Новое железо — Любителям (эндуро) эксклюзива
Пока большинство российских райдеров, выбирающих новый универсальный двухподвес, видит пределом своих мечтаний Norco Sight/Range предыдущего модельного года из Триал-Спорта (самые состоятельные позволяют себе заглядываться на карбоновые версии), в Европе, похоже, вновь начинается эра «рам из гаража». Проще говоря — самого-самого эксклюзива. И если когда-то давно этот эксклюзив был стальным, а затем алюминиевым, или титановым, то теперь настает время карбона. И то правда — что делать, если вам нужна модная карбоновая рама? Ну хорошо, можно пойти и купить Specialized S-Works. Тайваньский. Можно пойти за не менее тайваньскими Intense и Santa Cruz. И иже с ними. А что делать тем, кто хочет раму, которой не касалась рука китайца? Ну, совсем как в старые добрые времена. Разумеется, рынок готов прийти на помощь всем, страдающим индивидуальной непереносимостью надписи «made in Taiwan». Если они готовы за это заплатить конечно. Встречайте — возможно самые дорогие и
Hope HB-211
Номер один сегодняшнего обзора того, что вы (и мы) себе никогда не купите — Hope HB 211. Прототип довольно долго кочевал с выставки на выставку, меняясь и эволюционируя, и, в итоге, превратился вот в такой вот велосипед
Здесь все четко по канонам современного эксклюзивного рамостроительства. Карбоновый передний треугольник целиком и полностью изготовлен в Англии, на фабрике Hope, и это же в полной мере касается задней алюминиевой части. Hope, как мы знаем, очень любит CNC-обработку своих деталей, и HB 211 демонстрирует это в полной мере. Наличие современного производства помогло Hope несколько сэкономить — пресс-формы, в которых запекаются рамы как правило очень дороги, но в данном случае компания смогла сделать их для своих рам самостоятельно. Интересно, что экспериментировать с прототипами рам в Hope начали еще в 2005м году — и тогда они хотели сделать как раз таки даунхильный байк, но, десять лет спустя, итогом этого стал байк для эндуро. Обратите внимание на количество упоминаний о CNC-обработке
По заявлениям совладельцев Hope, все эти годы они хотели сделать идеальный байк для себя — а, поскольку предпочтения в катании менялись, менялось и видение этого самого идеального байка. Также при создании байка никто не принимал во внимание современные стандарты — делалось все «как мы считаем правильным», а не «как положено». Не то, чтобы это было минусом для подобного эксклюзива — вряд ли его счастливый обладатель будет искать б/ушную детальку на барахолке взамен сломавшейся, но, конечно, часть идей, использованных при создании байка, довольно необычна.
Например, задний треугольник асимметричен, ось втулки имеет толщину 17мм (и 25мм в посадочных местах), калипер и ротор максимально приближены к спицам. Сама втулка, кстати, шириной 130мм и без смещения фланцев — идентичное натяжение спиц на двух сторонах колеса должно делать его прочнее. Почему именно 130мм? Ну в Hope решили, что это как раз минимально достаточная ширина для необходимой жесткости, а чем компактней задняя часть велика, тем сложнее ей за что-нибудь зацепиться. И таких решений там хватает.
На данный момент в Hope говорят, что сделали прототип исключительно для себя, и купить его нельзя, но, при этом, на сайте есть специальная форма, куда желающие купить HB 211 могут внести свою контактную информацию, и, если что, с ними сразу свяжутся. И ходят слухи, что, на самом деле, производство уже не за горами. Цены на велосипеды пока не объявлены. Может и к лучшему.
ARBR Saker
Еще один английский представитель хоуммейд-карбона. Выглядит круто кстати.
Создатель ARBR, Роберт Барр, говорит, что выбрал UK-производство из-за того, что хочет использовать все самые новые технологии работы с карбоном, а также полностью контролировать все стадии производства каждой рамы, чего нельзя делать, если передать производство рам в Азию на аутсорс. А в Англии очень сильная школа работы с карбоном — здесь и команды Формулы-1, и аэрокосмическая индустрия, и много кто еще. Непосредственно производством в ARBR занимаются четыре человека. Сам Роберт обтекаемо говорит, что его команда — специалисты по работе с карбоном, имеющие опыт работы в формуле-1, мотогонках и аэрокосмической индустрии. За подробностями достаточно сходить в ныне запрещенный Linked In, из которого можно узнать, что на протяжении последних лет Роберт — начальник отдела разработки подвески в команде Формулы-1 Mclaren. Неплохо.
Интересно, что для производства рам ARBR использует не уже ставший привычным UD-карбон (то есть однонаправленное волокно), а переплетенные волокна. По словам Роберта, это позволяет создать более прочную раму, с высокой устойчивостью к механическим повреждениям.
Интересна и схема подвески — это однорычажка с системой линков, высоким шарниром и специальной направляющей для цепи, минимизирующей эффект ее удлиненния при срабатывании подвески. Такие схемы использовались в прошлом, иногда сразу с двумя цепями, а сейчас к схожей системе в своих даунхильных байках вернулся Commencal, и, судя по всему, мы увидим ее же на новом дх-байке Norco, о протипе которого мы уже писали.
Прототипы байка испытывались на протяжении 18 месяцев, в течение которых постоянно что-то дорабатывалось. Журналисты Dirt Mag, к которым попал один из первых прототипов, писали о том, что он оставил не лучшие впечатления — верхний ролик был очень шумным, а сама подвеска, хорошо работающая в начале хода, была чрезмерно жесткой в его второй половине. Предсерийный байк, недавно протестированный теми же журналистами, по их словам радикально изменился. Подвеска работает очень мягко и эффективно, ролик не шумит, а главное — байк получился очень сбалансированным и отменно едущим как вверх, так и вниз. Ощущение его «правильности» впечатлило тестеров даже больше, чем материалы и внимание к деталям, которыми так гордится Роберт, хотя, в какой-то степени, одно следует из другого. В общем, вердиктом было то, что это действительно превосходный 160мм двухподвес, рама которого является произведением искусства.
В настоящий момент рама уже готова к серийному производству и прием заказов начался. Saker выпускается в двух размерах, угол рулевой — впечатляющие 65.1 градус, угол подседельной трубы — 74,5 градуса, рич — 437/465мм и 435мм перья. Хотите стать одним из первых владельцев? Ценник начинается от 4390 фунтов за раму с задним амортизатором Fox Float X без учета доставки и прочих расходов. Никто не обещал, что эксклюзив будет стоить дешево.
Unno Bikes
Возможно Формула-1 это действительно то, что помогает велосипедам стать быстрыми, однако судить об этом пока рано. Зато в индустрии есть люди, которые уже зарекомендовали себя как создатели отличных велосипедов — и они тоже занимаются эксклюзивным карбоном. Сейчас мы говорим о Цезаре Рохо и его Unno Bikes из Барселоны.
В велоиндустрии Цезарь и его студия CERO известны прежде всего своей работой с Mondraker, итогом которой стал Summum, на котором отлично выступал Фабьен Баррель (и не менее успешно продолжает выступать Дэнни Харт). Summum не оставил равнодушным даже китайцев из Astro — до такой степени, что они до сих пор продолжают копировать дизайн той рамы и даже придумывать на ее основе новые модели. Также Мондрэйкеры запомнились «forward geometry» с длинным кокпитом, короткими выносами и заваленными углами. А что нам приготовили в Unno?
На самом деле, приготовили много всего — CERO это действительно известная дизайн-студия, работающая c мото и автомобильными компаниями, что означает наличие достаточного количества денег. А Цезарь любит велосипеды — в свое время он был прорайдером Team Global, а недавно выиграл чемпионат мира по даунхиллу в классе Masters. Так что под брендом Unno планируется выпускать сразу несколько рам — от кантрийной до даунхильной. Но пока речь идет о 29" 130мм трейловом байке и 160мм 27,5" велосипеде для эндуро.
Да, с короткими выносами и forward geometry все по-прежнему в порядке
Производство расположено все в той же Барселоне — изначально Цезарь хотел отдать изготовление рам на аутсорс, но, в итоге, пришел к выводу, что если хочешь сделать лучшую в мире раму, то надо все делать самому. Для полного контроля процесса — здесь он полностью солидарен с Робертом из ARBR. Так что вот они, пресс-формы, лежат и ждут своего часа:
Здесь же изготавливаются все CNC-элементы рам, и производится сборка. Unno — любимое детище Цезаря и он знает о нем все, до самых мельчайших деталей. Итогом становятся вот эти красавцы — пожалуй трейловый байк от Unno это один из тех немногих найнеров, которые выглядят действительно замечательно
Впрочем, красота красотой, но Цезарь, со своими зачастую радикальными идеями, не мог не подумать о геометрии. И он подумал. В настоящий момент все велосипеды Unno выпускаются в одной, по его мнению оптимальной, ростовке. Для эндуро и трейловых байков это подразумевает рич в 455мм. Немало. С другой стороны, в связи с повальным увлечением растянутыми кокпитами, ростовки зачастую бывают действительно какими-то странными. Например, у эндуро-байка Mondraker Dune рич в ростовке S — 450мм. При этом у нового Specialized Enduro этому же ричу соответствует ростовка L. А у Canyon Strive — M. Самое веселое, что размерности даунхильных байков у Specialized и Mondraker вполне схожи — их рич 440/442мм в ростовке L. Ну и как тут теперь разобраться? Вполне возможно, что концепция «One Size Fits All» имеет право на жизнь не только в бейсболках. Как бы, учитывая современные тенденции, Unno еще и короткими не оказались, ведь средний рост европейца сейчас 177.8см. А это уже ближе к ростовке L. Или М? Или может ну его нафиг и пойти чем-нибудь еще заняться? Кроссовки по размеру, к примеру, подобрать намного проще.
Еще к найнеру прилагается угол рулевой трубы в 65,5 градусов и угол подседельной трубы в 75 градусов — вполне в духе современных тенденций. Геометрия остальных велосипедов пока неизвестна (за исключением рича в 455мм у эндуро байка), но можно не сомневаться, что она будет достаточно радикальной. По отзывам тех, кто уже успел поездить на трейловом найнере, едет он действительно круто, посадка райдера идеальна, и вообще за длинными байками будущее. Ну это, впрочем, мы уже и так успели понять. В общем, если вы вдруг решите купить себе найнер, который привел в восхищение журналистов Enduro-MTB (а журналисты Dirt Mag после тестов вообще написали, что это лучший 130мм трейловый найнер), или другой байк из линейки Unno, то имейте в виду, что прием заказов начнется в начале 2017го года. И да, откладывать 5000 евро, которые будут минимальной ценой за раму двухподвеса, можно начинать уже сейчас. Да, мы тоже в восторге от цены.
Тем временем на другом полюсе велоиндустрии...
-
добавить в избранное
4
- +134
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (41)
BTR
indeetz
AntonSpiridonov
kazak
pandatop
Хотя да, байки отстойные, ни свят-бокса для травы, ни шестигранников в рулевой трубе, вынимаемых с помощью шестигранника — ничего нет. И с одним размером на чёрном байке выше второго места не поднимешься, даже если наушники снять…
Chute
К чему вообще этот дурацкий сарказм? Производитель при проектировании таких велосипедов должен продумывать все мелочи, которые формируют отличное катание. Хотя, такие байки берут скорее лайкосборщики, а не катальцы.
pandatop
Особенно учитывая то, что это вроде как эндуро, а не АМ-байки, и у производителей может быть другой взгляд на необходимость этого крепления.
Chute
pandatop
Chute
B-race
Иришка на тренировке потеряла.
Я крепление пластиковое сломал при падении.
И фляга постоянно в дерьме в грязевую гонку.
RomanAkentev
С падением прям аргумент, ух. А гидропак типо не лопнет? Такая же нелепая ситуация.
На грязевую погоду надо покупать фляги с крышками.
B-race
Val
С гидрапаком тяжело ездить, да. Но судя по трем гонкам РЭС, что видел живьем, у оргов проблемы с водой — ее не хватает к концу дня.
В Алуште не хватило горячей воды/чая, правда, но и холодной не видел тоже. Шипилов ездил в магазин за водой. И при этом литр на день в флягах не повозишь на эндуро-велосипеде.
RomanAkentev
С флягой удобнее? Да.
Все остальное, будь то количество воды или проблемы орогов — это просто флейм.
Всего хорошего.
B-race
а другого места у этих рам и нет.
kazak
Wild_Cat
pustota
Data_Link
Wild_Cat
Vlomoboy
nanaMEX555
Aigo
Chute
Ну, а вообще — #believeinmclarenhonda
kuzlich
То есть вот что написано — "Let's start with the rear brake mount which appears to be a normal post mount setup but is anything but. It's actually a radial mount, with the two bolts being in-line with the axle center so that the caliper doesn't need to be offset with an adapter as you go up or down in rotor size. Instead, you simply stack or remove washers under it to move it up or down in height to where it needs to be. This is not possible with industry standard 160mm post mount, and Hope looks pretty clever with their radial caliper mounting. "
Нюанс заключается в том, что на моем вполне стандартном PM160 креплении в раме все точно так же — когда я ставил 180мм ротор, я просто поставил оставшиеся авидовские спейсеры +20 для переднего тормоза, благо в наборе для того самого переднего тормоза их было предостаточно,
и все отлично встало. Ну я-то не знал, что так оно работать не должно, видимо в этом вся проблема
kubas
На радиальном креплении суппорта (как на мото и у этого Хопа) уши строго перпендикулярны колодке и при изменении диаметра тормозного ротора нужно просто ровно отодвигать суппорт прямыми адаптерами, без кривулей и хитрых из*бов. Лучше это или нет — х/з, но в таком варианте сила торможения двигает суппорт и колодку строго по касательной к радиусу, а в привычном нам варианте — ещё немного прижимает к креплению.
P.S. Такие одиночные пеньки, как у тебя на фото можно применять только совместно с Авидовскими тормозами у которых сферические шайбы ещё и снизу, а у всех прочих тормозов усилие затяжки болта даёт нагрузку на излом крепёжного уха. У нормального адаптера эти две площадки находятся на прямой наклонной линии, а тут они как два разновысотных дома с плоскими крышами.
Chute
kubas
Если пытаться сделать 40/43 мм адаптер на длииных болтах, то перекос будет довольно большой, это не очень хорошо. Да и сами шайбы эти сомнительные, они ухудшают теплопередачу в перо (если оно алюминиевое) и периодически ещё и трескаются.
Chute
Хотя это я про вилку.
pustota
Chute
mark1352
tazhate
титановые узлы распечатанные на 3д принтере +карботрубы не достойны этого поста?
кстати, при заказе они просят указать рост, длину ноги и размах рук. по моему очень круто если есть подобная кастомизация
daen
Ну и Николаи (Геометрон и прочие их байки) тоже весьма экслюзивны всё ещё.
Chute
— не знаю, наверное пойти и убить себя об стену, ибо само волокно все равно будет произведено в Китае или еще какой-нить Азии. Максимум на что можно расчитывать — это то, что лоскутки киатйского карбона будут клеить европейские ручки по цене раз в сто дороже чем возьмет китаец за тот же самый процесс.
Забавно кстати, что на последней фотке с китайцем как раз старый добрый плетеный 3K карбон =). Но на самом чушь полнейшая — как раз грамотное применение unidirectinal препрегов предоставляет куда больше свободы в плане проектирования рам, ибо такие волокна можно направлять в любом направлении и под любыми углами. А по хорошему, те кто действительно заморачивается, применяют различные виды волокна на разных узлах. И UD и 3K и 12K — в зависимости от свойств, которые хотят получить от этих узлов.
Rain
Data_Link
Особенно если ввести коэфициент качество поклейки\зарплата, то вообще всё станет слишком однозначно.
SergeiPikulin
Вообще многие байки из этой темы очень хороши на мой взгяд! Как минумум смотрятся круто.
YaroslavLukashevich
оставлю это здесь. пацан начал с гаража и прототипов, щас продает уже. кому интересно-на пинке юзер boban. можно ознакомиться с фото и видео в профиле. да и ценник относительно демократичен.
VL_Chuvak