Блог компании Триал-СпортGT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

…Или те дороги, которые выбирают нас. Так называется очередная порция впечатлений нашего велоисследователя Алексея Кислинского, привезенная им из тура по Кабардино-Балкарии.

Уузыншэм! Здравствуйте. Алуштинский июль – время для катания традиционно очень жаркое и немного скучное. В это время мои местные друзья или разъезжаются отдохнуть от ЮБК, или, наоборот, по уши заняты работой во время курортного сезона, а мысли у большинства потенциальных вело-гостей с материка или направлены в сторону байк-парков Европы, или посвящены участию в различных гонках от локальных до Кубка-Чемпионата, или ещё чему интересному. Так что в этом году я тоже решил провести десять июльских дней вдали от моря и моих верных друзей — гор, окружающих город, вдруг ставший суматошным из-за наводнивших его отдыхающих.

В прошлом году мне довелось покататься с моим товарищем Русланом Тлостановым, с которым я дружен с далеких времен, когда мы оба жили в Москве и частенько вылезали с байками в Битцу. Тогда я показал Руслану главные алуштинские трейл-изюминки, вдвоём мы совершили попытку покорить Загро-эпик и в процессе «закатонов» я получил от Руслана приглашение посетить Нальчик, его родной город, куда несколько лет назад ему пришлось вернуться по семейным обстоятельствам. И конечно же, его любимые маршруты и окологородские рукотворные трейлы, над которыми он неустанно трудится.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Зная приверженность Руслана к «околокантрийным» дисциплинам и его способность вкручивать в гору, описание трансмиссии его байка и базовое описание маршрутов подвигли меня на решение не только взять с собой GT Sensor, но и подвесить на него звезду 22Т в пару к 32NW, а переключать переднюю передачу я решил через тряпочку. Задний набор – 11ск 11-42. Забегая вперед, скажу, что не пожалел об «апгрейде».

Сказано – сделано. Ура! Время ехать. Ближайший к Нальчику аэропорт с прямым рейсом из Симферополя – это Минеральные Воды. «Крымская Волна», где я оказался впервые с момента её запуска, приятно впечатлила своими размерами снаружи и уютом внутри. Танцующие фонтанчики перед главным входом, где приятно посидеть в ожидании вылета и огромное количество стоек регистрации, чтобы не торчать в диких очередях — это контраст-шок на фоне зоны прилета аэропорта Мин.Воды, где я оказался спустя полтора часа с ностальгическим чувством о 2003, когда был здесь проездом ради гонки ДХ в Домбае.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»


Вместе с Русланом и Мохамедханом (почти двухметровым исполином с орлиным взлядом, взявшимся за обеспечение наших трансферов в течение всего тура) меня встретила отчаянная духота и +35°С, намекнувшие о «шиле и мыле». Впрочем, после теплой встречи, кондея в машине, ланча в придорожной кафешке и внезапного единства музыкальных пристрастий «большого М» с моими (о да, Led Zeppelin!) мысли вновь вернулись к позитивным. Руслан снял для меня неплохую «однушку» в центре Нальчика (на проспекте, конечно же, Ленина), где через пару часов после приезда я собрал байк и был готов к «движухе», случиться которой в этот день было не суждено. Мощнейший ливень, упавший на город, превратил мою с Русланом обзорную вечернюю поездку в пешую прогулку по городскому парку и ужином в одном из ресторанчиков, а его второе, уже ночное пришествие, вмешалось в наши планы на следующий день.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»
 

Поздним следующим утром, когда немного подсохло, а бегающие тучи делали дальнейшие ожидания солнца бессмысленными, мы отправились на Кизиловку. Так называется лесистый горный хребет, отделяемый рекой Нальчик от городской черты. Попасть на него можно различными способами (пешком, авто, подъемник), но у велосипедистов есть свой метод: проехав через парк, прокатиться петляющей тропой вдоль речки, перейти её по мосту и асфальтом подняться к Малой Кизиловке.


Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Здесь находится верхняя станция кресельной канатной дороги, ведущей прямо из центра городского парка, оборудована смотровая площадка, открывающая вид на город, облагороженная памятником и расположенным внутри него рестораном.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»


Монумент Сосруко, воздвигнутый в 1968 году, до сих пор считается визитной карточкой Нальчика. Строительство памятника было сложным: оседающий под снегом и подмываемый дождями мягкий грунт грозил обрушением, пока массивная многотонная конструкция не была укреплена на нем с помощью 16-метровых шахт, залитых бетоном.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Сам Сосруко – герой нартского эпоса, «железный мальчик», появившийся из раскаленного камня, закаленный в волчьем молоке и выросший в могучего богатыря. Совершивший немало прославивших его подвигов, одним из которых стали дары, отнятые у богов и отданные людям – огонь, семена злаков и неземной нектар, коим и сейчас можно угоститься в ресторане, задуманным как часть монумента ещё при его строительстве.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Осмотревшись, мы двинули по хребту выше, к горе Нартия (Большая Кизиловка), на 350 метров возвышающейся над городом. В её седловине находятся остатки верхней станции ещё одной канатной дороги, давно заброшенной, а на крутых, почти отвесных склонах хребта среди густых зарослей можно разглядеть останки её опор. Пока мы поднимались, вновь умылись под дождиком, но свежие впечатления и предвкушения от того, с чем ещё предстоит познакомиться, убили мысли о возвращении ещё до того, как они появились.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Здесь начинается домашняя трейловая вотчина Руслана, практически в одиночку сражающегося с буйным подлеском и буреломом. Готовых троп тут пока немного, но, если их закольцевать, веселья на корнях и косых траверсах, особенно пикантных после дождя, может хватить на полдня.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Прокатившись, я по достоинству оценил стойкость моего товарища и поблагодарил его за верность трейлосозидательству, после чего он повел меня на главную Нальчикскую МТБ-достопримечательность – трассу ДХ, где год или два назад проводились городские или республиканские (не знаю точно) соревнования.

Её начало находится у той самой станции заброшенного подъемника. Нырок вниз, налево и далее – скоростной и относительно пологий прокат с трамплинчиками, корневыми секциями на косых траверсах и парой естественных роллеркостеров.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Спускаясь ниже, трасса вплотную подходит к пешеходному маршруту-терренкуру, выложенному ступенями из бетонных плит и заросших мхом ограждений, удерживающими сползающий от влаги грунт. В народе он именуется «Тропа 1000 ступеней» и довольно популярен у любителей активно отдохнуть на свежем воздухе, так что нужно быть внимательным, чтобы не зацепить никого из пешеходов на выкате со съезжалок или в местах слияний и пересечений.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»


Пара упавших деревьев и довольно грустное состояние трамплинов говорит о том, что трасса почти не поддерживается, а жаль. Впрочем, прыгнуть и съехать за несколько визитов сюда мне удалось всё, кроме одного степдауна через «бетонку» с подмытым приземлением «в плошмяк» и альтернативной версии финальной корневой съезжалки.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Не накатавшись, мы отправились освежиться к роднику, что находится в восьми километрах от города в Белореченском ущелье (Акъ Суу – балк.). Этот асфальтовый маршрут можно было бы назвать безыдейным, если бы не потрясающие виды и сама вода, за которой сюда приезжает пол-города. За полчаса, что мы там провели, к роднику подъехал с десяток машин с баклашками и прибежала местная детская боксерская секция. Пацаны проявили интерес к моему «попугаю» GT Sensor Carbon Pro, а я, чтобы не выглядеть в их глазах мажором, скатил импровизированнную корне-каменно-сыпушную съезжалку, за что получил порцию уважухи не только от них, но и от их тренера. ))

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Вернувшись в город, оставшееся время мы посвятили изучению центра, для чего посетили Нальчикский Арбат — так местные жители называют триста метров пешеходной части улицы Кабардинской. Магазинчики с сувенирами, деревья и клумбы, скамейки и кафешки – обычная атрибутика городской пешеходной зоны. Я бы так и проехал мимо кинотеатра, построенного в «сталинском ампире», если бы Руслан не сказал, что от него остался только фасад, отреставрированный лишь ради сохранения «арбатского» колорита.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Утолив на сегодня естественный и информационный голод, завтра мы точно решили ехать в горы. И твердо решили, что вновь начавшийся дождь нас не остановит. Тогда я ещё не знал, что весь юг страны накрыло мощным циклоном, что в отдельных районах КБР объявлена ЧС и следующие несколько дней нам придется импровизировать…

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»


Раннее утро следующего дня выглядело хмурым, но относительно сухим. Загрузившись в машину, мы покинули Нальчик и, миновав Нижний Чегем, прибыли в Хушто-Сырт (Солнечная Поляна — балк., xa-xa, солнечная), где (вдруг?) попали под плотный дождь. Грохот грозы и сверкающие в горах молнии явно намекали, что там нас не ждут. Я, вспомнивший, было, о прошлогоднем «сливе» во время первой попытки поездки в Старый Крым, попытался воспротивиться собственному малодушию, но Руслан напомнил деревья с выжженной молниями сердцевиной, встреченные нами вчера, и предупредил, что горные речки с бродом «по колено» в такую погоду могут стать непреодолимым препятствием: «Нам ехать по диким местам более 60-ти километров. Так что «сливать», если что-то пойдет не так, будет точно некуда».

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

В итоге пришли к компромиссу: отпускаем машину и едем в Чегемское ущелье, у нас есть два-три резервных часа, чтобы посетить водопад в его теснине. Если гроза уйдет, поедем как планировали. А если нет – свалимся в Нальчик асфальтом, осматривая наиболее интересные места и не исключая возможность залезть на какую-нибудь гору ближе к городу.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Через пять минут мы уже катили по поселку, приглядывая под усилившимся дождем что-то вроде временного укрытия, но единственный приют на нашем пути оказался занят. Давно автобуса ждете, пацаны? ))

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Тем временем, словно следуя предупреждению Руслана, дождь выкатил на дорогу мощный сель с камнями размером с голову, перекрывший половину полотна и убедивший меня в правоте моего товарища. Впрочем, план «А» в моей голове всё ещё оставался в силе, и вскоре мы прибыли к новым потокам воды, скользящим по отвесным скалам с 60-метровой высоты.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»
 

Ширина Чегемской теснины (Су-Аузу — «вода из горла») в самом узком месте не превышает 25 метров. И это с учетом того, что половину ущелья занимает грохочущий Каяарты — правый приток реки Чегем. Говорят, что вода, разбиваясь о камни, превращается в взвесь, играет в лучах солнца тысячей радуг, но, к сожалению, висящие над нами плотные тучи не дали возможность увидеть эту красоту. Нам оказалось достаточно и самого величия падающей воды.


Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»
 

Чегемские водопады отмечены как одна из главных достопримечательностей КБР, поэтому тут всегда людно. Припаркованные автомобили, объявления об экскурсиях всех видов, сувенирные лавки и даже вывешенные для продажи традиционные балкарские платки отнимают толику аутентичности ущелья, но абстрагируясь от всего этого, в пейзажах Чегемской теснины можно зависнуть надолго.


Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Но в развернутом здесь бизнесе есть и польза, мы с удовольствием воспользовались предложением одной из здешних кафешек отведать хычины с сыром и зеленью и взбодриться чашкой кофе. А пока трапеза готовилась, я с трудом удержался от соблазна прогуляться по еще одному мини-ущелью из-за камней, падающих сверху вместе с водой: в такую здесь погоду это считается явлением почти нормальным.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

К этому моменту дождь стал утихать, но остервенело «парящие» при полном безветрии горы обещали его скорое возвращение. Сель, увиденный нами на пути к водопаду, оказался не единственным, вода пыталась вытолкнуть с гор перемешанные с грязью камни из каждого закоулка.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Мы решили спуститься в Нальчик асфальтовым 50-километровым маршрутом вдоль всего ущелья. Валили парой и быстро, часто «на краях», под 40км/ч, не забывая временами останавливаться, чтобы запечатлеть окружающую нас красоту. Например, «Дым над Водой», мотив которого я потом мурлыкал про себя весь оставшийся путь к дому, не обращая внимания на вновь начавшийся дождь.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Прогноз погоды на ближайшие дни неочень, так что будем действовать по ситуации, импровизируя и выбирая места, наиболее интересные вкупе с их текущей доступностью. Таких много, так что отсиживаться дома мы точно не будем.

И первую половину следующего дня мы вновь решили посвятить Кизиловке и её трейлам.

Откатав несколько маршрутов и «сдав зачеты» на темах ДХ-шки, не поддавшихся с хода во время их первого посещения, мы прокатили «фрирайдом» вдоль речки и, перекусив на её берегу, вернулись в город альтернативным маршрутом.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Решение Руслана держаться «ближе к дому» было вызвано заготовленным им сюрпризом. Ещё с советских времен Кабардино-Балкария считается «курортной» республикой и обязана этому званию не столько своим достопримечательностям и туристическим маршрутам, сколько минеральным источникам, и сейчас собирающим полные санатории людей, приезжающих со всей страны и желающим с их помощью поправить своё здоровье.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Один из таких, куда я был приглашен Русланом и его товарищем – Владимиром, стал термальный источник, расположенный в селе Аушигер, что в Черекском районе, соседствующим с Нальчиком. Пласт минеральной воды, обнаруженный на глубине около четырех километров, нашедший выход на поверхность во время поиска нефти и бурения здесь скважин в 50-х годах прошлого века. Его уникальный состав воды был исследован в Пятигорском НИИ Физиотерапии и Курортологии и анализ показал не только целебную пользу от принимаемых в этой воде ванн, но и признал её пригодной для питья в качестве лечебно-столовой. Конечно, с некоторыми ограничениями для людей, которым данный моцион противопоказан.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Сейчас источник представляет собой бьющую через вмонтированную трубу воду, разогретую подземной вулканической активностью до 60°С и заполняющую небольшой бассейн с естественным сливом излишков. Средняя температура воды в бассейне – 30-35 градусов и для посещения он открыт круглый год. Проведя в нем два захода по полчаса и повалявшись на лежаке возле бортика, я почувствовал себя обновленным.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

Позже я узнал, что только в Аушигере таких лечебных источников три, а всего в КБР их более десятка и подумал: вот было бы неплохо искупать в нем погоду. Пусть и она поправит своё здоровье. ))
Были ли мои мысли услышаны – не знаю, но следующим днем дожди прекратились и в Нальчик пришло солнце.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Дороги, которые мы выбираем… Часть первая, «дождливая»

А вот как мы сумели воспользоваться этой благодатью – я расскажу во второй, более насыщенной горами, части истории моего путешествия по КБР.
?


Комментарии (9)

+3
Читал в ФБ части этого эпика, история как всегда — отличная. Но ребят… фотки из ВК вставлять на форум, куда люди в рабочее время залезают — кощунство! 4/5 фотографий просто не отображаются.
avatar

dirtyshiza

0
Не гунди и работай! У кого-то только заглавная фотка видна. Дома или со мартфона посмотришь :)
avatar

vvllive

+1
Поддержу про фото, захожу на 26 только на работе, чтоб мозги переключить, вместо перекуров. Хочется насладится полноценным постом. Дома вообще не смотрю 26.
avatar

damenoid

0
какой красивый фонтан :/
avatar

satruarc

0
Интересно! Жду второй части!
avatar

Logoffski

0
До Нартии с Русланом не катались? Он вроде пробивал и расчищал старую пешую тропу туда
avatar

AnzorShuhov

0
Были там. Даже пара фото спусков оттуда. Русу надо памятник на родине при жизни ставить за энтузиазм.

Но «один в поле не воин» не очень работает, когда растительность так и прёт....
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+1
Как всегда захватывающе. С нетерпением жду продолжения. Интересно, скоро ли в этих отчетах замелькают новые Sensor/Force?
avatar

vendaval

+1
Присоединяюсь к вопросу выше!
И ещё интересно, приедет ли в ТриалСпорт следующей весной новое поколение этих подвесов? (готов в сентябре предзаказать Sensor Carbon Expert, если будет небольшой дисконт от ррц)
avatar

lim

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.