Новое железо — Cane Creek выпустила новую вилку Invert… без демпфера.
В то время как большинство производителей в каждой новой вилке показывают как долго они перерабатывали демпфер, сколько там дополнительных регулировок или насколько вырос диапазон этих регулировок Cane Creek решили выпустить амортизационную вилку для гревелов без гидравлического демпфера.
Амортизационные продукты для гревел-велосипедов можно условно разделить на два типа: амортизационные выносы/подседельные штыри, их cane Creek успешно производит уже давно. Или вилки / микроподвески, наиболее яркими представителями которых был уже снятый с производства Niner MCR 9 RDO или вполне себе свеженький Specialized Diverge STR. И если Specialized пошел по своему любимому пути придумывания всего проприетарного, то для чего-то более универсального производители, как-то FOX или Rock Shox, уже давно обзавелись “уменьшенными” вариантами своих кантрийных вилок для гревела- можно вспомнить тот же Rudy XPLR. Особняком стоят такие штуки как рессорные вилки Lauf — вилка амортизирует, но не предлагает никаких настроек этой амортизации.
Cane Creek заявляет, что хотели создать золотую середину: что-то более простое, чем традиционные амортизационные вилки, и более функциональное чем рессорный Lauf. После изучения рынка и опроса около 500 грэвел-гонщиков были выделены следующие ключевые особенности продукта.
1. Плюсы для райдера: дает уверенность, контроль и более плавную езду.
1. Вес – на 100-200 грамм легче, чем у конкурентов.
2. Эстетика – вилки, похожие на MTB, просто не очень хорошо смотрятся на гравийных велосипедах.
3. Простота настройки и использования
Имея в своём модельном ряду вилку HELM производитель и использовал ее для отработки гипотезы. Для начала ход вилки был уменьшен до 40мм, а дальше началась работа с демпфером, воздушной пружиной и отбойниками. Для чистоты эксперимента тестерам выдавались совершенно одинаковые внешне вилки с “родными” для HELM топкэпами.
Cane Creek утверждает, что по всем 4 направлениям они добились успеха и их вилка это первая по-настоящему гревел-вилка, без заигрывания с мтб-прошлым, не пытающаяся сделать из вашего дорожного велосипеда недо-мтб.
Invert, как следует из названия, выполнена по схеме первёртыша и ее шасси получило композитную конструкцию, где шток и корона сделаны из карбона, а ноги из алюминиевых труб. Для сохранения эстетики дорожных велосипедов переход от карбона к алюминию сделан бесшовным, максимально незаметным. Но зачем использовать алю-трубы, если можно сделать всё из более лёгкого карбона? Всё дело в воздушной пружине- нога, как почти везде является корпусом воздушной пружины, а получить поверхность карбона нужной чистоты с высокой стойкостью к истиранию было бы намного сложнее.
Конструкция перевёртыша для гревела имеет несколько явных плюсов:
Во-первых, башинги всегда хорошо смазаны, а грязь с рабочей поверхности ноги при работе сдвигается вниз, а не остаётся на рабочей кромке сальника, что особенно актуально в многодневных гонках, где переборка вилки это последнее что ты захочешь делать.
Во-вторых это клиренс для покрышки- он заявлен как достаточный для покрышек шириной 50мм, но судя по фото с Maxxis Rambler 45мм влезет туда и побольше.
Ну и в третьих, вилка становится жестче на кручение при сжатии за счёт того, что башинги “разъезжаются” на большее расстояние.
Что же с простотой настройки и где демпфер? Cane Creek хотели, чтобы апгрэйд велосипеда их новой вилкой был не сложнее, чем поставить карбоновые колёса взамен алюминиевых. Для этого вилка имеет уже ставшее стандартом индустрии интегрированное опроное кольцо для подшипника рулевой.
Накачка вилки происходит через один порт внизу правой ноги по максимально простой схеме: накачайте такое давление в PSI, чтобы оно составляло 95% от вашего веса в фунтах (Не американцам это будет не так удобно конечно). Пружина слегка прогрессивная по работе, а в конце хода имеются классические эластомерные отбойники, которые при нормальной эксплуатации будут вступать в дело только при действительно серьёзных ударах.
На фото ниже представлена полная разборка вилки. В правой части показана воздушная пружина, где негативная камера над поршнем, а позитивная- под. В левой же части находится модуль блокировки Climb Switch. Но если есть блокировка, то почему не использовать демпфер? По отзывам тест райдеров они не замечали реальной разницы при езде с ходом вилки 30-40мм, а наличие демпфера негативно сказывалось на чувствительности вилк и на мелких неровностях.
Climb Switch. Как и в амортизаторах производителя, этот режим помогает подвеске не качаться. В вилке Invert переключатель реализован кнопкой на короне с левой стороны. Cane Creek не стали придумывать крутилок и манеток, а пошли по пути максимального упрощения и понятности, взяв за пример механизм шариковой ручки. Вам всегда понятно нажата кнопка или нет (при включенной блокировке кнопка торчит над поверхностью короны), внутри нас ждёт простой подпружиненный клапан, который откроется для тока масла при сильном ударе для защиты внутренностей вилки, но будет надёжно закрыт при педалировании стоя и проезде мелких препятствий. Масло находится в груше, как в демпферах Charger для гарантированного разделения его с воздухом и уменьшения рабочего объёма.
Из других приятных особенностей можно выделить направляющую гидролинии, размыкаемую без инстумента- достаточно просто поддеть внутреннюю ее резиновую часть. А для минимизации шума и потёртостей при сжатии для гидры предназначена резиновая накладка рядом с тем местом, где обычно гидролиния выходит из калипера. Болты переднего Flat-mount крепления закрываются заглушкой в цвет вилки.
Над простотой обслуживания тоже поработали- гайки внизу штанов снимаются стандартными съёмкниками кареток стандарта Race Face CINCH, DUB и т. д., сняв их можно поменять масло в штанах (по 5 мл 15W). Для этого даже не придётся спускать воздух из пружины. Полная же разборка тоже не потребует каких-то проприетарных инструментов.
Cane Creek запускает две модели, обе из которых поступят в продажу в начале лета 2024 года:
Invert SL
* ход 30 мм
* нет блокировки
* 425-мм ATC
* оффсет 45 мм
* Заявленный вес 990 г.
* Верх из raw карбона с градиентом до черного цвета
* РРЦ: $1099,99
Invent CS
* ход 40 мм
* 435 ATC
* Оффсет 45 мм
* Полностью матовый черный верх
* Блокировка нажатием кнопки
* Заявленный вес 1113 г.
* РРЦ: $1 199,99
Вес вилок указан со штоком 165мм без болтов и оси.
Интересно, насколько приживется концепция амортизации без демпфирования, и выпустят ли конкуренты более бюджетные решения?
-
добавить в избранное
- +52
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (24)
Tут вспоминаются легендарно жесткие на кручение перевертыши — RS1 и Magura Boltron.
tequiIIa
SergeiPikulin
Соответственно в однокоронных вилках как-бы ноги, со штанами не распологались общая высота все-равно будет одинаковой и направляющие на один и тот-же ход — будут на одном расстоянии (если только как у супермонстры и старых кроссачей — не делать трубу ниже оси колеса).
И вообще чтоб не быть похожими на mtb, надо что-то суперсовременное зделать, чего раньше точно не было.
Например — суперсекретная разработка. по чертежам утеряной цивилизации — вы все её ждали — ВИЛКА ПОЛУПЕРЕВЕРТЫШ.
Zato1
SergeiPikulin
Logoffski
GeraRuckus
tequilIa
И это держит лучше, чем горилла!?
SergeiZ
GeraRuckus
yurtsa
продавцыпроизводители грэвел-компонентов тщательно открещиваются от схожести с мтб)) «Это другое»©amstafff
FeelBetter
IUSius
SilentS
Chute
SergeiPikulin
Самый простой вариант — на токах Фуко, то есть постоянный магнит движется рядом с проводящим металлом, наводит в нем ток, и за счет этого теряет энергию. Чем ближе магнит к металлу — тем больше потери и больше демфпирование. Никакого внешнего источника энергии, всё просто и изящно.
Но тут есть две принципиальных проблемы.
Во-первых, при требуемых скоростях движения штока получаемое усилие будет недостаточным (особенно если учесть, что количество проводящего металла — ноги из тонкостенного алюминия — будет не так много). Масляный демпфер может работать начиная с нулевой скорости, а для магнитного нужно быстрое движение для создания заметного усилия.
Кто разбирал велотренажеры с магнитным тормозом, тот видел, с насколько большой скоростью там вращается тормозной диск из-за повышающего редуктора.
Во-вторых, у масляного демпфера можно подобрать регрессивную конструкцию (при большом усилии открывается дополнительный тарельчатый клапан, и выше какого-то усилия оно дальше не растет, вне зависимости от скорости. Так работает ВСК или «быстрый» отскок), а вот у магнитного всегда будет линейная зависимость усилия от скорости движения. Это еще более-менее годится для демпфера отскока, но не годится для демпфера компрессии (там всегда нужен ВСК-контур, или blow-off valve).
Хотя для 40мм хода эти тонкости настройки демпфера не принциальны, а вот первая проблема остается.
Можно сделать более сложную конструкцию. Комбинировать постоянный магнит и медные катушки, а катушку нагружать умной электроникой (закоротил выводы катушки транзистором => максимальное усилие движению, разъединил => нулевое усилие). Так можно получить любую настройку демпфера. Но первая проблема всё так же останется.
В еще большей теории можно сделать умный демпфер с внешним источником питания. По сути, это уже будет небольшой линейный электродвигатель. На ютубе есть ролик «Супер подвеска Bose», и там всё работает просто замечательно. Но, конечно, это уже совсем другой уровень, недоступный в вилке велосипеда.
SilentS
Chute
зато в Лауф до 57мм покрышек влазят и обслуживать не надо вообще, так что тоже есть свои плюсы
raskladnoy
SergeiPikulin
SilentS
Compared to the original Grit fork, which I found suffered from speed wobble on fast road descents above 30mph, this third-generation fork does a much better job of coping with higher speeds on smooth surfaces.
на скоростных спусках по дорогам предыдущую версию в шимми разматывало. ужас
ну и качается на подъёмах вверх-вниз, тоже пишут
raskladnoy
_va
SergeiPikulin