pashevichРадикальное расширение диапазона.

За последний год на 26.ру было опубликовано много постов, посвященных разнообразным расширителям диапазона кассеты. Настолько много, что все эти дорогие фрезерованные сковородки уже не вызывают интереса. По большому счету, практически у всех производителей подобных изделий всё сводится к:
— купите нашу звезду / блок звезд замногоденег
— выкиньте из вашей кассеты одну / три звезды
— получите кассету с провалом по передаточным, зато с большой сковородой для езды вверх.

Понятно, что при такой схеме расширения страдает именно плавность изменения передаточных соотношений, а иногда и само переключение между сильно разными по количеству зубов звездами. А как иначе, если количество звезд в кассете остается прежним?
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.


Суровые белорусские технари решили действовать радикально…
 

Даблом на КК-байке давно уже никого не удивишь, а вот трансмиссии с одной звездой спереди у нас в РБ – пока еще редкость. Обычной 1*10 трансмиссии для матраса и покатушек по нашей плоской Беларуси, в общем, хватает, а вот гоняться в ХСО – уже возникают вопросы. ХХ1 для простого любителя без компании SRAM в списке личных спонсоров – слишком дорого, поэтому остается два варианта: катать на дабле или заниматься русской народной забавой – колхозом.

Так что же такого радикального можно придумать в расширении диапазона кассеты? Столько всяких расширителей сделано. Нужно просто поменять принцип: расширить не только диапазон передаточных на кассете, но и количество звезд!

Сразу возникает вопрос: каким образом можно увеличить количество звезд в 10 ск кассете, не покупая группу XX1? Оказывается, это осуществимо, причем без особых материальных затрат и использования фрезерных станков с ЧПУ. Достаточно иметь в наличии не очень дорогую трансмиссию (например, SLX 10 ск) и прямые руки:
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.



Первое – расширение кассеты. Все гениальное просто – берем 10 ск кассету Shimano SLX и просто прикручиваем к ней большую одиннадцатую звезду (в нашем случае – алюминиевая пятилапка 39Т):
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.


Думаю, по этой фотографии всё понятно – звезда 39Т просто прикручена к первой звезде кассеты 11-34Т болтиками (по ГОСТу — винтиками). Вот так это выглядит крупным планом. Не обращайте внимания на второе пустующее отверстие – на начальном этапе звезда была прикручена к кассете 11-32 9 ск, но практика показала, что переключение с 32 на 39 получается не очень хорошее.
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.

И фото с лицевой стороны. Видна проставочная шайбочка между звездами. Резьба для болтиков нарезалась прямо в готовых отверстиях первой звезды кассеты, так что ее даже не пришлось специально для этого сверлить. В деле соединения расширяющей звезды и кассеты самое сложное – это точно просверлить отверстия, дабы центровка звезды на кассете была близкой к идеальной:
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.

Вес кассеты в такой конфигурации ~ 380 грамм, цена, естественно, значительно меньше, чем у 11-скоростных кассет. При этом расстояние между звездами остается прежним, и цепи используются 10 скоростные.

Но постойте, а как же переключать на 11ю (то есть первую) звезду? Ведь манетка в трансмиссии осталась прежняя – 10 ск SLX:
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.

Была 10 – стала 11 ск, благо конструкция позволяет. К сожалению, автор проекта не сделал фотографию переделанного элемента в манетке, так что придется объяснить на доступных в интернете фото. Подпиливалась часть пластмассового диска, который находится под зубчатым колесом, чтобы при повороте он упирался в ограничитель позже, позволяя переключить еще на одну передачу.
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.

После переделки манетка становится 11 скоростной и позволяет без проблем переключаться на нашу сковородочку на кассете. Остается один безобидный «баг»: когда включена 1ая звезда кассеты (та, что является расширителем), большой рычаг заброса передач не фиксирован, то есть его можно нажимать пальцем на весь ход. Вроде никаких побочных эффектов в работу трансмиссии это не вносит (разве что внезапно непривычное ощущение на рычаге манетки).

Итак, у нас есть два главных компонента радикального расширителя диапазона – 11 скоростная кассета со звездой 39Т и манетка на 11 скоростей. В качестве приправы были использованы:
— шатуны SLХ с Алю звездой Zee 34Т (используется для ХСО, для ХСМ ставится FSA 38Т):Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.


Долой передний переключатель и успокоители. Без них естественным выглядит использование заднего переключателя с Shadow+ (звезды NW пока еще не подешевели до уровня «жаба дает добро»):Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.
 
Переключатель нормально проглатывает 39Т звезду на кассете и хорошо держит цепь. Вопреки ожиданиям, запас по расстоянию от переключателя до спиц при включенной первой звезде достаточный.

Вся эта связка демонстрирует нормальную работу под нагрузкой и по расколбасу. Как это работает в «холостом режиме» — на коротком видео:


11 speed Shimano from pashevich on Vimeo.


Что мы получили в итоге:
— трансмиссия 1*11 ск по цене 10 ск.
— плавное изменение передаточных чисел без перескоков
— минимум материальных и технических затрат (делается буквально на коленке)
— …..
— профит.
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.
 
 
 
В качестве эпилога:
Автор проекта – Ждановский Арсений, кантрийщик-любитель из Беларуси.
Блог им. pashevich: Радикальное расширение диапазона.

Трансмиссия в таком виде используется с апреля 2013 года на кантрийном хардтэйле. Причем сначала она была 10-скоростной (доп. звезда на 9 ск. кассете), манетка была перепилена в 11-скоростную в августе 2013 года. В 11-ск конфигурации трансмиссия успела отработать 2 этапа любительского Кубка РБ по XCO и одну любительскую ХСО гонку в октябре. Работала вся трансмиссия без нареканий, автор проекта заезжал в двадцатку. 


Автор текста и фото – Садовский Павел. Спасибо за внимание.
 
п.с: это не первоапрельская шутка, просто так совпало :)

Комментарии (54)

+5
да, первого апреля все посты воспринимаются с недоверием ))

Здорово наколхозили на самом деле.
Поставить на поток бы, можно было бы занять определенную нишу в теме расширения, увеличения передач.
avatar

Vados

+2
ну лично я всерьез думаю себе такое сделать. 36 + 11-40 — трансмиссия моей мечты)
на поток ставить безперспективно, т.к. делается это на коленке. кому надо — тот сделает :)
avatar

pashevich

+4
Замена шимов в аморте тоже делается на коленке, однако это не помешало вырасти индустрии тюнинга и там компаниям, как PUSH. Готовый качественный кит манетка + кассета будет востребован.
avatar

Aux

+3
Это просто буржуи ленивые и за все платят деньги. У нас вывести колхоз в индустрию мешают прямые руки и смекалка нашего народа :)
Под заказ разве что делать.
avatar

pashevich

+1
У любого народа есть смекалка, просто взрослея люди начинают ценить своё время. Просто не надо ориентироваться на студентов (:
avatar

Aux

0
Не стоит забывать, что у нас в Беларуси «рынок» весьма узкий. Это вам не США.
Вот в России вполне можно попробовать заняться.
avatar

pashevich

0
Яб прикупил)
avatar

kominet

0
Жаль, что понижайка не фиксируется, и манетку всё время придётся держать пальцем.
И на перекидке не пришлось подпиливать ограничитель (что регулировочный винт выкручен на максимум — это и так понятно)?
avatar

Chute

+1
@и манетку всё время придётся держать пальцем.@
я понимаю, что сегодня первое апреля :) фиксируется, конечно, если б ее надо было держать пальцем — она бы была неюзабельна. я наверное неточно объснил: нет фиксации от дальнейшего прожатия рычажка на крайней передаче, в отличие от нормальной работы трансмиссии, когда переклюк у вас упирается в ограничительный болт и рычаг понижения передачи так же мертво упирается.
могу показать видео :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
А, тогда нормуль, значит я неверно понял…
А ограничитель на переклюке пилили? 
avatar

Chute

0
про ограничитель не знаю, спрошу у автора.
avatar

pashevich

0
«Стандартных настроек переключателя хватает. На максимум вкручен только винт регулировки растояния ролика от звезд. Регулировок крайних положений хватает с запасом.»
avatar

pashevich

0
ОК, спасибо, ясно. Хотя и странно насчёт ограничителя.
А у нас продолжают эту славную традицию, и в ожидании кризиса выпиливают рамки успоков Спрямленная линия, бомж-редакция и делают контактные ботинки - контактные тапки бомж-эдишен | DHFR
avatar

Chute

0
Ну самодельным лайтовым «рокрингом-уловителемцепи» нас не удивишь:

а вот на счет рамочного лайтового E-type успокоителя я как раз сейчас думаю. Собрал жене подвес с трансмиссией 1х10, переклюк спереди в качестве успокоителя как-то не очень. Умельцы посоветовали взять корпус от веника для выпиливыния пластины E-type, а рамку-успокоитель как нибудь отдельно придумаю.
avatar

pashevich

+5
«Прикручена болтиками...» Но это винтики!
Последний раз редактировалось
avatar

AlexsandrBaryshev

+1
Да-да, технари негодуют. Но мы же не о ГОСТах сейчас.
avatar

pashevich

0
звезды NW пока еще не подешевели до уровня «жаба дает добро»
1000 рублей за NW звезду это дорого?

Здоровая звезда прикручивается с внутренней стороны кассеты. Не будет ли цепь шеркать за спицы? Думается не на всех колесах такое прокатит
Последний раз редактировалось
avatar

mrStep

0
дайте ссылочку на звезду за 30 баксов с доставкой в Минск — я куплю.
avatar

pashevich

0
www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=95&i=746519&t=746519
даже тут на 26 была инфа
twentysix.ru/company/mtbshop/blog/110040.html
Если не смущает очередь в два месяца, то можно и подождать.
avatar

mrStep

0
Врут всё, мне пришлось аж за 1100 покупать NW звезду.
avatar

idimych

0
прям хоть аплодируй! автор очень крут 
avatar

CIX

+10
До чего Бацька людей довел, ужас! :)
avatar

Evil_Falco

+8
Бацька — двигацель прагрэса!
avatar

pashevich

+7
Хороший, качественный колхоз.
avatar

generalnik

0
внес небольшие уточнения в статью.
avatar

pashevich

0
да! всех калхозам колхоз!
 теперь только остаётся заколхозить ещё срамоно ( срам и шимано) и всё! калхоз удался!
avatar

Big_White

-2
Чет ересь жесточайшая, расширитель от гарбо стоит 70 евро, не особо дорого, звезды 29-35-42, вместо 28-32-36, провала не заметил…
avatar

DaniilLyahovskiy

+8
Отдал 70 евро, а скоростей всего 10. А тут на коленке — и все 11.
avatar

RyhorSpivak

0
У меня на стелсе в деревне все 24 скорости! =)))) И стоит он как раз 70 евро
avatar

Antoshko

+4
1. 11 ск.
2. можно сделать 28-32-36-40 (42)
3. почти бесплатно.
avatar

pashevich

0
Классная идея и реализация не подкачала! Главное теперь запатентовать и на поток… даешь 11ск в массы)))
avatar

AxeL

+8
Чего только не придумают люди, лишь бы не прокачивать физуху)))
avatar

OlegShturman

0
объясните логику?
это получается, что те, у кого 2*10 трансмиссия — вообще рахиты? :)
avatar

pashevich

0
Если не одна звезда (1*X), то слабак :))
Если X, а не X-1, то слабак :)))
Примечание: Здесь X — переменная — 9/10/11.
avatar

vvllive

+2
Что ещё за полумеры? Только фикс — только хардкор!
avatar

MihailShilov

0
avatar

SpeedY

+2
и насколько она  у Вас прокачана для крутки подьема в 2 км с градиентом в 10-15 градусов?
avatar

Yue

0
Страшновато только то, что переклюк в этой переделке становится ещё ближе к спицам. Те, у кого заматывало переклюки в колесо, поймут в чём опасность. Хотя может для КК это и не так актуально в силу малой колбасни переклюка.
avatar

idimych

+1
На передаче 1-1 обычно вкручиваешь в торчок, при этом сильно колбасить не может. Другое дело, когда при катании чуть погнул петух и не заметил…
avatar

pashevich

0
Страшновато только то, что переклюк в этой переделке становится ещё ближе к спицам.

В ХХ1 самую большую сковороду тоже приблизили к спицам.
Последний раз редактировалось
avatar

VoidWanderer

0
Норм так.
 
avatar

fresh001

0
Со срамано это тоже работает!
avatar

ptmn

0
хт манетка не позволяет… мног стыковок внутри, которые невозможно пилить… да даже еслиб было возможным то испортилась бы конструкция…
avatar

SuperZero

0
А от срама манетку так можно доработать?
avatar

Yue

0
разбери и посмотри :)
avatar

SuperZero

0
на что обратить внимание? или фото есть доработаной мантеки СЛХ?
avatar

Yue

+2
первое правило владельцев манеток срам: не разбирать манетки срам =)
 

avatar

Alexey_Kudryavtsev

0
какая у вас модель заднего переключателя? просто у того же RD-M670 +, в мануале пишет, что макс. звезда у него 36Т
avatar

demonsergey

0
мануал — не догма. спрошу владельца байка, какая точно модель.
емнип он там болт регулировки расстояния верхнего ролика подпиливал.
avatar

pashevich

0
ксати, этот вопрос уже задавалив комментах, ответ:
«Стандартных настроек переключателя хватает. На максимум вкручен только винт регулировки растояния ролика от звезд. Регулировок крайних положений хватает с запасом.»
avatar

pashevich

0
del
Последний раз редактировалось
avatar

Yue

0
Спасибо за идею! Манетка и переклюк Zee отлично стали на 42 звезду. Штатных регулировок хватило. Чуть-чуть пришлось лапку подогнуть, чтобы спицы не цепляла. Переключения чёткие по всему диаппазону :)



Последний раз редактировалось
avatar

STK001

0
Вдруг кому интересно — система до сих пор работает идеально, казусов не было)
avatar

STK001

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.