Новое железоТитановые шатуны из 3D-принтера



Чем занимаются инженеры Tesla в свободное время? Правильно, печатают шатуны на 3D-принтере.

Эдду, тому самому инженеру Tesla, стало интересно: насколько сложно сделать шатуны на 3D-принтере? Оказалось сложно, но возможно. Со своими шатунами он даже приехал на Sea Otter 2021, где его и подловили журналисты bikerumor. Шатуны назвали «Pedal Sticks» (педальные палки), а сделаны они при помощи аддитивной печати, прям как титановые части рамы у Atherton bikes.


Шатуны полностью полые внутри, никаких дополнительных сеток или чего-то такого. Это позволяет дополнительно сэкономить в весе, но приходится делать небольшое отверстие в резьбе для педали, чтобы высыпать оставшуюся внутри титановую пудру. Шатуны ведь печатаются слоями, а пудра, находящаяся во внутренней полости шатуна, никуда не девается.



Шатуны используют интерфейс SRAM DUB, так как он прост в исполнении и приглянулся Эдду. Ось выполнена из алюминия с толщиной стенки 4мм. Крепление для ведущей звезды под Direct Mount стандарта SRAM.


На внешней стороне шатунов есть три звезды, которые по задумке автора со временем при езде будут полироваться ногой и блестеть.


Вес одного шатуна — 148г, а 170мм система в сборе весит 434г. Пока о массовом производстве не говорят, но вполне возможно, что в будущем шатуны выйдут на рынок. А пока следить за успехами шатунов можно на странице в инстаграме. Назвались они Stellar Performance (звёздное исполнение), откуда и звёзды на шатунах.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +79
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (40)

+18
Формфактор SRAM DUB + разрезной шатун = лютый вин.
avatar

sayrius

-6
раскрыть комментарий
avatar

ghostfenix

+11
Болт, не гайку* 
avatar

ghostfenix

0
Винт)) 
avatar

Vasyanbmx

+15
Увидел лого звезды на шатунах и обрадовался.)


Почему полностью полые? Это же идеальная технология для создания всяких ребер жесткости и внутренних перемычек.

avatar

ZOO

-8
раскрыть комментарий
avatar

ouninpohja

0
Видимо жёсткости и так хватает, а лишнего веса решили не насыпать
avatar

kuzlich

+6
Жесткости титана в шатуне.
Анекдот.
avatar

B-race

+21
Ну, главное чтобы не мягче карбоновых срамов!
avatar

SergeiPikulin

+1
А откуда инфа про мягкие карбоновые срамы? Речь не про GX? Вроде карбон должен быть жёстче люминя-то.
avatar

SergeiMinaev

+4
Инфа от ног.
А кто тебе сказал, что карбон по умолчанию жестче алю?
avatar

B-race

0
Не по умолчанию, но возможностей в этом плане карбон даёт больше. Не будут же они специально делать шатуны мягкими. Или?...)
avatar

SergeiMinaev

+3
Не будут, конечно, но и супержесткие в мтб очень мало где нужны в принципе.
avatar

B-race

+2
Есть пример избыточно супержёстких шатунов в МТБ?
avatar

Jahtaka

+5
Есть, сеинты на старых интенсах\любых других жидких байках.
Много пользы там от супержесткости?
avatar

B-race

+4
Т.е., «супержёсткие» шатуны доступны (как определили их жёсткость, есть замер?) — Saint, SixC. И они что-то не делают, потому что есть «жидкие» велосипеды?
avatar

Jahtaka

0
Срам сиксц например )) 
avatar

Vasyanbmx

+3
SRAM это который Race Face SixC? )
avatar

Jahtaka

0
Я вот тоже не понял лол
avatar

B-race

+8
как сказал Бочар, инфа от ног, а ещё от рук, которыми я эти шатуны легко «промял» до контакта с перьями.
avatar

SergeiPikulin

+23
Очень дорогие ти шатуны от cane creek весят чуть меньше и жидковатостью не страдают… ) 
А есть ли задрот техническая статья с проверкой торсионнки у различных шатунов с полезным сравнением и дельными выводами? 

avatar

Troy

+7
А что, только торсионка важна? И какая именно: шатуна отдельно или сборки в целом? Изгибы в 2-ух плоскостях нахер идут?
avatar

GeraRuckus

+9
Была на сайте. Guarbaruk писали тут статью про свои шатуны и сравнение с Срам палками
avatar

Yue

+16
Вот этот полезный пост: https://twentysix.ru/blog/108864.html
avatar

mor

+4
С нагрузкой Гарбаруки промазали, имхо. 40 кг — это ж смешно вообще. Но в целом статья отличная была
avatar

kuzlich

+2
Почему промазали? они рассчитывали на райдера весом 80кг. Ну взяли бы 100 кг, картины бы это сильно не изменило. Важно чтоб для всех шатунов использовалась одинаковая нагрузка, чтоб результаты можно было сравнить.
avatar

mor

+9
На райдера, который просто стоит на педалях? Мне почему-то кажется, что при вращении педалей средний кантрилла может выдать нагрузку поболе 40кг. А всякие фокроссеры и любители bmx-трека вообще сильно больше нагрузки могут выдать, кмк
avatar

kuzlich

+3
Какая разница какая нагрузка, если для всех она одинаковая? Ну взяли бы они 80 кг, всё бы умножилось на 2 и всё. Там же цель теста в другом.
avatar

zloy6666

0
А зависимость точно линейная? Может при большей нагрузке какие-то шатуны гнулись бы больше, чем другие
avatar

kuzlich

+22
так и есть. Жесткость это свойство конструкции, а не материала. Т.е. неправильно говорить что карбон жестче чем дюраль. Другое дело, можно сказать, что модуль упругости карбона в 5 раз больше чем модуль упругости аллюминия. Но опять же, как слои карбона уложены, т.к. он только в одном направлении «работает». Что касается самих шатунов то их жесткость характеризуется моментом инерции сечения относительно оси силы и тут все как раз и начинается пока нагрузка минимальна шатун в сечении это прямоугольник стоящий вертикально, но с нарастанием нагрузки шатун начинает скручиваться (мы же давим не на сам шатун а на ось педали и создаем момент который крутит это сечение относительно продольной оси шатуна) и момент инерции такого сечения уже меньше чем изначально, следовательно он меньше сопротивляется нагрузке и прогибается еще больше и как снежный ком это нарастает. и то как шатун сопротивляется нагрузкам (флексит) зависит от его геометрии и если геометрия шатунов разная то и «прогрессия» у них будет разная. 
avatar

alzz

0
Если материал при нагрузке деформируется не линейно от приложенного усилия, значит, ещё чуть чуть и деталь начнёт гнуться уже.
Нелинейная часть графика до предела упругости почти везде оч небольшая. Если ошибаюсь, материаловеды, поправьте.
avatar

slopestyler

+8
Ну у карбона зависимость может быть нелинейна, там же закон Гука не соблюдается. Ну и всякие хитрые сочленения оси тоже подозрительны в этим плане.
avatar

Chute

+6
Одинаковая она только в очень сферической теории в вакууме, в реальности — характеристики могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (подвеска тому хороший пример, как пружина может не соблюдать закон Гука).
avatar

lokki

+2
Вот тут поподробнее, что значит "… пружина может не соблюдать щакон Гука"?
avatar

GeraRuckus

+2
F=k*x, где к-жёсткость и х — перемещение. В том плане, что если рассматривать подвеску как пружину (не вникая в детали), у нас она вообще не линейная (привет график прогрессии), про всякие няшки типа нелинейных пружин и прочее. Я догадываюсь, что в полном виде жёсткость меняется с ходом, но обычно имеют в виду совсем не то.
avatar

lokki

+2
Ясно, всё в кучу смешал.
avatar

GeraRuckus

+6
Прости, но подвеска (то есть по сути уже механизм с кинематикой) и пружина — это как бы ну совсем не тождественные по смыслу обсуждения вещи, в отличии от простейших шатунов.
Хотя металлические пружины с нелинейной жёсткостью существуют, но линейность упругой деформации материала (закон Гука) там не нарушается.
avatar

Chute

+2
Я скорее про то, что в процессе изгиба/деформации у нас могут например начинать одни силы работать и переставать другие. Как по причина изменения рычага в процессе сжатия, так и по причине тупо механического упора куда-то (люфты в сочленениях — хороший тому пример). Речь выше шла о например пружинах с прогрессивной навивкой, и о том, что шатуны — тоже нифига не пружина, а механизм, с кучей частей. И о школьной формуле пружины, которая настолько же далека от практики, как школьная же формула трения покоя.
avatar

lokki

0
Нет, шатуны это консоль, простая, как палка. И механизма в них нет, просто палка с жёсткостью на изгиб в двух плоскостях и кручение. Разница между правым и левым только в том, что у левого ещё добавлена торсионная пружина оси на скручивание.
Школьная формула пружины вполне практична, как мне кажется (в отличии от большинства других шаблонов, тут верно).
avatar

Chute

+27
Вешь красивая, но покупать мы её, конечно же, не станем…
avatar

Chute

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.