Блог компании Триал-Спорт — GT: Крымские хроники. Часть четвертая – Там, где кончаются горы
Эта история, немного затянувшаяся, могла и вовсе не случиться, но, как говорит Алексей Кислинский, удача любит не только подготовленных, но и терпеливых. Представляем вашему вниманию четвертый и заключительный в этом году эпизод «Крымских хроник» от нашего исследователя. Традиционный лонг-рид о катании и не только, много фото и согревающие лучи золотой Крымской осени.
Поездка в новую крымскую локацию, намеченная на начало сентября, была запланирована как продолжение вылазок в новые места, ежемесячно совершаемых нами всё лето. После мощнейшего ливня, наворотившего в середине августа кучу бед в Восточном Крыму, снова вернулись жара и сушь. Кажущиеся бесконечными, они расслабили как высшее командование тура в лице Евгения Олейникова, так и его рядовой состав, оставивший без должного внимания прогноз погоды на день Х. «Утром облачно, местами кратковременные дожди. После полудня – солнечно и сухо» — отлично, пока доедем, всё подсохнет! Раннее утро, загружаемся в машину и под накрапывающим в Алуште дождиком берем курс на Старый Крым, откуда наc ждет 45-километровый маршрут на побережье, в Коктебель. Уже через час Фокс-Мобиль суматошно работает дворниками, разгоняя воду, но вид на восток вызывает оптимизм и вдохновляет продолжать движение к намеченной цели. Действительно, Старый Крым встретил нас, хмуро, но без слез.
Паркуемся, начинаем разгружаться и в это время стена воды, из которой мы выскочили, догоняет и обрушивается на нас всей своей мощью. Городские улицы быстро превращаются в реки и всё, что нам остается – это бросив байки, прыгнуть обратно в машину. После получасового наблюдения за разыгравшейся стихией мы поняли, что, даже если дождь вскоре закончится, вместо полноценного катания нас ожидает полноценное выживалово, в большей части – пешее из-за раскисшего грунта. Трудностей никто не боялся, но решение «слить» маршрут было принято в большей степени из-за невозможности сделать о нем интересный репортаж и поделиться видами. Тогда же было принято решение при случае сюда вернуться. Впрочем, до «Коктебеля», промокшие пока паковали велики в машину, в качестве компенсации ущемленного ЧСВ и в «лечебных» целях в тот день мы добраться смогли.
А вот вернуться и посетить родину напитка мы смогли лишь через полтора месяца. О том, как это произошло, я и собираюсь рассказать.
Шло время, за которое планы «повторить» раз за разом проваливались, в основном по причине занятости участников тура. Пазл сошелся лишь во второй половине октября, когда компания «старожилов» получила свежую кровь, как и мы, жаждущую приключений – алуштинца Вову Новожилова и пермячку Аню Скумбину. Выбирая дату, в этот раз мы отнеслись к прогнозу погоды много серьёзнее, и, как бы в награду за упертость, она нас не подвела.
Растянувшийся вдоль автотрассы Симферополь-Керчь, Старый Крым выглядит не так привлекательно, как, например, Бахчисарай, но способен многих заткнуть за пояс своей историей, начавшейся ещё в античный период, когда Клавдий Птолемей дал ему название Таз (II век н.э.). Обилие народностей, живших и воевавших здесь в разное время, привело к неоднократным сменам названий поселения. Всего их упоминается более двух десятков, включая и Кырым (монг. – ров, оборонительное укрепление). До сих пор нет точных данных о том, кто первым получил это имя – город или полуостров. Своё современное название — Eski Qırım город получил во времена Крымского Ханства после переноса столицы в Бахчисарай.
Наряду с многовековыми достопримечательностями, главным образом, относящимся к периоду расцвета в XIII—XIV веках (мечеть хана Узбека, армянский монастырь Сурб Хач), Старый Крым известен ещё и тем, что был облюбован русской писательской интеллигенцией: сестры Цветаевы, Константин Паустовский, Сергей Эфрон и Мария Заболоцкая. Здесь провел свои последние годы и Александр Грин, ходивший в гости в Коктебель к своему другу Максимилиану Волошину. Этот путь, именуемый сегодня «Тропа Грина», популярен среди туристов. Именно им, от Партизанской улицы, где расположен дом-музей писателя, мы и начали своё движение на юг.
Покинув город и перебравшись через высохшую за лето речку Чурук-Су, мы начали плавный подъем, приведший к небольшому лесному массиву.
Дорога продолжала подниматься вверх и вскоре, на выходе из леса, нашим взорам представились первые горные красоты и, конечно, Кара-Даг, ошеломляющий вид на который преследовал нас на протяжении почти всего маршрута.
Вскоре дорога стала спускаться вниз, в долину.
Перед поездкой Женя-босс предупредил, что, после изучения карты маршрута, «жести» на нем не ожидается, поэтому, пока он в очередной раз сверялся с треком (как и все мы, он был здесь впервые), мы развлекались в поисках найти себе мелкие фрирайдные «темы». Мой GT Sensor слегка приболел после кувыркания несколькими днями раньше в камнях на трейле «Ман» и остался дома, поэтому я поехал на Force, которому после часового катания по грунтовкам стало немного скучно и он периодически развлекался как мог. ))
Впрочем, главный фрирайд ещё ждал нас впереди. А пока, ведомые Женей, мы использовали каждую возможность свалить с дороги, чтобы проехать часть пути заброшенными тропами, идущими вдоль неё, продраться через кусты, съехать по «крутяку» с камнями, скрытыми выжженной солнцем травой и снова выкатить на дорогу.
Периодические остановки для сверки с маршрутом часто превращались в возможность получить и поделиться с вами красивыми (хотя и в большей части постановочными) фото.
После спуска в долину, и объезда виноградников, перед нашим взором возникла гора с ослепительно белой колоннадой на её вершине. «Жень, что это наверху?» — «А вот мы туда поедем, там и узнаешь». Ок, но грунтовая дорога опять наскучила и перед началом подъема, мы нашли себе небольшое развлечение, обкатав небольшой «пупырь» по различным траекториям.
Наигравшись, начали штурм этой горы – Коклюк или «Голубой Обрыв». После родника, где мы пополнили запас воды и собрали остатки урожая с ежевичных кустов, градиент подъема серьёзно увеличился и несколько сот метров мы прошли пешком. Кстати, на всём маршруте это единственное место, где пришлось слезть с велосипеда.
Вскоре подъем снова стал пологим, и мы выкатили на вершину. Южный склон Коклюка – обрыв с выветренными каменными столбами, похожими на странные скульптуры. Писатель Александр Грин, который летом 1931 года шел мимо Коклюка в Коктебель, назвал их «духами гор». Потом он написал, что жутко испугался этих «духов» и обратный путь проделал окружной дорогой: «Я шёл через Амеретскую долину, диким и живописным путём, но есть что-то недоброе, злое в здешних горах — отравленная пустынная красота. Тропа шла вдоль глубокого каньона с отвесными стенами. Духи гор показывались то в виде камня странной формы, то деревом, то рисунком тропы. Назад я вернулся окружным путем, по шоссе, сделав 31 версту»…
А над обрывом – та самая небольшая колоннада из трех колонн в античном стиле на круглом основании – «Звездопад Воспоминаний», построенная в 1956г и называвшаяся тогда «Беседка Ветров» по причине изображения в полу розы ветров. В конце лета ночью здесь можно часто наблюдать метеоритные дожди, а открывающиеся дневные виды завораживают своей красотой. Видимо, это и послужило причиной смены названия колоннады.
С горы уже хорошо просматривалась конечная точка нашего путешествия, так что время позволяло здесь немного задержаться для перекуса, созерцания окрестностей и знакомств с местными обитателями.
Если, стоя на вершине, повернуться лицом к морю, то прямо под ногами находится загадочное озеро – Бараколь (Чаша Пересыхающего Озера). Геологи до сих пор не могут объяснить его происхождение – во всей долине нет и никогда не было даже самой маленькой речки. В период дождей Бараколь – соленый водоем, летом он пересыхает и превращается в солончак.
Пришло время прощаться с Коклюком и «Звездопадом Воспоминаний». Фото на память.
Немного вернувшись назад, мы спустились с горы, чтобы сразу же оседлать ещё одну интересную достопримечательность – Гору Клементьева (оригинальное название — Узун-Сырт или Длинная Спина), где сплелись две стихии — горы и небо. Постоянно дующие тут ветра образуют над склонами хребта восходящие потоки, с помощь которых можно совершать парящие полеты. По этой причине Узун-Сырт стала колыбелью советского планеризма, дельтапланеризма и парапланеризма.
Из всех крымских гор Узун-Сырт имеет, пожалуй, самую молодую легенду, которая звучит так: «Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, внук художника Айвазовского и покоритель самой коварной в то время фигуры высшего пилотажа – «штопора», Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. По дороге Арцеулов рассказывал поэту об авиации, о восходящих потоках и предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути. Дул свежий южный ветер. Перед путешественниками открылся вид на Коктебельскую долину. Восхищенный Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа не упала, а замерла на месте, плавно поднялась кверху и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников — авиаторов с планерами».
В 1923 году на Узун-Сырте состоялись первые Всесоюзные планерные состязания, ставшие в дальнейшем традиционными. Опыта у пилотов и конструкторов почти не было, а новое увлечение
таило в себе много неизвестного. Случались и трагедии — в том же далеком 23-м году разбился пилот Петр Клементьев и хребет Узун-Сырт на долгие годы был переименован в гору его имени. С тех пор почти все летающие здесь между собой называют её уважительно, с большой буквы — Гора.
Поднявшись наверх, мы обнаружили, что аэроклуб действует: на это явно намекала огороженная территория с взлетно-посадочной полосой, парой винтажных самолетов, поднимающих вверх любителей поплавать в воздухе, и несколько припаркованных у входа машин. Мелькнула было мысль заехать в открытые ворота и поснимать, но её прогнала выбежавшая свора собак, спасаясь от которой, пришлось ускориться. Так что делюсь чужой работой (автор — Анатолий Мигов).
Проехав по всей «спине» Горы Клементьева в сторону моря, взлететь благодаря обещанным «восходящим потокам» не удалось. Более того, от Старого Крыма нас сопровождал легкий ветерок, приятно подгоняющий в спину и добавлявший ходов.
На южном окончании горы установлен монумент, прославляющий первых отважных героев воздухоплавания.
Там же мы нашли «игрушку» и для себя: вертлявую пешеходную тропу, полную камней и спускающуюся к автодороге, соединяющей Феодосию и Коктебель. Ребята поехали наиболее очевидной и протоптанной траекторией.
А я, немного задержавшись для изучения местности, нашел фановую срезку на тропу прямо «со лба» и следом за ребятами выкатил к дороге.
На другой стороне мы обнаружили предложение прокатиться по 6-километровому велосипедному маршруту по грунтовке, раскатанной автомобилями и начинающейся с довольно тяжелого подъема на холм.
Далее следует 3-километровый прямик-даблтрек по хребту холма, переходящий в тропу, уводящую в ещё один «торчок».
Только закрутив на вершину, стало понятно, что веломаршрут «Тихая Бухта №2», лишенный какой-либо растительности, в тени которой так приятно отдохнуть усталому туристу — не кольцевой, а после обозревания окрестностей с маленькой видовой площадки над обрывом, куда мы приехали, предлагает вернуться обратно.
Мысль снова вернуться к дороге ни у кого из нас не возникла и при первой же возможности, мы нашли фрирайдную «срезку» и скатили вниз по склону, полному кочек, промоин и камней, затаившихся в траве.
Всё, что нам оставалось после спуска, это немного проехаться по долине, чтобы выкатить к финальной «фишке» нашего буднего ПВД — мысу Хамелеон, он же — Топрах-Кая, он же — Глиняная Скала (тюрк.).
Глубоко врезавшись в море, мыс Хамелеон разделяет Коктебельский залив и Тихую бухту. Его название происходит от способности менять цвет в зависимости от времени суток, погоды, положения солнца и облаков. Говорят, что менять цвет мыс может до 20 раз в день.
Хребет Хамелеона основательно протоптан многочисленными туристами. К сожалению, ветер и дожди постепенно уничтожают эту глиняно-сыпушную достопримечательность, за последние полвека мыс потерял около 30% своего объема, в некоторых местах тропа сужается так, что даже пешком нужно идти очень аккуратно и смотреть под ноги, чтобы не оступиться и не рухнуть с 60-метрового обрыва.
Это я понял немного позже, когда решил проехать по хребту на велосипеде. Эта затея пощекотала мне нервы: из-за сложного рельефа тропа проглядывается далеко не везде и пару мест я проехал лишь потому, что из-за узости тропы остановиться и опереться на ногу намного страшнее, чем ехать дальше. Но до «головы» Хамелеона доехать мне удалось.
Путь обратно оказался сложнее: самые узкие места теперь приходились не на «съезжалки», а на «торчки» и их я прошел пешком. Всё, что нам оставалось, это спуститься к побережью и грунтовками добраться до Коктебеля, где нас уже ждала машина.
На полпути к ней мы снова остановились, чтобы посмотреть на мыс сбоку: не знаю, как насчет изменения цветов, но его профиль действительно напоминает хамелеона, припавшего, как и ялтинский медведь, головой к воде.
Вскоре мы выехали на коктебельский пляж, опустевший в октябре, и немного посидели, глядя на море и обмениваясь впечатлениями о поездке. Несмотря на то, что маршрут Старый Крым – Коктебель, в рейтинге дистанция/набор/упорология оказался самым простым из тех, что мы проехали в рамках «Крымских Хроник», в рейтинге познавательность/красота/разнообразие он может соперничать походами на Ак-Кая или в Бахчисарай.
В общем, рекомендую. А ещё, приученный к хорошим манерам, с помощью записавшей и любезно предоставившей трек Ани Скумбиной, рад приложить его профиль и ссылку для скачивания на случай, если захотите однажды проехать нашим маршрутом.
https://www.strava.com/activities/1234500863
На этом первый сезон «Крымских Хроник» закончен. Будет ли продолжение – пока не знаю, а сейчас я очень хочу поблагодарить всех, кто так или иначе приложил к нему руки-ноги, голову и душу.
1. Мои попутчики и друзья: Эдуард «Джез» Казарицкий, Максим Булавин, Руслан Бойченко, Владимир Новожилов, Анна Скумбина и Вадим Веневцев. Было очень приятно с вами покататься-пообщаться. Каждый из вас – ещё одна крымская достопримечательность, украсившая тур своими позитивом и любознательностью.
2. Гид: Женя Олейников. Удивил, обрадовал и снова, обрадовав, удивил. И так 4 раза. Спасибо!
3. Транспорт: Валерий Олейников и Фокс-Мобиль. Надежность, комфорт и лояльность к нуждам пассажиров. От души!
4. Все, кто следил за нашими приключениями и, так или иначе, стал их частью. Мы вместе!
Отдельная благодарочка моему доброму и щедрому Триал-Спорту, оказавшему финансовую поддержку этой идее, поначалу даже мне поначалу казавшейся безумной и бессмысленной. Но без тебя, мон ами, эта серия вряд ли бы состоялась. Респект и бонжур!!
До новых локаций, маршрутов, встреч и впечатлений! Пака!
Искренне ваш, Алексей Кислинский.
-
добавить в избранное
1
- +143
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (12)
KIV
scout-rus
1. Приехать с великом в Алушту.
2. Найти меня.
Polkovnik
FedorSirota
SilentS
mor
SilentS
mor
Леша, отличный МТБ-путеводитель по Крыму получается.
rcpl
Belinsky
Polkovnik
SergeyMaksimov