Блог компании Триал-СпортCannondale Jekyll 1 2022. Знакомство с пристрастием



Вот уже более двух десятков лет этот байк представляет собой вершину эволюции маунтинбайков, производимых легендарным брендом. Меняясь вместе с ней, Jekyll претерпел множество трансформаций, он был бесстрашным фрирайдером, способным АМ-исследователем, а когда пришло время эндуро – стал победителем. Всё это время Cannondale щедро одаривал своего любимчика собственными инновациями: амортизаторами, работающими на растяжение и меняющими ход подвески, одноногими вилками с электронной блокировкой и не скупился на эксперименты с материалами его рамы и геометрией. Как и герой романа Роберта Стивенсона, привлекательная и напичканная технологиями уникальность Jekyll имела свою «темную» сторону, пугающую любителей стандартов. Поэтому, следуя игре слов в названии нетленки Великого и Ужасного «My Jekyll Doesn't Hide», производитель не стал прятать новую версию своего подопечного от пытливого взора Майка Казимера (Mike Kazimer) — обозревателя pinbike.com и выдал ему свеженький Jekyll 1 для всестороннего изучения. С некоторыми выводами и впечатлениями. сделанными Майком, мы вас и познакомим.



В новом байке нет никакой электроники, он обеспечен стандартными амортизаторами, дизайн подвески выглядит привычным, но даже отбрасываемая им тень делает Jekyll непохожим на соплеменников. Причина этого – двойная часть нижней трубы рамы, куда во имя занижения центра тяжести байка помещен задний амортизатор, прикрываемый снизу защитным пластиковым кожухом. У этого решения есть и своё название — Gravity Cavity, правда, на момент появления у меня байка Cannondale ещё не решил, оставить ли в качестве обозначения дизайна подвески эту рифму или использовать привычный трехбуквенный акроним.

Итак, что мы имеем?

• Размер колес: 29"
• Материал рамы: Карбон
• Ход подвески: 165мм (зад) / 170 мм (вилка)
• Угол рулевой колонки: 64 градуса
• Длина нижних перьев: 442мм (в размере L)
• Вес: 15.6кг
• Выпускаемые размеры: S-XL
• Рекомендованная производителем цена: $6,100

Кроме завоевавших симпатии большинства эндурщиков больших колес и привычных им ходов амортизации, Jekyll оснащен, пожалуй, самой распространённой на сегодняшний день подвеской Horst Link с набирающим популярность высоким шарниром в комплекте с расположенным в его оси роликом и интегрированной направляющей цепи. Но для Cannondale данный тип подвески – новый и символизирует уход от однорычажной конструкции, долгое время верой и правдой служившей Jekyll.



Байк будет производиться в двух версиях: топ-модель, рассматриваемая здесь, а также Jekyll 2 — более простой в комплектации и с ценником в полтора раза ниже. Кроме меняющего цвет окраса «хамелеон», обе модели доступны в скромном графитовом дизайне. Я всегда являлся поклонником всего черного, но Jekyll, играющий под меняющимся освещением всеми цветами и выглядящий много лучше, чем на фотографиях, убедил меня изменить своё мнение быстрее, чем я начал изучение его подробностей.

Рама



Главный предмет, обращающий на себя внимание — ниша в нижней трубе Jekyll. Она появилась ещё в 2019 году, когда Cannondale работал над созданием даунхилльного байка с двумя амортизаторами и экспериментировал с вариантами их размещения. Амортизатор, размещенный в этой нише, имеет крепление Trunnion и приводится в действие алюминиевым линком, соединенным с верхними перьями рамы. Снизу амортизатор защищает съемный пластиковый кожух, укрывающий его от летящих с переднего колеса камней и грязи, хотя, боковые прорези (вентиляция от перегрева или возможность выпасть тому, что прилетело сверху?) говорят о том, что эта защита не является стопроцентной. Тем не менее, Cannondale удалось не только выполнить главную поставленную задачу – максимально занизить центр тяжести своего байка, но сделать это красиво и оставить внутри переднего треугольника достаточно места для крепления велобачка.



Ролик, подводящий цепь к верхнему шарниру – ещё один очевидный аргумент в пользу этой зеленой машины. Он выполнен из стали, а не из алюминия, что по словам Cannondale существенно продлевает его жизнь и ресурс его износа сравним с износом ведущей звезды. Обратной стороной износостойкости для постоянной и крепкой связи с цепью является возникающий при этом дополнительный шум, но Cannondale считает, что надежность работы этого узла стоит того, чтобы пойти на компромисс. А качестве дополнительной гарантии, что цепь всегда будет оставаться там, где должна, ролик снабжен компактной направляющей, крепящейся на раме.

Геометрия



Цифры, поясняющие за Jekyll, находятся в текущем эндуро-тренде. Я бы назвал их скорее современными, чем революционными или безумными. Углы рулевой и подседельной труб достаточно каноничны – 64 и 77.5 градусов соответственно. Рич 475мм в размере L позволяет моим 180 сантиметрам удобно разместиться. Как и в большинстве топ-байков Cannondale, для Jekyll используется технология Proportional Response, оптимизирующая длину перьев для каждого размера рамы и варьирующаяся от 430мм в самом маленьком размере до 450мм в размере XL.

Я с удовольствием отметил, что тенденции к уменьшению длины подседельной трубы во имя установки дропперов с большим ходом коснулись и нового Jekyll. В размере L его сопровождает регулируемый подседельный штырь собственного производства Cannondale – LowDown с достаточным для меня ходом 170мм. Однако в процессе тестов я решил использовать собственный 200-миллиметровый штырь Fox Transfer и остался доволен, что в подседельной трубе оказалось достаточно места и для его более длинного корпуса.

Подвеска



Конструкции байков, использующих высокое расположение шарнира, признаны эффективными и набирают обороты. Уровень, на который поднят шарнир у Jekyll, в первых двух третях хода подвески обеспечивает смещение назад оси заднего колеса, после чего она начинает небольшое движение вперед. Это немного контрастирует с другими байками, у которых шарнир расположен ещё выше, позволяя заднему колесу смещаться назад на всем диапазоне работы подвески. Не скажу, что это лучше или хуже, но считаю, что об этом нужно упомянуть.



На самой легкой передаче антискват Jekyll составляет около 100% и немного уменьшается по мере срабатывания подвески. Рычажность обладает умеренной прогрессивностью, так что подвеска должна хорошо работать как с воздушным, так и с пружинным амортизатором, если вы решите отдать ему предпочтение.



Настройка

Сборка Jekyll и настройка его подвески не доставила каких-то особых проблем, если не считать трудный доступ к регулятору высокоскоростной компрессии заднего амортизатора, особенно после того, как полностью закрыв его, вы начинаете вращать его и подсчитывать нужно количество «кликов». К счастью, после того, как я догадался снять защитный кожух, дело пошло намного легче. Для своих 73кг я заправил в амортизатор Fox Float X2 170psi, что дало сэг 19мм (29%). В вилку Fox 38 я закачал 83psi и удалил из неё один из спейсеров, влияющих на прогрессивность её работы.



Часть тестового периода я использовал штатный подседельный штырь, а решение заменить его на более привычный Fox Transfer с +30мм хода пришло ко мне из чистого любопытства – сможет ли он поместиться в подседельной трубе рамы? Как оказалось, без проблем и это сняло часть моих волнений по поводу тестов байка на горных склонах с очень крутым уклоном.

Заключительное моё замечание по настройке байка связано с цепью, которая оказалась слишком короткой. Именно поэтому вместо штатной Sram NX на фото вы видите «радужную» XX1. Я связался с Cannondale и они сообщили, что знают об этой проблеме, возникшей на раннем этапе производства, и что сейчас она уже исправлена.

Тестовые испытания Jekyll проходили в домашнем для меня Беллингеме (штат Вашингтон) в течение трех месяцев и захватили все погодные условия и состояния грунта на трейлах: от прохладных, влажных и даже припорошенных снегом до жарких, сухих и пыльных.

В подъемах



Совершая восхождения, я был приятно удивлен безукоризненным поведением подвески Jekyll в подъемах. Даже в моменты, когда мне приходилось вставать с седла и давить на педали, амортизатор не «проваливался» больше, чем это было необходимо, и я ни разу не испытал желания дотянуться до регулировки его компрессии и сделать его более жестким. Это очень хорошо, поскольку низкое расположение амортизатора существенно усложняет доступ к его настройкам «на лету».

На крутых градиентах или в технически сложных секциях я не могу дать Jekyll звание чемпиона в категориях «маневренность» и «сцепление». Я тестировал много байков и не считаю его лучшим, но вместе с этим он не ощущался совсем уж неповоротливым или настолько тяжелым, чтобы не позволить приподнять себя, чтобы преодолеть каменную ступеньку или торчащий корень. Скорее, его поведение находится в общей канве эндуро-байков, чем удивляет во всех смыслах этого слова. Вес 15+ килограмм для байков этого класса не является чем-то необычным, тем более, что в него включены покрышки версии EXO+, а если вы предпочитаете двухслойную резину, то её установка приведет к ещё большей массе байка.

Последнее время крутой угол подседельной трубы становится выбором всё большего количества производителей велосипедов Трейл/Эндуро и это не зря – он обеспечивает более легкую загрузку переднего колеса в подъемах (что особенно важно для байков с длинными вилками и пологим углом рулевой) и добавляет удобства на длинных спусках. Хочу ещё раз отметить, что геометрия Jekyll оказалась не только эффективной в подъемах, но и комфортной. Сидя в седле я не испытал ощущений тесноты, так что и с радостью мог бы отправиться на этом байке в самую длительную поездку без намека на какие-либо неудобства в посадке.

Но ложка дегтя в способностях Jekyll как восходителя всё-таки есть. Она проявляется на самой легкой передаче и выражена не только в шуме, создаваемым роликом, о котором я уже говорил, но и легким сопротивлением, вызванным звездой 52Т кассеты и большим смещением в линии цепи. По мере движения цепи вниз шум уменьшается и сопротивление исчезает, но, если вы много времени проводите на «бабушкиной» передаче, грохочущая цепь может начать раздражать. Подобное я замечал и на других байках с высоким шарниром и роликом (например, на недавно оттестированном Norco Shore), но на Jekyll эта особенность оказалась более заметной.

На спусках



Плавность, с которой Jekyll едет вниз, способна создать впечатление, что кто-то сместил время и сквозь века отправил вас в ту геологическую эпоху, где камни не имели острых краев. Конечно, геометрия байка, а также возможности и настройки его амортизации не полностью стирают грани, но делают их намного менее резкими, что позволяет байку поддерживать импульс даже на больших неровностях. Эта машина, лучше всего чувствующая себя на больших скоростях, стабильная и надежная, обладающая всем, что необходимо на спуске. Это особенно полезно, когда вы едете по незнакомому трейлу, не зная, что ждет вас за следующим поворотом.

Я уже говорил, что высота, на которой расположен шарнир, способна влиять на поведение байка, в различных положениях подвески делая его более стабильным, чем игривым. Это связано с нижними перьями, меняющими свою длину по мере её срабатывания. На Jekyll эта черта не так ярко выражена, но у меня не нашлось причин вносить коррективы в технику моего катания, особенно при прохождении поворотов или выполнении прыжков. Я не могу сказать, что в ряду себе подобных этот байк более отзывчив и энергичен, но он демонстрирует достаточный запас жизни, чтобы дать ощущение «приклеенного» к неровностям в скоростных секциях и стабильного в полетах на больших трамплинах.



В процессе тестов я неоднократно задавался вопросом: будет ли лучше, если на Jekyll поставить пружинный задний амортизатор или, если это возможно, уменьшить компрессию в комплектующем байк Fox Float Factory X2. Даже с полностью выкрученными регулировками высоко- и низкоскоростной прогрессии, я всё ещё не чувствовал достаточно чувствительности подвески к малым ударам, дающей в моём понимании идеальное сцепление. Безусловно, тюнинг воздушного амортизатора или установка пружинного могут решить этот вопрос. Но, читая эти строки, имейте в виду: с моим весом 73кг я нахожусь, возможно, в самой легкой зоне размера L, так что для райдеров, более тяжелых, чем я, мои «хотелки» могут оказаться не столь очевидными и необходимыми.

Когда скорости становятся ниже, Jekyll по-прежнему остается также хорошо управляем, но ему становится тяжелее пробираться через препятствия и приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы ему в этом помочь. Я думаю, что в таких ситуациях более короткие нижние перья добавили бы ему отзывчивости. Тем не менее, он остается способным и готовым штурмовать технические секции, а не искать пути их объезда, а если вы замедлитесь, просто попросит или дополнительной помощи, или предложит прибавить скорость.

В общем, Jekyll является байком хорошо сбалансированным и предсказуемым в ощущениях. Он обладает чертами, присущему гоночному болиду для эндуро, особенно на быстрых трассах и достаточно шумных, чтобы грохотом разбегающихся от него камней заглушить звуки, производимые цепью по стальному ролику. Я могу порекомендовать его любителям парковых трасс и домашних горных трейлов, особенно если они длинные, жесткие и с хорошим уклоном. Он может понравиться и АМ-дальнобойщикам, знающим толк в приключениях и желающим иметь партнера, умеющего выживать в любых условиях и предпочитающего «чем хуже – тем лучше».



У меня была возможность оценить несколько машин, оснащенных подвеской с высоким шарниром и подведенной к нему цепью, схожей геометрией и ± такой же эффективной комплектацией. На фоне большинства из них Jekyll выгодно отличается подогнанной под каждый размер рамы длиной нижних перьев, давая преимущества райдерам невысокого роста. И в первую очередь – своей стабильностью и умением держать траекторию. Вторым фактором его преимущества является способность к педалированию даже в ситуациях, когда вы покидаете седло. Редкий байк, бывший у меня в руках, не попросил приглушить амортизатор, добавив ему компрессию. В этом плане Jekyll не столь капризен, но я могу отметить моменты, когда воспользовался бы ими, будь они в легком доступе. Этот байк — не самый тихий в мире, в довесок к шуму, производимому цепью, на одном из трейлов я поймал камень, влетевший через цели защитного кожуха в раму и грохотавший, пока я не остановился и не выудил его. Длинные перья и колесная база, невзирая на меньший, чем у конкурентов, ход подвески, обеспечивают ему потрясающую стабильность и устойчивость на быстрых сегментах, но к предложениям к резким ускорениям он определенно вальяжен. И, наконец, 1 – не самый дешевый, особенно на фоне своих алюминиевых братьев.

Вердикт

+ Чрезвычайно предсказуемый и плавный в обработке жесткого рельефа.
+ Замечательные способности в педалировании.
+ Изысканная, изменяющаяся расцветка рамы поднимет настроение и делает байк узнаваемым.

— На легких передачах трансмиссии ролик добавляет шума и сопротивления.
— Защитный кожух Gravity Cavity не полностью защищает раму от попадания в неё мусора.
— Колеса Jekyll не в полной мере отражают его возможности

Cannondale отличались от остальных тем, что всегда поступали по-своему. Хорошо это или плохо, в разное время было по-разному. Но в случае с новым Jekyll, уникальность дизайна его подвески явно пошла ему на пользу. Это быстрая и надежная машина, способная к любым видам подъемов и длинным маршрутам, её спусковые способности впечатляют, а возможности гладкой обработки сложного рельефа делают счастливым. На легких передачах байк создает излишний шум, но если принять его за особенность конструкции, то он с лихвой перекрывается её плюсами, особенно когда речь идет о скорости Jekyll и его умении обрабатывать рельеф.

И в завершении обзора – несколько кадров с демонстрацией возможностей Jekyll в исполнении Киры Линн и Митча Ропелато в Kanuga Bike Park, Хедерсонвилл (Северная Каролина, США).



  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +60
  • Мнения
?


Комментарии (7)

0
да клевый велик чо вы, крутилку крутить не удобно только
avatar

twice

+3
похоже в крепления аля thule proride такая рама не пролезет…
avatar

konst

0
Вот был у меня GT DHi'08 — вот тот вообще непонятно как на крыше возить. А этот влезет нормально, но крышечку придется каждый раз откручивать видимо.
avatar

m1sh

0
Митча Ропелато себе забрали. Видать собираются вкладыватся в продвижение своего бренда. Еще бы Эндуро Тим им.
avatar

Deon

-13
раскрыть комментарий
avatar

andryyasamov1986

0
Добрый день, модели 22 поступят в продажу весной 2022 года.
avatar

Trial-Sport

+1
о, если реально привезут, то будет круто! а то такие у всех задержки лютые. я не себе, просто порадоваться
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.