Blogger's name AveegaМинутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.

Совсем недавно, по всем значимым велосипедным ресурсам, прокатилась новость о новом поколении Specialized Stumpjumper FSR. Информации о новинке масса, есть да же отзывы тест-райдеров. А мне всегда нравилось покопаться в истории, узнать немного нового о чём-то уже не новом...
 

Так что, любителям расширить свой кругозор, предлагаю удобно расположиться в кресле-качалке, накрыться клетчатым пледом и котом, заварить чайку с печеньками, и...
 

То — что в далёком 1981 году, Specialized Stumpjumper стал первым серийным горным велосипедом в истории, наверняка уже многие знают. Что название Stumpjumper переводится как — «мал да прыгуч», то же известный факт. Сегодня — это коллекционная редкость, уходящая с зарубежных аукционов за кругленькие суммы. Про Stumpjumper подробно и доходчиво написано вот в этой статье bike-crimea.com/stati/intervyu-s-osnovatelem-specialized.html
 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.

Вообще, в компании очень трепетно относятся к своей истории и к её героям. Например, сотрудникам Specialized запрещено называть Stumpjumper привычным сокращением «Стампи», это считается «неуважительным обращением».
 

Перейдём пожалуй к полноподвесной версии Stumpjumper — FSR, которая увидела свет более чем 20 лет назад — в 1994 году. 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.
 

Стоит обратить внимание на то — что Stumpjumper FSR, в отличии от велосипедов других марок, с первой и до последней модели, принципиально не изменялся. Да, менялась форма крепления амортизатора, геометрия, материалы из которых изготовлена рама, но конструкция подвески всё та же. Подвеска FSR оказалась настолько удачной, что другие крупные производители выкупали патент на использование её в своих двухподвесах. А когда патент на FSR у  Specialized закончился, очень многие марки скопировали её под своими названиями.
 

Дизайнером рамы выступил Dennis Wootten.  А известный гонщик тех времён — Jason McRoy, выступая на Stumpjumper FSR в 1994 году, завоевал чемпионский титул Национального Чемпионата Великобритании.  

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.
 

Если приглядеться к велосипеду Jason McRoy — бросается в глаза руль от БМХ и натяжитель цепи на пере.
 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.
Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.

Так каким был S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994:

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.


Рама изготавливалась из хромомолибденовой стали «Direct Drive Prestige» по TIG технологии. Трубы переднего треугольника баттированые! Задний треугольник из алюминия. Фрезированный линк амортизатора из кованого алюминия. Подседельный хомут и часть болтов из титана. Покупателю были доступны размеры 16.5", 18", 19", 20" и 21.5".

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.
 

Вот подробная геометрия рамы. Обычные для КК углы, короткий передний треугольник и вполне современные (для двухподвеса) 430мм перья. 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.


Воздушный амортизатор Fox, с гидравлическим демпфером, уже тогда, не сильно отличался от современных аналогов. 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.


Вилка FSX — плод совместной работы инженеров Specialized и Rock Shox. Демпфер от Judy, воздушная пружина, стальные ноги и шток, и карбоновые штаны! 
 

Забавно — прошло более 20 лет, но и сегодня, на двухподвесах Specialized, чаще всего, мы видим амортизатор Fox и вилку Rock Shox. И то, и другое, так — же разрабатывается совместно с конструкторским бюро Specialized. Завидная стабильность!

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1. 
 

Колёса на втулках Shimano Deore LX и ободах Specialized Z-21 на 32-отверстия. Покрышки, естественно Specialized модели Shockmaster. 

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1. 
 

Трансмиссия 3х7, и тормоза — Shimano Deore LX. Система со звёздами вполне современных размеров 22/32/42 зуба. Кассета с диапазоном 11-28 (прям современных ДХ стандарт).


Кокпит: руль — Specialized алюминиевый с двойным баттингом, вынос и подседельный штырь — Tahoma Sonne II алюминий, седло — Specialized ProLong. 

Педали Shimano PD-M525 SPD.

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.


Весил S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994 менее 13 кг! Весьма неплохой вес и по современным меркам. А стоимость составляла всего 1.800 долларов США...
 

Рама Stumpjumper FSR, без особых изменений, выпускалась 5 лет. В 1999 году свет увидел новый «Стампи» FSR получивший приставку «XC», рассказ о котором ждите в новой статье.

Blogger's name Aveega: Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. Часть 1.

 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +63
  • Мнения

Комментарии (43)

+12
Крутой пост, но вот это "...рассказ о котором ждите в новой статье. " убило. Почему в одной статье всё не рассказать?
avatar

BEAR

+14
да просто я эту статью сам писал, а не переводил откуда. И сперва реально думал — что смогу осилить сразу всё, но и на это ушло пол дня… Так что извиняйте — но будет сериал…
avatar

Aveega

+21
Не «всего» 1800 долларов, а «целых» 1800 долларов. В 1994 году это были большие деньги.
avatar

VL_Chuvak

0
Ну кстати 1800 тогда это не так много как кажется, как 3000 может сейчас. Теперь топовые велики намного дороже стали, другое дело уровень данного аппаратца тоже никак не топ по сравнению с современными, видно, что сделано давольно просто.
avatar

eovein

+3
Не соглашусь. Я прекрасно помню те времена, тогда батя постоянно в командировках был, и мы с мамой жили на 100-150 долларов в месяц. При этом нормально питались, хоть и без излишеств. Так что 1800 баксов тогда это пол года жизни для двоих, один из которых-ребенок. На 3000 щас и 4 месяцев не протянешь, если одну крупу не жрать, конечно. У нас во владике крузак новый тогда стоил 1200-1500, и сколько он щас стоит?
Последний раз редактировалось
avatar

VL_Chuvak

0
речь о цене на новый байк в сша. и сравнивать стоит с зарплаттами в сша же. тачто мимо
avatar

AnatolVasin

0
Статья о велосипеде на 26.RU, поэтому сравнивать с учетом того, что статья не перевод, надо с российским уровнем и доходом. «Тачто мимо» ©
avatar

BerlinCalling

0
я так понял людей готовят к дырявому стампджамперу? в ролике было про историю, тут началось, неужели у спеша на него такие грандиозные планы?
avatar

ilyamaksimov

+6
так вышел же уже новый стампи
avatar

Valilenk

+1
где купить? он вроде не вышел, а презентован, это разные вещи, после презентации начинается вовлечение людей в товар такими вот историями, расказами, видео, создается спрос и желание, флирт своего рода с покупателем
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
Если я правильно понимаю, то осенью должны быть первые поставки.
А у мировой команды серийные байки уже есть. 
avatar

Valilenk

0
ну вот к осени раскачка
avatar

ilyamaksimov

+4
ок, ты поймал меня! Мне заплатили мильён и пару борзых щенков чтоб я написал это! Всё ведь серьёзно — в РФ уже осенью, ожидается бум продаж топовых подвесов для ам и эндуро. Каждый второй на 26 уже думает над тем: «что прикупить к новому сезону? Номад СС или новый Стампи?» Поэтому мы наступаем на всех маркетинговых фронтах!
avatar

Aveega

0
ну так:)
avatar

ilyamaksimov

+16
В стену слабоосвещённого кабинета Человека без лица, плащадью 1000 кв.м. постучали...
Человек без лица — Войдите!
Дверь закрылась, и в кабинет телепартировался Агент 147х12мм.
Агент 147х12мм. — Вызывали шеф?
Человек без лица — Да, есть новое поручение! Пентагон направил нам свежую дериктиву: кризис в Укропии, и связанные с ним санкции против режима Краба не сработали… Нам поручено разработать новый, 100%спорта план, как поставить РФ на колени. Жду твоих предложений.
Агент 147х12мм. ловким движением руки, достал из нагрудного кармана брюк пузырёк с новой минералкой от Хаггис, и закапал в глаза. Долго моргал, чехнул, и уставился в воздух...
Агент 147х12мм. — Есть мысль Шеф… Так… Сейчас сформулирую… Вот — необходимо, во что бы ни стало, протолкнуть нашу велосипедную промышленность на рынок РФ, что бы она уничтожила мощнейший велопром России. Это, без сомнений, создаст экономический коллапс в государстве и приведёт к массовым волнениям и беспорядкам, которые и свергнут режим Краба.
Человек без лица — Прекрасная идея! Сейчас же раппортую в стратосферу!
 
avatar

Aveega

+2
вы так хорошо пишете, странно что понадобилось пол-дня на начало статьи про стампджампер;)
avatar

ilyamaksimov

+3
там думать надо было:)
avatar

Aveega

+1
Этот комментарий прям просится как эпиграф к сериалу о стампи!
avatar

AleksandrYakucenya

0
Серийные Стампджамперы? Что за соревнования, в которых на них участвуют?
avatar

yurtsa

0
эм. эндуро?)
Вот старый стампи. Curtis Keene иногда и EWS на нем ездил.
 

А новый уже в Ирландии использовал:


 
avatar

Valilenk

+2
Ха! А я чет думал, что для эндуро используют Эндуро :)
avatar

yurtsa

0
По мнению спеша для эндуро прекрасно подходит стампджампер, а модель эндуро для фрирайда. Так мне объяснил один из представителей спеша однажды. 
avatar

Bezzeeni

0
а рубчик снова валится ((
avatar

Red_Fox

+8
а я всегда думала что stumpjumper переводится как «пенькопрыг» ))
avatar

ScuLLy

0
У спеша масса забавных названий, причем часть из них можно превести как угодно...
Для меня все еще тайна что означает Pitch по мнению тех кто его так обозвал.
avatar

Vastak

+1
на самом интересном месте закончил :(
avatar

FedorYankov

0
Не знаю почему кресла качалко с печеньками, я это прочитал пока сидел на толчке.
История спеша крутая, спеши так то вобще крутые но в большенстве своем на с-ворксах у нас катаются люди весьма далекие от велоспорта и это очень печалит.
avatar

Bezzeeni

+14
наоборот же! 
когда неспортсмены покупают дорогие велосипеды это очень хорошо!
на этом вся индустрия держится.
вся поддержка спортсменов, реклама, спонсирование сорев, съёмка видосов и т.д. и т.п. только ради того, чтоб толстый дядя купил самый дорогой велосипед и желательно не один!
а его, блин, печалит. 
и ладно бы его одного. 
avatar

raskladnoy

0
Согласен, эти люди называются «инвесторы», однако, когда человек, которому реально нужен SW но ему нехватает денег и он берет SW WC вот это печалит. 
avatar

Bezzeeni

0
Зависть — плохо. :)
avatar

Dobrii777

0
Я уже не в том возрасте что бы завидовать. 
avatar

Bezzeeni

0
«Так-же» убило и растоптало :( Спеллчек, пожалуйста!
avatar

Data_Link

+1
Всё-бы ничего, но на заглавной картинке байк 1981г. не FSR. После заголовка ловишь лёгкий когнитивный диссонанс.
avatar

Dobrii777

0
без фср он и ща есть, я во этого не могу понять, почему два совершенно разных вела имеют одно название?
avatar

ilyamaksimov

0
Почему совершенно разных и почему одно? 
avatar

Bezzeeni

0
Назначение у них схожее, трейл и эндуро, один ХТ, другой подвес. Почему нет?

Updated: Хотя посмотрел ГЕО и предлагаемые производителям вилки и растерялся. ХТ джампер скорее для КК 
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+1
я про это http://www.specialized.com/us/en/bikes/mountain/stumpjumper-fsr и это http://www.specialized.com/us/en/bikes/mountain/stumpjumper
avatar

ilyamaksimov

+1
ХТ стампи  не скорее для КК, а именно для КК и есть.   топовый кантрийник жи
avatar

mitcos

0
По причине того, что исторически они являються развитием одной модели.
avatar

Yue

0
А ещё смотрю на вырезки из журналов тех лет и думаю «Как-же сильно изменился мир. И мир велоспорта тоже.»
avatar

Dobrii777

0
>А когда патент на FSR у  Specialized закончился, очень многие марки скопировали её под своими названиями.
А можно конкретнее? 
avatar

tazhate

0
Любая 4х-рычажка, по-сути FSR. Исключения — всякие VPP и подобные… не знаю куда их корректнее отнести.
avatar

pustota

0
А самого главного не сказал- ход то у него какой спереди и сзади?
avatar

ronin336

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.