Блог компании Триал-Спорт — GT: Крымские Хроники. Пять перевалов за один длинный день
История, которую нам прислал Алексей Кислинский, интересна, но схожа с предыдущими лишь насыщенными эмоциями автора. А вот чем она от них отличается – вы узнаете из восьмого эпизода приключенческо-повествовательной саги.
Привет! На самом деле есть ещё два момента, укладывающих мою недавнюю поездку в общую канву «Крымских Хроник». Первый – наш маршрут, как и все предыдущие, был намечен по картам, так что традиция его преодоления «в слепую» была сохранена. И, как следствие, второй: новые открытия, новые впечатления и новые места, о которых я и собираюсь рассказать. Но на этом сходства заканчиваются, ибо, во-первых, место фельдмаршала «КХ» занял Вадим «Вадос» Савельев, чьи знания местности обширны, а байк-туры #Biketest хорошо известны, и, во-вторых, предложенный им маршрут намечался почти полностью асфальтовым, но почти втрое длиннее и рельефнее, чем любой из предыдущих.
Сначала я осторожно отнесся к предложению Вадима совершить 150-километровую поездку по горам из Алушты в Байдарскую долину с общим набором высоты более 3000 метров. Асфальт, а тем более спуски по нему — не моя любимая стихия, подобные марафонские дистанции я ездил лет 20 назад и происходили они в плоском Подмосковье, а мой товарищ по факту не только быстрее меня, но и экипирован «гравийником», более подходящим для этого маршрута, чем имеющийся у меня трейл-подвес. Однако возможность прокатиться по Крымскому природному заповеднику и посмотреть на его красоты манила меня не меньше, чем желание проверить себя на прочность, так что мои сомнения и сборы были недолгими. Я лишь достал из своих запасов резины самые легкие и накатистые покрышки, обул в них старого приятеля GT Sensor Carbon Pro, закинул в рюкзак всё необходимое для поездки и утром 26 августа мы начали первое восхождение.
Выехав из Алушты и свернув на дорогу, ведущую мимо поселка Красный Рай к Розовому, мы встретились с неприятным «нежданчиком» – встречным ветром, немного мешающим подъему. Впрочем, миновав сильно потрепанное засухой Изобильненское водохранилище и въехав в лес, мы забыли об этой встрече, а уже позже, когда оказались на плато, ветер совсем стих.
Набрав метров 400, мы оказались у въезда в заповедник. С недавних пор он открыт для посещений, но въезд в него платный (1400р. с человека), причем, пропуск можно приобрести только в день визита. Считаю это очень неразумным решением, иначе мы бы купили пропуск накануне и выехали на маршрут раньше, что (забегая вперед) позволило бы нам закончить его засветло.
Дорога, которой нам предстояло проехать, имеет более чем 100-летнюю историю и была проложена для Николая II и его близких, приезжающих в свои охотничьи владения. Поэтому она называется Царской или Романовской. Вся эта местность статус заповедника получила в 1923 году. Реконструкция дороги проходила в 50-60х годах и с тех пор 56 километров не видевшего больших нагрузок асфальтового полотна сохранились довольно неплохо. Здесь царство дикой, почти нетронутой временем природы: более 2500 видов растений, 152 из которых занесены к Красную Книгу и около 250 видов животных и птиц. К сожалению, ограниченные временем, мы не имели возможности делать частые остановки, чтобы попробовать познакомиться с местными обитателями и в подробностях рассмотреть всю эту красоту, но, продолжая подъем по лесной дороге, вертели головами и упивались чистейшим воздухом и ароматом деревьев и трав.
Первая остановка, где мы пополнили запас воды — Косьмо-Дамиановский монастырь, прячущийся на высоте 700м между горами Большая и Малая Чучель, основанный в 1856 году и получивший имя сосланных сюда братьев-врачевателей Косьмы и Дамиана, чьи молитвы, по легенде, сделали целебной воду родника Савлух-Су (Вода Здоровья – кр.-тат.). За целебные свойства не скажу, но вода действительно очень вкусная.
Мы продолжали подъем. Градиент постоянно менялся, но располагал к хорошему настроению, тем более, что темп Вадим выбрал не упорологический, а вполне для меня щадящий, как раз такой, чтобы «не отвалиться» от усталости, не доехав весь маршрут. Следуя его совету, я взял за правило каждый час подкармливать организм, бросая в его топку то банан, то пряник, не забывая про воду. Мои ноги и бодрость духа всё ещё были при мне, но ближе к вершине подъема, я не избалованный опытом байк-пакинга, начал понимать, что моя спина сказала бы мне спасибо, если бы я вез свою поклажу не на спине, а, как Вадим, в закрепленных на раме кофрах.
Но это я пойму позже, а пока просто светился от счастья, что оказался в таком замечательном месте, где усталость смывается лесной прохладой тени вековых дубов и буков, где воздух можно пить, а на спусках после почти незаметного перевала Кебит-Богаз, разделяющего Бабуган-яйла и Чатыр-даг, в тишине Его Лесного Величества не опасаться редких машин, выскакивающих из поворота.
Ещё одно место, которое хочу отметить – Царские Ворота. Так называется крутой поворот на 180° с верхней петлей, прорубленной прямо через скалу во время строительства дороги.
Рядом с этим, доходящим до 6 метров, проломом находится смотровая площадка с видами на окружающие её горные красоты.
Вскоре мы выехали ко второму из пяти перевалов, намеченных на сегодня. Это Чучельский перевал или Савлух-Су-Богаз (1157м). Здесь дорога расходится в двух направлениях. Одно из них спускается в долину реки Альма, откуда можно выехать к Бахчисараю, а наш путь следует Романовской дорогой в сторону Гурзуфской яйлы, а значит выше и дальше.
К этому моменту лес значительно поредел и солнце стало брать свою мзду за открывшиеся горные панорамы, включая вид на залитый солнцем Кемаль-Эгерек (1529.5 м. Кошара Кемаля – кр.-тат.). четвертую вершину Крыма и высшую точку Ялтинского плато.
Или вид на северо-западный склон царя ЮБК — горы Роман-Кош (1545м, Гора Среди Леса – кр.-тат.), вершину которой до этого момента я видел только со стороны моря, когда лазил на Куш-Кая.
Дорога меж тем то снова пологими петлями ныряла в прохладный лес, то снова выскакивала на залитые ярким солнцем открытые участки, пока на одном из них золотисто-белым силуэтом не засветилась одна из самых знаменитых достопримечательностей – Беседка Ветров, парящая над Гурзуфской долиной.
Вершина, на которой она установлена, называется Шаган-Кая (1436м. Соколиная скала – кр.-тат.). Сама Беседка представляет собой венчаемую куполом колоннаду с мозаичным полом, символизирующим розу ветров.
Здесь часто хорошо задувает и в непогоду порывы ветра могут достигать 40м/с. Нам же повезло оказаться во время легкого бриза с далеко просматриваемыми панорамами и полюбоваться на лежащие под нашими ногами гору Аю-Даг и Гурзуф.
Первая часть поездки подходила к своему апогею. Покинув Беседку, мы снова оказались на уставшей от подъемов, но продолжающей петлять по плато Романовкой дороге…
…Чтобы через несколько километров оказаться у третьего символа, давшего название нашему путешествию – Никитскому перевалу (1448м), высшей точке Романовской дороги. Перевал отмечен шаром синего цвета, символизирующим глобус и установленным на постаменте. Отсюда нас ожидал 16-километровый спуск вниз.
Пока мы ехали по открытым участкам, дорожное полотно хорошо просматривалось, продолжая оставаться большей частью приятным и располагающим к тому, чтобы отпустить тормоза и пуститься «во все тяжкие». Но, когда хорошенько проветрившиеся и обрадованные, мы влетели в лесную зону, солнце, пробивающееся сквозь деревья, сделало дорогу пятнистой и маскирующей осыпающиеся на неё со скалистых склонов камни и шишки с веток придорожных сосен. Выбоины мелких и средних размеров также никто не отменял, так что спуск, часто за 50км/ч на «прямиках», превратился в лавирование между препятствиями или перепрыгивание через них.
Я приотпустил подвеску своего байка и держался за Вадимом и не переставал удивляться, каким образом в таких условиях ему удается контролировать свой жесткий «гравийник», а в минуты выполаживания включать «сковородку» (переднюю звезду о 50-ти зубах) и уезжать от меня, не владеющего такой передачей, пока градиент снова не становился круче, а дорожное полотно – более разбитым и извилистым.
Километра за четыре до кордона «Грушевая Поляна» и выезда из Заповедника, мы остановились передохнуть возле видовой площадки, чтобы посмотреть на монументальное великолепие Уч-Кош. Ущелье «Трех Гор» — Авинды, Демир-Капу и Кемаль-Эгерек, имеет собственную и пересыхающую летом речку Бала, вдоль которой можно спуститься в Ялту, и считается самым длинным и глубоким на ЮБК.
Конечно, я рассказал далеко не о всех достопримечательностях Заповедника. Мы не были на Лебяжьих Островах, не посетили форелевое хозяйство, не заглянули на экомаршрут и проехали мимо дендрозоопарка, Красного Камня и музея партизанской славы. Эти моменты требуют отдельного времени, в котором мы, с учетом наших планов, были ограничены.
После Уч-Кош мы продолжили спуск и вскоре оказались у кордона «Грушевая Поляна», где попрощались с заповедником и въехали в душную прибрежную Ялтинскую жару, пробираясь на набережную подземными переходами и узкими городскими улочками, кишащими автомобилями и отдыхающими, от которых за полдня, проведенных в заповеднике, мы уже успели отвыкнуть.
Продолжение маршрута потребовало обеденного перерыва, который мы заработали 68-ю километрами пути с набором немногим более двух тысяч метров. И Вадим знал особое место, где в качестве приправы к вкусной еде подают хорошую музыку. Название этого места – кафе «Гараж» и на подъезде к нему нас ожидал сюрприз.
При въезде на набережную мы неожиданного встретили Пашу, нашего МТБ-друга, отлучившегося с работы и также собирающегося пообедать. Всегда готовый к любой движухе, узнав о наших дальнейших планах, он без колебаний решил отложить свои дела и со словами «Я щаз!» умчался за байком. Пока мы трапезничали, он вернулся, чтобы прямо с ялтинской набережной вместе закрутить на Ай-Петри. Наиболее щадящим подъемом до Южнобережного шоссе, откуда начинался известный тремя сотнями поворотов серпантин на плато, была выбрана дорога от Приморского парка.
Дорога на плато хорошо известна, поэтому опущу подробности подъема. Скажу только, что его основательно подпортили многочисленные авто, поднимающие желающих оказаться на плато, проносящиеся мимо нас часто в опасной близости и оставляющие за собой висящую в воздухе вонючую гарь.
На одной из площадок с видом на водопад Учан-Су мы сделали краткую остановку, подкрепились кофе, очень помогший для преодоления оставшейся части подъема, и впервые пришли к мысли, что засветло мы не успеваем.
Во имя экономии веса поклажи свет с собой мы не брали, поэтому там же решили больше не тратить время на остановки ради перекусов и фотосессий, тем более что после штурма Ай-Петри (перевал №4) основную норму подъемов мы выполнили, а день недвусмысленно намекал, что он не бесконечен. На плато попрощались с Пашей, уехавшим вниз по трейлу «Ягодка» и рванули по Бахчисарайскому шоссе навстречу заходящему солнцу.
Машин на шоссе уже не было, воздух освободился от воспоминаний о МКАДе, и, прошив плато, мы начали спуск к поселку Соколиное. Мне уже доводилось здесь бывать, и я слышал, что за обилие ям и колдобин этот участок шоссе некоторые местные водители именуют «Афганистан». Здесь я уже полностью освободил подвеску Sensor, но всё равно скоростное маневрирование и «банники» через ямы проходили в режиме максимальной концентрации, и мне снова довелось видеть с какой отвагой Вадим борется с неровностями.
В наступающих сумерках мы, не останавливаясь, проскочили видовую площадку, демонстрирующую Большой Каньон и выкатили к Соколиному. Там подцепили к рамам байков габаритные фонари и через несколько километров свернули налево, на грунтовку, поднимающуюся на Кабаний перевал (Бичке) Несмотря на довольно пологий градиент, ехалось трудно. Дорога обильно усыпана камнями, слегка придавленными колесами проезжающих здесь машин. Ниже – картинка из открытых источников интернета, поясняющая написанное.
К этому времени окончательно стемнело, но, пока мы не въехали в лес, половинка появившейся луны неплохо подсвечивала белое каменно-сыпушное покрытие. Набирать нам предстояло метров 400, и после того как на полпути подъем стал становиться круче, а луну закрыли деревья, от каменй и попаданий в промоины нас спасали фонари наших телефонов. Эта дорога очень старая. Как торговый путь, соединяющий Бельбекскую и Байдарскую долины, она была проложена несколько столетий назад. В окрестностях перевала есть несколько живописных озер, с окружающих перевал гор открываются великолепные панорамы, а своё название Кабаний он получил как раз из-за дороги, закрученной у вершины как поросячий хвостик. Всё это я узнал позже, а тогда, уже порядком уставший, удерживая в затекших руках телефон и подсвечивая едущему впереди Вадиму, старательно выбирал траектории, чтобы не свалиться на спуске.
Наконец, изрядно намучившись, мы выехали на асфальт и оказались в поселке Передовое. До конца нашего маршрута оставалось километров 15 гладкой как стол свежеотремонтированной дороги. Ночное небо сверкало над головой россыпями неестественных звезд, маячившее перед нами Чернореченское водохранилище завораживающе поблескивало в свете луны, а отражающая её свет разделительная полоса пустого шоссе стремительно, как в фильмах Дэвида Линча, набегала на колеса. Накат! Мы не верили своему счастью! Наконец, миновав Широкое и после длившихся 15 часов приключений, мы прибыли в Орлиное – к конечной точке нашего путешествия.
Здесь будет минутка респекта гостевому дому «Орлиное». По понятным причинам в разгар курортного сезона очень трудно найти приют на ночь. Вадим потратил немало времени в попытках поиска брони на сутки и только в «Орлином» нас согласились принять. Более того, Андрей, владелец этого замечательного места дождался нас и не только поселил, но и накормил оказавшимся как нельзя кстати суточным рационом армейского сухого пайка, сопроводив угощение бутылкой сухого вина «Золотая Долина».
Остаток вечера прошел во взаимных поздравлениях, что у нас получилось, что мы всё-таки смогли выполнить задуманное, а все пережитые в этот день трудности – лишь приключенческие шрихи, придающие ему особый шарм. Утром, отдохнувшие и посвежевшие, мы немного расслабились у бассейна, после чего позавтракали вкусными янтыками и вызванный из Алушты бусик увез домой путников и их велосипеды.
На этом всё. Кроме повторного респекта «Орлиному», хочу поблагодарить Вадима за идею и организацию путешествия, за рассказы о его достопримечательностях, за внимание к деталям маршрута, за веру в меня, словом, за всё. От души!
Не устану говорить спасибо Триал-Спорт. За байк, за поддержку, за многолетнее сотрудничество.
С удовольствием записываю в свой актив результат дня.
А пока – пока! Ваш АК.
p.s. А для всех заинтересованных нашим маршрутом, заботливый Вадим приготовил трек. Велкам!
p.p.s. А для любопытствующих — ссылка на полный фотоальбом.
-
добавить в избранное
2
- +121
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (2)
Хорошая манера повествования, с удовольствием дочитаю дома под кружку чая… но почему такие маленькие фото? Хочется рассмотреть детальнее, порой, ан нет =( А в целом, палец вверх, конечноSPY
Iscander