Hardware — "Конверсия" одного из старейших производств велосипедных компонентов.
На прошлой неделе мне снова довелось побывать в немецком городке Швайнфурт (Schweinfurt). Прошлый раз я был здесь лет 6-7 назад, тогда тут еще располагался завод SRAM по производству планетарных втулок, моторов для великов и прочих атрибутов, типичных для столь распространенных в Европе ситибайков всех мастей.
На этот раз тут все немного по другому. Но начну я немного с истории. История на самом деле довольно забавна: Давным давно, где-то в конце позапрошлого века Эрнст Сакс, молодой инженер из OPEL (тогда это была велосипедная компания) , ехал какую-то гонку через этот город на своем велосипеде типа «паук».
И, как это частенько бывало в те годы, что-то пошло не так: передняя втулка словила «клина» и Эрнст на всех ходах совершил нормальную такую черезрульку с высоты огромного переднего колеса. В результате падения с кучей травм он прямо здесь же и слег больницу, где встретился с молодой медсестрой, своей будущей супругой. В общем после успешного лечения Эрнст решил пустить корни в Швайнфурте, где после женитьбы на вышеупомянутой особе он стал одним из создателей компании Fichtel & Sachs. Как не трудно догадаться, первым же продуктом, компании стала велосипедная втулка которая не ловила «клина». Ведь медсестры заходили к нему не часто, а вид из окна на завод подшипников, ныне принадлежащий крупнейшей в этой отрасли компании SKF, не давал покоя горе-велосипедисту. В итоге завод SRAM, (выкупленное у Sachs велосипедное подразделение) так и стоит между заводов Sachs и SKF — очень крупных производителей автозапчастей.
В дальнейшем из цехов фабрики Sachs/SRAM вышло много новинок, в первую очередь разнообразных втулок. Самой же известной разработкой стала задняя втулка Torpedo, внутри которой находился задний тормоз, приводившийся в действие прокручиванием педалей назад. Разнообразные варианты этой втулки так и лежат в небольшом «музее» компании:
Но пора посмотреть на это место новыми глазами. Сегодня помещения завода в Швайнфурте, перестроены под новые нужды. Во-первых, сюда перенесен из Америки центр разработки трансмиссий. Все последние новинки, включая X01DH, Red 22 и Force CX1 разработаны и протестированы тут. Здесь же находится отделы прототипирования и тестирования. На которых, впрочем, как всегда в подобных местах всех попросили не делать фоток. =(
За этой табличкой на самом деле находится огромный исследовательский цех, работают различные машины, тестируются цепи, переключатели, манетки, кассеты, звезды систем, каретки и шатуны. Я был на разных велосипедных производствах и в Азии и в США. По площади и количеству оборудования этот исследовательский центр пожалуй превосходит всех их вместе взятых. Каждый компонент трансмиссии проходит один миллион циклов работы в обычных условиях, прежде чем пойти в серийное производство. Но кроме этого есть станки, стимулирующие тряску, есть термо-лаборатория, где тестируется работа в различных температурных условиях, есть зоны, где тестируется поведение трансмиссии в разнообразной грязи, в песке, в воде. Есть отдельная лаборатория где тестируются новые материалы, сплавы, композиты, керамика и т.д.
Кроме этого стоят высокоточные ЧПУ станки и 3D принтеры, фрезерующие и печатающие прототипы. Например, я своими глазами видел цепь, каждое звено которой не штампованно как в серийных цепях, а фрезеровано с невероятной точностью. Время фрезеровки всей цепи — около недели.
Как обычно такие зоны полны секретного оборудования, которое не хотелось бы «светить» азиатским коллегам. В общем запрет на фото и видеосъемку весьма понятен, но все равно очень жаль, что не удалось наглядно передать эту атмосферу. Удалось снять лишь несколько этапов разработки на примере переключателя XX1:
Всего на предприятии трудятся 140 человек, из них 70 инженеров заняты как раз в исследовательском центре. И они постоянно на связи с аналогичным центром в Индианаполисе (США) а так же с тремя заводами на Тайване.
Вторым отделением, расположенным в помещении бывшего завода стал отдел поддержки спонсируемых команд. Об этом можно было догадаться и заранее, по огромной двухэтажной командной фуре SRAM перегородившей четверть парковки перед заводом.
Само отделение поделено на две части, во первых, это ремзона выполняющая множество функций: Обучение командных механиков новым продуктам, разработка, настройка и тестирование предсерийных компонентов BlackBox вместе с механиками и райдерами, осмотр и изучение изношенных на гонках компонентов с целью улучшения качества, содействие командам в разработке гоночных комплектаций велосипедов, тестирование на предмет совместимости и качества работы с компонентами других марок.
Вокруг стоит множество велосипедов, тех самых которые… Ну вот например глори Денни Харта:
На стеллажах, под потолком, какое-то невероятное число шоссейников с подиумов чемпионатов и гонок про тура:
У окна висят велики, которые находятся в работе в данный момент. Многие велики и компоненты после серии гонок возвращаются сюда, полностью разбираются и изучаются на предмет износа и поломок.
За окном… да, да, вы правильно заметили там памптрек.
К слову сказать, это не единственное место, где сотрудники и райдеры могут настроить и протестировать велики и компоненты в округе. Если с дорогами для шоссейников и велодорожками для ситибайков в Германии проблем нет, то для экстрималов с другой стороны здания построена небольшая дерт-секция: на фото видна лишь половина, столько же в обратную сторону, но там случился закат и сфоткать не получилось:
Трасса состоит из трех кругов. На первый допускаются все, на второй надо подписать бумажку, о том, что ты уже взрослый, все понимаешь и у тебя есть мед. страховка. В Германии все строго по закону и во всем порядок. Третий круг… ну на самом деле он не круг, но в общем огромные трамплины расчехляют только когда какой-нить аццкий дертер и слоупстайлер мирового уровня приезжает с просьбой настроить ему передний переключатель ,-)
Но вернемся назад в цеха. В самом центре стоит пара дюжин ситибайков. Да, забыл сказать, кроме всего прочего, тут тестируются и компоненты для ситибайков, в том числе и для станций проката. Ведь именно на плечи этих великов свалится самые жесткие условия эксплуатации. Марафоны, даунхил — это все детский лепет по сравнению с тем, что предстоит пережить таким великам. Несколько лет ежедневной эксплуатации десятками тысяч велосипедистов, хранение на улице, под снегом и дождем, езда на спущенных колесах, минимум сервиса — фигня вопрос.
А вот так выглядит рабочее место инженера-механика. В центре совсем даже не стойка для ремонта велосипеда. А ноутбук.
На заднем плане многих фоток вы можете заметить стелажи. — Это вторая часть отдела, занимающегося поддержкой европейских команд. Это склад.
Тут можно найти самые разнообразные компоненты — от тросиков и колодок до вилок и систем с паверметром — все что может потребоваться райдерам на протяжении сезона. Хочу уточнить, что изначально командные велики комплектуются на заводах, где их собирают. Этот склад нужен лишь для сервиса на протяжении сезона. В данный момент (практически начало сезона), склады заполнены — тут лежит компонентов примерно на семь миллионов евро. И еще один такой же центр, ну может быть чуть поменьше, есть в США.
Очень хотелось бы рассказать больше, но довольно большая часть бывшего завода пока что пустует. Несмотря на то, что предназначение ее уже известно, раскрывать тайну заренее не буду. Надеюсь, что в следующий раз, когда я приеду в Швайнфурт, тут появится еще очень много всего интересного. Ведь это одно из старейших в мире велосипедных предприятий.
-
добавить в избранное
1
- +106
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (8)
спасибо за интересную статью!
pashevich
l_schleicher
IvanSorokin
Rain
Chute
vimeo.com/55713458
и на пинкбайке тож
www.pinkbike.com/news/simple-session-14-video-2014.html
www.pinkbike.com/video/174556/
mitcos
Причём Шимано-совместимый по тяге, весь такой дюралюминево-стеклопластиковый, весил очень мало и работал долго и хорошо, пока не погиб смертью храбрых в спицах заднего колеса…
И передний был аналогичный, с пластиком, но там периодически вываливался штифт, держащий рамку, его не жалко.
Умеет всё-таки Sram делать удачные покупки… Конструктив этого Sachs потом переехал в их более свежие бюджетные разработки.
Chute
AlexanderFrolov