Corto — Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева - часть 2
Итак, раз предыдущее интервью было крайне популярно, мы записали продолжение и поговорим с Сержом о том, что не обсудили в первой части. Много интересного из истории нашего мтб — под катом.
Снова привет. В прошлый раз нам удалось обсудить много вопросов, но очень хотелось бы послушать о твоих поездках в Европу, на этапы КМ, где ты бывал. Интересны твои ощущения, ведь тебе довелось бывать там не в то время, когда стали писать отчеты нынешние российские известные гонщики. Это совершенно другие истории, про которые мы не знаем.
Я далеко не первый, кто поехал на ЧМ. До меня туда ездили и другие небезызвестные представители российского МТБ (Артем Грек, Гена Бочанский и, вероятно, Гриша Травин).
Впервые я поехал в 2003 году, тогда мои родители и сестра поехали на машине в Австрию кататься на лыжах, а я никак с ними не успевал, потому что сдавал экзамены в школе. Долго оформляли паспорта и т.д. Получил от них чёткие инструкции, как я всё должен сделать: пойти в посольство, купить билет сразу после экзаменов. Наконец, долгожданный момент, родители звонят и говорят: «Иди покупай билеты». Я на тот момент очень холодно относился к горным лыжам, да и сейчас отношение не изменилось. Поэтому делал все неактивно, а когда пришел покупать билеты, появилась идея поехать не в Австрию, а не заехать ли в Германию к другу в Мюнхене. Позвонил родителям, сказал, что билеты на руках, но есть одна маленькая деталь: я лечу с велосипедом и в другой город. Они чертовски удивились, немного меня побранили за подобное решение, но вариантов не было. Дали добро лететь к другу.
Я им пообещал, что приеду на автобусе и никаких сложностей из-за этого не возникнет. Рано утром в субботу я прилетел в Мюнхен, сел на поезд. Был небольшой шок: вместо какого-то пригородного поезда я сел в метро, которое меня привезло в центр Мюнхена. Когда вылез на станции, первым ощущением было то, что посреди русской зимы я оказался в тепле. При первом же моем шаге меня «оббренчал» звонком какой-то велосипедист. Оказалось, что я наступил на велодорожку и он был очень возмущен, что я не смотрю по сторонам во время прогулки.
Это перевернуло для меня мир. Было действительно шоком, что в начале 2000-ых я нахожусь в теплой зиме, вокруг старинные классные здания, вокруг столько велосипедистов гоняют по городу. Пошел на поиски друга. Его я знал исключительно по общению на одном из первых велосипедных форумов.
С другом я съездил на местный спот Бомбенкратер, куда потом ездил и с местными ребятами. Мы ехали не просто по велодорожке, а прыгая по пути все, что прыгалось. Добравшись до места, узнали, что там не только дерты, а еще вокруг есть склоны и стенки, с которых можно прыгать. Самый крутой парень из них, Крис, который ездил на однорычажном двухподвесе, вез с собой огромный ключ от автомобиля. После каждого прыжка ему приходилось затягивать болт подвески, который все время раскручивался.
Он прыгал какие-то совсем нереальные вещи, в отличие от нас, с очень плоскими приземлениями. Мне это очень не нравилось, ведь я уже понимал, как надо прыгать. Но нужно было отвечать, потому я преодолевал не только ту высоту, что и Крис, а даже чуть большую, рядом. В 2004 году поездка повторилась в другом составе, откуда есть эта фотография.
Билеты назад решили купить на станции, но там узнали, что доехать сегодня до места назначения не удастся, можно добраться лишь до Зальцбурга. Купили билет, я доехал до города, но нужный автобус уже не ходил. Мне не удалось попасть в нужное время в нужное место, поэтому отзвонился родителям, сказал, где нахожусь и что приеду на следующий день. Они не поверили в эту историю, приехали за мной на машине, побранили немного и увезли кататься на лыжах.
Через 2 дня катания на лыжах мне стало очень тоскливо. Лыжи были агрессивные, мощные, а я, как экстремальщик, выбрал соответствующую модель. Было очень неудобно кататься, ботинки мне жали и терли. По всем возможным трассам я уже проехался, а потому просто начал скулить, что тут скучно и что хочу обратно в Мюнхен.
По прошествии ещё пары дней их достало нытье, потому меня снова отправили в Мюнхен. Возвращаться оттуда к ним я должен был сам. После пары дней катания с Русом, в назначенный срок, я в очередной раз пропустил поезд и автобус. Поэтому родителям пришлось снова меня забирать, но теперь уже в Мюнхене. Они были чертовски недовольны моим поведением, зато для меня это был первый опыт катания в Европе. За время поездки я чуть обкатал предгорья австрийских Альп и покатался около и в самом Мюнхене.
Огромное количество пропущенных поездов и других видов транспорта в твоей жизни не перестает удивлять. Давай что-нибудь еще из той же серии!
2003 год. В Москве должно было состояться «Нокиа Велосити» — культовое для всех российских велосипедистов соревнование, на которое я был приглашен. Считал, что участие в нем – важная цель. Однако, я уже подал заявку на участие в Лугано, на ЧМ. Городок назывался «Монте-Тамаро», о чем я узнал сильно позже.
Еще позже получилось так, что я принял участие в байкер-кроссе, в котором не должен был участвовать, по номеру, который совпал. После этого влюбился в европейские гонки, понял, что ЧМ – самая важная веха в МТБ. Осознал, что не могу катать что-то другое. Точнее, могу и нужно, но я должен принимать участие во всех чемпионатах мира, которые проходят на нашем континенте. Дал себе слово, что буду ездить на них. И действительно так и происходило.
Это была случившаяся в 2004 поездка на байкеркросс в Леоганг. Это была моя первая поездка туда, очень запомнилась тем, что произошла в то время, когда информации в интернете про заграничные курорты практически не было. Я увидел там фантастическую фотографию некоего трейла.
В тот момент у нас даже и мыслей не было о том, что такое «байк-парк». Гладкая дорожка с трамплинами, контруклонами, а на фотографиях она еще была просыпана серой крошкой. И на фоне зеленой травы все это казалось пределом мечтаний. Очень захотелось туда поехать, купили билеты (с собой я позвал Профессора и Ника Полякова).
Причем, когда мы выезжали в Шереметьево, один из нас замешкался, собирая вещи. В тот момент у меня была «Копейка» на обкатке мотора. Когда я понял, что до рейса осталось совсем чуть-чуть, то пришлось очень сильно крутить двигатель, который я бережно обкатывал (хотел, чтобы машина долго ездила). Мы мчали на всех порах, чтобы успеть в аэропорт, делая безумные обгоны и нарушая ПДД.
Приехали в аэропорт и времени, чтобы ставить машину на дешевую стоянку, уже не было. Въехали на главную почасовую стоянку, бросили машину, сфоткали на память, понимая, что выкупить ее не удастся (стоимость машины не превышала стоимости билетов). «Ну и фиг с ней, мы летим в Австрию» — решили мы и улетели в Мюнхен.
Мы приехали на гонку, а у нее был очень интересный формат: даунхилл вчетвером. По правилам 4х, с отбором 2 участников в следующий этап. Где-то наверху в полях сделали старт и погода сыграла злую шутку – пошел снег. Суть в том, что я отобрался и в квалификации, и в первом заезде прошел в двойку лучших. Должен был ехать следующий заезд, но у меня вытек тормоз. Тогда были Hayes, недостаточно надежные.
Пока я скручивал у Ника себе тормоз, заезд стартовал, я не попал в следующий этап. Хотя, может, там бы меня тоже выбили, но тогда амбиции были большие, мне хотелось выиграть гонку. Я прекрасно помню четверку лучших гонщиков: Фабьен Барель, Седрик Грасия и еще двое крутых чуваков. Прямо со старта им нужно было дропать с камня, причем он был неравномерным: в одном месте пологий, в другом – очень крутой. Трасса представляла собой просто травяные поля, покрытые влажной травой. Между вешками было по 50-100 м, между ними можно было свободно дрифтить. В некоторых местах стояли деревянные дропы, с которых приходилось далеко и высоко прыгать. Адовая трасса, совершенно все это было непохоже ни на даунхилл, ни на слалом.
Откатали всю эту серию, получили огромное удовольствие. С нами в доме тогда жили ребята, с которыми мы как-то ночью пошли в клуб. Так как в домике не было ресепшена, мы повесили ключи на гвоздик (хозяйки домика, в котором мы жили, не было дома). Ушли в клуб. Немцы посадили нас в свою машину, в которой были сняты все кресла, кроме водительского. Сидели на полу, пили какие-то напитки. Водитель тоже пил пиво, мы его спросили, не боится ли он, на что последовал ответ: «Пиво – это не такая большая проблема в Германии, как то, что мы едем без сидений». Когда вернулись назад, оказалось, что комнатка хозяйки закрыта, а она сама жила в другом месте.
Мы не могли попасть в номер, поэтому решили залезть в окно. Попытки продолжались до момента, пока кто-то не упал с перил, после чего немцы позвали нас к себе переночевать, а уже утром забрать ключи.
На обратном пути сели в поезд и нам предстояла долгая дорога до Мюнхена. Купили билеты не только себе, но и для велосипедов, в специальный вагон. И когда пришел наш поезд, мы зашли в вагон, оказалось, что в каждом из них есть всего лишь комнатушка 2х2 метра и в нашей все уже было забито велосипедами. Стали запихивать их туда. Я сказал: «Не парьтесь, давайте просто поставим их сверху вторым ярусом». Кинули свои тяжелые велосипеды и пошли в свое купе.
Купе оказалось старомодным, с кожей, классный экспресс, в общем, как позже выяснилось, он ехал чуть ли не в Англию или Париж. Через некоторое время раздались возгласы: «Бисиклеты, бисиклеты», мы поняли, что сделали что-то нелегальное и я предложил спрятать шлемы. Решили притвориться дурачками и так доехать до места. В какой-то момент к нам в купе вломился старый проводник-немец, не говорил по-английски, но очень на нас ругался, заставил пойти посмотреть на велосипеды.
Мы удивленно сказали: «Мы не знаем, вот наши билеты, ничего не понимаем», прикинулись-таки дурачками, в общем. Но он был очень зол и сказал платить штраф за велосипеды. Мы подумали, что все это фигня, ведь у нас и так были билеты на велосипеды. Когда мы приехали в Мюнхен, нас встречали полицейские. Они выслушали этого немца, забрали нас в отделение. Там мы заплатили штраф в 2 раза больший, чем могли бы заплатить в поезде. На том приключение закончилось.
А что, в итоге, вы сделали не так?
Сделали не так то, что места для велосипедов нужно заранее бронировать. То ли мы сели не в поезд, в который положено, то ли еще что. Но именно в этом нужно было заранее забронировать места именно для велосипедов. Там уже было, скажем, 6 штук, а то, что мы сверху кинули свои – для меня это нормально, а для европейцев кажется кощунством то, что можно положить на один велосипед другой.
Как и где ты выступал потом?
В 2004 и 2005 году побывал, таким образом, в ЛеЖе и многих других местах. Когда ЧМ на нашем континенте закончились и переехали на другой, я стал ездить Кубки Мира. КМ в моем представлении, после ЧМ, были не такие эпичные и мощные (уровень организации слабее). Тем не менее, являлись неотъемлемой частью моей жизни, ведь было гораздо сложнее получать визы.
Это требовало приглашений от организаторов, я брал гарантийные письма у федерации велоспорта (ФВСР), бронировал билеты. В общем, даже часть сегодняшнего похода за мультивизой в Шенген не стоит визы на неделю в то время. А таких виз мне приходилось получать в течение года по несколько штук. И каждый раз, когда по факсу приходило подтверждение от организатора, я прыгал от восторга, потому что понимал, что могу идти в визовый центр и получать визу. Никто и представить не может, насколько важным для меня тогда было каждое подобное событие. Я понимал, что это открывало мне двери для поездок за границу.
Помимо дальних переездов, я узнал, что такое «ближайшие соседи». Взять, например, поездку в Таллин, Эстония. Еще в начале 2000-ых годов, когда я был уволен, «Велоимперия» и «Веломир» возили к себе иностранных гонщиков, которые отстаивали честь команды. Денег в велоиндустрии было много, владельцы фирм не жалели денег и нанимали крутых иностранных гонщиков, чтобы бороться за честь компании.
Одним из таких гонщиков был Осис Гундарс из Латвии. Он был на голову выше всех гонщиков и даже как-то квалифицировался на одном из КМ. Я собрал друзей, Витю Борисова, Колю Полякова и мы пошли в визовый центр. Получить визу туда было непросто, хоть не нужен был Шенген, но все равно Европа. Мы не принесли туда ничего, тетя, выдававшая визы, была очень удивлена нашему поведению. Но мы были крайне настойчивы, сказали, что сбегаем и раздобудем какие-нибудь приглашения.
С приглашениями нам помог местный парнишка Рома, мы ему позвонили и сказали, что приедем послезавтра, на что он ответил, мол, дела тут так не делаются, другие законы и т.д. Но мы были убедительны и помощь, в итоге, он помог. Какие-то документы мы подделали, купили билеты, но в тот же день сдали документы в посольство, которые у нас приняли. И на следующий день у нас были паспорта. Рома:
Мы не знали правил консульского центра, потому все вышло так. Если бы мы понимали, как все делается, то либо не поехали бы, либо начали готовиться сильно заранее. А тут просто наобум – действительно, нас, наверное, пожалели. Поезд был купе, велосипеды некуда девать, и мы выставили их в коридор. В какой-то момент пришел начальник поезда и стал требовать убрать велосипеды, но мы ответили, что девать их некуда. Думали, куда их засунуть: в тамбур или частично разобрать и уместить в нашем купе.
В итоге, велосипеды остались стоять в коридоре, и начальник поезда отстал. В этом же поезде ехал представитель российских ветеранов (с которым мы встретились на обратном пути и узнали об этой истории), который вез им пособие. Состав останавливали примерно на час при пересечении границы, для пересчета купюр (была очень крупная сумма, а представитель отказывался выходить, вследствие чего купюры должны были изъять). За деньгами потом приезжал русский посол из Эстонии.
И тут вдруг, Витя достает бумажную карту и спрашивает: «Серж, ты вообще видел, где проходит гонка? Зачем мы едем туда на поезде?», на что я отвечаю, что детально не изучал вопрос, и мне известно лишь о конечном пункте нашего поезда – Таллине. «Ты понимаешь, что сейчас мы едем 900 км на поезде, а потом 200-300 км возвращаемся в сторону России на автобусах? Можно было ехать на машине и сэкономить время, силы и деньги».
Приехав в Таллин мы, разумеется, не нашли подходящего прямого автобуса, пришлось ехать через Выру и Тарту. Путешествие казалось бесконечным. Ушло у нас на проезд через всю Эстонию около половины дня. В самом Тарту мы узнали, что ни один поезд до места не ходит, а такси не по карману, поэтому пришлось ехать на великах с рюкзаками. По дороге нас обгоняли велосипедисты, что-то орали из окон — явно стебались.
Приехали мы на соревнования к финальным заездам, хотя целью было участие. Приехали на финиш трассы. Осис Гундарс, которого я несколько раз видел в Волене, спустился с подиума, узнал меня, очень удивился и сказал: «Привет, ты приехал посмотреть, как я выиграю гонку?».
А есть какие-то особенности трасс, которые тебя так привлекли? Может они умеют иначе их строить, выжимать из самого плоского рельефа максимум?
То, что я там увидел, несмотря на всю бессмысленность поездки (принять участие в соревнованиях для меня тогда было очень важно), это крайне маленький склон. По перепаду высот, вероятно, даже меньше, чем в Волене. Но уклон был достаточно крутой и при перепаде всего в 50 м и ширине около 100 м, на нем были построены около 7 трасс. Они петляли, извивались, пересекались и концепция организации гонок, вообще, была в том, что короткие трассы суммировались по времени. После проезда по 3-4 трассам, отобранным для гонок, общее время получалось около 2:30, что уже похоже на настоящий даунхилл.
Понятно, что не успеваешь выложиться физически по полной, физически себя прокачать. Однако, рискуя на всех трассах, показываешь стабильность. Если на одной можешь выиграть случайно, если едешь быстрее, чем можешь, то на нескольких есть возможность допустить ошибку. Мне эта идея очень понравилась.
Потому, когда в прошлом году начал проводить свою серию гонок (а делаю я не для себя), то целью было показать людям, для чего нужен подъемник. Подниматься пешком в даунхилле – пустая трата времени. Провожу гонки исключительно на тех спотах, где есть соответствующие условия (ГЛК Нагорная и Дзержинский) и, надеюсь, когда-нибудь сможем вырваться в Солнцево и Фили. На Воробьевых горах, как мне кажется, тема закрыта.
Давай вернемся к чемпионатам. Ты туда ездил с кем-то, правильно? Во время визитов в Европу, что тебя удивляло в трассах, гонщиках, относительно российских реалий? Ты ведь на российских тоже тогда бывал?
С начала 2000 до 2009 года я посетил все российские этапы гонок (не пропустив ни одной статусной гонки), т.к. понятие «статус» было для меня очень важным. На мой взгляд, если ты настоящий гонщик, ни одно подобное событие нельзя пропускать. Начиная с 2009 года престиж российских соревнований для меня немного погас. Не хочу вдаваться в подробности. Что касается Европы: я был молод и до сих пор попадаются видеозаписи, на которых я принимаю участие в слаломе на огромном двухподвесе.
Сейчас это кажется странным и смешным, но в то время было очень важно поучаствовать во всех возможных гонках. Мне было не принципиально, в какой дисциплине ехать, даунхилле или слаломе. Приоритетной была первая дисциплина, но и в слаломе было не менее интересно. Когда я видел вживую, как катаются другие, я тянулся за ними, ощущал, что мой уровень растет. Внутренне понимал, что у меня получается, что не получается. Видел их движения, где они распрямляют ноги, спрямляют траектории, повторял их. Даже без фотографий и видео осознавал, что я ускоряюсь, еду примерно как они.
За что я недооцениваю локальные кубки? На ЧМ, например, едут самые лучшие гонщики со всего мира и из России туда могут отобраться всего пара человек. Левые ребята туда не могут пройти. Глобально: там собираются только самые сильные представители. А на локальные кубки могут попасть середнячки, которые не понятно, как прошли отбор, из слабой категории и т.д. В общем, нужно внимательно изучать, кто катается рядом с тобой.
Здесь же тренировки едешь с самыми сильными райдерами. Есть отличия девочки-мальчики, но реально ты учишься у самых крутых. Учишься на опыте правильных ребят. Может, я переоцениваю. Еще мне вот, что нравится. Я часто встречал ребят, которые гоняются в мире, они очень стараются и у них слабо получается. Видно их серьезное напряжение, как они внутренне замыкаются. А я, благо, застал те времена, когда Седрик Грасия катал даунхилл. А так же Стив Пит, Фабьен Барель.
С ними лично я катался в кабинке подъемника. В то время я был знаменит наручными часами (тогда мне уж очень нравилось носить наручные часы). Часы пользовались огромным спросом, ведь ни наверху, ни внизу нет часов и сложно понять, когда у тебя начнется гонка. Поэтому, все известные гонщики спрашивали у меня, сколько времени. Я чувствовал себя звездой, потому что они говорили со мной. Вполне может быть лайфхак для ребят, которые начнут ездить на КМ, кстати.
Каким реально заехать на соревнованиях и какое у тебя лучшее место было?
На ЧМ, где на данный момент 110 человек, можно смело 5% отнять. Примерно 102, получается. А если взять КМ, то из 220, ты будешь 180. Вообще от трассы сильно зависит. Если это плоский Леоганг, то будь ты хоть любителем, хоть профессионалом, едешь ты там +-2 км/ч, везде одинаково, на этой «прямой», поэтому я его не люблю. А если это затычная трасса, с кучей поворотов, то там можно отрыва минуту и больше получить.
В общем, я не пытаюсь себя со звездами сравнить. В то время я чувствовал, что отстаиваю честь страны. Не понимал, почему остальные не хотят кататься, какие-то доводы приводили, что это дорого, не хотят позориться, искренне боялись и т.д. Есть, конечно стрессовые ситуации. Ты когда кататься начинаешь, то со всеми на одной волне, на одном уровне. Прикатываешься к трассе, чувствуешь себя комфортно. А когда начинаются заезды ближе к финалу, ты чувствуешь, что мешаешь многим участникам и ты должен либо ускоряться, либо пропускать остальных.
В первом случае есть большой риск травмироваться, а во втором ты постоянно думаешь, нет ли кого позади и это отвлекает от тренировок. В общем и целом, новичку, который не бывал в таких ситуациях, психологически будет действительно сложно. Одному по трассе ехать гораздо удобнее, чем ехать, когда тебя кто-то догоняет сзади. В целом, я научился ездить с нормальной скоростью, в чем-то рисковать. Есть проблема помех быстрым гонщикам, но для этого, наверное, и есть тренировки топ-30 или топ-20 элиты.
Ездить ты на ЧМ перестал, потому что они исчезли из Европы. Ты так и продолжал ездить один на соревнования или ездил с кем-то?
С точки зрения технически-финансовой поддержки, со мной ездила Ольга Никонова. Будучи мамой одного из гонщиков, она очень заинтересовалась происходящим в МТБ-мире. Ее интересовала борьба за первые места и решила взять интервью для нескольких журналов. Вот с ней мы очень много гонок посетили. Поскольку я не один платил за номера, гостиницы, переезды, это получалось намного выгоднее. В один из годов я успел посетить КМ в Виго, Испании, где мы намотали 1000 км на машине, Леоганг, Шладминг и т.д. Очень много этапов за сезон проехал и почувствовал, что морально готов все этапы проехать. Это было бы круто: проехать все гонки, побороться за средний рейтинг.
Даже Устинович (тренер сборной) спросил, не хочу ли я гоняться за сборную. Я стал всерьез задумываться, что я стану крутым гонщиком, представителем Федерации нашей. Хотя, в те годы я спокойно заезжал в необходимые для члена сборной нормативы. Мало того, Устинович иногда звонил и спрашивал: «Сережа, расскажи, кто у нас самый быстрый гонщик?», тогда я перечислял Зарецкого, Левочкина, Грека и т.д. Не нужны были никакие рейтинги, подсчеты или что-то подобное.
Расскажи про этап в Виго подробнее, пожалуйста. Там были необычные подъемники, кажется, так было в описании?
Всегда, когда езжу на гонки, смотрю, чтобы обязательно был подъемник. Это больной вопрос. Без него даунхилла как такового не может быть, я считаю. И когда смотрю ролики всяких крутых прорайдеров, как они поднимаются в гору и тащат на какой-то хребет свои велики — для меня это удивление. Потому что можно каким-нибудь квадроциклом (хоть они зачастую этим пользуются) или другими средствами закинуть их туда. Найти способ, в общем. Даже Артема Грека в свое время на квадроцикле поднимали до старта, чтобы пешком не ходил.
Когда я приехал в Виго, меня впечатлил, первым делом, океан. Красота неимоверная, начало сезона. Самая-самая весна, раньше не понимал и не задумывался. Чтобы карта КМ была логичной, нужно первый этап сделать там, где тепло. И вот Виго было правильным решением. Хотя, странно, это ведь север Испании, даже не юг, но все равно Испания – это тепло. Там было замечательно, трасса чуть шокировала деревьями. Тонкие, прямые и высокие деревья, а трасса – коричневая. Не глина, а какая-то непонятная смесь.
Все происходило в тесной деревушке, которая не походила на место проведения КМ. Потому что когда приезжаешь на гонки в какие-нибудь Германию или Австрию, там поля, огражденные у подножия горы лентами. Все готовится для приезда тысячи зрителей. Если нет таких мест, то организуется спортивный городок, в котором размещаются спортсмены. Даже на ЧМ когда приезжаешь, туда платный вход, потому что там какие-то концерты, шоу, зрители могут купить флажки, в общем, все красиво, ярко.
Если ты забыл бейдж, являясь участником, тебя все равно не пустят к твоим команде и фургончику. Второй ярус – любители, которые не забронировали официальные места. Они стоят со своими рюкзаками, палатками и т.д. Третий ярус – просто зрители, для них несколько гектар полей, заставленных машинами. Наблюдал однажды случай: начинается ливень, эти поля размывает, они пропитываются влагой, все машины застревают и ездят трактора, их вытаскивают по очереди. Очень интересное зрелище.
Когда мы приехали в Виго, ничего подобного не было, внизу был океан. Поднявшись наверх по серпантину, увидели маленькое футбольное поле и здание администрации. Больше ничего не было. Мы приехали сильно заблаговременно, чтобы потренироваться. Оказалось, что ничего нет: ни разметки, ни трассы. Ничего. Чуть позже познакомились с местными ребятами, которые выступали за один из известных брендов еще до прихода в команду Фабьена Бареля. Они катались абсолютно на таких же великах, как у меня. Очень удивились фрезеровке на моей раме и сказали, что сделают себе такую же (спустя пару лет, кстати, такие отверстия появились и у них в рамах, по-моему, да и вообще много, кто стал копировать, хотя по примеру одного из брендов я сделал в раме 5 отверстий вместо одного).
Самое удивительное: в Виго не было подъемника. Грунтовка шла наверх и только к началу тренировок появились автобусы и грузовички, в которые грузились наши велосипеды. Транспорта, чтобы все поднимать, не хватало (можно себе представить, сколько его требуется на, примерно, 150 человек). Поэтому были дикие очереди и в день получалось всего 5 тренировочных заездов. В том же Шладминге, к примеру, очень быстрый подъемник и можно в день сделать 50 спусков, если ты — очень сильный и крепкий парень.
Это был первый негативный опыт подобного рода, второй был с очередью и подъемами на машинах в ЛаБрессе. Там так же не оказалось подъемника, трасса проходила по полям и у кого-то на частной территории разобрали часть забора, через который мы прыгали. Одним из элементов вообще был прыжок на крышу чьего-то маленького домика.
То есть, вопросы с организацией – проблема не только российского масштаба?
Нужно понимать, что наш спорт не самый крутой. На самом деле, все то, что происходит у нас (нет подъемника, проблемы организационных моментов) – все это возможно и там. Некоторые чемпионаты Европы просто отменяли.
Если же говорить о самом «звездном» выезде, то это, пожалуй, был выезд в Грецию. Чемпионат Европы, крайне доступный, потому что легко на него попасть: принимать участие в нем могут более 10 гонщиков от страны. Нет пафоса такого, хотя вроде и чемпионат, а для меня чемпионаты Мира и Европы, пока я туда не съездил, значили немного иное. Трассу между собой мы прозвали «Каменный Завод» или «Бетонный Завод», потому что колеса по втулки уходили в пыль. Если стартовать ранее, чем через полминуты за предыдущим гонщиком, то ни в маске, ни как-то иначе нельзя было что-либо разглядеть.
Почему «звездная поездка»? На эту гонку поехали Спец, Маточенко, Тохтуев, Гриша, Денис Левочкин, Денис Зарецкий и т.д., сильнейший коллектив райдеров. Очень веселая поездка в разгар лето, страшную жару. Юра Маточенко уехал раньше нас и писал по несколько смс в день с текстом: «Ребята, пожалуйста, возьмите машину с кондиционером, обязательно проверьте».
Когда я вышел из аэропорта, понял, о чем он писал. Впервые я испытал ощущение, когда ты выходишь на улицу и тебя обжигает. Чтобы хоть как-то попытаться передать: представьте полную противоположность ледяному ветру. Когда ты прячешь шею от ветра, который обжигает тебе все. Когда от этого плохо и больно. Вечером ветер утих, а мы взяли машину с кондиционером, как и хотел Юра.
Было смешно: какой-то маленький автобус, что-то среднее между легковушкой и микроавтобусом, мы туда капитально набились. Одна машина дешевле, чем две, к тому же, вроде как, почти автобус. И великов туда можно было много напихать, а еще в планах было подниматься на этом авто на гору. Мы приехали на место жительства, Юра встретил, сказал, что мы молодцы. Стали ездить на машине на море.
В один из дней, поднимаясь на авто в гору (а водили ее только два человека, которые были записаны в документах), на одном из обгонов я промахнулся передачей, что-то захрустело и мы лишились коробки передач. Долго разбирались с прокатной конторой и вместо бусика нам прислали две легковые машины. Это был полный провал, потому что в машины не влезали ни велосипеды, ни люди.
Нас спас хозяин гостиницы, который к нам сначала не очень хорошо отнесся, но потом узнал, что мы участники соревнований и раздобрился. За небольшую плату он возил нас на своем пикапе до места. Из одного микроавтобуса мы сделали две легковушки и очень сожалели, что приходится тратить деньги на бензин больше, чем для одного автобуса.
Как вы выступили там, в итоге?
Выступили, кстати, очень хорошо, обогнав всех греков, хотя гонка проходила в Греции. Мы были в 30-ке (Зарецкий, Левочкин и я). Зарецкий в тот момент был сильнее нас всех вместе взятых в ту эпоху.
Там мы просто «плыли» по этому толстому слою пыли. Подъемник был, но как-то так получилось, что повесили его аккурат к нашему приезду. На следующий день после гонки мы приехали туда покататься, но все кресла уже сняли. Место не подходит под понятие курорта, просто подготовили все для одной гонки, а потом сняли. Плюс, разные фейлы случались с организационной стороны: дождь или сдуло сетку, к примеру. Чего-то запредельного от таких мероприятий ждать не приходится.
В заключение расскажи, пожалуйста, про Артема Грека, которого ты уже упоминал несколько раз. Есть ощущение, будто он пришел из будущего в прошлое и все навыки тех лет он уже использовал тогда, когда никто не знал, что трамплины надо прыгать. Или знал, как правильно ехать и так далее. В общем, выделялся по всем параметрам очень сильно, видимо. Знал несравнимо больше, как надо делать. Что скажешь на этот счет?
Тут даже добавить практически нечего. Идеально подчерпнуто то, что я хотел сказать. Только, может, то, что впервые я его увидел в Битце, когда он катался на триальном велосипеде. Прыгал через всякие деревья, развлекался, в общем.
В принципе, техника катания даунхилла на заре 2000-ых сильно отличалась от сегодняшней. Сейчас все ездят на скорость, время, прыжки, а в то время было важно ездить съезжалки. Поэтому все приезжали сползать медленно в короткие овражки (медленно – потому что не было места разогнаться). На косых уклонах и корешках ловили грань сцепления покрышек с землей. Все учились именно этому. Это поможет на каких-нибудь затычных поворотах, но в реальности я понимаю, что мы очень много упускали тогда. Замыкались на одной технике катания и не развивали скорость. У меня до сих пор отголоски тех времен: я не люблю скорость, люблю сползалки. На них чувствую себя уверенно, а вот на скоростных вещах некомфортно.
Байк у Артема всегда был лучший. Хоть и не в нем главное. Лучшие элементы, технологии, подвески, тормоза – это удивляло. Стиль катания тоже отличался: он умел и прыгать, и триалить (участвовал в соревнованиях), он ехал на голову лучше остальных. В последние годы лидером являлся американец Аарон Гвин, к примеру. Подобно этом, первым, кого я запомнил, был Грек. Он был недосягаем, выигрывал и большие гонки и мини-даунхилл. Отрывы были настолько фантастическими, что люди не верили. Думали, что секундомер неправильно сработал или судья написал вместо 4, 3 минуты.
Потом Артем съездил за границу (тогда выступал за GT), пообщался с технической частью команды. Получилось так, что он купил себе велосипед командной расцветки, комплектации и сама рама весила на килограмм меньше. Была тонкостенной. Он до сих пор на этом велосипеде катается по Битце, сам велосипед отлично катит и соответствует стандартам эндуро. Но на нем он стал просто недосягаем.
И в какой-то момент все закончилось, он перешел в другую команду («Велоимперия»), получил другой велосипед. По тем временам он казался классным и соответствующим по комплектации (на этом же велосипеде ранее упомянутый Осис привозил всем немало секунд). С новым велосипедом появились и новые проблемы: ломались то подвеска, то перья, то текли тормоза и т.д.
Он был на такой же (возможно именной этой) раме:
Как-то на соревнованиях в Красной Поляне он приехал с одним тормозом, хоть и неплохо, но уже не первым. Все последующие гонки он продолжил проигрывать. Изменение было очевидно каждому, казалось, что велосипед потянул его на дно. Трудно сказать, вырос уровень ребят, у Артема приоритеты поменялись или во всем виноват велосипед. Но тем не менее, он мне запомнился в ту эпоху и никогда не будет побежденным. Я считаю, что он был самым сильным велосипедистом эпохи.
Если сравнивать с нынешними гонщиками в лицах Жени Шипилова, Николая Пухиря, для меня Артем Грек все равно останется запоминающейся фигурой, как сегодня Гвин.
-
добавить в избранное
1
- +191
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (11)
kerasin
Никогда не забуду как, возвращаясь, домой из Севастополя в поезде, мы Сержом и остальными ребятами «пили какие-то напитки» ))) пели песни про оленей и сиреневый туман. Тогда, он поведал про новомодный pumptrack, и то на сколько это крутая тема. Через пару недель эта тема появилась и у нас в городе. Короч, я горжусь тем, что знаю этого крутого дядьку)
Yakadzun
TallioN
Я видел Грека всего лишь раз, в Битце, но был нереально впечатлен тем как он едет и ловит Flow. )
Это потом уже Полковник мне растолковал что тот парень, который так неслабо накатывал всех нас был Артем Грек.
Traktor23
OlegShturman
Было бы круто почитать статью о нем или интервью.
Спасибо!
maxxis
slopestyler
amstafff
G0BLIN
Traktor23
amstafff