Блог компании Триал-Спорт — GT: Каникулы в Черногории. Часть вторая
Продолжение истории, рассказанной нашим «отпускником» Алексеем Кислинским, побывавшим прошлой осенью на побережье Адриатики и не только. Не любите читать? Листайте вниз, там вас ожидает бонус. Пропустили первую часть? Она находится тут.
Жабляк
Žabljak (1465м н.у.м.) – «отдыхательная» Мекка на северо-западе страны. Несколько ниток кресельных подъемников и подготовленных склонов предгорья Дурмитор привлекают любителей зимнего времяпровождения, но настоящая активность курорта включается, когда сходит снег и город наводняют толпы поклонников хайкинга. В решении быть подальше от городской суеты и поближе к горам Женя снял нам большой коттедж в местечке Иван-До в трех километрах от города, не уступающий удобству и роскоши приюту в Колашине и окруженный сосновым лесом.
За день мы уже получили свою порцию и катательных, и обзорных впечатлений, поэтому, разгрузив машину, остаток вечера решили провести в беседке во дворике, совместив его с ужином, приготовленным здесь же, в кирпичной печке-мангале. Как и в Колашине, Женя провел здесь немало времени, разведав, отметив и почистив маршруты, наиболее интересные для катания. И первым ожидающим нас, блюдом уже следующего утра стала… трасса местного даунхилла, победителем которого наш гид был месяц назад.
Условно это черногорское 2-километровое творение со сбросом высоты чуть более 300 метров состоит из двух частей. Верхняя – открытый участок с петлями плоских поворотов и контруклонов, обрамляющими быстрый синглтрек с редкими торчащими из грунта камнями и приправленный шор-дропами различной величины. С такими же, как и в Баре с неочевидными приземлениями в подсыпанный или естественный рельеф.
На наиболее грандиозные конструкции мы так и не «нахохлились» даже после демонстрации мастер-класса.
Но, немного раскатавшись, осмелели и большинство «деревяшек в плоскач» уже не казались такими ужасными.
Вторая, нижняя часть трассы полностью укрыта хвойным лесом. Несложные съезжалки с обширными корневыми секциями, постоянно меняющийся, прокачиваемый как на памп-треке, рельеф – это целый километр флоу между деревьями.
А на выкате к финишу – ещё один «черногорский» трамплин с вылетом «стиральная доска» и уже привычно-плоским приземлением.
Отсюда Оля забрасывала нас обратно на гору и в таком режиме мы совершили четыре спуска, два из которых в нижней части прошли по альтернативной траектории – пешей тропе, более «ковыряльной», чем лесная часть трассы DH, но не менее интересной.
Во время подъемов Женя рассказал, что черногорский даунхилл очень молод и его развитие происходит медленно. Катальцев немного, наиболее продвинутые из них предпочитают не строить местные трассы, а ездить в байк-парки Франции или Австрии. Второй причиной можно назвать землю, находящуюся либо в чьей-то собственности, либо в статусе природоохранной зоны или заповедника. Ну и третья – в менталитете самих черногорцев, 10 знаменитых заповедей которых учат не утруждать себя сомнительными развлечениями.
После этой, уже второй встречи с даунхиллом по-черногорски мы снова вернулись в режим АМ и отправились знакомиться с Шипиловским сборником «зе бест оф» из троп, натоптанных пешими гостями.
Как наиболее запомнившийся, отмечу прикольный траверс по склону горы с «нежданчиком» в виде коров, неторопливо спускающихся по узкой тропе, не обращая внимания на подгоняющие окрики Жени.
Видовые площадки с горными панорамами на многие десятки километров вокруг.
Каменные сады и длинные флоу-прокаты по туристическим тропам.
Финалом дня стал спуск к одной из главных туристических достопримечательностей Жабляка – Черному озеру (Crno jezero), откуда мы вернулись к дому.
Надо сказать, что после того, как мы покинули жаркое и безоблачное побережье и уехали на север страны, гуляющие по небу облака стали за несколько дней нашими привычными спутниками. Закрывая солнце, они окрашивают горы свинцово-серым, а когда отступают под натиском прохладного ветерка и день меняется на солнечный, цвет вершин Дурмитора становится бело-золотым. Сентябрьские дожди и туманы здесь – не редкость, нам невероятного повезло, что все они прошли стороной, сделав каталку насыщенной, а виды на горы – «залипающими» и впечатляющими!
Программа тура, построенная Женей, вновь потребовала смены локации. Мы возвращаемся на побережье. И, как и два дня назад, часть трансфера совершим самостоятельно. Покинув уютный Жабляк и поднявшись асфальтовой дорогой на перевал Sedlo (1900м) с нависающими над ним скалами-воротами в Дурмитор, мы десантировались из машины.
Коптер, привезенный Алексеем, стал причиной небольшого инцидента. Дело в том, что по каким-то причинам запуски «электромеханической вешалки для камеры» в национальных парках Черногории запрещены. Даже в горах, в отсутствии какой-либо инфраструктуры, имеющей важное военное или иное значение. В Беласице, находясь выше парковых границ, мы осуществили запуск ради эпизода видеоролика о туре. И решили повторить здесь, сняв красивый фрирайдный прокат в долину реки Komarnica.
Леха поднял девайс в небо и уже через несколько минут к нам подошел какой-то охранник (перевала?). Не представившись и даже не выяснив, понимаем ли мы его, начал сулить вызов полиции и крупный штраф за нарушение. Пока он выговаривался, дрон был посажен, сложен и убран в машину, а после первой, не совсем удачной версии ответа на его претензии: «мы не знали, мы больше не будем», незамедлительно последовала вторая и по-битцески в лоб – «какой дрон? ничего не знаем». После этой маленькой победы до окончания тура мы смогли произвести ещё два успешных запуска, но старались выбирать «глухие» места, чтобы съемкам никто не мешал.
После «зоны фрирайда» мы грунтовкой выехали к ущелью с шумевшей внизу рекой. «Здесь есть тропа» — сказал Женя, показывая на каменные россыпи, хаотично разбросанные на склоне. Редкие отметки краской показывали, что здесь ходят люди, и лишь личный пример предводителя показал, что людям здесь можно не только идти, но и ехать.
Вдохновившись, траекторию Жени повторил только Металлик, остальные же разумно воспользовались ложбинкой между камнями.
Узкий сыпучий траверс на почти отвесном склоне с камнями, срываемыми колесами байков вниз и стекающим туда же переполняющим нас адреналином – это было замечательно!
Наконец, по мере спуска, пересекаемый нами склон горы стал более пологим, ущелье – шире, а тропа, став существенно очевиднее, нырнула в буковый лес.
Финальным этапом велосипедной части нашего переезда на юг стал длинный и живописный прокат по долине каньона Nevidio — каньона, «которого никто не видел» — одного из самых красивых в Черногории с очень годной натурой для съемок фильмов с Гойко Митичем.
По мере нашего движения горы отступали дальше, и тропа превратилась в хорошо укатанную грунтовую дорогу с еле заметным уклоном, позволяющим изредка вращать педалями, а всё остальное время – вертеть головой и наслаждаться видами.
Говорят, что «всё хорошее когда-нибудь заканчивается». Не могу с этим не согласиться, но с оговоркой: «лишь затем, чтобы начаться вновь».
Вскоре мы выехали на асфальт, где на мосту через теснину каньона встретили Олю с машиной, отобедали и отправились навстречу морю и уже знакомой гостишке в Баре, с нетерпением ожидая финальную часть приключений.
Ловчен
Прежде всего, Lovćen – гора о двух головах (Штировник и Езерски врх), возвышающаяся над Боко-Которским заливом. Если первая вершина ничем не примечательна кроме своей высоты (1749м), то вторая известна Мавзолеем Негоша. Правитель, митрополит и поэт Петр II Петрович-Негош любим и почитаем черногорцами и сегодня. Он жил в первой половине 18-го века и именно ему Черногория обязана не только успехом в борьбе за независимость от Турции, но своей государственностью и избавлению от пережитков, например, кровной мести. После смерти он завещал похоронить себя в заложенной несколько сотен лет назад маленькой часовне на одной из вершин Ловчена. Во время Второй Мировой часовня была уничтожена, а в 1951 году, к 100-летию смерти великого черногорца, вопреки его завещанию не создавать культ, на её месте был сооружен мавзолей, где Негуши покоится и сейчас.
А ещё Ловчен – это огромный национальный природный парк, куда можно попасть либо из Цетинье (Cetinje), либо живописнейшим серпантином из Котора. Несмотря на то, что даже в жаркий день здесь сильно прохладнее, чем на побережье, Ловчен – излюбленное место отдыха для черногорцев и многочисленных туристов, приезжающих насладиться чистейшим воздухом, запахами трав и горными видами. Для них оборудованы площадки для пикников, есть несколько ресторанчиков и главное, ради чего мы сюда и приехали – целая сеть пеших трейлов, оборудованных указателями.
Ретро-фото выше я повесил не просто так. В начале своей истории я намекнул, что идея вернуться сюда произрастает из той самой каталки в Ловчене в 2010 году. Все места, где за время тура наша банда уже успела побывать, для меня были новыми, и лишь в этот день, уже во время подъема на машине, я почувствовал, как от приступа ностальгии у меня вдруг запершило в горле и начали трястись колени.
Начав спуск по бетонной лестнице от подножия Мавзолея Негуши, я начал вспоминать… Первый же трейл напомнил о былом восторге и страданиях в лесу Ловчена, скрывшем виды на горы ради полной концентрации на россыпях камней разного калибра, видимых и скрытых под листвой, с постоянной долбежкой, забивающей руки и спину.
Несмотря на относительно пологий уклон, здешние трейлы – это битва разума со страхом, где один сражается за твою безопасность, а другой советует чаще отпускать тормоза, чтобы, прокачивая рельеф и препятствия на нем, ехать легче, свободнее и… безопаснее.
Мы обкатали несколько троп, среди которых к собственному удовольствию я вспомнил уже знакомые. Сброс метров на 300, несложный подъем на 100 в «отдыхательном» режиме по пожарным дорогам и снова спуск – всё это мы проделали практически нон-стопом, пока не выехали к участку, сильно пострадавшему от пожаров в июле 2017.
Их причиной стал польский турист, заблудившийся в парке и решивший костром привлечь внимание спасателей. При сильном ветре и жаре за +35. Привлек, что уж там… Горело тогда много и сильно. Мы словно попали на другую планету. Обгоревшие стволы деревьев и обожженные камни. Футуристические виды. Один из лучших трейлов в рейтинге «техника» и самый мрачный в абсолюте.
Троп в Ловчене много. Если не бояться подъемов и не лениться, то после заброски на вершину кататься здесь можно не один день. Маршрут, построенный для нас Женей, предусматривал вариант с двумя забросками, более щадящий силы и экономящий время. Но второй трансфер почти не состоялся. На полпути встали. Боссы парка или власти округа решили расширить кусок узкой дороги и расковыряли пол-горы, ежедневно закрывая проезд по ней на несколько часов. А на байках? Нет проблем. Поехали. Набирали метров 300-400 стойко, но не напряжно. Особо отмечу верх человечности водителей встречных самосвалов, прижимающихся к обочине и притормаживающих, чтобы не обдать на встречном курсе нас, горемычных, клубами пыли. Наконец, прибыли к трейлу, спускающемуся в седловину Ловчен (горы, а не парка, помните?) чтобы оттуда выкатиться к самому известному черногорскому маршруту.
Котор. 68 шпилек
«Спуск в Котор», как его называет Женя, начинается прямо с шоссе-серпантина, примерно в километре от седловины Ловчен, почти напротив отметки «946м», сделанной на скале краской. На всём своем протяжении этот 25-минутный (если ехать в «нон-страва» режиме) трейл не имеет ни одного метра набора и условно его можно разделить на три части. Первая – каменно-сыпушная, с небольшими скальными уступами тропа, петляющая между редкими деревьями, представляет собой нечто типа короткой увертюры, погружающей в следующее за ним эпическое произведение.
Вторая часть – быстрый синглтрек в сосновом лесу, смесь траверсов и свичбеков на довольно крутом уклоне, с обильным на торчащих камнях слоем хвои, опавшей с деревьев во время летней жары. Увлеченные, мы не остановились для фото, но позже отметились в видео.
И наконец, третья и главная часть трейл-сюиты – старая дорога, некогда служившая единственной нитью, связывающей побережье с поселениями в горах и в долине за перевалом. Время, зимние дожди и оползни как и небольшие, но частые землетрясения оставили от «дороги» лишь название, а об основательности древней постройки напоминает лишь монументальная каменная кладка, всё ещё удерживающая серпантин от дальнейшего разрушения.
В некоторых местах дорога основательно завалена камнями, и проезжаема только по самому краю.
По мере снижения, трейл становится более пологим и менее насыщенным каменным «горохом», шпильки, вызывают не ужас, а улыбку.
Вскоре, минуя крепостные стены Старого Города, тропа выводит прямо в центр современного, залитого теплом и солнцем, наполненного туристами Котора.
Речка, стекающая с гор в никуда.
Нарушая хронологию событий, скажу, что через день Вове, Лехе и мне удалось ещё раз вернуться сюда, удачно совместив нашу последнюю в туре вылазку с забросками Виталика и Никиты в аэропорт. Скатив трейл ещё раз и ожидая Женю, возвращающегося из Тивата, мы прогулялись по узким улочкам и площадям Старого Котора, чья архитектура как слоеный пирог впитала в себя все цивилизации, частью которых он был, начиная с V века.
Как и Дурмитор, Старый Котор так же включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь очень много исторических достопримечательностей, их осмотр займет несколько дней и велосипед будет явно лишним. Кататься строго нельзя, оставить байк негде, поэтому мы, катя их рядом, ограничились внешним осмотром улиц, зданий и посетили «кошачью» площадь, где передали аборигенам приветы от алуштинских соплеменников.
Заключительный для ребят день прошел на трейлах Бара – тех самых, описанных в самом начале моей истории. Днем ранее я где-то «натрудил» плечо и на первом же спуске понял, что катания для меня не будет: левой рукой я могу лишь держать руль, а не управлять байком. Ну и ладно, за время, проведенное в туре, все мы были укатаны Женей и его программой до состояния «передоз, но хочу и надо». И пока ребята честно отрабатывали все, что было обкатано в предтуровый день, два «инвалида» (вторым стал Леха «Мистер Синглспид», ещё в Жабляке лишившийся заднего переключателя) совершили экскурсионную поездку в Старый Бар и приятно провели время.
Спасибо
В отличие от предыдущих, ужин финального дня прошел в почти торжественной обстановке: Женя поделился с нами секретом, который он держал в тайне с момента того, первого декабрьского разговора со мной – решения возродить Черногорские байк-туры. Всё это время мы были вроде «тестовой» группы, на которой он проверял результаты своей огромной по масштабам работы — от самостоятельной разведки и чистки трейлов до выстраивания логистики, бронирования жилья и организации всего, что сделало поездку незабываемой. И сегодня я, от имени всех ребят, хочу поблагодарить тандем Женя-Оля за неделю праздника, сделавшую катание интересным и познавательным, а быт – уютным и беззаботным. И отдельно Женю — за внимательность, готовность посоветовать и научить, за источаемый позитив и мотивацию, заряжающие даже тогда, когда «ой, не могу». Подтверждением слов благодарности, сказанных тогда, стал скромный подарок от всей нашей группы.
В общем, искренне и настоятельно рекомендую и новичкам и «скилловичкам», у которых тяга к трейл-приключениям сильнее любви к байк-паркам. Всем, кому интересна Черногория во всех её уголках. Спасибо, Женя и Ольга!
Порция благодарности – Никите, Виталику, Лехе и Вове, за компанию, за совместную каталку и всё-всё. За тонну фото, часть которой я использовал как украшение к тесту. Отдельное спасибо Алексею – за снятую и смонтированную короткометражку.
Hvala (Спасибо) моему доброму Триалу, благодаря которому я снова оказался в Черногорской сказке.
А пока – пока! Ваш АК.
-
добавить в избранное
1
- +136
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (13)
Vasyanbmx
Russkiy_Levsha
Diomid
Имеет право.
velomanyak
Зачем минусовать за мнение, отличное от твоего?
А Алексей, как обычно, порадовал слогом и видами ;)
SergeyGaynulin
Polkovnik
alpo
RomanAkentev
Polkovnik
Алексей, очень красивая поездка! Отчеты на одном дыхании читаются.
KIV
denisen
Прям ностальгию вызвали, тк несколько лет назад практически все эти же тропы катали на мотоциклах вверх и вниз.
denisen
Thorgream