Блог им. RaidoВелосипед и спорт во Франции и Швейцарии - взгляд изнутри


Часто на наших отечественных форумах, посвящённые маунтинбайку и гоночным офф-роуд дисциплинам, мне встречаются упоминания того, какие в Европе хорошие гонщики, как они на велосипедах для циклокросса ездят даунхилл аки бессмертные, и как в общем-то «там» всё продвинуто. Как все мы знаем, то, что видно на поверхности — это, в большинстве случаев, только вершина айсберга, начинается же всё гораздо «ниже» и раньше. Целью данной небольшой заметки является не желание открыть Америку, но познакомить уважаемого читателя с некоторыми аспектами французской и швейцарской велосипедной жизни, которые отчасти участвуют в образовании этого фундамента.

Данная заметка является моим восприятием происходящего, и не претендует на исчерпывающую объективность.

Климат

Начну с самого базового — климата. Он здесь достаточно мягкий, нет сильных морозов. Немного холоднее на севере Франции и Швейцарии. Тем не менее, по российским меркам он всё равно мягкий. На шоссе уже можно тренироваться в последнюю неделю-две февраля, когда подтаивает и подсыхает немногочисленный снег на дорогах. Снега, кстати, может выпасть много (30-60) см — но в пределах 5ти раз за зиму, судя по моему, не больше. В то же время, ветра достаточно сильные (до 75 км/ч), но это опять-таки — несколько дней/недель за зиму. В общем и целом, зима мягкая, лето жаркое, что создаёт идеальные условия для шоссе и кантри. На юге (например, Cavalaire-sur-Mer) становится тепло достаточно рано, и большинство не берёт неделю отпуска и накатывает первую тыщу как раз в конце февраля.

Рельеф и застройка.

Если ты живёшь в деревне с населением 10 000 человек, то выехать за город покататься гораздо проще, чем выехать за город покататься из Москвы. Процесс выезда в больших городах де-мотивирует. Тут же вскочил на байк, 10 минут — и ты в каком-никаком, а лесу. Да, мне повезло — сейчас я живу в предгориях Журы (Jura mountains — Jurassic period), но был и в центре Франции, и кое-где в Швейцарии — с точки зрения тренировок и велика лес очень доступен для местного населения.
Конечно, не везде и во Франции рай, есть районы абсолютно без леса, равнинные — и таких достаточно. В этом случае, в регионе может развиваться шоссейный спорт и циклокросс (между виноградников!).


Дороги и водители

В следствие мягкого климата дороги находятся в более приемлемом состоянии, чем в России. В горах, где перепады температур выше, заметны эрозия и общее разрушение асфальта, особенно во Франции, где дороги значительно хуже, чем в Швейцарии.

Самое же главное — водители, которые уважительно относятся к велосипедистам. По крайней мере, на дороге. Либо они спокойно едут за тобой, либо обгоняют по полосе с минимальным расстоянием в метр, фактически — по полосе встречного движения. Как было написано в FAQ по сдаче на права в Швейцарии, «на дороге есть три бога — пешеход, велосипедист, и общественный транспорт».

Велосипедисты, тренирующиеся на шоссе, кстати, очень сильно нервируют россиян в Европе, даже постоянно живущих. Тут, в общем-то, считается в норме занять всю полосу двумя велосипедистами, что просто как красная тряпка. Вообще, с увеличением иммиграции в Европу более молодых народностей уровень толерантности на дороге падает, что может негативно отразиться в будущем на шоссейниках.

Также, и Франция и Швейцария характеризуется высокой плотностью асфальтированных дорог, а также автомагистралей, которые пропускают через себя основную массу тяжеловозов, и обеспечивают хорошую связанность и быструю доступность различных регионов. Региональные и департаментные дороги загружены слабо и поэтому относительно безопасны.

Система клубов.

Во Франции и франкоязычной Швейцарии я не знаю региона без велоклуба. В каждом регионе, городе, населённом пункте есть клуб. Это, зачастую, частные объединения, но есть и с поддержкой местной администрации. У клубов, особенно больших и с сильной командой, есть спонсоры — часто, это сети супермаркетов, магазины, частные предприятия. Все спонсоры «печатаются» на джерси. Во Франции это часто сети Intersport, Carrefour, Intermarché, L'Eclerc, банк Crédit Agricole, в Швейцарии — банк Raiffeisen, более мелкие частные предприятия и магазины.

Например, так выглядит форма одного из двух клубов региона Pays de Gex департамента Ain, красным выделены лэйблы спонсоров клуба:





Членство в клубе стоит денег — в моём случае, ежегодный взнос составляет порядка 70 евро. Взамен ты бесплатно получаешь джерси и велотрусы на лямках с символикой клуба. Кроме того, поскольку клуб — это объединение людей по интересам, то становится проще договорится о трансфере на гонку. Так же в распоряжение участников клуба может предоставляться «клубный» автомобиль с крепление для великов, что отлично подходит для транспортировки 4х человек на гонку. Так же, в случае циклокросса, можно получить необходимую техническую поддержку во время гонки от клубных механиков/добровольцев (если таковые имеются).

Самое же важное, на мой взгляд, что в каждом клубе есть "école de cyclisme" — велошкола, своеобразный «курс молодого бойца для велосипедиста».

École de cyclisme


Велошкола часто состоит из шоссейной секции, и КК-секции, как наиболее популярных направлений. Если у клуба есть средства, то у клуба есть тренер, если нет — то нет, что, в общем-то, совсем людей не волнует — они организовывают всё своими силами. Занятия разделены по возрасту — для кадетов-юниоров, и для юниоров и выше. Содержание тренировок зависит от организатора. Занятия секции кросс-кантри, которые мне удалось посетить, включали в себя:

  • велоориентирование
  • езду по простой пересечённой местности
  • езду по простым горам
  • тренировки «базовой техники» — как рулить между расставленных шашечек, как заезжать апхиллы, как съезжать
Многие дети в возрасте 10-12 лет могут — или, что не менее важно — активно пытаются делать вилли и прыгать небольшие дропы до 30-50 сантиметров.

В моём клубе один таких преподавателей — действующий гонщик-любитель из категорий Seniors (>40 лет), который регулярно показывается в топ5 гонок регионального масштаба Швейцарии и Франции.

Вообще, клуб — источник всяческих благ. Через клуб можно купить велики с хорошими скидками (не всегда). Клуб устраивает ярмарки по распродаже/обмену компонент (стоит немного денег, и клуб забирает 15% от выручки). В общем, клуб — это то, где ты начинаешь свою велосипедную и — если хочешь — гоночную жизнь. Так же бойцам велошколы обеспечивают трансфер и помощь на гонках, там, где это необходимо — т.е. циклокросс и шоссе.

Если вы заметили, я не использовал слов «спорт» и «результат». На этом этапе они мало кого интересуют, гораздо важнее слова «удовольствие», «любовь к занятиям» и «общее развитие». Никаких разрядов, зачётов, званий, ничего. Просто приезжай и катайся со сверстниками. Лично у меня создалось впечатление, что во главе угла стоит прогресс и сохранение интереса к занятиям, что бы ребёнок не «наелся» раньше времени.

Лицензии и прогресс.

Во Франции каждому, кто имеет отношение к гонкам, положена лицензия Fédération Française de Cyclisme (FFC) (в моём случае стоила 90 евро), она же — UCI лицензия. Французская шоссейная система достаточно комплексная, кросс-кантри — простая. На шоссе ты начинаешь с самой нижней — третьей — категории с соответствующей лицензией. При входе в «очковую зону» — первые 20 мест — ты получаешь рейтинг. При наборе определённого рейтинга — переходишь автоматом вышe во вторую категорию с выдачей новой лицензии; при этом, запрещается в дальнейшем участвовать в гонках 3й категории.

Количество же лицензий первой категории ограничено тремястами в год на всю Францию. Вычисляется региональная квота и квота на департамент. Например, будучи самым могучим велосипедным регионом, на регион Роны и Альп выделяется 107 лицензий первой категории из трёхсот. Для «взятия» первой категории необходимы так же очки, которые ты набираешь финишируя в топ20, плюс дополнительно, если хочется перейти прямо во время сезона, нужно иметь несколько топ5 финишей. Гонки 2й категории — это гонки регионального уровня, т.е. между департаментами.

И так, вот ты проходишь вплоть до 1й категории. 1я категория — это так называемся элита, гонки национального уровня. Тут твой прогресс весьма сильно зависит от команды, ибо команда в современном шоссе — это фундамент. Тут кончается личный и начинается зачёт командный в категориях DN3, DN2 и DN1. Есть несколько гонок национальной серии, в которых команда клуба может заработать очки и повысить свой рейтинг и перейти из одной категории в другую. Ну а далее — это уже континентальные гонки и гонки ПроТура, насколько мне удалось выяснить :) В гонках 1й категории допускается участие иностранных команд. Например, на гонку многодневную гонку первой категории Tour de Pays de Gex регулярно приезжают вторые составы «Катюши», «Кофидис» и прочих известных команд.

Французские системы циклокросса и КК достаточно просты — департаментные, региональные, и национальные гонки. Хорошо едешь в регионе — идёшь на чемпионат департамента. Заехал на определённые места там — едешь на гонки национального уровня, т.е. кубок Франции и чемпионат Франции. Таким образом, может получиться так, что ты за один/два года достигнешь национального уровня — так случилось с сыном моего коллеги, который в юношестве отдавал предпочтение байку, а не шоссейнику, и за пару лет достиг национального уровня Франции по юниорам. При этом, поддержка, сервис и железо легло на плечи его папы %)

Окей, ладно, а что со Швейцарией? По закону, каждый находящийся в Швейцарии больше 3х месяцев, должен иметь медицинскую страховку. Если человек участвует в гонках — он просто подключает опцию стахования от всяких бед во время спортивной деятельности. Таким образом, любителям лицензия не нужна — на региональные гонки можно просто приехать и участвовать, как КК, так и шоссейные. Лучшие среди любителей кросс-кантри получают лицензию элиты и участвуют в UCI гонках первой и второй категории, в национальном кубке — BMC Racing Cup, — и чемпионате Швейцарии. В BMC Racing Cup также могут участвовать и любители в отдельной категории. Национальный уровень Швейцарии в кросс-кантри исключительно высок, и представлен фамилиями, которые внушают ужас и страх и заставляют сердце подкрадываться к пяткам: Саузер, Наф, Шуртер, Фришнехт, Гужан, Вогель, оба Флюкигера, Гигер и многие другие, менее известные гонщики. Это как иметь Пита, Гвина, Грасию, Лопеса и Хилла на клочке земли в половину Тверской области. Также частенько наезжают варяги: немцы — Милац, например; французы — Абсалон, Танпье; итальянец Марко Фонтана заглядывает; и прочие. В условиях сильнейшей конкуренции действительно отбираются только лучшие из лучших.

Например, приведу постер одного из этапов кубка Швейцарии, он же BMC Racing Cup, в Muttenz:
Шоссейная система Швейцарии в общем и целом совпадает с системой КК.

Так же, характерно отсутствие разрядов как таковых. Твоё звание — это твоя лицензия, а дальше только конкретный результат. Никаких нормативов, разрядов, разномастных КМС/МС/МС МК, и прочего. Спорт, в значении регулярных тренировок, появляется на рубеже гонок второй-первой категории, где ты сталкиваешься уже с талантливой молодёжью, которой хочется уже немного больше, чем кататься, — многим уже нужен результат, у многих есть своего рода наставники, с которыми они полноценно тренируются — часто это сами бывшие профессиональные гонщики и спортсмены. Так начинается тот спорт, из которого выросли все вышеперечисленные легенды.

Доступность велокомпонент.

Уровень жизни в Европе достаточно высокий, т.е. достаточный для того, что бы тратить порядка 10 000 — 15 000 рублей в месяц на компоненты могут позволить себе многие. Родители широко спонсируют детей — я был в шоке, когда увидел такое количество карбо-колёс под «трубки» и сменных велосипедов на чемпионате департамента по циклокроссу в юношеских категориях. В общем и целом, люди предпочитают здесь просто покупать новые компоненты, чем ремонтировать старые. За деньги можно найти всё угодно, скорость доставки компонент внутри Европы — в пределах одной недели.

Краткий сравнительный анализ и явные отличия

  1. Абсолютно разное понятие велошколы. В России велошкола — это спортивная секция с тренером, в которой дети занимаются спортом. Во Франции/Швейцарии — это скорее первая ступень, где ты получаешь навыки и удовольствие. Спорт начинается много позже.
  2. Как следствие, разный изначальный посыл. Здесь спорт — это «выхлоп» от 350 любителей, выходящих на старт региональной гонки. У нас же спорт — это спортшколы и результат, а также школы Высшего Спортивного Мастерства. Абсолютно разное понятие и принятие гонок как событий массового развлечения, а не узконаправленной спортивной ориентации.
  3. Клуб — поддерживаемый и спонсируемый фундамент как французского, так и швейцарского велоспорта. И Абсалон, и Шуртер принадлежали и принадлежат какому-то маленькому клубу. Недаром на этапе КМ в Ля Бресс я видел гонщиков клубов, хорошо представленных на региональном уровне, с членами которыми не раз сходились в апхилльной схватке :) У нас, насколько мне видно, клубная система находится в самом начале своего развития, соответственно — меньший охват. Меньший охват — меньший отбор. Меньший отбор — ещё меньший процент уходящих в «спорт высших достижени».
  4. Куда более высокий уровень толерантности на дорогах к тренирующимся.
  5. Более высокая доступность велокомпонент в виду их меньшей относительной стоимости. Когда я жил в Твери и получал 24 000 рублей — очень неплохую зарплату года 4-5 назад — то покупка новых колёс за 12 000 рублей была для меня чем-то из области фантастики :) Кроме того, зачастую велокомпоненты в России стоят дороже, чем зарубежом, что вступает в противоречие с банальной логикой: люди, получающие меньшие деньги, не могут и не должны платить больше за тот же самый переключатель или вилку. К чести многих магазинов, они пытаются идти на встречу людям и делать всякие скидки — но это далеко не всегда и не везде, и сильно зависит от менеджерского состава.
  6. То, что невозможно исправить — это более тёплый климат, общая компактность, связанность и обилие подходящего рельефа и леса зачастую в «шаговой» доступности. Т.е. очень сложно быть конкурентным спортсмену, который живёт в таких условиях и ориентирован на результат. Поэтому, зачастую, невозможно требовать результатов сходных европейским от наших спортсменов, которые изначально находятся в более проигрышных условиях. Это не оправдание, но призыв как минимум к здравой оценке происходящего.
  7. Все страны, производящие крутых чемпионов — это велосипедные страны с очень долгой историей внедрения велосипеда в культурную жизнь. Голландия, Бельгия, Швейцария, Испания, Франция, Англия, Италия, Германия — это страны, где велосипед — это часть культуры, часть жизни общества. В самосознании жителей уже есть уголок, который занимают велосипедисты в их мировосприятии, и для них лайкра это не признак гомосятины, а признак достойного занятия. Думаю, на это ушли годы.

На этом я бы хотел закончить своё короткое повествование. Выводы я предоставляю делать вам, и надеюсь на разумное и, по мере сил, объективное обсуждение. Напоминаю, вышеизложенное является моим осмыслением увиденного и услышанного, и не претендует на звание истины в последней инстанции.

В виду вышесказанного, отдельно хотелось бы отметить, что понастроив жестких трасс с зубодробильными спусками-пулялками-съезжалками, нельзя расчитывать на появление элиты мирового уровня на следующий день — и, возможно, даже на следующий год. Как и везде, требуется планомерная эволюция и изменения сознания людей, их уровня восприятия и понимания трасс, а так же ответственности организаторов в плане оповещения находящихся на трассе о грозящих ему опасностей во избежании несчастного случая. Личная безопасность участника (в тех пределах, насколько это возможно) — залог спокойного сна организаторов.

Небольшое обновление: как верно было замечено Денисом Кабаненым, в Финляндии, например, так же достаточно любителей и клубов, но нет такой развитой системы, как во Франции. Если в общем и целом посмотреть на Европу, то у каждой из стран, есть некоторые особенности, своего рода национальный колорит:

  • Эстония — много любителей, но полное отсутствие профессионального велоспорта;
  • Германия — не смотря на популярность триатлона, и так же статуса велосипедной страны, со времён Яна Ульриха нет заментных шоссейных профиков и команд. Знакомый немец объясняет это допинговыми историями вокруг шоссейного велоспорта. Тем не менее, есть сильная МТБ команда;
  • Финляндия — регулярно производит лыжников и автогонщиков, но не производит профессиональных велосипедистов;
  • Бельгия — страна фанатеет от циклокросса, в меньшей степени от шоссе (тоже с лёгким ароматом кросса), несмотря на наследство Эдди Меркса, и совсем мало от МТБ.
Думаю, что при должном внимании можно обнаружить массу других специфических черт, свойственных каждой отдельно взятой стране в воспросах велосипеда в общем и велоспорта в частности. Что также интересно, что в государстве с развитым любительским спортом совсем не обязательно будет развит профессиональный спорт, но в стране с развитым профессиональным спортом, по всей видимости, всегда развит любительский :)

Надеюсь, что был хоть сколько-нибудь полезным.

В статье использовались фотографии Christophe Jacquemet (отсюда) и Matteo Mara (отсюда)

Комментарии (49)

+6
Действительно, спасибо. Очень интересно.
Из своего опыта добавлю, что в городке 60-80 тысяч человек(600км от Стокгольма, Швеция) и 10-20 катающихся экстремалов выбили(и может что то еще) порядка 60-120 тысяч рублей и территорию для катания. При мне за день строилась на арендованном бобкете серия небольших дертов и еще куча всего, вспоминая сколько копается один дерт у нас в Бутово, мне было интересно)
avatar

twice

+11
По-поводу последнего абзаца. Собственно отсутствие экосистемы и порождает «зубодробильные трассы» ибо строить их начинают когда уже «накатал» какой-то уровень. И получается что для новичков трасс практически нет, потому что те кто с опытом строить простенькую трассу для «кого-то» не будут.
avatar

Ajax

0
правильные слова!
avatar

YakuT

+15
Возвращаемся к системе клубов. Я со своей стороны давно уже заметил, что все развитие МТБ в тех же Штатах — городские комплексные парки, какие-то протяженные трейловые системы, гравити-дисциплины, даже обычные циклокроссовые круги — это продукт деятельности конкретного клуба или клуба с поддержкой IMBA. При этом в этом клубе состоит огромное количество людей с абсолютно различными стилями и уровнем катания. То есть, если клуб что то реализует, то он в любом случае делает это для себя — как минимум какая то часть его участников получит профит. А потом поможет другой части реализовать следующий проект уже под нужды вторых. А не как у нас — отдельно дертеры, отдельно туристы, отдельно пвдшники, отдельно суровые московские ДХники. То есть там принцип «я помогу тебе, ты поможешь мне» вполне себе работает. Вопрос — а мы то чем хуже? У нас почему только холивары сплошные между лайкрой, мотоштанами и джинсой. И взаимное какое то презрение, что ли.
avatar

AleksandrSimonov

0
Клуб это же обязанности, ответственность и членские взносы (!!!), а у нас преобладает /поминаю свою глубинку/только права, только халява. Досадно. Сорри, наболело.
avatar

WDW

-2
не нужно сравнивать менталитет.
Там они за это деньги еще получат, а у нас? на халяву уже не хочется ничего делать, лишь для себя, т.к. это потребность.
В разных городах — разные ситуации, так же и в зарубежье.
И кстати, над КК там стебунся не фигово, если честно)
только презрение там фигурирует не всегда.
avatar

YakuT

+3
Имею ввиду что и для себя ничего делать не желают, ждут пока ты для себя что то сделаешь/построишь, вот это халява! И будут биться, ломаться на твоих трассах, но на халяву! Менталитет и загадочная русская душа не при чём, это культура жизни/общения/увлечения, точнее её отсутствие…
avatar

WDW

0
дык я ж Александру))
avatar

YakuT

0
Просто дополнил неоконченую мысль.
avatar

WDW

+1
Ну, откровенного стёба я не встречал, в меру своего понимания французского. Скорее, есть отношение как к этаким «лосям», что, в общем-то, всех устраивает.
avatar

Raido

+3
ТАМ они за это денег не получают. Все делается на общественных началах, не зря у них так сильно развита тема волонтерства. Деньги могут получать компании типа строительных, к примеру, к которым тот или иной клуб обращается за помощью. Но часто все даже гораздо проще — если клуб аффилирован с IMBA, то есть платит членские взносы, то он может попросту запросить финансовую/какую либо другую помощь от IMBA, и те уже все сделают — и денег выделят, и бригаду свою строительную пошлют, и парней умелых позовут, и так далее. Клуб в данном случае — полностью некоммерческая общественная организация. Все средства, которые он получает, он направляет опять же на собственные нужды.
avatar

AleksandrSimonov

0
«Там» есть еще одно — клуб может получить спонсирование а спонсор, в свою очередь, спишет эти расходы и сократит свои налоги. У нас же, соответственно, всем этот момент по-барабану.
avatar

Ajax

0
У нас этот момент по барабану, по моему, обоим сторонам. Одним лениво кого то искать и что то предлагать, а у вторых своих проблем хватает.
avatar

AleksandrSimonov

0
Лет пять назад ходил по спонсорам, и мне говорили прямо «на федерацию денег не дам! Делай клуб, чтоб было с кого спросить !»
avatar

WDW

+8
Вчера было собрание клуба, на котором обсуждались планы на 2013, в особенности — расписание велошколы, содержание занятий для школы, куда вывезозить детей, новые правила сопровождения детей, кого оставлять ответственным на случай отъезда основной массы «гоняющихся» на мероприятия и т.д. Представленный объём работы представляет действительно достаточное количество проблем даже при 2х занятиях в неделю для секции VTT (французское название МТБ), и на мой вопрос о том, получают ли руководитель секции и все участвующие за это какое-либо материальное вознаграждение был дан ответ — не получают.

Можно оценивать это по разному и рассматривать с разных позиций, но это, тем не менее, факт.
avatar

Raido

-2
У нас по схожим принципам поставлена работа ФВСР, но у нас по факту в правлениях региональных ФВСР председательствуют тренера/спортивные чиновники. И да, также за председательствование денег не получают.
Что так же перекликается с написанным в топике, что у них основа спорта — клубы, у нас — спорт.организации:)
avatar

dracoola13

+2
только там это основа спорта массового, который дает дополнительный выхлоп в виде элиты, а у нас о массовом спорте в спорт-организациях и слыхом не слыхивали.
avatar

AleksandrSimonov

0
Это точно не только в вело, спорторганизации масса не важна -нужен результат!
avatar

WDW

+9
Статья понравилась, спасибо, только не согласен по последнему абзацу.
Да, у нас сурово с велосипедом и им по тучи причин занимаются сейчас только очень сильно погруженные в это дело люди, любителей в европейском понимании (семья мама-папа-сын-дочь) у нас нет. Но это не повод делать соревнования для уже серьезно погруженных байкеров очень простыми и любительскими, зачем ломать что-то, чтобы вместо этого строить?
Надо проводить новые соревнования, абсолютно другие. С ориентацией не на результат, а на процесс, где все построено не вокруг мысли «выявить сильнейшего», а вокруг «хорошо провести время». Пытаться менять существующие соревнования = не добиться результата и испортить имеющиеся гонки.

Отличный пример — пост про Pass Portes du Soleil от Вадоса. Это вообще не гонка, даже время не замеряют. Тысячи участников. twentysix.ru/blog/106827.html
avatar

Valilenk

+5
Я не против, а только за! Просто, читая недавние статьи про тренировки лидеров зачётов наших любителей, там и тут встречая призывы к ужесточению, читая негодования по поводу того, что наша элита не может из-за лыжных трасс, хочется привлечь внимание к другому аспекту проблемы, и к некоторой, как мне видется, фундаментальной разнице.
Естественно, что нужны мероприятия и базового уровня, и продвинутого — больше и разных! Главное — не погружаться в погоню за мифическим результатом и титулом «короля горы». В этом и состоит прогресс — движения от более простому к более сложному.
Например, возьмём трассу ЧМ по марафону. На ней было организовано несколько кругов разной длины, и каждый мог выбрать себе трассу по силам.
Или возьмём трассу другого французского марафона — La Forestiere. Есть зачёты для короткой гонки на 40 км, на 60км, на 80км и на 100 км.
С другой стороны, легко говорить, когда на старт выходит 300-400 человек, и несколько тысяч, как на Roc D'Azur, но как пример возможно организации ивентов по силам массам — а именно от масс всем приходит прямой профит, а не элитных единиц — вполне потянет.
Как говорится, «каждая гонка — должна быть праздником жизни и спорта», с великолепной и дружественной атмосферой, и по силам участникам!
avatar

Raido

+1
Про зарубежную жесть — был как-то в Зальбахе на World MTB Games. Так вот трасса ХСО была такая, что местные экстрим авторитеты сказали бы, что это вообще ниочем, отстой и так далее.
Старт в небольшой асфальтовый подъем, переходящий в нериальный торчище. выехали на грунт. завершили подъем, проехали по лесочку с парой корней, спустились по траве и на финиш.
avatar

im66

+5
Всплакнул… взглянул на снег и ветер за окном… вспомнил о стартонах в секции… и пошел дальше бронировать отели на отпуск в Европе…
avatar

befaster_ru

+13
ну, вообще, у нас есть ставрополье, краснодар и иже с ними, где зимы то вообще считай что нет.
Так что, имхо, довод о том, что у нас климат не позволяет, не совсем корректен. У нас страна настолько большая, что у нас есть чуть ли не любой климат. Другое дело, что доступность передвижения внутри страны и мобильность где то в районе плинтуса находятся.
avatar

AleksandrSimonov

+12
странность заключается в том что билет на самолёт от моего городка хотябы до москвы стоит в 2 раза больше чем из Мск до Женевы, при меньшем растоянии… и любая поездка в тёплые регионы — получается ну, мягко говоря не бюджетной ((
avatar

kominet

+2
ну да, я об этом и говорю.
avatar

AleksandrSimonov

0
еще нужно упомянуть о наличии парков и спотов ;)
avatar

YakuT

+23
Хорошо в этих ваших заграницах. Пойду покормлю моего медведя…
avatar

d1tritus

+7
не забудь выпить с ним водки и закусить икрой
avatar

fpden

0
Неее, занюхать мишкиной лапой ))
avatar

Ajax

+7
хорошо если лапой=)
avatar

fpden

+27
летом твои тренировки выглядят примерно так наверное ))


представил ролики Бендерони с ручным медведем вместо собаки на пинке ))
avatar

BoogieMan

+8
Так точно. Только камеру к шапке ушанке не так удобно крепить, она у меня обычно на руле.
avatar

d1tritus

+3
и медведь обычно на велосипеде одноколёсном))
avatar

YakuT

0
а полное видео есть?)
avatar

DenisV

+1
Ну ютубе полно этих видео, вбей bear in wistler
avatar

MaksimLetunov

+1
Хотите верьте, хотите нет, но летом, катаясь в горах, сначала услышал, а потом и увидел дикого кабана немного ниже по склону меж деревьев. Желания покататься с ним вместе никакого не было, я предпочёл свалить по-быстрому ) А ещё пару раз змеи дорогу переползали. Как-то так вот.
avatar

Raido

+9
Мои 5 копеек. Возвращаясь недавно с ДР друга решили проехать в Минск не по трассе, а огородами. Внезапно…


Штук 30 их, коровы с телятами. Погладить не рискнул, но на два метра подпускали. 40 км от Минска.
avatar

asx

0
а где тут коровы? Зубры наверно?!
avatar

SiriuS

0
«Самки зубров» — так нагляднее?:)

Из своего — лисы (как минимум пару сбитых наблюдал в радиусе 5 км от города), лось (это конкретно в лесах, около Иремеля, но судя по количеству помета на дороге — крупного зверья там МНОГО). Самое здоровое замеченное вблизи от цивилизации — сравнительно небольшой кабан, буквально на границе Авдона (город-спутник Уфы мелкий, до большого города километров десять максимум, до федеральной автотрассы — два).
avatar

Gourry

0
Коровы и зубры(самки зубров) не одно и тоже. ))) Назовите еще лося коровой.
avatar

SiriuS

+5
Самки зубров называются «коровы», дети — «телята» это не я придумал.
avatar

asx

0
меж тем коровы и самцы зубров дают потомство :)
avatar

AnatolVasin

+9
Классная статья. Ставлю перед собой цель разобраться к концу года с организацией велоспорта в Голландии.
avatar

sladkovm

+14
Оторожнее с этим. Эти ребята тоже хотели. Разобраться. С организацией. В Голандии. И вот что из этого вышло…







Вот так у них КК выглядит…

avatar

asx

+9
Отличная статья! Можно с чем-то и не согласиться, что-то оспорить, но от этого суть не изменится, а у нас здесь в глубинке/срединке России тем паче. Есть большой пробел в культуре восприятия и принятия человека на велосипеде, в европейской части более в этом преуспели нежели в наших, удалёных, регионах. Конечно создание клубов, думается, решило бы много чего, но пока только хватает на создание сообществ для нескучного катания, а клубы? Нет понимания того что прежде чем что то получить надо отдать/вложить.
Спасибо за статью! Надеюсь использовать её в наших краях, как аргумент в пользу создания клуба.
avatar

WDW

+1
Очень понравилось, спасибо за статью!!!
avatar

dima5114

-1
Статья интересная, познавательная. Жаль, что у нас всё по-другому!
Согласитесь, что хороший велосипед доступен только обеспеченным жителям больших городов, где хоть как-то можно зарабатывать.
Для взрослых жителей глубинки велосипед, прежде всего, является необходимым средством передвижения до работы/магазина. Хорошо, если велосипед вообще есть и он исправен, т.к. на покупку нового деньги достать очень тяжело.
Клубы это конечно хорошо, бескорыстно работающие на них энтузиасты еще лучше! Но это может быть только там, где человек, работая кем угодно вкл. дворников и другие не самые почетные профессии, может обеспечивать себе достойный уровень жизни, при этом еще иметь время на хобби и отдых. В нашей стране труд людей оценивается по другой системе и ресурсы распределяются иначе, чем в «культурной» Европе. Но мы всё-равно сильнее их благодаря генетической стойкости ко всему и силе духа.
avatar

Ausvise

+1
спасибо за взгляд изнутри
avatar

SergeySavin

+1
Круто! Читая статью, задумался о том, что наш Краснодарский край в перспективе может стать похож на Францию. У нас есть горы, мягкий климат и люди, активно продвигающие велоспорт в массы
avatar

NapsterClash

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин