой при использовании соответствующих адаптеров. Шатуны весят всего 450 граммов, что действительно очень мало. Но и стоят они весьма дорого.
Вес: 450 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
Aerozine XONE-A1
Шатуны Aerozine – хороший выбор для не слишком агрессивных райдеров, желающих сэкономить немного веса и денег. Широкие, но тонкие шатуны, звезда без «паука» — эта система легче любой алюминиевой модели в данном обзоре, кроме, разве что, Shimano XTR. Оригинальные вставки с резьбой под педали можно поворачивать, меняя тем самым длину шатунов (170 или 175мм). Из недостатков можно выделить отсутствие версии с осью увеличенного диаметра и малую жёсткость – шатуны ощутимо прогибаются во время активного педалирования и при прохождении поворотов.
Вес: 584 грамма
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 3 звезды
Shimano XTR Trail M9020
Верхняя модель трейловой линейки Shimano. Эта система очень надёжна и универсальна, но в плане веса она всё-таки проигрывает карбоновым аналогам. Полые алюминиевые шатуны с интегрированным «пауком» действительно жёсткие, и да, они прочнее версии XTR M9000 XC, предназначенной для кросс-кантри. Звезда с карбоновой основой и титановыми зубьями невероятно надёжна – после целого года использования никаких признаков износа мы не обнаружили.
Вес: 565 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 3.5 звезды
Hope Cranks
Шатуны Hope производятся в Англии. Они действительно долговечные, но не очень жёсткие, а, кроме того, для их установки нужны специальные инструменты. Шатуны изготовлены из анодированного алюминия и выпускаются в различных расцветках, а лазерная гравировка покрывает как раз те места, где шатун контактирует с обувью – таким образом, система способна долго сохранять первозданный вид. Ещё здесь есть дополнительная заглушка, которая надёжно фиксирует шатуны, не давая им люфтить или хрустеть даже после того, как вы много раз сняли и поставили их на место. Каретки Hope позволяют поставить систему с 30-миллиметровой осью на любую раму. Но, как бы то ни было, шатуны всё-таки слегка прогибаются под нагрузкой, да и необходимость в трёх различных инструментах для снятия шатунов и «паука» тоже не очень-то радует.
Вес: 654 грамма
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 3 звезды
Race Face Atlas Cinch
Эти надёжные канадские шатуны теперь стали ещё универсальнее благодаря замечательной системе фиксации звезды под названием Cinch. Сами шатуны изготовлены методом холодной ковки; они довольно тяжёлые, но при этом и очень жёсткие – это, разумеется, ощутимое преимущество в плане передачи усилия и контроля велосипеда. Жёсткая 30-миллиметровая ось совместима с каретками нескольких стандартов, что позволяет установить систему на раму с любым кареточным узлом, будь то PF30 или классическое резьбовое соединение. Шатуны и звёзды продаются отдельно – это не самый бюджетный вариант, но зато у вас есть возможность сразу выбрать нужное сочетание цветов, звезду необходимого размера или шатуны длиной 180 мм, если стандартные для вас коротки. Кстати, ось здесь запрессована в левый шатун, так что снять правый для замены звезды теперь совсем просто. Отметим также, что гайку системы Cinch можно открутить при помощи довольно распространённого съёмника для каретки BSA30.
Вес: 707 граммов
Длина шатунов: 170/175/180мм
Оценка: 3,5 звезды
Gravity GRID MegaExo Megatooth
Новые шатуны от Gravity – полые, кованые, прямоугольного профиля, с интегрированным «пауком». Эта система действительно жёсткая, несмотря на то, что здесь используется ось стандартного диаметра MegaExo. Gravity не выпускает систем стандарта BB30 или BB392, так что для установки таких шатунов на раму с кареточным узлом большого диаметра потребуются переходники. Звезда Megatooth из-за высоких зубьев кажется не слишком надёжной по сравнению с другими моделями типа Narrow Wide, но, как бы то ни было, крепление звезды здесь стандартное, и ничто не мешает поменять её в случае поломки. Однако, и цена, и вес этих шатунов довольно велики.
Вес: 737 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
Race Face Turbine Cinch
В некотором смысле эта система похожа на Race Face Atlas – здесь мы видим всё те же выемки на обратной стороне шатунов, призванные, конечно, снизить их вес. Впрочем, в случае с Turbine лишний металл убран и с лицевой стороны – ведь это всё-таки трейловые шатуны, и они должны быть лёгкими. При этом нельзя сказать, что у Turbine есть какие-то проблемы с жёсткостью, но металла вокруг оси здесь, конечно, поменьше, чем у модели Atlas, способной выдерживать самые суровые приземления. Что ещё сказать? Ось увеличенного диаметра действительно добавляет жёсткости, систему можно поставить практически на любой велосипед, даже на фэтбайк. Ось запрессована в левый шатун, что упрощает замену звёзд – тем более, что производится она при помощи стандартного съёмника для каретки.
Вес: 643 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3,5 звезды
Rotor REX 2.1 QX1
REX 2.1 от Rotor – очень жёсткая и лёгкая система, совместимая со многими рамами. Эти шатуны изготовлены из алюминиевого сплава марки 7075, вследствие чего они на 42 грамма тяжелее более дешёвой модели под названием REX 1.1, где используется сплав 7055. Но, как бы то ни было, они остаются достаточно лёгкими, а ось увеличенного диаметра позволяет поставить систему на раму с любым кареточным узлом. Перед покупкой такой системы стоит проверить, не будут ли шатуны задевать перья рамы – всё-таки у прямых шатунов могут быть с этим проблемы.
Вес: 600 граммов
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 4 звезды
Turn Girder M30
Компания Praxis славится надёжными компонентами, и теперь, помимо звёзд и кареток, она выпускает вот такие системы. Если вы ставите ноги на педали пятками вовнутрь, то, возможно, вы будете постоянно задевать ботинками эти массивные шатуны прямоугольного профиля. Но их жёсткость действительно достойна похвалы – даже самые агрессивные из наших тест-райдеров не заметили в системе никакого флекса, при том, что весит она не так уж и много. Кроме того, существует короткая (165мм) версия этих шатунов, которая, определённо, порадует любителей низких кареток.
Вес: 691 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4 звезды
SRAM GX-1400
Отличная система по вполне доступной цене. Полые кованые шатуны достаточно жёсткие и без проблем выдерживают самые серьёзные нагрузки. Систему можно легко снять для замены паука или звезды, а звёзды X-SYNC действительно надёжны и бесшумны. Кроме того, сейчас в продаже можно найти стальные версии этих звёзд, идеальные для дальних поездок и катания в плохую погоду. Покрытие шатунов намного более устойчиво к истиранию, чем, например, у Shimano XT, а, немного доплатив, можно приобрести такую же систему с осью увеличенного диаметра.
Вес: 685 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4 звезды
Shimano Deore XT M8000
Новая система Shimano XT ещё более надёжна и долговечна, чем модели прошлых лет, только вот покрытие шатунов стирается очень быстро. Полые кованые шатуны с интегрированным пауком обеспечивают системе хорошую жёсткость, а стальные звёзды с карбоновой основой поражают своей износоустойчивостью даже в грязных и дождливых условиях Англии. Система проста в установке, левый шатун надёжно фиксируется на оси, но версию с осью увеличенного диаметра Shimano всё ещё не выпускает. И опять же – чёрное покрытие стирается моментально. Если не хотите, чтобы через пару часов катания шатуны выглядели купленными полгода назад, пользуйтесь защитной плёнкой.
Вес: 669 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 4 звезды
И победители:
Абсолютный победитель: DMR Axe
Принимая во внимание то, каким опытом в производстве шатунов может похвастать большинство представленных здесь брендов, признаем, что ребята из DMR действительно постарались и сделали систему, которая понравилась нам больше всех. Отметим, что шатуны DMR во многом похожи на Turn – здесь тот же широкий прямоугольный профиль, та же ось переменного диаметра (28-30мм). Впрочем, шатуны Axe немного тоньше, а значит, на каменных секциях вы не будете так отбивать ноги, как это бывает в случае с Turn. Однако, Axe всё же достаточно жёсткие и весят на 30 граммов меньше, чем Girder – в этом плане DMR может соперничать уже с Shimano и SRAM. Ось здесь запрессована в левый шатун, что, конечно же, упрощает замену звёзд. Трёхболтовое крепление звезды совместимо со всеми звёздами типа SRAM, а также с «пауками» — таким образом, система от DMR получилась очень универсальной. А ещё её можно установить фактически на любую раму – это, согласитесь, тоже несомненное преимущество.
Вес: 661 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
Лучшая цена: Race Face Ride
По сути, победитель в данной категории был известен с самого начала – эта система в полтора раза дешевле самых бюджетных аналогов. Конечно, система Ride немного тяжелее более дорогих моделей, и в версии с 30-миллиметровой осью она пока не выпускается, но, как бы то ни было, от недостатка жёсткости эти шатуны не страдают. В комплекте с шатунами идёт надёжная фрезерованная звезда на 32 или 34 зуба – красивая и лёгкая, с лазерной гравировкой. И если вдруг окажется, что одной передней звезды вам мало, вы легко сможете поставить сюда две или даже три звезды – «паук» это позволяет. Кроме того, в комплекте с системой идёт вполне приличная резьбовая каретка.
Вес: 693 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
Лучшее из возможного: Race Face Next SL
Признаться, поначалу мы думали, что такая лёгкая система, вероятно, сломается при съезде с бордюра. Но мы целый год использовали её в самых суровых условиях на семи разных велосипедах, сломали при этом несколько колёс, падали на большой скорости – и знаете, с ней ничего не случилось. Шатуны Next SL очень жёсткие, их можно поставить на любую раму, а звезду при желании можно заменить на «паук». Более того, такая система встанет даже на фэтбайк. Благодаря толстым защитным наклейкам шатуны отлично выглядят даже после многих месяцев использования, и, учитывая выдающиеся характеристики этой системы, вряд ли можно назвать её слишком дорогой.
Вес: 441 грамм
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
-
добавить в избранное
8
- +43
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (48)
RomaHaritonov
кстати, в Эстонии на различных гонках видел штук 20 систем Ротор и ни одной Е13 — может, не так уж они и популярны?
mitcos
tazhate
BEAR
Kirya
tazhate
Kirya
BEAR
schmel
BEAR
tazhate
wibird
Увы, это не так(
Wild_Cat
Turbine — 3.5
ок. Странно что в тесте не было деоров.
sayrius
wibird
че правда нв?)
Более того, такая система встанет даже на фэтбайк
из коробки? Любая ширина вала?)
wibird
Кстати, SLX бюджетнее, а по весу отличия минимальны.
Data_Link
главное, чтобы не короткие были /trollface
AlexeyIvanov
Неточность. Гайка прижимающая звезду откручивается не съёмником каретки, а съёмником кассеты. В двух местах выходит ошибка)… НЕТ ОШИБКИ, я попутал!
Race Face Turbine Cinch - так-то норм система, мне понравилась. Только Аэрофлот мне звезду погнул… снимайте звёзды с системы при упаковке вела) В Крым ровно долетело всё, а обратно вот погнули.
p.s.: я не прав, в статье в этом плане всё норм. Я чот попутал.
pustota
sayrius
pustota
Ruslan
и используем любые звезды. Хоть нарров вайд, хоть нет. Что есть под рукой, то и ставим и не паримся со слетанием цепи вообще никогда.
Ruslan
Willy
schmel
Data_Link
vovsick
Gary
Британцы — такие британцы.
Belinsky
GarryNeuroFob
Data_Link
N01Z3
Data_Link
Что если подумать, где важнее жесткость шатунов на скручивание? Топовый шоссер может держать секунд 30 мощность такую, которую 99% людей в принципе не могут выдать, а во время финишной раздачи спринтеры вообще страшные цифры показывают.
Ну и конечно интересно увидеть циферки и подробности измерения (какая каретка, рама, обувь), а не субъективную оценку райдера.
kumakov
sayrius
kumakov
Или имеется в виду, как сильно отдаёт через систему в ноги при жёстких приземлениях?
p.s.: блин, надо обновлять комменты перед тем, как писать…
madbiker
nilstisebe
Legnar
Не знаю, я представить себе такого не могу.
Belinsky
Работа стоя на тяжёлой передаче от руля в ноги идёт и пох тут на подвеску, почувствуешь и флекс руля и флекс педалей, при наличии приличной мощи. Что на ригиде почувствуешь, что на подвесе 200/200…
Угадайте как часто в кантри рвутся цепи на стартовых рывках. Я раньше не врубался, сейчас как-то адекватнее воспринимаю.
Стартовый рывок — это пик, несколько секунд, когда боец может позволить себе выдавить из себя условно 250% мощи, пик, в который приличные ПРО-ребята выкручивают больше 2х-килловат, кажется.
При средней мощности в 200-300 Вт, наверное не получится почувствовать флекс шатунов, но руля, как выяснилось, вполне.
P.s.: Справедливости ради добавлю, что флекс системы я пока не особо ощущаю. Думаю надо сравнить вату с каким-нибудь адски жёским карбонием, но для этого и раму, надо подходящую, бо мой ХТ сам гнётся от задней оси будь здоров. На станке зимой каретку можно раскачать, наверное на ±10 мм в стороны.
pustota
Belinsky
Data_Link
twentysix.ru/blog/108864.html
nilstisebe
hui
hui
hui
hui