Блог компании Триал-Спорт — GT Sensor Carbon Expert 2016
Вместо эпиграфа
Во время подготовки этого материала мы столкнулись некоторыми, на наш взгляд, спорными моментами. Мнение автора мы уважаем, однако считаем, что оно нуждается в комментариях. За ними мы обратились к райдеру команды GT/Триал-Спорт Алексею Кислинскому, тесно общающемуся на горных трейлах с Sensor’ом и обладающим двухлетним опытом такого общения. Данный формат для нас новый и, как нам кажется, будет интересен и вам. Для вашего удобства комментарии Алексея будут выделены курсивом, как и этот эпиграф.
С уважением, Триал-Спорт.
Этот двухподвес-универсал летает ниже радаров, поэтому не так заметен, как его большеходные братья. Но мы, Factory Jackson, поймали его в наш прицел, покатались на нем и рассмотрели его в деталях.
В середине далеких 80-х Гари Тернер сделал свой первый прототип рамы для маунтинбайка из алюминия… Этим поступком было задано не только новое направление, определившее будущее GT Bicycles, уделявших тогда основное внимание BMX, но и был начат длинный путь, приведший к производству компанией современных велосипедов. И можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день этот путь ещё не закончен.
В течение трех десятилетий GT создали много велосипедов, следующих за развивающимся рынком или задающих тон в правилах его игры, включая и последнюю платформу подвески, которую обновленная заводская команда, как и всегда, проверит в деле, заставляя работать на полную мощность.
Про байки, стоящие в конюшне GT Factory Racing Team или путешествующие с Wingmen’ами написана тонна отчетов, и именно они (или их бюджетные аналоги) будоражат умы рядовых пользователей. Вместе с этим, насмотревшись на людей, так или иначе, часто выбирающих для трейлов велосипед с большим, чем им необходимо, ходом подвески, мы решили пристально рассмотреть и проверить скромный 130-миллиметровый среднеход GT Sensor.
В деталях
Как и GT Force, Sensor построен на платформе A.O.S., только с ходом 130 миллиметров. Цифры в геометрии байка свидетельствуют о том, что его владелец не будет умирать в подъемах и не растеряет уверенность на спусках. О его готовности к техничной езде вниз говорит и ход вилки, приподнятый с прошлого года на один сантиметр. В байке размера ХL, приехавшим к нам для теста, мы обнаружили внушительную 1200-миллиметровую колесную базу, 68-градусный угол рулевой колонки и наклон подседельной трубы в 73 градуса. Нижние перья 440 миллиметров на первый взгляд показались нам довольно длинными, впрочем, добавляющими стабильность, в общем, «живой» остальной геометрии.
Рама GT Sensor Expert комбинирует алюминиевый задний треугольник, оснащенный дропаутами Maxle 142/12мм, с карбоновой передней частью, выполненной по собственной технологии FOC Ultra и призванной сэкономить вес байка. Оправдывая применение карбона, производитель упоминает как о дополнительной латеральной жесткости, так и способности карбона абсорбировать вибрацию, возникающую во время движения.
АК: Да, расчет направления карбоволокон и количество его слоёв могут дать дополнительную жесткость или флекс. причем именно там, где это необходимо. Но этой серьёзной и очень дорогой технологии достойны лишь топ-рамы хардтейлов и топ-гонщики, способные её оценить. В двухподвесах (особенно не относящихся к большому спорту ни классом, ни ценой) этот эффект будет убит как задним амортизатором и многочисленными соединениями в шарнирах, так и неспособностью большинства пользователей его почувствовать. Так что, с учетом стоимости байка и того, что карбона для переднего треугольника в GT явно не пожалели, данное упоминание является не более, чем рекламным ходом, говорящем скорее о «потенциальной» возможности карбона, а не реальной.
«Заваленная» верхняя труба байка дает неплохой показатель в стендовере и даже в размере XL GT Sensor не выглядит «забором». Нам понравилось, что в раме достаточно места, чтобы установить держатель для бутылки и на ходу она находится в легкой и быстрой доступности. Это стало возможно благодаря низко расположенному заднему амортизатору, наряду с заниженным центром тяжести, уступившим нашему чувству жажды удобство быстрого переключения своих настроек.
На самом деле своим низким положением задний амортизатор обязан не креплению емкости для питья, а рычагу PathLink, являющемуся основой подвески Angle Optimized Suspension (A.O.S.). На первый взгляд она может показаться слишком «замороченной», но это не так. Её суть заключается в высоко расположенном шарнире и рычаге PathLink, соединенным с задним амортизатором с одной стороны и нижними перьями – с другой.
АК: Первое время переключение рабочих режимов заднего амортизатора может потребовать внимания и некоторой сноровки. Привыкнув, это делается много легче. А если трейлы как мои: «долго вверх – долго вниз», то низкое расположение рычага переключения вообще перестает быть проблемой. На самих трейлах, выбрав режим в их начале, я потом очень редко его меняю, с небольшими подъемами на них подвеска и сама неплохо справляется. Об удаленном переключении я не задумывался, на руле и без него есть что понажимать и чем пощелкать.
Интересная особенность подвески заключается в том, что каретка не закреплена, как обычно, на передней части рамы, а установлена в самом рычаге PathLink и находится в «плавающем» режиме, дрейфуя вслед за движением оси заднего колеса. Это позволяет нейтрализовать вредные воздействия на педали, возникающие при работе подвески, из-за высоко расположенного шарнира, а также препятствовать увеличению расстояния между осью каретки и осью заднего колеса. В общем, сохранить педалирование ровным и гладким, изолируя его от работы подвески.
Принцип независимости трансмиссии от подвески для GT не нов и ведет свою историю с 1999-го года, когда компания выпустила i-Drive, а затем в 2004-м ввела в строй второе поколение этой системы. Мы испытали A.O.S. в суровых погодных условиях и готовы подтвердить, что, несмотря на изобилие деталей, расположенных в районе каретки, эта подвеска меньше, чем предыдущие, забивается грязью, летящей с колес во время катания по трейлам.
Однако, один момент всё-таки смутил нас. Особенное расположение заднего амортизатора не позволяет видеть его шток, что вызывает трудности при настойке сэга. Решение в виде шкалы с индикатором, предложенное GT — простое, но, на наш взгляд не является идеальным, так как с помощью него данные о сэге вы можете получить лишь приблизительно.
Кроме этого, индикатор ещё и выглядит не круто: наклейка на PathLink и кусочек пластмассы, закрепленный на раме с помощью кусочка двухстороннего скотча. На велосипеде такого класса мы хотели видеть как более опрятную индикацию, так и более доступную взору: очень трудно одновременно сохранять равновесие, загружать седло и свешиваться, заглядывая в нижнюю часть рамы, чтобы определить сэг.
АК: Если сложно обратиться к помощи друга, готового помочь, посмотрев вместо вас на индикатор (что странно, трейлрайдинг – занятие часто коллективное), то можно справиться и самому, сев на байк возле какой-нибудь опоры, например, в дверном проёме. Индикатор кажется неточным – сойдите с велосипеда и загляните слева в амортизатор, это несложно, чтобы увидеть сэг. Выставив его один раз, просто запомните нужное давление и в будущем индикатор вам не понадобится.
GT Sensor Carbon Expert оснащен амортизаторами от Fox: вилкой Performance Factory 34 Float с ходом 140мм и задним Performance Float DPS с регулировкой демпфирования и блокировкой. Оба амортизатора лишены своей фирменной ярко-оранжевой графики, видимо, для полного соответствия матово-черному покрытию рамы, дополняя брутальности общему облику байка.
Тормоза Shimano SLX и роторы 180мм с креплением Centerlock – проверенный и надежный способ контролировать вращение колес, собранных на втулках Shimano SLX и ободьях WTB STi23, предусматривающих бескамерную установку покрышек. Maxxis Ardent 2.4/2.25" (перед/зад) - легкие и быстрые, но хороши в условиях с жестким и накатистым покрытием. Ранней весной в Великобритании такие трейлы найти непросто, поэтому с целью получения большего контроля над байком в поворотах переднюю покрышку мы заменили на более цепкую.
Ещё одно украшение Sensor – 22-скоростная трансмиссия Shimano Deore XT. Хорошее сочетание кассеты 11-42T с передними звездами 26/36T и никаких нареканий к работе переднего переключателя. Но само его наличие вызвало у нас вопрос: а так ли он необходим? Мы предпочли бы видеть более опрятную и легкую комплектацию с единственной передней звездой (естественно, Narrow Wide).
АК: Несколько дней назад компания Sram выпустила видеоролик, в котором попрощалась с передними переключателями. Видео вызвало бурную дискуссию с полярными мнениями. Разные люди, разные трейлы = разные предпочтения. Я, например, пользую двойник. Но не зарекаюсь делать это вечно. Полагаю, что выбор такого типа трансмиссии — решение производителя, основанное на предпочтениях большинства. В любом случае, «даунгрейд» к одной передней звезде обойдется пользователю дешевле, чем наоборот. Кстати, в угоду противникам передних переключателей, GT кладут в коробку с топ-моделями бонус — звезду NW. Было бы круто, если бы эта идея распространилась и на более дешевые модели трейл-АМ сегмента. А люди сами сделают свой выбор.
Руль RaceFace Ride шириной 760мм и 60-миллиметровый вынос, в общем, соответствуют канонам о «правильных» размерах кокпита в трейлрайдинге. Однако с учетом размера рамы и того, что она предназначена для людей ростом выше 6 футов (185см), мы предпочли бы более широкий руль. А вот вынос, наоборот, более короткий, учитывая огромное пространство, обеспечиваемое 659-миллиметровой верхней трубой рамы. Ну и наконец, нас порадовало внимание к мелким деталям, например, широкие грипсы и лазерная гравировка логотипа GT как на их зажимах, так и на кольцах-спейсерах, регулирующих высоту выноса руля.
АК: Как и с трансмиссией, считаю данный выбор как имеющий право на жизнь, но руль 800мм для обычного райдера, даже высокого – это запредельно. Возможно, у тестера могучие плечи и слишком длинные руки, но нет, следующим действием он меняет вынос на более короткий, как раз с целью «укоротить» посадку. А узкие лесные трейлы среди деревьев? Кроме этого, некоторые проблемы, ниже возникшие у автора при прохождении свичбеков, тоже можно связать с излишне широким рулем. Мои 185см и худощавое телосложение вполне довольны текущими 720мм. Иногда посещают мысли попробовать поставить руль пошире, но точно не больше 740-750мм.
На трейлах
Первый пробный выкат, который мы сделали на Sensor Carbon Expert, убедил нас в правильности некоторых сомнений. Передняя покрышка Maxxis Ardent, предназначенная для более сухих условий, не смогла справиться с жидкой грязью нашего домашнего трейла. За компанию мы решили заменить и штатные руль с выносом: управление велосипедом показалось нам несколько «нервным».
Переднее колесо было обуто покрышкой Mavic Charge, а почти прямой 760-миллиметровый Race Face мы заменили рулем шириной 800мм и с более высоким подъемом. Мы считаем, что 760мм – недостаточно для высокого, около 190см, райдера вне зависимости от его стиля катания. И так как длинная верхняя труба байка дает слишком много простора, мы заменили и вынос руля, установив 50-миллиметровый, делающей посадку более удобной, особенно при смещении назад.
Произведенные замены как будто вернули Sensor к жизни. Он сразу же стал послушным и прытким, и, несмотря на внушительные для 130-миллиметрового трейл-байка 30.37 фунтов (13.77кг), показанные во время контрольного взвешивания, на ходу не производит впечатление тучного и неповоротливого.
На небольших неровностях задний треугольник байка ведет себя активно и отзывчиво, и создает впечатление, что его подвеска не будет нервничать, получая более сильные удары. Нам даже показалось, что, чем в большей «жести» он окажется – тем лучше будет себя чувствовать. Однако не слишком увлекайтесь и постарайтесь не делать ошибок. Геометрия байка может их не простить, он всё-таки создан не для гонок эндуро. Стихия Sensor – прошивание многокилометровых синглтреков по склонам холмов, подъем на вершину которых не вызовет у вас ничего, кроме усмешки.
И это — то, что он делает действительно хорошо. Даже когда мы попробовали перешагнуть черту и попробовать байк за границей дозволенного, какое-то время GT Sensor мог о нас заботиться. И на помощь пришли именно его длинные перья, поначалу вызвавшие некоторое раздражение своей неуклюжестью при прохождении наиболее тесных «шпилек». Но в плавных скоростных поворотах и на хороших ходах они обеспечивают байку хороший контроль и сцепление. Причем даже с Ardent’ом, оставшимся на заднем колесе с целью хоть какого-то соответствия «чистоте эксперимента».
В подъем GT Sensor едет хорошо. Лишний вес почти не мешает ему чутко реагировать на усилия, прилагаемые к педалям, подвеска обеспечивает достаточно сцепления, а длинная колесная база не вызывает мысли чрезмерно загружать переднее колесо или оглядываться в поисках подъёмника. Вращая педалями, особенно стоя, вы можете ощущать небольшое раскачивание, но не переживайте – оно связано с движением каретки в рычаге PathLink и не крадет вашу энергию.
АК: Если честно, вес байка никогда не был предметом особой гордости GT. Конечно, лишние сотни грамм могут лишить подиума на гонках, но добавят надежности велосипеду, используемому повседневно и интенсивно. Свидетельство этому – далеко не «бумажные» стенки рамы и двойные подшипники, установленные в шарнирах подвески. А забота о снижении веса и удобстве при сервисе – новые полые оси с цанговым креплением, лишившие крепления шарниров лишних деталей.
Катание на этом байке, действительно, может стать увлекательным занятием. Он вызывает желание ехать и ехать, проверить трейлы на всех холмах, доступных взору. Возможно, мы просто увлеклись мыслями о Хансе Рэе и его приключениями на GT Sensor, но ощущения от катания были интересными и забавными.
На сегодняшний день трейловые двухподвесы переживают бум своего развития. Многие производители, получив хорошо работающую платформу на байках АМ/Эндуро, успешно применяют её принципы на байки с меньшим ходом подвески, получая велосипеды, легко педалируемые и обладающие хорошим сцеплением, чтобы укротить любой подъем, умеющие веселиться на спусках и обладающие достаточным ходом подвески, чтобы довериться им в этом веселье.
И GT Sensor Carbon Expert — как раз из таких велосипедов.
Заключение
Как мы уже сказали, GT Sensor Carbon Expert — и правда, хороший трейл-байк. Он понравился нам даже несмотря на угол рулевой колонки, способный причинить боль, если что-то пойдет не так. Но мы так и остались в неведении: зачем его 11-скоростной кассете маленькая передняя звезда и передний переключатель? В течение всего времени теста мы пользовались только большой звездой, а переключатель напоминал о своем существовании разве что неприятным стуком бьющей по нему цепи.
Но главное, этот замечательный байк заставил нас задуматься – зачем большинство трейл-райдеров нуждается в больших, чем 130мм, ходах подвески?
По нашему мнению, люди, выбирающие для трейлов байки с большим, чем им необходимо, ходом подвески и не использующие весь её потенциал, просто не понимают, что она делает их ленивыми, их навыки притупляются, а катание становится менее приятным и интересным. Да, мы тоже любим и большие байки, и эндуро, но знаем: чтобы освоить на трейле все их возможности, нужно упорно работать. А большинство людей из тех, кого мы видели – лишь заложники этой любви, способной привести к ожирению.
АК: Ответ очевиден. Конечно, круто иметь 2-3 байка под различные условия и задачи. Но в условиях, когда райдер может себе позволить лишь один, но «для всего», его выбор часто основан по верхней, наиболее экстремальной планке, пусть и достигаемой один раз в сезон во время двухнедельной поездки в горы. Кстати, мой выбор «двойника» в трансмиссии сделан по аналогичной причине. Если же ареал катания жестко очерчен и его расширения не предвидится – что же, законы эволюции никто не отменял. Я тоже не сразу пришел к пониманию возможностей трейлового короткохода с почти кантрийной геометрией. )) А пока: «Хороший велосипед – тот, который ты любишь» © М. Семенов.
В этом ключе стать толстым с GT Sensor вам точно не грозит. С одной стороны, у него достаточно хода подвески (не много и не мало), чтобы держать вас подальше от опасностей, а с другой — чем смелее будут ваши фантазии, тем лучше станет ваша поездка. Это как танго, танец, который следует исполнять только вдвоем. И чем подвижнее будет ваш партнер – тем зажигательнее танец.
Оригинальный текст — Эндрю Додд (Andrew Dodd) — factoryjackson.com.
Во время подготовки этого материала мы столкнулись некоторыми, на наш взгляд, спорными моментами. Мнение автора мы уважаем, однако считаем, что оно нуждается в комментариях. За ними мы обратились к райдеру команды GT/Триал-Спорт Алексею Кислинскому, тесно общающемуся на горных трейлах с Sensor’ом и обладающим двухлетним опытом такого общения. Данный формат для нас новый и, как нам кажется, будет интересен и вам. Для вашего удобства комментарии Алексея будут выделены курсивом, как и этот эпиграф.
С уважением, Триал-Спорт.
Этот двухподвес-универсал летает ниже радаров, поэтому не так заметен, как его большеходные братья. Но мы, Factory Jackson, поймали его в наш прицел, покатались на нем и рассмотрели его в деталях.
В середине далеких 80-х Гари Тернер сделал свой первый прототип рамы для маунтинбайка из алюминия… Этим поступком было задано не только новое направление, определившее будущее GT Bicycles, уделявших тогда основное внимание BMX, но и был начат длинный путь, приведший к производству компанией современных велосипедов. И можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день этот путь ещё не закончен.
В течение трех десятилетий GT создали много велосипедов, следующих за развивающимся рынком или задающих тон в правилах его игры, включая и последнюю платформу подвески, которую обновленная заводская команда, как и всегда, проверит в деле, заставляя работать на полную мощность.
Про байки, стоящие в конюшне GT Factory Racing Team или путешествующие с Wingmen’ами написана тонна отчетов, и именно они (или их бюджетные аналоги) будоражат умы рядовых пользователей. Вместе с этим, насмотревшись на людей, так или иначе, часто выбирающих для трейлов велосипед с большим, чем им необходимо, ходом подвески, мы решили пристально рассмотреть и проверить скромный 130-миллиметровый среднеход GT Sensor.
В деталях
Как и GT Force, Sensor построен на платформе A.O.S., только с ходом 130 миллиметров. Цифры в геометрии байка свидетельствуют о том, что его владелец не будет умирать в подъемах и не растеряет уверенность на спусках. О его готовности к техничной езде вниз говорит и ход вилки, приподнятый с прошлого года на один сантиметр. В байке размера ХL, приехавшим к нам для теста, мы обнаружили внушительную 1200-миллиметровую колесную базу, 68-градусный угол рулевой колонки и наклон подседельной трубы в 73 градуса. Нижние перья 440 миллиметров на первый взгляд показались нам довольно длинными, впрочем, добавляющими стабильность, в общем, «живой» остальной геометрии.
Рама GT Sensor Expert комбинирует алюминиевый задний треугольник, оснащенный дропаутами Maxle 142/12мм, с карбоновой передней частью, выполненной по собственной технологии FOC Ultra и призванной сэкономить вес байка. Оправдывая применение карбона, производитель упоминает как о дополнительной латеральной жесткости, так и способности карбона абсорбировать вибрацию, возникающую во время движения.
АК: Да, расчет направления карбоволокон и количество его слоёв могут дать дополнительную жесткость или флекс. причем именно там, где это необходимо. Но этой серьёзной и очень дорогой технологии достойны лишь топ-рамы хардтейлов и топ-гонщики, способные её оценить. В двухподвесах (особенно не относящихся к большому спорту ни классом, ни ценой) этот эффект будет убит как задним амортизатором и многочисленными соединениями в шарнирах, так и неспособностью большинства пользователей его почувствовать. Так что, с учетом стоимости байка и того, что карбона для переднего треугольника в GT явно не пожалели, данное упоминание является не более, чем рекламным ходом, говорящем скорее о «потенциальной» возможности карбона, а не реальной.
«Заваленная» верхняя труба байка дает неплохой показатель в стендовере и даже в размере XL GT Sensor не выглядит «забором». Нам понравилось, что в раме достаточно места, чтобы установить держатель для бутылки и на ходу она находится в легкой и быстрой доступности. Это стало возможно благодаря низко расположенному заднему амортизатору, наряду с заниженным центром тяжести, уступившим нашему чувству жажды удобство быстрого переключения своих настроек.
На самом деле своим низким положением задний амортизатор обязан не креплению емкости для питья, а рычагу PathLink, являющемуся основой подвески Angle Optimized Suspension (A.O.S.). На первый взгляд она может показаться слишком «замороченной», но это не так. Её суть заключается в высоко расположенном шарнире и рычаге PathLink, соединенным с задним амортизатором с одной стороны и нижними перьями – с другой.
АК: Первое время переключение рабочих режимов заднего амортизатора может потребовать внимания и некоторой сноровки. Привыкнув, это делается много легче. А если трейлы как мои: «долго вверх – долго вниз», то низкое расположение рычага переключения вообще перестает быть проблемой. На самих трейлах, выбрав режим в их начале, я потом очень редко его меняю, с небольшими подъемами на них подвеска и сама неплохо справляется. Об удаленном переключении я не задумывался, на руле и без него есть что понажимать и чем пощелкать.
Интересная особенность подвески заключается в том, что каретка не закреплена, как обычно, на передней части рамы, а установлена в самом рычаге PathLink и находится в «плавающем» режиме, дрейфуя вслед за движением оси заднего колеса. Это позволяет нейтрализовать вредные воздействия на педали, возникающие при работе подвески, из-за высоко расположенного шарнира, а также препятствовать увеличению расстояния между осью каретки и осью заднего колеса. В общем, сохранить педалирование ровным и гладким, изолируя его от работы подвески.
Принцип независимости трансмиссии от подвески для GT не нов и ведет свою историю с 1999-го года, когда компания выпустила i-Drive, а затем в 2004-м ввела в строй второе поколение этой системы. Мы испытали A.O.S. в суровых погодных условиях и готовы подтвердить, что, несмотря на изобилие деталей, расположенных в районе каретки, эта подвеска меньше, чем предыдущие, забивается грязью, летящей с колес во время катания по трейлам.
Однако, один момент всё-таки смутил нас. Особенное расположение заднего амортизатора не позволяет видеть его шток, что вызывает трудности при настойке сэга. Решение в виде шкалы с индикатором, предложенное GT — простое, но, на наш взгляд не является идеальным, так как с помощью него данные о сэге вы можете получить лишь приблизительно.
Кроме этого, индикатор ещё и выглядит не круто: наклейка на PathLink и кусочек пластмассы, закрепленный на раме с помощью кусочка двухстороннего скотча. На велосипеде такого класса мы хотели видеть как более опрятную индикацию, так и более доступную взору: очень трудно одновременно сохранять равновесие, загружать седло и свешиваться, заглядывая в нижнюю часть рамы, чтобы определить сэг.
АК: Если сложно обратиться к помощи друга, готового помочь, посмотрев вместо вас на индикатор (что странно, трейлрайдинг – занятие часто коллективное), то можно справиться и самому, сев на байк возле какой-нибудь опоры, например, в дверном проёме. Индикатор кажется неточным – сойдите с велосипеда и загляните слева в амортизатор, это несложно, чтобы увидеть сэг. Выставив его один раз, просто запомните нужное давление и в будущем индикатор вам не понадобится.
GT Sensor Carbon Expert оснащен амортизаторами от Fox: вилкой Performance Factory 34 Float с ходом 140мм и задним Performance Float DPS с регулировкой демпфирования и блокировкой. Оба амортизатора лишены своей фирменной ярко-оранжевой графики, видимо, для полного соответствия матово-черному покрытию рамы, дополняя брутальности общему облику байка.
Тормоза Shimano SLX и роторы 180мм с креплением Centerlock – проверенный и надежный способ контролировать вращение колес, собранных на втулках Shimano SLX и ободьях WTB STi23, предусматривающих бескамерную установку покрышек. Maxxis Ardent 2.4/2.25" (перед/зад) - легкие и быстрые, но хороши в условиях с жестким и накатистым покрытием. Ранней весной в Великобритании такие трейлы найти непросто, поэтому с целью получения большего контроля над байком в поворотах переднюю покрышку мы заменили на более цепкую.
Ещё одно украшение Sensor – 22-скоростная трансмиссия Shimano Deore XT. Хорошее сочетание кассеты 11-42T с передними звездами 26/36T и никаких нареканий к работе переднего переключателя. Но само его наличие вызвало у нас вопрос: а так ли он необходим? Мы предпочли бы видеть более опрятную и легкую комплектацию с единственной передней звездой (естественно, Narrow Wide).
АК: Несколько дней назад компания Sram выпустила видеоролик, в котором попрощалась с передними переключателями. Видео вызвало бурную дискуссию с полярными мнениями. Разные люди, разные трейлы = разные предпочтения. Я, например, пользую двойник. Но не зарекаюсь делать это вечно. Полагаю, что выбор такого типа трансмиссии — решение производителя, основанное на предпочтениях большинства. В любом случае, «даунгрейд» к одной передней звезде обойдется пользователю дешевле, чем наоборот. Кстати, в угоду противникам передних переключателей, GT кладут в коробку с топ-моделями бонус — звезду NW. Было бы круто, если бы эта идея распространилась и на более дешевые модели трейл-АМ сегмента. А люди сами сделают свой выбор.
Руль RaceFace Ride шириной 760мм и 60-миллиметровый вынос, в общем, соответствуют канонам о «правильных» размерах кокпита в трейлрайдинге. Однако с учетом размера рамы и того, что она предназначена для людей ростом выше 6 футов (185см), мы предпочли бы более широкий руль. А вот вынос, наоборот, более короткий, учитывая огромное пространство, обеспечиваемое 659-миллиметровой верхней трубой рамы. Ну и наконец, нас порадовало внимание к мелким деталям, например, широкие грипсы и лазерная гравировка логотипа GT как на их зажимах, так и на кольцах-спейсерах, регулирующих высоту выноса руля.
АК: Как и с трансмиссией, считаю данный выбор как имеющий право на жизнь, но руль 800мм для обычного райдера, даже высокого – это запредельно. Возможно, у тестера могучие плечи и слишком длинные руки, но нет, следующим действием он меняет вынос на более короткий, как раз с целью «укоротить» посадку. А узкие лесные трейлы среди деревьев? Кроме этого, некоторые проблемы, ниже возникшие у автора при прохождении свичбеков, тоже можно связать с излишне широким рулем. Мои 185см и худощавое телосложение вполне довольны текущими 720мм. Иногда посещают мысли попробовать поставить руль пошире, но точно не больше 740-750мм.
На трейлах
Первый пробный выкат, который мы сделали на Sensor Carbon Expert, убедил нас в правильности некоторых сомнений. Передняя покрышка Maxxis Ardent, предназначенная для более сухих условий, не смогла справиться с жидкой грязью нашего домашнего трейла. За компанию мы решили заменить и штатные руль с выносом: управление велосипедом показалось нам несколько «нервным».
Переднее колесо было обуто покрышкой Mavic Charge, а почти прямой 760-миллиметровый Race Face мы заменили рулем шириной 800мм и с более высоким подъемом. Мы считаем, что 760мм – недостаточно для высокого, около 190см, райдера вне зависимости от его стиля катания. И так как длинная верхняя труба байка дает слишком много простора, мы заменили и вынос руля, установив 50-миллиметровый, делающей посадку более удобной, особенно при смещении назад.
Произведенные замены как будто вернули Sensor к жизни. Он сразу же стал послушным и прытким, и, несмотря на внушительные для 130-миллиметрового трейл-байка 30.37 фунтов (13.77кг), показанные во время контрольного взвешивания, на ходу не производит впечатление тучного и неповоротливого.
На небольших неровностях задний треугольник байка ведет себя активно и отзывчиво, и создает впечатление, что его подвеска не будет нервничать, получая более сильные удары. Нам даже показалось, что, чем в большей «жести» он окажется – тем лучше будет себя чувствовать. Однако не слишком увлекайтесь и постарайтесь не делать ошибок. Геометрия байка может их не простить, он всё-таки создан не для гонок эндуро. Стихия Sensor – прошивание многокилометровых синглтреков по склонам холмов, подъем на вершину которых не вызовет у вас ничего, кроме усмешки.
И это — то, что он делает действительно хорошо. Даже когда мы попробовали перешагнуть черту и попробовать байк за границей дозволенного, какое-то время GT Sensor мог о нас заботиться. И на помощь пришли именно его длинные перья, поначалу вызвавшие некоторое раздражение своей неуклюжестью при прохождении наиболее тесных «шпилек». Но в плавных скоростных поворотах и на хороших ходах они обеспечивают байку хороший контроль и сцепление. Причем даже с Ardent’ом, оставшимся на заднем колесе с целью хоть какого-то соответствия «чистоте эксперимента».
В подъем GT Sensor едет хорошо. Лишний вес почти не мешает ему чутко реагировать на усилия, прилагаемые к педалям, подвеска обеспечивает достаточно сцепления, а длинная колесная база не вызывает мысли чрезмерно загружать переднее колесо или оглядываться в поисках подъёмника. Вращая педалями, особенно стоя, вы можете ощущать небольшое раскачивание, но не переживайте – оно связано с движением каретки в рычаге PathLink и не крадет вашу энергию.
АК: Если честно, вес байка никогда не был предметом особой гордости GT. Конечно, лишние сотни грамм могут лишить подиума на гонках, но добавят надежности велосипеду, используемому повседневно и интенсивно. Свидетельство этому – далеко не «бумажные» стенки рамы и двойные подшипники, установленные в шарнирах подвески. А забота о снижении веса и удобстве при сервисе – новые полые оси с цанговым креплением, лишившие крепления шарниров лишних деталей.
Катание на этом байке, действительно, может стать увлекательным занятием. Он вызывает желание ехать и ехать, проверить трейлы на всех холмах, доступных взору. Возможно, мы просто увлеклись мыслями о Хансе Рэе и его приключениями на GT Sensor, но ощущения от катания были интересными и забавными.
На сегодняшний день трейловые двухподвесы переживают бум своего развития. Многие производители, получив хорошо работающую платформу на байках АМ/Эндуро, успешно применяют её принципы на байки с меньшим ходом подвески, получая велосипеды, легко педалируемые и обладающие хорошим сцеплением, чтобы укротить любой подъем, умеющие веселиться на спусках и обладающие достаточным ходом подвески, чтобы довериться им в этом веселье.
И GT Sensor Carbon Expert — как раз из таких велосипедов.
Заключение
Как мы уже сказали, GT Sensor Carbon Expert — и правда, хороший трейл-байк. Он понравился нам даже несмотря на угол рулевой колонки, способный причинить боль, если что-то пойдет не так. Но мы так и остались в неведении: зачем его 11-скоростной кассете маленькая передняя звезда и передний переключатель? В течение всего времени теста мы пользовались только большой звездой, а переключатель напоминал о своем существовании разве что неприятным стуком бьющей по нему цепи.
Но главное, этот замечательный байк заставил нас задуматься – зачем большинство трейл-райдеров нуждается в больших, чем 130мм, ходах подвески?
По нашему мнению, люди, выбирающие для трейлов байки с большим, чем им необходимо, ходом подвески и не использующие весь её потенциал, просто не понимают, что она делает их ленивыми, их навыки притупляются, а катание становится менее приятным и интересным. Да, мы тоже любим и большие байки, и эндуро, но знаем: чтобы освоить на трейле все их возможности, нужно упорно работать. А большинство людей из тех, кого мы видели – лишь заложники этой любви, способной привести к ожирению.
АК: Ответ очевиден. Конечно, круто иметь 2-3 байка под различные условия и задачи. Но в условиях, когда райдер может себе позволить лишь один, но «для всего», его выбор часто основан по верхней, наиболее экстремальной планке, пусть и достигаемой один раз в сезон во время двухнедельной поездки в горы. Кстати, мой выбор «двойника» в трансмиссии сделан по аналогичной причине. Если же ареал катания жестко очерчен и его расширения не предвидится – что же, законы эволюции никто не отменял. Я тоже не сразу пришел к пониманию возможностей трейлового короткохода с почти кантрийной геометрией. )) А пока: «Хороший велосипед – тот, который ты любишь» © М. Семенов.
В этом ключе стать толстым с GT Sensor вам точно не грозит. С одной стороны, у него достаточно хода подвески (не много и не мало), чтобы держать вас подальше от опасностей, а с другой — чем смелее будут ваши фантазии, тем лучше станет ваша поездка. Это как танго, танец, который следует исполнять только вдвоем. И чем подвижнее будет ваш партнер – тем зажигательнее танец.
Оригинальный текст — Эндрю Додд (Andrew Dodd) — factoryjackson.com.
-
добавить в избранное
- +97
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (14)
Так намноооого интереснее, чем сухой перевод.
tazhate
amstafff
это хорошо было =)
raskladnoy
GAAff
Feanor
Polkovnik
Увольте. у меня честно говоря бомбит с сенсора. АОС, гео, 27.5, вес и тд все очень круто. Но он очень заборный, что вообще убивает в нем фанбайк. Можно ехать вверх и ехать вниз, все. Для примера норка сайт, отличный трейловый байк с потенциалом на повеселиться.
В общем у меня грусть и пригар.
B-race
Возможно потому, что моё веселье заканчивается там, где твоё только начинается? ))
Но на это есть дисклеймер:
И случай заценить стендовер по фото.
Polkovnik
Я просто не понимаю зачем делать высоко, когда ничего не мешает сделать низко? Байк от этого не потеряет ничего, а смог бы намного больше.
На самом деле я просто скучаю по дисторшену. Кмк сенсор должен был быть именно в этой концепции, вышел кк подвес на стеройдах. Я бы хотел себе байк по 130мм, но мимо.
B-race
С моим предпочтением к прямым ногам на вкручивании и твоим к положению седла как на BMX (чего, да-да, ни Сенсор, ни Форс не позволят), байк, чтобы угодить нам обоим, должен иметь подседел с ходом полметра. ))
Дисклеймер №2:
Ставишь во главу угла чрезвычайно низкую раму — выбор есть. И это хорошо.
Polkovnik
B-race
Willy
Ужас. При всем уважении к переводчикам и авторам текста.
AntonZayats
Data_Link