Новое железо — Будет ли новый переключатель SRAM модульным? Появится ли трансмиссия от FOX?
Да-да, мы много раз уже видели прототипы новых переключателей SRAM на байке Нино Шуртера, и не только его, но официального анонса всё не происходит, зато в сети появились новые патенты, связанные с переключателями, причём как от SRAM, так и от FOX.
Sram уже несколько лет как продвигает свой стандарт петуха UDH, который по заверениям производителя должен был частично решить проблему как огромного количества стандартов петухов, так некоторых сложностей с настройкой переключателя на конкретных рамах. С появлением фотографий нового переключателя серии Sram AXS с прямым креплением на раму общественность была взволнована тем, что, стандартов становится только больше.
Многие из нас снеся переключатель об камень в горах в первый день катания отказывались от топовых линеек типа XX1 или XTR в пользу чего-то среднего уровня просто потому что выкинуть $500 за переключатель, который не отремонтировать, очень обидно. Особенно обидно, когда мы получаем и гнутый, непригодный для дальнейшей эксплуатации петух, и сломанный переключатель.
В новом патенте SRAM, опубликованном 29 декабря 2022 г., описывается модульная конструкция заднего переключателя, собираемого как конструктор. На съеме можно увидеть модули, скомпонованные как “Лапка в сборе”, “Узел крепления к раме”, “Клатч” (разборный!!!), “Интерфейс крепления батареи”. Конечно, в этом нет ничего нового, в некоторых интернет-магазинах и сейчас можно собрать задний переключатель Shimano из отдельных запчастей, если не весь, то на 80%. Намного интереснее то, что в патенте указано, что:
“Detachable connection interfaces of the family members to adjacent sub-assemblies of the module within the sub-assembly are configured uniformly across family members for the respective sub-assembly in such a way that a family member of the sub-assembly family module is exchangeable for another family member of the same sub-assembly family that, is for example, of different material, of different design, of different functionality, of has different surface properties, while retaining the remaining sub-assemblies of the module.”
В вольном переводе это может значить, что большая часть модулей будет взаимозаменяема во всей линейке, что не отменяет их разницу в весе, материале или финишной обработке. А значит мы можем получить теоретическую возможность чинить наш переключатель Х01 любыми запчастями хоть для GX, хоть для XX1.
В этом же патенте есть намёк, что благодаря возможности менять модули петух может перестать быть частью рамы, а фактически переместиться на переключатель.
Проще говоря, это выглядит как два подвесных элемента, которые соединяют дропаут рамы (ABi и ABo), и нижнюю пластину (HG), которая удерживает их вместе и служит основой для крепления тела переключателя к нему снизу. Дополнительно на предыдущей схеме есть верхняя часть крепления под цифрой 7, которая явно предназначена для крепления на обычный, не UDH-совместимый петух.
Что в итоге? Пока у нас нет никакого официального анонса новых линеек мы можем только гадать, будут ли эти патенты использованы в грядущем обновлении переключателей от SRAM. Но крайне приятно видеть, что концепция модульности, а значит более разумного потребления и большей долговечности используется при разработке новых продуктов.
Но не только SRAM регистрирует интересные патенты, отличись и FOX Factory, подав заявку на регистрацию патента с названием “Suspension Enhancing Hub and Rear Derailleur Assembly”, перевести это можно как “Задний переключатель и втулка, улучшающие работу подвески”.
В патенте описаны задний переключатель, муфта которого меняет усилие натяжения цепи и втулка, механизм зацепления которой размыкается электроникой. Оба механизма описаны как “управляемые датчиками на основе важной информации о езде, такой как скорость, угол наклона байка, и дающие райдеру возможность моментально менять характер работы”.
Для тех, кто не до конца понимает, зачем компании FOX, которая занимается элементами подвески что-то связанное с переключением, поясним. На великах некоторых профиков есть передача-фрикостер, звезда без зубьев, позволяющая колесу крутиться без связи с трансмиссией, что в свою очередь избавляет райдера от такого явления как педал-кик, когда при работе подвески изменения длины чейнлайна даёт удар в педали, а помимо этого затупляет работу подвески.
Ещё одна неприятность- современные переключатели поголовно имеют муфты типа Type2 или Shadow+, которые отлично сопротивляются тряске цепи, но одновременно дают ощутимую ступеньку в начале хода и дополнительное усилие при сжатии подвески. Патент от FOX показывает в каком направлении производитель ищет решение этих проблем. На рынке уже пару лет как присутствует O-Chain, тоже «развязывающий» педали от задней втулки.
Ещё одна неприятность- современные переключатели поголовно имеют муфты типа Type2 или Shadow+, которые отлично сопротивляются тряске цепи, но одновременно дают ощутимую ступеньку в начале хода и дополнительное усилие при сжатии подвески. Патент от FOX показывает в каком направлении производитель ищет решение этих проблем. На рынке уже пару лет как присутствует O-Chain, тоже «развязывающий» педали от задней втулки.
В конструкции задней втулки используются электромагниты, которые принудительно “включают” или “выключают” собачки, по сигналу датчиков.
В патентных документах говорится: «В одном из вариантов используется электронная схема, которая использует магниты в каждой собачке с катушками индуктивности/электромагнитами над ней и управляется контроллером внутри корпуса втулки. Если не крутить педали, то собачки будут отключены индукторами / электромагнитами, включающими или меняющими полярность, чтобы оттягивать собачки вверх от храпового кольца на корпусе барабана. При вращении педалей индукторы/электромагниты отключаются, а магниты собачек притягивались к железному храповому кольцу (меньшее потребление энергии). Или полярность катушек индуктивности/электромагнитов может быть перевернута, чтобы отталкивать собачки, заставляя их двигаться к храповому кольцу».
Рис. 12 патента Fox Factory: полный разрез узла электроннонного сцепления; примечательные компоненты включают контроллер (1010), индукторы/электромагниты (1015), храповое кольцо (1020), подшипник (1025), собачки (1030) и барабан (1040).
Помимо этого описываются потенциальные преимущества контроля в режиме реального времени над зацепом собачек в храповом механизме.
«Узел ступицы с электронным автоматическим сцеплением может иметь почти бесконечное количество автоматических включений и выключений в реальном времени и на протяжении всей поездки. Таким образом, у райдера будет привычная работа подвески и трансмиссии в течение большей части поездки, а когда происходят резкие удары, приводящие к быстрому сжатию подвески, натяжение цепи через электронный узел втулки с автоматическим разъединением будет уменьшено, чтобы обеспечить независимую от цепи работу подвески, а также свести к минимуму возможность педал-кика».
В схеме переключателя с электронным управлением заложена аналогичная идея. Там присутствуют все привычные нам компоненты, но обгонная муфта, которая обеспечивает натяжение цепи получила электронное управление силой натяга, что позволяет при резком сжатии подвески на нужный промежуток времени ослабить этот механизм.
В схеме переключателя с электронным управлением заложена аналогичная идея. Там присутствуют все привычные нам компоненты, но обгонная муфта, которая обеспечивает натяжение цепи получила электронное управление силой натяга, что позволяет при резком сжатии подвески на нужный промежуток времени ослабить этот механизм.
А как же натяжение цепи? FOX подумали об этом, поэтому размыкание муфты будет происходить только в фазе сжатия подвески, когда чейнлайн может удлиняться, далее переключатель переходит в обычный режим работы, демпфирует колебания цепи.
Естественно, что наиболее логичным выглядит применение этой технологии в Даунхилле, где работа подвески это более значимая вещь, чем сложность конструкции и вес. Но ещё одним, даже более готовым к этому рынком, являются решения типа FOX Live Valve, где уже есть необходимые датчики и электронно-управляемые авторизаторы, и даже батарея на раме.
-
добавить в избранное
- +70
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (16)
А вот стоить он будет явно дороже.
Опять мракетологическая лапша на уши
Модульность на 146% повторит историю зеленого боша, когда зап часть будет стоить конских денег, относительно всего инструмента
ouninpohja
sayrius
IUSius
sayrius
У рамы петуха как такового нет
twentysix.ru/blog/stuff/137156.html
IUSius
sayrius
SilentS
Alexander_skh
lokki
Chute
ouninpohja
amstafff
TApoK
agressor
77stalker77
amstafff