Новое железоДемпфер в шток вилки – Rimpact TMD


Rimpact всё никак не уймутся. В 2024 году компания представила демпфер для ведущей звезды, а-ля OChain, а теперь анонсирован старт продаж их версии инерционного демпфера (или массового демпфера, от mass damper), который устанавливается в шток вилки.

История, появление в MTB и устройство

Идея инерционного демпфера проста — уменьшить лишние колебания путём установки демпфера подальше от центра масс. Инерционные демпферы начали устанавливать внутрь небоскрёбов с 1980-х годов, чтобы помочь зданиям бороться с раскачкой при сильных порывах ветра, а также гасить колебания от землетрясений в сейсмоактивных регионах. 

В автоспорт такие демпферы пришли через Формулу-1. Первой командой с таким демпфером была Renault, прикрутившая демпфер к машине 2005 года R25, у которой были проблемы с вибрациями. Со слов инженеров — инерционный демпфер массой в 8 — 10кг помогал снять с круга примерно 0.3 секунды. На R25 Фернандо Алонсо впервые выиграл Чемпионат Мира в личном зачёте и вместе с сокомандником Джанкарно Физекеллой добыл победу в Кубке Конструкторов по итогам сезона. Инерционные демпферы попали под бан FIA уже в следующем 2006 году. В мотоспорт инерционные демпферы пришли в 2016 году с командой Ducati, а в 2017 году, впервые с 2010 года, команда боролась за Чемпионский титул. В обоих случаях за внедрение технологий был ответственен инженер Робин Тулуи (Robin Tuluie).


В велоспорт на КМ в 2023 году демпферы притащил один из сотрудников команды Mondraker, который раньше работал механиком в MotoGP. Демпфер команда сделала самостоятельно, а в дропаутах на прототипе новой рамы были соответствующие крепления для него. Что было внутри того демпфера — всё ещё тайна, хотя скорее всего конструкция не отличалась оригинальностью, и кроме пару пружин да тяжелого цилиндра внутри больше ничего не было. Но выдвигались самые смелые предположения, вплоть до того, что кроме пружин и цилиндра демпфер заполнен вязкой жидкостью, которая помогает гасить колебания ещё больше.


В 2024 году на байках участников Кубка Мира мы стали видеть всё больше и больше инерционных демпферов. Обычно это были серийные образцы на базе продуктов фирмы CounterShox, пришедшие из мира мотокросса. Без особых ухищрений демпферы просто крепились на раму или вилку специальными хомутами. Хотя в новом прототипе Session ребята из Trek пошли дальше, предусмотрев специальное крепление под демпфер у каретки, но по отзывам Мэтта Уолкера — в отличие от крепления на вилку особого профита при креплении на каретку он не заметил (что с точки зрения физики не удивительно, момент инерции увеличивается пропорционально квадрату расстояния от центра масс, так что профит от установки у каретки велосипеда будет слабо заметен).




Rimpact развили идею и предлагают не просто прикручивать демпфер к раме, а установить его прямиком в шток вилки, вместо «якоря». Так можно сэкономить вес на корпусе демпфера, или вместо него сделать чуть больший груз. Конечно, если у вас там уже не установлен какой-то мультитул, вроде Specialized SWAT или OneUP. На фото ниже — набор разных прототипов для установки в шток от Rimpact.


А так должен выглядеть финальный продукт: пара пружин по краям и груз по центру. Внутри груза пара втулок скольжения IGUS (как в педалях), чтобы минимизировать трение.


Сам груз сделан из вольфрама, который в 2.17 раз плотнее стали, что позволяет сделать конструкцию компактной. Масса демпфера и груза пока не раскрывается, но в тестовых образцах использовались вольфрамовые грузы примерно на 200г. Сравнение с грузом, выточенным из стали с идентичными параметрами на картинке ниже.


Прототип с таким грузом весил около 310г, и визуально он легче серийного образца. Думаю, можно говорить об общей массе демпфера в 400-500г.


Тесты

Хотя Rimpact честно признаются, что понимают, что их демпфер не до конца считается настоящим инерционным демпфером, а скорее просто груз с пружиной, но он работает. Даже телеметрия по вибрациям на байке при проезде по одному и тому же трейлу есть. Зеленым выделен проезд без TMD, желтым выделен проезд с установленным TMD.


Двойное слепое исследование также проводили, с прототипом и неподвижным имитатором демпфера той же массы. Демпфер работает бесшумно, так что визуально определить что именно установлено на байке практически невозможно. В 9 из 11 случаев гонщики правильно определяли установлен на байк демпфер или муляж. С настоящим демпфером Из 11 тестовых дней преимущество демпфера наблюдалось в 8, причём на 2 и 6 день на трассе мешали переменные условия и трафик. На трассе со средним временем в 2 минуты 14 секунд среднее преимущество с демпфером составляло 2 секунды. Также гонщики отмечали, что с демпфером улучшалось ощущение на руле, байк казался плавным и более контролируемым, а взять нужную траекторию было проще.



Спецификации
— Демпфер совместим с обычным и конусным штоком
— Минимальная длина штока 18см
— Три комплекта пружин: желтые — мягкие, оранжевые — средние, красные — жесткие
— Цена 215€



Сейчас Rimpact TMD доступен для предзаказа, но отправку обещают уже в этом месяце.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +51
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (28)

+17
Вейтвинеры в шоке.
avatar

9009l3

+2
да я офигел не так давно прочитав статью со взвешиванием дх-великов участников чм/км. там до 20+ кг доходит,  т.е. этот «маятник» давно качнулся обратно. у меня древний предревний алайн дома стоит пылится, он не особо тяжелее, где-то 21 вроде =)) да и даже просто зайдя в условный триал спорт это всёзаметно давно — просто взять если нынешние велы в руки там даже «на глаз» они сейчас заметно тяжелее чем 10-15-20 лет тому взад.
avatar

AleksandrNikolaev

+22
Так нынешние велики и сильно больше. Рамы гораздо длиннее, колеса 29"/27.5" (думаю резина х2 по весу). Так что в процентном соотношении велики таки стали легче)
Ну а в целом, щас такие дх трассы, с такими уклонами и скоростями, что там надо наверняка прочный байк, а энерции вагон, чтобы ворочать его как угодно.
avatar

Ruslan_Bogdanov

0
Так-же сначала подумал, где вообще прогресс, когда после долгого пререрыва решил купить байк — старый стелс 710 2006 года весил 14кг, и gt оловянч 2021 года — те-же 14кг. Пришел за ним в триал, а он реально раза в 1.5 больше, чем мой старый байк, эндурики в тот момент мне показались вообще какими-то монстрами.
Последний раз редактировалось
avatar

Zato1

0
Зато ДН-шники в восторге!)) 
avatar

77stalker77

+28
Бутылочка 0,75 наполненая наполовину прекрасно справляется с демпфированием колебаний.
avatar

FeelBetter

+10
Про центр масс пропустил?
avatar

SPY

+28
зря спросил, счас он на руль две по 0,75 оденет…
avatar

NixonElite

+23
А так?

avatar

shikhov

0
Значительно более лучше)
avatar

SPY

+17
Зря смеётесь. Вы ещё не пробовали клюквенный кисель заливать.
Последний раз редактировалось
avatar

FeelBetter

+20
А какая жидкость в ней лучше демпфирует — сухая или полусладкая?
avatar

Wild_Cat

0
Виден пытливый ум. Осталось только самому провести испытания.
avatar

FeelBetter

-2
Нужна большая аналитическая статья теста влияния разных жидкостей в бутылочке на величину колебаний. Вангую сгущенка победит ;)
Последний раз редактировалось
avatar

Deon

+38
Извините.
avatar

Grapeday

+7
Похоже на приблуду для audiofools, как, например, размагничиватель компакт-диска. Или ToneRite вибратор для «разыгрывания» гитары.
avatar

pasho

+10
Ну какой это демпфер, так вибратор, ты уже остановился после спуска, а руль продолжает трястись. Вот добавить туда масла и систему шайб тогда все заиграет. Ну и брейн для включения-выключения.
avatar

albus

+8
в статье так и написано "Хотя Rimpact честно признаются, что понимают, что их демпфер не до конца считается настоящим инерционным демпфером". На рено точно колба была наполнена маслом, а что внутри этих изделий, особо никто не говорит.
 Впринципе можно на эластомете сделать более легкое изделие — резина довольно быстро гасит колебания и не будет необходимости в колбе с маслом, так что вес демпфера будет в первую очередь зависить от веса груза. Ну а эластомер не так плох по итогу — влексящие выносы с эластомерными вставками показывают себя гораздо лучше, чем китайские копии на стальных пружинах.


Последний раз редактировалось
avatar

Zato1

0
Можно сделать проще — шток густой консистентной смазкой намазать, чтобы именно демпфирующий эффект получить. Но тогда на мелких неровностях (высокочастотных колебаниях) оно точно работать не будет
avatar

kuzlich

+1
По идее ровно наоборот. С демпфирующей смазкой на вч-колебаниях масса демпфера присоединена к раме, а без неё — отвязана пружинами и тогда груз не влияет.
Поэтому мне и кажется что демпфирование нужно.
Либо идея в резонансном контуре и нужно точно подбирать частоту настройки под особенности трассы и скорость, тогда демпфирование можно делать на минимальном уровне. 
avatar

Chute

+4
Меня больше смущает вопрос: а собственно зачем всё это? Выглядит как будто маркетологи уже не знают, что можно продать этим вашим маунтинбайкерам.
avatar

kravt

0
А когда-то было иначе? ) Индустрия крутится, денежка мутится.
Но конкретно это случай скорее действительно из области «гоношных замутов», как балласт, тот же «о-чейн» или прочие неочевидные просто райдерам штуки.
P.S. Вместо вольфрама груз пусть лучше делают из обеднённого урана, будет круче и дешевле.
avatar

Chute

+10
А если из необеденного урана, то еще и вечная фара.
Последний раз редактировалось
avatar

reat

0
А как эту смазку удерживать на штоке? Да и при активной работе смазка быстро нагреется и потеряет в вязкости, с потерей  сопротивления (демпфирования) еще можно смириться, а вот как избежать того, что эту смазку двигающийся груз быстро повыбрасывает из зоны своего движения и она будет просто разбросана по стенкам.  Ну и как вариант можно сделать газовый демпфер, как в китайском амортизаторе ks exa 
 Так можно сделать как довольно эффективное демпфирования в около нулевой зоне, так и прилепить  шимстеки для высокоскоростного демпфирования. Но проблема такого демпфера это быстрый перегрев рабочего тела (газа) по этому и используют масляные демпферы — больше теплоёмкость и лучше отвод тепла на стенки — как раз амортизаторы с внешними банками нужны для повышения объема масла для большей теплоемкости ( иногда эти Бачки ещё и с рёбрами делают для тетпоотвода) 



П.С.  если просто груз прихреначить на руль, уже вибрации от поверхности дороги снизятся — увеличится подрессореная масса и байк будет больше неровностей поглощать своим весом.
Последний раз редактировалось
avatar

Zato1

0
Надо в колбу с маслом засунуть тяжелый цилиндр с дырочками. Возможно у них так и есть.
avatar

Deon

+1
Про принципиальную необходимость демпфера в этой конструкции согласен максимально, мне кажется, что без него эффективность вообще весьма сомнительна, получится просто резонатор, настроенный на определённую частоту.
Если правильно понимаю, то основной смысл в увеличении ВСК амортизации без увеличения вибраций или даже при их снижении.
avatar

Chute

+9
avatar

sayrius

+5
Пиля… Я понял как можно сделать демпфер, да еще и без привязки к одной оси 
 

avatar

Zato1

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.