Corto — Советы тренеров о тактике в крымском Corto марафоне
15 сентября закрывается удешевленная регистрация в крымской многодневке, которая пройдет 21-24 сентября в Приветном и окружающих его горах.
Не все понимают, насколько сложной будет эта многодневка. Только в финальный (четвертый) день гонщикам предстоит преодолеть 86 километров в гоночном темпе. Это накладывает очень много отпечатков на то, как надо ехать гонку, как отдыхать, что брать с собой.
Мы хотим помочь потенциальным участникам, а потому взяли два интервью на эту тему у профессиональных тренеров. Юрий Левинзон и Руслан Грицан, как большинство из вас знает, имеют огромный опыт личных стартов в многодневках, а помимо этого обучение гонщиков — их ежедневная работа. Давайте посмотрим, что они посоветуют нам при участии в такой гонке.
Советы Юрия Левинзона.
О темпе в гонке:
Начнем с того, что кросс-кантри и марафон – совершенно разные вещи. Если в кросс-кантри ты все подъемы вжариваешь, по-хорошему, за анаэробным порогом, то ехать многодневки, такие как эта, Бескиды, Судеты, ты должен ровным темпом, ниже этого порога. Ты не можешь из каждого поворота разгонять велосипед. Тебе нужен ровный темп. Самое главное: правильный подбор передач на многодневку. Нельзя заламываться. Первый день можешь проломать передачи, но потом умрешь. На марафонах нужно работать на педаляже. Даже если кажется, что можешь где-то проломить в подъемы, лучше спокойно проходить на педаляже. Это лучший способ остаться живым до последнего дня. Первый день – на свежака, второй день – на дурака, а на третий только начинается многодневка. Много ума не надо, чтобы вжарить первые два дня, а потом быть неспособным к соперничеству.
Плюс, спуски нужно ехать аккуратно, понимая, что починка после поломки велосипеда займет гораздо больше времени, нежели чуть более медленный спуск. Я обычно спуски еду на 90% от того, насколько мог бы их ехать на максимуме. Иногда бывает очень много внезапных элементов. Прописывая поворот, ты рассчитываешь на сухой грунт, а тут в самом критичном месте оказывается лужа или грязь, а там уже будет непонятно что.
Плюс, спуски нужно ехать аккуратно, понимая, что починка после поломки велосипеда займет гораздо больше времени, нежели чуть более медленный спуск. Я обычно спуски еду на 90% от того, насколько мог бы их ехать на максимуме. Иногда бывает очень много внезапных элементов. Прописывая поворот, ты рассчитываешь на сухой грунт, а тут в самом критичном месте оказывается лужа или грязь, а там уже будет непонятно что.
О темпе со старта:
В марафоне, особенно с горными этапами с набором 3-3,5 тысячи за этап, ты не можешь себе позволить сидеть за соперниками, которые сильнее тебя – это самоубийство. Ты должен стартовать по ощущениям, если мало опыта и нет измерителя мощности, ты не знаешь, на что способен. Поэтому должен стартовать с ощущением, что каждую секунду ты мог бы добавить еще, если бы захотел.
Нужно себя сдерживать, но при этом так, чтобы осознавать, будто при желании можно было бы еще быстрее ехать. Это единственный ориентир, на который нужно полагаться. В начале, когда ты свеж, легко зайти за анаэробную зону и этого не почувствовать, потому что организм свежий, этого не чувствуешь. А когда молочка накатит, уже будет поздно и придется перейти на темп, который ниже того, что ты мог бы поддерживать на протяжении всей горы.
О питании:
Стараюсь просыпаться примерно за 3 часа до гонки и есть завтрак, который к старту точно переварится. Желательно стартовать с пустым желудком и ощущением, что не голоден. Поэтому просыпаюсь, ем овсяную кашу с фруктами (исключительно на многодневке, так я ее ненавижу), яичницу, ничего мясного (потому что это все утяжеляет и точно не переварится до старта). Никаких сосисок или колбасы, всю эту дребедень не советую есть перед стартом.
За час до старта ем либо батончик какой-нибудь из фиников/орехов, либо протеиновый батончик, либо банан. В промежутке менее часа до старта я не ем ничего углеводосодержащего, чтобы не спровоцировать выброс инсулина, который, в свою очередь, может привести к упадку сахара в крови.
Дима Петров писал, что он минут за 5 до старта съедает углеводный батончик, чтобы он переварился уже по ходу гонки. Что скажешь об этом?
Вполне приемлемо, потому что 5 минут недостаточно, чтобы спровоцировать выброс инсулина. Правда, если есть, то в небольшом количестве, чтобы чрезмерно не наполнять желудок. Лично я обхожусь без чего-либо, здесь все индивидуально.
О технических проблемах:
На такого рода многодневках, как польские, как та, что предстоит в Крыму, на них велосипед после каждого этапа переживает маленькую смерть. Ты стартуешь на идеальном велосипеде в идеальной кондиции, а финишируешь на велосипеде в хлам. Тебе нужно привести велосипед в порядок до старта следующего этапа. Помыть его, все смазать, проверить, чтобы все работало так, будто ты не стартовал до предстоящего этапа. Что касается покрышек – очень важен стиль езды. Я за 3 многодневки в Польше, Израиле (из последних, которые ехал) и в Крыму ни разу не прокололся, но я на камнях еду очень аккуратно. Лишний раз не рискую, чтобы не порезать или не проколоть покрышку. Стараюсь риски не брать на себя. Порезы и проколы занимают очень много времени на починку и выбивают из ритма.
Стартовать лучше всего на новой покрышке, тогда шансы на прокол снижаются. Плюс то, что должно быть всем понятно: лучше ехать на бескамерках, других вариантов вообще нет.
О делах после финиша:
Такого рода многодневка требует огромного количества энергии. По большому счету, жрать нужно постоянно. Иначе просто не сможешь восполнить ту энергию, которую тратишь на протяжении этапа. Пару этапов проедешь, а потом энергия может закончиться. Бывает так, что на третий день у людей пропадает аппетит из-за перегрузок. Все равно нужно пытаться что-то съесть, закидывать калории.
Лично я сразу после финиша закидываю что-то в желудок, чтобы начала восполняться энергия. Это может быть рекавери, банан, в зависимости от того, насколько голодный ты приезжаешь. Сразу же иду мыться в душ и спать. Только после этого иду тщательно мыть велосипед. Помыть керхером – это не тщательно. А вымыть его именно так у меня нет сил сразу после этапа. Поэтому сначала привожу себя в полный порядок, а потом уже велосипед, часа через 3.
Сразу после каждого этапа я всегда-всегда-всегда иду спать на 1,5-2 часа. Как можно быстрее. Финишировал, перекусил, помылся и спать. Только после этого я готов заняться другими делами и велосипедом. Одна из самых потрясающих штук, которая помогает восстановиться – Compex. Электростимулятор, который помогает мышцам восстановиться. Не у всех он есть, стоит дорого, но реально работает.
Советы Руслана Грицана.
О навигации:
Навигатор со свежескаченным треком нужен обязательно. Потом на него смотришь, сверяешься во время гонки и едешь. Я всегда делаю так. Т.е. ничего, кроме карты не отображается, ни дистанция, ни что-то ещё.
Направление подскажет трек в навигаторе, немножко хоть в пространстве и теряешься (неважно где север, где юг – двигаешься по треку). Раньше организаторами выдавалась маленькая наклеечка, клеилась на руль, но была очень мелкой, цифры были почти не видны. Ручкой дополнительные пометки делал, на каком километре вершина, чтобы примерно представлять. Уже этап представляю, только чтобы вспомнить, если этапы в голове перепутались. Посмотрел на профиль – вспомнил, что у тебя ещё один подъем и все.
Перед стартом нужно посмотреть на трассу, что она из себя представляет, закачать трек в Гармин, плюс, профиль трасс. И, конечно, нужно представлять, что есть на пунктах питания и где они находятся, хотя бы примерно. Много еды с собой на старте не возьмешь, плюс пополнить запасы воды нужно будет. Также желательно заранее испытать навигатор, чтобы понять, что он показывает и как по нему ехать.
О стабильности (Руслан был оценен как фаворит будущей гонки по этому параметру):
Стабильность – в общем-то, я проехал два марафона здесь и все этапы закончил с хорошим результатом и хорошим временем. Поэтому, возможно, стабильность моя так высоко и оценена. Стабильность с тактикой рука об руку. Мне достаточно много лет, большой опыт, я сам реально оцениваю свои силы. Например, не бросаюсь за тем, кто пытается уехать в начале дистанции.
Наверное, дело в моей сильной нервной системе. Все это я воспринимаю как очередное препятствие или приключение, которое нужно преодолеть, не начинаю нервничать. Секрет прост. Я знаю, чего от себя можно ожидать. Я еду осторожно, поэтому у меня не так много технических проблем, как может быть у кого-то.
О технических проблемах:
За 8 стартов здесь, в Крыму, у меня был всего 1 прокол, я наехал на стеклышко. А так прокол может произойти где угодно. В населенных пунктах нужно смотреть под колеса и все это объезжать.
При подготовке велосипеда к марафону я не гонюсь за супервесом. Я ставлю надежные компоненты, к примеру, у меня спереди одна звезда и использую успокоитель, чтобы цепь не слетела. Даже с фирменных нв-звезд цепь слетает на ходах. Усиленные покрышки (каждая на 100 гр тяжелее легкой, но боковина не режется, потому что усиленная).
Maxxis Ikon спереди и сзади, проехал на них 2 этапа марафонов. Спереди ставлю версию с шириной 2.35, сцепление переднего колеса лучше из-за этого. Обод у меня узкий и если на покрышку в разрезе посмотреть, то получается что-то вроде треугольника, боковиной где-то просто невозможно чиркнуть. На моем велосипеде не такой большой зазор между протектором и задними перьями. Если будет грязь (хоть до этого и не было), то очень быстро забьется в этот промежуток и колесо просто остановится. Или, допустим, если спица сломается, то образовавшаяся восьмерка непременно будет цеплять за перья, чего не хотелось бы. Все-таки 2.2 спокойнее и зазор хороший, плюс, это достаточная ширина. Так как спуски — моя слабая сторона, я пытаюсь получить уверенность за счет установки более широкой покрышки вперед и поменьше давление накачать.
О борьбе с проколами:
Я беру две камеры, насос с двумя баллончиками по 25 гр каждый (чтобы хватило на каждое колесо 29”). Заплатки тоже, маленький наборчик с самоклеящимися заплатками. Насос Birzman, длиной 9 см, чтобы в крайнем случае докачать. Пока что не пригождалось. Еще с собой набор для ремонта бескамерки со жгутом. Этим жгутом я и пользовался, когда у меня был прокол. Пришлось покрышку с обода снимать, жгутом закрыл дырку, подкачал насосом и поехал дальше. Еще с собой мультитул с выжимкой и замком цепи.
О питании на трассе:
На раму приделываю гели, беру пару батончиков с мюслями. На пунктах питания бананы.
На пунктах трачу 15-20 секунд, может, 30, если необходимо. Подъезжаешь, просишь наполнить флягу, пока это осуществляется, закидываешь банан и какой-нибудь сладкий батончик, либо что-то еще из предложенного сладкого берешь. Фляжку во флягодержатель, сладкое в руке и поехал. По ходу движения уже думаешь, чего тебе больше хочется: чего-то помягче вроде банана или же мюсли, печенья какие-то.
Во время дистанции мало ем вообще. И беру с собой набор, которого хватает до финиша. Единственное, чего не хватает обычно в теплую погоду – воды. В дождливую или не очень теплую погоду своего запаса вполне достаточно (2 фляжки: 750 мл и 500 мл). Обычно же не один день. Был бы один день, можно где-то недоедать или недопивать, а в многодневке такого себе позволить не можешь. На одном из этапов недоел или недопил – скажется на следующем обязательно. Все время нужно питаться. Раньше я к этому халатно подходил. Теперь ем регулярно, стараюсь каждые минут 30 что-то забрасывать, чтобы никакого чувства голода не было.
О делах после финиша:
Сразу же, как организм позволит — нормально поесть/попить, витамины принять, как только удастся – поспать. Организм на тот момент сам хочет горизонтального положения. Можно и не уснуть, но полежать надо обязательно. В идеале, конечно, еще и массаж. Вечером обязательно поднять себя с кровати и привести в порядок велосипед. За такой этап что угодно может быть. В прошлом году я раму подклеивал. Трещина пошла, которая была раньше. И на такой раме еще два этапа ехал.
О темпе:
Никаких секретов больше и нет, в общем-то, новички должны трезво оценивать свои возможности. Не нужно начинать валить за гонцами, особенно по спускам, ведь есть действительно опасные места. Большинство людей сюда попадает в первый раз. Быть аккуратнее – вот главное, пожалуй.
-
добавить в избранное
- +63
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (0)