Блог компании Триал-СпортGT-Винтаж: Супербайк Project 96

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

Это история о создании и короткой, как полотно велотрека, жизни одного звездно-полосатого байка, чья миссия по спасению Америки в битве с пришельцами была не менее грандиозна, чем марвеловский блокбастер.

По мнению Брюса Лин (Bruce Lin — автор оригинального текста) скорость, развиваемая на велосипеде, определяется тремя фундаментальными составляющими: мощность, прикладываемая для вращения заднего колеса байка, вес байка и аэродинамика вашего с ним симбиоза. Измерение первых двух может быть подвластно любому спортсмену, анализирующему собственные тренировки и содержащему байк на жесткой диете. Третья ипостась сродни темному искусству: вы можете облачиться в соответствующую экипировку и «на глазок» оценить полученное преимущество, но без команды инженеров и аэродинамической трубы точно измерить полученный эффект не представляется возможным.

Больше чем ощущение

Это были «лихие» 90-е и расцвет эпохи аэро в вело. Проектировщики строили футуристические конструкции, адаптированные под конкретных гонщиков, демонстрирующие невиданную доселе скорость и несущие их к новым победам-рекордам. Бал тогда правили европейцы и их велосипеды: знаменитые англичане Lotus 108 и Крис Боардмен (Chris Boardman), Old Faithful, сделанный шотландцем Грэмом Обри (Graeme Obree) практически на заднем дворе собственного дома, и итальянка Pinarello Espada, ведомая горячим испанцем Мигелем Индурайном (Miguel Indurain). Американцы же топтались на задворках и не видели олимпийских медалей с 1984 года, так что маячившая на горизонте Олимпиада в Атланте вдохновила местную федерацию велоспорта создать собственное оружие для защиты родины и поручить GT Bicycles встать во главе его производства.

Восставший из BMX

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

План по вступлению в международную гонку вело-вооружений был назван «Project 96» и заниматься им, естественно, должна была американская компания. В то время GT были знамениты в большей степени своими мелколесными байками. Каждый хромированный представитель GT с колесами 20 дюймов немедленно становился предметом зависти пацанов на районе, но в большом мире шоссейного велоспорта и, тем более, на треке компания имела репутацию примерно никакую.

Однако в рядах соучредителей GT был Ричард Лонг (Richard Long, именно он «сделал» компанию, вытащив её из гаража Гари Тернера – прим.пер.). Он был человеком амбициозным, умеющим смотреть далеко и главное — одержимым гонками не меньше, чем собственным брендом. Ричард смекнул, что оказанное ему доверие есть не только благоприятная возможность демонстрации GT всему миру, но и утверждение потенциально самого быстрого байка, который наконец-то утрет нос европейцам. В итоге мистер Лонг подписал соглашение с USA Cycling и приступил к созданию велосипеда для американской национальной сборной.

Первая, предварительная стадия началась с производства стального фреймсета в виде обычного «double diamond» как метода определения уникальной геометрии и посадки для каждого спортсмена, отобравшегося на грядущую Олимпиаду. Следующий этап – построение алюминиевого каркаса, обтянутого фольгой и его продувка в аэродинамической трубе, предоставленной General Motors. И только после того, как работа со временными приготовлениями, комплексно именуемыми Superbike 1 была закончена, GT перешли к производству окончательного варианта, построенного в карбоне.

Цена мечты

В помощь инженерам GT была привлечена группа из специалистов по работе с композитными материалами и экспертов аэродинамики. Без помощи современных технологий, процесс проектирования был довольно трудным и занимал много времени. Каждая деталь будущего байка, как и весь набор инструментов для её производства делались на заказ. Прежде чем материализоваться в финальный результат, рисунки сначала превращались в модели из пенополистирола для продолжающихся тестирований в аэродинамической трубе.

 

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96
 

Каждая созданная таким образом рама и кокпит были уникальны и сделаны под конкретного гонщика. Кроме незначительного движения седла вперед-назад, велосипед не имел никаких настроек посадки. Любое внесение изменений было очень трудоёмким и дорогим процессом. В итоге GT построили несколько байков в окончательной версии — Superbike 2 и стоимость каждого монококового звездно-полосатого великолепия составляла около $45.000


За год до Олимпиады американская сборная начала тайные тренировки на треке в Colorado Springs. Продолжились и продувки в трубе, теперь уже вместе с гонщиком. Вероятно, это был один из первых опытов настройки спортсмену наиболее аэродинамичной посадки. Мариано Фредик (Mariano Friedick – член сборной США, специалист в гонках преследования) говорил: «Быть частью того проекта – очень круто и весело. Не уверен, что сам Лэнс (Армстронг – прим.пер.) проходил такое тестирование».

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

В то же время, данные, полученные в трубе и собранные главой инженерного отдела GT Форрестом Йелвертоном (Forrest Yelverton), позволили ему сказать, что Супербайк будет быстрее любого конкурента и готов завоевать весь мир.

Вспомнить всё

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

«Я был потрясен, насколько узким оказался велосипед и насколько близко друг другу были мои колени» — вспоминает Мариано. Действительно, при взгляде на байк спереди, он кажется исчезающим из-за маленького поперечного силуэта, подставляемого встречному воздушному потоку. Например, внешний диаметр рулевой трубы всего 25.5 мм, что вдвое меньше чем у современного байка. Чтобы этого добиться, GT сделали очень тонкий шток вилки и использовали фторопластовые втулки, а не подшипники, одновременно удаляя с передней части байка лишние граммы. Фронтальная «зауженность» коснулась как втулок, помещенных в дропауты шириной 60мм (сравните со 100/120мм перед/зад у «обычных» велосипедов для трека), так и шатунов с Q-фактором всего 100мм.

В стремлении обеспечить байку максимальную жесткость GT выбрали для его рамы U-образную форму (в отличие от Z-образной у наиболее известного в то время Lotus 108). Отсутствие верхней трубы и перьев означало меньше деталей, цепляющихся за воздух, в то время как нижняя труба, выполняя традиционную роль позвоночника велосипеда, непрерывным куском карбона переходила через узел каретки в нижние перья. Мариано отметил, что, несмотря на узость в позиции «анфас», в плане жесткости велосипед был лучшим из тех, что ему довелось попробовать. Широкие в боковом профиле, труба и нижние перья полностью соответствовали чрезвычайно узкому фронтальному профилю байка.

Французская компания Mavic, также привлеченная к «Проекту 96», специально для него сделала карбоновые шатуны и колеса. Интересна форма подседельной трубы, как бы «обнимающей» заднее колесо и работающей как гигантский обтекатель. Одна из деталей, также достойных внимания – 24-дюймовое переднее колесо, размер которого позволяет гонщику ехать в драфте максимально близко, что дает небольшое преимущество в командных гонках.

Обратная сторона

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

Незадолго до Игр Project 96 был показан общественности и даже поучаствовал в рекламе в качестве частичной компенсации огромных средств, вовлеченных в его производство. К сожалению, тогда же произошел первый случай, от которого проект начал движение к закату, показавший, что американскую «сказку» не всегда ожидает счастливый конец. Буквально за несколько дней до открытия Олимпиады погиб Ричард Лонг, один из авторов и главный двигатель проекта, разбившись на мотоцикле, когда ехал поддержать команду GT, участвующую в соревнованиях по маунтинбайку.

Уже во время соревнований в квалификации индивидуальной гонки преследования, Супербайк приносит Ребекке Твигг (Rebecca Twigg) четвертое место, после чего она жалуется на некоторое неудобство в посадке, меняет байк и проигрывает в первом круге гоночного единоборства… В итоге американская национальная сборная получила лишь три медали (два серебра и одна бронза) вместо ожидаемых девяти, на что некоторые представители прессы немедленно отреагировали, дав байку незавидное прозвище «SuperBust».

Швейцарский бросок

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

 

Внешний вид Project 96 стал предметом внимания президента UCI Хайна Вербруггена (Hein Verbruggen), с неприятием описавшего его больше похожим на самолет, чем на велосипед. Год дебюта Супербайка по иронии судьбы стал и годом появления «Луганского параграфа» — Lugano Charter, ограничивающим параметры дизайна рам велосипедов и поставившим после Олимпиады Project 96 вне закона. Новые правила, в частности, гласили о соотношении 3:1, оставляющими за бортом широкие и плоские формы Project 96 и всех, ему подобных. Колеса разного размера более не допускались, а фантазии, выходящие за рамки традиционного «двойного бриллианта» были запрещены. Это означало конец развитию технологий, взорвавших велотрек в начале 90-х и, несмотря на потенциал, Супербайк от GT так и не смог (или не успел) прийти к успеху, ради которого и был рожден.


Тем не менее, опыт Project 96 не прошел бесследно. Вместе с гонщиками GT создали один из самых быстрых велосипедов планеты, и некоторые технологии его производства до сих пор используются в велоиндустрии. Эксперименты в дизайне и инновациях, рожденные инженерами в начале 90-х, продолжаются и находят своё применение в неофициальных соревнованиях концепт-байков.

Блог компании Триал-Спорт: GT-Винтаж: Супербайк Project 96

Американские гонщики национальной сборной розлива 1996 все еще вспоминают Супербайк с нежностью. Так, Кристиан Ванде Вельде (Christian Vande Velde), описал сделанный для него велосипед как часть себя самого и добавил: «Это был один из моих любимых байков, на которых мне когда-либо приходилось ездить». Ему вторит и Мариано Фредик: «Помимо того, что велосипед был чертовки быстр, сделанный специально для меня, он был чертовски удобен. Гоняясь в команде или индивидуально, с ним я чувствовал себя как на планете Дзен. Это было невероятное чувство. Сейчас я могу только представить, к чему пришел бы GT, будь у их байка больше времени и удачи. И даже без золота Олимпиады я не откажусь от мнения, что это был один из самых быстрых велосипедов, когда-либо произведенных на планете. И мне не нужна аэродинамическая труба, чтобы это понять».

По материалам roadbikeaction.com.
?


Комментарии (30)

+10
Так, для справки, весит эта штука 8.45кг без педалей, что даёт понять, на сколько продвинулись технологии с тех пор.
avatar

Endurokotik

0
а сколько сейчас весят? например трекмашин

avatar

ilyamaksimov

0
теперь гораздо меньше

Total weight without bottle or computer head is 8.30kg (18.30lb). 
 cyclingtips.com/2016/05/rohan-dennis-bmc-timemachine-tm01-pro-bike/
зы: этот ещё полегче, так как  стоит трёхспицевое колесо вместо диска
ззы: в прошлом году, вроде, Саган использовал на шоссейной гонке велосипед весом 8.3 кг — при UCI лимите 6.8. 
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

+10
8,45 и 8,3 не то, чтоб большая разница
avatar

ilyamaksimov

+19


avatar

mitcos

-1
Насчет трека не знаю, но в шоссейных гонках велосипеды весят по 6.8кг — ни больше, ни меньше. Таков лимит UCI, на более легких не разрешается участвовать, а так бы они делали легче.
avatar

SergeiMinaev

0
про шоссе знаю
avatar

ilyamaksimov

+11
Петю Сагана знаешь? вот, например, его боевой велосипед на 7.46 — ни больше ни меньше

www.welovecycling.com/wide/2018/08/02/up-close-and-personal-peter-sagans-specialized-bicycle/
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

0
Хм, интересно
avatar

SergeiMinaev

+8


видео про  байки профиков и миф «6.8кг, ни больше ни меньше, борятся за каждый грамм»

Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

+11
Тут несколько лет назад «внезапно» оказалось, что широкие покрышки в шоссе это круто и едут они намного лучше по реальному асфальту, а не в аэротрубе. Ещё «тяжелая» электрическая трансмиссия оказывается во многих случаях приятнее в работе для гонщиков и не парит при этом лишними граммами. Ну и наконец страшно сказать, но на множестве гоночных велово с Тура стоят алюминиевые рули и выносы, почему можешь догадатьс сам.
avatar

SergeiPikulin

0
Согласен, но чем алю руль может быть лучше карбонового?) Там все-таки не тот уровень, чтобы запариваться из-за цены
avatar

SergeiMinaev

0
Зачастую это геометрия, которой нет у карбоновых моделей того же бренда-спонсора.
avatar

SergeiPikulin

-5
раскрыть комментарий
avatar

RomanAkentev

+11
Конечно много, но если бы все так неистово дрочили на вес, как веломания, то у них и мысли бы не было бы поставить «тяжелы» и «немодный» алюминиевый руль, а практика показывает, что велики зачастую тяжелее лимита и ощутимо тяжелее того, что собирают себе обеспеченные любители.
avatar

SergeiPikulin

+10
Карбоновые рули, обода и прочее не только ради веса используют
avatar

SergeiMinaev

+34
"Колеса разного размера более не допускались" 
эээх, а были ведь времена 





avatar

mitcos

+28
костюм гонщика был такой?

avatar

ilyamaksimov

+19

Скорее такой 

avatar

50u15pec7a70r

0
розовая футболка?
avatar

ilyamaksimov

+4


avatar

50u15pec7a70r

+24
С дивана видно, что на пампе на таком делать нечего((



Последний раз редактировалось
avatar

Marakyja

0
Очень специфическая реализация — не Y рама, плюс высокий рулевой стакан и весьма странный в плане реализации руль + лежак. Кстати а почему спереди не колпак, ведь для велодрома парусность рояля не играет.

Вообще охота фотку с накаченными трубками, а то зазоры просто огроменными выглядят, что тоже не правильно.
avatar

Takvas

0
по гео: вроде в трубе дули, видели небось… спереди не колпак для устойчивости в поворотах или при маневре. скорости там такие, что mtb курит… опять же — труба. а про фотку: что есть. байк был вытащен из музея в Роки Маунтайн, бабушки-смотрительницы не доглядели… ))
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+14
Да их продувать, как показывает практика, не то, чтобы бесполезно, но в общем это супер эффекта просто так не дает. Пять лет назад все аэродинамичные шоссейники были суперзализанными, с плавными обводами, и это считалось самым эффективным решением. Потом кто-то сделал угловатую раму, и оказалось, что такой вариант, как ни странно, аэродинамичнее, теперь они у всех угловатые. При этом что предыдущее поколение серьезные производители продували и тестировали, что новое. Идеи нужны, без них что продувай, что не продувай, толку не особо много, в Формуле-1 лучшие специалисты по аэродинамике в мире, данных для анализа в сотни раз больше, и то они периодически лажают, что уж про велоиндустрию говорить. Визуально, кстати, Project 96 требованию 3:1 удовлетворяет, или почти удовлетворяет, то есть это-то как раз можно было бы поправить. Вот со всем остальным проблемы, начиная с маленького колеса спереди и общей конструкции рамы.
avatar

kubas

+5
история показалась мне интересной как раз тем, что американцы уперлись в аэродинамику, поверили в неё как в святой грааль и устроили шоу, подобное сцене в Рокки с песней Джеймса Брауна и закончившееся быстрым нокаутом Крида от Ивана. я даже попытался намекнуть о странности обращения именно в GT, а не в Трек, Спеш или Кэнон, имевших куда более сильные позиции и разработки в байках для трека. И ужно точно не утверждаю, что как получившийся продукт, так и все серийные, являются самыми быстрыми, самыми легкими и самыми лучшими на планете по праву рождения с двумя буквами на борту. Просто это ещё один «мемуарный» эпизод компании, с которым решил поделиться. да, полузабытый, спорный с точки зрения результата и давший пищу для последующего ужесточения правил ЮСиАй и, думаю, обративший на себя внимание индустрии триатлона. просто «ещё один кирпич в стене». а про 3:1 — просто посмотри последнюю фотку.
avatar

Polkovnik

+8
Формула 1 ужасно зарегламентирована с точки зрения аэродинамики, если бы не это, то се2час мы бы видели гомерические вундервафли, а не похожие унылые пылесосы.
У Ньюи книжку перевеои на русский «как сделать автомобиль» советую почитать
avatar

Iscander

+2
да они и пытались в 70, 80-е. Одни пылесосы чего стоят
avatar

ilyamaksimov

0
Ирония в том, что реальные, фактические пылесосы типа Brabham BT46, очень быстренько были запрещены.
avatar

SilentSquidward

-2
Назвать машины эпохи 80 или 90 пылесосами- не понимать суть шутки
avatar

Iscander

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.