Tyre DoctorЧемпионат России по олимпийскому кросс-кантри. Главный старт сезона глазами уральского «андера».


Июль для наших «подопечных» выдался весьма насыщенным на старты. Иван Селедков поднялся на вторую ступень пъедестала Элитного Чемпионата России, команда Merida-Russia успешно преодолела легеендарный TransAlp с лучшим результатом для Россиян в истории всей гонки.
Но мы не забываем и о подростающем поколении. Предлагаем Вам отчет о главном «официальном» старте сезона от Алексея Жилякова.

  
Почти для всех гонщиков, имеющих лицензию, и выступающих, в основном, на официальных стартах, а также тренеров и представителей их команд, Чемпионат России по хсо считается главным стартом сезона. Это связано с тем, что за попадание в топ 6 можно попасть в списки сборной страны на следующий год, а за попадание в тройку можно целый год получать зарплату по ставке спортсмена-инструктора.
  Для «андеров» (гонщики возрастом 19-22 года) чемпионат это единственная официальная гонка в России, где они могут побороться за реальные места в своей возрастной категории. В остальных гонках (этапы Кубка России по хсо, чемпионат по элеминатору, апхиллу) нас объединяют в один зачёт с мужиками. 
В этом году чемпионат уникален тем что проходил не в Удмуртии и не в Чувашии(как это было в последние годы), а в Санкт-Петербурге, пос.Юкки.
 
 Из-за того что долго не было известно где именно «в Питере» будет чемпионат тренеры нашей команды не могли определиться куда ехать на сбор перед чемпионатом, в итоге не поехали никуда (обычно мы за 2-3недели до старта едем на сбор). Меня это ничуть не расстроило. Находясь дома на каникулах проще соблюдать режим, чем на сборах с детско-юношеской командой. Никто не мешает работать по индивидуальному плану.
 
Из Каменска выехал утром 14 июля(за 6 дней до старта), добрался до Екатеринбурга, «по пути» проехал 2 Этап кубка СпортЭк.  Всю гонку рубились с Антоном Степновым (участником юниорских и андерских чемпионатов Европы и Мира, который недавно пришёл из армии, но с каждым стартом быстро набирает хода). 
На последнем круге мне чуть-чуть не хватило рывка в гору, и закатился 2м. Нога идёт хорошо, если учесть что гонка была в конце нагрузочной недели.

Следующие 6 дней должны быть лёгкими, появится свежесть, и вообще полечу. В общем, мысли позитивные. Вечером на вокзале встречаемся с командой и грузимся в паровоз.
 
День консервации на верхней полке и мы на месте. Живём в Токсово, как и большинство участников. До старта 20км. 16 и 17июля оказываются не такими лёгкими, как планировалось. До трассы гоняем своим ходом, прикатываем, и обратно опять своим ходом. Получалось около 3-4часов. В техничку все не влезаем, а делать вторую ходку и жечь бензин начальство команды не хочет, мотивирует нас тем, что они в своё время они гоняли 50км до старта, 150км гонку, и 100 до дому. Так что, мы жгём гоночную резину по асфальту и свой «лишний» гликоген.
Трасса техничная: много узких извилистых синглтреков и крутых торчков, некоторые из них даже по сухому не всегда выезжаются. Набор высоты относительно небольшой (около 120м на 5км). Широкие места для обгонов тоже есть. Серьёзных прямых тягунов как на Уктусе в Екатеринбурге, в Псебае, или Крылатском нет. Трасса петляет в густом лесу, много рулёжки, очень сложно за 3 дня запомнить все повороты. Главное запомнить те, после которых крутой торчок, чтоб вовремя переключиться.  Здесь большое значение на результат оказывает прикатанность трассы.   
 
Грунт песчаный, мягкий. По мере прикатки  трассы всеми участниками покрытие немного меняется, на крутых подъёмах раскапываются всё новые и новые корни, которые делают заезд в торчок сложнее. Появляются глубокие колеи на спусках.
  
Самым интересным местом на трассе можно назвать «тройной» спуск. Многие наши парни, которые съезжают «интересное место» в Слюдоруднике и прыгают дёрты «на Мемориале», пару раз убравшись через голову, твёрдо решили тут бежать бегом. «Тройной» это крутой спуск, на котором есть 3 нырка, после каждого нырка поворот. Самый адский нырок-второй. Там вообще как с обрыва падаешь, а потом надо в поворот вписаться. Первый раз было страшновато, поэтому съехал ещё 10 раз, чтоб лучше прочувстовать свободное падение с обрыва и не пережимать передний тормоз. 
Был ещё один интересный спуск: 
 
На фото выглядит страшновато, но едется нормально.
 
18 июля (после двух нелёгких дней прикатки) едем гонку с выбыванием(тоже Чемпионат России). Все кому исполнилось 16лет едут в одной категории М-элита (это так по правилам международным). Для меня гонка не очень важная, вылетаю после квалификации. Потом едем кружок по трассе ХСО, чтоб повторить всё что запомнил. Оказывается, запомнил неплохо. Особенно спуски. Пока катались по кругу, пропустили  мужской финал. 
 
19 июля: завтра кросс-кантри!!! Часок откатываемся по берегу озера Хеппоярви и фоткаемся  на красивой сосне. 
 
Вечером последняя подготовка, тщательная чистка и проверка байка. 



20 июля. С утра немного накрапывает дождик и холодно(+13градусов). Дождь несильный. Думаю, что он сильно не размочит песок и оставляю покрышки maxxis monorail. Всёравно менять уже некогда. На старт едем в техничке. Первыми в 10часов утра стартуют юниоры. У нас старт в 12ч.
До старта юниоров немного прокатился по кругу. Maxxis monorail нормально держат по мокрому песку. Получаю чипы. 
 
Их в этот раз целых 3. По одному на каждую ногу и один на вилку. Вообще, надо отметить, система хронометража работала чётко. На старте висели часы, показывающие точное время или время до старта. Старт всегда давался вовремя, как написано по регламенту. 
За час до старта сажусь на станок 
 
Юниоры едут весело. Каждый круг новый лидер. Предыдущий лидер либо рвёт цепь, либо падает, или вообще ломает кроссмаксы. 


 
 
За 10минут до старта начинается построение.
 
По какому принципу вызывают на старт непонятно. 
 
Раньше всегда вызывали по рейтингу (количеству очков фвср и uci, которые зарабатываются на этапах кубка России и международных гонках). Меня ставят в последний ряд. У многих впередистоящих очков меньше чем у меня.
 
Обратный отчёт. 5минут, 2 минуты, 1 минута, Старт!!!! 
 
 Уходим на разгонный круг по стадиону. В повороте пытаюсь объехать группу слева, чтоб выбраться из задних рядов, но оказываюсь на ненакатанной траектории, вязну в песке и снова оказываюсь в конце кучи. 
 
На равнинной прямой  разгонного круга переложиться вперёд тоже не получается, все несутся как ошпаренные, а вот в подъём после стадиона обгоняю сразу человек 5-6. Подъём узкий, иногда приходится поработь локтями. Впереди в 5 секундах большая группа, в которой едут чемпион России по юниорам 2012 Алексей Ломилов (Олимпийские Надежды), Действующий чемпион России по велокроссу Андрей Федотов (Тюмень), Антон Степанов и Королёв Антон(представитель единственной в России мтб команды зарегистрированной UCI Forward-Udmurtia).
 
На длинной прямой в лесу перекладываюсь к ним.
 
Вместе догоняем Руслана Музафарова(Forward-Udmurtia), обгоняем Жирнова Дмитрия (Самара ШВСМ, призёр Чемпионата по многодневной гонке среди юниоров) и Антона Мохова (Москва УОР 2). Я не успел обогнать Мохова на широком месте, упёрся на синлтреке, немного отпустил группу.  
 
На «тройном», снова догоняю часть группы. Мохов и Королёв преодолевают спуск бегом, мне тоже приходится пробежаться (чтоб не проехать по ним). После «тройного» наконец-то обгоняю Мохова, Королёв улетает с трассы, я еду догонять тех, кого отпустил. Первый круг заканчиваю 11м, почти догоняю Музафарова. на длинных прямиках иногда вижу Федотова, Степанова и прошлогоднего призёра чемпионата по хсо среди андеров Егора Кропачева. На втором круге пытаюсь переложиться к Музафарову. Обгоняю Кропачева. Меня догоняет Антон Королёв, который, видимо, после падения неплохо себя чувствует.
 
Догоняет и обгоняет, пытаюсь сесть за ним. Долго просидеть не получается, но Музафарова догоняю и сажусь на колесо. Дёргаю на вершине длинного подъёма и начинаю уезжать.  
 
Еду 9м, но сам этого не знаю. Наши юниоры кричат противоречивую информацию: 6-й, 9-й, 8-й. На эту информацию внимания не обращаю. Отрабатываю подъёмы и равнину по максимуму, стараюсь со спуска меньше трогать тормоза. Работаю как в разделке, потому что прямые короткие, и если отстаёшь больше чем на 15-20 секунд, то впередиидущего уже не увидишь. В голове одна мысль: жосче!!! жосче!!! они где-то рядом!!! 
 
Юниоры, проехавшие перед нами, сильно раскатали подъёмы. Точнее выкатали до земли и глины. Дождь намочил нормально, у меня монорейл по такому не держит. В 4-х местах приходится бегать в крутые подъёмы. На 3-м и 4-м круге на вершине самого длинного подъёма почти догоняю Антона Степанова, но потом идёт ещё один крутой подъём, где Антоха на РокетРоне без проблем выезжает, а я бегу и теряю секунды. Оказывается, таких подъемов, где я бежал, а другие ехали было несколько. На последнем (5-м) круге трассу ещё сильней развезло, я бегаю ещё больше. В конце круга уже слышу крики удмуртских тренеров-это значит, что догоняет Музафаров. У него резина более злая и держит лучше  
 
(на фото колесо Алексея Ломилова. У Музафарова были такие-же трубки и обод, только под 26)
Из последних сил отрабатываю по максимуму последние полкруга, пульс больше 185. Привожу Музафарову 12секунд. Финиширую  9м.  Время: где то 1ч26мин. Расстояние по гармину 20км. (хотя в протоколах написано 25)  После финиша мысли позитивные. Рад, что заехал в 10ке сильнейших, что на последнем круге меня не обогнали, доволен, что хорошо отработал всю гонку. Средний пульс 180, обычно в такую холодную погоду больше 175 не бывает.   После гонки едем обратно своим ходом (откатка). Едем потихоньку, но сил крутить уже нет. Далеко не на каждом кросс-кантри, (даже важных официальных стартах) получается так качественно выложиться.
А выиграл у нас Руслан Боредский(СПБ Олимпийские Надежды). Неоднократный участник чемпионатов Мира, Европы и этапов Кубка Мира. 
 
Я проиграл ему около 7мин. Многовато, если учесть что в Псебае в Апхилле на 5,5км я его обгонял на финише.
 
Вторым был Александр Стафилов(Новосибирск). Участник и призёр прошлогоднего Blagikh Racing Cup. 
 
 
Третьим: Алексей Ломилов (СПБ Олимпийские Надежды). Неоднократный участник чемпионатов Мира, Европы и этапов Кубка Мира. 

До заветного 6-го места мне не хватило 2минуты. Его занял Королёв Антон(Forward-Udmurtia). 
Он, судя по виду после финиша, тоже хорошо отработал.
 
В целом своим результатом и работой в гонке доволен. Это лучшее что я мог показать на сегодняшний день. Недоволен последней неделей. Объёмы в начале недели не способствовали свежести и хорошим ходам в день гонки. Но другого выбора небыло. Чтобы проехать хотя-бы круг по трассе, надо проехать 40км по шоссе, по независящим от меня причинам. Всего за 3дня, что мы ездили по трассе, круг полностью я проехал 4 или 5 раз. Этого хватило лишь, чтоб примерно запомнить повороты и прикатать пару техничных мест.
При более грамотной последней неделе (на техничке до трассы) думаю, за 6-ку побороться можно было. За 2 недели до чемпионата на этапе Кубка России в Перми на похожей трассе я обгонял Королёва. Да и с другими соперниками, заехавшими впереди меня, обычно рубимся на равных. Но это был не единственный важный старт сезона: впереди ещё Чемпионат России по ХСМ в Токсово, ЧР в эстафете 4человека в Адлере и велокросс,  сезон в самом разгаре, и париться за прошлые ошибки времени нет. Надо готовиться к следующим гонкам.
 
Порадовал высокий уровень организации гонки. Регламент соблюдался чётко «от и до». Трасса за 3 дня до старта была полностью размечена и её конфигурация ниразу за это время не менялась. Стартовая поляна была оформлена, наверно, по международным стандартам: куча заборчиков с баннерами вдоль всей стартовой и финишной прямой, надувная арка.  В протоколах есть время по кругам. Ещё 2 года назад в Ижевске этого всего небыло, а в прошлом году в Чебоксарах могли круг изменить прямо в день гонки. Порадовало большое количество фотографов и их качественные снимки, которые несложно найти в интернете.
 
На следующий день погуляли по трассе, посмотрели на Элиту М и Ж. Впервые вживую увидел колёса на 27,5 (на байке Ирины Калентьевой). Всё чаще видно байки с трансмиссией Sram XX1. Мужики валят… А их лидер Максим Гоголев вообще летает. Уехал от всех на первом круге и больше его спину никто не видел. 

Байк для главной гонки сезона: 

Рама: Merida O-Nine Team
Вилка: Rock Shox Sid World Cup с гидравлической блокировкой.
Навеска: трансмиссия от SRAM уровня x9/x7, очень доволен её чёткими переключениями, по сравнению с shimano SLX. Тормоза formula rx остановят везде, где захочешь, даже с «тройного» спуска.
Колёса покупал в сборе на втулках Hope pro 3 и ободах ZTR Crest.
Покрышки: maxxis monorail 2.1. Установлены бескамерно. В каждой плещется 100мл герметика tyre-doctor, который не даёт колесу спускать в случае прокола. С покрышками немного ошибся. Надо было что-нибудь грязевое поставить (у меня с собой была WTB Moto), но когда дождь усилился,  и стало понятно, что в лесу он всё размочит, до старта оставалось совсем немного времени, и нужно было разминаться, а не резину менять.
Руль: Answer protaper xc carbon 660mm.

Флет с загибом назад 3 градуса. Раньше ездил на райзерах и думал что лучше ничего не бывает, оказывается бывает)) По сравнению с райзером он находится ниже, поэтому на подъеме, намного легче вставать с седла. 
 
Фото с гонки можно найти тут: fvsr.ru/foto/category/3-mtb.html
photo.qip.ru/users/pavel-shchukin/200683885/
photo.qip.ru/users/pavel-shchukin/200683881/
photo.qip.ru/users/pavel-shchukin/200683888/
и в группе Вконтакте vk.com/id25640259#/4rkrosskountry
Протоколы: fvsr.ru/mtb/mtb-results.html
Логи гонки: app.strava.com/activities/69400379

Алексей Жиляков, специально для Tyre Doctor.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +45
  • Мнения
?

Комментарии (24)

+1
Хороший отчет, с душой.

PS фото есть и тут тоже leozhukov.ru/galleries/xc-ruschamp-2013/gallery.htm
avatar

Lenin_TG

+4
Отличная методика подводки к старту у тренеров! матом хочется ругаться
Последний раз редактировалось
avatar

bramss

0
Респект за то, что не смотря ни на что! 
п.с. совок, печаль =)
avatar

ctepx

0
Интересно, а руль 660 не узковат для 29 колёс?
avatar

sp-p3

0
Насчёт 29 не знаю, не пробовал. Пока езжу на 26. Для 26 такой ширины руля хватает. 
avatar

AlekseyZhilyakov

0
А, ссори) Название рамы смутило, подумал, что 29.
avatar

sp-p3

0
а какое отношение ширина руля имеет к диаметру колес?
avatar

sascha

+2
Если рассматривать данный аспект применительно к 29 колесам, можно твёрдо утверждать, что с узким рулем будет потеря в управляемости, т.к. центр тяжести будет выше + само по себе 29 колесо повернуть немного сложнее, т.к. оно имеет большую площадь контакта с поверхностью. Возможно я заблуждаюсь, но это мои наблюдения.
avatar

sp-p3

+3
Никакого заблуждения, все верно. Гироскопический эффект ещё никто не отменял.
 
avatar

im66

0
Норм пока что =)
avatar

ctepx

0
«Пока что» ?) Т.е. планы по расширению есть?
avatar

sp-p3

0
Насколько я помню спеки байков следующего года, там стоит 680. Острой потребности не ощущаю, но попробую.
avatar

ctepx

0
А вот видео с Чемпионата России — большая часть снята как раз на трехгорбом спуске.
avatar

Zomb1e

+2
Хорошая техника или хотя бы регулируемый подсидел мог бы сэкономить около 10 секунд на этом элементе на круг или минуту в общем зачете. А так жалко видеть потерянное время которое зарабатывается  тяжело.
Последний раз редактировалось
avatar

repkin

0
там не у всех даже покрышки под трассу нормально подобраны были =)
а регулируемый подседел в кантри как-то не прижился. возможно — пока не прижился.
avatar

Zomb1e

+6
хорошая техника в этом предложении явно не зря на первом месте стоит :D
avatar

AnatolVasin

+4
регулируемый подседел там только помог бы прикатать, а время сэкономил бы секунду или 2 максимум. говорю так, потому что ездил там и с поднятым и с опущенным седлом. А рядом ездил чел на подвесе с регулируемым подседелом.
лидер проезжал спуск чуть больше, чем за 10 секунд (смотрите видео и считайте по часам), некоторые ехали именно спуск даже быстрее. внимание вопрос: чтобы сэкономить 10 секунд, надо было сразу дропнуть вниз?
в принципе я верю, что в мире есть люди, которые на ДХ байке скинули бы там 10 секунд, так что ок

если вы про тех, кто бежал, то да — можно было сэкономить
avatar

Micael

0
Интересно где и как мавик сложило…
avatar

Vastak

+3
Юниоры и старшие юноши самые безбашенные люди. Они хоть что сломать могут и хоть где))) 
avatar

AlekseyZhilyakov

0
Что-то в этом году Mavic(у) как-то «не везет» с колесами, кругом поломки — получается антиреклама какая-то их продукции.
 
avatar

Nazca

0
да, и походу они спелись в этом вопросе со спешем;))))
avatar

Kapusta

0
Хороший отчет, достаточно подробный. Единственно не особо понятны претензии к тренерам, времени было достаточно восстановиться.Проехать 4-5 раз полностью круг не мало, чтобы его запомнить и примерно подобрать передачи.Да и на саму гонку ехал же в техничке.
Последний раз редактировалось
avatar

Evil_T

+3
У всех разные способности к восстановлению… Но мне одного дня откатки после 2х дней объёмов и не самого лёгкого 3го дня (элеминатор, последний перед гонкой просмотр трассы хсо, дорога туда/обратно) было явно недостаточно. К тому-же предшествующая неделя была нагрузочная, и последние дни перед стартом должны были быть лёгкие,  чтоб свежесть, лёгкость в ногах сохранить. Насчёт 4-5 кругов до гонки: их конечно хватит чтобы примерно запомнить круг и примерно подобрать передачи, но чтоб показать максимально-лучший результат на этой трассе, по ней надо кататься дольше. Результаты питерских гонцов тому подтверждение, многие из них чемпионат проехали лучше, чем обычно едут в сезоне.(особенно если посмотреть категорию старшие юноши, там в топ10 семь человек-питерцы)
Последний раз редактировалось
avatar

AlekseyZhilyakov

0
с покрышками ты сильно не прав )
avatar

SergeyAdaskin

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.