FORMAT — История создания карбоновой рамы Format 1110
У нас всегда была страсть к карбону. Поэтому мы сделали раму, которую до нас в России не делал никто. Новая модель отличается от 1920 улучшенными прочностными и эксплуатационными характеристиками.
Антон Чиков, инженер конструкторского бюро Format:
«Вся история началась с алюминиевой версии рамы. В 2014 Format было необходимо разработать гоночный найнер для ХС, чтобы оставаться в тренде. Мы понимали, что алю версию рамы будет сделать быстрее чем, карбон. Поэтому, разрабатывая 11 алю, мы сразу думали о том, что будем делать карбон и что преемственность должна быть соблюдена.
Яснопонятно, что алю и карбон – это совсем разные истории в плане изготовления. У алю и карбона совершенно разные техпроцессы при производстве и разные ограничения в возможных формах узлов. К примеру, невозможно, на алю версии рамы сделать верхнюю кромку рулевого стакана заподлицо с верхней гранью верхней же трубы. Элементарно не будет места для сварочного шва.
Но основные моменты, как форма труб, будущие сочленения узлов (рулевой стакан + верхняя и нижняя трубы; подседельная труба + верхняя труба + верхние перья; каретка + нижняя труба + нижние перья + подседел) и переходы главных линий были учтены при создании алю версии.
Но основные моменты, как форма труб, будущие сочленения узлов (рулевой стакан + верхняя и нижняя трубы; подседельная труба + верхняя труба + верхние перья; каретка + нижняя труба + нижние перья + подседел) и переходы главных линий были учтены при создании алю версии.
В январе 2015, принялись разрабатывать карбо-версию 11 рамы. Предварительно, очень плотно и подробно, пообщавшись с командой Format Udmurtia, обсудив все нюансы и фичи, начали накидывать 3D-модель.
В процессе создания первой 3D-модели было 14 промежуточных вариантов. Сам процесс создания модели занял 3 месяца с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу.
В итоге, утвердив финальные формы, линии и переходы, отправили модель в печать в масштабе 1:1.
В итоге, утвердив финальные формы, линии и переходы, отправили модель в печать в масштабе 1:1.
Получился вот такой конструктор. Так сделано специально для облегчения транспортировки и хранения + мы были ограничены размерами печатной камеры принтера.
Шучу, вот так в итоге выглядела рама:
После детального изучения напечатанной модели и переговоров с производителем карбоновых рам, мы нашли некоторые неочевидные моменты в конструктиве, форме труб и сочленениях узлов, требующих доработки, которые было невозможно разглядеть на 3D-модели, какой бы точной она не была. И вот именно этот процесс (ожидание 3D- печати, переговоры и неотложная текущая работа с массовыми моделями для сезона 2015 – 2016), занимает больше всего времени.
К тому моменту, замечательный стандарт Boost, дающий большую свободу в проектировании, успел хорошо зарекомендовать себя. Разумеется, мы тут же решили его использовать и вторую версию 3D-модели делали уже с учетом этого стандарта.
Шучу, вот так в итоге выглядела рама:
После детального изучения напечатанной модели и переговоров с производителем карбоновых рам, мы нашли некоторые неочевидные моменты в конструктиве, форме труб и сочленениях узлов, требующих доработки, которые было невозможно разглядеть на 3D-модели, какой бы точной она не была. И вот именно этот процесс (ожидание 3D- печати, переговоры и неотложная текущая работа с массовыми моделями для сезона 2015 – 2016), занимает больше всего времени.
К тому моменту, замечательный стандарт Boost, дающий большую свободу в проектировании, успел хорошо зарекомендовать себя. Разумеется, мы тут же решили его использовать и вторую версию 3D-модели делали уже с учетом этого стандарта.
В итоге, освободившись в середине февраля 2016, от неотложной работы, уже по 2016 – 2017 сезону, приступил к доработке рамы. К этому моменту дорабатываются скетчи для рамы».
«Прямые линии и большие плоскости создали стремительный образ, а резкие изгибы труб добавили агрессии.
Формы рамы продиктованы современными тенденциями. Применен тот же язык проектирования, что и для алюминиевой 11 серии, а это значит преемственность во внешнем виде моделей верхнего уровня и, как следствие, лучшая узнаваемость велосипедов Format.
Форма не вопреки, а для функциональности: расширяющаяся в нижней части подседельная труба, которая препятствует попаданию грязи на передний переключатель и звезды. Плоские поверхности и отсутствие различных перемычек и мостиков в районе соединения подседельной трубы и перьев обеспечивают свободное вращение даже обильно облепленного глиной заднего колеса».
Антон Чиков, инженер конструкторского бюро Format:
В нашем случае, доработка рамы означала, фактически, сделать с нуля новую модель, так как переделка касалась самого сложного узла. Это было сочленение перьев, каретки, нижней трубы и подседельной трубы.
На этот раз все было быстрее на месяц. Рука набита, основные моменты ясны.
И дальше по накатанной: печать на 3D-принтере и тестовая сборка с различными компонентами, перед отправкой модели производителю карбоновых рам.
На этот раз все было быстрее на месяц. Рука набита, основные моменты ясны.
И дальше по накатанной: печать на 3D-принтере и тестовая сборка с различными компонентами, перед отправкой модели производителю карбоновых рам.
«У нас всегда была страсть к карбону. Поэтому мы сделали раму, которую до нас в России не делал никто. Новая модель отличается от 1920 улучшенными прочностными и эксплуатационными характеристиками.
Сертификационные испытания проводились аккредитованной лабораторией в Азии, они подтвердили соответствие требованиям технического регламента. В результате, регистром сертификации нам был выдан сертификат соответствия Safety requirements for bicycles ISO–4210–2015 (E).
Уже в мае партия рам будет передана гонщикам Format Udmurtia для тестирования в жестких условиях тренировок и соревнований. В планах создать комплит на основе 1110».
Полный спек и о старте продаж вы можете узнать здесь.
-
добавить в избранное
- +170
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (50)
а так то молодцы, поздравляю с новой рамой
геометрия рамы
ilyamaksimov
boogie
tazhate
Но Формату, похоже, приглянулись из всех возможностей только зонт пошире и перья потолще.
boogie
https://www.sram.com/rockshox/technologies/boost
Специально прям выделил.
tazhate
Специально прям выделяю:
More clearance for bigger tires
Improved frame geometry with shorter chain stays
Помимо жёсткости колёс, буст приносит очень крутые дополнительные штуки типа коротких перьев и больших зазоров. Большинство производителей пользуются этими вещами, а вот Формат решил не дёргаться. Их право, а проголосует всё равно покупатель своими деньгами.
Для нашего климата возможность поставить на зиму колёса 27.5+ это киллерфича, как и короткие перья в эпоху техничного и фанового кросс-кантри (при умирающем чисто гоночном XC). Те же 26ые велосипеды с перьями 425-430 ехали в любые доступные подъемы, лестницы и не обламывались. Не можете в правильную развесовку на подъеме - покупайте Формат, козлить не будет.
dracoola13
pustota
ilyamaksimov
Буст же, имхо, был применён чисто как инструмент, позволяющий более просто организовать узел кареточного стакана и его соединение с перьями.
SergeiPikulin
хочется обоснования выбора такой геометрии.
а ещё интересно, планируется ли выпуск двух двухподвесов, например, кантрийных или трейловых?
jon_nik
Chute
В общем молодцы или нет покажет ценник.
Insect
26 не меняется. с каждым годом все унылее читать унылые стоны вмкадовской публики. Я извиняюсь.
pAnda
Я указал на то, что по сути получилась стандартная кк рама, не имеющая каких-либо технических преиществ перед тем же каталожным китаем (привет Cube). Поэтому, чтобы она была привлекательной на нашем рынке при конкуренции со стороны больших зарубежных брендов… Она должна быть просто дешевле!
Insect
schmel
да вы, батенька, эксперт!
raskladnoy
Naman
2) Стандартность у этой кк-рамы по моему околоунулевая. Ну, может Антон поделится, если на это есть добро какими-то подробностями насчёт использования каталожных узлов, хотя на первый взгялд это не очевидно.
SergeiPikulin
Парни, а то, что на этих рамах будет кататься (и уже наверняка их протестировала) команда Format Udmurtia, где люди весьма серьёзные, вам что-нибудь говорит? Пускай, производство может быть хоть на Луне, если мы получим, нет, не вдвое дешевле, а конкурентный по цене продукт. К тому же качество которого, при случае, можем оспорить в одной юридической зоне и на одном языке. Это я о надежности.
Ну и пользуясь случаем — привет Сереге Власову. Был очень рад его лицезреть.
Polkovnik
Polkovnik
EnduroKotuk
Не путай «вполне возможно» и «совершенно точно» ;)
И так делает подавляющее большинство.
tazhate
EnduroKotuk
Скажу очень «секретную» инфу- у фирмы Спешиализед (да-да бренд номер 1-2 мире) нет своего производства от слова совсем. Аэро-труба есть, а заводов нет.
Зато можно комфортно работать в условиях, когда ты знаешь, какие технические возможности тебе даёт твой исполнитель, и ориентироваться на это. Это общемировая практика, рама рисуется, продумывается и подгоняется либо под тот процесс производства, который есть, либо под эту раму выбирается другое производство.
Я сейчас не берусь за те немногие бренды, которые имеют у себя лаборатории по работе с материалами (очень дорого), аэродинамикой, собственные опытные производства, итд. Это совем другой уровень производителей.
SergeiPikulin
jon_nik
SergeiPikulin
NapsterClash
pustota
А я боюсь и эту хс-раму будут в лучшем случае минимум год обкатывать, прежде чем в серию запустят.
amstafff
pustota
SergeiPikulin
Правда я не настоящий сварщик. Т.е. не прочнист. Так на глаз грубо что-то прикинуть)
pustota
Invan
Я вижу разницу между рисовать с нуля и адаптировать существующую раму под другую гео. Я не утверждаю, что ни чего считать не надо, но работы понадобится выполнить меньше, хотя допускаю, что могу ошибаться. В некоторых случаях проще снести к монахам существующую инфраструктуру и развернуть новую.
Сечения и геометрия труб уже есть, их не надо рисовать с нуля, их нужно пересчитать.
Врочем не вижу смысла спорить)
pustota
… Я вижу разницу...
… Я не утверждаю...
… хотя допускаю...
Шикааарно, вы часом не политик?)
wibird
mrStep
Если бы Формат, как тут активно предлагают в комментах, пошел по пути наименьшего сопротивления, взял каталожную китайскую раму и тупо её покрасил, вони было бы просто через край! «зачем нам китайское говно задорого с какой-то невнятной покраской», «могли бы и получше выбрать модель, я знаю саму тру хс-раму (и езжу на ней в пвд)», «надо было цену в 20к сделать, на али экспрессе же такие цены», итд.
SergeiPikulin
Wild_Cat
B-race
Но можно, для меня, как для простого обывателя, сказать, почему «мне» надо купить именно эту раму, а не Спеша, Келис, Скот или что-либо с Алиэкспресс? В чем ее неоспоримый +? Или она просто аналог других рам и по крайней мере не хуже?
Artemiy
tazhate
twice
jon_nik
Алиэкспресс — карборама ща 20000 с кареткой, осью, рулевой и сменными дропаутами.
Artemiy
raskladnoy
Artemiy
ilyamaksimov
Мало кто знает, но вот я, например, человек, который «раскрутил» брэнд белорусских инженеров на 26 — вообще никак не связан с проектированием, чертежами и прочим (хотя конечно в технике немного шарю и образование у меня не гуманитарное). Я всего лишь идейный вдохновитель и фотограф с навыками писания складного текста. А детали делает токарь на заводе, но про него никто не знает. Как и про китайцев, которые просто лепят рамы по разработкам команды Format.
pashevich
thresh
Чуть не забыл: скетчи Токарева Алексея — красивые, Фанагория — хорошее вино. Всё.
Belinsky