Блог компании Триал-Спорт — Cannondale: Взгляд назад - Fulcrum DH 1998

Конец 90-х прошлого столетия стал настоящим парадом систем подвесок и невероятных ухищрений, на которые шли инженеры велоиндустрии, чтобы «впихнуть невпихуемое» — сохранить эффективность педалирования в условиях растущих ходов подвески как непременного условия соответствия требованиям даунхильных трасс. Время «умных» амортизаторов ещё не наступило и каждый из ДХ-образчиков заводских конюшен выглядел уникальным. Сегодня мы расскажем о, пожалуй, одной из самых вычурных иллюстраций того времени — Cannondale Fulcrum DH, участнике Чемпионата Мира 1998 года.
Современный даунхилл сильно отличается от того, каким он был 20 лет назад. Трассы тогда были почти вдвое длиннее и в разы требовательнее к усилиям, прикладываемым райдерами во вращении педалей. Задние амортизаторы – короткие и, по сегодняшним меркам, примитивные, практически не предлагающие гонщикам никакой помощи в обуздании раскачивающейся подвески, тем более, оснащенной свежей в то время идей – коротким линком, связывающим задний треугольник рамы с передним. Отдельно следует заметить, что разнообразие гоночных трасс требовало частой смены передних звезд, что часто становилось ещё одной проблемой в отношениях между их размером и расположением шарниров подвески.

Конец 90-х был буквально золотым временем для Cannondale. Бренд находился в зените славы, а рост популярности маунтинбайка принес бизнесу компании невероятный коммерческий успех. Cannondale всегда отличался собственными идеями, делающими его байки одними из самых узнаваемых, так что радикальный подход к созданию даунхильной машины не стал для производителя чем-то особенным. Краеугольным камнем идеи стало нежелание идти на поводу кинематических компромиссов, связанных с использованием ведущих звезд разных размеров. Так родилась система привода Jackshaft, давшая жизнь Cannondale Fulcrum DH, сделанным специально для заводской команды бренда.

Это как?
Приняв во внимание, что размер звезды меняться не будет, инженеры-подвесочники Cannondale соорудили свингарм, соединяемый с передней частью байка посредством короткого линка и задающий оси заднего колеса 6-дюймовое «путешествие» вверх и назад. Расположение шарниров вращения подвески было оптимизировано для ведущей звезды 34Т, покоившейся на правом шатуне.

На фоне однорычажной подвески привод Jackshaft оказался сложен, так как включал в себя 4 дополнительные звезды, приводимые в движение тремя цепями, армии подшипников и болтов, поддерживающих конструкцию, и даже эксцентриковой каретки, позаимствованной у тандема. Теперь вся мощность педалирования зависела от размера звезды, висящей на левом шатуне, передающим её через цепь второй звезде, чтобы, в свою очередь, посредством привода Jackshaft и ещё одного аналогичного передаточного механизма попасть на звезду правого шатуна, приводившего в движение заднее колесо уже традиционным образом.
«Наша цель, безусловно, заключалась в создании лучшей системы подвески, которая не могла быть таковой без сохранения эффективности педалирования» — рассказывает Дуг Далтон (Doug Dalton), ныне работающий в компании Sram, а в то время – занимавший должность ведущего механика Cannondale. «Действительно, выезжая на соревнования, мы брали с собой целый мешок звезд и цепей для апгрейда привода, чтобы выбрать и установить комплект, наиболее подходящий той или иной даунхильной трассе».

Но это ещё не всё…
Ещё одна изюминка Cannondale Fulcrum DH, достойная упоминания – вилка DH Moto, сделанная на основе амортизатора Headshok, разогнанного и адаптированного под больший ход. По сути это были две вилки Lefty, связанные вместе. «Перевертыш» DH Moto таил в своих недрах набор из восьми игольчатых подшипников и направляющие квадратного профиля, дабы сохранить торсионную жесткость всей конструкции в рамках приличия. Непривычно увеличенный для того времени рулевой стакан байка, позволил инженерам Cannondale изготовить и применить рулевую колонку, позволяющую менять угол вилки – и это было более чем за 10 лет до того, как Cane Creek впервые анонсировал свой знаменитый AngleSet.
Эффективность этих инноваций для своего времени выглядела бесспорной, хотя, конечно, имела и свою «темную» сторону.

Монтаж звезды, отвечающей за передаточное соотношение, был делом непростым и даже опытному механику требовалось порядка получаса, чтобы осчастливить райдера, потребовавшего её замену. Игольчатые подшипники, живущие внутри вилки, под нагрузкой сползали, в результате чего вилка начинала терять ход, и в хороший гоночный день механику приходилось до трех раз заниматься её «перезагрузкой».

Кроме этого, эти инновации оказались весьма тяжелыми, причем, как в переносном смысле, так и буквально. По словам Далтона, Fulcrum DH в сборе весил 50 фунтов (почти 23кг). Это на 7-8 килограмм больше, чем могут себе позволить современные даунхильные байки, да и для своего времени такой вес был далеко от рекордно низкого среди себе подобных. И при этом Fulcrum DH оказался очень дорогим в производстве, хотя никто в Cannondale не утверждал, что его выпуск может стать серийным с целью возмещения вложенных в него средств. В итоге для команды было произведено меньше дюжины этих удивительных байков стоимостью около 25.000 долларов США каждый, что даже по нынешним меркам кажется астрономической стоимостью (а ведь дело было в 1998).

Возможно, если бы Cannondale пошел дальше в своих исследованиях, Fulcrum DH получил бы порцию усовершенствований и, может, увидел бы свет как серийный байк, но увы… Просуществовав лишь два года, производство было свернуто, а проект под названием Fulcrum DH стал частью истории большого «С».
«В следующем году Кубок Мира удостоился прямой трансляции на канале Eurosport, и следуя их требованию, гоночные трассы стали короче, 3-4 минуты вместо 6-7 ранее» — продолжает рассказывать Дуг Далтон. «Мы изначально готовили Fulcrum DH для длинных, широких и открытых трасс. Теперь же мы оказались перед короткими и верткими «огрызками». Поэтому нам понадобился байк более им соответствующий, и мы приступили к его созданию. Именно так появился Cannondale Gemini, но это уже другая история».
Один из этих красавцев сейчас находится в музее велосипедной истории и знаменитых байков — The Pro's Closet в Boulder (Колорадо, США). Его основатель, директор и главный хранитель – Ник Мартин (Nick Martin), собравший вместе с единомышленниками уникальную коллекцию, рад представить Cannondale Fulcrum DH и поговорить о нем с его бывшим владельцем – не менее знаменитым и легендарным гонщиком Майлсом Рокуэллом (Myles Rockwell).
По материалам Bikeradar.com
-
добавить в избранное
- +94
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (10)
50u15pec7a70r
zloy6666
Wermachtocheck
Хотя лично видел экземпляры 7 лет без переборки и с рванной гофрой, которые работали лучше классическких вилок)
zloy6666
Но вилка все равно классная.
SlavaVecvotsor
pustota
zloy6666
* в зависимости от того, насколько далеко уплыли подшипники, в какой-то момент появится ощутимое сопротивление, но нужно просто давить дальше, возможно всем весом навалившись на руль. бить, стучать, качать вверх-вниз со всей дури, долбить и проделывать прочее колдунство, как на лефтях с гофрой, не стоит – так можно только подшипники сломать, а их замена стоит времени и денег. если нога не поддаётся и остановилась где-то посередине, то вполне возможно, что какие-то из подшипников уже сломаны и с этим только в сервис.
Shkoder
AlexanderFrolov
Lenin_TG