World events — Как прошел первый в истории чемпионат Европы по эндуро
Как вы возможно помните из моих прошлых рассказов, у UCI прилично пригорало от эндуро (а ведь EWS захватило и звонкую возможность называть чемпиона мира). Ходило много слухов о том, что в Европе появится официальный ответ и чемпионат Европы пройдет при поддержке UCI (а, точнее, от ее европейской ассоциации — UEC). Все это дело реализовалось. Нашлись сильные организаторы, подружившиеся с велокорпорацией зла, у них откуда-то появилось много бабла и вот я уже рассказываю о том, как прошел их совместный дебют с самой крупной статусной (по UCI, конечно) гонкой.
Организаторы очень старались, но то ли карма, то ли все мы встали не с той ноги, но гонка прошла настолько хардкорно, насколько могла пройти.
Фотографии:
Trev Worsey
Manfred Stromberg
Я не очень собирался на эту гонку, но болезнь в Краснодаре и Алуште заставила изменить планы на сезон. После месяца без тренировок не было речи о том, чтобы быстро вернуть всю форму и вместо больших кантрийных гонок я решил поехать на большие эндурные. Все же там на физических возможностях так свет клином не сошелся — можно добавить настроем, изучением трасс или риском на быстрых траекториях.
Около 3 недель тренировок на полную катушку неожиданно быстро вернули «ноги», а с верхом тушки оказалось не так просто. Тем не менее в австрийский Kirchberg я отправился на позитиве. Здесь я уже был в прошлом году и, хотя не участвовал тогда в гонке, видел трассы и они никакого ужаса не вызывали.
Подошел я к делу серьезно, в месте проведения был уже в понедельник, за 6 дней до гонки. На этапах кубка Европы и, теперь, на чемпионате Европы это не принято — трассы объявляют в пятницу вечером, в пятницу также обычно закрыты тренировки, а основное время прикатки для всех — суббота. Формально оно все именно так, это прекрасные гонки для европейских «weekend wariors». Загвоздка в том, что элитные райдеры все равно находят возможность выделиться. Они приезжают заранее, непрерывно кочуют между местами проведения гонок, прикатывают трейлы и парковые трассы «на всякий случай», практически всегда, конечно, угадывая с тем, где именно пройдут спец-участки. Здесь нет мухляжа от оргов, в большинстве байк-парков просто недостаточно разнообразия трасс для того, чтобы кого-то удивить выбором спец-участков. Так было и в Kirchberg’е.
…но что-то пошло не так…
За неделю до гонки прогноз погоды изменился и менялся каждый день. Удивительно стабильным было одно — каждый день он менялся в худшую сторону и обещал все больше и больше воды в оставшиеся до гонки дни.
Вторник и среда
Вторник я с чистой совестью полностью посвятил работе, чтобы высвободить по несколько часов на катание в оставшиеся дни, а в среду поехал на одну из двух гор проведения гонки. СУ №3 был закрыт организаторами аж до субботу, а СУ №2 — открыт. Вот он чит — приезжаете заранее, разметка уже есть, можно прикатывать трассы, а «weekend warriors» приедут в субботу и составят сотни гонщиков, которых надо будет обгонять открывшимися преимуществами. Катаются менее 100 человек, но это всё топы. Встречаемся на старте с двумя уже знакомыми братьями-британцами из команды Mavic, они выясняют, что уже нашел по трассам я, я спрашиваю их про соседние горы, которые они уже успели проверить на наличие трасс. В среду успел накатать аж 11 спусков по СУ №2, сбросить со своего прошлогоднего времени аж 20 секунд и поставить ком в страве (где, конечно, не чекинился ни один из прорайдеров). Этот спец-участок хоть и короткий, но, наверное, будет моей коронкой, думал я. Ну да, ну да…
Четверг
Мой мозг заранее был проинформирован об одной загвоздке: самый клевый, огромный и сложный 4й СУ (сброс на нем — километр, время в гонке 15-20 минут) находится на горе, подъемник на которую включат только в субботу. Ответ на эту проблему у меня тоже был готов заранее — в четверг я отправился наверх своим ходом, набрав +1000метров со всем экипом в один непрерывный подъем. По пути встретил с десяток элитных гонщиков, которых наверх забрасывали машины. Впрочем мне все равно, потому что мне не надо убиваться. Главное — медленно, чуть ли не пешком, посмотреть всю трассу, найти все срезки и проехать все быстрые траектории, с какого бы раза это ни получилось.
Надо сказать, это прекрасный формат. Вокруг нет гонщиков, которые тебе мешают или отвлекают. Ты проезжаешь сложный участок столько раз, сколько хочешь. Спуск занял час десять и уехал я с горы с пониманием, что почти по сухой погоде знаю все быстрые траектории, еду все корни как надо и пр. В общем на позитиве и даже окончание тренировки в ливень никак не портило мое настроение — с настроем всю неделю было просто зашибись и я успел свыкнуться с мыслью, что тренировки и гонка пройдут в дождь. Здесь чем раньше оставить надежды, тем лучше.
Пятница
В пятницу прошла регистрация и здесь можно отметить многое из того, с чем UCI приходит в эндуро. Прежде всего видно, что приходит с деньгами. Размах хороший. Гонка не выглядела массовой, так как проходила первой в ряду десятидневного фестиваля KitzAlp, из-за чего тысячи марафонцев-любителей еще не успели наводнить окрестности своими пестными джерси и домами на колесах. Но размах все равно был виден в деталях.
Оцените, к примеру этот флажок на трассе. С принтом.
Вообще вся разметка была сделана «воротами» в виде флажков, лента висела исключительно на нескольких самых опасных участках, либо там, где срезать можно было просто случайно. Это очень-очень помогало в выборе траекторий, потому что а) вся разметка присутствовала на трассах уже за 5 дней до гонки б) ты всегда точно знаешь, где тебе можно ехать, а где — нельзя. Надо сказать спасибо организаторам, они оставили простор для креатива, расставив флажки так, что на каждой трассе можно было найти с десяток мест с неочевидными, но абсолютно легальными траекториями. И, так как было грязно, чужие траектории очень легко палились другими райдерами. Что важно, я нигде не увидел следов срезок мимо флажков, райдеры очень уважали друг друга и правила.
Около 50 маршалов на трассах этому, конечно, способствовали, но даже на тренировках всё было абсолютно «чисто».
Пример:
Организаторы напечатали огромное количество принтов под гонку
Поддержка Итеры, безумное количество плакатов с новой серией (в этом году организаторы отделились от авторов Specialized Sram enduro series и провели ребрендинг до того всего год существовавшего кубка Европы). Можете обратить внимание на бесконечные желто-синие баннеры.
Также впервые я увидел такое внимание к антидопинговому контролю, что очень круто, конечно. Каждому участнику выдавали на регистрации отдельный лист с указанием на то, как и когда гонщика могут уведомить о том, что ему необходимо пройти контроль.
И больше того, соответствующие судьи действительно стояли на финише и забирали гонщиков на проверку. В элите, к примеру, контроль проводился для Клеменца, Абсалона и рандомного райдера — швейцарца Марко Арнольда, показавшего 16й результат. Очень здорово, что гонщики видят наличие контроля и понимают, как это может коснуться их. Напомню, на кубке мира по этому поводу сопли не жуют как в каком-нибудь шоссе и за допинг там пожизненная дисквалификация.
Суббота
Утро субботы встретило нас безумным ходом. Наверх я приехал одним из первых и обнаружил, что там идет… снег. Потом он шел до середины дня и середины главной, четвертой трассы. Даже в середине дня термометр на старте сообщал оптимистичные +2.
Вот это количество снега выпало прямо по ходу всего 3 часов тренировок:
Ощущения самые зимние — снег летит и сверху, и снизу с колес.
В этой ситуации все экипировались в полностью непромокаемую одежду, но с обувью и перчатками у меня было сурово.
У самых запасливых профиков были бахилы (я напомню, что от ходьбы они обычно рвутся просто мгновенно, поэтому будьте осторожны, если раньше их не использовали в кросс-кантри или шоссе)
А Биртен в плюс к этому догадалась взять (визимо из автомобильной аптечки) резиновые перчатки.
Я было попробовал, но быстро понял, что ощущения не те.
Все остальные прилично мучались, так как промокшие за первые 30 секунд руки безумно замерзали на продувающем холодном воздухе за следующие 30 секунд. Оставалось около 20 минут спуска с окаменевшими и неработающими пальцами.
Про этого словенца на enduro-mtb.com отлично написали: «Что бы ни было нанесено у него на маску, этим лучше обрызгать и остальную одежду».
Вот такие ванны мы принимали после каждого спуска (иначе все равно околонулевой контроль байка в слое грязи).
А такими мы были снова спустя полчаса.
Все эти муки продлились половину дня, после чего по расписанию был пролог. И его отменили. Я уже говорил, что все на этой гонке пошло не так, практически для всех. Организаторы на прологе приготовили интересную трассу по исторической части города, но, насколько я понимаю, проблема могла возникнуть с историческими же деревянными ступеньками, по которым надо было покорачивать на трассе. Видимо на прибитие к ним сетки власти города уже не были готовы и этот заезд пришлось отменить. Уверен, гонщики глубоко выдохнули в этот момент — все были грязными, замерзшими, а еще надо было принять душ, отстирать вещи и попытаться худо-бедно восстановить байк.
Я, кстати, приехал на гонку на новом Specialized Stumpjumper (15го, правда, года). Зеленый, красивый! Решил, что не время рисковать со старым байком на такой важной гонке. Как же я ошибался! Теперь у меня два старых байка.
Воскресенье.
1СУ
Гонка началась с короткого СУ на две минуты. Со старта ушел бодрым ускорением, но первые 15 секунд очень отвлекала мысль: «идиот, ты забыл что-то очень важное! остановись и подумай». Мысль прогнал и первую половину трассу ехал с гордостью за скорость в поворотах и на выходах из них. Фотографы, зрители, маршалы… вроде ни для кого из них я не выдаю того факта, что не являюсь прорайдером, среди которых стартую.
Сами понимаете, это не могло продолжаться вечно, ведь я что-то забыл. Забыл я выключить пропедал. Новый, ему всего неделя, а потому аморт работает он как часы. То есть не работает. Влетаю на грязевую/корневую секцию на хороших ходах и там меня раскидывает так, что я мигом теряю обе ноги и следующие 100 метров съезжалок яростно пытаюсь встегнуться, а под конец — плюю… на все и еду как могу на пятках.
Трасса всего на две минуты, но стартовавший за мной прорайдер бергамонта привозит мне на ней 20 секунд. Победитель участка британец Robert Williams — 29. Проваааал. Уезжаю на второй СУ с мыслью, что теперь только отыгрываться. По этой причине меняю обычную маску с линзой на заранее подготовленную маску без линзы. Она у меня для отыгрывания как раз. Маска своей рамкой чуть закрывает от летящей грязи, а отсутствие линзы очень добавляет скорости в лесу по корням. С этими мыслями я так увлекся, что проехал мимо мойки, куда заехать надо было обязательно, ведь предстояло набрать 500 метров своим ходом, да и шансы быстрее забить грязевые зазоры у колес заметно возрастают. В общем на второй СУ я уже ехал в facepalm-mode. Неприятно было то, что у меня действительно есть скорость здесь и, что самое главное для грязевой гонки вниз, боевой настрой.
Трасса всего на две минуты, но стартовавший за мной прорайдер бергамонта привозит мне на ней 20 секунд. Победитель участка британец Robert Williams — 29. Проваааал. Уезжаю на второй СУ с мыслью, что теперь только отыгрываться. По этой причине меняю обычную маску с линзой на заранее подготовленную маску без линзы. Она у меня для отыгрывания как раз. Маска своей рамкой чуть закрывает от летящей грязи, а отсутствие линзы очень добавляет скорости в лесу по корням. С этими мыслями я так увлекся, что проехал мимо мойки, куда заехать надо было обязательно, ведь предстояло набрать 500 метров своим ходом, да и шансы быстрее забить грязевые зазоры у колес заметно возрастают. В общем на второй СУ я уже ехал в facepalm-mode. Неприятно было то, что у меня действительно есть скорость здесь и, что самое главное для грязевой гонки вниз, боевой настрой.
2СУ
Помните, я говорил, что отлично его прикатал? 11 спусков по трассе в условиях эндуро — это примерно как быть лично за руку знакомым с каждым муравьем, живущим близ даунхильной трассы. Опять ухожу со старта с хорошим ускорением. В паре мест мажу траектории, но в целом все идет шикарно — на трассе безумно скользко, но везде попадаю, отпускаюсь и уж точно не падаю.
К самому сложному лесному участку с глубокими колеями приезжаю с мыслью «не выставлять ноги», так как знаю, что тут их ставить назад будет негде. Один, два, три, четыре затычных поворота, колеи по втулки преодолены и я выезжаю с последнего сложного участка. Прокатали новую срезку по травяной стенке! Еду туда, проезжаю ее на 3/4 и теряю держак. Включается стрейф вниз по склону и такой безжалостный, что я уезжаю на 5 метров вниз от трассы и утыкаюсь в колючую проволоку. Ругаюсь про себя, что теперь на этой трассе не отыграюсь, дергаю байк, но он застрял! Дергаю еще, еще, начинаю выпутываться… мимо меня проезжает гонщик. Я стоял на месте 40 секунд, поехал дальше в невероятном слое говен, без контроля и с каким-то смешным ощущением вместо наката. Результат — 6.05 при времени 4.37 у победителя участка. Полторы минуты на четырех!!! В элите из 96 гонщиков до старта продержались 83 и из них я на этом участке 80й. Очень-очень хотелось сойти.
К самому сложному лесному участку с глубокими колеями приезжаю с мыслью «не выставлять ноги», так как знаю, что тут их ставить назад будет негде. Один, два, три, четыре затычных поворота, колеи по втулки преодолены и я выезжаю с последнего сложного участка. Прокатали новую срезку по травяной стенке! Еду туда, проезжаю ее на 3/4 и теряю держак. Включается стрейф вниз по склону и такой безжалостный, что я уезжаю на 5 метров вниз от трассы и утыкаюсь в колючую проволоку. Ругаюсь про себя, что теперь на этой трассе не отыграюсь, дергаю байк, но он застрял! Дергаю еще, еще, начинаю выпутываться… мимо меня проезжает гонщик. Я стоял на месте 40 секунд, поехал дальше в невероятном слое говен, без контроля и с каким-то смешным ощущением вместо наката. Результат — 6.05 при времени 4.37 у победителя участка. Полторы минуты на четырех!!! В элите из 96 гонщиков до старта продержались 83 и из них я на этом участке 80й. Очень-очень хотелось сойти.
3СУ
Убедил себя, что надо хотя бы узнать, как еду. 3СУ оказался, к сожалению, а) коротким б) легким. На нем никто не ошибался и я почти ничего не отыграл. По итогам трех участков я 69й из 83х с огромным отставанием.
Если вы Джером Клеменц или другой райдер с командной поддержкой, то в середине гонки можете переодеться в чистое, сухое и теплое.
Если нет — терпите.
4СУ
Впереди самый длинный 4й СУ с километровым сбросом высоты на 15-25 (в зависимости от гонщиков) минут. Много корней, очень много грязи — все как надо. Организаторы поступают очень стратежно — расставляют перед этим СУ всех по текущей классификации. Все категории мастеров (4 штуки включая одну женскую), юниоры и элита девушки уже проехали. В элите я стартую 15м, дальше — все более быстрые по прошлым участкам гонщики.
Как ни странно, решил экономиться. Я пока не в идеальной форме, поэтому как надо могу ехать считанную минуту. одну из 18. Выбираю ее расходование на сложные корни, а остальное еду без рывков, просто следя за тормозами и вкручивая не нагружая руки и торс.
К середине трассы догоняю гонщика, стартовавшего за 30 секунд до меня, потом — еще одного. Хочется ускоряться везде, но заставляю себя прокатывать все, что можно ехать, а не прыгать, чтобы использовать сэкономленное на корневых участках. Приезжаю на финиш, лучшее время элиты до меня — 18.28. Мое — 17.52. По сумме участков становлюсь временным лидером, о чем объявляет комментатор. «Current leader — Микхаил Валисенко фром Раша». Сдал чип и остался смотреть на финиширующих и их времена. 18.15, 18.44, 19.04, 18.20… и вот меня начинают обходить по сумме из-за провалов на первых СУ.
В итоге на большом спец-участке показываю 45е время и обгоняю несколько прорайдеров. Приятно, но в итоге последний СУ спасает не так много мест — я 62й.
Сухой итог:
Мечтаю о сухой гонке. В ближайшее время мне предстоит их сразу две. Через две недели — 2 этап кубка Европы (Зольден), куда поедем вместе с Ромой Балаевым. Через месяц — 3 этап кубка Европы (Решенпасс), куда поедем с Азатом Шариповым, благо это вплотную к родной сейчас для него Швейцарии.
Об организации:
Смогли. На трассах много парковых элементов, половину из них на кубке мира EWS посчитали бы лайтовыми. С другой стороны на них просто фановое катание, когда к очередной техничной секции ты приехал после нескольких простых поворотов. И организаторы приложили серьезные усилия к тому, чтобы парковые трассы усложнить. Даже по сухой погоде они оказались бы интересными.
О топах: ничего невозможного нет, они едут по понятным траекториям с понятной скоростью и делают понятные движения. Возможно это первая гонка, где у меня создалось такое позитивное впечатление.
Чемпионом Европы стал Клеменц. Словенцы приехали огромной делегацией райдеров-анонимов (они редко выезжают на международные гонки) и справедливо удивили — Вид Першак (держу пари, вы такого не слышали) в свои 19 лет приехал третьим по элите, проиграв секунду Реми Абсалону.
Как найти юниора? Лайфхак из российской эндуро серии: найдите в группе людей самого высокого (если такого нет, то самого широкого) парня. Нашли? Перед вами юниор.
Вилдхабер неожиданно для всех сыграл в медалхантера и выиграл по мастерам 30+. Тут UCI ступило конкретно, потому что мастера 40+ как первая мастерская категория — гораздо более адекватное решение на EWS. К примеру, Клеменцу, Абсалону, Прокопу и доброй половине гонщиков из топ20 элиты уже есть 30 лет. Но они все в элите. Не воспринимают топы эту категорию как возможную для себя.
В девушках выиграла Биртен, просто на голову разбив всех девушек в отсутствие основного топ3 EWS — Moseley, Chausson, Ravanel.
В общем советую. На эти гонки можно попасть, даже если в начале сезона планы были совсем другими и февральские регистрации на этапы EWS прошли мимо.
-
добавить в избранное
- +158
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (16)
racerx
Val
misterdx
Часть топов готовится во Франции к кубку мира, часть поехала Транс Прованс (Лау и Барнс).
Кто из известных конкретно тебе еще приехал. Я писал — еще Реми Абсалон, на фото есть Михал Прокоп, Грег Каллаган (победитель ЕВС №2 в Ирландии и третье место ЕВС №3 в Шотландии) приехал, но перед гонкой поломался при катании в Леоганге, сидел-грустил в боксах. Чисто эндурных топов была тьма. Ты про них не слышишь на ЕВС, потому что они не едут ЕВС. Тут есть разделение — кто-то едет сезон по Европе, кто-то — по миру. И так как у них борьба за очки, то эти группы не пересекаются. Клеменц вот приехал наверняка потому, что он проваливает по болезни сезон кубка мира, два этапа завалил уже, а титулы нужны. Топы с чемпа Европы не поедут во Францию на 4 этап кубка мира, они в это время будут в Австрии на 2-3 этапах КЕ.
Простой пример — мировые команды Cube и Canyon. Каждая из них состоит примерно из 6-8 гонщиков. В каждой 2-3 лидера едут кубки мира, остальные 4-5 едут кубки европы.
Val
Но ты прав, я о топах сужу по EWS.
И интересующие меня топы — ну можно хотя-бы взять любой подиум с кубка мира.
1. Justin LEOV
2. Florian NICOLAI
3. Greg CALLAGHAN
4. Fabien BAREL
5. Ruaridh CUNNINGHAM
Никого из этих людей я тут не наблюдаю) ( кроме Каллагана, его я в списках не приметил) Ровно так же как и топ 15 последнего этапа в Шотландии)
Но в целом ты ответил, на европе другие люди ездят)
misterdx
aacho
misterdx
YuriyKurkov
Я купил в спортивном дисконте в туристическом разделе комплект из непромокаемых штанов и ветровки. Вместе стоило 1500р, надевается поверх любой защиты, можно даже поверх всей обычной велосипедной одежды и защиты надеть, т.е. очень свободные. Резинками утягиваются насколько надо как все подобные туристические штуки.
Val
MaksimLetunov
Тем не менее — очередной бесценный опыт.
Chute
Val
vovsick
doddi
twice
dinjaa