0.00

CortoИнтервью об организации европейских клубов и соревнований

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований
Это интервью я публикую в блог Corto, так как здесь всё сошлось. В блоге публикуются отраслевые интервью, а я знаю одного удивительного человека, интервью у которого для 26 кроме меня никто не стал бы брать. 
Человека этого зовут Jaka Tancik. Он выдающийся организатор, в прошлом гонщик в кросс-кантри, сейчас выступающий в эндуро. Сейчас он является координатором словенской эндуро серии (Sloenduro), владельцем локального магазина Energija Team, соорганизатором одноименной детской велосипедной школы. Об отдельных успехах этих проектов вы узнаете по ходу интервью, но есть главный момент. Jaka — прекрасный пример того, как в европейской культуре велосипедное движение расширяется от поколения к поколению, плотно смешивая роли всех игроков рынка — магазинов, клубов, гонщиков, родителей, детей, организаторов соревнований, федерацию, владельцев мест катания. Как ни странно, последние два пункта имеют во всем этом наименьшее значение.


Но начнем с детской школы, базирующейся в городке с наседением в 20 тысяч человек. Вероятно самый известный ее ученик — Miha Halzer, даунхильщик, с появлением XC Eliminator'а сменивший профиль и вышедший на старт этапов кубка Мира и чемпионата мира.
Собственно на чемпионате мира он выиграл серебро...
Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований 

взял несколько подиумов на этапах кубка… и одержал наверное самую убедительную победу на этапах кубка мира XC Eliminator за все годы его существования. В финале он вышел из последнего поворота на длиннющую 200-метровую финишную прямую и выдал такое ускорение, что последние 100 метров ехал накатом — это уже не имело никакого значения.
Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

К сожалению той победы в повторе мы не увидим, нужная страница на сайте RedBull видео сейчас не запускает. Вскоре после этого Miha Halzer получил травму, а при возвращении UCI объявило о закрытии кубка мира по элиминатору.


Привет, расскажи вкратце про Energija Team.
Изначально это кросс-кантрийная команда, мы основали ее вместе с братом и начали участвовать в гонках в 2001 году. Сейчас мы в основном проводим тренировки для детей в дисциплине кросс-кантри — это основная цель. У нас нет воспитанников «старшего поколения», в основном дети.

Это звучит довольно странно для россиян, у нас довольно мало (на единицу населения уж точно) таких маленьких клубов, которые здесь повсюду.
Да, наверное, для русских это действительно странно. Может, в России они просто не знают, зачем нужны такие клубы: просто катаются с друзьями и знакомыми, к чему что-то ещё? Однако у нас это пользуется популярностью, ведь ребёнок может прийти сюда и потренироваться. Мы изначально не планировали получать прибыль, просто хотели поддерживать дружескую атмосферу маунтинбайкеров и организовать соответствующее сообщество. Доход у нас от этого очень маленький.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Смотришь на ваш клуб, на проводимые тренировки… Может вы в какой-то момент начали мечтать, как замечательно будет через 10 лет общаться с людьми со схожими интересами в одном месте и потому запустили проект?
Именно об этом и мечтали! В 2008 году мы организовали молодёжный клуб, ориентированный на кросс-кантри гонки вместе с двумя другими клубами. У нас было около 20 детей, готовых принимать участие в гонках. В планах было распространять идеи, привлекать больше и больше учеников. И в 2016 году у нас было уже 150 детей, участвующих в гонках. 

В одной гонке?
Да, в одной.

Отличный результат!
Теперь мы можем привлечь спонсоров для поддержания спорта. Какие-нибудь компании и даже веломагазины. Например, наш магазин поддерживает всеобщую идею и помогает развиваться. Таким образом наше дело живёт.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Значит, теоретически возможен факт того, что родители ваших воспитанников являются ещё и клиентами, так? Предоставляете ли вы им какие-нибудь скидки?
Да, некоторые родители — наши клиенты и многие помогают в делах. Например, когда у нас гонка, мы получаем от них поддержку. Разумеется, периодически мы делаем и им специальные предложения.

Какое количество людей сейчас в команде?
Обычно у нас около 40 детей. По спискам это 5-6 групп с разным уровнем подготовки.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

А помогает ли как-нибудь администрация города?
Наша тренировочная площадка создана собственными усилиями и вот уже около 5 лет мы обсуждаем вопрос получения земли, на которой могли бы построить памп-трек. Сейчас мы вплотную подошли к реализации нашей цели. Основная поддержка, тем не менее, благодаря магазину. Без него было бы намного труднее. Он помогает сделать реальным проведением соревнований, а на них мы повышаем имидж компании. Все довольны. 

Я был поражен популярностью памп-трека среди детей в Любляне. Он весь покрыт асфальтом и я думаю, многие компании могут сделать такой же хоть у себя во дворе. У меня двое детей, и я видел как это работает: первые 5 секунд дети учатся по нему ездить, а потом ты заказываешь себе кофе в 5 метрах от памп-трека и просто наблюдаешь.  
Это как раз то, что мы сейчас пытаемся донести до администрации города. Прелесть памп-треков в том, что ребёнку нужно совсем немного времени, чтобы научиться кататься по ним. Памп в Любляне помогает нам быстрее донести эту мысль. 
Нам всегда нужны люди, которые могли бы бороться за идею. Во-первых, нужны местные, которые добьются разрешения и утвердят место постройки. Никто из других городов не будет этим заниматься, а там, где нужно развивать что-то подобное, обычно нет велосообществ. Всё начинается с них.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

///В Словенской действительности «из других городов» — это как из других районов крупного российского города. Под местными здесь подразумеваются люди, которые знают место, катаются рядом и могут идти к властям в роли неравнодушных жителей///




Про словенскую эндуро серию (Sloenduro)
///Две гонки этой серии получили в 2017 году статусы EWS Qualifier (отборочных этапов в основной состав кубка мира). На этапы Sloenduro едут итальянцы, хорваты, венгры, австрийцы и, конечно, сами словенцы. Причем для Хорватии, Венгрии и Австлии именно словенская серия является основными стартами сезона.///

Давай об эндуро поговорим. Мне довелось наблюдать, какой путь прошло эндуро в России, интересно, как начали проводить соревнования вы? Объединяетесь с локальными сообществами?
Именно. Когда мы решаем устроить соревнования, мы просто объединяем усилия и сами становимся у руля организации соревнований. Пока что это единственный способ. Нам даже не нужна помощь в получении разрешений, нужны люди, которые будут помогать с организацией. 

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Один из известных в России организаторов говорил нам: «Дайте мне деньги и я организую гонку." Я думаю, это не совсем по-европейски. Во многих городах здесь никто не выделяет деньги на организацию, так ведь?
У нас обычно наоборот: организаторы поощряют денежными призами победителей. Расходы в основном покрываются взносами участников. В больших гонках это 30 евро стартового взноса (///в среднем взнос 1200-1900 рублей за однодневную гонку///), если у вас 100 участников — это 3000 евро для покрытия расходов. Достаточно, чтобы перекрыть основные расходы: судейство, рекламу, присутствие медиков, помогают так же и волонтеры. Поэтому нужны местные организаторы, чтобы сделать качественную работу.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Что могут получить организаторы гонок кроме денег?
Самый большой интерес — в получении рекламы местными велосообществами. Соревнования по эндуро рекламируют парки с их трассами. Участие в клубных гонках бесплатное, но участие в общих гонках члены клубов оплачивают. Около 40 наших детей участвуют в гонках. Для нас это обычно обходится в 2000 евро. Что же касается нас, то мы считаем обязанностью организовывать гонки каждый сезон, даже если нужно искать для этого средства. Если мы хотим привлекать участников и продолжать работу — нужно организовывать соревнования. И это мнение не личное, а каждого участника команды. Никто не думает о доходе, организуя гонки, нужно кооперироваться и совместными усилиями всё делать. Даже при участии 150 гонщиков мы едва выходим в 0. Да, на этом не заработаешь, зато это интересно и пропагандирует спорт среди местного населения. Паркам это нужно для рекламы и собственных доходов, а клубам — для участников самого клуба. Большая часть соревнований проводится без прямой финансовой мотивации. 

Европейцы смотрят на это с девизом: «Вместе мы — сила!». Если вы будете кататься поодиночке, вы никогда не достигнете вершины. Вы должны объединяться. Команды, группы велосипедистов, может это будет просто неформальный клуб, группы. И уже когда все будут готовы — объединиться в клуб.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

А почему это не работает в Австрии? У них есть велосипедисты, есть кросс-кантри, но нет эндуро.
Я не знаю, у них даже соревнования там проводятся. Всего 3 или 4 гонки, не такие серьезные. Федерация, вероятно, просто не заинтересована в эндуро, потому что является частью UCI и во многом зависит от них.

А почему они не делают этого без поддержки UCI?
Они могли бы заниматься этим, но им просто нужен человек, который начнёт это делать. Все просто ждут, пока федерация соберётся с силами, мыслями и чем-нибудь ещё, и начнёт организовывать соревнования. Это моё мнение.

Может, это потому, что австрийская федерация очень лояльна к UCI... 
Так же и в Словении: я думаю, если бы мы не начали, у нас не было бы кубка. Помню, перед тем как мы затеяли это, у нас был национальный Кубок по эндуро, включающий только 2 гонки, и ещё одна гонка вне кубка. Сейчас мы хорошо известны. Мы — пример того, как делать что-либо и для других дисциплин. И в других видах спорта в стране начали делать серии, перенимая наш опыт. И мы серьезно рассматриваем идею о наличии оплачиваемого координатора, чтобы продолжать работать в этом направлении.

///В Словении появилась национальная серия по кросс-кантри, которая скопировала модель эндуро-серии и создается во многом теми же людьми. 4 гонки из серии имеют статус UCI Class 2, две — статус UCI Class 1///

Не думаешь ли ты, что федерация Словении будет обеспокоена, что проходят неофициальные гонки по дх и эндуро?
Они же официальные, есть поддержка федерации, их координация. Федерация выплачивает деньги координаторам.

Но ты говорил, что UCI их не проводит...
Они признают эти гонки, в календарь вносят, но не проводят. Для федерации нет проблем в том, что проводится кубок по эндуро. Думаю, UСI поддерживает идею эндуро, они просто не обязывают национальную федерацию проводить эти соревнования.

В России у нас был определенный конфликт с федерацией — ФВСР  отказалось признавать существование неофициальной серии. 
Это вечная проблема: не должно быть такого, что вам на всё нужно разрешение. Но всегда есть пути решения. Не знаю, как в вашей стране, но здесь даже неофициальные соревнования проводятся на серьёзном уровне, и на них можно получить согласование. Выбираются гонки, регистрируются через сайт, отмечаются в международном календаре и идут в официальную базу. Но тут придётся следовать некоторым правилам федерации. Иногда возникают проблемы. Но мы одна страна, и препираться друг с другом — не наш выбор.

Иногда федерация у нас говорит, что им интересны только олимпийские виды спорта. Отдельные люди говорят, что развивая «неправильный» велоспорт, мы ведем людей в неправильном направлении.
Тут тоже каждый вид спорта соревнуется с другим. Если начинать что-то новое, автоматически становишься соперником другого. Это хорошо видно по эндуро: количество гонщиков в этой дисциплине растёт, а даунхилл и кросс кантри стали менее популярны. Зато развивается в целом направление горных велосипедов. Число велосипедистов непрерывно растёт. В итоге никакое это не соревнование всё же.

Поддержкой всегда пользуется что-то новое. То же самое с велокроссом, кросс-кантри и шоссе. Кто скажет, что с развитием велокросса мы потеряли участников в кросс-кантри, тот нагло соврёт. В спорт приходит большое количество людей и он развивается.

Какие перспективы на новый эндуро-сезон?
В году будет 12 или 13 гонок. 6 из них большие, другие — малая серия 4Fun. С участниками всё стабильно. Правда, я от всего этого уже немного устал и хотел завязать. Подыскивал замену, но пока никто не нашёлся, поэтому буду продолжать. У меня уже есть несколько ребят-помощников. Возможно, мы будем просить их сделать некоторые вещи. Если всё получится — получим необходимую поддержку и проблем не возникнет.

Было очень интересно узнать обо всём этом. У вас очень долгий горизонт планирования, и это приводит к удивительным результатам.
У нас всё связано. Организаторы получают прибыль от взносов за участие, а иногда их поддерживают местные жители или городские власти, иногда в дело идут веломагазины. Команда/клуб — это очень хорошо. Когда люди приходят смотреть на наши гонки и приводят детей, последние увлекаются и тоже хотят купить велосипед, приобщаются к спорту. Потом наш магазин продаст несколько велосипедов, и это тоже послужит поддержкой для клуба. Таким образом все имеет смысл. Нужна пара человек, чтобы двигать всё это вперёд. И нужен личный интерес к теме, только тогда это работает.
Детей нужно привлекать, а за счёт одного лишь финансового интереса далеко не уедешь.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +63
  • Мнения

Комментарии (3)

0
Это звучит довольно странно для россиян, у нас довольно мало (на единицу населения уж точно) таких маленьких клубов, которые здесь повсюду. 

 
А вот итересно, сколько в действительности велоклубов в среднем на 1000 человек там и у нас? Да и просто любительских команд.
Последний раз редактировалось
avatar

Sugar_ser

+2
В Словении велосипедный клуб есть грубо на каждые 30000 населения.
В моем городке 40 тыс жителей, есть два клуба — по МТБ (строят легализованные трейлы с техников, учат детей, мастерская, бар) около 100 человек оплачивают взносы по 50 евро/год. И по шоссе (асфальтовый трек, грунтовый памп-трек, мастерская, раздевалка, тренируют детей в шоссе и велокроссе).

Но это всё долго появлялось. МТБ-клуб, к примеру, был создан в 1996 году, когда местная тусовка начала проводить дх-гонки. Потом они устали от гонок и лет через 5 начали строить и пытаться легализовать трейлы. Вот еще 15 лет прошло и теперь у них есть 3 легальные трассы, помещение квадратов на 80 от города, свой бар, настольный футбол, бильярд, большая мастерская и т.д. Но это всё не быстро получалось. Они вообще тут на «быстро» не расчитывают. Трейл новый начинают за полгода планировать. Я по началу удивлялся, что так медленно. Но секрет в том, что медленно, но верно…
Последний раз редактировалось
avatar

Val

0
Это прям отлично. У нас в городе с миллионом жителей подобных клубов пожалу два. Один, основаный на веломагазине, занимается БМХ направлением, они построили небольшой бмх парк(ну очень небольшой) проводят соревнования на безвозмездной основе в основном для детей и подростков. И второй более массовый, занимается организацией соревнований по МТБ, популяризацией велосипеда и т.п.

Ну и есть еще несколько неравнодушных людей и команд, которые что-то стараются делать.
avatar

Sugar_ser

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.