Блог компании Триал-СпортGT: Эксперименты с Force или как я въехал в Mullet


Наш трейл-исследователь Алексей Кислинский неоднократно писал в своих путевых заметках: «Наше катание находится в нашей голове и есть проблемы с ним — поменяйте его восприятие. А если не получится, значит нужно менять или байк, или голову». Эта история о том, как высказывание Алексея пригодилось ему самому.


Привет! Без малого два года прошло с момента появления у меня GT Force 2019 (далее — F19) и впечатлений, подробно описанных здесь. Последующее общение с байком только подтвердило мнение, появившееся после знакомства с ним и первых месяцев катания. Да, в сравнении с предыдущим байком, геометрия топ-версии Force разлива 2019 продолжала вселять мысли об отодвинутых за горизонт рубежей «зоны комфорта» и вдохновляла ехать быстрее, а жирок, пришедший в комплекте с байком в виде несколько сотен грамм веса, и подвеска, ставшая не такой уж «независимой» от педалирования, не особо мешали закручивать в гору. Вместе мы посетили все домашние трейлы и скатали в тур «Крымские Хроники» (самый трейловый и хардкорный из существующих), приняли участие в РЭС и повеселись на FunDay в Балаклаве, побывали на даунхильной трассе в Архызе и Коваль-туре по Карачаево-Черкессии, где зацепили эпичный и местами жесткий спуск с Мухинского перевала.



В том отчете я обещал рассказать о том, как будут развиваться мои отношения с байком и считаю, что такой момент настал. Технически Force пережил все выпавшие на его долю испытания, не сильно капризничал и не потребовал новых имплантатов взамен погибших компонентов. За исключением втулок, с первую же осень насмерть подавившихся грязью (даже в барабане задней) и не выдержавших многочисленных промываний своих кишок керхером. С учетом их характеристик и безымянной родословной, реанимацию втулок я посчитал бессмысленной, а посему произвел замену на известные брендовые аналоги, немало впоследствии пережившие и оказавшиеся более живучими.



Все остальные «приборы» байка работают нормально, изредка получают ТО и повышенного внимания на себя не обращают. Особо отмечу защиту шарниров подвески F19, не получивших за два года эксплуатации ни одной замены осей или подшипников и по сей день находящиеся в хорошем состоянии. На этом отчет об обещанных эксплуатационных качествах велика можно закончить, и я перехожу к сути.



Чем больше я катался, чем чаще замечал, что в процессе карабканий вверх по скальнику я бью торчащие камни краями шатунов или педалями. Не могу сказать, что я не сталкивался с подобными историями на предыдущем байке, но их увеличившееся количество вынудило менять технику подъема и часто делать это «на всякий случай». Перед такими местами я переключался на более тяжелую передачу, ускорялся и проходил сегмент накатом, держа шатуны в положении «без пятнадцати три»), после чего снова начинал подкручивать там, где риск зацепиться за камень был минимален. Подобная техника дает свои плоды, но сбивает ритм (а вместе с ним дыхание и пульс) и, в сравнении с ровным педаляжем на «пустых» ногах и «краях» передач трансмиссии, отнимает намного больше сил. Даже знакомые камни на Романовской дороге по пути к Ай-Иори или кулуар под северным склоном Парагильмена на подъеме к Куш-Кая стали казаться не такими ласковыми как раньше и проявили себя как первый сигнал к началу разбирательства в том, что происходит.



Второй колокольчик прозвенел ударами передней звезды о камни и уступы на некоторых сегментах спусков. Я вполне допускаю, что вода и сотни покрышек снимают с трейла часть грунта и со временем меняют его, что камни теперь торчат по-другому, что есть техника прохождения подобных секций, но есть данность: ничего похожего со мной и предыдущим байком GT Force 2014 (F14) не происходило. После того, как в одной из секций я чуть не убил переднюю звезду и заменил пару звеньев цепи, в голову начала проникать зараза – первые мысли о том, что «вот здесь байк может, а вот здесь – не знаю». Дошло до того, что несколько монолитов на Юбилейном и Северном, каменная секция на Южной тропе и некоторые сегменты знакомых трейлов в Байдарской Долине заставили меня по-новому взглянуть на «правильность» традиционных траекторий и быть там аккуратнее.



Паранойя? Возможно. Владеющий таким же байком Иван Кунаев сказал мне, что не имеет ни намека на похожие ситуации, но моих тараканов это не утешило: «чтобы не иметь проблем с байком, надо или быть Иваном, или кататься как он». К этому времени я уже достаточно «накрутил» себе голову, чтобы прийти к твердому решению поднять каретку и всё, что оставалось мне сделать – это выбрать метод её лифтования.



Я специально подробно описал происходящее со мной, чтобы стало понятно, что эта тема для меня — личная и в большей степени связанная с моим восприятием поведения байка, чем с ним самом. Так что те, кто не обременен этой проблемой, могут отнестись к ней с юмором. Конечно, этот червячок не сидел во мне 24/7, поэтому всё лето и осень 2019 я большей степени наслаждался GT Force, чем параноил. Тем более, что, по словам друзей, с коими мне довелось встретиться и покататься, байк действительно сделал меня смелее и быстрее. И лишь наполненными бездельем долгими зимними вечерами «нехорошие» воспоминания опять вернулись ко мне, стали навязчивыми и в попытках их анализа и ответа на вечный вопрос «что делать?» я вновь обратился к цифрам геометрии F19.



В первом отчете я писал, что, сравнивая F14 и F19, нейтрально отнесся к минус 12мм в высоте каретки (в нижнем положении Flip Chip). Этим различием, действительно, можно пренебречь, тем более, что 339мм в состоянии покоя выглядят неплохо, а постулат «ниже каретка -> ниже ЦТ -> больше стабильность» никто не отменял. Но, занимаясь теорией, я тогда не учитывал ещё одного момента – хода каретки под нагрузкой. И если в подвеске A.O.S под действием PathLink она смещается в большей степени назад, то рычаги LTS двигают её почти вертикально вниз, а, на минуточку, это больше сантиметра только под сэгом. Бинго! Теперь разница выглядит намного внушительнее – от 2.5см и ответ, можно считать, найден — надо поднимать каретку. Но теперь возник новый вопрос: каким образом? И на него у меня было три варианта ответа.



Первый: «Отречемся от старого мира»… Я хорошо помню времена, когда в МТВ доминировали 26 дюймов, а в настойчивых попытках «завалить» свои байки для более успешной езды вниз, ДХ-шники и городские экстремалы ставили на них вилки с ходом, часто конфликтующим с конструкцией рамы. В начале 2000-х и у меня был 100-миллиметровый околокантрийник GT I-Drive с двухкоронкой 150мм. Следствием этого апгрейда была улетевшая в небеса каретка и частичная потеря устойчивости и без того короткого байка, но тогда это никого не останавливало, мы просто об этом не думали. С этой же целью, равно как ради прочности обода и дополнительной амортизации за счет более жирной покрышки, отдельные персонажи и производители применяли 24” в заднем колесе …. Стоп! Очнувшись от воспоминаний, я сразу отказался от варианта с вилкой большего хода, а вот идея «разноколесника» мне понравилась, и я снова задумался.




Вторым методом решения моей «проблемы» и даже временно принятым как потенциальный стало свежее предложение Reverse Components, выпустивших одеваемое на вилку опорное кольцо рулевой колонки шириной 10 миллиметров, призванное, по словам производителя, на ту же, что и в начале 2000-х, службу – сделать угол рулевой положе на 0.5°. Я не очень понимаю необходимость этого девайса, особенно сейчас, когда все производители стремятся сделать «slacker» свои рамы, но люди и их хотелки – разные, а «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Тем более, что апгрейд выглядит бюджетно, а вместе с перевернутым вверх флипчипом F19 может вывести каретку на высоту как у F14 и при этом сохранить угол рулевой. Я принял этот вариант и даже сделал запрос в Триал-Спорт: будет ли Angle Spacer в заказе, но я снова поковырял свою память и открыл написанную 8 месяцев назад статейку с байк-чеком GT Force Мартина Мэйеса…



О сетапе месье Мэйеса и его победах на EWS 2019 (пока, залечивая травму, он не вляпался в историю со спорным «допингом») не писал только ленивый. Это сейчас маллет на слуху, признан pinkbike.com как одна из лучших входящих в 2021 инноваций, и даже начинает выпускаться серийно, а всего 2 года назад на «разноколесник» смотрели как инопланетянина. «Интересненько» — подумал я, снова вспомнив Сент-Экзюпери и не слишком вникая в причины, побудившие Мартина на апгрейд его байка. «Сделав также, я смогу не только решить вопрос с кареткой, но и получить все плюшки от колеса 29”. Ну не враг же себе Мэйес, сотворив такое? Если ему это помогает, то поможет и мне». Чуть позже подтянулась тяжелая артиллерия в виде Вина Мастерса с тем же сетапом (но вилкой, «согнанной» до 150мм), а контрольный выстрел произвел Ханс Рэй, не отказавшийся от переднего колеса 27.5, но тоже приподнявший байк с помощью вилки 170мм.



Мой постулат «не сотвори себе кумира» пошатнулся, но устоял, когда я сел за калькуляцию апгрейда и его доставку, я пришел в ужас от потерь в случае признания его неудачным. Упал «как озимые» он лишь тогда, когда я понял, что в крайнем случае ничто не помешает мне использовать вилку 29” и остаться при своём колесе. Тем более, что в памяти был ещё свеж грязевой замес второго гоночного дня РЭС 2019 в Балаклаве с застрявшем в вилке передним колесом. А в это время в Алуште волшебным образом появилась Fox 36 Factory Fit4 160мм 2020, новенькая и готовая стать моей за более чем вменяемые деньги. Возможность быстро и относительно недорого стать её владельцем вилки включила «хотелку», и отменила предыдущий вариант и все сомнения, стала отправной точкой моего пути к маллету.



Два сантиметра, добавленные к длине новой вилки и, как следствие, приподнявшие каретку, в общем, положительно сказались на поведении байка, но особой эйфории не вызвали и катание никак не изменили. Однако чувство, что байк стал выше, существенно освободило голову и это уже было результатом, убеждающим меня, что я поступил правильно (хотя не спешил освобождаться от старой вилки). Я заметил, что вниз поехалось более свободно и расслабленно, а для вверх и управления я вернул руль на прежнюю высоту, убрав пару колец из-под выноса руля, и чуть опустил нос седла. Тем временем, в столице уже собиралось переднее колесо 29” и настоящие перемены ожидали меня вместе с его приездом.



Впервые сев на GT Force, обращенный теперь в полноценный маллет, я почувствовал себя на чоппере с колесом, выбегающим далеко вперед. В этом ракурсе я никогда не видел колесо 29 дюймов и вид было забавным. Не успев толком отъехать от дома, я наполнялся предвкушениями о его диких возможностях на скоростных прямиках и съезжалках и в то же время — столь же дикими сомнениями в резвых прохождениях узких поворотов и способности байка поместиться в свичбеках. Это всё ожидало меня в ближайшем будущем, а с первой реальной и, счастью, решаемой проблемой я столкнулся в тот же день и первом же подъеме. Я предполагал, что колесо и вилка сделают F19 «заваленнее», но не думал, что настолько. Весь апхилл прошел в ерзании по седлу, чтобы не сползти пятой точкой на заднее колесо, и титанических попытках оставаться в седле и загрузить переднее, по усилиям сравнимых с работой педалями. На спуске, как я и ожидал, по-хорошему получились лишь быстрые «прямики» и прямые съезжалки, а всё, что было связано с загрузкой байка и рулежкой в поворотах, или вызывало неудобство или вынуждало тормозить.



Домой в тот день я вернулся неудачником, но зато с приобретенным опытом и четким пониманием что делать дальше: я не могу (и не хочу) изменить гео байка, но я в состоянии изменить посадку на нем. И тут следует огромную выразить благодарность рулевой трубе F19, длину которой ранее я подверг обструкции из-за «башни» колец-спейсеров, установленных под вынос и портящих вид байка, и которую в сравнении с 13-сантиметровым коллегой F14 называл «недомерком». Она как будто знала свою миссию служить делу 29” и, освобожденная от высокой верхней чашки колонки и «обрученная» лишь с одним кольцом 5мм, прекрасно вписалась новую концепцию, разместив руль на привычных мне 108мм. Высоту и положение седла, нарушенные изменением угла наклона подседельной трубы я восстановил по старинке – с помощью прямой ноги, пяткой поставленной на ось педали в нижнем положении, и отвеса, показывающего, что моё колено и ось педали находятся в одной вертикали при положении шатуна «на 3 часа».



Второй выезд и небольшая корректировка настроек амортизации на местности убедили меня, что проблемы, связанные с недостаточной загрузкой переднего колеса в подъемах и поворотах, равно как с удобством в посадке и управлении решены. А изменения, внесенные в геометрию колесом и вилкой, после недолгого привыкания к ним принесли в моё катание новые приятные открытия в возможностях байка, да и моих собственных. С увеличенной до 1229мм (+8мм) колесной базой и достойным ДХ-байка углом рулевой (63.7°) F19 действительно стал ещё стабильнее на скоростных участках и позволил смелее нырять в скальники с готовыми обнять камнями. Но это ещё не всё. Раньше я скептически относился к песням, восхваляющим большие колеса, считая их больший вес, недостаточную жесткость и неповоротливость слишком большой платой за улучшенный их размером накат по неровностям и большее пятно контакта с прибавкой в «держаке» при торможении и в поворотах. Теперь же, не отрицая первенство скилла над инновациями и проведя с 29 без малого год, я готов признать, что был неправ. Размер имеет значение! Первое время большое колесо, действительно попросит внимания: с байком нужно больше работать, активнее подгружать его в поворотах и заходить в них пошире, особенно где узко, тесно и нужна верткость. Но это вопрос привычки: процесс недолгий и несложный, с похожими ощущениями я сталкивался семь лет назад во время перехода с 26 на 27.5. Вполне допускаю, что апгрейд добавил байку упитанности (проверить насколько задачи я не ставил), но в подъемах лишний вес никак себя не проявил. А если и проявил, то был с лихвой компенсирован тем же большим колесом, сделавшим их более щадящими, особенно на «технике», где включается любимая маркетологами «перекатываемость» 29” через камни и ступени. И наконец, самое главное, ради чего я затеял и реализовал всю эту возню: 348мм (+9мм), с высоты которых сейчас каретка смотрит на Землю, оказались близкими к показаниям штатных найнеров GT Force, а последующие визиты в места, ранее «делавшие» мне голову — достаточными, чтобы я перестал считать эту «проблему» актуальной и отправил её в омут памяти.



Спустя сезон «с хвостиком» у меня нет ни причин сожалеть о содеянном, ни, тем более, мыслей вернуться к заводскому сетапу. Первоначальный восторг превратился в привычку, а с необременительной на фоне стоимости замен необходимостью иметь запас покрышек и камер теперь и 29” я смирился. Через полгода, почувствовав однажды желание стоять на педалях чуть ниже и агрессивнее, я внес ещё одно незначительное изменение, которым так же остался доволен – поставил руль 780мм (самый широкий что когда-либо у меня стоял на байках, все рули, что были у меня последние 15 лет, упиливались до 760мм).



В заключении я хочу поделиться советом. Многие велоресурсы не устают вещать, что маллет – это круто, что это будущее MTB и вообще свет в окошке. Тем не менее, я бы не стал рекомендовать превращать свой байк в маллет ради маллета и советовать это превращение лишь потому, что это модно и стильно. Рассказав свою историю, я хочу предупредить: прежде чем принять решение создать маллет на базе своего байка (найнера или 27.5 – не важно) вы должны хорошо его знать и уметь читать его геометрию, понимать, что с ней не так и что именно вам не хватает в катании, к чему хотите прийти и какие побочные эффекты будут (а они точно будут) следствием апгрейда. Причем, вне зависимости от причин, побудивших вас на это. Свой выбор я сделал осознанного, «не вдруг» и понимая риски. Так что думайте, считайте варианты, решайте. А если решились – удачи.

На этом всё. А пока – ваш АК, не болейте!



Благодарочки:
Владу Гуданову, Николаю Воробьеву и Виталию Шведову – за железки, их сборку и доставку.
GT Factory Racing – за вдохновение.
Триал-Спорт – за партнерство и площадку для размещения материала.
Алуштинской электросети и режиму автосохранения Windows Word – за сбой программы, благодаря которому вы познакомились с расширенной и более осмысленной версией статьи. ))
?


Комментарии (29)

+3
Алексей, отличная статья, весьма познавательно!
Новое поколение Форса же уже где-то на подходе у GT? 
avatar

Chute

0
Учитывая тенденцию GT обновлять линейку подвесов раз в пять лет, не жду от них существенных новостей раньше 2024. ))
avatar

Polkovnik

+9


avatar

kamen

0
Да не, вроде скоро, вон даже бэдж уже наклеен.
Комментарий к фотке своими словами: "… рулевая труба бежевого байка отличается по форме от всех байков из текущей линейки..."
avatar

kamen

0
Не знаю, когда была сделана эта фотка, но вангую, что нет.

Под «текущей линейкой» мистер Керр вполне мог иметь ввиду байки своего спонсора или те, что на фото. И второй аргумент — обкатка новых байков точно не будет в компаниии предсьавителей «конкурентов», ни Мейесу ни иному райдеру просто не дадут прототип для дэйли-покатушек. Иначе понятие «шпионское» фото просто теряет свой смысл.
avatar

Polkovnik

0
В принципе ожидаемыый эффект. После статьи еще больше захотелось осуществить подобное.
Часть фоток с Ай-Петри?
avatar

bemmer

0
Специально пересмотрел… Только одна, с подъездом к Иографу. В основном все фото — местные, алуштинские. А первая — Карачаево-Черкессия.
avatar

Polkovnik

0
Алексей, статья шикарна, как и всегда.

И читать интересно и аргументы личного твоего выбора приведены шикарно и развернуто.

Как минимум 2 фотографии с горы Госфорта, ибо помню эти места и выезд туда :-)
avatar

Thorgream

0
Много фоток со всяких Парагильменов-Заповедных, там действительно, очень каменисто, но это всё-таки Алушта.
avatar

zagremel

+1
Читал с удовльствием! 
avatar

mrPhilL

+1
Спасибо. Я писал это чтиво тоже с удовольствием. ))
avatar

Polkovnik

0
Надо свою meta sx на  26 перевести передок на 27 колесо.
avatar

dgimi

+6
Зачем эти полумеры?:)
avatar

yurtsa

+12
Даешь 26/29 ✊
avatar

schmel

+20
К чему эти полумеры?
avatar

Logoffski

+11
Орицательный рич. Приплыли!
avatar

pustota

+1
Наконец-то восстановил пароль и могу ответить… В общем, у меня тоже мета 2014 года 26я, поставил на перед 27.5 (вилка и была 27.5 мэтток) — ну разница есть, но не сказать что она с колесом как таковым связана, а не с тем, что морда поднялась. Руль на 1см кольцами опустил, но всё равно, такое ощущение что вверх стало ощутимо хуже ехать, а вниз… Да и до этого отлично ехало, и после) В общем-то, какой-то особой магии я не почувствовал, на уровне нюансов, разве что чувствуется что само колесо на 100гр где-то тяжелее и в целом более массивное. Следующий раз поставлю наверное 26е на морду, сравню ещё, но в целом какого-то АХ не жди — завальная рулевая имхо больше даст.
avatar

lokki

+1
А насколько в таком варианте стал короче рич, не измерялся? По идее он стал довольно небольшой, с таким углом рулевой и базой.
avatar

Chute

0
Померял. За точность не ручаюсь, но среднее значение после нескольких попыток получилось -7мм от стоковых 470мм. В посадке особенных изменений не заметил, тем более вытянув её убранными из-под выноса кольцами.
avatar

Polkovnik

+11
В стоке 465. 
470 у форса найнера. Которому, кстати, еще и подсиделку занизили на 2 см.
avatar

schmel

0
Да, ты прав. 470 при верхнем флипчипе. Думаю, что и мои промеры нуждаются в более точном подходе.
avatar

Polkovnik

+4
Имея сейчас велосипед на 29", половину поста не мог понять, как маллет поможет поднять каретку, заменив большое заднее колесо, на маленькое...

п.с. Норко Ренж 17го года на 27.5 колесах тоже цеплял все что только возможно шатунами.
avatar

Azog

+3
Если бы у меня в стоке был найнер, я бы тоже подобное упражнение считал глупостью. )) И, думаю, что скорее всего высота каретки меня бы не беспокоила.
avatar

Polkovnik

0
Помню, как мы с тобой эти вопросы обсуждали летом :)

И, таки да, в моем случае это упражнение (27 назад вместо 29) вполне прижилось. 
avatar

Logoffski

+14
Алексей, отличная статья. Интересно от такого опытного человека почитать размышления на тему велосипеда в прикладном варианте — про геометрию, и то как оно все рабоатет в реальности.

А сколько у тебя пробег,  в среднем, в год?

ну и конечно, хорошие фотографии!
avatar

dirtyshiza

+28
Спасибо, Дамир. Судя по велокомпам, стоящим на двух байках, суммарно за год 5-5.5 тысяч, но горных километров.
avatar

Polkovnik

0
а какая длина у шатунов на твоем форсе?
avatar

AlexanderFrolov

0
175мм.
avatar

Polkovnik

комментарий был удален

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.