Блог компании Триал-Спорт — GT: Каникулы в Черногории. Часть первая
Эта история – о том, как провел свой отпуск Алексей Кислинский, решивший отдохнуть после серии летних командировок. Первая книга его двухтомника, надеемся, поможет сделать ваш зимний вечер короче и приятнее.
Dobar Dan или Привет. Как-то декабрьским вечером 2017 у меня и Жени Шипилова состоялся разговор, в котором я вдруг вспомнил свой визит к нему в гости, в Черногорию летом 2010 и сказал: «Было круто. Я как раз занимаюсь планированием своих летних туров, не хочешь повторить?» — «Хмм… Надо подумать»…
Думал Женя недолго. «Хорошо, в этом году я разведал несколько прикольных локаций, но таскать по ним тебя одного получится дорого. Собирай группу из 3-4 бодрячков, будет и дешевле, и веселее. И ещё: летом не смогу, давай в начале сентября». Неспешность, с которой некоторые приглашенные мною «бодрячки» принимали решение, вполне позволяла записать их в отряд вислоухих грызунов, пока Женя не придал им ускорения февральским постом в ФБ о дополнительном наборе в собирающийся тур и кворум собрался за сутки. Кроме меня, в него вписались: алуштинец Вова Новожилов и москвичи Виталий «Металлик» Липунов, Алексей Бородин и Никита «Алистар» Гирман.
Бар
Вова и я прилетели в ЧГ за 2 дня до запланированной даты, чтобы успеть отдохнуть после долгой дороги двумя авиарейсами с 7-часовым бездельем в Шереметьево, осмотреться и немного привыкнуть к окружающей нас действительности. В Москве подхватили Леху, а в аэропорту Тиват, тесном и снующем людьми, нас встретил Женя, чтобы отвезти в гостишку в частном секторе на окраине города с пальмой во дворе, весьма оригинально остриженной.
Остаток вечера прошел в сборке байков, прогулке по набережной и ужином в одной из многочисленных местных кафешек. Следующий день, предшествующий дате «официального» начала тура Женя пообещал провести с нами и показать некоторые окологородские велосипедные достопримечательности.
Повернувшись к морю кормой, утром мы выехали из города и взяли курс к горному массиву, возвышающемуся над Баром с севера. Тихая асфальтовая дорога, петляющая в пригороде, скоро сменилась «срезкой» по не менее приятной, хорошо укатанной «гравийке», пока мы снова не выскочили на асфальт и продолжили движение вверх. В пути Женя обратил наше внимание на постоянный градиент (действительно, мы ехали практически на одной передаче) и рассказал о его секрете.
Мы поднимались вдоль старой железной дороги, построенной в начале прошлого века, соединявшей Бар с Подгорицей и уходившей далее к городу Вирпазар на Скадарском озере. Чтобы паровозу, таскавшему пару-тройку вагонов, было легче забираться в гору, строители сделали насыпи, траверсы и петли для максимально щадящего (3-4%) и, главное, постоянного уклона. Эта узкоколейка была действующей вплоть до 1958 года, а затем, вместе со строительством новой ж-д магистрали, прекратила своё существование, была засыпана щебнем и частично заасфальтирована, продолжив свою жизнь уже как автомобильная.
Тот паровоз и сейчас стоит рядом с железнодорожным вокзалом Бар, но уже как напоминание о былых днях.
У нас были мысли навестить его, но плотность катательного графика взяла своё и этот визит так и не состоялся.
Меж тем мы поднялись от моря метров на 600 и прибыли к старту основной велодостопримечательности Бара – даунхильной трассе, по которой даже проводились соревнования и погоняться сюда приезжали райдеры со всех Балкан. Сложной её не назовешь, по сути это – трейл, простой даже для современного эндуро, хоть и приправленный несколькими деревянными кикерами-вылетами и парочкой шор-дропов, причем с приземлениями, естественными или рукотворными практически в «плошмяк». Пролеты, наиболее жестокие для подвесок наших байков, мы объехали, но те, которые с натяжкой можно было принять за «правильные», приземлили.
Сбросив около 300 метров, мы той же дорогой поднялись к её старту, но вниз теперь поехали по трейлу, проложенному Женей как: а) альтернатива слишком простому и «дубовому», по его мнению, черногорскому даунхиллу и б) домашняя тренировочная база. При том же сбросе мой друг вытащил из ландшафта всё, что он только мог предложить и даже немного больше.
Тут и съезжалки, и свичбеки, и узкие траверсы, и всё это было обильно приправлено корневыми и каменными секциями. Трейл нам настолько понравился, что после спуска мы безоговорочно решили вернуться и повторить.
После третьего спуска не отпускающая курорт жара и усталость начали брать своё. Той же петляющей дорогой с парой интересных «срезок» мы вернулись в город, где попрощались с Женей, обещавшим через пару часов вернуться с «сюрпризом» и попросившим далеко не отлучаться.
Привезенный Женей «сюрприз» оказался живым – это мой друган и экс-сокомандник Кирилл Бочаров и его супруга Оля, внезапно отдыхающие в Будве от велосипедов и житейский проблем. Вечер прошел в прогулке по городу, ужине и нескончаемых разговорах «а помнишь?». Мы давно не виделись, и я был очень рад этой встрече. Закончили поздно, Кирилл и Оля еле успели на последний автобус, а нам ещё предстояло подготовиться к переезду на север страны, в новую локацию, где Дружеский Черногорский Тур и должен был официально стартовать…
Колашин
Утром вся группа была в сборе. К нам присоединились Никита, завершивший «семейную» часть отпуска, и подхваченный в аэропорту Металлик. Несколько часов пути прошли почти незаметно, в разговорах ниочем, наблюдении за мелькающими за окном бусика видами и пит-стопе в каньоне к северу от Подгорицы, по ущелью которого по камням скачет река Morača (Морача).
Всего 150 километров, отделяющих Kolašin от побережья — и после жары за 30С мы уже зябко ежились под набегающими тучами и влажной моросью при +12, прогнавшей остатки желания совершить пробный вечерний моцион в горы. На три ближайших дня Женя снял на окраине города прекрасное шале со всеми удобствами, где с лихвой хватило места и для нас, и для байков.
Утром тучи ушли и после завтрака мы отправились исследовать трейлы, ранее разведанные и почищенные Женей настолько, чтобы теперь называться велосипедными. Зимний Колашин – это небольшой, но развивающийся горнолыжный курорт, затихающий летом, тем и привлекающий немногочисленных отдыхающих, ищущих умиротворения в буковых лесах и красотах горного массива Bjelasica.
Поднявшись на машине метров на 500, мы оказались возле нижней станции курорта «Колашин 1450». Грунтовая дорога, ведущая выше, на плато Беласицы, полным ходом реконструируется (на сегодня она уже частично заасфальтирована и готова к эксплуатации), довольно комфортна для самозакрута и по ней мы выехали наверх к катуну Vranjak (1900м).
Катун – летнее поселение для пастухов и профессиональных собирателей даров природы. Съехав с дороги на тропу, траверсом огибающую одну из вершин, мы оказались у начала трейла, всё ещё сырого после вчерашнего дождя.
Начало трейла с жесткими каменными и корневыми свичбеками на диком уклоне вызвало чувство растерянности, особенно после предупреждения Жени быть поаккуратнее. Несколько «перезаходов» позволили привыкнуть к сложному рельефу в его начале, а по мере снижения трейл становился более пологим и предсказуемым. Камни уже не казались такими опасными, грязь – не такой скользкой, а чувство «мама, у меня получилось!» гнало прочь страх и внушало уверенность.
Забегая вперед, скажу, что через день, когда мы снова здесь оказались, изрядно подсохший, этот трейл позволил нам даже немного похулиганить, раскатывая «срезки» вместо «ковырялова» в натоптанных туристами шпильках. Как и многие тропы, обкатанные нами в туре, этот трейл не имеет названия (Женя, как его первопроходец, позже включил фантазию и дал ему имя), но от этого не потерял ни сложности, ни интереса к нему на всём протяжении вплоть до выката к зоне отдыха возле Биоградского озера (Biogradsko jezero).
Вторую половину дня мы потратили на подъем от озера и интересного пути вниз. Начали по парковой каменной дорожке, вскоре влившейся в грунтовую дорогу, серпантином взлетающую вверх на плато. Набрав таким образом ещё метров 500, мы двинули обратно, но уже обширными «срезками», протоптанными туристами не ищущими, как и мы, легких обходных путей.
Удивительно, но за всё время, проведенное в этом велосипедном раю, коим можно считать окрестности Колашина, мы так и не обнаружили не то что велосипедистов, но и следов покрышек, когда-то оставленных ими. По словам Жени, маунтинбайк – не самое популярное развлечение среди черногорцев, в большинстве своём слишком ленивых, чтобы истязать себя подобным образом, особенно когда есть автомобиль, хорошо укатанные грунтовые дороги и площадки для пикников с дорожками-настилами, чтобы не вытаптывать реликтовые растения и/или не пачкать обувь.
Закончив со «срезками», мы выкатили к выходу из парковой зоны, к ожидающей нас Оле и микроавтобусу, отвезшими сначала к ужину в ресторанчике, а затем к отдыху в шале – элементам подготовки, необходимыми для длинного пути к успеху, намеченного на следующий день.
Немного прослезившись в день нашего приезда в Колашин, погода всё-таки решила нам благоволить, убедившись в серьёзности намерений участников тура, замахнувшихся покорить Большое Кольцо по всем окрестным вершинам Беласицы.
Эпик-день начался с щадящей силы автозаброски на плато, куда накануне мы заползли самостоятельно, и набега на черничные кусты. Растущие здесь целыми плантациями, они способны прокормить не только случайных туристов, но и профессиональных сборщиков даров природы.
Грунтовкой, петляющей по плато, мы поднялись к вершине горы Žekova Glava (символичное название, учитывая имя нашего предводителя), где находится вышка телесвязи и тропа, траверсом ныряющая вниз, к озеру Pešića.
Я не буду утомлять вас подробностями нашего маршрута, скажу только, что в нем было всё: быстрые спуски по вертлявым, усыпанными камнями тропам,
«терпелово» по грунтовкам, вновь поднимающих нас в зону «альпики»,
и очередное веселое погружение в долину, со всех сторон окружаемую холмами.
Были и «портажи» в местах, где градиент или ландшафт не позволяли побеждать подъемы в седле, зато именно эти моменты позволяли вращать головой, чтобы впитать в себя всю окружающую нас красоту и насладиться её чернично-сладким вкусом.
Мы были настолько погружены в неё, что, когда после очередного спуска Женя предложил отклониться от маршрута, чтобы «в лоб» залезть на гору, откуда открывается потрясающий вид, возражений ни у кого не было, хотя за нашими плечами было уже километров 30.
Награда не заставила себя долго ждать: помимо открывшейся на много десятков километров панорамы, ею стал трейл, спускающийся с видовой площадки.
Были полузаброшенные катуны, целыми деревнями расположившиеся на лугах.
Озеро Šiško (Шишко) с чистейшей горной водой.
Выкат к месту нашей высадки, вчерашний траверс, огибающий гору, и новый вариант спуска в Колашин с элементами импровизации от нашего фельдмаршала. «Мы можем просто спуститься грунтовой дорогой, а можем рискнуть и разведать тропу. Я ей не ездил, она может оказаться непроезжаемо-заросшей, но знаю точно, что она есть. Попробуем?». Конечно попробуем, тем более, что какие-то местные мужики, занимающиеся заготовками дров и удивленные нашим появлением, порекомендовали туда не соваться, имея в виду, что путь по ней дольше, чем по дороге, и сложнее, так как часть тропы пролегает над обрывом, внизу которого гремит горная река.
Меж тем уже начали сгущаться сумерки. Уставшие, голодные, но довольные маршрутом и собой, мы выкатили на окраину города к так удачно оказавшемуся рядом ресторанчику «Савардак», построенному вручную из дерева, соломы, камня и цемента. Так раньше выглядели и назывались дома на севере Черногории.
«Савардак» — это местная легенда, о ней много написано. Здесь, кроме гуляша и шопского салата, мы отведали качамак (kačamak) — национальное блюдо из картофеля, колашинского сыра, каймака и муки. Невероятно вкусное и сытное, предлагаемую в меню порцию планируйте на троих, она огромна! Так закончился день, до краев насыщенный колашинским катанием. Следующим утром нас ожидал переезд в новую локацию…
Мудрым решением Евгения стал микс трансфера на четырех колесах с катанием на двух. Закинули вещи в машину и Оля повела бусик по дороге, огибающей горы. А мы снова закрутили наверх и поехали напрямик, повторив первую часть маршрута от нижней станции горнолыжки до Биоградского озера.
Трейл, мобилизовавший позавчера все резервы навыков и отваги и всё-таки получивший имя Goleš по названию соседствующего с ним катуна, оказался заметно подсохшим, а потому — более щедрым на новые интересные, почти хулиганские траектории, которые мы не рискнули вкусить во время первого дня.
От озера нас ожидал ещё один подъем, после которого частично тропами, частично грунтовыми дорогами с обязательными срезками в их петлях спустились к одноколейной железной дороге.
Ещё пара грунтово-асфальтовых километров после моста – и возле городка Mojkovac нас встречает Оля. Велосипеды в машине, в теле – приятная усталость, а вокруг нас – виды на величественный каньон, возвышающийся над рекой Тара, бурлящей то далеко внизу, то под самыми ногами, когда дорога спускается прямо к её руслу.
Будучи самым глубоким в Европе (его глубина в среднем течении реки доходит до 1300м), каньон является частью национального парка Дурмитор включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всё это я узнал позже, а тогда мы просто наслаждались красотой, открывшейся нам по дороге в крупный, по черногорским меркам, центр отдыха и туризма, где мы проведем ближайшие два дня.
Антракт. Продолжение следует…
-
добавить в избранное
- +193
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (6)
xnxsxlx
SergeyKuchkin
Dustman
eonve
Dustman
Upd.Установил заново, буду пользоваться.Стыжусь.
SergeyKuchkin