Блог компании Триал-Спорт — Norco Aurum Carbon 2015 года – первый взгляд
Первые тесты прошли в местечке Айдиллуайлд (Idyllwild), Калифорния, расположенном в сердце горного массива Сан Жасинто (San Jacinto). Это место выбрано не случайно. Здесь нет прекрасных пляжей с девушками в бикини, за которые так популярна южная Калифорния, зато есть отличные трейлы с разнообразным рельефом, крутые спуски с множеством камней и скоростные трассы со скользким сыпучим грунтом. Лучшие условия, чтобы прочувствовать даунхильный байк! На суд журналистов была представлена модель Aurum C 7.1. Новый байк сохранил основные преимущества, сделавшие предыдущую модель такой популярной, но получил усовершенствованную геометрию, карбоновый передний треугольник и колеса диаметром 27.5 дюймов.
Может показаться, что Norco немного опоздали на праздник колес 27,5 в даунхиле, но на самом деле начало разработки этого карбонового байка для скоростного спуска было положено еще в 2012 году. Цель была предельно четкой - сделать Aurum легче, быстрее и эффективнее.
Пока другие производители спешили официально представить свои велосипеды для DH с колесами 27,5 дюймов на Кубке Мира и в магазинах, райдеры Norco Джил Кинтнер и Брин Аткинсон без лишней помпы помогали совершенствовать новый Aurum, выступая на нем в течение сезона 2014 года.
И вот, наконец, завеса секретности снята и полностью обновленная линейка Norco Aurum Carbon Killer B представлена публике на презентации в Айдиллуайлд. Если внешность этого байка кажется вам подозрительно знакомой, значит, вы внимательно следили за выступлениями Джил и Брина в 2013 и 2014 годах на этапах Кубка Мира по даунхилу. Но до последнего времени Norco не распространялись об особенностях и конструкции этого байка и сейчас впервые показали Aurum во всех подробностях, включая элементы карбонового монокока в разрезе.
Тест-райдер Pinkbike Мэт Рассел (Matt Russell) в привычном для себя состоянии полета на Aurum Carbon
Cовершенствуя Aurum
Когда старший инженер Norco Оуэн Пэмбертон (Owen Pemberton) начал работать над новым байком, он хотел сделать Aurum легче, быстрее и маневреннее, чем его алюминиевый предшественник, при этом оставив неизменным ощущения от подвески, которые всем так пришлись по душе. В то же время колеса 650b дают больше сцепления в поворотах и при торможении, так что было решено создавать новый байк с колесами 27,5 дюймов, а чтобы существенно снизить вес без ущерба для прочности, материалом переднего треугольника был выбран карбон, а задние перья оставили алюминиевыми.
В результате, вес рамы удалось снизить до 3300 г. (без амортизатора), что почти на пол килограмма легче, чем алюминиевая версия. Стендовые тесты показали, что рама получилась самой прочной из всех, когда-либо созданных Norco. Когда первые прототипы были готовы, настало время длительного тестирования в самых жестких условиях гонок Кубка Мира. Джил Кинтнер и Брин Аткинсон больше года участвовали на карбоновых Aurum в различных соревнованиях, помогая инженерам довести байки до идеала, прежде чем представить его широкой публике. Точно таким же путем несколькими годами ранее прошел и алюминиевый Aurum.
Изогнутый профиль переднего треугольника сделан таким не просто для красоты. Такая форма, прежде всего, помогает избежать острых углов в самых нагруженных соединениях и переходах, что позволяет сделать конструкцию из углеволокна максимально прочной. Рама оснащена защитой нижней трубы и защитой нижнего пера от ударов цепи, но самое необычное – пластиковая накладка, выполняющая сразу три функции: защищает раму от ударов двухкоронной вилки, является крепежом гидролинии заднего тормоза и рубашки переключателя, а так же защищает нижнюю трубу от ударов о борт пикапа при заброске на гору или перевозке байка. Стандарт pressfit BB107 (эквивалент BB 92 для даунхила) был выбран для Aurum, так как он дает максимальную площадь соединения кареточного узла с передним треугольником и обеспечивает наилучшую жесткость. Также применение такого стандарта позволило занизить крепление заднего амортизатора и дало больше пространства для прочного крепления основного шарнира подвески. Вместо того чтобы использовать привычную для даунхильных велосипедов ось крепления заднего колеса длиной 150 мм, как правило сочетающуюся с каретками BB107 или 83 мм, Norco выбрали стандарт 142х12. Такое решение продиктовано в первую очередь тем, что байк спроектирован для использования 7-ми скоростной трансмиссии, а еще более узкие перья оставляют дополнительное пространство для вашей пятки, когда нога перемещается на педали. Даже базовая модель Aurum C7.3 укомплектована кассетой SLX, в которой оставили 7 передач.
Задняя втулка шириной 142 мм помогает оптимизировать чейнлайн для 7-ми скоростной трансмиссии.
Многофункциональный отбойник вилки на Aurum выполняет функцию держателя гидролинии и защищает раму при забросках на гору с помощью автотранспорта. Несмотря на то, что этот байк разрабатывался и испытывался в гонках Кубка Мира, многие детали сделаны для удобства простых райдеров. Например, гидролиния заднего тормоза не убрана внутрь рамы, чтобы можно было легко снять тормоз, не прибегая к его прокачке.
Жесткое катание в байк-парках и по трассам даунхила дает огромные нагрузки и со временем даже самые тщательно обслуживаемы байки требуют замены изношенных элементов. Учитывая это, в подвеске Aurum используется всего два типа подшипников. Для облегчения их замены в раме предусмотрен специальный паз, дающий доступ к наружному кольцу подшипника, что позволяет без труда извлечь его. Петух также был полностью изменен. Теперь он крепится к раме с внутренней стороны дропаута, а не снизу, как это было раньше. Новая конструкция гораздо более прочная, а также значительно снижает риск сломать или погнуть его о камни или корни. В верхнем креплении амортизатора теперь используются закрытые подшипники вместо втулок скольжения. Как утверждают в Norco, они не только служат дольше, но и улучшают чувствительность амортизатора к мелким ударам.
Теперь размер рамы влияет не только на длину и высоту переднего треугольника, но и на размер рулевой трубы. Для удобства выставления высоты руля низким райдерам достанется более короткий стакан, а высоким удлиненный, при этом прочность соединения остается неизменной, так что невысокие, но тяжелые райдеры могут не переживать.
Широкая каретка стандарта BB107увеличивает жесткость рамы в этом узле.
Проводке тросов уделено повышенное внимание. В районе каретки также предусмотрено надежное крепление.
Геометрия и подвеска
Геометрия также претерпела существенные изменения. Несмотря на увеличенный размер колес, угол рулевой трубы стал на 0,5 градуса положе и теперь равен 63 градуса. Каретка расположена на 12 мм ниже осей колес на высоте 343 мм, что на 5 мм ниже, чем на предыдущей модели Aurum. Передний треугольник (расстояние от каретки до оси переднего колеса) удлинили на 10мм, значение reach также увеличилось, на протестированном байке размера L оно составило 432 мм. Нижние перья заднего треугольника имеют длину 425-445 мм в зависимости от размера рамы, это несколько больше, чем раньше, что неудивительно, учитывая увеличившийся диаметр колес. Как считают в Norco смысл увеличения длины перьев при увеличении размера рамы в том, чтобы распределение веса райдера оставалось неизменным на любой ростовке байка. На самом деле это не просто удлинение перьев, меняется положение каретки, которая смещается вперед при увеличении размера рамы.
Еще одно изменение коснулось рулевой трубы. Теперь ее длина также изменяется при изменении ростовки рамы. Такое решение было принято после анализа выставления высоты руля различными райдерами по всему миру.
Вот что рассказывает Оуэн Пембертон: «Мы опросили множество спортсменов и простых райдеров, катающихся на Aurum, чтобы понять, как они настраивают свою посадку. Выяснилось, что все они использовали проставочные кольца под выносом или короной вилки, чтобы получить требуемую высоту руля. На алюминиевом Aurum используется рулевая труба длинной 110 мм для всех размеров рамы, и более высоким райдерам приходилось поднимать руль с помощью проставочных колец на 35-40мм (а некоторым даже больше), чтобы добиться удобной посадки. Вместо установки проставочных колец гораздо эффективнее сделать рулевой стакан выше, так как это снижает нагрузку на подшипники рулевой колонки, а также шток и ноги вилки. Мы рассчитали, что комбинация колес 27,5 дюймов, более длинной вилки и рулевой трубы 120 мм в размере L даст положение reach/stack как раз на том минимальном уровне, который райдеры использовали на старом Aurum.
Задний треугольник выполнен из алюминия 6061 Т6, обновленный петух спрятан внутри дропаута, проводка рубашки – внешняя, так как об этом просило большинство райдеров.
В новом Aurum используется такая же система подвески A.R.T.( Advanced Ride Technology), как и в предыдущей модели. Это не что иное, как взгляд инженеров Norco на всемирно известный Horst Link. Траекторию движения заднего колеса удалось сохранить практически неизменной, но изменилось положение амортизатора, чтобы сделать работу подвески немного менее прогрессивной. Это позволит райдерам эффективнее использовать ход подвески, который, так же как и у алюминиевого Aurum, равен 200 мм.
Непростое решение о начале разработки даунхильного байка с колесами 27,5 дюймов было принято задолго до того как это стало модным в индустрии. И первое, что необходимо было сделать – это заново рассчитать геометрию подвески, чтобы траектория заднего колеса не была нарушена.
При использовании колес 27,5 дюймов ось заднего колеса находится выше каретки, поэтому траектория его движения изначально направлена больше вперед. Как известно, оптимальная траектория – назад и вверх, поэтому инженерам пришлось соответствующим образом рассчитать подвеску, чтобы компенсировать этот негативный эффект. Подседельная труба также смежена вперед, чтобы освободить место для больших колес, сохранив грязевой просвет на достаточном уровне.
Трех компонентное кованое коромысло, соединяющее задний треугольник с амортизатором стало более жестким и легче разбирается для простоты обслуживания.
Настройка подвески для гонок
Кинематика подвески была модернизирована для обеспечения более упругой работы подвески в середине хода. Такое изменение дает более собранное ощущение при агрессивном катании, особенно в гонках. В сочетании с достаточно жесткой заводской настройкой компрессии амортизатора, на трассе заметно ощущается эффективность подвески в любых ситуациях. Байк по-настоящему парил над усеянной камнями тестовой трассой, перепрыгивать препятствия было легко, а все что не удавалось перепрыгнуть, жадно проглатывала подвеска. Особенно сильно новые настройки сказывались в быстрых поворотах и контруклонах, где даже при максимально жесткой атаке этих элементов подвеска не проваливалась, позволяя ускоряться на выходе. Амортизатор Cane Creek на протестированном велосипеде имел точно такие же базовые настройки, какие будут применяться на серийных байках.
Немного освоившись на Aurum, я ускорил низкоскоростной отскок на один клик, чтобы увеличить податливость подвески и увеличил на один клик высокоскоростную компрессию, чтобы легче справляться с жесткими приземлениями. Эти простые настройки были скорее необходимы, чтобы подстроить байк под мой стиль катания, чем чтобы компенсировать недостатки велосипеда. Возросшая жесткость рамы добавила точности управления, что помогает оставаться на выбранной траектории, пока подвеска обрабатывает рельеф.
Все внимание деталям: нижнее крепление амортизатора обеспечивает одновременный доступ к оси и ее гайке с левой стороны, где этому не мешает система. Теперь можно снять задний амортизатор не демонтируя шатуны.
Первые впечатления от катания
В ходе этой презентации мы гоняли на модели Aurum C 7.1, укомплектованном компонентами, достойными использования в гонках Кубка Мира по даунхиллу — Вилка RockShox Boxer World Cup, пружинный амортизатор Cane Creek DB, тормоза SRAM Guide RSC. Также возможна комплектация этого байка карбоновыми колесами ENVE M90, но это сильно поднимет его цену.
Трассы в Айдиллуайлд – это смесь коротких каменных спусков с большим уклоном и скоростных пыльных поворотов, приправленных большими пролетами и роад-гэпами. Мне не понадобилось много времени чтобы привыкнуть к Aurum на больших колесах. Он легко и точно управляется, охотно ныряя в крутые повороты. Не составляло ни какого труда молниеносно менять траекторию движения, перекладывая байк между виражами, в то же время его стабильность на скоростных прямых просто превосходна. Безусловно, этот байк создан для гонок, и хотя при желании его можно сделать очень мягким и вальяжным, основное преимущество Aurum это способность оставаться собранным в самой сложной ситуации и безукоризненно следовать заданной траектории.
При переходе на карбон производители обычно делают основной акцент на уменьшении веса рамы, но в данном случае, на наш взгляд, основное преимущество – это существенно возросшая жесткость рамы. Как бы отчаянно мы не пытались атаковать повороты, ничто не могло сбить Aurum с намеченного курса. Единственное, к чему мы смогли придраться, это странный звук, который издавал задний амортизатор, когда пружина иногда терлась о его корпус. Трансмиссия X01 DH работала быстро и точно, при этом мне ни разу не показалось, что семи передач может быть недостаточно.
Для Джэка Ильса это будет первый сезон в составе команды Norco
Брин Аткинсон поднимает клубы калифорнийской пыли.
У нас было достаточно времени, чтобы оценить все возможности Aurum, а когда в скором времени откроются многочисленные байкпарки, мы с удовольствием устроим более жесткий и продолжительный тест для этого интересного велосипеда. Но уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что карбоновый Aurum 2015 года это достойное продолжение даунхильных традиций Norco. Учитывая, что в этом году к их команде, выступающей на Кубке Мира, присоединились такие сильные спортсмены как Сэм Бленкинсоп (Sam Blenkinsop) и Гарри Хит (Harry Heath), будет очень интересно наблюдать, как покажет себя новый байк на высшем уровне этого спорта.
Байк оказался сбалансированным и легким в управлении на любых типах трасс. Нам не понадобилось много времени, чтобы привыкнуть к нему и начать атаковать каменные сады и контруклоны на полную катушку.
Велосипед Norco Aurum Сarbon будет доступен в магазинах Триал-Спорт весной 2016.
По материалам Pinkbike.com, bikeradar.com, bikemag.com.
-
добавить в избранное
1
- +39
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (45)
NixonElite
а вот к второму посту wibird- мне кажется что цена в 7к баксов для полукарбоновой рамы (когда все остальные от такого сочетания ушли) дороговато.
Вообще выглядит как «недоделали», потому что понятно что они реально могли сделать её целиком карбоновой, но толи поленились, толи запас на следующий манёвр оставили...
Не поймите не правильно- они конечно молодцы что сделали его, но блин, могли бы сразу сделать пластмассовым весь.
diablo
velikain
CIX
Технология то обкатана, я не сомневаюсь что они покупают рамы друг друга и распиливают их на 1000 кусочков)
По этому я вижу в этом только коммерческую составляющую, они через год-два сделают «прорыв» и будут делать всё из пластмассы- и это будешь их фишкой года, ну и + год на переход в 27,5.
diablo
Chute
wibird
7.1 с его не хилой комплектухой стоит 7к баксов, что очень даже здорово
wibird
BEAR
Не в обиду трем брендам, но выглядят как братья-тройняшки.
Mazurick
Bezzeeni
kuzlich
Bezzeeni
Burnmann
Mazurick
хотя кстати сходство трека и норки значительно выше чем с коной
CIX
Chute
_va
Ну а если от этого отвлечься, то рама мне очень нравится. Хорошо было бы, если и алюминиевая стала такой же.
velikain
Burnmann
Петух под синтейс х12 — сейчас он вообще единственный стандартный петух, ставится на кучу рам, особенно немецких брэндов.
Впрочем, там бывают проблемы с поиском срывного болта.
bryakomyaks
Chute
Aveega
Burnmann
Chute
Traktor23
Че-т ни разу не снимал шатуны, что б снять аморт. Ось там из рамы не вынимается, но аморт освобождает полностью...
Black_Thrush
Chute
И офиц презентация: 2015 Aurum
Chute
Только осенью-зимой 2016-2017 появятся скидки
К тому времени мы уже на НЛО летать будем.
Belkov
Пришло то время, когда сами производители байков не поспевают за новыми стандартами.
Belinsky
velikain
Burnmann
Burnmann
Belinsky
ДТ такие выпускает уже много лет, правда, они доступны то ли у одного, то ли у двух мастеров в Штатах. Их главный адепт Mike Curiak, известный на mtbr колёсный мастер и фанат фрирайда на 29ых колёсах.
С его слов, колесо выходит неубиваемое из-за громадного межфланцевого и беззонтовости. Цитата
p/s/ вроде как ещё спеш этим баловался когда-то, но это было чуть ли не в эпоху 9ск. трансмиссии.
bryakomyaks
bryakomyaks
Belinsky
Цена даже в Кадах конечно большая, но там в основном переплата идет за Enve ( в сетапе с Enve) -11500 Кадов за топовый -перетоповый как на картинках выше. Или же за 8350 Кадов — за топ без Енве, что уже гуманнее. Средняя по навеске карбо версия стоит уже 6900 Кадов и тоже весьма недурна. Ну а самая дешманская картоновая стоит вообще 5030 Кадов — что в принципе практически даром.
Да, я Кэп, знаю.
Traktor23
Burnmann
Traktor23
aurum c 7.3 = $4230
santa cruz v10 c = $5699
aurum c 7.2 = $5800
aurum c 7.1 = $7000
santa cruz v10 cc = $8799
wibird
Traktor23
Burnmann
wibird