Новое железо — Atherton Bikes. Из спичек и желудей
Каков процесс создания от разработки до готового велосипеда?
Бэн: Сначала на нашем сайте вводится рост райдера, размах крыльев рук и длина ног с внутренней стороны. Затем наша программа показывает предполагаемую идеальную геометрию и если всех всё устраивает, данные с сайта попадают прямиком в CAD (Система автоматизированного проектирования).
Роб: По сути, все параметры подбираются по формуле и для автоматического генерирования геометрии нужны только данные приведённые выше. Если бы мы делали всё это вручную, то на проектировку каждого велосипеда уходили бы недели. Смекалка.
Как только у нас есть все данные, включая пожелания ездуна — мы направляем их в Renishaw (Renishaw — компания, базирующаяся в Глостершире, Великобритания. Они печатают титановые части для велосипедов Atherton и специализируется на всяких девайсах от реактивных двигателей до оборудования для хирургии мозга).
Так выглядит кастомный заказ в CAD'e
Роб: На создание одной титановой заготовки для велика с учётом корректировок под предпочтения ездуна уходит примерно 16 часов.
Бэн: Для печати заготовок в Renishaw используют титановую пудру. На специально 3D-принтере, при помощи 4-х сфокусированных лазеров слой за слоем насыпают и сваривают пудру. На заготовку уходит примерно 3500 слоёв, толщина каждого слоя 6-микрометров. На выходе получается пластина с наростами-заготовками, которые нужно отрезать от основания и дополнительно обработать, например снять фаску для рулевой и каретки.
Пробуем определить куда-какая деталь пойдет?
Теперь наступает очередь карбоновых труб. Каждая труба имеет уникальное расположение слоёв и разработана специально под наши требования. Мы нарезаем трубы до необходимой длинны и склеиваем их с титаном при помощи эпосксидки (если верить фотографиям — используют Loctite EA 9466). Если вы думаете, что рама держится только на смоле, то спешим вас успокоить — благодаря специальной форме посадочного места в титановых частях (наверняка самые внимательные уже заметили двойные стенки на торцах) получается так называемое двустороннее соединение внахлёст (Double lap Shear Joint). То есть карбоновая трубка дополнительно обжимается снаружи и изнутри.
Есть три причины, почему мы выбрали такое соединение. Во-первых, при таком соединении из-за высокого «напряжения сдвига» очень тяжело вытащить трубу из заготовки. Представьте это так, словно вы наклеили на стол кусочек скотча. Если вам нужно отклеить его, вы же не будете пытаться стащить его по столу, а потянете вверх. В такой сборке тянуть «вверх» некуда, только «тащить по столу». Во-вторых, когда трубка вставляется, она выдавливает клей и точно можно удостовериться, что трубка проклеена по периметру. В-третьих, такое соединение очень просто в сборке — намазали, собрали, закрепили на стапеле и ждём пока подсохнет.
После сборки эпоксидка сохнет при стабильной комнатной температуре, то есть заготовка не нагревается и не остужается и нет растяжения-сжатия соединения пока смола не засохла. Диапазон рабочих температур смолы от -55°C до +120°C, что для велосипеда хватает с лихвой. В общем с момента получения желаемой геометрии до готового байка проходит где-то 2 недели.
А зачем так заморачиваться и скрещивать карбоний и титаний?
Бэн: Мы объединили удельную прочность титана с высокой жесткостью карбона. Титановые части проектируются с применением метода «топологической оптимизации» и мы можем настраивать нужные нам параметры детали. Например в одном месте нам нужно утолщение для посадки подшипника, а в другом сделать грязезащиту. Компьютер помогает находить оптимальные параметры без перерасхода драгоценного материала. К примеру заготовка для крепления нижних перьев сделана с переменной толщиной стенки, при этом она жесткая и защищена от летящей с колеса грязи.
Из-за сложности форм карбон для таких вещей не очень подходит, сплести его так же изящно и крепко не выйдет. А вот для труб карбон подходит идеально.
Вот за счёт комбинирования титана и карбона у нас получаются максимально легкие и прочные детали, что вдвойне важно для велосипеда. Ведь узлы велосипед из-за рельефа местности и перемещения велосипедиста над ним самим испытывают самые разные нагрузки. Джи, Рейчел и Ден дали нам отличную обратную связь по жесткости узлов, а затем мы подобрали трубы с такой жесткостью, которой многим хватит с лихвой. Это была та ещё задачка, но если вы опытный ездун, то точно сможете извлечь из этого пользу!
Роб: Из-за отсутствия пресс-форм мы можем в разумные сроки переделать толщину стенок или изменить жесткость узлов, и уже на следующей неделе протестировать велосипед и получить обратную связь. Такой короткий цикл производства позволяет нам за месяц сделать такой объем работ, на который у другой компании уходит по пол года.
Почему в качестве подвески выбрали DW6 от Дейва Вигла?
Эд: Эта подвеска позволяет получить нам именно то, чего мы хотим. В DW6 вы можете спокойно менять рычажность независимо от прогрессии или эффективности педалирования. Обычно изменение одного тянет за собой другое, но не с DW6. И если к примеру нужно, чтобы в середине хода было чуть больше прогрессии, то этого можно лего добиться не изменив остальных параметров работы подвески.
Изначально рама проектировалась с прицелом на максимальную стабильность в плоских поворотах и на спусках, и Джи говорит, что реально ощутил дополнительное сцепление в жестких условиях. А ещё кроме нас DW6 никто не использует, эксклюзив.
Бэн: Ещё одна причина в использовании DW6 — она отлично подходит под наш метод производства рам. Вместо того, чтобы дырявить карбон для шарнира верхнего линка, мы просто сделали титановую вставку, а карбоновую трубку разрезали пополам. Профит! Сам Дейв Вигл следит за нашими разработками и предложил вариативную DW6 с подходящим нам дизайном.
Прототип для Рейчел на стапеле
Вы сможете менять геометрию между гонками или подстраивать раму под конкретные трассы?
Эд: Скорее это вопрос предпочтения Джи и Рейчел. Мы стараемся сделать велосипед, который подходит им, а не под конкретные трассы. Стоит ли менять геометрию под конкретную трассу? Наверно нет. Как только вам что-то понравилось и вы определились с геометрией, то скорее-всего вы не захотите это менять. Сейчас мы стараемся максимально подобрать геометрию. Её можно будет слегка изменить, но ничего кардинально нового мы не ждём.
Соучредитель Atherton Bikes Эд пялится на прототип
А что вы уже изменили в велосипеде?
Роб: В основном мы занимаемся тестированием и изменений не так много (ходят слухи о 4-х прототипах для Рейчел, сами решайте — много это или нет). Отзывы гонщиков мы передаём Дейву, и он подстраивает подвеску. Так же мы получаем отзывы от Пита, механика Джи. Он даёт обратную связь по расположению узлов, типа: «До этого болта трудно добраться, его лучше сделать так-то.» И уже в следующем прототипе будут все эти изменения. С такой обратной связью и быстрым производством прототипов реально проще разрабатывать велосипед.
Так сколько прототипов вы уже сделали?
Бэн: Если считать с начала сотрудничества (январь) то вместе с трейловым велосипедом — девять, к первой гонке будет 20. Изменения такие, что большинство людей вообще бы не отличили велосипеды друг от друга. Сейчас мы стараемся максимально точно подобрать размеры велосипеда под каждого ездуна.
В довесок вот несколько фотокарточек велосипеда Дэна с его комментариями.
«Это первый 29» велосипед на котором я катался. Если честно, катание на нём далось мне нелегко. Он быстр, чертовски быстр, но чувствуется совсем иначе." Ден понимает преимущество больших колёс в гонках, но для себя выбрал бы 27.5". А когда ему предложили поставить 27.5" колесо только назад, он всё ещё скептически отнёсся к такой компоновке: «Спорная затея. Большее переднее колесо чувствуется странно везде — в полёте, поворотах и т.д. Так быстрее, но совсем не весело.»
Ден положительно отозвался о работе с Дейвом Виглом: "В январе на наших с Джи велосипедах стояли 525-е пружины. Это были первые тесты и мы не ехали на все деньги, но 525 довольно серьезное значение. Поработав с Дейвом мы изменили дизайн верхнего линка и перешли на 475-е пружины."
Из других особенностей рамы — ось Syntace X-12
И петух с пометкой "Typ3 Std" что можно расшифровать как «Тип 3 Стандартный», т.е. под стандарт Тип 3 от Sram. Возможно для Shimano будут другие петухи? Посмотрим...
За сим статья заканчивается. При написании использовались материалы с розового ресурса и из всемогущего гугла.
-
добавить в избранное
1
- +93
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (46)
timman
50u15pec7a70r
mor
kuzlich
3500 слоев один слой на другой по плоскости — это да, где то 2 см
3500 слоев по рельефу — это толщина местами до 2 см
Другого мой гуманитарный мозг предположить не может
nanaMEX555
А вот тут видно как эта хера-бора работает и как насыпают новый слой:
kuzlich
amstafff
nanaMEX555
Oto59
koshey
ilyamaksimov
50u15pec7a70r
ilyamaksimov
mor
nilstisebe
kuzlich
timman
ilyamaksimov
50u15pec7a70r
не надо плакать
ilyamaksimov
50u15pec7a70r
BTR
ouninpohja
50u15pec7a70r
amstafff
_va
3D принтер, позволяющий печатать детали достаточной прочности, стоит семизначную сумму долларов.
Feanor
timman
2)На нем напечатать целую кучу таких же
3)Profit
mrStep
Feanor
amstafff
2. выпить
3. романтика…
agressor
новогополигонаитебятошниттолько созданногобогамибайка! хоть фильм снимай)YakuT
открыли врата адаизобрели specialized.Ты что не смотрел Пинкод? Для велосипеда с идеальной геометрией нужен идеальный райдер, а иначе бах, капут!
50u15pec7a70r
Oto59
_va
вспоминается тот мем с мужиком, который всё во всё встраивал — «мы встроили тебе четырёхрычажку в четырёхрычажку!»
slopestyler
sayrius
kuzlich
Be_Cos
sayrius
ilyamaksimov
Это они увеличили или уменьшили рычажность?
Yue
Feanor
sayrius
¯\_(ツ)_/¯
RomanAkentev