World events — Как поехать на эндуро-эвент в Европу - часть 1
Давно меня посещала идея написать большую статью на тему поездки на европейское эндуро, но руки все не доходили, а вопросы в личные сообщения все сыпались. В этом посте я опишу то, что рассказывал лично словами или письмами отдельным желающим, а также постараюсь все это систематизировать в целое пособие по тому, как бюджетно и качественно съездить в Европу на одни из лучших мировых эндуро-эвентов.
Для начала отвечу на несколько резонных вопросов.
0. Рекомендации касаются только эндуро?
Нет. Я буду описывать схему выезда на примере эндуро-эвентов, так как там я знаю больше тонкостей, но в целом это касается и любых других выездов — просто покататься в байк-парке или съездить на европейскую гонку в другой дисциплине.
1. Почему стоит попробовать эндуро?
Отвечу за себя. Для меня главный кайф в эндуро — это то, что в этой дисциплине можно НУ ОЧЕНЬ МНОГО кататься. Лучшие мировые гонки в даунхилле — это отдельные часы тренировок по трассам вместе с Сэмами Хиллами. Катание на кантрийных эвентах — это езда на пределе своих возможностей. В эндуро ситуация совсем другая.
До гонок трассы открыты для тренировок, вам можно и нужно много ездить по ним, чтобы их запомнить, так что много катания вы получите.
Трассы эти всегда разнообразные и длинные (либо, в зависимости от эвента, вам предстоит ездить по нескольким трассам).
Знаю, что многим не нравятся традиционные парковые трассы — тем, что на них постоянно надо тормозить по тормозным кочкам, нарезано слишком много контруклонов, из-за чего разные трассы становятся очень похожи друг на друга. В эндуро такого почти нет, так как формат дисциплины предполагает более пологие спуски. Из-за этого можно часто встретить скоростные техничные участки, на которых почти не надо тормозить. Это, я вам скажу, огромный кайф, flow и пр., от такого катания вниз устаешь намного меньше, а потому можно себе позволить больше самого катания. Трассы, справедливости ради, в разных местах разные, но об этом позже.
В эндуро как правило не выгодно валить на 100% величины зрачков. Трассы длинные, местами есть педаляжные участки, так что трудозатраты на риск и поиск 0.1 секунды в каждом повороте себя не окупает. Итог — вниз выгодно ехать процентов на 90 возможностей, что заметно снижает риск травмы и серьезно увеличивает кайф от катания, так как особо не надо выходить за границы комфорта.
2. Каким уровнем катания надо обладать, чтобы ехать Megavalanche или другую гонку мирового уровня?
Вы должны уметь ездить съезжалки (подойдут даже московские или любые другие небольшие под большим углом) с любой скоростью. В эндуро не делают обязательных прыжков, они могут быть на быстрых траекториях, но их всегда можно быстро объезжать, да и прыгать не сложно — в 95% случаев это столы или одиночные вылеты. Что касается съезжалок, то они бывают, но всегда короткие (не больше 5 метров) и довольно простые для того, чтобы просто съехать. Тем не менее, если вы съезжалок не ездили вообще (ездите кантри, либо недавно сели на байк), то стоит порепетировать дома.
Самый сложный участок Меги выглядит так:
Если приглядеться, то по левой траектории ничего сложного нет, просто камни, мужик какой-то валяется, а зритель схватился за голову. Если не поддаваться на эти психологические провокации, то все ок. Если только начинаете кататься, то к такому участку вы подъедете в более медленной группе, половина которой пройдет этот участок пешком.
Сверху этот участок выглядит так:
В общем ничего криминального. Для даунхильщиков весь интерес в том, что ехать даунхилл быстро и долго тоже надо уметь и здесь даунхильщики получают большое преимущество. Если уверенность на спусках позволяет, то сможете выбрать более быстрые и сложные траектории вроде той, по которой едет на фото ниже Абсалон.
Что касается выносливости, то если у вас нет проблем с сердцем, то можно ехать с любым уровнем подготовленности. В любом случае вы поедете педаляжные участки так, как будет комфортно вам и в любом случае доедете все масс-старт-эвенты. В случае формата раздельного старта (Enduro World Series), вам потребуется успевать на старт за отведенное время и тут потребуется хотя бы средний российский уровень по выносливости (если смотреть среди даунхильщиков). Кантрийщики, понятное дело, проблем не испытают. На масс-старте работают подъемники и до финиша вы в любом случае сможете доехать при любых физ. кондициях.
3. Какая нужна экипировка и байк?
Очевидно для результата вам поможет эндуро-байк с ходами 150-160мм (наиболее массовый вариант), топы ездят и на 140мм байках (на них большинство наших райдеров также проедет гонку спокойно, потребуется только дополнительная вера в байк). Многие ездят и на дх-байках, они сделают многие спуски более комфортными и быстрыми, в подъемах сделают вас более медленными, но если это масс-старт, то до финиша вы в любом случае доедете и будете бороться за места в гонке. Maxiavalanche мы массово ездили на v10 и даже попадали на них в лидирующую группу. В раздельном старте этот трюк не пройдет, так как, опять же, придется успевать на старт с лимитом времени, будет обидно не успеть из-за него на старт.
Что касается шлема, то на большинстве гонок фулфейс и защита локтей обязательны. Очевидно надо носить защиту коленей. Панцирь на моей памяти обязателен только на Mountain of Hell, но я бы посоветовал ездить все тренировки в нем, а уже на месте решить, стоит ли менять его в гонке на локти.
4. Куда ехать?
UCI не поработило эндуро-дисциплину, а это значит, что для участия можно выбрать абсолютно любой мировой эвент, главное вовремя подать заявку на регистрацию и успеть в число участников (наиболее сложно на многодневки, проще всего — на Мегу). Итак, выбираем.
Прежде всего, стоит выбрать, какие форматы гонки вас устраивают, у них есть свои тонкости. Масс-старты серьезно сдали свои позиции, с появлением Enduro World Series Maxiavalanche наверняка потеряют заметную часть участников, а Mountain of Hell в этот раз проходит вне недели Crankworx, что также снижает интерес к гонке. Таким образом единственный (зато какой!) масс-старт, на который стоит ехать из СНГ — это Megavalanche, гонка, продолжающая бороться за звание главной в сезоне. Противники эвента говорят, что ехать с другими гонщиками не комфортно, а также есть мнение Леши Кислинского, что на Меге слишком много открытой местности, что также на любителя. Что на это можно ответить? Последнее — правда, на трассе меги только треть трассы (около 1000 метров перепада) проходит по лесу, это плата за огромный перепад, лес на таких высотах не растет. Огромное количество народу на трассе не очень ощущается, специально не толкаются (если не считать того, как Рома Балаев снес француза в попытке его пропустить). По факту получается что-то среднее между байкеркроссом и его активной борьбой и кросс-кантри, где соседние гонщики — только ориентиры для оценки своей скорости.
Теперь к плюсам меги. На этот эвент приезжают не только все сильнейшие эндурщики, но и огромное количество начинающих байкеров. 2000 участников вмещают всех, поэтому вы найдете свой уровень и соперников для него, гарантированно получая интересный эвент. На старт тренировок и гонки поднимают подъемники, поэтому катания будет очень много. С учетом того, что трасс на меге две (квалификации и финала), смело можно сказать, что столько трейлов вы еще никогда не ездили. За неделю эти трассы надоесть вам не смогут (хотя на всякий случай там есть и парковые трассы, и даже трасса, по которой проходил чемпионат Франции по даунхиллу. Если у вас будет машина, то в полутора часах езды есть еще два великолепных байк-парка — Les2Alpes и Sauze d'Oulx, где трасс хватит на пару недель катания. Какие еще плюсы?.. хм, это самый большой эндуро-эвент в мире и гонка с самым большим перепадом высоты, на которой вы проедете из настоящей зимы в настоящее лето через все климатические зоны.
Проедете много и по снегу,
… и по льду ледника
… по каменным синглтрекам
… по травяным полям
… по сыпухе из пыли (на фото ниже — редкий кадр — тот самый сход Вулье, когда он лидировал 2/3 трассы на Меге 2012, но потерял покрышку от боковой нагрузки в повороте).
… по тем самым flow-синглтрекам
И, конечно, сначала по сыпучему еловому, а потом и по обычному для европейской части России, лесу.
Это все про мегу. На мой взгляд, это эвент, на котором стоит побывать хотя бы 1 раз.
Что касается других вариантов, то я бы предлагал рассматривать главную серию — Enduro World Series, чей календарь я недавно публиковал. Это другой формат, правила пока не опубликованы, но скорее всего все этапы будут проходить в виде гонки на нескольких спец-участков с подавляющим уклоном вниз, между которыми нужно будет подняться на старт своим ходом, уложившись в лимит времени. Этот формат позволяет ехать трассу с раздельным стартом, в одиночестве, что многих может обрадовать. Одновременно с этим стоит учесть, что совсем неподготовленным в плане выносливости гонщикам там будет тяжело, так как в тот самый лимит придется успевать. На какие этапы вы сможете поехать смотрите сами, я только могу сказать, что 3й этап EWS проходит за неделю до меги в 30км от нее, так что его можно проехать с мегой в паре. Главной гонкой сезона по версии EWS является 6 этап (Enduro des Nations в Val D'Isere). Кто-то, возможно, решит совместить его с катанием в Portes du Soleil (между этими местами 3 часа на машине).
Если Enduro World Series по вашим датам точно не подходит, то лучшие гонки второго эшелона — это этапы Superenduro с пометками Pro или Supermountain, а также Maxiavalanche и Mountain of Hell. Про последний стоит сказать, что на этой гонке обязательно необходимые даунхильные навыки выше, чем на остальных упомянутых эвентах.
Лично я в следующем году собираюсь ехать (если считать от начала года) на 3 этап Enduro world series в Les2Alpes (при Crankworx), потом на Megavalanche, в августе — на 6 этап Enduro world series (надеюсь, что удастся составить там хотя бы одну команду из СНГ, предварительно Серж и Женя Шипилов тоже хотят туда ехать), а дальше планирую поучаствовать в 7 этапе Enduro world series в Италии. Присоединяйтесь, буду рад вместе покататься перед эвентами.
О том, как, собственно, добраться до выбранного эвента, как зарегистрироваться, найти жилье, выбрать дорогу и так далее — во второй части статьи.
Буду рад, если другие товарищи, с которыми довелось поездить на европейское эндуро, прокомментируют в комментариях какие-то моменты.
-
добавить в избранное
16
- +112
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (82)
Еще есть задумка поехать на 1 этап, но пока не понятен регламент мероприятия, неясно сколько дней надо потратить на поездку.
Во время Crankworks будет масс-старт или нет?
Dustman
Val
Vlomoboy
Val
Vlomoboy
racerx
Хз, получится у меня приехать на 3-й или нет, но Мега — приоритет №0 на 2013.
Вот, кстати, видосик для поддержания аппетита, вроде бы тут не мелькал)
Lyoho
Val
Lyoho
N01Z3
DirtJumper
Спасибо за хороший воскресный пост)
Feanor
fatsoul
Я так понимаю, что большого количества здоровых валунов, на которых сразу бы забились конечности, на трассах обычно нет, так что можно не особенно напрягаться?
Вообще что-то я прямо задумался. :)
ezhiwe
Val
максимум в день Мега Х2 или квалификация Х4 и по моему это уже на грани.(не забываем высоту)
repkin
Никто не хочет выйти на старт уставшим.
repkin
С средней и конечной частью тоже нужно ознакомится, но можно ограничится 2-3 ранами.
repkin
В избранное..)
amstafff
Ах да, и по поводу великов. На ДХ-байке далеко не уедешь, поскольку в некоторых гонках имеются серьёзные и долгие подъёмы и «лёгкий» байк обязателен, конечно если главное участие, то всё равно. ))
aacho
Посмотрим, какими будут правила на Enduro World Series, возможно действительно придется брать кантрийный шлем для подъемов и, соответственно, смотреть, чтобы рюкзак точно хорошо крепил.
На меге с подъемниками, конечно, кантрийный шлем не нужен. Спину на Megavalanche и Maxiavalanche не заставляли надевать, а вот на Mountain of Hell сказали, что спина обязательна.
Что касается байка, то ты опять же наверное говоришь про раздельный старт, на Megavalanche, Maxiavalanche, Mountain of Hell даунхильных байков было очень много (в этом году с ростом популярности эндуро их все же стало меньше) и даже без регулируемого штыря проезжали гонки неплохо. Это к тому, что если эндурика нет, то на дх-байке точно можно ехать Мегу.
Val
aacho
Megavalanche и Mountain of Hell — родоначальники enduro еще конца 90х, когда не было такого термина, но уже был Rene Wildhaber.
Но масс-старт мало где можно провести из-за требований по горе, поэтому формат, похоже, останется в виде разовых эвентов вне календаря и больших серий.
Val
Официально, на сколько мне известно и, как подсказывает Wikipedia en.wikipedia.org/wiki/Megavalanche, это даунхилл марафон с массовым стартом, и это отдельные эвенты, которые «неправильно» причислять к эндуро.
Но может я и не прав! ))
aacho
Ну и я там ниже написал, что даунхилл-марафон — это название, которое живет с тех времен, когда названия эндуро просто не было. Оригинальные аваланчи всегда в равной степени проверяли кантрийные и дх-навыки, их всегда выигрывали эндурщики на эндуро-байках.
Val
Пока не было эндуро — они назывались DH marathon, но как термин вошел в обиход — он активно применяется к меге. Собственно это все еще главная гонка сезона для всех топовых эндурщиков, что можно увидеть по эндуро-результатам на их сайтах.
Не даром глава Enduro World Series год назад размышлял о том, что придется уточнить правила официального эндуро при создании серии, так как было три разных формата — масс-старт, сумма спец-участков с подъемами между ними и раздельным стартом, а также раздельные старты по одной трассе.
Ну и собственно UCI писало год назад перед созданием мировой серии: «The UCI invites organisers of current gravity enduro events to contact the UCI with a view to establishing a UCI Enduro Calendar from 2013. Enduro events can be in the form of multi-stage races, day races or mass start races.»
Мне кажется, второй вариант теперь окончательно закрепится как общепринятый.
Про мегу, макси и пр. ты меня, наверное, не так понял. На этих эвентах выигрывают эндуро-байки и даунхильные на них очевидно медленнее. Но регламент таков, что участвовать на дх-байке будет проще, чем на 100мм. Потому что в раздельном старте надо успеть на старт и тебя могут заставить ехать быстрее, чем ты можешь и ты сдохнешь. На Меге же ты поедешь в свою силу, просто медленнее.
Ну и победители везде одни и те же, на одних и тех же байках. Кантрийщик Жульен Абсалон обгоняет Седрика Грасию — это даунхилл?)) И даунхильщики, и кантрийщики, и эндурщики едут мегу на эндуро-байках. Выигрывают эндурщики.
Собственно если бы ты увидел главный подъем Mountain of Hell с набором 150 метров по вертикали за 1 раз, ты бы не сомневался, что это эндуро))
Megavalanche и Mountain of Hell — самые старые гонки в дисциплине, но в последние годы их орги неслабо приревновали к новым эвентам и альтернативам, из-за чего, на мой взгляд, и пролетели мимо больших статусов сейчас, когда Enduro World Series зафиксировал календарь и вот-вот зафиксирует правила. Упрямые они слишком, а народу может стать пофиг, что они такие древние и статусные.
Val
На масс стартах я был на Trek Bike Attack и 3 раза на Scott Gang Battle. Mega меня лично не очень прельщает из-за кол-ва участников. И про «возраст» Mega и Mountain of Hell я тоже знаю ))
aacho
Но с Мегой это ты жестко пошутил)
Val
en.wikipedia.org/wiki/Mountain_bike_racing#Types_of_mountain_bike_races
This page was last modified on 14 December 2012 at 22:23.
aacho
Val
Могу только добавить, что в Германии конкретно, журнал Freeride проводив опрос, выяснил, что Mega для большинства людей является гонкой фрирайд. В интервью этого же журнала, в номере 3/12, René сказал: «Deswegen ist der Megavalance für mich schlichtweg ein Downhill-Marathon mit Massenstart.» Перевод: поэтому для меня Mega, является просто ДХ-марафоном с массовым стартом.
Так, что это не я придумал ))
aacho
Про термины — вспомнил еще, что орги суперэндуро выделяют отдельно понятие supermountain. А англичане называют Gravity Enduro.
Итого у нас есть Enduro, DH marathon, Gravity Enduro, SuperD, Superenduro, Supermountain) wikipedia — welcome)
Val
Это я к тому, что ты написал, про эндуро гонки, а как мне показалось, имел ввиду Mega и другие эвенты с массовым стартом.
Просто для уточнения ))
Ничего личного!
aacho
Посмотрим, кто знает, может быть в этом году Enduro des Nations, из которого EWS официально пытается вырастить чемпионат мира, переплюнет Мегу, тогда буду советовать ехать в первую очередь туда.
Если что — я еду Мегу на легком эндуро-байке, без панциря и 90% с горы там нет)
Val
Вообще предлагаю закончить, я сам не в восторге от оргов Меги и очень высоко оцениваю суперэндуровских оргов. Орги меги в ближайшие пару лет имхо капитально потеряют посещаемость на всех своих эвентах кроме меги и уверен, что они просто зазнались, решив, что без их эвента главной мировой серии не будет.
Но уважать их все-таки стоит, они двигали тему, когда эндурщиков была горстка на весь мир, проводили эвенты в Чили и Новой Зеландии, до сих пор проводят в Индийском океане и пр.
Val
Dustman
aacho
Типа того вверх…
… и вниз
Val
Dustman
aacho
А на Меге педаляжные участки разбросаны по трассе больщим числом отдельных участков, так что смена шлема себя не окупит. Хотя на главном подъеме маски, опять же, снимают почти все.
Val
kuzlich
millenium15061985
aacho
millenium15061985
Зависит от того, куда, насколько и на чём, сколько человек и т.д.
aacho
millenium15061985
aacho
millenium15061985
DenisV
aacho
да, можно хотя бы про них
DenisV
aacho
SergeySavin
Отлично все изложил, спасибо.
Vados
Не все они достойны того, чтобы ехать из СНГ, но кому-то может быть полезно. Особенно aacho, живущему близко к эвентам, либо тем, кто хочет состыковать большую эндуро-гонку с какой-то более мелкой рядом. Не все серии анонсировали свои календари, поэтому пока еще есть не всё.
http://www.enduro-mtb.nl/calendar/
Val
raabdullaev
Val
doddi
www.endurotribe.com/calendrier-des-epreuves-enduro-vtt/#toparticle
aacho
SiriuS
aacho
SiriuS
SiriuS
А если серьёзно — вопрос к тем кто ездил (не в составе UCI-команды и сам по себе) — орги таких мероприятий какие-то бумажки-подтверждения для посольств предоставляют? А то стрёмно платить и ломиться на визу без подобных бумажек.
Ajax
Главное правильно подать документы и подтвердить все дни пребывания в европе бронями + показать билеты. Если судимости нет — не откажут. В худшем и самом невероятном случае дадут национальную визу.
Val
Никаких бумажек от оргов не надо уже давно.
Vados
rcpl
Это мероприятие позволяет не просто много и разнообразно кататься, оно идеальным образом сочетает в себе спортивную составляющую с фановой. Не всем суждено бороться с Вулье и Абсалонами, но при масс старте всегда есть возможность найти группу гонцов, подходящую по силам и технике, в которой даже чисто психологически будет легче ехать, и уже внутри нее пытаться побороться за места. А учитывая, что, например, на Макси очки получают что-то около первых 120 человек, то спортивный азарт никуда деться не должен.
К п. 3.
Снижение уровня защиты в зависимости от личных притязаний гонца в борьбе за места оправдано, на мой взгляд, только если речь идет о высших местах (скажем, первые 20-40, не знаю...). Все гонки с масс стартом довольно жесткие, мест для обгона не так много как может показаться, вокруг куча народу и никакая защита в таких условиях лишней не будет. В рамках тех же Макси и Меги полный набор пластмассок для борьбы за более дальние места пелетона более чем оправдан.
rcpl
Val
1. сколько километров дистанция таких гонок? Меги в частности.
2. Если поехать на подвесе 120 — зад, 140 перед — ваши предположения?
пс: а вдруг обломится и попаду >_<
Black_Thrush
1. 30 км en.wikipedia.org/wiki/Megavalanche
2. Проедешь, финишируешь, получишь удовольствие, но на 150 — 160 мм подвесе проедешь быстрее, получишь больше удовольствия.
Lyoho
Val
Можно конечно врубить в мозгу режим «хардтэйл» или режим «пох», но на ковырялках душу вытрясет точно))
Почему спросил… потому что подвес 150 взял вот и как-то выпал из моей философии. Т.е. либо 120, либо 200.
Black_Thrush
Но это не суть. На 120-140 ехать можно, особенно если психологически доступен тот самый режим «я на хердтейле, но вас всех еще и обгоню».
P.s.: я ехал и трассу меги, и mountain of hell на 140мм-вилке, так как фокс из-за бага дальше не работал. Было нормально. Еще полезно подвеску будет идеально настроить, чтобы эти 120-140 точно работали на весь ход.
Val
пс: блин, спрашиваю, как будто собрался туда ехать))
Black_Thrush
Val
DenisV
Хотя его фотография с награждения при этом выглядит наного эффектнее места, скажем, Димы Репкина в топ200.
Val
Slukl
twentysix.ru/blog/world_events/106910.html
Val
Slukl