Velomirshop.ruИстория компании Manitou



Компания Manitou является одним из старейших производителей амортизационных вилок. История этой всемирно известной ныне компании началась в простом гараже — одного «простого» молодого человека. Зовут этого человека Дуглас Бредбери / Douglas Bradbury, и в этом посте мы постараемся взглянуть на историю компании Manitou через призму его биографии.
  
Биография Дугласа Бредбери, совмещенная с историей компании Manitou

1951 — Родился в западном Лос-Анжелесе
1956 — Купил первый Sting Ray
1960 — Сделал первый скейтборд для «даунхилла»
1961 — Поставил мотор от газонокосилки Briggs & Stratton на велосипед Schwinn Cruiser.
1965 — Купил первый мотоцикл, a Honda 90
1969 — Окончил школу Hamilton High в Лос-Анжелесе. Неудовлетворительные оценки по большинству предметов, кроме «Индустриальное искусство» и «Автосервис».
1969 — Получил сложные переломы руки и ноги во время гонок по пустыне на мотоцикле
1970 — Потерял передние зубы во время гонок по пустыне. Ушел из этого спорта.
1971 — 1973 — выступал на соревнованиях по мотокроссу в Калифорнии. Очень захотелось жить, поэтому ушел из мотокросса.
1973 — Начал выступать на соревнованиях по мототриалу на мотоцикле Bultaco.
1974 -1976- Выступал в национальном кубке по мототриалу, входя в ТОП-10 райдеров.
1975 — Переехал в Колорадо Спрингс.
1976 — Выиграл соревнования «Ute Cup» по мототриалу в Колорадо. Долгожданная победа!
1976 — 1980 — Выступал в соревнованиях по эндуро и триалу ISDT. Снова завязал, чтобы остатся в живых.
1982 — В время катания на мотоцикле, увидел немало идиотов на велосипедах в парке Pearl Pass.
1984 — Первая поездка на горном велосипеде. Ушел из этого спорта, чтобы остаться в живых, и вернулся к мотоциклу.
1985 — Не мог устоять, купил горный велосипед Ross «Mt. Whitney»
1985 — После большего количества падений на велосипеде, чем на мотоцикле, решил самостоятельно построить велосипед, который будет работать. На свет появилась компания Manitou Mountain Bikes. Название компания получила, скорее всего, по имени городка Manitou Springs, расположенного рядом с любиимыми трейлами Дага.
1987 — 1989 — В гараже Дугласа организовано самостоятельное производство рам для горных велосипедов, жестких вилок, выносов, передних втулок с осью 115 мм и ассиметричных задних втулок 145мм.
Дуглас и его первый байк

Серийная версия 1990 года.






Вынос Manitou

Свои велосипеды Даг начал продавать по знакомым, а также используя вот такие мини-каталоги, рассылаемые по почте.



Велосипеды от Дугласа быстро стали пользоваться популярностью среди поклонников зарождающегося маунтинбайк-движения, что означало появление на обложках журналов.








1990 — Построена первая амортизационная вилка Manitou, позже известная как Manitou I


Первая вилка от Дага Бредбери имела ход 1.5" (38 мм), и имела эластомерную пружину. Вес — 1.36 кг. У этой вилки были хромолевые стойки диаметром 28. 6мм, алюминиевые штаны и горилла. Продавалась вилка за $400. У обычных вилок в то время была ось шириной 100 мм, но вилка Manitou была рассчитана на собственные втулки шириной 115 мм, однако выпускалась и версия со стандартным размером.
Одну из первых вилок попросил и получил друг Дугласа, легендарный велогонщик Джон Томак.

Когда Даг поехал отвозить эту вилку Джону, он очень торопился, и по пути его лишили водительских прав.

Всего в гараже Дага было выпущено 1200 таких вилок. в этом же году Джон Томак финишировал в призах на Кубке и Чемпионате мира по маунтинбайку на этой вилке.

«Я сказал Паркеру (Yeti Cycles) — моя вилка не выиграет Чемпионат Мира, пока трансмиссия байка не будет работать!» Даг Бредбери критикует навеску от Campagnolo на байке Джули Фуртадо. Навеску поменяли на Shimano, и Джулия выиграла Чемпионат.
Джули Фуртадо и ее Yeti


Также в этом году в гараже Дага появилась на свет первая алюминиевая рама Manitou из сплава Easton ProGram. Вес хардтейла Manitou с такой рамой составлял 10.5 кг.


1991 — Весь план производства выкуплен на год вперед на выствке Anaheim Trade Show за первый же день!
1992 — Лицензия на производство продукции Manitou продано компании Answer Products, которая значительно усилила производственные возможности Manitou.

Электронный контроль качества.

Обзор вилки в Mountain Bike Action, или как его иногда называют, Mountain Bike Fiction.



Даглас остался в компании, отвечая за разработку новых моделей. По сути, первые вилки Answer Manitou I отличались от оригинальных моделей Manitou только наклейками и дропаутами, а также сниженной до $380 ценой.

 

Также в этом году было начато производство двухподвесочных рам от Дага Бредбери.



 


Ассиметричная втулка от Manitou

Кареточный узел

Вилка рассчитана на ось 115 мм, и стандартная версия

 



 
1993 — Появилась на свет вторая модель вилки Manitou — Manitou II.

У нее появилась регулировка предварительной нагрузки внизу ноги, увеличенные по длине ноги для большего «перекрытия» со штанами, укороченная, более жеская кованая горилла, тройная эластомерная вставка, запрессованная рулевая труба, облегченная корона и хромолевые стойки с баттингом.

Ход вилок Manitou II также был увеличен до двух дюймов (50 мм). Выпускалась и облегченная спортивная версия Sport.
1994 — Дуглас Бредбери включен в зал славы маунтинбайка (Mountain Bike Hall of Fame). Новая Вилка Manitou III стала первой в мире серийной вилкой с алюминиевыми стойками.

Как мы видим, задняя подвеска была конструктивно схожа с передней.




Трубы с баттингом были произведены компанией Easton. Регуляторы предварительной нагрузки располагались в верхнем торце ног вилки. Шесть эластомерных проставок размещались внутри стойки вилки, а не под ней, как на ранних моделях. Теперь пропала необходимость целиком разбирать вилку для замены пружины. Эластомеры разделялись чашеобразными шайбами, препятствующими их расслоению. Вилка Manitou III получила регулируемый в диапазоне 2-2.5 дюйма ход. Регулировка хода осуществлялась при помощи специального регулятора внутри вилки.
Первые вилки Manitou — модели I, II, III и IV

1995 — Появление гидравлического демпфера. В связи с увеличением хода, эластомеры не могли больше адекватно контролировать сжатие и отскок. Поэтому было принято решение — оставить эластомеры только в системе сжатия, и заменить эластомеры в отскоке на гидравлический картридж с внешней регулировкой. Так появилась вилка Представлена вилка Manitou EFC. Также была представлена «экстремальная» модель EFC DH,


имеющая дропауты увеличенной ширины, рассчитанные на использование вставной оси, а также супер-жесткую композитную гориллу.
1996 — Новый уровень развития вилок Manitou — штаны из магниевого сплава. Новая вилка Manitou Mach 5 сочетала демпфер EFC и трекхкомпонентые магниевые штаны.

Также эта вилка стала первой вилкой Manitou с использованием эластомеров из микропористого уретана (MCU). Позже в этом же году было выпушено ограниченное количество двухкоронных вилок для DH, имеющих 5 дюймов (127 мм) хода, который можно было увеличить еще на дюйм. Демпфирование контролировалось независимыми друг от друга картриджными демпферами сжатия и отскока. Дропауты изначально были стандарта 20x120 мм, но позже их вытеснили ставшие стандартными 20x110 мм.
1997
Линейка Manitou ширилась и росла. Верхние кросс-кантрийные вилки начали комплектоваться титановыми пружинами.

Всего С 1992 по 1997 годы Бредбери разработал для компании 5 моделей вилок, три рамы хардтейла, и два двухподвеса, получив пять патентов на свои разработки.
1998
Опыт работы Бредбери с рамами не давал ему покоя. В 1998 году Дуглас совместо с Джоном Томаком основали марку Tomac Bicycles.

Однако вскоре выяснилось, что права на этот бренд оказались в руках у компании American Bicycle Group, владевшей такими марками, как Litespeed и Merlin. Выпуск велосипедов Tomac был прекращен на несколько летю. пока один из бывших топ-менеджеров Answer Products Джоэл Смит не выкупил марку, и не открыл новый офис Tomac в Небраске, куда пригласил и самого Джона, и Дугласа.
Представлен новый демпфер Manitou Twin Piston Chamber (TPC). Особенностью этого демпфера являлось наличие раздельных, независимых контуров сжатия и отскока в одной ноге, и пружины в другой. Новая линейка X-Vert получила стойки диаметом 30 мм. Вилка X-Vert Ti DH получила карбоновые штаны и гориллу.
На этом фото мы видем 3 поколения вилок Manitou для DH (1998 — 2005)

У этой вилки уже было крепление для дисковых тормозов и ход в 5.9 дюймов (150 мм). Представлена бюджетная вилка Spyder, ставшая первой вилкой Manitou с запрессованными стойками и цельными штанами. В этом же году представлена фрирайдная двухкоронная вилка X-Vert R.
1999
Представлена однокоронная вилка Manitou X-Vert.

Блокировка No-Bob lockout стала выпускаться в виде апгрейд-кита. Вилка SX Carbon получила карбоновую гориллу и полую корону. Все однокоронные вилки Manitou получили запрессованные стойки, большинство — цельные штаны. Представлена система смазки MicroLube, упрощающая обслуживание вилки. Почти все вилки в линейке Manitou получили крепления для дисковых тормозов. Ход вилки X-Vert DH был увеличен до 6.2 дюймов.
2000
Представлена первая воздушная вилка Manitou — MARS. На многих моделях появлился новый позиционно-зависимый демпфер TPC+. Прекращено производство вилок семейства Spyder. Новая вилка Manitou Millennium («Тысячелетие») стала первой однокоронной вилкой Manitou с ходом в 5 дюймов. Ход даунхильной вилки X-Vert DH вырос до 7 дюймов (178 мм).

2001
Компания Manitou стала выпускать свои вилки MARS в версии No-boss, т.е. без креплений для ободных тормозов. Представлена первая воздушная вилка с ходом в 4 дюйма.
2002
Manitou представила новую вилку — Black, которая получила цельные штаны с обратным расположением тормозной арки, а также внешней регулировкой хода. Впервые в продаже появились вилки Manitou перевернутого типа — двухкоронная Dorado DH и однокоронная Dorado SC. У этих вилок были карбоновые штаны, а также увеличивающая торсионную жесткость шестигранная вставная ось. Все вилки выпускались в версии No-Boss.
2006
Компания Hayes Bicycle Group, являющаяся подразделением компании HB Performance Systems Inc., приобрела активы Answer Products Inc. У компании сменились хозяева, расширился модельный ряд, появились новые технологические решения.

2007-2010
После покупки компании, новые хозяева в лице HBG (Hayes Brake Group) инвестировали значительные средства в развитие собственной фабрики Manitou в Тайване.


Для работы закупили новое оборудование, и пригласили лучших экспертов из компаний Showa и Honda, которые помогли компании выйти на новый уровень качества и технологии.

Большое внимание в Manitou уделяется тестированию вилок






Передвижной сервис-центр Manitou

MRD — Manitou Racing Divison, т.е. спортивное подразделение фирмы.

Рабочее место инженера Manitou

Разработка нового демпфера

Новый демпер слева, старый — справа

На фабрике Manitou

Новыми разработками стали, в числе прочих, улучшенный демпфер ABS+, вилки MILO, Dorado Pro и другие модели, включая линейку задних амортизаторов.


 
2011
Модельный ряд 2011 от компании Manitou пополнился новыми моделями.

Самая горячая новинка — новейшая вилка Manitou Dorado Pro DH, являющаяся эволюционным продолжением легендарной серии Dorado. Вилка больше не имеет деталей из карбонового волокна, для достижения больщей жесткости и прочности, особенно при падениях.

 Ход этой внушительной и очень красивой двухкоронной вилки перевернутого типа, предназначенной для гонок скоростного спуска самого высокого уровня, регулируется в пределах 180-203 мм. Вес вилки — всего навсего 2973 грамма.

Модельный ряд Manitou 2011 также пополнился одной абсолютно новой моделью  под названием Marvel — с рабочим ходом от 100 до 120 мм. Эта вилка предназначенна для кросс-кантри и трейла, имеет прочные стойки диаметром 32 мм и агрессивный вид. Масла в огонь подливает и вставная ось собственной разработки с диаметром 15 мм. Впрочем, будут доступны и традиционные версии с осью диаметром 9 мм на эксцентрике.

Вилка Marvel выпускается в двух версиях, Pro и Expert, разница между которыми заключается в количестве доступных регулировок и используемых материалах. Версия Expert весит  1543 грамм, а Pro — 1498.
В 2011 году были обновлены вилки «экстремального» семейства Manitou Circus (модели Comp и Expert). При ходе в 80 либо 100 мм, эти прочные и жесткие вилки весят 2406  и 2133 грамм соответственно.  Подробнее о конструкции новых вилок Circus можно почитать в этом обзоре на Twentysix: https://twentysix.ru/blog/stuff/102243.html

Обновились и вилки гоночного семейства Manitou R7 — благодаря новым «штанам», вес топовой вилки семейства удалось  сбросить до отметки 1338 грамм, сделав ее самой легкой вилкой в своем классе на мировом рынке.
 


 
Немного видео о продуктах Manitou 2011




Райдеры Manitou катаются на все 100%, помогая разрабатывать новые продукты.


 

Продукция Manitou 2011 года представлена в магазине «Веломир» (www.velomirshop.ru).
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +58
  • Мнения

Комментарии (35)

+5
обожаю вилки этой фирмы
avatar

CL1S

+11
это конечно всё здорово
маниту, веломир…
вот только когда в моей дораде сломалась одна маленькая фигня
то в веломире были очень удивлены моим вопросом о наличии запчастей для дорады
и сказали что запчастей у них нету и не было никогда, притом на сайте картридж для дорады висел «в наличии»
пришлось писать в маниту с просьбой выслать мне деталюшку
в маниту тоже были очень удивлены тем что у их оф дилера нету запчатей
avatar

koshak

+2
Странно, ведь что есть на сайте в наличии, то есть и в магазине.

velomirshop.ru/katalog_tovarov/bicycle/document10168/
velomirshop.ru/katalog_tovarov/bicycle/document10167/

Так что запчасти были и есть, ты по телефону звонил или лично приходил покупать?

PS. кстати твой приятель заигравший у меня карту памяти 4 гб еще в 2009 году так ее и не отдал.
avatar

spec

0
звонил конечно
или мне надо было ехать фиг знает куда чтобы удостовериться что по телефону врут?

P.S. а приятелю моему пиши сам, он покинул нашу дружную команду и присоединился к той команде, которую покинул вадос )
avatar

koshak

0
жаль, так не понять кто тебе такое ответил. на будущее — если ты на сайте видишь артикул, пусть по нему в базе посмотрят. когда приходит новый сотрудник, не всегда он досконально успевает изучить ассортимент до твоего звонка.
насчет команды я как не понял ничего, ну да ладно.
avatar

spec

+1
ну, Артём, у вас на сайте всё равно в наличии только целиком картридж компрессии и отскока
зачем мне их покупать за 10 тысяч если у меня сломался всего лишь хитрый болт, вкручивающийся в шток
почему нету о-рингов, которые вообще менять рекомендуют при каждом ТО

насчёт команды — это был стратегический манёвр чтобы запутать тебя и не отдать флешку )
а серьёзно — я написал денису, надеюсь он свяжется с тобой в ближайшее время
avatar

koshak

0
вот это дело, спасибо!
avatar

spec

+1
по запчастям я тебя понял, насколько я понимаю наши ведущие специалисты скоро порадуют нас обширной поставкой самых разных деталюшек.
avatar

spec

0
ага, мы тоже удивлены, как ты не смог узнать про наличие картриджа, когда он на сайте есть «в наличии» :)
когда Паше Фомину был нужен картридж для боксера, ты позвонил и узнал, а тут что-то не смог, да?

Мы везем все расходники под вилки Manitou.
Сейчас приедет вся линейка вилок, в том числе и Дорада.
Проблем с сервисом у наших покупателей не будет.

p.s.
А, так тебе только хитрый болт нужен был? ))
Таких хитрых болтов нет отдельно, как запчастей, кстати.
avatar

Vados

+1
да я бы без проблем купил весь воздушный картридж всборе, он стоит-то копьё, по крайней мере на чейне
но его у вас тоже не было
и между прочим тебе я тогда тоже позвонил по поводу запчастей для дорады

везём…
да у вас дорады продаются с прошлого лета

мне нравится ваш магазин, я всех знакомых за велосипедами и запчастями отправляю в первую очередь в веломир
но ваша со спецом позиция всегда во всём правых ребят по вопросам в которых вы неправы и работа на публику начинают уже надоедать
avatar

koshak

0
Ты злой какой-то, все выискиваешь проблемы там где их нет.

Купил где-то вилку, сломал болт, и на тебе… у нас обязательно он должен быть в наличии для тебя, а если нет болта — то мы плохие, и надо с менторским видом поучать нас, как работать.

Между прочим, нам со Спецом, твоя позиция во всем правого парня, и работа на публику уже давно надоела. :)))
avatar

Vados

0
Я не могу отвечать за то, что ты якобы услышал по телефону; На сайте все было и это вопрос не ко мне. Кошак, в каких еще вопросах неправ лично я? Давай уточним.
avatar

spec

+1
ну конечно жы лично ты прав во всех вопросах, о чём речь )
мне кажется вполне хватило бы признания того факта что у вас нету запчастей для дорады
картридж — это конечно очень круто, на за такие деньги на запчасть он не тянет
avatar

koshak

0
я дал ссылки на то что есть. все мы бываем неправы, просто я не вижу поводов, почему ты ко мне с этим прицепился.
avatar

spec

+2
да, мне тоже уже надоело тут препираться
avatar

koshak

0
сталкивался с подобным, с запчастями для Minute, правда в тот раз мурыжил продавцов, которые даже не знали как выглядит и во что упакована деталь найденная в базе по артикулу, в итоге отдал деньги английскому магазину
avatar

CL1S

0
У моего друга такая Модель 1 (как на заглавном фото) стояла на Каме; я на этом велике учился кататься…
avatar

Chute

0
класс
я тоже видел вживую эти вилки в 1997-1999 гг, по тем временам очень круто смотрелись
avatar

spec

+2
Этот байк очень понравился внешне
avatar

Val

+1
насколько я помню, конструкция получилась не особо работающей, даже по тем временам
но зато насколько тогда была развита кастомизация железок, хотя бы цветовая
avatar

kubas

+1
написано что неплохая конструкция, но страдающая небольшим боббингом на плоскаче.
кстати про Боба, чудная цитатка попалась из воспоминаний ветерана — Lee (Dink) Bridgers'а как раз про те годы, ты оценишь.

While full suspension was being worked out, mountain biking became mainstream. We were fed a steady diet of style and flash, baggy pants for the insecure, anti-chain suck devices for the shifty, and funky disc wheels for the overly endowed wallet. We gobbled up handlebars that cost a hundred bucks, styrofoam skull buckets with hair nets on them for $50, and a neverending flood of candy-ass shoes, dangerous pedals, aftermarket jewelry hubs, headsets, creaking CNC'd cranks. All of this crap was manufactured to satisfy the obsessive feeding frenzy of people like myself.
It got worse, when the «professional» trainers started telling us how to eat.

Then they started to lie about how the bikes worked. How many companies have you heard say, «Our suspension bike was designed to eliminate bob»? Poor Bob, the unloved fellow. There is one thing I have learned from building, riding and selling really good full suspension mountain bikes over the years--Bob is a fine fellow. Don't worry about Bob. Worry about companies that tell you that their bikes don't bob, then come out with a new bike the following year, designed to, you guessed it, eliminate Bob."
avatar

spec

+1
Тормозные арки, стойки… тяжело читать из-за этого. А так супер, спасибо
avatar

Val

-1
там и так и так в тексте есть, это специально. я лично считаю, что надо избавляться от слов типа «горилла» в описании вилки, если мы хотим ширить круг тех, кому эта тема (маунтинбайк) может стать интересной.
avatar

spec

0
наверное, но твой вариант я слышу чуть ли не впервые
avatar

Val

0
все варианты которые ты слышал придумали ранее))
avatar

spec

+3
Отличный, уникальный материал. Блин, я-то думал, что маниту только вилки выпускала, а на практике — вон как все интересно))
avatar

Blacker

0
спасибо) все для вас))
avatar

spec

0
скудный асортимент в веломире((
avatar

fastfreerider

0
скоро много всего нового приедет)
avatar

spec

+2
Большое спасибо!
Очень много нового узнал.
Мою Дораду помогала доводить до ума Showa, я счастлив и горд! :D
Не перестаю удивляться тому, что в МТБ всегда последние новинки аэрокосмической промышленности и инженерной мысли используются, причем появляются они там раньше, чем на спортбайках.
Статья, конечно, рекламная, но экскурс в историю был проглочен с огромным удовольствием!
Не будь я уже в секте Маниту, я бы сейчас бежал за Дорадой :D
avatar

nepunk

0
на спортбайках всё-же всё появляется раньше. DLC покрытие (которое чёрное) на спортах уже лет 10 как используется серийно
avatar

kerasin

0
Спасибо, Артем! Очень интересный материал.
Надеюсь, когда-нибудь я сменю боксер на дораду)
avatar

Antonukhanov

+2
Очень интересная история! Спасибо!
avatar

Sidorov

0
1995год — попробовал бизнес в России
1996год — ушел из бизнеса чтобы остаться в живых
avatar

Deon

0
Камрадес, поведайте, какова сейчас ситуация с сервисом манитух? Веломир «доставляет» оное, или только формально «официальный сервис» существует?
avatar

Logoffski

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.