Блог компании Триал-Спорт — GT-Винтаж: Летающий банан. История Эдди Фиола
Герой нашего очередного ретро-выпуска — Эдди Фиола (Eddie «The Flying Banana» Fiola), легенда, стоявшая у истоков расцвета BMX Freestyle начала 80-х годов прошлого столетия. Его имя принесло славу GT Bicycles задолго до начала царствования маунтинбайка.
Эдди впервые «засветился» в конце 1981 года, когда его заметил Боб Моралез (Bob Morales – в то время райдер Haro), видя, как лихо Эдди раскатывает скейтпарк Лейквуда (Lakewood, Калифорния). Буквально через пару месяцев Боб помогает своему новому другу найти спонсора – японского производителя велосипедов и компонентов Kuwahara Shōkai, куда вскоре после Эдди переходит и сам. Там они оба принимают участие в разработке дизайна велосипеда BMX, участвовавшего в культовом фильме Стивена Спилбелберга «Extra-Terrestrial» (E.T.). В том же году 16-летний Фиола впервые получает титул King of the Skateparks в категории «Эксперты».
Однако уже в начале следующего года Эдди и Боб переходят в GT Bicycles, где участвуют в создании, пожалуй, самой известной рамы — GT Performer. Они принимают участие в многочисленных шоу, включая выступление в перерывах между заездами соревнований по мотокроссу Super Bowl на Anaheim Stadium, которое наблюдали 40.000 зрителей. В том же году он снова получает титул King of the Skateparks и приглашение судить Чемпионат Мира среди любителей. С этого года Эдии Фиола остается с GT Bicycles вплоть до завершения своей спортивной карьеры в 1987 году.
В 1984-м году Эдди становится членом ASPA (American SkatePark Association, организация, позже известная как AFA — American Freestyle Association), опекающей самых выдающихся фристайлеров. Летом этого года Эдди выигрывает Национальный Чемпионат, проходящий в Venice Beach (пригород Лос-Анжелеса), и отбывает в Великобританию для участия в серии контестов, транслировавшихся по телевидению на всю страну, показательных выступлениях и интервью. Именно тогда, от комментатора трансляций, он получает прозвище «The Flying Banana», данное ему из-за ярко-желтого цвета рамы и одежды. В том же году Эдди снова выигрывает титул King of the Skateparks, на этот раз в категории Pro и становится лучшим фристайлером года по версии сразу двух изданий — BMX Plus! и BMX Action Вike Magazine.
С 1985-го года Эдди Фиола был, что называется, нарасхват. Постоянные разъезды по соревнованиям и выступлениям, съемки в фильмах, для журналов и рекламы, многочисленные интервью и благотворительность. Он выигрывает кубок NORA, организованный журналом Freesytlin’ и снова становится лучшим по версии BMX Plus! В 1986-м году Эдди получает приглашение поработать каскадером на съемку фильма «Rad», и актер Билл Аллен (Bill Allen), исполняющий одну из главных ролей, из-за Эдди вынужден перекрасить волосы. Фиола выигрывает Чемпионат мира IBMXF в Ванкувере и его снова отмечает BMX Plus! Сезон заканчивается вторым общим местом King of the Skateparks…
За свою карьеру Эдди снялся в более сотни BMX видео и участвовал как каскадер в девяти полнометражных художественных лентах, таких как Contraband, Paul, The Dukes of Hazzard и даже в четвертой серии саги об Индиане Джонсе. В нескольких фильмах, например, Spy Hard (известная у нас пародия на шпионские фильмы с Лесли Нильсеном в главной роли), он сыграл себя самого.
Эдди Фиола принимал участие в тестах велосипедов для журнала BMX Plus!, проектировании Redline BMX, парка Woodward West Сamp и разработке 22-дюймовой рамы Faction для Mongoose.
В 2009-м году Эдди Фиола был принят в Зал Славы ABA (American Bicycle Association).
В 2013-м Фиола выпустил свой именной фреймсет, получивший название EF Proformer и произведенный в количестве всего 250 экзепляров.
Всё вышеперечисленное – далеко не все его проекты, выступления и награды за них…
Сайт bmxmuseum.com, известный своей обширной коллекцией фотографий винтажных велосипедов, присылаемых их владельцами, обсуждающих свои сокровища на форуме и периодически собирающихся прокатиться и потусоваться, решил открыть новую рубрику – интервью со знаменитостями. Первым гостем стал Эдди Фиола, пришедший в гости к одному из хранителей фотоколлекции – Мартину Уендту (Mаrtin Wendt).
MW: Привет, Эдди, большое спасибо за то, что пришел к нам. Для начала – немного твоих анкетных данных.
Полное имя: Эдвард Линн Фиола (Edward Lynn Fiola).
Возраст: 50 лет (родился 28 сентября 1964 года).
Место рождения: Bellflower, Калифорния.
Где проживаешь сейчас: Temecula, Калифорния.
Семейное положение: Женат с 1991 года, дочь Одри.
Сколько времени ты соревновался: с 1980 по 1988 год.
Какие у тебя были спонсоры: Kuwahara, Vans, Oakley, GT, Max Leathers, Torker, SE, Redline, Odyssey, Skyway, Shimano, Local Motion, G&S и ещё около 50 других, которых я не уже могу вспомнить.
Твоя любимая еда: Гамбургеры из In-N-Out.
MW: Твои любимые байки, на которых ты катался?
EF: Раньше — GT Performer. Сейчас — EF Proformer. Выглядят они, конечно, олдскульно, но катят не хуже, чем многие современные байки.
MW: Кто был твоим лучшим спонсором и почему?
EF: Все велосипедные… Когда ты получаешь велосипеды и экипировку, ты чувствуешь себя счастливым, как ребенок, оказавшийся в кондитерской лавке!
MW: А кто был худшим спонсором?
EF: Спонсор по определению не может быть плохим.
MW: Расскажи про самое безумное шоу, в котором тебе довелось участвовать.
EF: Все они были по-своему сумасшедшими… Было у нас одно шоу в Англии. Там было столько народу, что после выступления нам пришлось бежать от фанатов через пожарный выход, так как автограф-сессия слишком затянулась. Ну и конечно – Роквиль (1986 GT World Tour)!!
MW: Ты хранишь свои старые велосипеды? Если да, то какие? Если ли их фото в нашем музее?
EF: У меня осталась пара байков, с которыми я ездил в GT World Tour и катался в скейт-парках. Полагаю, что, их фотографии выложены в вашем музее.
MW: Ты стал тем, кем мечтает стать каждый райдер по завершении BMX-карьеры – успешным голливудским каскадером. Как это случилось?
EF: В 80-х, когда BMX был очень популярен, на него обратило внимание телевидение. Они обратились в журналы и попросили составить для них список наиболее крутых райдеров. Нас пригласили на студию, мы прошли испытания и некоторых из нас оставили. Это было круто. Когда BMX-мания стала стихать, я делал некоторые трюки на MTB, смотря на него просто как на большой BMX. Но тогда я хотел делать более традиционные для кино вещи: красиво падать с разной высоты, драться и разбивать автомобили.
MW: Будучи каскадером, ты получал травмы? Помог ли тебе BMX, чтобы научиться падать без риска для здоровья?
EF: Не совсем. Однако я падал с велосипеда столько раз, что, да, я в любой момент был готов грохнуться откуда-нибудь по требованию. Забавно то, что раньше мне платили за катание на велосипеде, а потом, на студии стали платить за падения (в том числе и с него).
MW: Ты водишь большой пикап, как у Кольта, главного героя «The Fall Guy» (популярный сериал о каскадере, вечерами подрабатывающим из-за нехватки денег «охотником за головами»), дублером которого ты был, или какая сейчас у тебя машина?
EF: У меня есть большой Dodge 2500 4x4. Я всё еще езжу на Honda CR-X 1985-го года. А вообще подыскиваю какой-нибудь комфортный минивэн.
MW: Три твоих любимых актера, с которыми ты работал и фильмы, в которых это случилось.
EF: Уилл Смит и фильм «Hancock», Харрисон Форд с «Indiana Jones Crystal Skull», ну и конечно, Чак Норрис и телесериал «Walker Texas Ranger».
MW: Самые запомнившиеся тебе фильмы, в которых ты работал и почему?
EF: «Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money» — за возможность побывать в Южной Африке. «Stick It» — за номинацию в Taurus World Stunt Awards («Оскар» для каскадеров). «Freerunner» — малобюджетный фильм, но мы вдоволь поразвлекались во время съемок.
MW: Трюки, которые ты делал, были все связаны с велосипедом?
EF: В большинстве своём – да. А ещё я был застрелен, меня сбивал автомобиль, я падал с крыш зданий, кувыркался по ступеням лестниц, меня взрывали, подкидывали и я переворачивался в автомобиле.
MW: Сейчас ты занят в каких-нибудь проектах?
EF: Нет, 10 месяцев назад у меня была операция на тазобедренном суставе и сейчас я прохожу курс реабилитации, который продлится ещё 2 месяца.
MW: Чем Эдди Фиола займется в будущем? Может, ещё один ретро-велопроект?
EF: Однажды я уже сделал 250 велосипедов, и возвращаться ни к чему подобному больше не хочу. За моей спиной никто не стоит, те байки я сделал исключительно на свои деньги. Эта тема закрыта. Так что я вернусь в кинобизнес, если, конечно, не выиграю в лотерею.
MW: Как ты пришел к катанию на BMX?
EF: Я никогда не любил командные виды спорта, там всегда найдется тот, кто будет виноват в общем проигрыше или тот, кто обвинит в этом тебя. В BMX Freestyle, если что-то пошло не так, винить, кроме себя самого, некого.
MW: Ты когда-либо участвовал в Race или прыгал дерт?
EF: Да, я гонялся на BMX треке, но я никогда не был прорайдером. Также я прыгал дерты, даже участвовал в контестах, но больше для фана, не заботясь о месте, которое займу.
MW: Чем отличаются нынешний прорайдер от тех, кто был им, когда ты находился на пике своей карьеры?
EF: На всю Калифорнию нас таких было всего человек 8 или 10… Всего 5 веложурналов и не более десятка скейт-парков. Сейчас — сотни парков, десятки изданий и тонна райдеров, каждый из которых достоин быть про. Но вероятность стать им и зарабатывать на жизнь катанием в такой конкуренции существенно меньше, чем в моё время.
MW: Что, по-твоему, повлияло на развитие BMX за эти годы?
EF: Глобальное освещение в СМИ, телевидение и интернет со всеми его сетями и YouTube’ами…
MW: Есть ли что-то такое, что ты бы хотел изменить в современном BMX Freestyle?
EF: Я бы хотел, чтобы вернулась одежда, подобная той, в которой мы выступали и благодаря которой все видели, что мы – спонсируемые райдеры. Посмотрите, например, на мотокроссменов. Там вы никогда не увидите парней со спущенными штанами, из которых выглядывает половина задницы, и непонятно кто оплачивает их счета.
MW: Думаешь ли ты о том, что мир современного BMX задолжал вам, первооткрывателям этого спорта?
EF: Нет, но если он думает иначе, это было бы неплохо (смеётся).
MW: Спасибо, Эдди, что уделил нам время!
Ничто не стоит на месте, BMX продолжает своё развитие, трюки, исполняемые сегодняшними звездами, завораживают своей сложностью и красотой. Однако 35 лет назад, когда этот спорт только пускал свои первые ростки, у него уже были свои герои. И звание одного из них по праву носит Эдди Фиола.
Эдди впервые «засветился» в конце 1981 года, когда его заметил Боб Моралез (Bob Morales – в то время райдер Haro), видя, как лихо Эдди раскатывает скейтпарк Лейквуда (Lakewood, Калифорния). Буквально через пару месяцев Боб помогает своему новому другу найти спонсора – японского производителя велосипедов и компонентов Kuwahara Shōkai, куда вскоре после Эдди переходит и сам. Там они оба принимают участие в разработке дизайна велосипеда BMX, участвовавшего в культовом фильме Стивена Спилбелберга «Extra-Terrestrial» (E.T.). В том же году 16-летний Фиола впервые получает титул King of the Skateparks в категории «Эксперты».
Однако уже в начале следующего года Эдди и Боб переходят в GT Bicycles, где участвуют в создании, пожалуй, самой известной рамы — GT Performer. Они принимают участие в многочисленных шоу, включая выступление в перерывах между заездами соревнований по мотокроссу Super Bowl на Anaheim Stadium, которое наблюдали 40.000 зрителей. В том же году он снова получает титул King of the Skateparks и приглашение судить Чемпионат Мира среди любителей. С этого года Эдии Фиола остается с GT Bicycles вплоть до завершения своей спортивной карьеры в 1987 году.
В 1984-м году Эдди становится членом ASPA (American SkatePark Association, организация, позже известная как AFA — American Freestyle Association), опекающей самых выдающихся фристайлеров. Летом этого года Эдди выигрывает Национальный Чемпионат, проходящий в Venice Beach (пригород Лос-Анжелеса), и отбывает в Великобританию для участия в серии контестов, транслировавшихся по телевидению на всю страну, показательных выступлениях и интервью. Именно тогда, от комментатора трансляций, он получает прозвище «The Flying Banana», данное ему из-за ярко-желтого цвета рамы и одежды. В том же году Эдди снова выигрывает титул King of the Skateparks, на этот раз в категории Pro и становится лучшим фристайлером года по версии сразу двух изданий — BMX Plus! и BMX Action Вike Magazine.
С 1985-го года Эдди Фиола был, что называется, нарасхват. Постоянные разъезды по соревнованиям и выступлениям, съемки в фильмах, для журналов и рекламы, многочисленные интервью и благотворительность. Он выигрывает кубок NORA, организованный журналом Freesytlin’ и снова становится лучшим по версии BMX Plus! В 1986-м году Эдди получает приглашение поработать каскадером на съемку фильма «Rad», и актер Билл Аллен (Bill Allen), исполняющий одну из главных ролей, из-за Эдди вынужден перекрасить волосы. Фиола выигрывает Чемпионат мира IBMXF в Ванкувере и его снова отмечает BMX Plus! Сезон заканчивается вторым общим местом King of the Skateparks…
За свою карьеру Эдди снялся в более сотни BMX видео и участвовал как каскадер в девяти полнометражных художественных лентах, таких как Contraband, Paul, The Dukes of Hazzard и даже в четвертой серии саги об Индиане Джонсе. В нескольких фильмах, например, Spy Hard (известная у нас пародия на шпионские фильмы с Лесли Нильсеном в главной роли), он сыграл себя самого.
Эдди Фиола принимал участие в тестах велосипедов для журнала BMX Plus!, проектировании Redline BMX, парка Woodward West Сamp и разработке 22-дюймовой рамы Faction для Mongoose.
В 2009-м году Эдди Фиола был принят в Зал Славы ABA (American Bicycle Association).
В 2013-м Фиола выпустил свой именной фреймсет, получивший название EF Proformer и произведенный в количестве всего 250 экзепляров.
Всё вышеперечисленное – далеко не все его проекты, выступления и награды за них…
Сайт bmxmuseum.com, известный своей обширной коллекцией фотографий винтажных велосипедов, присылаемых их владельцами, обсуждающих свои сокровища на форуме и периодически собирающихся прокатиться и потусоваться, решил открыть новую рубрику – интервью со знаменитостями. Первым гостем стал Эдди Фиола, пришедший в гости к одному из хранителей фотоколлекции – Мартину Уендту (Mаrtin Wendt).
MW: Привет, Эдди, большое спасибо за то, что пришел к нам. Для начала – немного твоих анкетных данных.
Полное имя: Эдвард Линн Фиола (Edward Lynn Fiola).
Возраст: 50 лет (родился 28 сентября 1964 года).
Место рождения: Bellflower, Калифорния.
Где проживаешь сейчас: Temecula, Калифорния.
Семейное положение: Женат с 1991 года, дочь Одри.
Сколько времени ты соревновался: с 1980 по 1988 год.
Какие у тебя были спонсоры: Kuwahara, Vans, Oakley, GT, Max Leathers, Torker, SE, Redline, Odyssey, Skyway, Shimano, Local Motion, G&S и ещё около 50 других, которых я не уже могу вспомнить.
Твоя любимая еда: Гамбургеры из In-N-Out.
MW: Твои любимые байки, на которых ты катался?
EF: Раньше — GT Performer. Сейчас — EF Proformer. Выглядят они, конечно, олдскульно, но катят не хуже, чем многие современные байки.
MW: Кто был твоим лучшим спонсором и почему?
EF: Все велосипедные… Когда ты получаешь велосипеды и экипировку, ты чувствуешь себя счастливым, как ребенок, оказавшийся в кондитерской лавке!
MW: А кто был худшим спонсором?
EF: Спонсор по определению не может быть плохим.
MW: Расскажи про самое безумное шоу, в котором тебе довелось участвовать.
EF: Все они были по-своему сумасшедшими… Было у нас одно шоу в Англии. Там было столько народу, что после выступления нам пришлось бежать от фанатов через пожарный выход, так как автограф-сессия слишком затянулась. Ну и конечно – Роквиль (1986 GT World Tour)!!
MW: Ты хранишь свои старые велосипеды? Если да, то какие? Если ли их фото в нашем музее?
EF: У меня осталась пара байков, с которыми я ездил в GT World Tour и катался в скейт-парках. Полагаю, что, их фотографии выложены в вашем музее.
MW: Ты стал тем, кем мечтает стать каждый райдер по завершении BMX-карьеры – успешным голливудским каскадером. Как это случилось?
EF: В 80-х, когда BMX был очень популярен, на него обратило внимание телевидение. Они обратились в журналы и попросили составить для них список наиболее крутых райдеров. Нас пригласили на студию, мы прошли испытания и некоторых из нас оставили. Это было круто. Когда BMX-мания стала стихать, я делал некоторые трюки на MTB, смотря на него просто как на большой BMX. Но тогда я хотел делать более традиционные для кино вещи: красиво падать с разной высоты, драться и разбивать автомобили.
MW: Будучи каскадером, ты получал травмы? Помог ли тебе BMX, чтобы научиться падать без риска для здоровья?
EF: Не совсем. Однако я падал с велосипеда столько раз, что, да, я в любой момент был готов грохнуться откуда-нибудь по требованию. Забавно то, что раньше мне платили за катание на велосипеде, а потом, на студии стали платить за падения (в том числе и с него).
MW: Ты водишь большой пикап, как у Кольта, главного героя «The Fall Guy» (популярный сериал о каскадере, вечерами подрабатывающим из-за нехватки денег «охотником за головами»), дублером которого ты был, или какая сейчас у тебя машина?
EF: У меня есть большой Dodge 2500 4x4. Я всё еще езжу на Honda CR-X 1985-го года. А вообще подыскиваю какой-нибудь комфортный минивэн.
MW: Три твоих любимых актера, с которыми ты работал и фильмы, в которых это случилось.
EF: Уилл Смит и фильм «Hancock», Харрисон Форд с «Indiana Jones Crystal Skull», ну и конечно, Чак Норрис и телесериал «Walker Texas Ranger».
MW: Самые запомнившиеся тебе фильмы, в которых ты работал и почему?
EF: «Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money» — за возможность побывать в Южной Африке. «Stick It» — за номинацию в Taurus World Stunt Awards («Оскар» для каскадеров). «Freerunner» — малобюджетный фильм, но мы вдоволь поразвлекались во время съемок.
MW: Трюки, которые ты делал, были все связаны с велосипедом?
EF: В большинстве своём – да. А ещё я был застрелен, меня сбивал автомобиль, я падал с крыш зданий, кувыркался по ступеням лестниц, меня взрывали, подкидывали и я переворачивался в автомобиле.
MW: Сейчас ты занят в каких-нибудь проектах?
EF: Нет, 10 месяцев назад у меня была операция на тазобедренном суставе и сейчас я прохожу курс реабилитации, который продлится ещё 2 месяца.
MW: Чем Эдди Фиола займется в будущем? Может, ещё один ретро-велопроект?
EF: Однажды я уже сделал 250 велосипедов, и возвращаться ни к чему подобному больше не хочу. За моей спиной никто не стоит, те байки я сделал исключительно на свои деньги. Эта тема закрыта. Так что я вернусь в кинобизнес, если, конечно, не выиграю в лотерею.
MW: Как ты пришел к катанию на BMX?
EF: Я никогда не любил командные виды спорта, там всегда найдется тот, кто будет виноват в общем проигрыше или тот, кто обвинит в этом тебя. В BMX Freestyle, если что-то пошло не так, винить, кроме себя самого, некого.
MW: Ты когда-либо участвовал в Race или прыгал дерт?
EF: Да, я гонялся на BMX треке, но я никогда не был прорайдером. Также я прыгал дерты, даже участвовал в контестах, но больше для фана, не заботясь о месте, которое займу.
MW: Чем отличаются нынешний прорайдер от тех, кто был им, когда ты находился на пике своей карьеры?
EF: На всю Калифорнию нас таких было всего человек 8 или 10… Всего 5 веложурналов и не более десятка скейт-парков. Сейчас — сотни парков, десятки изданий и тонна райдеров, каждый из которых достоин быть про. Но вероятность стать им и зарабатывать на жизнь катанием в такой конкуренции существенно меньше, чем в моё время.
MW: Что, по-твоему, повлияло на развитие BMX за эти годы?
EF: Глобальное освещение в СМИ, телевидение и интернет со всеми его сетями и YouTube’ами…
MW: Есть ли что-то такое, что ты бы хотел изменить в современном BMX Freestyle?
EF: Я бы хотел, чтобы вернулась одежда, подобная той, в которой мы выступали и благодаря которой все видели, что мы – спонсируемые райдеры. Посмотрите, например, на мотокроссменов. Там вы никогда не увидите парней со спущенными штанами, из которых выглядывает половина задницы, и непонятно кто оплачивает их счета.
MW: Думаешь ли ты о том, что мир современного BMX задолжал вам, первооткрывателям этого спорта?
EF: Нет, но если он думает иначе, это было бы неплохо (смеётся).
MW: Спасибо, Эдди, что уделил нам время!
Ничто не стоит на месте, BMX продолжает своё развитие, трюки, исполняемые сегодняшними звездами, завораживают своей сложностью и красотой. Однако 35 лет назад, когда этот спорт только пускал свои первые ростки, у него уже были свои герои. И звание одного из них по праву носит Эдди Фиола.
-
добавить в избранное
- +35
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (8)
NixonElite
Bezzeeni
NixonElite
YakuT
Да, если ему за такое катание давали 98 и 99 то как катали соперники? В те времена наверное 80 давали просто за умение съехать с рампы)
Как же шагнул велосипед буквально за 25 лет..
_va
Да ещё и велосипед, похоже, не очень удобный. Колёса тонкие, жёсткие, сиденье высоко и т.д.
Dobrii777
_va
Dobrii777