КОВАЛЬ - организатор велотуров на юге РоссииЖАРКАЯ КАТКА в российских субтропиках ЗИМОЙ

Катание по Сочинским трейлам поздней осенью и зимой — это просто жара, причем в прямом смысле слова!
Когда мы выехали рано утром в конце ноября из Краснодара в минусовую погоду и приехали в +16 в Сочи – это был просто восторг­! Нам удалось поймать одни из последних по-весеннему теплых и солнечных выходных. Целью поездки был мониторинг местных троп, ведь я решил включить Сочи в трейловую программу по черноморскому побережью, которая пройдет с 1-11 мая 2020 года.
В первый день мы забрасывались по асфальтовому серпантину на гору Ахун. У этого спота богатая история, когда-то здесь активно строили трассу, проводили соревнования, но здравое начинание не получило развития из-за недоговоренности с лесниками. Я был здесь лет 5 назад, но с тех пор многое изменилось, и мне нужно было понять, в каком состоянии были существующие тропы и что новенького разведали местные ребята. На данный момент есть как минимум 6 траекторий, но большая их часть завалена деревьями и/или требует доработки, чтобы стать полноценными трейлами, на которых можно получать кайф от начал спуска и до конца.
Итак, теперь обо всем по порядку.

11–5–4-ый километр. Самая «бородатая» и на данный момент «катабельная» траектория. Она начинается с вершины горы, от 11-го километра — это каменистый и местами «выживательный» участок, когда-то проложенный командой «Диско». На этой траектории чумовой рельеф на приличном уклоне – это однозначно может стать визитной карточкой спота. Долгое время участок был заброшен, завален деревьями, а существующие полки требовали доработки. Но этой зимой на горе проводит свой кэмп Игорь Шилин. Он грамотно переделал старт трассы, попилил упавшие деревья и, более того, парни построили новый мост — теперь все едется с самого верха и до низа без остановок! Верхняя траектория переходит в широкую трассу с 5-го и затем 4-го километра. Здесь есть рукотворные мосты, кикеры, дропы и контруклоны — это та самая даунхильная классика, которая, к сожалению, пришла в запустенье.
Трейл «Хана ободам». Начинается от Орлиных скал и скульптуры Прометея. Это пешая тропа почти без грунта, состоящая, по сути, из острых скалистых ступеней и каменных плит на пологом уклоне. Довольно интересная ковырялка – мне такие по вкусу.
Наш гид в Сочи — Илья Будурацкийпоказал нам еще одну занимательную траекторию, уходящую на северный склон горы Ахун. “Трио из Бельвиля” — это дикий трейл, по которому ездило не больше 5-10-ти человек до нас. И снова многообещающее начало в стиле Хмелевских трейлов и выкат по грязным грунтовкам — северная сторона хуже просыхает, и это нужно учитывать при поиске альтернативных траекторий.
Новый трейл «Хоста-рика». Этот трейл отмечен черным на Трейлфорксе и местами понятно почему – уклон, узкие полки и резкие нырки не дадут вам заскучать. Жаль, что средняя часть трассы проходит по грунтовым дорогам с непонятным сбросом и набором высоты мимо впечатляющего рельефа – этот момент тоже записали в план работ. Ближе к концу трасса выходит на очень уклонистый склон, который когда-то обустраивали местные парни. Но сейчас большая часть построек разбита мотоциклистами — это еще один перспективный участок, требующий восстановления.
Мы не проехали еще одну классику Ахуна — «11 километр — Агура» и «Олдбой» — все по той же причине: эти тропы не были почищены и, как сказал нам Илья, ехать туда было бессмысленно.
Во второй день мы катались в районе Скайпарка, где есть две короткие, но весьма занятные тропы. Первый трейл «Ахштырь» идет по каменным плитам вдоль живописного Ахштырского ущелья. Мы с удовольствием залипли у скалистого обрыва и сделали несколько эффектных фото. При чем, траекторию можно дорастить сверху – асфальтовый серпантин, по которому мы поднимались, идет еще выше на гору, а трейл начинался примерно от 2/3 его длины.
Второй трейл «Скайпарк» идет мимо Ахштырской пещеры и финиширует в посёлке Форелевое хозяйство (как и «Ахштырь»). Сама тропа представляет собой почти непрерывную каменную гряду, пригодную для катания в любую погоду — как и большинство трейлов этой местности, что не может не радовать!
Под занавес поездки я устроил себе и ребятам настоящее приключение. На обратной дороге мы решили еще раз заехать на Ахун в поисках чего-то эдакого… какого же было изумление местного Ильи, когда он увидел, как я с ходу ринулся по едва заметной в листьях тропе. Ориентируясь на старые советские метки на деревьях, я повел парней глубже в лес. Лавируя между тисов и самшитов, я едва понимал, что мы все еще на маршруте. Но все-таки местами тропа терялась, и мы продирались сквозь колючие лианы, так и норовившие вспороть горло. В какой-то момент мы увидели неглубокий каньон и долго бродили вдоль его края. Наконец, когда уже сомнений не осталось — тропа продолжается на другом берегу —  мы перешли каньон и сразу же набрели на четкую, слегка заваленную листьями тропку, которая вывела нас прямо на бетонную дорожку тисо-самшитовой рощи. А теперь представьте удивление работников, которые увидели, как мы, будто из ниоткуда, выкатываемся по парковой зоне, благоустроенной для сбора денег с туристов. Когда мы сказали, что просто спустились сюда с горы, они ответили утвердительно, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Так получилось, что в этот вечер мы разведали новый треил с хорошим постоянным уклоном, который идет с самой вершины горы до самого ее подножия и не прерывается асфальтовым серпантином. Впрочем, остается открытым вопрос выката через самшитовую рощу. Вряд ли канцеляристы позволят нам вот так безнаказанно привести сюда трафик из любителей маунтинбайка.
Таким было наше небольшое путешествие в солнечную Сочифорнию. Что могу сказать по итогу — у трейлов в районе Сочи очень большой потенциал. Но на данный момент почти все они не адаптированы именно к велосипеду.  Это траектории, которые, можно сказать, валялись под ногами – будь то затычная пешая тропа или накатанная мотоциклистами колея в лоб по склону. Мы с местными ребятами решили совместными усилиями развивать и поддерживать этот, безусловно, очень перспективный спот (по количеству и разнообразию трейлов он достоин этапа Российской Эндуро Серии, но всему свое время). Мы договорились, что я вышлю им ветродуйку и инструмент в помощь. Ведь я планирую включать это атмосферное место не только в недельный трейлтур по побережью, но и в другие, более короткие программы для краснодарских райдеров.