0.00

CortoИнтервью с Артёмом Ковалёвым

Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым
Очередной необычный гость сегодня у Corto. Артём Ковалёв — организатор La Endura и человек, осваивающий Собер-баш. За несколько лет ему удалось в значительной степени вырасти не только как строителю трасс, но и как организатору крупных и многодневных соревнований. И поговорим мы не только о гонке, но и о том, как ему удалось дойти до жизни такой.


На Собере совершенно необычные ощущения. Тебе с командой удалось найти удобную гору с дорогой, людей нет, никто не ходит, никто не мешает и построил парк. Как тебе это удалось?

На самом деле, по большей части выбор пал из-за того, что это – самая высокая вершина. В округе выше нет. И второе: наверх была дорога, которая была в отличном состоянии до недавнего времени. Ливневые отводы работали, сейчас как-то стало размывать, стало хуже заезжать.

Когда на нее в первый раз попали, нас привлекло, в первую очередь, не то, что там никто не ходит и никого на ней нет. Сначала нас это отпугнуло. Сам понимаешь: все дх-трассы в России строились по такому принципу: находили тропинку, натыкивали на неё препятствий, альтернативных траекторий.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

А здесь мы столкнулись с тем, что нет ничего вообще.
Склоны голые и без должного опыта, без знания хорошего рельефа, без умения работать с ним нам показалось, что это – непролазный бурелом, дебри. Мы закрыли глаза на гору и больше не появлялись там. Приезжали шашлыки там пожарить, о строительстве речи не было вообще. Потом начали развивать кантрийные тропинки и поняли: шагни в сторону и там есть что-то интереснее, чем то, что рядом с дорогой.

Поначалу народ, наверное, с небольшой охотой туда ехал? Далёкая гора, на которой непонятно, что есть, надо с нуля всё строить. Как началось всё это, кто помогал?
На самом деле помогало очень много народу. За то время, пока мы работаем на Собере, через строительство прошло очень много райдеров. Было 5-6 команд людей, у которых появлялся интерес, они подключались к нам. Потом интерес остывал, им на смену приходили другие люди.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Сейчас я предложил помогающим такую фишку (помимо ребят-инструкторов, которые работают на Собере (Бочанского и других, которые, можно сказать, работают наравне со мной и имеют опыт)): предлагаю им флаер на бесплатное катание (день бесплатного катания с подъёмом на ГАЗике на моём) за помощь на горе.

Таким образом привлекаю дополнительную рабочую силу. Потому что работы там действительно очень много и хватит её, мне кажется, на всю оставшуюся жизнь.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Слушай, всё это офигенно и замечательно, но как отнеслись к этому местные жители? Те, кто появляется наверху, те, кто живёт внизу? Когда они заметили активность?
В основном это сказывается на разметке (считают, что сорим в лесу и срывают разметку). Но в последнее время мы нормально со всеми дружим, мусор не разбрасываем, дорогу никому не перешли по большей части. А, во-вторых, склоны настолько обширны, что когда лесники и грибники ходят в лес, они видят: мы почистили их тропинки, сделали подвесной мост через ручей.

К примеру, мне звонили местные жители и сказали:
— Давайте мы вам на мост сетку купим и прибьём её? 
— Да, конечно, прибейте.

Многих встречаем, когда работаем. Мотоциклисты подъезжают на эндуриках: «О, мы всё думали, кому поклониться за такие тропинки? Мы кайфуем, гоняем на мотоциклах». И таких, в принципе, много. Находим общий язык со всеми. С местным населением и со всеми, кто пользуется горой. Ещё один важный момент: стараемся, чтобы трассы как можно гармоничнее вписывались в склоны. Т.е. не пилим живые деревья, не насыпаем и не делаем пролёты из стволов, на горе и так куча всего, что можно использовать, без прибегания к каким-то средствам, которые вызовут негатив у местных. Наоборот, стараемся делать так, чтобы наши постройки способствовали развитию.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Сейчас по нашим тропам проводят горный бег, мотоциклисты ездят, грибники ходят и они все только «за», чтобы мы всё там чистили.

Круто! А как они все туда попадают? Это же не местные жители?
Почему? Большинство – местные. Охотники, грибники. Есть один мужик, он оленье мясо продаёт. Это, может, не афишируется, но он ездит на лошади по склонам, стреляет дичь, вполне с нами в нормальных отношениях состоит.
Это же охотничьи угодья, есть охотничьи хозяйства, на зоны поделены. И вот вольерный комплекс — тоже нормальные люди. Они просили убрать за собой, мы разметку после соревнований убрали. Все они лояльно относятся ко всем этим делам.

Слушай, а вот, с другой стороны, с южной. Там другая совершенно по массовости компания. Огромное количество шашлычников, машин. С этим всем нет никаких проблем?
Была проблема с «непонимающими» всякими, скалолазами из-за разметки. Они считают, что если мы повесили ленту, то мы её не убираем. Но это, опять же, пошло не от нас, были другие организаторы. Я эту разметку снимаю до сих пор, ею там обмотан весь лес. Они 2 года подряд проводили соревнования и оставляли разметку. Этим и вызвали негатив. Но никто ведь не разбирается, кто – они и кто – мы. Мы за собой всегда всё убираем в лесу.
Конфликты связаны только с разметкой, а все тропы проходят вдалеке от популярных мест. Вглубь никто не ходит: они посидели у дороги, шашлык пожарили и всё.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Зато на южной зоне офигенный рельеф. Другие совсем склоны, много камней.

А трасса «Кабанья», получается, там же находится?
Да, через один хребет от Собера. И она находится в долине реки Безепс. Собер находится между долинами рек Афипс и Убин. Т. е. вершина разделяет бассейны этих рек.

Как у вас отношения с ребятами, которые строят «Кабанью»?
Начинали строить вместе, но есть Стёпа ssp, который решил, что на Собере нет потенциала. Потому что все они хотели строить дх. А я всегда был против даунхилла. Изначально я был против дх, потому что это очень травматично. Есть видео, где парень просто разбивается при скоростном прыжке на одиночном вылете, у него реально закатывались глаза. И если бы что-то случилось, его мы оттуда живым вытащить вряд ли смогли бы.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Поэтому вот такое хаотичное катание, которое ребята настроили: гэпы на плоскач, пролёт 11 м через ручей на плоские доски, я на всё это посмотрел и понял, что если всё и дальше будет в таком ключе развиваться, то всё это прикроют. Потому что произойдёт что-то такое негативное, что потом отразится в целом на месте катания. 
И я начал делать трассы с подъёмами. Они сразу же оттолкнули дхшников, на трассы стали приезжать любители трейлов и началось катание «эндуро» и подобное, с перегонами. Мне всегда казалось, что на Собере это приключение/путешествие всегда, вместо того, чтобы строить спусковые трассы.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

В результате, Стёпа и ко, которые тусуются на «Кабаньей», отвалились и стали строить что-то своё.
Помню, я у него ещё спрашивал: «Где ещё подъём такой есть?»
Я, честно говоря, насчёт Герсеванова, где они строят, никогда и не думал, хотя 150 тыс. раз был на кантрийнике и катался. Газопровод идёт наверху, там подъём на гору 10 минут по шикарной гравийке. Она метров на 150 ниже, но они нашли там прикольный рельеф, построили интересную трассу. Я очень за. Но они меня расценивают как конкурента с точки зрения бизнеса.

Я ко всей этой теме отношусь со стороны райдера, в первую очередь. То есть я строю как райдер для райдеров. Второй момент – деньги и сервис какой-то т. д.

Желаю вам если и конкурировать, то очень позитивно, на самом деле.
Я очень позитивно отношусь к ним.

Просто со стороны выглядит удивительно, что близко друг от друга находятся места общероссийского значения, ведь у нас мало ухоженных трасс. На Собере трасс безумно много, «Кабанья» тоже высокого уровня. Так что успеха и вам, и им, в любом случае.
Спасибо, я только за.

А удаётся ли как-то зарабатывать на райдерах тем, кто живёт близко от горы? Помимо того, что появляются трейлы для ходьбы, есть для них ещё какая-то польза?
Я работаю с теми, кто предоставляет услуги (жильё, питание). Все те скидки, которые дают мне, я полностью предоставляю гонщикам. Та лояльность, которую они предоставляют, я её передаю ребятам, которые приезжают и катаются.

Я считаю, что могу зарабатывать только на катании, чтобы остальное сделать максимально доступным. 
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Они замечают доходы, есть для них какая-то значимость от подобного сотрудничества?
Конечно, замечают. Они иногда нам разрешают пожить сутки бесплатно. Иногда мы приезжаем строить и не успеваем за день. Просим, что вот такой компанией останемся, у нас серьёзный проект, пару дней нужно поработать. Нам разрешают.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Вот сейчас перед майскими праздниками нам звонит директор Убинки и говорит: «Подскажи нам, может, стойки какие сделать, чтобы велосипедистам было удобно?»
Те, кто приезжает на Собер кататься, особенно в будние дни – очень важны. Все отели Убинки – отели «выходного дня». Оттого и ценник такой.

Даже если сравнить с Алуштой или другими спотами, где есть рядом жильё, там стоимость исходит из суммы за сутки. Люди приезжают на неделю (вообще на длительный срок), т. е. ценовая политика отелей рядом с горой – она такова, чтобы заработать только в выходные. И, конечно же те люди, которые приезжают заранее или в будние дни – приоритетные гости.

Для тех, кто у тебя не был за последний год, то есть, к примеру, был весной. Что изменилось на горе?
Будет принципиально новая трасса «1.2.3», которую мы начали строить ещё прошлой осенью. Она спусковая, синяя с уклоном в красную трасса. На ней будут элементы, построенные больше вручную и будет большой кусок, построенный при помощи ручного экскаватора на крутом склоне. Я пытался сделать максимальное количество свитчбэков на большом уклоне. Мы её сейчас доработаем, она будет длинной, с интересным рельефом.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Она стыкуется с «Каменным ручьём» и скилл-зоной через небольшой перегон.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Здорово! Очень здорово!
И совершенно новая часть: скилл-зона. Я посмотрел, как делают в европейских парках, как сделал Вова на Красной Поляне. Я, правда, взял некое подобие старой дороги, глубокий овраг, местами 2м высотой, местами 50см. Основное его преимущество – отборный суглинок. Он когда утрамбуется, будет железо. Большая проблема Собера: на вершине чернозём, который не формуется. А в этом месте такой слой суглинка, очень классно. Подкладывали брёвна, лепили разные фигуры. И в чём основное преимущество: рассчитана скилл-зона на разных райдеров.

Если линия прыжковая, то 2-3 вылета на одно приземление. Один – детский, второй – полметра, третий – 80 см с трансфером. Всё разной длины и на разной скорости можно прыгать.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Правильно ли я понимаю, что на этой трассе возможно катание без подъемника?
Да, этом и фишка. Выезд с этого трейла — прямо к порогу отеля Николино. Спустился и в течение 20 минут по бетонке можешь самостоятельно подъехать к трассе. Можешь начинать с любого места ехать. Она идёт вдоль бетонной дороги и если ехать по последней, то трасса постоянно будет в зоне видимости.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Она вся прыжковая?
Там много прыжков, много контруклонов. Каждые 150 метров что-то построено. И серфовые кочки, и трансферы, и дропы разной высоты. Она всё время под гору, на ней нет подъёмов.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым


… и сразу вторая часть — о предстоящей гонке.

Отлично. Слушай, расскажи о 1-ом этапе РЭС, который пройдёт в мае. Чем будет отличаться от прошлой гонки?
Отличаться будет всё. Максимально постарались усилить программу и сделать более сбалансированной. В прошлом году все просто умерли. А в этом году я хочу сделать спортивный праздник, чтобы люди приехали и провели время с кайфом, пообщались, накатались вдоволь.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Я постарался выкинуть скучные участки трасс, сделать их максимально интересными, кое-где – новые участки. Местами просто немного изменили траектории.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

По организации основной момент: мы не будем жить в Дубраве, а будем в Николино, рядом с погрузкой. И всё награждение будет в Николино. И вся тусовка. Там хорошая связь, МТС работает и даже вроде есть 3G. Не придётся мотаться из лагеря. Лагерь был удобен для массового проживания, но думаю, обойдёмся без них.
В элите гонка будет длиться 3 дня, слух пошёл уже, все ждут этого. Первая многодневка 2 дня – круто, но вот 3 дня, думаю, будет грандиозно.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Даже  в общемировом эндуро это не такая частая вещь. Многие у нас недооценивают то, что у тебя проходит в рамках гонки. Это и исключительная продолжительность по количеству участков, и некоторые элементы на трассах, которые можно показывать лучшим мировым райдерам и они будут чесать затылок. Например, большой подвесной деревянный мост через овраг – это штука, которую сложно встретить на мировых трассах.
Я просто всегда стараюсь прислушиваться к советам. Надеюсь, будет классно, всем понравится.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Ещё будет небольшой прикольный трейл на Южной зоне. Трейл «Крым» был давно ещё нами заготовлен, просто давно не пользовались.

По сути, второй день гонки элиты, юниоров, мастеров – это тот второй день, который в прошлом году не удался? Все 4 трассы?
Только вторая трасса южной зоны другая, старт будет ниже и подъем к нему, соответственно, меньше.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Что ж, всё, в принципе, понятно. Очень желаю, чтобы с погодой всё было отлично. Трейлы шикарные, хочется по ним накататься вдоволь!
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым 

Оригинал статьи — на сайте Corto.

Комментарии (69)

+19
Как хорошо, что при нажатии лайка у меня ставится 4 сразу. Хотя, я бы недолго думая поставил бы и все 500.


Отличное интервью, Коваля надо в святых мтб записывать, спасибо! 
avatar

tazhate

0
да, отлично! а есть фото подвесного моста?
avatar

shooroop83

+22
Вот оно


avatar

Val

+1
Ну почему вертикальное *плачет*
avatar

tazhate

+15
это чтобы было понятно как долго лететь.
avatar

damenoid

0
воистину шедеврально!
Последний раз редактировалось
avatar

shooroop83

0
0_0
avatar

AndreyBulkine

+1
круто, но страшно =)
avatar

damenoid

+2
На самом деле мост довольно безопасный и многие райдеры, проезжавшие там на прошлой ЛаЭндуре, даже не замечали высоту, на которой находится мост. И только увидев фото, удивлялись, насколько масштабная конструкция.
avatar

Delar

0
а по бокам что-то есть? а то без пирил совсем страшно.
avatar

damenoid

0
Присмотрись внимательно, сбоку стальные троса на уровне груди.
avatar

Delar

0
да только между ними в аэродинамической посадке можно проскачить =)
avatar

damenoid

+5
Даже прошлой осенью кантрийщики в лайкре не проскакивали:)
avatar

Delar

0
Ехать страшновато, но я лично опасался зацепить рулем одну из боковых растяжек, а вот в сторону свернуть почему-то не боялся.
avatar

mor

0
Все правильно Артем сказал, как только начнуться эвакуации после травм даунхила, это не понравится МЧС и весь парк прикроют. Также разбивщиеся райдеры могут судить Артема и всех оргов «типа за создание опасных условий катаня и недостаточные предупреждения о рисках».

Он идет в правильном направлении, лучше ехать медленно по очень техничным шпилькам чем напролом нестись по камням надеясь выйграть 1 секунду в страве.



Потому что все они хотели строить дх. А я всегда был против даунхилла. Изначально я был против дх, потому что это очень травматично. Есть видео, где парень просто разбивается при скоростном прыжке на одиночном вылете, у него реально закатывались глаза.

Поэтому вот такое хаотичное катание, которое ребята настроили: гэпы на плоскач, пролёт 11 м через ручей на плоские доски, я на всё это посмотрел и понял, что если всё и дальше будет в таком ключе развиваться, то всё это прикроют. Потому что произойдёт что-то такое негативное, что потом отразится в целом на месте катания.
avatar

pavlov0032

+13
спорно. кто в здравом уме и трезвом рассудке будет обвинять орга или билдера в том, что он сам упал и поколечился? по-моему более спорно давать свои трейлы в пользование мотоциклистам и пешеходам, что может создать гораздо более аварийные и травмоопасные ситуации, чем дх в защите.

на моей памяти не единажды случались травмы среди людей разного возраста и разного уровня подготовки на трассах и трамплинах, мною же построенных. сломанные кости, порванные связки, один человек даже, прыгнув дроп на деревянное приземление без шлема и пропахав по нему лицом, сорвал с себя скальп и получил огромный шрам на пол башки. несколько человек позвонки ломали. и никто не думал после этого обвинять меня в хреновости построек или грозить их сносом или привлечением структур. все как-то сами понимали степень риска и ответственность за совершенные глупости.
лучше ехать медленно по очень техничным шпилькам чем напролом нестись по камням надеясь выйграть 1 секунду в страве.
тут просто бессмыслица и глупость! каждый сам для себя определяет степень риска и скорость в зависимости от своего уровня, но развиваясь и прогрессируя человек постоянно соревнуется, прежде всего с самим собой, стараясь сделать быстрее/лучше/красивее то, что вчера не мог никак.
avatar

shooroop83

+1
то что тебя не засудили разбившиеся райдеры, это вопрос времени,  КАЖДЫЙ байк парк в мире имеет страховку и судился с клиентами. То же самое будет в России, так что оргам советую готовиться заранее, искать страховки и заставлять всех подписывать Risk and Liability Waivers.
avatar

pavlov0032

0
Пока это юридически никак не оформлено, все вышеописанное можно классифицировать как катание в лесу на свой страх и риск.
avatar

sayrius

+3
О том и речь, что рано или поздно этот парк, завоз людей на гору и все остальное надо как то будет оформить юридически для того чтоб защитить свой труд на строительство трасс и все это как «бизнес» чтоб не пришел кто то и не сказал «все это мое теперь». Так вот в этот момент и начинается ответственность за предоставленные услуги.
avatar

pavlov0032

+7
Сказочник чтоли? Юридически оформить трейлы? Кто тебе даст? 

Или зарегистрировать ПАО «Подъем на гору по бетонке»?
avatar

sayrius

+1
опередил, дядь! )))
avatar

shooroop83

+3
Именно так, не трейлы а территорию и думать об этом как о бизнесе. Это же бизнес для него, он купил газик, сделал прицев, возит наверх людей…
avatar

pavlov0032

+1
В том прелесть нашей страны, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения…
Или крымским извозчикам, тоже надо оформлять на себя заповедные зоны по которым струится Ягодка, Мисхорка....?
Последний раз редактировалось
avatar

Lexapskov

+8
ответственность начинается тогда, когда ты первый гвоздь забиваешь и первый ковш земли кидаешь. но ответственность эта личная перед собственной совестью. и если ты делаешь говно — люди и не разбившись второй раз не приедут. а если ты хочешь, чтобы приезжали и катались, то главное проявление ответственности — сделать качественно (интересно, технически-грамотно, красиво, прочно, долговечно).

а касаемо бизнес идеи — тут все намного сложнее. одно дело «я газелист — я только людей на гору поднимаю, дальше оно все само» с юридической стороны и совсем другое дело — взять в аренду землю или договориться с владельцами земли о постройке, состряпать и согласовать проект, построить все в соответствии с этим проектом, организовать надлежащие меры безопасности, как маты, сетки, маршалы и дежурная машина скорой помощи. 
avatar

shooroop83

+2
Так и есть, НО качество тебя не застрахует от ответственности, каким бы качественным не был любой горнолыжный курорт или байк парк, КАЖДЫЙ из них сталкивался с судебными тяжбами. Поэтому об этом надо думать и готовиться заранее, об этом и речь..
но то главное проявление ответственности — сделать качественно (интересно, технически-грамотно, красиво, прочно, долговечно).
avatar

pavlov0032

+2
на любом горнолыжном курорте есть доска объявлений или касса, на которой написано крупными по белому, что ООО«Подъемник» не несет ответственности за возможные полученные в процессе катания травмы.
строителю моста могут предъявить, если мост под проезжающим по нему рухнул. а если человек упал с моста САМ, то ничего он не предъявит.  
avatar

shooroop83

+1
при этом в горнолыжке есть дежурный врач и скорая! 
в каждом посте про строгинский памп Талион пишет: «кататйте в шлеме будьте акуратны, одна неудачная травма и нас сравняют с землей.» тут похожая ситуация. а так желаю парням конечно всетаки это все узаконить и привратить в успешный комерчиский проект, который будет приносить и радость и денюжку на развитие и жизнь.
avatar

damenoid

+2
узаконить != коммерческий успех

Строгино кстати тоже проект не коммерческий и держится на энтузиазме билдера. 
avatar

sayrius

+1
я вроде и не писал, что это одно и тоже. а слова Талиона я привел, как напоминание, что ответсвенность ляжет на всех и пострадают тоже многие.
avatar

damenoid

0
это не значит что любой посетитель не может начать судебную тяжбу в случае катастрофы. Придраться и найти причину при желании можно ВЕЗДЕ, там более в байк парке либо горнолыжном курорте. Юристы когдачуствуют что страховую компанию можно раскрутить на круглую сумму знают к чему можно придраться и будут как гиены вгрызаться во что можно. ЕДИНТВЕННЫЙ СПОСОБ защитить себя это не иметь НИКАКИХ активов, тогда и спрос… как с гуся вода.
avatar

pavlov0032

0
Я, конечно, не был там, где катаетесь вы, но в тех местах, где был я (Шерегеш, Ергаки, PdS, все локальные споты Красноярска, включагя Бобровый лог) подобного рода объявления касаются ТОЛЬКО внетрассового катания. Ибо они не дураки, и понимают, что сказав, что если райдер разбившись на их ТРАССЕ, сам виноват, то ты имеешь в виду, что трассы у тебя не сертифицированы, а значит любой мимопробегающий прокурор или комитетчик прикроет их на раз-два.
Поэтому сертификация трассы и только она служит прикрытием попы.
Последний раз редактировалось
avatar

VladimirDolgin

0
В России нет понятия «байк-парк», насколько мне известно. В недавнем Сочи-сраче этот момент упоминался. Нет нормативов постройки кикеров и контров, нельзя оформить спортплощадку «трасса для ДХ», нельзя юридически зарегистрировать байк-парк. Зато можно получить штраф за самовольное строительство в лесу и вырубку деревьев.
avatar

gsom111

+3
Оформить это юридически можно только через приобретение всей горы в собственность либо в аренду. Делая ее тем самым закрытой частной собственностью, куда закрыт нафиг доступ всем, кто не купил билетик. Бредовая идея для горы. Фририда предоставлет тебе вполне конкретную платную услугу — трансфер до старта и гида-тренера. Если ты не в состоянии ехать по тем или иным маршрутам, в силу физических причин, или в силу отсутствия должных навыков — это исключительно твои проблемы. Более того, все описанные тобой тяжбы решаются одним простым способом — публичной офертой. Все, что ты делаешь, ты делаешь исключительно на свой страх и риск. Я не знаю ни одного случая, когда райдер бы судился с парком или организатором туров или организатором шаттлов из-за того, что он чего то где то не смог. Это экстремальный спорт, и определенная доля риска — это его неотъемлемая составляющая.
Это с одной стороны. С другой стороны, естественно, билдер должен озаботиться о том, чтобы результат его работы соответствовал определенному уровню безопасности, исходя из заявленного уровня сложности. И для этого существует масса способов, начиная от детальной разметки и заканчивая принудительным контролем скорости. Но все равно, ты не сможешь с него за это спросить, только если это не официальный байкпарк, находящийся на чьем-нибудь балансе. Если есть обслуживающая организация, чьей обязанностью является поддержание конструкций в технически исправном состоянии, только в таком случае, если травма вызвана ненадлежащим техническим состоянием конструкции (опять же, нет пока никаких норм и стандартов в нашем законодательстве, определяющих, что есть надлежащее состояние, а что есть ненадлежащее), у тебя будет некий шанс подать на кого то в суд. В остальных случаях — что, простите?
Ну а поскольку лес не в заповедной зоне и вообще ни разу не ООПТ, то делать там можно, что душе угодно, в рамках действующего законодательства. А оно тропинки копать не запрещает. 
avatar

AleksandrSimonov

+4
С такими фразами — "о что тебя не засудили разбившиеся райдеры, это вопрос времени"
тебе в пору о своей страховке призадуматься.  
avatar

maxxis

-14
раскрыть комментарий
avatar

pavlov0032

+2
Вы меня извините, но у вас типичная ошибка выжившего. Если вас никто не обвинял, то это не значит, что тенденция сохранится или остальным будет так же везти. 
Ведь может начать тяжбы не сам райдер, а его родные. А уж для прокуратуры — это просто милое дело, если прознают. Ибо иск о прикрытии постройки, на которую нет никакой документации железно выигрышный. Это я как работник судебной системы говорю.
avatar

VladimirDolgin

+3
Иск о прикрытии чего? Леса? Иск вообще к кому будет предъявляться то? И на основании чего? Я еще раз повторю, в данном случае гора, и все проложенные на ней трейлы — общественное свободнопосещаемое место, не находящееся на чьем-либо балансе. Там если к кому иск и подавать, то только если к лесхозу — типа не уследили (опять же — за чем они должны были в данном случае уследить?), и то, не совсем понятно, на каких основаниях. Законодательной базы нет. Если бы это была ООПТ — другое дело, там за любую деятельность можно схлопотать, но у Собера, насколько мне известно, не природоохранная зона.
avatar

AleksandrSimonov

+5
я смотрю, вы не знакомы, как все обычно происходит. Ну что ж, вкратце расскажу.
Есть такие ребята, помощники прокуроров. Каждый — ответственнен за свое направление. Направления эти — соблюдение законодательства в различных сферах нашей жизни. Практически во всех. И вот, среди прочих — соблюдение законодательства в сфере строительства. Ну там, что б все СНиПам соответствовало, что б в свежепостроеном ТРЦ тебе балка на голову не упала и т.д. И есть у него план (негласный, но если не выполнишь, зам тебе голову оторвет) — подготовить и направить в суд, условно, 100 материалов в месяц о выявленных нарушениях в своей сфере в своем районе. Что бы выявлять нарушения, нужно целенаправлено что-то где-то искать, да и может банально не оказаться в этом месяце сотни нарушений. И поэтому они спят и видят всякие случаи нарушения законодательства, по которым споров точно не будет и материалы по которым можно подготовить быстро. Потому что за любой возврат материала из суда голову тебе отрывает уже не зам, а сам прокурор. И вот, узнает этот помощник о том, что есть какие-то кочки. И на них, теоретически, можно упасть и что-нибудь сломать. Пофиг, что это не ТРЦ и даже не дачные сортиры, с натяжкой наши кочки можно отнести к строительству (помним про 100 материалов, да). Проводится проверка, из которой следует, что 1) кочки эти посторены без документов (любых); 2) непонятным Васей; 3) Экспертиз никаких не проводилось. А это именно то, что и нужно — споров никаких, потому что спорить некому. Пишется представление (тот самый иск) — внимание! — «в интересах неустановленного круга лиц» и материал улетает в суд, с формулировкой: признать строения незаконными (как собственно и есть). Там он рассматривается в кратчайшие сроки (потому что рассматривать то и нечего, такие дела обычно листов из 15 состоят) и судья выносит судебный приказ, как правило, к администрации той местности, где эти самые кочки. Формулировка в резолютивной части обычно такая: да, строения незаконны, обязать администрацию устранить нарушение. Ну а как действует администрация, все мы знаем — проще снести, чем искать того самого Васю, или самому что-то делать.
И все счастливы. Помощник получил единичку в отчетность, судья получил единичку в отчетность.

А если кто-то покалечился, или, не дай б-г, умер на этих кочках, то помощник не поленится в ходе проверки направить копию материалоив в Комитет, где тоже очень нужна раскрываемость, и к поиску того самого Васи они подойдут с большим энтузиазмом (ведь Вася не прячется, а это — верная палка). А там — можно и статью какую найти, особенно, если дело получит резонанс. 
Последний раз редактировалось
avatar

VladimirDolgin

+2
Наши кочки с натяжкой едва под ландшафтный дизайн подходят, не говоря уже о строительстве. И вообще — естественные формы рельефа. А бревна просто упали так. Тут такое дело, что это даже не сфера деятельности какая-то. Не существует в российском правовом поле тропинкостроительства. Максимум есть что-то вроде обустройства лесо-парковых зон. Нарушения найти можно только тогда, когда есть вообще в принципе хоть что-то, что можно нарушить. В обоих СНиПах, посвященных спортивному строительству, какие-либо конструкции для горного велосипеда упоминаются в трех абзацах. В одном дак вообще описано такое, что не дай б-г кто то по нему строить начнет — поубиваются все к чертям. Никаких норм там не приводится. 
Это то же самое получится, если человек шел-шел, видит — пара бревен через ручей кинута, он по ним стал переходить. поскользнулся, и лоб расшиб. И на кого ему теперь в суд подавать?
Я себе просто слабо представляю ситуацию, в которой будет инициирована прокурорская проверка обычного леса. В случае с ООПТ — представляю, в случае с обычным лесом — вот как то не очень. 
avatar

AleksandrSimonov

+3
Милчеловек, вы правы, в плане нормативной базы практически полная пустота. И это только хуже, потому что придти может много кто, кого это хоть чуть-чуть касается. Да даже и те ребята, которые обращения и жалобы населения рассматривают. (сценарий известный — склочная бабушка — жалоба по всем инстанциям). И, с тем же самым успехом, проверку может учинить природоохранная прокуратура (если какие-нибудь местные пожалуются, что намусорено, например), или еще кто-нибудь, кого это хоть чуть-чуть касается. Потому что, повторюсь, палки нужны всем.
Насчет сценария. Именно так у нас в Красноярске и получилось с дертами напротив Торгового квартала. Они прекрасно просматривались с дороги, и это углядел один из замов. И понеслось все по описанному мной сценарию — так уж получилось, картину эту я мог наблюдать изнутри. Да, в этом случае, проверку леса никто не организовывал, но веть тут дело не в проверке (которая может быть и посфактум, кстати), а в том, что информация дошла до нужных людей.
Последний раз редактировалось
avatar

VladimirDolgin

0
Поэтому есть одна идея, правда я пока хз, с какой стороны взяться за ее реализацию…
avatar

AleksandrSimonov

0
я может так написал, что создается впечатление постоянных уборок и травм. за 10 лет, которые я в этом деле и за 8 лет существования предыдущего спота было не больше 5-7 случаев, закончившихся серьезными травмами. то есть процент это мизерный и на 100 человек всегда один дурак найдется.

я прекрасно понимаю,  о чем речь, и, конечно, это риск. приезжающим впервые стараюсь по возможности объяснить и показать, что и как. просто есть какая-то может наивная уверенность в том, что человек, идущий на осознанный риск, осознает его до конца и понимает, что если он поколечился из-за неверного рассчета своих сил, то это только ЕГО проблемы. а задача билдера — не допустить травм по причине хреновости построек, в первую очередь, следить за состоянием вылетов и приземлений, убирать валежник и тд и тп.

да, конечно, есть и другие примеры. когда-то давно в сокольниках снесли дерт спот, после того, как там кто-то насмерть разбился. да чего далеко ходить — вон парк на ВГ под мостом закрыли, после смертельного случая с каким-то пареньком, явно в этом виноватым.
риск есть всегда, независимо от наличия документов и сертификатов.
Последний раз редактировалось
avatar

shooroop83

-1
К чему этот выпод? ссышь бытро катать? Ну ездий по техничным шпилькам и наслаждайся. А другим это скучно и уныло и они любят напролом нестись по камням — зачем осуждать? 
avatar

maxxis

+16
те, кому нравились 20см кочки на плоскач, полностью реализуют свои дх-предпочтения не покидая смотровой. Зачем им Собер?
avatar

Val

0
Не понятно при чем тут 20см кочки когда комрад говорит о — «сломя голову по камням и вобще дх зло и буэээ»
avatar

maxxis

+5
знаешь сколько народу разбилось на плоской, гладкой и нетехничной ай-йори?

одного этого подвесного моста хватит чтобы насмерть разбиться, если с него кто-нибудь упадет. 
avatar

ScuLLy

+7
Ребят, про опасность скоростных точек вы немного не поняли, о чем Артем говорит. Я видел то видео и мы с ним обсуждали эти конкретные места, поэтому поясню.

Речь о мелких кочках без приземления, на которые выходишь на безумной скорости. Они гораздо опаснее гэпов, потому что притягивают новичков, которые без техники начинают летать с них на много метров. На смотровой всегда именно на такой фигне было больше всего переломов.
Так что это опять речь о том, что бывают вещи безопасные и опасные. А бывают простые и сложные. Это не одно и то же. 20см кочка «в даль» — это просто и опасно. А Артем ищет способы сделать сложно и безопасно. Это тру. 
avatar

Val

0
А кто интервью берет? Не Валилинк часом?
avatar

creepshow

0
Не Валилинк 100%
avatar

Val

+5
Его митохондрии.
avatar

N01Z3

+1
Медихлорианы)
avatar

Romirezz

-6
раскрыть комментарий
avatar

ZoozR

+17
Отношение то тут причем? Сейчас масса трейлов подходящих для катания на ДХ байках. Они логичные и безопасные, но при этом сложные. Опасность и техничность — разные вещи.
Я выложу видео о котором написал Миша.


С 30 см тычка, поддающего под заднне колесо на скорости 60+ опасней прыгать чем с гэпа высотой 2 м имеющего длинное приземление. Вот о чем речь. И по тексту пояснение именно об этом безумные (бездуманые) фигуры постоееные хаотичными ДХ райдерами для самоудовлетворения сменились грамотно построенными темами которым место именно там где надо.
avatar

Koval

+2
Что в итоге с парнем с первого видео?
avatar

Belkov

0
Жив, но байк забросил.
avatar

Koval

0
Он животом или головой в дерево прилетел? Как спасали? 
Интересуюсь не ради пустого любопытства, а чтобы знать что делать в таких ситуациях. Сам насмотрелся на похожие случаи, интересно как народ поступает. 
avatar

Belkov

+3
Сам очухался. Честно, меня там небыло. Как кваливицированый инструктор велосипедного туризма могу сказать — При таком случае незамелдительно звонить 112. Иначе вся помощь которую вы окажете незамедлительно будет против Вас и повернута. Ничего не давать из таблеток т.к.родственники пострадавшего потом с Вас не слезут если при самом хреновом исходе при медэксперт установит, что принимались препараты. При серьезных травмах угрожающих жизни лучше всего вызвать 112, фиксировать и транспортировать к цивилизации. 
avatar

Koval

+5
как и где квалифицировали на инструктора велосипедного туризма? Вопрос не с наездом или еще что-то. Просто интересно.
avatar

tcherel

+15
Ну с такими самоделкиными приходится бороться всегда, порой довольно жестко. мы у себя в чулково если видим какой-то самострой, ломаем его нещадно и оставляем записку, кто и почему. просто не так вопрос в тексте поставили — не дх плохо, а луковое строительство
avatar

shooroop83

0
А вы там главные строители? И строят прям на трассе? Тогда понимаю.
А если в сторонке для себя народ копает, флаг в руки.  Не факт что «самострой» = плохая фигура.
Последний раз редактировалось
avatar

Belkov

+1
Сейчас единственные. Выше описанные фигуры были постоенны на основной траектории. 
Даже в сторонке при таком раскладе ну его нах. Объясню — элементарный спил живого дерева «в сторонке» — тень на спот со стороны администрации и поблемы у нас. Я указал в интервью, что очень трепетно и с большой ответственностью отношусь к лесному массиву и никогда не трогаю насаждения более 10 см в диаметере. Поросль и подлесок считаются сорняком и их удаление считается санитарной чисткой т.е. воспринимается как очищение путей миграции животных и т.д. 
avatar

Koval

+1
если вопрос все-таки ко мне (как я понимаю эту ветку комментариев), то да, мы единственные строители на всем кургане и в сторонке «для себя» нельзя. на то есть причины, не только эстетические
avatar

shooroop83

0
что на видео Гагарин? Куда смотреть? Первый парень отключился, надеюсь с ним все ок.
avatar

pavlov0032

+1
Разница между непонятным пупком, который тебя выпуливает в деревья, и нормальным джампом с нормальным приземлением и выкатом.
avatar

AleksandrSimonov

+5
Ну погоди :)
все таки, наверное, ты не совсем верно изъяснился.
Цитирую: "А я всегда был против даунхилла. Изначально я был против дх, потому что это очень травматично. Есть видео, где парень просто разбивается при скоростном прыжке на одиночном вылете, у него реально закатывались глаза."  да, далее ты пишешь, что мол строят неправильно, кикеры на плоскач, но ты не пишешь о том, что ты решил эту ситуацию исправить и начал строить правильно, для дхшников. Нет. Ты пишешь, что ты начал строить так, чтобы дхшников «отпугнуть». Цитирую: «я начал делать трассы с подъёмами. Они сразу же оттолкнули дхшников, на трассы стали приезжать любители трейлов и началось катание «эндуро» и подобное, с перегонами».А из этого предложения ясно, что собер не для спусковых трасс: «Мне всегда казалось, что на Собере это приключение/путешествие всегда, вместо того, чтобы строить спусковые трассы

Напиши ты так же: «Сейчас масса трейлов подходящих для катания на ДХ байках. Они логичные и безопасные, но при этом сложные.» Я бы тогда тебя правильно понял :) 

Из данного контекста можно лишь понять, что ты строить ДХ не хочешь, ты против ДХ трасс, и вообще считаешь собер более пригодным для трейлового катания, а не для дх. Написано русским по белому, что ты не стал строить безопасные дх трассы, ты ударился в трейл/эндуро. Да этот ответ на вопрос просто пронизан инфой о том, что ДХ ты строить не хочешь, так этот овтет понимается. За что минусят непонятно, я с наездом что ли? Я просто неверно понял, но исходил то я из того, что в статье написано. Успехов! Буду рад в этом сезоне познакомиться лично на Собере :)))
Последний раз редактировалось
avatar

ZoozR

0
друг, это устное интервью, разговор. Не стоит придираться к стройности рассуждений в таком формате. Артем очень здорово ответил на всё. Мне кажется, очевидно, что имелось в виду. Может тогда он решил строить трейлы с подъемами, но сейчас у него есть хорошо построенные полностью спусковые трассы.
avatar

Val

+5
Очень вовремя интервью, спасибо! Как раз высматриваю себе какую-то подобную поездку.

Я, конечно, с огромным уважением отношусь к ребятам, которые классно катают. И это, увы, не я..( Но. У меня работа, катание только на выходные кроме домашних дел а не вместо них. Да и по Москве полгода плоскача равнозначны одному дню в подобном месте. Поэтому, если есть трейлы разного уровня подготовки, это только привлечет народ. Да, трассы, где иногда подумали за меня, чтоб я дурак, не убился (а другим от этого из-за репрессий только хуже стало).
avatar

ant101

0
Изза рабочих завалов несколько месяцев не заходил на 26,  ссылку кинули. Абзац про Кабанью является вымыслом. Заявляю как автор данного фанового некоммерческого проекта, приложивший руку почти ко всему построенному в крае, в т.ч. и к соберу. Удалите этоту ерунду и не позорьтесь, кулуарные знатоки «бизнеса»:)
avatar

ssp

0
Степан, прости, случайно тыкнул минус. На маленьком мобильном экране 26 вообще очень сложно читать, тк он тяжеленный и на мобильнике тормозит((
а в чем неправда про кабанью? Вроде про нее написали только хорошее 
avatar

shooroop83

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.