Новое железо — Демпфер в шток вилки – Rimpact TMD
Rimpact всё никак не уймутся. В 2024 году компания представила демпфер для ведущей звезды, а-ля OChain, а теперь анонсирован старт продаж их версии инерционного демпфера (или массового демпфера, от mass damper), который устанавливается в шток вилки.
История, появление в MTB и устройство
Идея инерционного демпфера проста — уменьшить лишние колебания путём установки демпфера подальше от центра масс. Инерционные демпферы начали устанавливать внутрь небоскрёбов с 1980-х годов, чтобы помочь зданиям бороться с раскачкой при сильных порывах ветра, а также гасить колебания от землетрясений в сейсмоактивных регионах.
В автоспорт такие демпферы пришли через Формулу-1. Первой командой с таким демпфером была Renault, прикрутившая демпфер к машине 2005 года R25, у которой были проблемы с вибрациями. Со слов инженеров — инерционный демпфер массой в 8 — 10кг помогал снять с круга примерно 0.3 секунды. На R25 Фернандо Алонсо впервые выиграл Чемпионат Мира в личном зачёте и вместе с сокомандником Джанкарно Физекеллой добыл победу в Кубке Конструкторов по итогам сезона. Инерционные демпферы попали под бан FIA уже в следующем 2006 году. В мотоспорт инерционные демпферы пришли в 2016 году с командой Ducati, а в 2017 году, впервые с 2010 года, команда боролась за Чемпионский титул. В обоих случаях за внедрение технологий был ответственен инженер Робин Тулуи (Robin Tuluie).
В велоспорт на КМ в 2023 году демпферы притащил один из сотрудников команды Mondraker, который раньше работал механиком в MotoGP. Демпфер команда сделала самостоятельно, а в дропаутах на прототипе новой рамы были соответствующие крепления для него. Что было внутри того демпфера — всё ещё тайна, хотя скорее всего конструкция не отличалась оригинальностью, и кроме пару пружин да тяжелого цилиндра внутри больше ничего не было. Но выдвигались самые смелые предположения, вплоть до того, что кроме пружин и цилиндра демпфер заполнен вязкой жидкостью, которая помогает гасить колебания ещё больше.
В 2024 году на байках участников Кубка Мира мы стали видеть всё больше и больше инерционных демпферов. Обычно это были серийные образцы на базе продуктов фирмы CounterShox, пришедшие из мира мотокросса. Без особых ухищрений демпферы просто крепились на раму или вилку специальными хомутами. Хотя в новом прототипе Session ребята из Trek пошли дальше, предусмотрев специальное крепление под демпфер у каретки, но по отзывам Мэтта Уолкера — в отличие от крепления на вилку особого профита при креплении на каретку он не заметил (что с точки зрения физики не удивительно, момент инерции увеличивается пропорционально квадрату расстояния от центра масс, так что профит от установки у каретки велосипеда будет слабо заметен).
Rimpact развили идею и предлагают не просто прикручивать демпфер к раме, а установить его прямиком в шток вилки, вместо «якоря». Так можно сэкономить вес на корпусе демпфера, или вместо него сделать чуть больший груз. Конечно, если у вас там уже не установлен какой-то мультитул, вроде Specialized SWAT или OneUP. На фото ниже — набор разных прототипов для установки в шток от Rimpact.
А так должен выглядеть финальный продукт: пара пружин по краям и груз по центру. Внутри груза пара втулок скольжения IGUS (как в педалях), чтобы минимизировать трение.
Сам груз сделан из вольфрама, который в 2.17 раз плотнее стали, что позволяет сделать конструкцию компактной. Масса демпфера и груза пока не раскрывается, но в тестовых образцах использовались вольфрамовые грузы примерно на 200г. Сравнение с грузом, выточенным из стали с идентичными параметрами на картинке ниже.
Прототип с таким грузом весил около 310г, и визуально он легче серийного образца. Думаю, можно говорить об общей массе демпфера в 400-500г.
Тесты
Хотя Rimpact честно признаются, что понимают, что их демпфер не до конца считается настоящим инерционным демпфером, а скорее просто груз с пружиной, но он работает. Даже телеметрия по вибрациям на байке при проезде по одному и тому же трейлу есть. Зеленым выделен проезд без TMD, желтым выделен проезд с установленным TMD.
Двойное слепое исследование также проводили, с прототипом и неподвижным имитатором демпфера той же массы. Демпфер работает бесшумно, так что визуально определить что именно установлено на байке практически невозможно. В 9 из 11 случаев гонщики правильно определяли установлен на байк демпфер или муляж. С настоящим демпфером Из 11 тестовых дней преимущество демпфера наблюдалось в 8, причём на 2 и 6 день на трассе мешали переменные условия и трафик. На трассе со средним временем в 2 минуты 14 секунд среднее преимущество с демпфером составляло 2 секунды. Также гонщики отмечали, что с демпфером улучшалось ощущение на руле, байк казался плавным и более контролируемым, а взять нужную траекторию было проще.
Спецификации
— Демпфер совместим с обычным и конусным штоком
— Минимальная длина штока 18см
— Три комплекта пружин: желтые — мягкие, оранжевые — средние, красные — жесткие
— Цена 215€
Сейчас Rimpact TMD доступен для предзаказа, но отправку обещают уже в этом месяце.
-
добавить в избранное
- +51
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (28)
9009l3
AleksandrNikolaev
Ну а в целом, щас такие дх трассы, с такими уклонами и скоростями, что там надо наверняка прочный байк, а энерции вагон, чтобы ворочать его как угодно.
Ruslan_Bogdanov
Zato1
77stalker77
FeelBetter
SPY
NixonElite
shikhov
SPY
FeelBetter
Wild_Cat
FeelBetter
Deon
Grapeday
pasho
albus
Впринципе можно на эластомете сделать более легкое изделие — резина довольно быстро гасит колебания и не будет необходимости в колбе с маслом, так что вес демпфера будет в первую очередь зависить от веса груза. Ну а эластомер не так плох по итогу — влексящие выносы с эластомерными вставками показывают себя гораздо лучше, чем китайские копии на стальных пружинах.
Zato1
kuzlich
Поэтому мне и кажется что демпфирование нужно.
Либо идея в резонансном контуре и нужно точно подбирать частоту настройки под особенности трассы и скорость, тогда демпфирование можно делать на минимальном уровне.
Chute
kravt
Но конкретно это случай скорее действительно из области «гоношных замутов», как балласт, тот же «о-чейн» или прочие неочевидные просто райдерам штуки.
P.S. Вместо вольфрама груз пусть лучше делают из обеднённого урана, будет круче и дешевле.
Chute
reat
Так можно сделать как довольно эффективное демпфирования в около нулевой зоне, так и прилепить шимстеки для высокоскоростного демпфирования. Но проблема такого демпфера это быстрый перегрев рабочего тела (газа) по этому и используют масляные демпферы — больше теплоёмкость и лучше отвод тепла на стенки — как раз амортизаторы с внешними банками нужны для повышения объема масла для большей теплоемкости ( иногда эти Бачки ещё и с рёбрами делают для тетпоотвода)
П.С. если просто груз прихреначить на руль, уже вибрации от поверхности дороги снизятся — увеличится подрессореная масса и байк будет больше неровностей поглощать своим весом.
Zato1
Deon
Если правильно понимаю, то основной смысл в увеличении ВСК амортизации без увеличения вибраций или даже при их снижении.
Chute
sayrius
Zato1