Блог компании Триал-СпортCannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Конец 90-х прошлого столетия стал настоящим парадом систем подвесок и невероятных ухищрений, на которые шли инженеры велоиндустрии, чтобы «впихнуть невпихуемое» — сохранить эффективность педалирования в условиях растущих ходов подвески как непременного условия соответствия требованиям даунхильных трасс. Время «умных» амортизаторов ещё не наступило и каждый из ДХ-образчиков заводских конюшен выглядел уникальным. Сегодня мы расскажем о, пожалуй, одной из самых вычурных иллюстраций того времени — Cannondale Fulcrum DH, участнике Чемпионата Мира 1998 года.
Современный даунхилл сильно отличается от того, каким он был 20 лет назад. Трассы тогда были почти вдвое длиннее и в разы требовательнее к усилиям, прикладываемым райдерами во вращении педалей. Задние амортизаторы – короткие и, по сегодняшним меркам, примитивные, практически не предлагающие гонщикам никакой помощи в обуздании раскачивающейся подвески, тем более, оснащенной свежей в то время идей – коротким линком, связывающим задний треугольник рамы с передним. Отдельно следует заметить, что разнообразие гоночных трасс требовало частой смены передних звезд, что часто становилось ещё одной проблемой в отношениях между их размером и расположением шарниров подвески.

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Конец 90-х был буквально золотым временем для Cannondale. Бренд находился в зените славы, а рост популярности маунтинбайка принес бизнесу компании невероятный коммерческий успех. Cannondale всегда отличался собственными идеями, делающими его байки одними из самых узнаваемых, так что радикальный подход к созданию даунхильной машины не стал для производителя чем-то особенным. Краеугольным камнем идеи стало нежелание идти на поводу кинематических компромиссов, связанных с использованием ведущих звезд разных размеров. Так родилась система привода Jackshaft, давшая жизнь Cannondale Fulcrum DH, сделанным специально для заводской команды бренда.

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Это как?


Приняв во внимание, что размер звезды меняться не будет, инженеры-подвесочники Cannondale соорудили свингарм, соединяемый с передней частью байка посредством короткого линка и задающий оси заднего колеса 6-дюймовое «путешествие» вверх и назад. Расположение шарниров вращения подвески было оптимизировано для ведущей звезды 34Т, покоившейся на правом шатуне.

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

На фоне однорычажной подвески привод Jackshaft оказался сложен, так как включал в себя 4 дополнительные звезды, приводимые в движение тремя цепями, армии подшипников и болтов, поддерживающих конструкцию, и даже эксцентриковой каретки, позаимствованной у тандема. Теперь вся мощность педалирования зависела от размера звезды, висящей на левом шатуне, передающим её через цепь второй звезде, чтобы, в свою очередь, посредством привода Jackshaft и ещё одного аналогичного передаточного механизма попасть на звезду правого шатуна, приводившего в движение заднее колесо уже традиционным образом.

«Наша цель, безусловно, заключалась в создании лучшей системы подвески, которая не могла быть таковой без сохранения эффективности педалирования» — рассказывает Дуг Далтон (Doug Dalton), ныне работающий в компании Sram, а в то время – занимавший должность ведущего механика Cannondale. «Действительно, выезжая на соревнования, мы брали с собой целый мешок звезд и цепей для апгрейда привода, чтобы выбрать и установить комплект, наиболее подходящий той или иной даунхильной трассе».

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Но это ещё не всё…

Ещё одна изюминка Cannondale Fulcrum DH, достойная упоминания – вилка DH Moto, сделанная на основе амортизатора Headshok, разогнанного и адаптированного под больший ход. По сути это были две вилки Lefty, связанные вместе. «Перевертыш» DH Moto таил в своих недрах набор из восьми игольчатых подшипников и направляющие квадратного профиля, дабы сохранить торсионную жесткость всей конструкции в рамках приличия. Непривычно увеличенный для того времени рулевой стакан байка, позволил инженерам Cannondale изготовить и применить рулевую колонку, позволяющую менять угол вилки – и это было более чем за 10 лет до того, как Cane Creek впервые анонсировал свой знаменитый AngleSet.

Эффективность этих инноваций для своего времени выглядела бесспорной, хотя, конечно, имела и свою «темную» сторону.

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Монтаж звезды, отвечающей за передаточное соотношение, был делом непростым и даже опытному механику требовалось порядка получаса, чтобы осчастливить райдера, потребовавшего её замену. Игольчатые подшипники, живущие внутри вилки, под нагрузкой сползали, в результате чего вилка начинала терять ход, и в хороший гоночный день механику приходилось до трех раз заниматься её «перезагрузкой».

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Кроме этого, эти инновации оказались весьма тяжелыми, причем, как в переносном смысле, так и буквально. По словам Далтона, Fulcrum DH в сборе весил 50 фунтов (почти 23кг). Это на 7-8 килограмм больше, чем могут себе позволить современные даунхильные байки, да и для своего времени такой вес был далеко от рекордно низкого среди себе подобных. И при этом Fulcrum DH оказался очень дорогим в производстве, хотя никто в Cannondale не утверждал, что его выпуск может стать серийным с целью возмещения вложенных в него средств. В итоге для команды было произведено меньше дюжины этих удивительных байков стоимостью около 25.000 долларов США каждый, что даже по нынешним меркам кажется астрономической стоимостью (а ведь дело было в 1998).

Блог компании Триал-Спорт: Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Возможно, если бы Cannondale пошел дальше в своих исследованиях, Fulcrum DH получил бы порцию усовершенствований и, может, увидел бы свет как серийный байк, но увы… Просуществовав лишь два года, производство было свернуто, а проект под названием Fulcrum DH стал частью истории большого «С».

«В следующем году Кубок Мира удостоился прямой трансляции на канале Eurosport, и следуя их требованию, гоночные трассы стали короче, 3-4 минуты вместо 6-7 ранее» — продолжает рассказывать Дуг Далтон. «Мы изначально готовили Fulcrum DH для длинных, широких и открытых трасс. Теперь же мы оказались перед короткими и верткими «огрызками». Поэтому нам понадобился байк более им соответствующий, и мы приступили к его созданию. Именно так появился Cannondale Gemini, но это уже другая история».

Один из этих красавцев сейчас находится в музее велосипедной истории и знаменитых байков — The Pro's Closet в Boulder (Колорадо, США). Его основатель, директор и главный хранитель – Ник Мартин (Nick Martin), собравший вместе с единомышленниками уникальную коллекцию, рад представить Cannondale Fulcrum DH и поговорить о нем с его бывшим владельцем – не менее знаменитым и легендарным гонщиком Майлсом Рокуэллом (Myles Rockwell).



По материалам Bikeradar.com
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +94
  • Мнения
?


Комментарии (10)

0
Jackshaft — это передаточный вал, если я не ошибаюсь?
avatar

50u15pec7a70r

0
Пример опережающих время идей. Думаю многие поклонники торсионной жескости не отказались бы сейчас от полноценной ДХ вилки основанной на приципах Lefty.
avatar

zloy6666

+10
Они тогда должны быть ещё и поклонниками съезжающих подшипников) (шутка))
avatar

Wermachtocheck

0
Если бы это была шутка… Вроде даже на последних версиях, где было заявлено автообновление положения подшипеиков без разбора вилки, это не особо работало.
Хотя лично видел экземпляры 7 лет без переборки и с рванной гофрой, которые работали лучше классическких вилок) 
Последний раз редактировалось
avatar

zloy6666

0
В новых Lefty (у меня 2.0) процедура сброса подшипников внесена в мануал, как плановое ТО:) вот такой вот прогресс:)))
Но вилка все равно классная.
avatar

SlavaVecvotsor

0
Да, там, вроде, ресет не особо сложный. Можно в двух словах? Как часто требуется и как сложно делается на последних версиях. Я могу сам нагуглить, но… наверняка хозяева больше в теме.
avatar

pustota

+1
Это такая же процедура, как вправление травматологом выбитого сустава — видно, что знает что делает, но у наблюдателя со стороны ощущение, что не чинит, а ломает. 
avatar

zloy6666

0
для гибридок (aka Lefty Hybrid) это так: открутить верхнюю крышку, прожать лефти до упора вниз, чтобы осталось примерно 35 мм между пыльником и основанием ноги*, закрутить верхнюю крышку. делать раз в 300-900км, в зависимости от стиля катания. всего делов на пару минут, воздух спускать не надо, снимать лефти с байка тоже не надо. основной признак того, что пора – уменьшилась высота лефти в разжатом состоянии, а если ещё и стук появился в верхнем положении, то давно уже пора.

* в зависимости от того, насколько далеко уплыли подшипники, в какой-то момент появится ощутимое сопротивление, но нужно просто давить дальше, возможно всем весом навалившись на руль. бить, стучать, качать вверх-вниз со всей дури, долбить и проделывать прочее колдунство, как на лефтях с гофрой, не стоит – так можно только подшипники сломать, а их замена стоит времени и денег. если нога не поддаётся и остановилась где-то посередине, то вполне возможно, что какие-то из подшипников уже сломаны и с этим только в сервис.
avatar

Shkoder

+5
теперь понятно почему ДХ-трассы ближе к финишу не особо изобилуют жестью. Сначала это делалось ради владельцев сползающих подшипников, а потом как-то все привыкли и теперь это уже типа дань традициям и всё такое
avatar

AlexanderFrolov

0
В юности мне подарили полноценный штатовский каталог canondale 98 года, который я затёр до дыр, разглядывая байки. В том числе там были фотографии и этого прототипа дх байка. И вот, спустя 20 лет, я наконец-то узнал, как работают эти звёзды! :)
avatar

Lenin_TG

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.