Новое железоВсё, что вы хотели знать о Rockshox 2023, но боялись спросить

 

Перевод статьи с Розового

Прошло уже 10 месяцев с тех пор, как RockShox раскрыли линейку вилок 2023 года. Тогда нам отгрузили целый вагон новинок: новые воздушные пружины, демпферы и что-то с названием Buttercups. RockShox не предоставили подробностей во время анонса, но с тех пор кое-какая информация начала всплывать. Мне также удалось покатать на нескольких экземплярах новых вилок и в буквальном смысле разобрать их до винтика перед тем, как задать еще больше уточняющих вопросов инженерам RockShox. И перед тем, как поделиться своим вердиктом относительно Zeb 2023 года и того, как она ведет себя на трейлах по сравнению с FOX 38, я решил показать вам внутренности самых свежих и крутых вилок RockShox.

  




Демпфер Charger 3

В RockShox говорят, что разработку нового демпфера они начали с чистого листа. Вместо резиновой груши в демпфере Charger 3 используется плавающий поршень (IFP) с металлической пружиной. Это наделало много шума при анонсе линейки 2023 года, но с точки зрения работы вилки наличие IFP напрямую не влияет на ее характеристики. К причине замены груши на плавающий поршень мы вернемся чуть ниже, но в общем IFP не дает никаких преимуществ относительно эластичной груши, и наоборот.

А вот что поменялось существенно: контуры ВСК и НСК из параллельных в предыдущих демпферах стали последовательными в Charger 3.  
 
  

Для объяснения разницы давайте представим магазин, забитый людьми. Магазин собирается закрываться, и люди начинают медленно двигаться к выходу одной спокойной колонной. Это будет наша низко-скоростная компрессия в традиционном демпфере. А теперь представьте, что срабатывает пожарная сигнализация, и все одновременно и быстро несутся к единственной двери, и она одна не может так быстро всех выпустить, становясь бутылочным горлышком — люди не успевают выбежать и скапливаются перед выходом.

В демпфере, особенно в базовых моделях, может происходить аналогичная ситуация, когда сечение клапана компрессии недостаточно большое для обеспечения потока масла при быстрых ударах, вилка как-будто “затыкается” и не может отработать быстро такое сжатие. Для решения этой проблемы большинство демпферов имеет клапан высоко-скоростного сжатия параллельно контуру НСК. Обычно этот клапан поджат пружиной или пакетом тонких шайб в закрытом состоянии (или их комбинацией). При сильном быстром ударе в вилку давление масла в демпфере увеличивается и открывает контур высокоскоростной компрессии, так как контур НСК уже не может пропустить возросший поток масла. В нашей аналогии с магазином ВСК это запасной пожарный выход, который открывает при пожаре. Обычно он закрыт и люди через него не ходят, но в чрезвычайной ситуации его намеренно открывают, чтобы люди быстро смогли покинуть здание.


 
Это видео — отличный гайд по работе разных типов клапанов в демпферах.

В большинстве демпферов, включая прошлую версию Charger 2.1, размер клапана НСК регулировался пользователем через крутилку НСК, но во время катания сечение отверстия для потока масла остается фиксированным. В Charger 2.1 клапан ВСК поджат набором шайб с металлической пружиной сверху. Когда вы крутите регулировку ВСК в сторону “закрытого” положения, металлическая витая пружина поджимается сильнее и шим-стек открывает при более высоком давлении масла.


Более старый Charger 2 RC2 (справа) и версия RCT слева. В разрезе видны металлические витые пружины клапанов ВСК.

По словам RockShox, проблемой в этом случае является то, что настройки ВСК влияют на низкоскоростную компрессию, и наоборот. А причина такой зависимости в следующем: когда вы настраиваете пружину ВСК в минимум (минимальное усилие на шим-стеке, который закрывает клапан ВСК), масло может начать просачиваться через этот клапан даже при низкой скорости сжатия вилки, особенно если одновременно вы закрутили НСК до усрачки по часовой стрелке (почти закрыли НСК клапан). Возвращаясь к нашему примеру с магазином, представьте, что основной выход из магазина — это одна узенькая дверь, через которую посетители могут проходить только по одному, а рядом с ней находится дверь аварийного выхода, которая поджата не слишком сильной пружиной. Люди при достаточном усилии могут открыть эту запасную дверь и начать выходить через нее.

Возвращаясь к демпферу, это значит, что выкручивание ВСК в минимум (против часовой стрелки, минимальное демпфирование ВСК) также ограничивает диапазон демпфирующего усилия (давления перед клапаном), которые вы можете получить при низких скоростях сжатия вилки (в поворотах или на торможении), потому что у масла появляется альтернативный путь. Но и при закручивании ВСК крутилки по часовой стрелке, чтобы вилка не так сильно складывалась при больших ударах или на приземлениях, вы делаете ее жестче на низких скоростях сжатия. RockShox называет это “перекрестными помехами”.

В демпфере Charger 3 НСК клапан все еще представляет из себя “отверстие”, размер которого пользователь может регулировать. Масло может протекать через это отверстие, которое в RS называют “легкий путь”, или оно может течь вокруг него через нерегулируемый шим-стек — “тяжелый путь”. Пока что все работает точно так же, как в  традиционном демпфере, только усилие на шим-стеке здесь не регулируется. Однако, в Charger 3 перед тем, как масло доходит до описанных выше “путей”, оно сперва течет через ВСК-клапан, который представляет из себя еще одно отверстие и “иглу”, положение которой относительно этого отверстия регулирует площадь сечения в зависимости от настройки ВСК.

Когда регулировка ВСК полностью открыта и НСК закрыта, масло относительно свободно течет через первый (ВСК) порт, но затем оно должно с усилием “протиснуться” вокруг закрытого НСК порта через шим-стек, который настроен на довольно сильную компрессию на низких скоростях сжатия, но при этом свободно пропускает большие объемы масла при быстром сжатии. В обратном случае, когда НСК порт открыт и ВСК закручена, гораздо бОльшая часть демпфирующего усилия генерируется на ВСК клапане.

 

На графиках от RockShox виден общий эффект от регулировок.


Графики от производителей всегда стоит воспринимать со щепоткой соли, не совсем ясно, что RockShox подразумевает под “другим демпфером”. Но из графика более-менее ясно, что пытались донести про Charger 3: если НСК регулировка полностью закрыта, ВСК крутилка практически не влияет на настройки низкоскоростного демпфирования. Тогда как у загадочного “другого демпфера” открытие ВСК очень сильно уменьшает усилие демпфирования НСК. Интересно, что в обратном случае отличий почти нет — если НСК полностью открыта, оба демпфера ведут себя очень похоже при любых настройках ВСК.


Charger 3: выводы?
Если сжать очень коротко все, что написано выше, Charger 3 позволяет получить довольно большое усилие демпфирования НСК при относительно сильно открытой регулировке ВСК. И если вы решили закрутить ВСК тоже, поведение НСК при этом остается практически неизменным.  Все это было невозможно (по крайней мере не в такой степени) на предыдущих демпферах Charger.


2 вопроса Chris Mandell из RockShox
 На сколько отличаются диапазоны настройки демпфирования на Charger 2.1 и 3?
— Демпфирование в Charger 3 затюнено под характеристики новых пружин  Debonair+ 
— По сравнению с Charger 2.1, в Charger 3 меньше ВСК и больше НСК. Мы сделали больше низкоскоростной компрессии потому, что пружины Debonair+ мягче в начале хода, чем прошлые версии пружин, под которые делались Charger 2.1
— Charger 3 имеет более широкий диапазон настроек НСК и ВСК.

 Почему в Charger 3 перешли с резиновой “груши” на плавающий поршень IFP? Это имеет какое-то отношение к взаимному влиянию НСК и ВСК друг на друга?
— Использование IFP дает большее давление в системе (меньше риск возникновения кавитации). Это дает больше свободы при конструировании демпфера. Мы воспользовались этой свободой для увеличение диапазона настроек компрессии и одновременно для устранения взаимного влияния НСК и ВСК друг на друга. Я бы еще отметил, что такой конструктив сильно упрощает сервис картриджа… ну и он тише. 
  
 

Buttercups (отбойники,  мягкие чашки)

Это резиновые эластомеры (дословный перевод, так в оригинале и написано), которые находятся на концах штоков воздушной пружины и демпфера, где они прикручиваются к штанам вилки.

Уплотнения внутри воздушной пружины и демпфера создают статическое трение или “залипание”, которое нужно преодолеть, прежде чем вилка начнет сжиматься. Иными словами, когда колесо ударяется в кочку и покрышка начинает сжиматься, должна накопиться определенная сила, позволяющая преодолеть силу трения уплотнений вилки. До этого момента вилка по сути представляет из себя ригид. Когда вы быстро наваливаете по большому количеству мелких кочек (например, стиральная доска), это трение может существенно ухудшать “плюшевость” вилки, что заметно снижает сцепление колеса с поверхность и комфорт ваших ладошек. 

Суть Buttercups в том, что они могут немного сжиматься (до 4 мм, по данным от RockShox) без сжатия пружины и демпфера. Другими словами, трение в шасси (ног в сальниках и бушингах) и трение в кишках вилки частично развязываются во времени. В теории это значит, что вилка может начать сжиматься, когда усилие от удара превышает трение в шасси вилки, но еще недостаточно, чтобы преодолеть и трение в воздушной пружине и демпфере. 

Большая ли разница? RockShox заявляют, что высокочастотные вибрации уменьшаются на 20%, и это подтверждено “научными измерениями”. Очевидно, что это наука велосипедной индустрии, где тебе не нужно публиковать никаких пруфов, контекста, данных измерений, и вообще определений, так что воспринимайте эти заявления как хотите.
 



Поскольку они спроектированы для отработки самых мелких ударов и для уменьшения (едва заметного) эффекта залипания внутренних уплотнений, вы могли подумать, что резинки в этих чашках мягкие как мячик-прыгун? Нет, если разобрать конструкцию и попробовать прожать резиновый отбойник пальцами — они оказываются на удивление жесткими по сравнению с самой воздушной пружиной. Я снял штаны (с вилки), накачал пружину до 70 psi и надавил на конец штока с Buttercups. Пришлось прилично сжать пружину перед тем, как я прожал отбойник больше чем на 1 мм.
 
Затем я достал шток воздушной пружины из ноги (вилки), упер его в электронные весы и измерил сжатие относительно приложенной силы. Результаты можно посмотреть в видео. В моих опытах сжатие начиналось при усилии в 5 кг (50Н для тех, кто закончил физфак). Напомню, по словам RockShox, сила статического трения в воздушной пружине составляет примерно 1.6 кгс.

Почему же резинки не плюшевые? На сайте RS можно найти подсказку: “В начале разработки резиновые отбойники были довольно мягкими. Мы протестировали их в нашей SIM установке, которая проверяет надежность, и резинки в ней начали крошиться”. Так что в нашей вилке (готовом рыночном изделии) RockShox видимо пришлось немного пожертвовать мягкостью в угоду надежности и долговечности. Разумеется, это только наша теория.

С тех пор, как мы впервые опубликовали этот текст, SRAM сказали нам “надежнометр (durometer) никак не связан с износом резинок/отбойников при тестировании. Отбойники в этой конструкции нужны для отработки высокочастотных ударов в вилку — таких ударов, под которые работа воздушной пружины и демпфера не оптимизирована. Диапазон сжатия у Buttercups очень мал, при этом скорость сжатия очень большая”.

И я просто напомню, что Buttercups никаким образом не решают вопрос статическо трения в шасси вилки (ног в штанах), и если удар недостаточно сильный для страгивания ног в штанах — резиновые отбойники даже не начнут работать.

Также стоит напомнить, что RockShox не первые, кто сделал нечто подобное — у DT Swiss и EXT есть подобные системы на штоке пружины, только там применяется металлическая витая пружина, а не кусок резины.




 

Воздушные пружины вилок 2023 Zeb, Lyrik (на картинке выше) и Pike перешли на алюминиевые кишки, чтобы увеличить объем негативки по сравнению с предыдущими кишками из пластика.


Воздушная пружина Debonair+

Прошлое поколение воздушных пружин RockShox было спроектировано так, что о-ринг поршня проходил проточку в ноге (которая позволяет накачать негативку) почти при полном разжатии вилки. Так было проще накачивать вилку, потому что не требовалось ее прожимать для выравнивания давление в позитивной и негативной камерах. И вилка меньше проседала (был меньше сэг), потому что негативка не была “перекачана” по сравнению с позитивкой. В большинстве воздушных пружин проточка в ноге находится на несколько миллиметров выше положения воздушного поршня при полностью разжатой вилке, и давление в негативке выравнивается только после сжатия на несколько миллиметров. Поэтому при полностью разжатой вилке давление в негативной камере больше, чем позитивной, и вилка  немного глубже “проседает” при более мягких настройках позитивки (RockShox называет это «touchdown feel», непереводимо на русский :)

В вилках 2023 года инженеры RS вернулись к такой концепции: теперь проточка в ноге расположена выше относительно уплотнения поршня пружины, и давление теперь выравнивается через несколько миллиметров хода вилки, что и дает более мягкое ощущение “touchdown” по сравнению с предыдущими поколениями воздушных пружин. Именно поэтому им пришлось увеличить усилие НСК в новом Charger 3.

 
Наглядная картинка: сверху пружина 2023 Zeb, снизу пластиковая пружина 2020-2022 годов. У 2023 года уплотнение поршня сидит немного ниже. Алюминиевый поршень с позолотой имеет форму колокола и пустой внутри, что увеличило объем негативки и немного уменьшило позитивку. И теперь на поршне есть тефлоновые кольца.


Порт для уравнивания давлений представляет из себя небольшую проточку на внутренней поверхности ноги вилки. У Pike и Lyrik полностью новое шасси, поэтому RockShox просто сделали эту проточку немного выше. А вот у Zeb ноги осталось прошлогодние, поэтому инженерам пришлось извращаться с формой поршня в виде колокола, чтобы уплотнение поршня съехало немного ниже, а негативка при этом увеличилась в объеме. Бонусом нам перепадает возможность поставить новую пружину Debonair+ в Zeb прошлых годов. 

Новая форма поршня в виде колокола также делает пружину мягче на сжатии до СЭГа, и немного жестче после. Другими словами, увеличенная негативная камера делает воздушную пружину более прогрессивной. Скорее всего вам понадобится меньше проставок в позитивку (bottomless token) по сравнению с вилками прошлого поколения.
 
PS: я шарю в вилках и в переводах, но я один — а вас много :) Если заметите в тексте ошибки или неточности — пишите в коментах, и делайте это с уважением.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +102
  • Мнения

Комментарии (46)

+14
Очень детально, спасибо!
С Buttercups странная фигня получилась, судя по цифрам — они не на мелких неровностях работают, а при ударе, когда масло в демпфере не успевает протекатать черех контур
avatar

kuzlich

+21
инженер рокшокс из кустов «высокочастотные колебания гасят!»
avatar

pashevich

+11
у машин похожую функцию выполняют сайлент-блоки — и там они гасят именно мелкие неровности. если их заменяешь на более жесткие, машина становитдя более «зубодробильной».
avatar

tequiIIa

+10
Там они на вращение работают.
avatar

pashevich

0
На вращение шаровая
avatar

SPY

0
нижний рычаг в обычном макферсоне в сайленте тогда что делает? не вращается?)
avatar

pashevich

0
Вращается, конечно. И не только там. Я только к тому, что это не единственная функция сайлентблока и вполне успешно могут гасить вибрации
avatar

SPY

+17
мне больше интересно, когда закачнивается работа покрышки и начинается работа баттеркапсов. покрышка вообще должна высокочастотным фильтром работать)
avatar

pashevich

+7
Низкочастотным. Фильтры по пропускаемой называют обычно 
avatar

pustota

+18
Также стоит напомнить, что RockShox не первые, кто сделал нечто подобное — у DT Swiss и EXT есть подобные системы на штоке пружины, только там применяется металлическая витая пружина, а не кусок резины.

Ещё Mars Air манитушный примерно так же работает, металлическая пружина на несколько см хода между толкателе между штангой толкателя и воздушным поршнем
avatar

lokki

+1
Я на марафон Beskidy MTB Trophy ставил DPC пружину вместо DPA в свой Ревел) Нет уплотнений — нет залипухи ©
avatar

pashevich

+26
Я у себя в Zeb первого поколения сменил воздушную пружину на Debonair+ с ButterCups.
Про новое поколение я не знал, просто заказал пружину под увеличенный ход, а получился апгрейд. Первые недели разница в работе очень чувствовалась, я прям балдел. Сильно комфортнее, перестали на долгих каменных спусках уставать пальцы рук, скорость возросла (судя по страве). 
Теперь еду быстрее, руки забиваются позже, но раньше устают ноги от повышенной нагрузки :)
Покупкой доволен, в руках ощущается аккуратнее и качественнее чуть более топорной старой версии.
В новой версии циллиндр-проставка, которая в ногу устанавливается снизу под пружину (отдельная деталь, но показана вплотную с поршнем на фотках) — другого размера, сначала показалось что несовместимо и ошибка производителя, но устанавливается четко и работает как положено.

P.S. замеров с весами не проводил. При очередной переборке надо попробовать :)
Последний раз редактировалось
avatar

mor

+6
Да просто хода вилки больше стало и вилка повыше, вот и скорости добавилось и руками легче. Пружина другая, ага… )
avatar

Chute

+10
ну так-то понятно, частично на эмоциональном уровне + больше хода. Хоть конструкция чуть и отличается — принципиально ничего нового. Но эффект у меня был очень положительный и заметный. Оно же еще и с переборкой вилки делается, свежее хорошее масло, забота и все такое. В стоке в негативке там вообще хрень ломкая по типу плавленного сырка, на масло не похоже даже. А после переборки и пружина «новая» заиграла. Я бы с удовольствием еще что-то такое заапгрейдил, если оно дас такой-же приятный эффект и постоянное ускорение на трейлах. Есть что-то ещё в пределах сотни баксов? :)
avatar

mor

0
Теперь надо сторону демпфера сделать
www.m-suspensiontech.com/gabel-rockshox/
avatar

AlexMV

0
Можно было ручки поролоновые поставить, для большой ладони. Вибрация еще меньше будет чувствоваться. Или намотку пожирнее.
avatar

FeelBetter

+3
Можно и вынос с амортизацией. И руль пенистый.

Любые средства хороши для борьбы с вибрацией избытком бабла у покупателей.
avatar

Logoffski

+14
А страх всё равно остался. 
avatar

FeelBetter

+19
Махнул Zeb Select 2022 на Zeb Ultimate 2023 и в первый выезд Крым/Собер существенной разницы не почувствовал: что тот был хорош, что этот. Посмотрим что будет в больших горах.

Имхо, на уровне среднего любительского катания у РШ отличные заводские тюны и большинству раздельные регулировки компрессии никогда не понадобятся. 

Если хочется обновить вилку и есть возможность купить «старый» Зеб со скидкой 25 и более %, то я бы не переплачивал за новый. Ещё и бы и сэкономил взяв Select вместо Ultimate.



ps Блин, как будто мой байк на заглавную сфоткали! только у меня маллеты синие)
Последний раз редактировалось
avatar

beast

0
Имхо, на уровне среднего любительского катания у РШ отличные заводские тюны и большинству раздельные регулировки компрессии никогда не понадобятся.
дядь, у тебя вес какой
avatar

tequiIIa

+7
96. Предположу, что у лёгких свои проблемы ;)
avatar

beast

0
бинго! байк (точнее вилка, аморт), который подходит челу весом под 100 кг, будет подходить челу весом 65кг примерно никак.
Последний раз редактировалось
avatar

tequiIIa

0
Можно пару вопросов?
— если я катался на котрытой HSC и чуть закрытой LSC, с новым чарджером я же разницы вообще не почувствую?
— после замены soloair на debonair с высокой красной чашкой вилка как будто бы стала выше и стала меньше проседать без ударов (и можно меньше зажимать LSC) Или это я выдумал?
Последний раз редактировалось
avatar

mamitko

+9
Сейчас еще настраивать вилку по фотографии описанию в 2023-м, когда версий вилок пол-миллиона! Конечно, работа воздушной пружины зависит не только от давления в ней, но и от размера камер и положения проточки. Ну и залипания в разных местах, конечно. Так что настраивай по ощущениям и потребностям. Я вообще кручу LSC в зависимости от температуры. При +10 и ниже — откручиваю полностью, при +30 — закручиваю почти до конца (У меня чарджер rct3 первого поколения). Отскок тоже регулирую по температуре.
Последний раз редактировалось
avatar

SilentS

-6
раскрыть комментарий
avatar

eovein

+7
это не демпфер))) Катался я на нём. Или перекачивай вилку, или закрывай почти в ноль компрессию, или оно проваливается от косого взгляда. Поставил чарджер — это уже демпфер) MC не для гор. По Битце кататься пойдёт, но в Крым лучше что-то поприличнее. Хотя на MC я где только не был и не умер, но… в лес MC
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+4
Это временная затычка, доехать от магазина до сервиса)
avatar

AlexMV

+14
Он работает ровно до того момента как не вспенится масло.
avatar

sayrius

0
Правильно понимаю, что на 20-22 год можно поставить люфткапу и забыть про новую пружину 23 года?
avatar

Iscander

+10
В моих опытах сжатие начиналось при усилии в 5 кг (50Н для тех, кто закончил физфак)

5 * 9,80665 = 49,03325 Н
avatar

Zmeygo

0
Погрешность измерения!
avatar

lokki

+20
Похоже у нас новый председатель!
avatar

Chute

+21
NEEEEEEERD! ;)
avatar

pashevich

-4
200мм так и не завезли? 
avatar

agressor

+10
Пока там ничего не изменилось. В моделях 2024 должен выйти новый Boxxer с 38 мм ногами, сделанный на основе Zeb, с картриджем Charger 3.  Домейна двухкоронного скорее всего не будет. Хотя может захотят сделать конкурента дешёвым двукоронным фоксам под названием Marzocchi )
avatar

DJibrail

0
У мя однокоронный домейн 22г на 180. Двухкоронный точно не нужен. 
avatar

agressor

+44
Перевод продолжения Zeb vs. Fox 38 интересен общественности?
avatar

pashevich

+3
Твой коммент не виден общественности 
avatar

agressor

+6
да я все равно переведу, это был тизерический вопрос)
avatar

pashevich

0
Добрый день! У меня zeb ultimate charger 3 RCT2. После 2х неделт в горах стал залипать при слабом нажатии на 5-7мм. Подскажите плиз, с чем может быть связана проблема и как лечить?

запанее благодарю! 
avatar

Maksa4usec

+8
А ноги чистые, жирненькие? или сухие?
В штанах масло есть? катание в пыль? может просто набилось под пыльники? Перебирали после первых 50 часов катания?

у меня с завода внутри воздушной камеры масло слишком густое, почти твёрдо-ломкое, разваливается на крошки. И в самих пыльниках (между юбками) масло совсем отсутвовало, хотя обычно такое густое, липкое (Sram Butter, RS Dynamic Seal Grease, RSP Slick Kick и тому подобное). В штанах масло было, но меньше, чем должно быть по инструкции.   Возможно просто пора вилку перебрать после горного катания (простейшее обслуживание штанов).
Последний раз редактировалось
avatar

mor

0
Некропостинг алерт! Как выжать из 180 лирика на 2.1 чарджере эти 180 мм ибо с момента покупки доступно лишь 170, еще 10 мм прячется внутри, мой склероз подсказывает, что когда то где то я видел статью о заводском конструктивном недостатке и что его можно пофиксить, но как? (
avatar

Evermax

+2
Поставить пружину DebonAir C1. Она фиксит эту особенность в т.ч.
avatar

SPY

+2
Возможно избыточное давление в негативке и не происходит выравнивания давления между камерами. Проточка как раз где-то на уровне 1см хода. Попробовать накачать большое давление в позитивку что бы сдвинуть тем самым поршень. Если не поможет перебрать воздушную пружину.

Ну и еще вариант — а что если в вилке просто стоит шток на 170?
avatar

sayrius

+2
 а что если в вилке просто стоит шток на 170?
avatar

Yue

0
Накачать попробую, вилка только что перебиралась полностью, все осталось по прежнему, а вот по поводу штока на 170 интересная мысль, но как так то?!) на заборе штанах же наклейка 180 и по серийнику она 180) 
avatar

Evermax

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.