Блог компании Триал-Спорт — GT Force 29 Expert 2020. Монстр-тяжеловес, пожирающий камни
Следуя по стопам найнера Sensor и 27.5-дюмовой классики Force, GT Bicycles упаковывают бриллиант 150-миллиметровой подвески LTS в оправу больших колес и ещё больше «заваливают» геометрию рамы. Насколько удачным получился новый байк – в рассказе Дэна МакМанна (Dan MacMunn) для австралийского сайта flowmountainbike.com.
Как бренд, ещё с начала 90-х GT был всегда для меня чем-то особенным. Одним из моих первых предметов радости и гордости был RTS – их первый двухподвес с ходом 2.2 дюйма и рамой цвета алюминия. Помню, как на бога я смотрел на великого Николя Вулье, на его LTS с красным Boxer и стоял на обочине его победного заезда на Чемпионате Мира в Cairns. Помню кучу плакатов GT в сине-желтых командных цветах, украшавшие все стены моей комнаты. Тогда не только для меня, но и для многих GT были велосипедами с большой буквы – футуристично-узнаваемыми, легендарно-быстрыми и чертовски-желанными.
Однако «времена, они меняются» © Боб Дилан. К началу прошлого года GT закончили свои игры с эксцентричным (в обоих значениях этого слова) дизайном и обратились к прагматичному подходу в конструировании подвески своих байков.
LTS. Возвращение к корням
Но именно то очарование GT, заключавшееся в непохожести на других, отчасти, и привело к тому, что я вижу и на чем катаюсь сегодня. Умение их инженеров фантазировать и создавать байки вне привычных шаблонов приводило к результату, не только работающему, но и привлекающему внимание. За последние 25 лет было немало странных и замечательных идей, включая рамы из термопласта, байков с внутренней трансмиссией, множество прототипов, культовую подвеску i-Drive и AOS как её следующую итерацию. Многие скажут, что GT сдулись. А считаю логическим продолжением истории, когда в 2018 году они представили свои полностью новые модели Sensor, Force и Fury без привычной за годы платформы с «плавающей» кареткой и прочих выкрутасов, но с традиционной четырехрычажной системой подвески. Более простая чем прежние и именуемая Horst Link, она представляет собой возврат не только к дизайну LTS (Linkage Tuned Suspension), но и к легендарному названию. Так появился 130-миллиметровый трейл-найнер Sensor и эндуро-ориентированный 150-миллиметровый Force с колесами 27.5 дюймов. А через год GT выпускают на волю Force в большеколесной версии. На нем мы покатаемся и о нем поговорим.
Что же делает этот байк особенным?
По своей сути GT Force 29 2020 года является масштабируемой версией предшествующей модели, хотя и имеет несколько ключевых отличий. Обладая теми же ходами подвески такого же типа, новый байк имеет вилку, выросшую не только из-за размеров предназначенного для неё колеса, но и за счет дополнительного сантиметра собственной амортизации. Это увеличило колесную базу и позволило сделать угол рулевой колонки более пологим, но, чтобы байк не был слишком «завален» назад и оставался конкурентом своим соплеменникам при езде в гору, GT позаботились, чтобы угол подседельной трубы остался каноничным и с прошлого года без существенных изменений. Естественно, что под большое заднее колесо также были полностью переработаны верхние и нижние перья.
Модель Expert является средней среди троицы Force, выпущенной с колесами 29 дюймов на базе алюминиевой рамы с гидроформированными трубами и одинаковой для всех трех моделей. Нежно-бирюзовый дизайн Expert, без сомнения, можно назвать довольно привлекательным для глаз и даже излишне смелым, но не выжигающим сетчатку. В нижнем креплении заднего амортизатора расположен уже знакомый нам маленький помощник FlipChip, способный на 7мм приподнять каретку байка и на полградуса изменить угол рулевой колонки и подседельной трубы. Напомним, что процедура, несущая эти превращения, не меняет прогрессии подвески и не требует перенастройки заднего амортизатора.
В «нижнем» положении FlipChip угол рулевой колонки велосипеда составляет 64.6°, что вкупе с большими колесами выглядит более чем агрессивно. В то же время наклон подседельной трубы по-современному радикален — 76.6° и намекает на то, что ехать вверх Force умеет. Ну и приподнятая колесами до 349мм каретка дает дополнительные полтора сантиметра свободы от варианта встречи с планетой, что в камнях не может не быть отмечено иначе как положительный фактор.
Как и на прошлогодних моделях Force, перья выполнены довольно массивными, а широко расставленные, они обеспечивают достаточно пространства даже для широких покрышек 2.4WT Maxxis Minion, что окажется полезным во время грязевых покатушек.
Ну и на десерт — современные стандарты в виде конического рулевого стакана рамы, крепления ISCG, резьбовой каретки и возможности установить велобачок внутри переднего треугольника. Проводка трансмиссионных и тормозных кабелей с прошлого года осталась неизменно внешней.
Во что он одет?
Несмотря на относительно скромные позиции в линейке Force, Expert оказался под завязку «загруженным» эндуро-нарядами (термин «загруженный» мы ещё вспомним – прим. пер.). Об амортизации заботится пара приборов Fox в версии Performance. Мне понравилась мягкость, обеспеченная изделием №36, особенно в работе в средне-нижней зоне, равно как и обработка мелких препятствий его коллеги под именем DPX2 со способствующей этому большой воздушной камерой.
Весьма полезной оказалась и комбинация из покрышек Maxxis Minion с жестким (и тяжелым) каркасом EXO+ с компаундом 3С, оказавшаяся весьма кстати среди камней, приготовленных для теста GT Force. Колеса, обутые в пистонированные ободья Stan's NoTubs Flow S1, оказались в этих условиях удачными для выживания в камнях, особенно с учетом готовности к бескамерному использованию.
Вместо привычных тормозов Shimano или Sram, обычно комплектующих велосипеды велосипеды этого класса, Force Expert приготовил встречу с четырехпоршневыми TRP G-Spec Trail, отлично вписавшимися в его агрессивный характер.
Тормоза имеют регулировку точки контакта колодок с ротором, в работе просты, понятны и предсказуемы. Текстурированные рычаги приятны на ощупь и эргономичны, а вместе с большими роторами комплект TRP вполне способен обуздать эндуро-зверя.
Есть ещё немало интересных моментов, комплектующих байк, я расскажу о них ниже, но теперь о главном: мой подопытный оказался очень упитанным. Без педалей, но с камерами, в размере L, но свободный от налипшей на трейлах грязи он потянул на 16.64кг! Это много!
Как его настроить и начать с ним дружить?
GT Force 29 имеет 4 размера рамы с шагом 25мм в параметре reach (420-495мм). Имея рост 183см, я выбрал байк в размере L, и в посадке он оказался удобнее моего трейл-найнера, живущего у меня дома. Однако в этой ростовке я бы предпочел больше хода подседельного штыря, чем предусмотренные для него 150мм, тем более, что подседельная туба рамы позволяет разместить дроппер с неподвижной частью большего размера.
Наклейка с подсказками на раме делает настройку сэга заднего амортизатора очень удобной. GT рекомендуют диапазон 22-28% от хода штока (для Force это 12.6-15.4мм). Для моих 83кг амортизатор получил 190psi, что примерно соответствует верхней границе сэга. Отмечу, что регулировка демпфирования амортизатора находится в легком доступе, однако, чтобы добиться нужного, на уровне «прилипания», сцепления колеса с грунтом, мне пришлось закрутить её почти до «медленной» границы. Если вам необходимо более медленное, чем мне демпфирование, будьте готовы менять внутренние настройки амортизатора.
Настройка вилки прошла проще, была проведена быстро, в рамках параметров, рекомендованных Fox и с помощью закаченных в её воздушную камеру 80psi. После этого мне лишь осталось откорректировать нужную мне высоту выноса и седла, после чего посадка на «большом» Force 29 оказалась достаточно удобной, а сам байк – готовым к выезду на тест.
Движимый лишь любопытством, в начале катания я повернул FlipChip в верхнее положение. Работа эта несложная, занимает не более тридцати секунд и может быть выполнена на обочине трейла. Вместе с геометрией изменилось и положение седла, мне захотелось приподнять его переднюю часть, настолько его наклон смещал меня вперед, когда я ехал сидя. Возможно, в зависимости от местности, ваши впечатления будут иными и дополнительные миллиметры под кареткой окажутся полезными любителям контактных педалей и покрутить на сложном рельефе, не боясь зацепиться за камни. Прокатившись в этом положении и посчитав эксперимент завершенным, я вернул регулятор в режим «Low» и оставил так на всю оставшуюся часть теста.
Что он делает хорошо и с чем ему приходится бороться?
На крутых и рельефных участках трейла с GT Force 29 с его пологим углом рулевой, большой вилкой и массивной рамой ощущался стабильным и даже спокойным. Подвеска активна, чувствительна и хорошо отрабатывает как большие удары, так и мелкие неровности, а вес байка, дополнительно прижимая его к земле, удерживает от срыва с траекторий. Благодаря эластичной амортизации и просторной раме, GT Force 29 чувствовался сбалансированным «от носа до кончика хвоста». Перья 442мм – ни слишком длинные, ни короткие. «Мясные» и жесткие, они обеспечивают сцепление заднего колеса и отзывчивость подвески. На скоростных участках и плавных поворотах байк умеет быть очень быстрым, но в узких свичбеках, где преимущества его геометрии и длинной базы не так очевидны, вы можете столкнуться с затруднениями.
Опять же, масса Force 16.64кг добавляет байку стабильности в воздухе, а подвеска прощает ошибки при приземлениях. Если вы – райдер, который предпочитает держаться подальше от эпиков с длинными восхождениями, чтобы попасть к началу интересного в своём разнообразии трейла, и предпочитает шаттлы или подъемники — на спуске этот байк доставит вам немало удовольствия.
Но нам не обойти факт, что Force Expert – тяжелый. Реально. Езда вверх на нем – довольно трудная работа, несмотря на то, что большие колеса, длинная база и пологая геометрия делают байк устойчивым и помогают карабкаться по каменным уступам. Однако, всё оказалось не так плохо, как я ожидал. Крутой угол подседельной трубы обеспечивает посадку с естественной загрузкой переднего колеса, а сочетание низкой передачи, активной подвески и покрышки заднего колеса позволяет не терять сцепления в техничных секциях подъемов. Хотя, в первую очередь, вам понадобятся новые сильные ноги или фитнесс-апгрейд своих.
На более плоских участках подъемов GT Force 29 ощущается сонным и безынициативным, что является прямым следствием его веса, базы и, если выключена платформа компрессии, подвески. Заставить байк двигаться не потребует много энергии, если на вашем пути не встретятся каменные сады, требующие дополнительных усилий, чтобы постоянно прокачивать байк и ускоряться.
Мелкие детали. Плюсы и минусы
Это приятно, когда в раму можно поселить велобачок с питьём, но его держатель устанавливается на скобах, фиксирующих кабели, а длины винтов для этого симбиоза не хватает. Это не самый больной и большой вопрос, но деталь, о которой потенциальным владельцам GT Force действительно не стоит думать.
Защита нижнего пера рамы слишком минималистична и не в состоянии полностью уберечь его от громких пощечин, наносимых цепью и оставляемых ею следов. Особенно в задней части пера, когда цепь находится на звездах близкого к нему сегмента кассеты. Творчество с пленкой 3М или иными традиционными средствами защиты минимизирует эту проблему, но в 2020 году мне бы не хотелось ею заниматься, тем более, что у некоторых конкурентов это проблема решена ещё на стадии распаковки байка.
Ободья Stan’s NoTubes совместимы с бескамерной установкой покрышек и проклеены лентой, но ниппеля в комплект не входят. Я достал свой комплект и было приятно, что, видимо в рамках компенсации, установка резины прошла легко и с помощью лишь напольного насоса. Нет ничего хуже борьбы с уходящим воздухом, пока резина не встанет на место. )) Что касается самих колес и покрышек, то у меня к ним нет вопросов. Внешний вид колес не самый сексуальный, но ободья с честью выдержали все удары и издевательства. А каркас EXO+ покрышек намного прочнее обычного.
Трансмиссия Sram NX проявила себя солидно и в сочетании с ведущей звездой 30Т имеет большой диапазон передач, достаточный в течение всего тестового периода. Обратите внимание на болт, соединяющий задний переключатель с «петухом», мне пришлось его несколько раз подтягивать. Ранее, катаясь, я уже сталкивался с этим аспектом, это то, что просто нужно иметь в виду.
Некоторые компоненты, комплектующие Force, как и байк несут на борту логотип GT. Я отметил вынос, своим дизайном очень похожий на BMX, но со своей задачей он справился. А вот грипсы показались мне излишне жесткими и передающими удары в руки. Если во время катания вы предпочитаете держаться за края руля, то внешнее фиксирующее кольцо с замком также добавит неудобство. Я покопался в своих запасах и заменил их на силиконовые, которые для ладоней рук оказались более комфортными.
Ещё одним компонентом под брендом GT оказался подседельный штырь. Несмотря на намекающую на негатив коннотацию в названии Dropkick (удар с лёта), его работа меня впечатлила. В течение всего теста он был безупречен и без обычно сопутствующих люфтов и поскрипываний. Даже рычаг, управляющий дроппером, имеет удобную для пальца поверхность и форму.
Вердикт
Я могу честно сказать, GT Force Expert 29 нельзя назвать байком «для всех и для везде». Если ваши домашние трейлы преимущественно пологие и гладкие, вы быстро поймете, что геометрии и подвески этого велосипеда вам много. Если вы – охотник за КОМами в апхилльных сегментах Strava, очевидно, это не ваш байк. Массивный, но удобный в посадке, при должном терпении он доставит вас на вершину горы. Неторопливый вверх, он сделает вас сильным!
Однако те, кто предпочитает спуски в стиле «чем круче и жестче, тем лучше», смогут оценить обратную сторону этой сбалансированной и крепкой машины. Байк великолепен в воздухе, уверен в каменных садах и стабилен в быстрых поворотах. Он обладает хорошо продуманной комплектацией, отвечающей его цене, что делает его весьма неплохим выбором и для тех, кто собирается принять участие в гонках эндуро.
GT Force Expert 29 – байк, созданный уважаемой компанией и с максимально прагматичным подходом, зарекомендовавший себя на самом высоком уровне профильных дисциплин велоспорта и способный принести в ваше катание кучу удовольствия и веселья. И для меня намного это более ценно, чем какая-нибудь странная рама или подвеска, чья эксцентричность стоит два мешка денег.
-
добавить в избранное
1
- +33
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (71)
GeraRuckus
Evermax
BEAR
Evermax
hindoo
Evermax
Werewolf
o_O
pustota
Вообще, взвешивать байки без педалей, но с резиной — это порочная практика, покрышки/камеры наиболее часто меняемый компонент/расходник.
Chute
(у меня например интерес вполне не праздный — рассматриваю длинноходные найнеры, в том числе и именно этот ГТ, в качестве возможной замены ДХ-байку. Поэтому и вес не сильно заботит, даже плюс к стабильности)
kamen
Polkovnik
И не едет, а уже даже наличие показывает, и единственная Л-ка в этом красивом цвете есть. Надо зайти примериться…
kamen
AlexanderFrolov
GeraRuckus
Azog
Trial-Sport
Azog
Legnar
saik
Quadiem, которые видел живьем у живого человека — это Requiem в красивой упаковке.
RomanAkentev
Chute
То, что я понял про них: когда работают — замечательные. Но работают не всегда. Даже новые.
RomanAkentev
P.S. Я тут осенью 2 недели в Алуште на Шимано MT200 откатал, в общем не так сильно от XTR по работе отличаются )))
Chute
ну не так уж и плохо… только мода на длинные перья удручает.
Aveega
Так-то на глаз и каретка высоко.
lokki
GeraRuckus
B-race
thresh
Мой последний — сх треил 10 года.
B-race
lokki
Logoffski
B-race
на низкую не смахивает
Aveega
GeraRuckus
smooth
А этот сэг +35..50 мм к 27 мм, итого -62..77 мм каретка.
Ахуенная аналогия с дёртом, класс, каеф.
GeraRuckus
smooth
GeraRuckus
Что за рофел такой, а?
B-race
smooth
Ну и от прочих мелочей, типа расчётного сега и размера (высоты) покрышек.
Chute
Для сравнения: 442 для 29" это как 410 для 26" и 423 для 27,5".
Сравни разницу радиусов.
GeraRuckus
lokki
Спроектируй мне тогда найнер с перьями 300 мм. А я посмеюсь.
Аргумент про цифры на бумаге и в реале — отчасти соглашусь.
GeraRuckus
lokki
Я тебе про конструктивную составляющую, а ты мне про ощущения)
GeraRuckus
lokki
hindoo
pustota
hindoo
ronin336
lokki
amstafff
Damn
pustota
Ясен пень речь идёт о стандартной компоновке.
GeraRuckus
pustota
GeraRuckus
Чет я не вкуриваю зависимость длины перьев от радиуса колеса, или ты хочешь сказать — что байк на 29 и перьях 442 будет, допустим, дергаться как 27.5 с перьями 423???
Aveega
Не вкуриваешь зависимость? Серьёзно?))
Чем больше радиус колеса, тем длиннее перья и их возможный минимум. Не?)
Апд: Спеши всегда молодцы в этом плане были, к сожалению единственные. Вот и приходится сравнивать со средним по больнице.
GeraRuckus
Возможный минимум — вопрос решаемый. А длинные перья — это просто такая мода сейчас а совсем не необходимость. Нет единого стандарта — что считать длинными или не длинными перьями, я просто высказал своё мнение, ибо лично считаю что средние это 430мм, и спорить о моём личном мнении смысла не вижу.
Aveega
Aveega
Chute
На длинном байке с условно короткими перьями переднее колесо придётся постоянно догружать усилием рук, то есть отходить от нейтральной позиции постоянно, а не только в динамике.
То есть нет цифры (например 430 мм) как понятие средней длины, для какой-то базы / размера байка это будут длинные, а для какой-то — очень короткие.
Chute
Если бы короткие перья были так важны в этом сегменте, то… Ну ты понял.
schmel
Хотя, имхо, не всегда короткие перья — это гуд. Дёргаются, подпрыгивают норм, но на съезжалках каменных каких нибудь по пяткам колотят ощутимо))
amstafff
lokki
hindoo
Ну и я, наверное, уже надоел тут с ней, но… Кувалда. 435, колесо на 29 встаёт с норм зазорами.
ГТ либо тупо не стали чесать репу, либо осознанно решили что так лучше продаваться будет.
pustota
Iscander