Блог компании Триал-Спорт — GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть вторая, «горная»
Вторая, упорологически-лирическая часть истории от Алексея Кислинского, побывавшего в Кабардино-Балкарии в рамках командировки «по собственному желанию».
Солнце вернулось! Такого яркого утра в Нальчике я ещё не видел, но, к моему сожалению, поездке в горы, маршрут которой мы обсудили, нежась накануне в Аушигерском источнике, случиться в этот день было не суждено… У кабардинцев, как и у многих кавказцев, родственные связи – это святое, поэтому Руслан, внезапно отягощенный свалившимися на него хлопотами, сообщил, что должен ими заняться и сегодня поехать не сможет. От предложенной в качестве альтернативы экскурсии к Голубым Озерам вместе с Мохамедханом я отказался лишь потому, что она никак не предусматривала участие в ней байка, а наконец наладившаяся погода буквально орала: кататься! И я решил снова отправиться на Кизиловку, маршрут к которой уже успел запомнить. Подсохшие участки на косых траверсах, прекрасный держак – от второго закрута наверх отказаться невозможно! Сделано! И, насытившись собственными идеями и их результатами, прокатился по центру города, посмотрел на цветочный календарь.
После чего завис в чиллауте у одного из трех озер городского парка.
Ближе к вечеру ко мне присоединился Руслан, разруливший свои дела, и, после короткой совместной прогулки с пиццей на Арбате мы снова расстались, чтобы завтрашним утром реализовать задуманное.
Карасу (Къара-Суу – Черная Река или Вода, карач.-балк) – небольшое селение в Черекском районе КБР. Наш путь начинается здесь, от с камня с выбитым в нем названием села и вполне принимаемым за древний, если бы не значок хэштега (!), и потрясающих видов на большие горы с заснеженными вершинами, возвышающиеся на горизонте.
Но сначала мы решили отклониться от маршрута, чтобы посетить один из многочисленных водопадов в Хуламо-Безенгийском ущелье, считающимся одним из самых красивых на Кавказе.
Принято считать, что текущая вода – одно из явлений, на которые можно смотреть бесконечно, и я полностью с этим согласен. Падающая со скал и отправляющаяся в свободный полет, или струящаяся множеством ручейков по заросшему мхом склону и играющая миллионом радуг – она не просто расслабляет, время здесь как будто останавливается.
Вдоволь налюбовавшись, мы вернулись к запланированной точке старта и начали подъем, не забывая вертеть головами. Дорога, ведущая наверх и её градиент оказались довольно комфортными. Прошедшие дожди смыли с неё каменный «горох», а приятный ветерок немного компенсировал жару.
Неспешный 700-метровый подъем, во время которого дорога то петляла серпантином по открытым участкам, то ныряла в лесную прохладу, скрывая на время горные пейзажи, любоваться которыми можно бесконечно.
Наконец, мы выехали на высшую точку (прим 2500м н.у.м), откуда, надев наколенники, двинули той же дорогой вниз, пока не выехали к месту запланированного ланча, чтобы попасть к которому, нужно обогнуть «фрирайдом» ферму, удобно расположившуюся среди «нажористых» для парнокопытных горных лугов.
Здесь же находится и давно заброшенная метеостанция, от которой остался лишь остов.
Бросив возле неё велосипеды, мы вышли к обрыву, с которого открывался замечательный вид на бесконечное ущелье и решили здесь перекусить, но были атакованы полчищами оводов, обрадовавшимся новым блюдам в своём рационе. Укусы их довольно болезненны и заставили перенести ланч в более комфортное место. Во время побега я почти с ностальгией вспомнил о знакомых многим крымских «лосиных» мухах, особенно досаждавших во время подъёмов на Ай-Иори.
Каменистый даблтрек, на который мы снова выехали и колеёй которого продолжили спуск, вполне можно принять за трейл, только вытянутый в струну, с нечастыми плавными поворотами и нежданчиками в виде промоин, оставшихся после дождей. Впрочем, это я себя так утешал, ещё перед поездкой, Руслан предупреждал, что пешеходных туристических троп, пригодных для катания, в нашем рационе будет очень немного. Так что сложность спуска мы постарались компенсировать скоростью, часто за 40 км/ч, что добавило нам веселья.
Вскоре выехали к речке, где решили, наконец перекусить и снова насладить свои взоры текущей водой, относительно смирной сегодня, но, судя по намытым каменным россыпям, бушевавшей ещё вчера под раскормившими её дождями.
Продолжив спуск по петляющей дороге, мы оказались в Белореченском ущелье, миновали несколько туристических стоянок на берегу Ак-Су и выехали к уже знакомому роднику, о котором я рассказал в первой части истории. Я всё ещё не насытился катанием и, помня об асфальтовом спуске в город, был уже готов попросить Руслана показать мне что-нибудь ещё, как мой хитрый товарищ сказал, что припас для меня маленький сюрприз – короткий трейл, огибающий поселок Хасанья, возле которого мы и находились.
Трейл, действительно, оказался коротким, но с прикольными корневыми секциями, флоу-участками и финишным выкатом через речку.
Этакая вишенка на торт сегодняшних приключений, вкусная и украсившая весь маршрут. В речке мы отмыли велосипеды и через пять минут мы уже были в Нальчике, чтобы, попрощавшись, снова встретиться завтрашним, ранним и вновь солнечным утром.
Село Былым (Эльбрусский район), куда мы приехали, отмотав от Нальчика на машине 75 километров — малоинтересное место, коих много в Баксанском ущелье. Но совсем рядом с ним есть одна достопримечательность, достойная нашего визита.
Это озеро Гижгит, точнее – «хвостохранилище», обязанное своим созданием Тырнаузскому вольфрамо-молибденовому комбинату, сваливавшего сюда посредством трубопровода отходы, заливаемые водой из горной реки. Комбинат закрыт более 20 лет, но говорят, что и сегодня в этой удивительно ярко-бирюзовой воде пойманная рыба может светиться в темноте.
Тем не менее, завораживающая, неземная красота Былымского озера, расположенного тремя с половиной сотнями метров выше поселка, равно как и окружающих его гор привлекает сюда много туристов, а местные предприниматели предлагают совершить вокруг него обзорный тур на квадроциклах.
Отметившись постановочной съезжалкой по едва заметной тропке, которая чуть не выкинула меня в спрятанные в траве камни, мы быстренько свалили к поселку вниз, откуда, немного проехав по дороге, ведущей в Национальный парк «Приэльбрусье», свернули влево и начали подъем с набором 900м к перевалу Актопрак.
Первые километры прошли «по лайту», но, как только мы покинули поселок, градиент превратился в жестокий, усиленный атакой уже знакомых нам оводов и вдруг присоединившихся к ним ос, к нашему счастью, лишь пожелавших познакомиться, а не воевать.
Осмотры видов в этой ситуации происходили, в основном, на ходу, и мы останавливались лишь в случаях, когда натиск насекомых, сдуваемых прохладным ветерком, немного ослабевал…
… Или когда окружающие нас виды были настолько очаровательны, что мы были готовы немного пострадать ради того, чтобы ими сейчас поделиться.
Я заметил, что дорога, которой мы поднимались, довольно ухожена для горной местности без каких-либо признаков жилья. Руслан сказал, что в здешних горах, кроме «кошей» (кош — убежище пастухов, выгуливающих на горных пастбищах отары или стада) расположены вышки сотовой связи, метеостанции, фермы и даже пасеки. Плюс к этому, грозы могут стать причиной лесных пожаров даже не взирая на то, что они могут нести с собой потоки воды. Поэтому местные службы за дорогой следят, в чем, поднявшись выше я лишний раз убедился. Совсем недавно тут побывал грейдер. «Облагородив» дорогу и засыпав вызванные дождями промоины, он превратил её в каменно-сыпушную кашу, оставив для нас с краю узкую полоску жесткого покрытия, пригодного для «закрута».
Все 12 километров подъема прошли в обстановке «глубокого удовлетворения», вызванного благодарностью себе любимому, что я внял совету Руслана и добавил в трансмиссию GT Sensor Carbon Pro маленькую переднюю звезду. Без неё я бы вряд ли смог «вытянуть» на 30/42Т участки с градиентом, доходящим до 20%. И уж тем более, уделить столько внимания окружающей нас красоте, постепенно закрываемой облаками.
Наконец, через два часа после съезда с трассы мы выкатили на перевал Актопрак (1950м н.у.м), соединяющий Чегемское и Басканское ущелья. Кстати, дорога, которой мы поднимались и которой нам предстояло спуститься, как торговый путь упоминается ещё со времен Шарафаддина Язди (персидский поэт и историк. 14-15вв). А вода, ветер и время вылепили из окружающих перевал глиняных массивов целые замки и крепости, с галереями и колоннами. И вообще, в переводе с балкарского Актопрак означает «белая глина».
Далее — вниз. Снова на бешеных скоростях и часто по краешку дороги, не испорченной грейдером. И не без ошибок, одна из которых выкинула меня на обочину в заросшую травой промоину глубиной почти в полколеса. Как сумел не нарваться на спрятанный в ней камень и выкатить метров через 15 — не знаю, просто повезло. «Руслан, давай я тут присяду, а ты сфоткай меня сзади. Как будто я залипаю на виды» — в это время я просто отходил от случившегося, точнее, от того, что могло случиться.
Вскоре мы спустились к Чегемскому ущелью. К мосту, открывающему дорогу на Эл-Тюбю (нижняя часть поселения – балк.), чьи жители в 1944 году в полном составе участвовали в «великом переселении народов», а само село было передано в состав Грузинской ССР и возвращено в 1957, после реабилитации балкарцев и до сих пор находится в полузаброшенном состоянии.
Учитывая оставшийся путь к дому и уже подкатывающую усталость, мы не поехали посмотреть ни на Эл-Тюбю с родовой башней Малкоруковых — участницей съемок в фильме Алексея Балабанова «Война», ни на «Город Мертвых» — древнее кладбище и комплекс мавзолеев, построенных примерно в 10-17 веках, а подкрепившись на старом мосту через р. Чегем, двинули вниз по ущелью. Если будете в этих краях – обязательно посетите, потом мне расскажете.
Финалом сегодняшних «грунтов» стала уже знакомая нам теснина Чегемского ущелья и одноименный водопад, теперь подсвеченный солнцем и заигравший всеми красками.
Утолив в той же кафешке голод изотоническими хычинами с чаем-кофе-лимонадом, поехали к дому, до которого оставалось около 50км и минус 500м. Дорога была легкой, если не считать прошедший перед нами сильный локальный дождь, затопивший все села вплоть до Нижнего Чегема и вываливший на нее сели через все возможные «радиалки». Мечта вернуться домой чистыми снова так и осталась мечтой… Впрочем, проехав Лечинкай стало намного суше, а Нальчик, похоже, дождь вообще миновал. Домой я вернулся с багажом в виде 82км и набора/сброса 1000/2300м, а посему — почти без ног.
В заключительный день моего Кабардино-Балкарского тура Руслан и Мохамедхан решили приготовить мне подарок в виде визита в Тызыльское ущелье, начинающееся после поселка Кенделен, что на севере Эльбрусского района. Подарок этот оказался многосоставным, но обо всё по порядку.
До верхнего коша, набрав около 600 метров, мы доехали на автомобиле (подарок №1), что после жаркого двухдневного «терпелова» оказалось весьма кстати. Неспешно двигаясь по грунтовке, частично по бампер залитой недавними дождями и продолжающей намокать под действующим, несколько раз останавливались, чтобы вдохнуть и запечатлеть окружающую нас красоту.
Снова прыгнуть в машину, чтобы доехать до точки выгрузки и скатить обратно уже на байках.
Практически нулевой набор высоты в этот день сделал эти 25 спуско-пологих и грязно-грунтовых километров в обратную, к Кенделен, сторону самой расслабленной и самой романтической поездкой за весь тур.
С переменчивой погодой и гремящей рядом рекой.
Пасеками и заброшенными фермами, водопадами и несущими сели ручьями…
Кстати, про пасеки, владельцы которых съезжают с гор к началу межсезонья. А как они узнают, что забрали с собой всех пчел? Вдруг, какая-то Майя не успеет вернуться и замерзнет?!
Фантастическими видами на возвышающиеся над нами отвесные скалы.
Водопад, который можно не заметить.
Здесь можно, просто сделав оборот педалями, проехать накатом пару километров и вертеть головой, разглядывая всю эту красоту и не обращать внимание на летящую грязь с колес.
Найти стекающий с гор ручей и вместе с камнями прокатить по его руслу.
Остановиться и залипнуть в видах и запахах трав и цветов, а на выкате из ущелья откушать национальных блюд в гостеприимной харчевне (подарок №2).
А потом заехать на мойку, как-то отмыться, снова прыгнуть в машину (подарок №3) и расслабленно вернуться домой, закрепив свои воспоминания кадрами, отснятыми во время этой удивительной прогулки.
Вечером, в рамках «алаверды» я пригласил моих друзей отужинать национальной кухней в ресторанчике «Мельница», в том самом, где чуть более недели назад, мы спасались от нашего первого дождя и где Руслан посвящал меня в подробности предстоящего тура. Спасибо, парни, он был великолепен!
На этом всё. «А как же трейлы?» — спросит пытливый читатель с продвинутым скиллом. «А вот так!» — отвечу я со всей искренностью. Я уже писал в «Крымских Хрониках», что восприятие нашего катания находится не в окружающей нас действительности, а в нашей голове. Я не отрицаю прелесть съезжалок и «прыгуль», мой низкий поклон свичбекам и царице трейлов по имени «флоу», я приветствую парковые трассы и дикие тропы, но больше всего я рад разнообразию в катании и новым местам, где оно происходит. Поэтому, если вы вдохновились чтивом и просмотром фото, буду рад рекомендовать тандем Руслан-Мохамедхан в качестве путеводителя по Кабардино-Балкарии. Поверьте, ребята хорошо знают свой край, очень его любят и готовы поделиться своей любовью с вами.
Раз уж мы плавно перешли к благодарностям, не могу не отметить мой добрый и щедрый Триал-Спорт, всегда готовый поддержать меня в любых авантюрах. Спасибо, бро! Ты знаешь, что нашей дружбе в этом году исполняется 20лет? Я напомню об этом чуть позже… )))
До свидания, Нальчик. Спасибо за гостеприимство.
Спасибо и вам, смотревшим и читавшим. Мы вместе. Всегда ваш. Упсо!
-
добавить в избранное
- +124
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (1)
RideTimeTeam