100% спорта — Обзор велосипеда Merida Big.Nine 100 2014
Алюминиевый найнер Merida Big.Nine 100 — хардтейл из модельной линейки 2014 года для теста был выбран не случайно. Внимательно сравнив его спецификацию с близкими по характеристикам моделями, а также сопоставив ценовой уровень, у меня появилось осознанное желание протестировать его именно в качестве кандидата на свой собственный найнер. Благо возможность сравнить с конкурентами не только цифры и фото, но и собственные ощущения была.
В процессе общения с бренд-менеджерами ведущих производителей я усвоил одно твёрдое правило: нельзя сравнивать велосипеды разных уровней. Корректным должно быть сопоставление только в аналогичных технологических и ценовых категориях, ибо — как можно сравнивать модели базовой бюджетной линейки с гидроформинговыми рамами и пружинно-масляными вилками с более дорогими велосипедами, обладающими баттированными рамами и воздушными вилками! Но сердцу (а также рукам, ногам и ягодицам) не прикажешь — они чувствуют то, что чувствуют. Поэтому заранее приношу всем глубокий пардон и буду сравнивать субъективные ощущения «вдоль и поперёк, насквозь и как попало».
Первые впечатления, сравнения и детали
Merida Big.Nine 100 относится к категории велосипедов COMP (сокращённое от Competition — конкурентоспособный). То есть, это уже не самый начальный уровень с бюджетным обвесом для подростков и начинающих, но ещё и не среднеценовой для российского покупателя (около 50 тыс. руб. в рознице). В магазине такая «соточка» 2014 года стоит в пределах 29 тыс. руб. Бренд Merida известен своими демократичными ценами при достаточно высоком качестве. Недаром знаменитый Specialized использует производственную базу Merida для изготовления своих рам (правда, по собственным технологиям).
Дизайн и окраска в целом мне понравились — чёрный велосипед с желтыми и графитно-серыми элементами, в этом же стиле обода и седло. Хотя для заметности нужно побольше ярких элементов. Впрочем, это легко компенсируется светоотражающими плёнками и катафотами, которые можно использовать по своему вкусу. Да, и забегая вперёд замечу, что тросики и гидролинии, примыкающие к раме, уже после первых ста с небольшим километров оставили заметные потёртости.
Именно для этого в комплект с документами вкладываются специальные прозрачные наклейки. Поэтому наклеивать их лучше сразу.
Моя рама Big.Nine TFS-D не так крута, конечно, как «спешовская» или «кубовская». Здесь использована технология TFS — Techno Forming System, о чем в нижнем углу переднего треугольника имеется соответствующая наклейка. При использовании технологии TFS, в отличие от гидроформинга, заданная форма трубе придаётся не с помощью давления масла в форме, а с применением механического воздействия на наружные поверхности заготовок из сплава Racelite 6061. При применении техноформинга используются несколько более толстые трубы, чем при гидроформинге, и в итоге получается рама аналогичной прочности, однако более тяжёлая. Правда, при этом отпадает необходимость наваривать для усиления жесткости и прочности дополнительные косынки, распорки и т.п. Кстати, у новой Мериды, как и у CUBE, отсутствует привычная соединительная планка между нижними перьями заднего треугольника. Это говорит о том, что конструкторы уверены в прочностных характеристиках своих рам.
А в хороших ходовых качествах меридовских велосипедов мне довелось убедиться на практике. Первое воспоминание — зимнее знакомство с моделью Merida Matts 40D (2014) с 26-дюймовыми колесами. Это знакомство оставило весьма положительные впечатления. Правда, велосипед тестировался в экстремальных условиях, при снежных заносах и температуре воздуха минус 15 — минус 24 градуса с ветром 15 – 25 м/с. Однако пружинно- масляная вилка замерзла только при минус 20 и через полчаса катания, а гидравлическая тормозная система не замерзала вообще.
Веломеханик магазина провел предстартовое ТО (кстати, он сразу же одобрил мой выбор в целом, только порекомендовал в будущем сменить вилку!) Когда я выкатился на улицу, на память пришёл другой тестированный велосипед — Bergamont Metric 4.4 с колесами иного формата — 27.5 дюймов. Ощущения были очень похожими — накат, амортизация, приёмистость. Однако, несмотря на то, что вилки у обоих велосипедов были практически однотипными (SR Suntour с ходом 100 мм) и даже рукоятки поплока — блокировки вилок выглядели одинаково, езда на «Мериде» субъективно воспринималась мягче. Особенно это ощущалось в заблокированном состоянии вилок: у «Бергамонта» удары в руль были намного чувствительнее. Возможно, сказывался больший диаметр обода на «Мериде». И ещё от одного известного у недорогих вилок дефекта стоковая вилка оказалась свободной: не было жесткого обратного отскока, моя SR Suntour 29 XCM HLO 100 отрабатывала любое препятствие чутко, но мягко.
Вообще, моя «новая знакомая» — Merida Big.Nine 100 начала преподносить интересные сюрпризы с первых минут пребывания в седле. Например, на момент теста в магазине оказался велосипед только 17-дюймовой ростовки. Я же привык катать на 19-дюймовой, и уже собирался было выбрать другой бренд, но знакомый продавец посоветовал мне всё-таки попробовать. Я сел в седло и удивился: велосипед оказался мне в самый раз, даже без дополнительной регулировки высоты седла, наклона руля и т.д. Так я и накатал на нём больше 120 км, ничего не прибавляя и не убавляя. Единственное дополнение — установил рога BBB Classic и натянул на них грипсы из своих запасов. (Мораль: всегда тестируйте приглянувшийся велосипед — возможно, это именно то, что вам нужно!)
Если при езде на Bergamont Metric 4.4 меня не покидало чувство, что я еду на найнере, то от катания на Merida Big.Nine 100 было четкое ощущение, будто это велосипед с колесами 27.5 дюймов. И это при том, что здесь стояли практически самые большие найнеровские покрышки Merida Race 29х2.10! Видимо, образовалось удачное сочетание колёс и резины с 17-дюймовой рамой.
Продолжая сравнение с Бергамонтом, следует отметить, что у Мериды рама «поджата» ещё больше — это наглядно видно, когда еле-еле удается втиснуть в передний треугольник только небольшую внутрирамную сумку для инструмента и флягу в подфляжнике. Поэтому, в процессе подготовки к тесту на трассе, помимо крыльев было решено установить консольный багажник. Откровенно говоря, если планируется эксплуатировать найнер в качестве перевозочного средства не только для седока, но и для багажа, нужно сразу запланировать покупку нормального багажника с установкой на раму, тем более, что необходимые гнёзда для его крепления на раме Мериды имеются, а расположение заднего тормоза этому мешать не будет. Консольный багажник — девайс для легких грузов в коротких выездах.
Если удобство положения райдера на велосипеде — это первое впечатление (которое сразу же оказалось удачным), то качество тормозов — второй важный этап знакомства с новой «лошадкой».
На Merida Big.Nine 100 установлены добротные гидравлические тормоза Tektro HDC Hydraulic Disc, причём, в соответствии с модой этого года — с разными роторами: 180 мм на переднем и 160 мм на заднем. В принципе, это чисто «горная» фишка, когда для лучшего торможения и охлаждения в условиях крутых или затяжных спусков передний ротор целесообразно делать больше заднего. Правда, на 26-дюймовых моделях эта разница иногда приводит к тому, что велосипед «встаёт на барана» — пытается перевернуться через руль. Однако на байках с колёсами 27.5 и тем более — 29 дюймов этот эффект практически не наблюдается. Впрочем, в руководстве, которое получает в магазине каждый покупатель, всегда резонно советуют начать освоение нового велосипеда с пробы тормозов.
Наши тормоза вполне эффективны, но при этом достаточно мягки, чтобы не зажимать колесо сразу «в юз», и это в дальнейшем не раз оказывает добрую службу и в городе, и на трассе. Субъективно – они приятнее в работе, чем у «сороковой» Мериды: есть небольшой свободный ход, но затем схватывают крепко и надёжно.
Манетки Shimano SL-M370 — такой же комплект манеток новой бюджетной категории для велотрансмиссии 3х9 скоростей, какой установлен и на Merida Matts 40D (2014). Ещё зимой он произвёл на меня очень хорошее впечатление своим дизайном, удобством и безотказностью даже в экстремальных условиях. Девятискоростной Altus, который является фишкой для велосипедов средней ценовой категории на 2014 год, установлен и на Merida Big.Nine 100. Если раньше девятискоростная трансмиссия была прерогативой более дорогих моделей, сегодня она спустилась ближе к массовому покупателю.
Лично я с удовольствием пользовался возможностями трехступенчатого повышающего переключателя: если была необходимость быстро перекинуть цепь на большие ведомые звезды, причём, перескакивая через очередную ступень, это легко делалось более глубоким нажатием нижнего рычага манетки Shimano Altus Rapidfire. А при сбрасывании на нижние передачи, рапидфайровская манетка, оправдывая свой характер, делает это с громким щелчком, отдающимся по всей раме. Эту особенность не раз отмечали на профильных велосайтах, добавляя, что от этого звука даже прохожие шарахаются. Зато четко и ясно!
Руль Merida Comp OS 680 Flat, и так не маленький в размахе (680 мм), с добавлением рогов стал ещё «габаритестее». В квартиру и даже в электричку входить с ним непросто. Да и при движении по городским улицам такой габарит излишен, а при езде в плотном потоке транспорта и неудобен. Разумеется, при катании по грунтам, горам, лесам и другим кантрийным ландшафтам таким рулём эффективнее работается на всяких кочках, рытвинах, корнях и камнях.
Система Shimano M391 44-32-22 CG с защитой звезды Attached мне сразу понравилась. Я понимаю, что рокринг это не так круто и спортивно, как его отсутствие, но порванные штанины и ссадины на голых лодыжках от обнаженных зубьев большой ведущей звезды свидетельствуют, всё же, в пользу защиты.
Кстати, насчёт зубов. Например, у CUBE ATTANTION, и CUBE LTD которые я тестировал в прошлом году, это соотношение составляет 42-32-24. То есть, навскидку можно предположить, что у Мериды по сравнению с CUBE наибольшая звезда более «шоссейная», а наименьшая — более «горная». Правда, надо не забывать, что у Мериды 9 скоростей, а у CUBE – 10.
Каретка и втулки колес у нашей Мериды относятся к начальному уровню, как и непистонированные обода. Но всё это со временем заменимо в соответствии с той концепцией, которую владелец выберет для себя — в сторону скорости и лёгкости или в сторону прочности и грузоподъёмности.
Колеса на ободах Merida Big.Nine Comp D с покрышками Merida Race 29х2.1смотрятся, конечно, агрессивно и гармонично. Сразу понимаешь — это Найнер с большой буквы. Снабженные резиной с умеренно «злым» рисунком, они неплохо катят и по латанным-перелатанным отечественным асфальтам, и по пригородным грейдерам с грунтами, и по сыпухе, траве и снегу — правда, с приспущенным давлением. Однако на трассе гудение становится вполне отчётливым и резиновые зубы на покрышках съедают добрую «жменю» километров в час. Для накатистости приходится накачивать баллоны до максимального давления в 4 бар. В принципе, они и в этом состоянии неплохо амортизируют все дорожные неприятности. Однако, рассматривая сравнительно узкие обода, на которые надеты максимально объемные для этого формата шины, невольно вспоминаешь сетования специалистов на то, что:
а) при очень широкой покрышке на узком ободе быстрее изнашиваются её боковины;
б) велик риск потери контроля за управлением при спущенной шине;
в) на низких скоростях заметно ухудшается управляемость велосипедом.
Если же накачивать такую покрышку на таком ободе слишком сильно, то увеличиваются нагрузки на боковины обода. Поэтому современные узкие унифицированные обода являются отнюдь не лучшей опорой для объемных шин, все преимущества которых проявляются именно при невысоком давлении. И в этой связи созревает идея, которая будет реализована в следующей главе.
Чудесное превращение и Шахтинский пробег
Итак, в процессе предварительного тестирования я откатал по Ростову на стоковых покрышках 29х2.10 более 36 километров, примерно за два чистых ходовых часа. Средняя скорость при этом составила 18.2 км/час, а максимальная — 36.6 км/час. После мучительных размышлений пришло решение попробовать разрушить дизайн и концепцию, заменив штатную резину на слики, желательно, с какой-никакой антипрокольной защитой. На скорую руку в ростовских магазинах удалось отыскать из самых больших сликов только покрышки Mishelin City 42 – 622 (700x40C). Должен отметить, встали они на место, как родные (разумеется, со своими камерами, ибо найнеровские камеры при надувании из-под этой покрышки вылезают и лопаются!)
Таким образом получаются вполне естественные колеса дорожного велосипеда.
Стоковые велиговские педальки обмениваются на родные контакты под спешовские туфли, на подседельный штырь крепится консольный багажник с двумя перемётными сумами, куда помещаются штормовая одежда, фотоаппарат, перекусон и термофляга с чаем. На руль креплю велофару и верный вертолетный термометр.
Разбортирую стоковую резину, заодно слегка рассверливаю отверстия в ободе для ниппелей под любимый «шредер» (Я не сказал, что и сюда впарили нежный велониппель типа «преста»? Прямо какая-то всеобщая фишка на всех моделях 2014 года, практически у всех брендов!) Итак, легким движением руки, 29-дюймовый найнер превращается…
… В изящный универсал на колесах 28 дюймов. Пакую инструмент и запаску в рамную сумку, наполняю флягу водой, ставлю будильник на 5 утра. «Корабль к бою и походу готов!»
Как говорится, «Бог даст дорогу, Бог пошлёт и попутчика». На перроне станции «Сельмаш» знакомлюсь с ростовским райдером Денисом, который планирует десантироваться в Горной и вернуться по М-4 в Ростов. То есть, наши пути совпадают за исключением стартовой точки. Грузимся в вагон, и три часа проходят незаметно в продуктивном общении на велосипедные и медицинские темы (Денис по специальности – анестезиолог-реаниматолог).
Оказывается, что у нас одинаковые шины Mishelin City, только у Дениса 26-дюймовые. Шинами он вполне доволен, причем не только на трассе, но и на проселочных дорогах. Велосипед у него кастомный, на карбоновой раме, с воздушной вилкой, карбоновым подседелом, и самым жестким седлом Selle Italia, какое я только встречал. Поэтому и весит велосипед Дениса существенно меньше, чем мой.
Он советует мне в перспективе заменить вилку на воздушную, а также укоротить руль (обрезать его можно в любой из мастерских города, где есть специальный инструмент).
Катает Денис и по шоссе, и по грунтам, так что его кастом — тоже универсал. Темп движения у него спортивный, поэтому, конечно, выше моего, и мы договариваемся, что на трассе обязательно встретимся «на обгоне». На вокзале в Шахтах меня встречает солнечное утро и бодрая стайка водителей маршруток на конечной остановке, которые гогочут и матерятся, как учащиеся общеобразовательной школы. Когда я проезжаю мимо, они дружелюбно кричат вслед: «Куда тебя понесло?»
Шахты — третий по размерам город в Ростовской области, после Ростова-на-Дону и Таганрога. Численность населения — 249,1 тысяча человек, площадь территории — 158,3 км². Об этом мне сразу сообщают придорожные постеры. А ещё здесь — один из самых затяжных подъёмов на М-4 от городского вокзала. По дороге мне на заправке встречается пожилой скутерист-инвалид, у которого нет ноги, но он уверенно справляется со своим транспортным средством. Стойкий народ шахтинцы! Недаром здесь такое большое количество спортивных чемпионов, в том числе олимпийских.
Чтобы ехать на подъём было проще, блокирую вилку и переключаю передачу на более «легкие» звёзды. Мерида катит в горку уверенно, и благодаря удачному сочетанию 2х4 вкручивать даже на такой нудный подъем вполне комфортно. В конце Шахтинского тягуна ощущаю, что нормально разогрелся и делаю короткую остановку на административной границе г. Шахты, чтобы снять ветровку и зафиксировать точку старта.
Спустя небольшое расстояние появляется информация:
После короткого раздумья иду на Ростов. ;)
Одним из весомых аргументов в пользу пробега по М-4 на этом участке является наличие шикарной для отечественных дорог асфальтированной обочины. Практически всё время можно двигаться, не подвергаясь прессингу со стороны автомобилей. Причем, на большом протяжении качество дороги «за белой полосой» таково, что удаётся не только успешно преодолевать самые нудные и затяжные тягуны, но и развивать на спусках вполне приличную для МТБ скорость. Мой личный рекорд на Мериде в этой поездке составил 55 с лишним км/час!
Очень быстро дорога втягивает меня в свой ритм, и я начинаю вкушать тот самый «наркотик трассы», ради которого миллионы велосипедистов по всему миру ежедневно отправляются в путь — ближний и дальний. Замечаю, что работаю на самой большой звезде и стараюсь даже на подъёмах не переключаться на среднюю. О самой маленькой, «горной», на 22 зуба я даже не вспоминаю. (Признаюсь по секрету — я о ней не вспоминаю во время всего теста! Или найнер/эйтер у меня такой накатистый, или я уже раскатываюсь к лету?)
Довольно скоро подъезжаю к мемориальному комплексу «Невернувшимся», в народе называемому «Лебедянь». В годы войны здесь шли настолько жестокие бои, что останки многих павших бойцов с обеих сторон до сих пор не обнаружены и не погребены. Это место у водителей считается одним из самых «нелегких» на этом отрезке М-4: здесь часто происходят ДТП, переворачиваются машины, гибнут люди, особенно зимой. Такая вот отрицательная энергетика…
На площадке перед мемориалом встречаю двух «старших братьев», точнее, «брата и сестру» — пару мотобайкеров из Москвы, которые едут в Севастополь на День победы.
Рассказываю им о комплексе, желаю счастливого пути, и мы фотографируем друг друга на память.
А тут и Денис подтягивается! Снимаю и его. Прощаемся, и он уходит вперёд. (забегая вперёд скажу, что он управился со своим маршрутом от Горной до Ростова за 3 часа).
Весной этот участок М-4 хорош. Делаю пит-стоп для маленькой фотосессии перед самым затяжным подъёмом на этом участке.
Меня обгоняет шоссейник, но и ему долго ещё предстоит вкручивать вверх, оставаясь в поле моего зрения. На перегоне перед перевалом у меня была самая низкая скорость за эту поездку —12 км/час, но «горную» звезду я всё равно не включал. Из принципа.
В соответствии с законом космической справедливости за длинным подъёмом следует длинный спуск, и тут уж я постарался выжать из своей трансмиссии всё! Должен сказать, у меня это почти получилось, однако на самой большой передней и самой малой задней звезде у меня всё ещё оставался небольшой «запас упругости». То есть, был резерв для разгона. Но я же не на шоссейнике, в конце концов. И не в Европе. В смысле качества дороги. Это ещё спасибо за такую обочину!
Транспортный поток обгоняет меня. Поскольку, благодаря сигнальному жилету меня хорошо заметно на трассе, я почти не действую на нервы водителям, за исключением нескольких участков, где по обочине ехать невозможно, меня почти не донимают сигналами. На одном из узких перегонов мне весело рявкает в спину какой-то грузовик, груженый щебнем. Гудок у него, как у магистрального электровоза – я от неожиданности аж подпрыгиваю вместе с велосипедом.
В другом месте, на подъёме, два автопоезда с тягачами MAN устраивают весёлые догонялки. Какое-то время две здоровенные фуры идут параллельно, наращивая скорость, и как раз в этот момент они обгоняют нас с Меридой. Вам приходилось ощущать удар двойной воздушной подушки сначала и засасывающий двойной воздушный мешок потом? Тогда вы меня поймёте. Вот тут спасибо моему рулю, всем его 680 миллиметрам, удержался на курсе!
Сделал небольшой питстоп, проехав ровно 40 километров от Шахтинского вокзала. Перекусил, попил чайку. Физически — никаких критических ощущений. Немного натружены ладони (хоть и в перчатках с гелевыми вставками). Грипсы здесь мне, всё-таки, не нравятся — жестковаты. Седло, несмотря на сравнительную жесткость, достаточно комфортно, хоть я и поддел опрометчиво под треники легкие шорты с тонким летним велопамперсом.
Слегка ноют плечи — несмотря на рога, этот руль, всё-таки, не для трассовых пробегов, хват слишком широк.
А вот шинам не нарадуюсь — накат так накат! В целом же ощущения такие, будто я катаюсь на этой Мериде уже не один сезон. Может, это судьба?..
Остаток пути проходит без происшествий. На подходах к Ростову, несмотря на то, что пятая и шестая точка опоры (вы в курсе, что их ТАМ на самом деле две?) после 70 км таки начинают ныть, темп держу бодрый, как корабль, входящий в родные воды. Ничего, весь сезон еще впереди, дораскатаемся! Жаль, что не удается добрать до «сотки» буквально полтора десятка километров, но мне чужого не надо.
Итак:
Пройдено 85 км за 3,5 ходовых часа.
Средняя скорость 23 км/час.
Максимальная скорость 55 км/час.
Общий итог
Всего в ходе теста велосипед прошёл 121 км, завоевал моё сердце и был приобретен в личное пользование. Со всеми полагающимися гарантиями и привилегиями, в том числе — пожизненным техническим обслуживанием и текущим ремонтом, а также получением права на скидку на все товары, покупаемые в магазине «100% СПОРТА». Чего и всем желаю.
Искренне Ваш, Вадим Пустовойтов.
P.S. Мериду свою не отдам никому,
Такая лошадка нужна самому!
В процессе общения с бренд-менеджерами ведущих производителей я усвоил одно твёрдое правило: нельзя сравнивать велосипеды разных уровней. Корректным должно быть сопоставление только в аналогичных технологических и ценовых категориях, ибо — как можно сравнивать модели базовой бюджетной линейки с гидроформинговыми рамами и пружинно-масляными вилками с более дорогими велосипедами, обладающими баттированными рамами и воздушными вилками! Но сердцу (а также рукам, ногам и ягодицам) не прикажешь — они чувствуют то, что чувствуют. Поэтому заранее приношу всем глубокий пардон и буду сравнивать субъективные ощущения «вдоль и поперёк, насквозь и как попало».
Первые впечатления, сравнения и детали
Merida Big.Nine 100 относится к категории велосипедов COMP (сокращённое от Competition — конкурентоспособный). То есть, это уже не самый начальный уровень с бюджетным обвесом для подростков и начинающих, но ещё и не среднеценовой для российского покупателя (около 50 тыс. руб. в рознице). В магазине такая «соточка» 2014 года стоит в пределах 29 тыс. руб. Бренд Merida известен своими демократичными ценами при достаточно высоком качестве. Недаром знаменитый Specialized использует производственную базу Merida для изготовления своих рам (правда, по собственным технологиям).
Дизайн и окраска в целом мне понравились — чёрный велосипед с желтыми и графитно-серыми элементами, в этом же стиле обода и седло. Хотя для заметности нужно побольше ярких элементов. Впрочем, это легко компенсируется светоотражающими плёнками и катафотами, которые можно использовать по своему вкусу. Да, и забегая вперёд замечу, что тросики и гидролинии, примыкающие к раме, уже после первых ста с небольшим километров оставили заметные потёртости.
Именно для этого в комплект с документами вкладываются специальные прозрачные наклейки. Поэтому наклеивать их лучше сразу.
Моя рама Big.Nine TFS-D не так крута, конечно, как «спешовская» или «кубовская». Здесь использована технология TFS — Techno Forming System, о чем в нижнем углу переднего треугольника имеется соответствующая наклейка. При использовании технологии TFS, в отличие от гидроформинга, заданная форма трубе придаётся не с помощью давления масла в форме, а с применением механического воздействия на наружные поверхности заготовок из сплава Racelite 6061. При применении техноформинга используются несколько более толстые трубы, чем при гидроформинге, и в итоге получается рама аналогичной прочности, однако более тяжёлая. Правда, при этом отпадает необходимость наваривать для усиления жесткости и прочности дополнительные косынки, распорки и т.п. Кстати, у новой Мериды, как и у CUBE, отсутствует привычная соединительная планка между нижними перьями заднего треугольника. Это говорит о том, что конструкторы уверены в прочностных характеристиках своих рам.
А в хороших ходовых качествах меридовских велосипедов мне довелось убедиться на практике. Первое воспоминание — зимнее знакомство с моделью Merida Matts 40D (2014) с 26-дюймовыми колесами. Это знакомство оставило весьма положительные впечатления. Правда, велосипед тестировался в экстремальных условиях, при снежных заносах и температуре воздуха минус 15 — минус 24 градуса с ветром 15 – 25 м/с. Однако пружинно- масляная вилка замерзла только при минус 20 и через полчаса катания, а гидравлическая тормозная система не замерзала вообще.
Веломеханик магазина провел предстартовое ТО (кстати, он сразу же одобрил мой выбор в целом, только порекомендовал в будущем сменить вилку!) Когда я выкатился на улицу, на память пришёл другой тестированный велосипед — Bergamont Metric 4.4 с колесами иного формата — 27.5 дюймов. Ощущения были очень похожими — накат, амортизация, приёмистость. Однако, несмотря на то, что вилки у обоих велосипедов были практически однотипными (SR Suntour с ходом 100 мм) и даже рукоятки поплока — блокировки вилок выглядели одинаково, езда на «Мериде» субъективно воспринималась мягче. Особенно это ощущалось в заблокированном состоянии вилок: у «Бергамонта» удары в руль были намного чувствительнее. Возможно, сказывался больший диаметр обода на «Мериде». И ещё от одного известного у недорогих вилок дефекта стоковая вилка оказалась свободной: не было жесткого обратного отскока, моя SR Suntour 29 XCM HLO 100 отрабатывала любое препятствие чутко, но мягко.
Вообще, моя «новая знакомая» — Merida Big.Nine 100 начала преподносить интересные сюрпризы с первых минут пребывания в седле. Например, на момент теста в магазине оказался велосипед только 17-дюймовой ростовки. Я же привык катать на 19-дюймовой, и уже собирался было выбрать другой бренд, но знакомый продавец посоветовал мне всё-таки попробовать. Я сел в седло и удивился: велосипед оказался мне в самый раз, даже без дополнительной регулировки высоты седла, наклона руля и т.д. Так я и накатал на нём больше 120 км, ничего не прибавляя и не убавляя. Единственное дополнение — установил рога BBB Classic и натянул на них грипсы из своих запасов. (Мораль: всегда тестируйте приглянувшийся велосипед — возможно, это именно то, что вам нужно!)
Если при езде на Bergamont Metric 4.4 меня не покидало чувство, что я еду на найнере, то от катания на Merida Big.Nine 100 было четкое ощущение, будто это велосипед с колесами 27.5 дюймов. И это при том, что здесь стояли практически самые большие найнеровские покрышки Merida Race 29х2.10! Видимо, образовалось удачное сочетание колёс и резины с 17-дюймовой рамой.
Продолжая сравнение с Бергамонтом, следует отметить, что у Мериды рама «поджата» ещё больше — это наглядно видно, когда еле-еле удается втиснуть в передний треугольник только небольшую внутрирамную сумку для инструмента и флягу в подфляжнике. Поэтому, в процессе подготовки к тесту на трассе, помимо крыльев было решено установить консольный багажник. Откровенно говоря, если планируется эксплуатировать найнер в качестве перевозочного средства не только для седока, но и для багажа, нужно сразу запланировать покупку нормального багажника с установкой на раму, тем более, что необходимые гнёзда для его крепления на раме Мериды имеются, а расположение заднего тормоза этому мешать не будет. Консольный багажник — девайс для легких грузов в коротких выездах.
Если удобство положения райдера на велосипеде — это первое впечатление (которое сразу же оказалось удачным), то качество тормозов — второй важный этап знакомства с новой «лошадкой».
На Merida Big.Nine 100 установлены добротные гидравлические тормоза Tektro HDC Hydraulic Disc, причём, в соответствии с модой этого года — с разными роторами: 180 мм на переднем и 160 мм на заднем. В принципе, это чисто «горная» фишка, когда для лучшего торможения и охлаждения в условиях крутых или затяжных спусков передний ротор целесообразно делать больше заднего. Правда, на 26-дюймовых моделях эта разница иногда приводит к тому, что велосипед «встаёт на барана» — пытается перевернуться через руль. Однако на байках с колёсами 27.5 и тем более — 29 дюймов этот эффект практически не наблюдается. Впрочем, в руководстве, которое получает в магазине каждый покупатель, всегда резонно советуют начать освоение нового велосипеда с пробы тормозов.
Наши тормоза вполне эффективны, но при этом достаточно мягки, чтобы не зажимать колесо сразу «в юз», и это в дальнейшем не раз оказывает добрую службу и в городе, и на трассе. Субъективно – они приятнее в работе, чем у «сороковой» Мериды: есть небольшой свободный ход, но затем схватывают крепко и надёжно.
Манетки Shimano SL-M370 — такой же комплект манеток новой бюджетной категории для велотрансмиссии 3х9 скоростей, какой установлен и на Merida Matts 40D (2014). Ещё зимой он произвёл на меня очень хорошее впечатление своим дизайном, удобством и безотказностью даже в экстремальных условиях. Девятискоростной Altus, который является фишкой для велосипедов средней ценовой категории на 2014 год, установлен и на Merida Big.Nine 100. Если раньше девятискоростная трансмиссия была прерогативой более дорогих моделей, сегодня она спустилась ближе к массовому покупателю.
Лично я с удовольствием пользовался возможностями трехступенчатого повышающего переключателя: если была необходимость быстро перекинуть цепь на большие ведомые звезды, причём, перескакивая через очередную ступень, это легко делалось более глубоким нажатием нижнего рычага манетки Shimano Altus Rapidfire. А при сбрасывании на нижние передачи, рапидфайровская манетка, оправдывая свой характер, делает это с громким щелчком, отдающимся по всей раме. Эту особенность не раз отмечали на профильных велосайтах, добавляя, что от этого звука даже прохожие шарахаются. Зато четко и ясно!
Руль Merida Comp OS 680 Flat, и так не маленький в размахе (680 мм), с добавлением рогов стал ещё «габаритестее». В квартиру и даже в электричку входить с ним непросто. Да и при движении по городским улицам такой габарит излишен, а при езде в плотном потоке транспорта и неудобен. Разумеется, при катании по грунтам, горам, лесам и другим кантрийным ландшафтам таким рулём эффективнее работается на всяких кочках, рытвинах, корнях и камнях.
Система Shimano M391 44-32-22 CG с защитой звезды Attached мне сразу понравилась. Я понимаю, что рокринг это не так круто и спортивно, как его отсутствие, но порванные штанины и ссадины на голых лодыжках от обнаженных зубьев большой ведущей звезды свидетельствуют, всё же, в пользу защиты.
Кстати, насчёт зубов. Например, у CUBE ATTANTION, и CUBE LTD которые я тестировал в прошлом году, это соотношение составляет 42-32-24. То есть, навскидку можно предположить, что у Мериды по сравнению с CUBE наибольшая звезда более «шоссейная», а наименьшая — более «горная». Правда, надо не забывать, что у Мериды 9 скоростей, а у CUBE – 10.
Каретка и втулки колес у нашей Мериды относятся к начальному уровню, как и непистонированные обода. Но всё это со временем заменимо в соответствии с той концепцией, которую владелец выберет для себя — в сторону скорости и лёгкости или в сторону прочности и грузоподъёмности.
Колеса на ободах Merida Big.Nine Comp D с покрышками Merida Race 29х2.1смотрятся, конечно, агрессивно и гармонично. Сразу понимаешь — это Найнер с большой буквы. Снабженные резиной с умеренно «злым» рисунком, они неплохо катят и по латанным-перелатанным отечественным асфальтам, и по пригородным грейдерам с грунтами, и по сыпухе, траве и снегу — правда, с приспущенным давлением. Однако на трассе гудение становится вполне отчётливым и резиновые зубы на покрышках съедают добрую «жменю» километров в час. Для накатистости приходится накачивать баллоны до максимального давления в 4 бар. В принципе, они и в этом состоянии неплохо амортизируют все дорожные неприятности. Однако, рассматривая сравнительно узкие обода, на которые надеты максимально объемные для этого формата шины, невольно вспоминаешь сетования специалистов на то, что:
а) при очень широкой покрышке на узком ободе быстрее изнашиваются её боковины;
б) велик риск потери контроля за управлением при спущенной шине;
в) на низких скоростях заметно ухудшается управляемость велосипедом.
Если же накачивать такую покрышку на таком ободе слишком сильно, то увеличиваются нагрузки на боковины обода. Поэтому современные узкие унифицированные обода являются отнюдь не лучшей опорой для объемных шин, все преимущества которых проявляются именно при невысоком давлении. И в этой связи созревает идея, которая будет реализована в следующей главе.
Чудесное превращение и Шахтинский пробег
Итак, в процессе предварительного тестирования я откатал по Ростову на стоковых покрышках 29х2.10 более 36 километров, примерно за два чистых ходовых часа. Средняя скорость при этом составила 18.2 км/час, а максимальная — 36.6 км/час. После мучительных размышлений пришло решение попробовать разрушить дизайн и концепцию, заменив штатную резину на слики, желательно, с какой-никакой антипрокольной защитой. На скорую руку в ростовских магазинах удалось отыскать из самых больших сликов только покрышки Mishelin City 42 – 622 (700x40C). Должен отметить, встали они на место, как родные (разумеется, со своими камерами, ибо найнеровские камеры при надувании из-под этой покрышки вылезают и лопаются!)
Таким образом получаются вполне естественные колеса дорожного велосипеда.
Стоковые велиговские педальки обмениваются на родные контакты под спешовские туфли, на подседельный штырь крепится консольный багажник с двумя перемётными сумами, куда помещаются штормовая одежда, фотоаппарат, перекусон и термофляга с чаем. На руль креплю велофару и верный вертолетный термометр.
Разбортирую стоковую резину, заодно слегка рассверливаю отверстия в ободе для ниппелей под любимый «шредер» (Я не сказал, что и сюда впарили нежный велониппель типа «преста»? Прямо какая-то всеобщая фишка на всех моделях 2014 года, практически у всех брендов!) Итак, легким движением руки, 29-дюймовый найнер превращается…
… В изящный универсал на колесах 28 дюймов. Пакую инструмент и запаску в рамную сумку, наполняю флягу водой, ставлю будильник на 5 утра. «Корабль к бою и походу готов!»
Как говорится, «Бог даст дорогу, Бог пошлёт и попутчика». На перроне станции «Сельмаш» знакомлюсь с ростовским райдером Денисом, который планирует десантироваться в Горной и вернуться по М-4 в Ростов. То есть, наши пути совпадают за исключением стартовой точки. Грузимся в вагон, и три часа проходят незаметно в продуктивном общении на велосипедные и медицинские темы (Денис по специальности – анестезиолог-реаниматолог).
Оказывается, что у нас одинаковые шины Mishelin City, только у Дениса 26-дюймовые. Шинами он вполне доволен, причем не только на трассе, но и на проселочных дорогах. Велосипед у него кастомный, на карбоновой раме, с воздушной вилкой, карбоновым подседелом, и самым жестким седлом Selle Italia, какое я только встречал. Поэтому и весит велосипед Дениса существенно меньше, чем мой.
Он советует мне в перспективе заменить вилку на воздушную, а также укоротить руль (обрезать его можно в любой из мастерских города, где есть специальный инструмент).
Катает Денис и по шоссе, и по грунтам, так что его кастом — тоже универсал. Темп движения у него спортивный, поэтому, конечно, выше моего, и мы договариваемся, что на трассе обязательно встретимся «на обгоне». На вокзале в Шахтах меня встречает солнечное утро и бодрая стайка водителей маршруток на конечной остановке, которые гогочут и матерятся, как учащиеся общеобразовательной школы. Когда я проезжаю мимо, они дружелюбно кричат вслед: «Куда тебя понесло?»
Шахты — третий по размерам город в Ростовской области, после Ростова-на-Дону и Таганрога. Численность населения — 249,1 тысяча человек, площадь территории — 158,3 км². Об этом мне сразу сообщают придорожные постеры. А ещё здесь — один из самых затяжных подъёмов на М-4 от городского вокзала. По дороге мне на заправке встречается пожилой скутерист-инвалид, у которого нет ноги, но он уверенно справляется со своим транспортным средством. Стойкий народ шахтинцы! Недаром здесь такое большое количество спортивных чемпионов, в том числе олимпийских.
Чтобы ехать на подъём было проще, блокирую вилку и переключаю передачу на более «легкие» звёзды. Мерида катит в горку уверенно, и благодаря удачному сочетанию 2х4 вкручивать даже на такой нудный подъем вполне комфортно. В конце Шахтинского тягуна ощущаю, что нормально разогрелся и делаю короткую остановку на административной границе г. Шахты, чтобы снять ветровку и зафиксировать точку старта.
Спустя небольшое расстояние появляется информация:
После короткого раздумья иду на Ростов. ;)
Одним из весомых аргументов в пользу пробега по М-4 на этом участке является наличие шикарной для отечественных дорог асфальтированной обочины. Практически всё время можно двигаться, не подвергаясь прессингу со стороны автомобилей. Причем, на большом протяжении качество дороги «за белой полосой» таково, что удаётся не только успешно преодолевать самые нудные и затяжные тягуны, но и развивать на спусках вполне приличную для МТБ скорость. Мой личный рекорд на Мериде в этой поездке составил 55 с лишним км/час!
Очень быстро дорога втягивает меня в свой ритм, и я начинаю вкушать тот самый «наркотик трассы», ради которого миллионы велосипедистов по всему миру ежедневно отправляются в путь — ближний и дальний. Замечаю, что работаю на самой большой звезде и стараюсь даже на подъёмах не переключаться на среднюю. О самой маленькой, «горной», на 22 зуба я даже не вспоминаю. (Признаюсь по секрету — я о ней не вспоминаю во время всего теста! Или найнер/эйтер у меня такой накатистый, или я уже раскатываюсь к лету?)
Довольно скоро подъезжаю к мемориальному комплексу «Невернувшимся», в народе называемому «Лебедянь». В годы войны здесь шли настолько жестокие бои, что останки многих павших бойцов с обеих сторон до сих пор не обнаружены и не погребены. Это место у водителей считается одним из самых «нелегких» на этом отрезке М-4: здесь часто происходят ДТП, переворачиваются машины, гибнут люди, особенно зимой. Такая вот отрицательная энергетика…
На площадке перед мемориалом встречаю двух «старших братьев», точнее, «брата и сестру» — пару мотобайкеров из Москвы, которые едут в Севастополь на День победы.
Рассказываю им о комплексе, желаю счастливого пути, и мы фотографируем друг друга на память.
А тут и Денис подтягивается! Снимаю и его. Прощаемся, и он уходит вперёд. (забегая вперёд скажу, что он управился со своим маршрутом от Горной до Ростова за 3 часа).
Весной этот участок М-4 хорош. Делаю пит-стоп для маленькой фотосессии перед самым затяжным подъёмом на этом участке.
Меня обгоняет шоссейник, но и ему долго ещё предстоит вкручивать вверх, оставаясь в поле моего зрения. На перегоне перед перевалом у меня была самая низкая скорость за эту поездку —12 км/час, но «горную» звезду я всё равно не включал. Из принципа.
В соответствии с законом космической справедливости за длинным подъёмом следует длинный спуск, и тут уж я постарался выжать из своей трансмиссии всё! Должен сказать, у меня это почти получилось, однако на самой большой передней и самой малой задней звезде у меня всё ещё оставался небольшой «запас упругости». То есть, был резерв для разгона. Но я же не на шоссейнике, в конце концов. И не в Европе. В смысле качества дороги. Это ещё спасибо за такую обочину!
Транспортный поток обгоняет меня. Поскольку, благодаря сигнальному жилету меня хорошо заметно на трассе, я почти не действую на нервы водителям, за исключением нескольких участков, где по обочине ехать невозможно, меня почти не донимают сигналами. На одном из узких перегонов мне весело рявкает в спину какой-то грузовик, груженый щебнем. Гудок у него, как у магистрального электровоза – я от неожиданности аж подпрыгиваю вместе с велосипедом.
В другом месте, на подъёме, два автопоезда с тягачами MAN устраивают весёлые догонялки. Какое-то время две здоровенные фуры идут параллельно, наращивая скорость, и как раз в этот момент они обгоняют нас с Меридой. Вам приходилось ощущать удар двойной воздушной подушки сначала и засасывающий двойной воздушный мешок потом? Тогда вы меня поймёте. Вот тут спасибо моему рулю, всем его 680 миллиметрам, удержался на курсе!
Сделал небольшой питстоп, проехав ровно 40 километров от Шахтинского вокзала. Перекусил, попил чайку. Физически — никаких критических ощущений. Немного натружены ладони (хоть и в перчатках с гелевыми вставками). Грипсы здесь мне, всё-таки, не нравятся — жестковаты. Седло, несмотря на сравнительную жесткость, достаточно комфортно, хоть я и поддел опрометчиво под треники легкие шорты с тонким летним велопамперсом.
Слегка ноют плечи — несмотря на рога, этот руль, всё-таки, не для трассовых пробегов, хват слишком широк.
А вот шинам не нарадуюсь — накат так накат! В целом же ощущения такие, будто я катаюсь на этой Мериде уже не один сезон. Может, это судьба?..
Остаток пути проходит без происшествий. На подходах к Ростову, несмотря на то, что пятая и шестая точка опоры (вы в курсе, что их ТАМ на самом деле две?) после 70 км таки начинают ныть, темп держу бодрый, как корабль, входящий в родные воды. Ничего, весь сезон еще впереди, дораскатаемся! Жаль, что не удается добрать до «сотки» буквально полтора десятка километров, но мне чужого не надо.
Итак:
Пройдено 85 км за 3,5 ходовых часа.
Средняя скорость 23 км/час.
Максимальная скорость 55 км/час.
Общий итог
Всего в ходе теста велосипед прошёл 121 км, завоевал моё сердце и был приобретен в личное пользование. Со всеми полагающимися гарантиями и привилегиями, в том числе — пожизненным техническим обслуживанием и текущим ремонтом, а также получением права на скидку на все товары, покупаемые в магазине «100% СПОРТА». Чего и всем желаю.
Искренне Ваш, Вадим Пустовойтов.
P.S. Мериду свою не отдам никому,
Такая лошадка нужна самому!
-
добавить в избранное
- -9
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (30)
А разве с контактными педалями защита звезд актуальна? За все время использования контактов максимум пачкался смазкой, и то когда стоя на месте. На топталках кончено было все печально, ибо нога в самый неподходящий момент слетала.
Sanek
Мы только оплачиваем его время, так как он профессиональный журналист и не имеет возможности посвящать себя обзорам велосипедов :)
100sporta
Поздравляю с покупкой!
Shek_Spir
conrad
Все, что стоит до 35к (в сезон и без скидок, разумеется!), нужно выбирать исключительно по цвету рамы и удобству посадки.
Evil_Falco
Некоторым это нужно.
100sporta
kubas
im66
twice
justice
У каждого своё счастье.
А как вы выбирали свой первый велосипед ?
100sporta
Torch
AlexanderFrolov
AlexsandrBaryshev
BerlinCalling
Sniff
100sporta
velikain
Aveega
Data_Link
По медиаактивности в сети магазину только плюсы.
AnzorShuhov
KostyaBoldyrev
KostyaBoldyrev
KrasS
Велосипед — это культура. А этот пост — рассадник ереси.
Ему место в личном блоге, в уютном контактике, но никак на велосипедном сайте.
Sniff
берем кантрийник, переобуваем его в слики, ставим огромные рога, сумочки, багажник, фонарики, крылья(в сухую солнечную погоду!), на себя напяливаем огромные шаровары, жилет дорожного рабочего и начинаем мочить по асфальту — ПРОФИТ!
Hooters
Veles66
Шаблон теста обычно такой: Внешний вид, используемые технологии(особенности конструкции), компектация, эргономика, ходовые качества.
Еще отличное дело проводить сравнительные тесты основных конкурентов, так получается более объективно.
Это, кстати, вообще пустая ниша на российском рынке
ilyamaksimov
Сайт тоже жжет напалмом
Дальнейшие перлы не стал выкладывать, но только в описании этого байка их более 5.
Ну а насчет выбора 29" хт как универсала, для начинающих действительно это так, тк не известно куда их дальше занесет — в город и дороги или в лес и горы, а 29" легко переобуть в резину от шоссера или «злую» мтб, да посадку при желании тоже можно компенсировать.
Ну а вывешивать тут подобные обзоры имхо не стоит, аудитория тут не целевая…
Vastak
А так, мне кажется, топик чем-то похож на «покатался на хрюшке» ))))
Rude_Boy